Питирим, священномученик, епископ Пермский († 1455; память 29 января/11 февраля, 19 августа/1 сентября, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) Святитель Питирим был уроженцем города Ярославля. В первые годы иноческой жизни был наставляем неким великим старцем Кириллом. С 1440 года – архимандрит Московского Чудова монастыря. В 1440 году крестил новорожденного наследника Василия II Темного – будущего великого князя Ивана III. Епископом Пермским Питирим был хиротонисан между 1441 и 1447 годами. Вычегодско-Вымская летопись датирует его поставление 1444 годом. В 1447 году упоминается епископом Пермским, когда наряду с другими иерархами составлял увещевательное послание великому князю Московскому Дмитрию Шемяке. Епископ Питирим был последовательным противником Дмитрия Шемяки. Это следует и из упомянутого послания, и из рассказа Вычегодско-Вымской летописи о том, как Шемяка понуждал владыку Питирима освободить его от «проклятого слова», и наконец из сообщения Пахомия Серба, что Пермский владыка от «братоубийственою кровию руце осквернившаго... много лютая подъят». О мучениях, которые претерпел владыка Питирим в Устюге от Шемяки, упоминает и Житие епископа Питирима. В Москве епископ Питирим оставался до конца 1448 года, так как 15 декабря в числе других представителей высшего духовенства участвовал в поставлении епископа Рязанского Ионы в митрополита Московского и всея Руси. Деятельность епископа Питирима в Пермской епархии была направлена в основном к обращению в христианство многих неправославных народностей, населявших Пермский край. Преосвященный Питирим приложил много забот к церковному устройству вновь просвещенных мирных племен зырян и других, теснимых дикими племенами вогуличей (манси). После одного из опустошительных набегов вогуличей под предводительством Асыка, владыка Питирим раздал пострадавшим привезенные из Москвы дары, и по его ходатайству великий князь уменьшил получаемую с них дань. Не обращая внимания на лишения и опасности, святитель посещал самые отдаленные концы своей епархии, и не только зыряне, но и вогуличи, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать крещение. Видя успех его проповеди, воинственные вогуличи решили убить епископа Питирима.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР ВЕЛИКОПЕРМСКИЙ († до 1481?), один из первых правосл. правителей Вел. Перми. Краткие сведения о В. В. сохранили вологодско-пермские, московские и ростовские синодики 1-й пол. XVI-XVII в., в к-рых записано: «Благоверному князю Владимиру Великопермьскому, идолы поправшему и просветившему Великую Пермь святым Крещением, вечная память» (РНБ. Ф. 588. 1596. Л. 167; РГБ. Ф. 344. 99. Л. 52; Конев. С. 102). Имя В. В. внесено в родовой помянник великопермских князей, сохранившийся в составе синодика чердынского во имя ап. Иоанна Богослова мон-ря (известен в списках XVIII - нач. XIX в.; ПОКМ. НВ. 2402/2). Единственным прямым свидетельством о времени жизни В. В. является запись вологодского синодика XVI в., в к-ром память В. В. отмечена раньше памяти великопермского кн. Михаила Ермолаевича , убитого вогуличами в 1481 г. (РНБ. Ф. 588. 1596. Л. 167). Отсутствие в синодиках сообщения о насильственной смерти В. В. свидетельствует о том, что он не был убит в 1481 г., а умер собственной смертью, вероятно, ранее этой даты. Синодики, говоря о В. В., по-видимому, сообщают о Крещении части Вел. Перми в 1462 г. Об этом событии известно из Ростовского владычного свода кон. XV в. в составе «Типографской летописи», где под указанным годом помещена запись: «Того же лета Иона, епископ Пермьскый, крести Великоую Пермь, и князя их, и церкви постави, и игумены, и попы» (ПСРЛ. Т. 24. С. 185). Поскольку кн. Михаил Ермолаевич принял Крещение ок. 1452 г. в Москве, не исключено, что ростовский летописец в данном случае упоминал др. видного правителя Вел. Перми - В. В. Вычегодско-Вымская летопись кон. XVI - нач. XVII в., сообщая об этом событии, пишет, что в 1462 г. Пермский еп. св. Иона «добавне крести Великую Пермь, постави им церкви и попы и княжат Михайловых [детей Михаила Ермолаевича.- А. К.] крести» (Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись. С. 262). Ист.: Дмитриев А. А. Пермская старина: Сб. ист. статей и мат-лов преимущественно о Пермском крае. Пермь, 1889. Вып. 1: Древности бывшей Перми Великой. С. 159; ПСРЛ. Т. 24. М., 2000; Т. 25. М.; Л., 1949; Т. 26. М.; Л., 1959; Т. 37. Л., 1982 (по указ.); Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Ист.-филол. сб. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 262-263; Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик//Историческая генеалогия. Екатеринбург; Н.-Й., 1995. Вып. 6. С. 102.

http://pravenc.ru/text/159106.html

Первомайский. Стефано-Афанасьевский женский монастырь. Вотчинский Стефано-Афанасьевский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1997. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Коми, Сысольский район, поселок Первомайский, улица Спортивная, 1 Координаты: 61.120696, 50.270925 Проезд:от автопавильона Сыктывкара автобусами кировского направления: - Сыктывкар-Киров (до с. Визинга или остановки «поворот на Куниб»); - Сыктывкар-Обьячево; - Сыктывкар-Койгородок; - Сыктывкар-Визинга; от с. Визинга до п. Первомайский - местными автобусами по расписанию, ежедневно Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Женский Стефано-Афанасьевский монастырь в селе Вотча, Сыктывкарской епархии. Монастырь в Вотче был основан в XIV веке святителем Стефаном Пермским. Вычегодско-Вымская летопись свидетельствует под 1384 годом что святой Стефан построил храмы " монастырские ж на Вотче и на Еренском горотке " . Обитель была упразднена в XVIII веке. Исторических сведений о монастыре сохранилось очень мало. Синодальным решением от 17 июля 1996 года был возрожден как мужской. После того как в 1999 году наместник Стефан (Бабаев) и братия ушли в раскол, монастырь был воссоздан синодальным решением 6 октября того же года как женский. Каменный Богородице-Рождественский храм в Вотче был передан монастырю в полуразрушенном состоянии. Рядом с прежним храмом был вначале построен деревянный храм новой обители, а потом обитель обосновалась на подворье в соседнем поселке Первомайском, на территории Кунибского сельсовета МО СП " Сысольский " . Обитель жила очень скудно, однако по возможности оказывала материальную помощь нуждающимся. На подворье, кроме домового храма, была устроена гостиница и хозяйственный двор по адресу п. Первомайский, ул. Центральная, 35. В 2000-м году в монастыре - 10 насельниц. Храмы: - Богородице-Рождественский. Деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Вотче упомянут в писцовой книге 1586 года. К концу XVIII века эта церковь пришла в ветхое состояние и в 1790 году была построена новая деревянная церковь того же посвящения с приделом во имя святителя Стефана Пермского.

http://sobory.ru/article/?object=16542

Стефано-Афанасьевский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Стефано-Афанасьевский женский монастырь - православная женская обитель в Республике Коми, основанная в XIV веке. После революции монастырь был закрыт советской властью, восстановлен в 1996 году. На монастырском подворье действует гостиница. Содержание История [ править править код ] Монастырь в Вотче был основан в XIV веке святителем Стефаном Пермским. Вычегодско-Вымская летопись свидетельствует под 1384 годом что святой Стефан построил храмы " монастырские ж на Вотче и на Еренском горотке " . Обитель была упразднена в XVIII веке. Исторических сведений о монастыре сохранилось очень мало. Синодальным решением от 17 июля 1996 года был возрожден как мужской. После того как в 1999 году наместник Стефан (Бабаев) и братия ушли в раскол, монастырь был воссоздан синодальным решением 6 октября того же года как женский. Каменный Богородице-Рождественский храм в Вотче был передан монастырю в полразрушенном состоянии. Деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Вотче упомянут в писцовой книге 1586 года. К концу XVIII века эта церковь пришла в ветхое состояние и в 1790 году была построена новая деревянная церковь того же посвящения с приделом во имя святителя Стефана Пермского. В 1829 году в селе, рядом с местом где было городище Карыйил, начали строить двухэтажную каменную церковь того же посвящения. Новая двухэтажная церковь соединила в себе храмы, существовавшие в прежние времена в селе - нижний зимний храм был освящен в 1830-х годах во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, приделы нижнего храма - во имя святителя Тихона Амафунтского и мучеников Флора и Лавра, верхний летний храм - в честь Рождества Пресвятой Богородицы. После освящения верхнего храма в 1841 году старая деревянная Богородице-Рождественская церковь была разобрана. В 1876-1879 годах на пожертвования прихожан была поставлена каменная ограда с железными решетками и двумя входными воротами. В начале XX века стены второго этажа были расписаны устюжским художником Жилиным.

http://azbyka.ru/palomnik/Стефано-Афанас...

Макарий, епископ Вологодский и Великопермский О преосвященном Макарии сведений сохранилось немного и они противоречивы. Он упоминается епископом Вологодским и Великопермским с 1571 по 1575 годы (по Строеву). Но в Вычегодско-Вымской летописи приводятся иные сведения, заметно удлиняющие срок владычества Макария: смерть его предшественника Иоасафа и поставление епископа Макария датируются 1565 годом, а о кончине епископа сообщается под 1577 годом. Хронология Вычегодско-Вымской летописи находит подтверждение в Житии митрополита Филиппа. Здесь Вологодский епископ упоминается в числе других владык, участвовавших в знаменитом Соборе 1568 года, на котором митрополит выступил против опричнины. Если сведения Вычегодско-Вымской летописи верны, то именно при владыке Макарии был воздвигнут в Вологде Софийский собор (1568–1570). Вместе с другими иерархами Вологодский епископ присутствовал на Соборе 1572 года, разрешившем царю Ивану Грозному, вопреки каноническим правилам, вступить в четвертый брак. Труды: Устав о соборной службе//Библиотека Академии наук. Архангельское собрание. – 219. – Л. 245–264. Жалованная грамота Кирилло-Белоезерскому монастырю от 24 марта 1574 года//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 1, 287. Благословенная грамота священнику Парфению Пантелеймонову от 14 сентября 1572 года//Акты юридические или собрание форм старинного делопроизводства. – СПб., 1838, 389. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1396. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 730. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 47. Документы по истории коми: Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Историко-филологический сборник. – Сыктывкар. 1958. вып. 4. – С. 266. Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. – М., 1964. – С. 251. Начертание Жития, подвигов и изречений святителя Филиппа II. митрополита Московского и всея России чудотворца. – М., 1860. Буланина Т. В. Макарий//Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1989. – Вып. 2, ч. 2. – С. 89. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вологодский архиеп. Маркелл «по своему обещанью... поехал на Усть-Вым Пермским чюдотворцем помолитись» ( Суворов Н. И. Ист. сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1865. 22. С. 862). По-видимому, с XVIII в. в Усть-Выми 24 янв.- 5 февр. проводилась Герасимовская ярмарка, на к-рую приезжали жители не только Яренского и Усть-Сысольского уездов Вологодской губ., но и Вятской, Пермской, Архангельской губерний. Имя Г. включено под 24 янв. в Месяцеслов Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Собр. МДА. 201. Л. 7 об.), а также, в частности, в «Месяцеслов» и «Алфавит русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯМЗ. 15544. Л. 7 об., 350 об., 1807-1811 гг.), в др. старообрядческие святцы, напр. Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 131 (164). Л. 111 об., 1-я четв. XIX в.). Г. прославляется в службе Собору 3 Пермских святителей и в акафисте Собору 7 Пермских епископов. В обращенных к Г. тропаре и кондаке Церковь величает его «яко священника превелика и апостолов и мучеников совсельника» (Минея (МП). Янв. Ч. 2. С. 313-314). В 1907 г., когда праздновалось 300-летие канонизации первых Пермских епископов, свящ. Афанасий Какорин написал посвященный им цикл поэм. Ист.: АИ. Т. 1. 39. С. 74; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. С. 161, 166; Вып. 2. Стб. 91; Т. 9. С. XXIII; Доронин П. [Г. ] Документы по истории коми: Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Ист.-филол. сб. КФАН СССР. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 261; Вычегодско-Вымская летопись//Родники Пармы. Сыктывкар, 1989. [Сб. 1]. С. 25; На земле свт. Стефана//ЖМП. 1996. 7. С. 8; Сказание о чудесах от мощей Усть-Вымских чудотворцев, Пермских епископов Герасима, Питирима и Ионы/Подгот. текста: А. Н. Власов, Н. А. Петренко//История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы/Ред. А. Н. Власов. Сыктывкар, 1996. С. 76-92; Низов В. В. «Чюдеса великих чюдотворцев епископов Пермьских Герасима, Питирима и Ионы» как ист. источник//Шведы и Рус. Север: Ист.-культ. связи: К 210-летию А. Л. Витберга: Мат-лы междунар.

http://pravenc.ru/text/164553.html

В роковой день, во время загородного молебствия, дождавшись момента, когда святитель обернется к нему спиной, безумец схватил омофор Герасима и задушил им ни о чем не подозревавшего владыку. Так свидетельствует о трагической кончине святителя Вычегодско-Вымская летопись, составленная клириками Михаило-Архангелова Усть-Вымского монастыря в конце XVI века: «убиен бысть епискуп пермский Герасим за неколико стадий от владычнего горотка, месте, зовемый Мыс» . Мученик Питирим Духовный брат и продолжатель дела святых Стефана и Герасима – святитель и чудотворец Питирим – правил слово истины на Усть-Вымской кафедре с 1444 по 1455 годы. Несмотря на то, что многочисленные пожары истребили большую часть письменных свидетельств по истории Пермской епархии, история сохранила многие детали биографии этого видного церковного деятеля эпохи, прожившего чрезвычайно богатую событиями жизнь. «Сей преподобный бысть от страны северскыя от Великыя Руси Богом спасаемаго града Ярославля». Воспитанный благочестивыми родителями, Питирим в юном возрасте порывает с миром и его соблазнами, под руководством «некоего велика старца Кирила именем» Питирим совершенствуется в монашеском делании. В скором времени молодой инок оказывается в московском Чудовом монастыре, где сначала принимает священство, а после становится архимандритом и наставником младшей братии: «таже и архимандритом был многых богоподвижных инок общежительства и ины обители многы въздержая, и наказуя, и уча истинному Божию пути». На протяжении всей своей жизни Питирим трепетно почитал память Митрополита Алексия, основавшего обители в стенах Московского Кремля, и позднее, уже занимая Пермскую епископскую кафедру, составил его житие и похвальный канон. Чудов монастырь считался придворной обителью, а его настоятель становился доверенным лицом Московского Великого князя. Вероятно, Питирим в сане Чудова архимандрита крестил в младенчестве Ивана III, а после известия о кончине епископа на Усть-Выми выбор Митрополита пал на его кандидатуру не без влияния, а, может быть, и по прямой инициативе самого князя. Весть о мученической кончине Герасима должна была поразить Питирима: на восточных границах Митрополии велась невидимая брань, кровавыми жертвами которой становились представители высшего московского духовенства. К этому времени на Руси уже полыхала братоубийственная война между Василием Темным и Дмитрием Шемякой, а полем ее брани была Пермская сторона, и военные действия не могли обойти стороной епископскую кафедру: будущему святителю волей-неволей надлежало вступить в большую политику. Прекрасно понимая все это, Питирим со смирением и осознанной готовностью принимает на себя владычний сан и направляется к осиротевшей по смерти Герасима пастве.

http://pravoslavie.ru/127924.html

Раздоры русских князей в борьбе за великокняжеский престол спровоцировали новые набеги остяков и вогулов во главе с князем Асыкой на земли зырян. На этот раз усмирить дикарей решили новгородцы, владевшие землями по рекам Ваге и  Двине. В 1446 г. 3000 новгородских дружинников под командованием Василия Своеземцева и Михаила Яковлева вторглись в земли вогулов и дошли до Урала. Воинственный князь вогуличей Асыка был взят в плен и  принужден дать клятву более не тревожить христиан. Перемирие позволило епископу Питириму заняться устроением церковной жизни в своей епархии, проявить заботу о пастве. В 1447 г. он прибыл в Москву, чтобы  ходатайствовать перед Великим князем Василием Темным о помощи зырянам. По его просьбе пострадавшим были уменьшены подати и отправлены подарки от семьи Великого князя. В 1448 г. епископ Питирим принял участие в церковном соборе, избравшем митрополитом Киевским и всея Руси свт. Иону. В мирные годы святитель Питирим неутомимо учил и просвещал свою паству, объезжал селения пермяков, распространял духовные книги. Древнее житие святителя говорит, что он любил проповедовать не только в церквях, но и на открытых местах, в окружении большого количества народа. Характерной чертой подвига свт. Питирима является миссионерская направленность его деятельности. Апостольская ревность влекла его к соседним народам. Вычегодско-Вымская летопись свидетельствует, что свт. Питирим впервые вышел с проповедью за границы своей епархии и крестил жителей соседней Перми Великой и ее столицы Чердыни. «Летом 1455 приезжал владыка Питирим в Великую Пермь на Чердынь крестить ко святой вере Чердынцев» . Его миссионерский талант был настолько ярким и сильным, что даже враги зырян – вогулы, жившие по соседству, под его влиянием стали постепенно обращаться к христианской вере. Успешная проповедь свт. Питирима среди вогулов вызвала ненависть князя Асыки. Войдя в союз с вятчанами, свирепый вождь вновь возобновил набеги на земли зырян. 19 августа 1455 г., в воскресный день, отряд вогулов тайно подплыл к Усть-Выми на плотах и проник в город, творя убийства и погромы. Главной целью этого набега была расправа над епископом Питиримом. В древнем житии свт. Питирима содержится краткое описание его мученической кончины. «И пришли тайно вогуличи в страну и предали многих смерти; сего же святого, схватив на пути, как овча, предали особенно мучительной смерти, наученные сатаною» .

http://bogoslov.ru/article/1261736

Расширение пределов Пермской епархии приходится на время деятельности епископов священномучеников Питирима (1444-1456) и Ионы (1459-1470), просветивших Крещением Вел. Пермь. В 1451 г. пермский кн. Михаил Ермолаевич принял Крещение в Москве и вернулся в Вел. Пермь в качестве великокняжеского наместника. В 1455 г. в Вел. Пермь приезжал еп. Питирим «крестити ко святей вере чердынцев», на обратном пути, уже в вычегодских землях, он был замучен хантами (вогулами). В 1462 г. еп. Иона «добавне крести Вел. Пермь, постави им церкви и попы и княжат Михайловых (детей Михаила Ермолаевича.- А. К.) крести» (Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Ист.-филол. сб. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 262-263). Чрезвычайно сложным было служение сщмч. Питирима, совпавшее по времени с борьбой за Московское великое княжество между Василием II Васильевичем и Дмитрием Шемякой. Последний пользовался поддержкой жителей соседней Вятки, в 1450 г. разоривших земли Пермской епархии. В 1452 г. сщмч. Питирим был в плену у Шемяки, к-рый подверг епископа мучениям за отказ снять с него церковное отлучение. В 1480-1481 гг. против вел. князя Иоанна III Васильевича выступила языческая знать хантов и манси во главе с кн. Асыкой, а также правители югорских княжеств. Языческие правители не стремились к уничтожению христианства в Перми, в качестве посредника при их переговорах с вел. князем выступил еп. Филофей (1471-1501). По повелению еп. Филофея Пахомий Логофет в 1473 г. составил службу свт. Стефану Пермскому. Прп. Димитрий Прилуцкий в житии. Икона. Ок. 1503 г. Дионисий (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий в житии. Икона. Ок. 1503 г. Дионисий (ВГИАХМЗ) В 1482/83 г. вел. кн. Иоанн III выдал жалованную, тарханную и несудимую грамоту еп. Филофею на его городки, погосты и деревни по р. Вычегде. Данный документ отражает основной состав земельных владений Пермской кафедры, ранее подтверждавшийся московскими вел. князьями Димитрием Иоанновичем, Василием I Димитриевичем и Василием II Васильевичем. За Пермским архиереем и его преемниками подтверждались права на Усть-Вымский городок, вымские деревни «на Ибу», погост Аквад, «деревни на Коковицкой горе Коковиса», в Еренском городке - деревни Базлуга и Яма на р. Вычегде, Вожемский погост и городок Вожемская гора на р. Водже. Жившие на этих землях люди были освобождены от выплаты дани и податей. Во всех делах епископ судил их сам, «опроче душегубства». Великопермские епископы имели также владения в соседней Ростовской епархии, близ Вел. Устюга («на Виляде» - в Ильинском, Покровском, Никольском и Усть-Вилядском погостах - АСЭИ. Т. 3. 291. С. 307).

http://pravenc.ru/text/155162.html

По мнению А. А. Титова, И. скончался 7 марта 1608 г., но остается неясным, на основании каких документов приведена эта дата. Архиерей был похоронен в Успенском соборе Ростова Великого у юж. стены, 3-е захоронение от зап. угла. Имя И. внесено в «Список угодников Божьих... подвизавшихся в Ярославской епархии...» (1887), где он назван прозорливым, память указана под 16 марта и 22 сент. Арх.: РГБ. Егор. 869; ГИМ. Увар. 310; Хлуд. 4о; РГАДА. Ф. 381. 346; РНБ. Погод. 282, 285, 296 [рукописи, написанные по заказу И.]. Соч.: Артемьев А. И. Разгадка старинной анаграммы, помещенной в послесловии к Житию св. Александра Невского//ЗРАО. 1851. Т. 4. С. 140-143; Мансикка В. П. Житие Александра Невского. СПб., 1913. Прил. С. 49-125. (ПДПИ; 180). Ист.: Список угодников Божиих и других лиц, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии и упомянутых в разных печатных и рукописных святцах и ист. указателях//Ярославские ЕВ. 1887. 22. Ч. неофиц. Стб. 357-360; Летописец о Ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. 11; Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Ист.-филол. сб. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 268; ПСРЛ. Т. 29. С. 222. Лит.: Муравьёв A. H. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Т. 1. С. 207, 246, 294; Иерархи ростовско-ярославской паствы в преемственном порядке с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 119-120; Титов А. А. Ростовская иерархия. М., 1890; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 218-222; Сперанский М. Н. Из истории рус.-славян. лит. связей. М., 1960. С. 192-197; Тихомиров М. Н. Рус. культура X-XVIII вв.: Сб. ст. М., 1968. С. 332; Тихомировские чт., 1970 г.: Мат-лы науч. конференции, посвященной опыту организации археогр. экспедиций в РСФСР. М., 1970. С. 109; Флоря Б. Н. О реконструкции состава древнерусских библиотек//ДРИ. М., 1972. [Вып.:] Рукописная книга. С. 57-59; Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977 (по указ.); Буланин Д. М. Вологодский архиеп. Иона (Думин) и рукописная традиция сочинений Максима Грека//Источниковедение лит-ры Др. Руси. Л., 1980. С. 174-180; он же. Владимирский Рождественский мон-рь как культурный центр Др. Руси//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 73-74, 77-78; он же. Переводы и послания Максима Грека: Неизд. тексты. Л., 1984. С. 232 -233; он же. Иона (Думин)//СККДР. 1988. Вып.2. Ч. 1. С. 430-432; Покровский Н. Н. Замечания о рукописи Судных списков Максима Грека//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 80-102; Евгений. Словарь. С. 166; Сиренов А. В. Степенная книга редакции Ионы (Думина)//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2000. Вып. 3. С. 256-304; он же. Степенная книга: История текста. М., 2007 (по указ.); Вахрина В. И. Успенский собор Ростова Великого: [Альбом]. М., 2001. С. 52; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. М., 2008 2. С. 145, 168, 469.

http://pravenc.ru/text/578308.html

  001     002    003    004    005    006