Усть-Вымь. Михаило-Архангельский мужской монастырь. Церковь Михаила Архангела. Церковь во имя Архистратига Михаила и Прочих Небесных Бесплотных Сил Карта и ближайшие объекты Михайло-Архангельская церковь 1795 г. Она самая поздняя из Усть-вымских церквей, и в ее облике чувствуется влияние классицизма. Храм бесстолпный, круглый в плане, одноэтажный, скромных размеров. Алтарь и паперть - полукруглые, трапезная квадратная. Фасад декорирован очень скромно. С северной стороны храм украшают две колонны тосканского ордера. Завершение храма традиционное для местных церквей - многоярусное с маленькой луковичной главкой. По сравнению со Стефановской церковь Михаила Архангела выглядит более изысканной, «франтоватой». В настоящее время в здании церкви - экспозиция Усть-Вымского музея -заповедника. Многочисленные экспонаты рассказывают об истории села с древнейших времен до наших дней. Источник: сайт монастыря Возникновение первой церкви Михаила Архангела в с. Усть-Вымь связано с эпохой миссионерского служения Святителя Стефана Пермского, Просветителя зырян. С 1384 года Святитель приступает к храмовому обустройству Епархии. На месте срубленной св. Стефаном прокудливой берёзы – кумирницы язычников был построен православный храм и освящен в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных и устроен Михаило-Архангельский мужской монастырь. Этот монастырь стал резиденцией пермских епископов до перенесения кафедры в Вологду (сер. XVI в.). В монастыре существовала школа, где обучались зырянские дети и готовились кадры священнослужителей для епархии. С начала XVII века монастырь постепенно пришёл в упадок и до секуляризационной реформы 1764 года периодически возобновлялся как Усть-Вымская Архангельская пустынь.  С упразднением пустыни Михаило-Архангельский храм становится приходской церковью. К концу XVIII века –он единственный из усть-вымских храмов в деревянном исполнении. В 1786 году по грамоте Преосвященного Иринея вместо ветхого деревянного храма возводится каменный. При разборке деревянного храма был обнаружен истлевший пень необыкновенно крупной берёзы. К 1795 году храм был возведен под крест. Внутренние работы продолжались до 1806 года. Роспись храма выполнял косланский иконописец Яков Попов. 25 января этого же года новоустроенный приходской храм был освящён во имя Михаила Архангела. В 1854 году Михаило-Архангельский приход по распоряжению епархиальных властей был присоединён под предлогом нехватки земель для содержания причта к Усть-Вымскому Благовещенскому приходу. Приход возобновлен по указу Синода и просуществовал до закрытия церкви советскими властями в начале 1930-х годов. Здание храма было передано Усть-Вымскому лагерю ГУЛАГа НКВД. Здесь размещалась столовая и клуб для начальства и охраны Вогваздинского лагерного пункта.

http://sobory.ru/article/?object=10513

с 28.03.1558 † неизвест. Волович Григорий Маркович пан (нерукоположен), управлял упоминается ранее октября 1562 † до 22.10.1562 Арсений (Шишка) архиепископ, рукоположен с 22.10.1562 по 15.02.1563 заточен в Спасо-Каменный монастырь; † 1576 Полоцкая и Великолуцкая Под властью митрополитов Московских Трифон (Ступишин) архиепископ, бывший еп. Суздальский с 6.04.1563 † 20.09.1566 Афанасий (Палецкий) архиепископ, бывший еп. Суздальский с 11.08.1566 по 17.05.1568 удалился на покой в Кирилло-Белозерский монастырь; † 1573 Антоний архиепископ, упоминается между 1568 и 1572 митр. Московский и всея Руси Киприан архиепископ, упоминается с 1578 до 11.08.1579 взят в плен поляками; † неизвест. Полоцкая, Витебская и Мстиславская Под властью митрополитов Киевских Кафедра в Мстиславе или в Могилеве, а после взятия поляками Полоцка в 1579 году – в Полоцке Варсонофий (Валах) епископ, рукоположен † 1576 (1570) Феофан (Рыпинский) епископ, рукоположен, архиепископ с 1576 с 15.12.1576 † в августе 1588 Афанасий (Терлецкий) архиепископ, управлял епархией с 22.09.1588 по 1592 Нафанаил (Седлицкий) архиепископ, управлял епархией с 16.02.1592 † в сентябре 1595 (после 22.09) Герман (Загорский Григорий) архиепископ, рукоположен с 22.09.1595 (наречен 5.05.1595) с 9.10.1596 принял унию; †1600 Мелетий (Смотрицкий) архиепископ, рукоположен с 1620 по 6.06.1627 перешел в унию; † 27.12.1633 Далее епархия отпала в унию, а в Могилеве сформирована самостоятельная епархия. Полоцкая и Смоленская (Белорусская) После освобождения Полоцка и Смоленска русскими воинами Иоаким (Дьяконов) епископ, поставлен с 1654 по 1656 † неизвест. Каллист (Дорофеевич-Риторайский), епископ, рукоположен с июня 1657 (на кафедре с 13.03.1656) Полоцкая и Виленская С 30 апреля 1833 года Кафедра в Полоцке Смарагд (Крыжановский) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 14.05.1833 архиепископ с 15.06.1836 по 15.06.1837 архиеп. Могилевский и Мстиславский Исидор (Никольский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пермская Учреждена в 1383 году Великопермская (Пермская, Усть-Вымская) Кафедра в Усть-Выми Стефан (Храп) епископ, свт., рукоположен † 26.04.1396 в Москве Исаакий епископ, рукоположен с 20.01.1397 (1398) † 22.03.1416 в Москве Герасим епископ, свт., рукоположен после 1416 упоминается в 1441 и 1448 † 24.01 (ок. 449) (убит вогуличем) Питирим епископ, свт., рукоположен между 1441 – 1447 † 19.08.1455 (убит вогуличами) Иона епископ, свт., поставлен в конце 1455 † 6.06.1470 Филофей (Амфилохий) епископ, рукоположен со 2.11.1471 до 1472 переименован еп. Великопермский и Вологодский Великопермская и Вологодская С 1472 года Филофей (Амфилохий) епископ, бывший еп. Великопермский с 1472 до апреля 1501 † неизвест. В феврале 1492 года кафедра перемещена из Усть-Выми в Вологду и позже переименована в Вологодскую и Великопермскую (Пермскую). Пермская и Екатеринбургская Восстановлена 16 октября 1799 года Арсений I (Москвин) епископ, бывший еп. Воронежский и Черкасский с 16.10.1799 по 26.11.1799 еп. Воронежский и Черкасский Иоанн (Островский) епископ, рукоположен с 5.02.1800 † 24.12.1801 Иустин (Вишневский) епископ, бывший еп. Свияжский, викарий Казанской епархии с 20.01.1802 по 31.05.1823 на покое; † 31.01.1826 Дионисий (Цветаев) епископ, рукоположен с 15.07.1823 по 21.04.1828 на покое; † 24.04.1846 Мелетий (Леонтович) епископ, свт., бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 21.04.1828 по 18.07.1831 архиеп. Иркутский и Нерчинский Аркадий (Федоров) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский и Верхотурского с 8.08.1831 по 25.12.1833 переименован и возведен в сан архиеп. Пермского Пермская и Верхотурская С 25 декабря 1833 года Аркадий (Федоров) архиепископ, бывший еп. Пермский и Екатеринбургский с 25.12.1833 по 29.03.1851 архиеп. Олонецкий и Петрозаводский Неофит (Соснин) епископ, бывший еп. Вятский и Слободской, архиепископ с 29.03.1851 с 11.04.1854 † 5.07.1868 Антоний (Смолин) епископ, бывший еп. Пензенский и Саранский с 21.08.1868 архиепископ с 16.04.1872 по 9.09.1876 на покое; † 21.12.1876

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Великоустюжская Основана 03.1682 (выделена из Вологодской епархии). Именование – по г. Великий Устюг (Вологодская область). Архиепископия (после 1718 г. обычно замещалась епископами). С 1731 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Упразднена 06.06.1788 (присоединена к Вологодской епархии). Возобновлена 30.01.1888. Вологодское викариатство. Самостоятельная с 21.08(03.09)1918 (Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Российской Православной Церкви 305 от этой даты: «...ныне же открыть следующие новые самостоятельные епархии, образовав из соименных им викариатств:... 2) Велико-Устюжскую с наименование Епархиального Преосвященного Велико-Устюжским и Усть-Вымским и со включением в ея состав уездов Никольского, кроме 1-го благочиннического округа, Сольвычегодского, Яренского и Усть-Сысольского Вологодской епархии...» [РГИА ф. 831, оп. 1, д. 58, л. 1.]). Именовалась: Великоустюжская и Тотемская; с 30.01.1888 – Великоустюжская; с 05.10.1916 – Великоустюжская и Усть-Вымская. Упразднена в 1937 г. Викарная кафедра: Никольская. 12.03.1682 04.10.1684 Геласий 08.02.1685 19.07.1699 03.03.1700 25.01.1719 15.01.1726 22.05..1727 11.05.1731 Лаврентий Горка 09.12.1731 06.10.1735 18.09.1737 09.03.1738 Лука Конашевич 09.03.1738 28.02.1748 28.02.1748 20.02.1761 11.11.1761 09.11.1766 Феодосий Голосницкий 09.11.1766 11.07.1767 09.06.1767 09.07.1786 21.02.1888 03.05.1891 Иоанникий Казанский 03.05.1891 07.05.1892 Петр Лосев 21.06.1892 10.12.1894 Варсонофий Курганов 14.09.1895 04.10.1897 Антоний Каржавин 04.10.1897 12.08.1904 Гавриил II Голосов 05.09.1904 25.04.1906 09. 12. 1909 1923(?) Сщмч. Алексий Бельковский, паки 17(30) 08 1923 10(23)03.1924 10(23)03.1924 06.1925 27.11(10.12)1925 Иринарх Синеоков-Андреевский 01(14)12.1927 25.02(09.03)1932 25.02(09.03)1932 29.07(11.08)1933 Серафим Афанасьев 09(22)03.1933 29.07(11.08)1933 29.07(11.08)1933 24.11.(07.12)1935 01.1936 07(20)06.1937 Великоустюжская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Великий Устюг (Вологодская область).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полоцкая Учреждена до 997 года. В период 1317–1328 годов входила в состав Литовской митрополии, в период 1354–1361 годов – в составе Волыно-Литовской митрополии. В епархию входили следующие города; Витебск, Друцк, Подберезовск, Минск, Заславск, Свислоцк, Логойск. Полоцкая Мина епископ, свт., рукоположен с 13.12.1105 † 20.06.1116 (первый, упоминаемый в летописях) Илия епископ, упоминается в 1120–1128 Косма епископ, рукоположен с 1143 упоминается до 1156 † неизвест. Дионисий епископ, (свт.), назначен Николай епископ, бывший еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский с 1184 или, возможно, до июля-августа 1183 † неизвест. Владимир епископ, упоминается † неизвест. Каллист I епископ, упоминается в начале XIII века неизвест. Алексий епископ, упоминается в 1231 первая пол. XIII века † неизвест. Симеон епископ, свт., упоминается с 1260 по 1271 еп. Тверской; † 3.02.1289 Иаков епископ, упоминается † неизвест. Григорий епископ, упоминается † неизвест. Феодосий архиепископ, рукоположен с 1392 упоминается в 1406 и 1415 Фотий архиепископ, упоминается † неизвест. Симеон архиепископ, упоминается с 1450 по 1456 † неизвест. Полоцкая и Витебская Каллист II епископ, упоминается в 1458, но уже в 1459 не упоминается † неизвест. Симеон архиепископ, рукоположен с 1477 (1470) по 1481 митр. Киевский и всея Руси Иона (Глезна) архиепископ, рукоположен с 1482 до 1492 митр. Киевский и всея Руси Лука архиепископ, управлял с 1488 (1490, 1492, 1495) до 1503 † позже 1503 Евфимий (Окушкович-Боский), архиепископ, упоминается в 1504 –1512 Симеон архиепископ, упоминается † неизвест. Киприан архиепископ, упоминается в начале XVI века † неизвест. Иосиф (Русин) архиепископ, управлял с 1516 по 1523 митр. Киевский, Галицкий и всея Руси Нафанаил епископ, упоминается с 1524 по 1533 Полоцкая, Витебская и Мстиславская Мисаил архиепископ, рукоположен с 27.04.1534 † неизвест. Симеон архиепископ, упоминается с 1534 до 1549 † неизвест. Герман (Литавар-Хребтович), архиепископ, упоминается Герасим (Корсак Глеб) епископ, управлял

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Храм Богоявления в деревне Ляли      Во время странствия по земле Коми больше всего поражает, сколько еще в республике разрушенных старинных церквей. Стоят они, открытые всем ветрам, с пустыми глазницами окон, выбитыми дверями. Один из таких храмов-мучеников — Богоявленская церковь деревни Ляли Княжпогостского района Коми. Дорога к храму Те, кто часто путешествует в направлении городов Ухты и Сосногорска, наверняка помнят этот участок пути, когда дорога сначала погружается в низину, а потом, словно подхваченная порывом ветра, буквально взлетает на возвышенность. Дорога к храму      И взору открывается вид незабываемый — ста­ринный величественный храм Бого­явления, под кры­­­лом которого ра­споло­жилась мале­нь­кая деревня Ляли. Храм Богоявления хорошо виден с трассы      Ляльскими тропами Сегодня в Лялях проживает всего несколько десятков человек. Несмотря на то, что местные жители покидают родные места, из городов Коми сюда устремились дачники и любители охоты и рыбалки. Деревушка стоит на берегу реки Вымь, а в окрестных лесах ягод и грибов — видимо-невидимо. А еще ляльский лес — это при­родное лечебное учреждение. Во время прогулки по изумрудному царству казалось, что здесь свой микроклимат — когда везде торже­ство­вала золотая осень, в лесу, казалось, уже хозяйничала зима. Такой эффект снега соз­давали осо­бые лишай­ники, которые называют еще — кладины. Деревня Ляли      Лишайники — био­инди­каторы чистоты ок­ружающей сре­ды, а биологи говорят, что если местность изобилует лишайниками, она нуж­да­ет­ся в осо­бой охране и заботе человека. Воинствующая Ляльмандия Старожилы гордо величают родную деревню не иначе, как «Ляльмандия» — видимо, по аналогии с такими названиями, как Финляндия, Гренландия. Мы попытались выяснить, откуда произошло такое необычное название населенного пункта — «Ляли»? Путеводитель «Вымская окраина», составленный Княжпогостской центральной библиотекой, сообщает, что «ляли» — слово финно-угорского происхождения и означает «враг, противник». Такое наименование ляльчане получили неслучайно. В IX-X веках, когда племена воинствующих угров совершали набеги на зырянскую землю, в районе Лялей для отпора врагам было сооружено воинское укрепление. О баталиях тех давних времен свидетельствует и могильник, расположенный рядом с деревней, датируемый IX-XI веками.

http://pravoslavie.ru/98917.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРАСИМ († 1442/43, близ погоста Усть-Вымь, ныне с. Усть-Вымь Усть-Вымского р-на Республики Коми), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), еп. Пермский (см. Вологодская и Великоустюжская епархия ). Дата поставления Г. на Пермскую кафедру (с центром в Усть-Выми) - 1418 г.- указана в Коми-Вымской летописи кон. XVI - нач. XVII в., к-рая включила краткие летописцы, составлявшиеся при Пермской кафедре с кон. XIV в. ( Доронин. С. 260; Флоря Б. Н. Коми-Вымская летопись//Новое о прошлом нашей страны: Сб. ст.: Памяти акад. М. Н. Тихомирова. М., 1967. С. 227-231). Эта дата не противоречит сообщениям др. летописей о том, что в 1416 г. в хиротонии Новгородского архиеп. Симеона участвовал предшественник Г. на Пермской кафедре еп. Исаакий (НПЛ. С. 406; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 415). Сщмч. Герасим Пермский, преподобные Герасим Вологодский, Григорий Пельшемский, Иннокентий и Галактион Вологодские. Фрагмент иконы«Спас Вседержитель с Вологодскими святыми». 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Сщмч. Герасим Пермский, преподобные Герасим Вологодский, Григорий Пельшемский, Иннокентий и Галактион Вологодские. Фрагмент иконы«Спас Вседержитель с Вологодскими святыми». 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Записанные в XIX в. пермские предания (опубл. И. М. Верюжским: с. 329-331) говорят о Г. как об активном миссионере, много путешествовавшем по епархии и заботившемся о пастве. Епископ прилагал усилия для защиты зырян от набегов новгородских ушкуйников, вятчан и особенно язычников манси (вогулов, или вогуличей, живших за Уралом, а также на верхней Печоре и Ижме). Г. часто обращался к ним с просьбами о мире и с поучениями. Предание сообщает, что во время одного из набегов манси святитель бесстрашно пришел к их кн. Асыке и сумел убедить его уйти из земли зырян (по-видимому, этот рассказ является анахронизмом - манси нападали на зырян под предводительством Асыки во 2-й пол. XV в.: в 1455 и 1480-1481). Позиции христианства в Ст. Перми при Г. если не укрепились, то во всяком случае не были поколеблены. В 1430 г. Киевский митр. св. Фотий писал: «Служить днесь чисте и православне Пермьскаа страна на христианьскую службу» (Слово о исхождении Св. Духа// Фотий, митр. Киевский и всея Руси. Книга, глаголемая Фотиос: Соч. М., 2005. С. 78). Возможно, московские вел. князья выдавали Г. жалованные грамоты или подтверждали прежние пожалования Пермской кафедре. В 1482/83 г. Иоанн III Васильевич дал Пермскому еп. Филофею тарханную и несудимую грамоту на владычные городки, погосты и деревни по р. Вычегде, «которые были наперед сего за владыками Пермскими». Данный документ отражает основной состав земельной собственности, приобретенной Пермскими епископами начиная с 80-х гг. XIV в. (АСЭИ. Т. 3. 291). В 1441 г. Г. присутствовал на Московском Соборе, осудившем митр. Исидора .

http://pravenc.ru/text/164553.html

Усть-Вымь. Михаило-Архангельский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1741 и 1746. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Коми, Усть-Вымский район, с.Усть-Вымь. Координаты: 62.223122, 50.400168 Проезд:Церковь располагалась западнее Михаило-Архангельской церкви. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Историческое местоположение: Яренский уезд, Вологодская губерния. Первую церковь в Усть-Выми, в честь Благовещения Божией Матери, основал первый Пермский епископ свт. Стефан в конце XIV века. После хиротонии свт. Стефана во епископа в 1383 г. эта церковь стала кафедральным собором, до перевода архиерейской кафедры в Вологду в начале XVI века. В приходе было две каменные церкви. Первая построена в 1734 году, вместо деревянной. Престолы: во имя Благовещения Божией Матери; во имя Всех Святых. Освящена в 1746 г. Придел с особой главой, пристроен с северной стороны в 1749 г., освящен в 1764 г. Вторая построена в 1755 году. Престол во имя Стефана Пермского. Обе одноэтажные. Колокольня построена отдельно при Екатерине Великой. В приделе во имя Всех Святых по левую сторону царских врат была сооружена гробница над лежащими под спудом мощами святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Великопермских. На гробнице была положена икона святителей, в человеческий рост, с надписью: " 7115 (1607) года месяца Июня 8-го дня при Благочестивейшем Царе и Великом Князе Василие Иоанновиче Всея России Самодержце, при Святейшем Гермогене Патриархе Московском и всея России повелением Их написан бысть сей образ трех Святителей: Герасима, Питирима и Ионы, Пермских Чудотворцев, Епископом Иоасафом Вологодским и Великопермским и положен сей образ на гробнице сих Великих Чудотворцев " . В 1874-1899 г.г. была приписана Усть-Вымская Михаило-Архангельская церковь. Часовни: в д. Иб, во имя Казанской иконы Божией Матери, в 5-ти верстах от приходской церкви, построена по указу Вологодской ДК от 9 августа 1877 г. за в д. Ероздинской, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1788 г. при церкви числилось 670 человек, в 1868 г. - 875. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37873

144. АФЗХ. Ч. I. 263. С. 236. Инока Фомы слово похвальное... С. 47. См.: Герберштейн. С. 134. АСЭИ. Т. II. 496. С. 544. См.: Очерки русской культуры XIII—XV вв. Ч. 1. М., 1969, С. 442. ДДГ. 57. С. 176. См.: Каштанов. 14. С. 366 (1454 г.). См.: Веселовский С.Б. Из истории древнерусского землевладения//Исторические записки. 1946. Кн. 18. С. 56-91. См.: Будовниц. С. 141-145. См.: Герберштейн. С. 153. См.: Каштанов. 13. С. 365. См. там же. 11. С. 363-364. См.: Герберштейн. С. 82. АСЭИ. Т. II. 354. С. 348. Подробнее см.: Алексеев Ю.Г. Аграрная и социальная история Северо-Восточной Руси XV—XVI вв. Переяславский уезд. М.; Л., 1966. С. 58-67. См.: Каштанов. 11. С. 363-364. АСЭИ. Т. I. 165. С. 121; 170. С. 124; 179. С. 130. ДДГ. 22. С. 60. АСЭИ. Т. I. 220. С. 155; Т. II. 102. С. 62; 180. С. 114. АСЭИ. Т. I. 220. С. 155. АСЭИ. Т. II. 103. С. 63-64. См.: Будовниц. С. 139-140. ДДГ. 22. С. 61; ср.: 21. С. 58. См.: Герберштейн. С. 147, 148. Вымская летопись. С. 261. См.: Герберштейн. С. 162. У Герберштейна ошибка: Вычегда вместо Вишеры. РИБ. Т. 6. СПб., 1880. 73. С. 591-592. Вымская летопись. С. 261. См.: Герберштейн. С. 162. АСЭИ. Т. I. 245. С. 173. Там же. 225. С. 160-161; 245. С. 172; 248. С. 177. АСЭИ. Т. II. 351. С. 346-347. ДДГ. 29. С. 74. См.: Любавский М.К. Образование основной государственной территории великорусской народности. Л., 1929. С. 10. См.: Будовниц. С. 67, 149-152, 200-202. Паисий просил Василия II отдать распоряжение «наместником своим, живущим во граде Галиче, обитель нашу снабдети от нашествия иноплеменных и от нападания хотящих разорити ю». Василий II выдал грамоту галицкому наместнику, в которой содержалось распоряжение «снабдить обитель и хранить ю» (ГБЛ. Собр. Тихонравова. 57, л. 50 об., 51). При штурме Галича в 1450 г. войска Василия II шли из оврагов, окружавших Верхнее городище (ПСРЛ. Т. 26. С. 209). ПСРЛ. Т. 26. С. 184. ДДГ. 12. С. 33. ДДГ. 29. С. 73. ДДГ. 24. С. 64, 66. См.: Герберштейн. С. 162. РИБ. Т. 6. 77. Стб. 605-606. См.: Герберштейн. С. 128, 162.

http://sedmitza.ru/lib/text/438772/

ПСРЛ. Т. 37. С. 89; Т. 26. С. 212. ПСРЛ. Т. 37. С. 89; Т. 27 (Никаноровская летопись). С. 118. ПСРЛ. Т. 26. С. 212. РИБ. Т. 6. 71. Стб. 575-586. ПСРЛ. Т. 37. С. 89. ПСРЛ. Т. 16. Стб. 193. ПСРЛ. Т. 23. С. 154. ПСРЛ. Т. 16. Стб. 193. Вымская летопись. С. 261. Сообщение помещено перед рассказом о походе Василия II на Кокшенгу. ПСРЛ. Т. 15. Стб. 495. Инока Фомы слово похвальное... С. 53-54; 27 ноября 1452 г. Василий И находился в Суздале (АСЭИ. Т. III. 96. С 133). ПСРЛ. Т. 16. Стб. 193. Повести о житии Михаила Клопского. М.; Л. 1958. С. 108. Ржева входила в удел князя Константина Дмитриевича, а затем пожалована была Дмитрию Шемяке (ДДГ. 35. С. 90). АИ. Т. I. 53. С. 101-103. ААЭ. Т. I. 372. С. 463-464. Грамота написана после приезда Дмитрия Шемяки и его жены в Новгород. ПСРЛ. Т. 26. С. 212; Т. 27 (Никаноровская летопись». С. 118; (Сокращенный свод конца XV в.). С. 274; Т. 15. Стб. 495. ПСРЛ. Т. 5 (Софийская I летопись). С. 271. ПСРЛ. Т. 15. Стб. 495; Инока Фомы слово похвальное... С. 54-55. ПСРЛ. Т. 26. С. 212. До Андрея Меньшого у Василия II были уже сыновья Иван, Юрий, Андрей Большой, а в июле 1449 г. родился еще Борис (Там же. С. 208). Там же. С. 212. Сохранилась духовная грамота Софьи Витовтовны, написанная до 8 августа 1452 г. (ДДГ. 57. С. 175-178). ПСРЛ. Т. 26. С. 213; Т. 25, С. 273; Т. 6. С. 180. ПСРЛ. Т. 27 (Сокращенные своды конца XV в.). С. 274, 348; Т. 5 (Софийская I летопись по списку Царского). С. 271; Т. 4. Ч. 1. С. 455, 490. ПСРЛ. Т. 37. С. 89. ПСРЛ. Т. 20. Первая половина. СПб., 1910. С. 262. ПСРЛ. Т. 23. С. 155. ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 445 (Новгородская летопись по списку Дубровского). С. 490 (17 июня); Т. 15. Стб. 495; Т. 24. С. 184 («по Петрове дни»); ПЛ. Вып. 1. С. 51 (18 июня); Вып. 2. С. 49 (18 июня). Еще накануне отравления Дмитрия Шемяки и вскоре после этого в Москве проявляли беспокойство в связи с положением дел в Галиче и других землях, некогда ему принадлежавших. Правительство Василия II стремилось укрепить там свои позиции выдачей льгот. Так, 3 июля 1453 г. от имени Василия II выдана была грамота на троицкие владения в районе Соли Галичской (АСЭИ. Т. I. 245. С. 172-173). Около 1453—1455 гг. на солигаличские варницы грамоту выдала великая княгиня Мария Ярославна (Там же. 248. С. 177).

http://sedmitza.ru/lib/text/438793/

   001    002    003    004    005   006