Питирим (ум. 19 VIII 1455) – епископ Пермский, автор одной из редакций Жития Алексея митрополита и служб на память митрополита Алексея и на обретение его мощей. О П., как и о других пермских епископах XV в., сохранилось мало известий; почти ничего не знали о них уже в кон. XVII в., как следует из письма иерея Благовещенской Усть-Вымской церкви Евтихия, который обратился к епархиальному начальству в Вологде с просьбой сообщить хоть что-нибудь достоверное о пермских чудотворцах-епископах (Жития святых... С. 409–410). Согласно краткому Житию Питирима, святитель был уроженцем Ярославля, в первые годы иноческой жизни был наставляем неким великим старцем Кириллом. Прежде чем стать во главе Пермской епархии, П. состоял архимандритом Чудова монастыря; в 1440 г. он крестил новорожденного наследника Василия II Темного – будущего великого князя Ивана III. Пермским владыкой П. стал между 1441 г., когда Пермской церковью еще руководил его предшественник Герасим (АИ. 1841. Т. 1, 39. С. 74), и 1447 г., когда П. уже в качестве Пермского епископа вместе с другими иерархами составлял в Москве увещевательное послание Дмитрию Шемяке (Там же. 40. С. 75; Е. Будрин и И. Верюжский полагали даже, что текст этого послания принадлежит именно П.). Вычегодско-Вымская летопись датирует его поставление 1444 г. (Документы по истории коми: Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Историко-филологический сборник. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 261). По-видимому, П. оставался в Москве до кон. 1448 г., ибо 15 декабря этого года в числе других представителей высшего духовенства он поставил в митрополиты рязанского епископа Иону. В феодальной войне сер. XV в. П. выступал последовательным противником Дмитрия Шемяки. Это явствует и из упомянутого соборного послания, и из рассказа Вычегодско-Вымской летописи о том, как Шемяка понуждал П. освободить его от «проклятого слова» (Документы по истории коми. С. 261), и, наконец, из сообщения Пахомия Серба, что Пермский владыка от «братоубийственою кровию руце осквернившаго... много лютая подъят» (Житие митрополита всея Руси святого Алексия, составленное Пахомием Логофетом. СПб., 1877–1878. Вып. 1. С. 5 (ОЛДП. 57)). О мучениях, которые П. претерпел в Устюге от Шемяки, глухо упоминает и Житие П. Будучи четвертым епископом в новообразованной епархии после Стефана Пермского, П. ревностно продолжал миссионерский подвиг последнего, за что и пал жертвой озлобленных этой его деятельностью вогуличей (манси), которые во главе со своим князем Асыкой убили П. то ли в Усть-Выми, то ли в Чердыни. Житие П. в отличие от других источников датирует гибель святителя 15 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Иона Думин (ум. до 1616 г.) – митрополит Ростовский и Ярославский, писатель и книголюб. Пострижен Тверским епископом Захарием, не позднее 31 мая 1584 г. стал архимандритом владимирского Рождественского монастыря (ПСРЛ. М., 1965, т. 29, с. 222), с 1589 г. – архиепископ Вологодский и Великопермский (хиротонисан после мая 1588 г.: Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877, стб. 731). В митрополиты Ростовские и Ярославские возведен в 1603 г.: время поставления ограничено, с одной стороны, 12 февраля, когда его предшественник Варлаам был немощен, но еще жив (Акты и грамоты Кирилло-Белозерского монастыря: (Из архива Саратовской архивной комиссии)//Тр. Сарат. уч. архивн. комиссии. Саратов, 1914, вып. 31, с. 11), а возможно 24 марта, когда Варлаам был «в синодики написан» (Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря//Зап. Отд. рус. и славян. археол. имп. Археол. о-ва. СПб., 1851, т. 1, отд. 3, с. 74), и, с другой стороны, 25 июля (запись на Толковом Апостоле: Образцы славяно-русского древлеписания, издаваемые профессором Погодиным. М., 1841, тетр. II, 12). Вскоре, однако, И. Д. удалился на покой в Рождественский монастырь, откуда он начинал свою карьеру – между 29 июня 1604 г. (Акты Юридические. СПб., 1838, с. 408) и 18 марта 1605 г. (Строев П. М. Списки иерархов..., стб. 333). Запись на Евангелии 1616 г., которое начали переписывать по повелению И. Д. в 1607 г., отличается от стандартных записей на его книгах – можно думать, что к этому времени его уже не было в живых. Та же запись показывает ошибочность данных Вычегодско-Вымской летописи, датирующей смерть И. Д. 1604 (7112) г. (Документы по истории коми: Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Ист.-филол. сб. Сыктывкар, 1958, вып. 4, с. 268). Откуда взята точная дата смерти И. Д. (7 марта 1608 г.) автором статьи о нем в РБС, неизвестно (РБС, «Ибак – Ключарев». СПб., 1897, с. 316). И. Д. принимал активное участие в церковно-политической жизни своего времени. К нему благоволил Борис Годунов (Акты феодального землевладения и хозяйства. М., 1961, ч. 3, с. 104–106); согласно Новому летописцу он доносил патриарху Иову о преступных замыслах Григория Отрепьева, будущего самозванца.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Питирим, священномученик, епископ Пермский († 1455; память 29 января/11 февраля, 19 августа/1 сентября, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) Святитель Питирим был уроженцем города Ярославля. В первые годы иноческой жизни был наставляем неким великим старцем Кириллом. С 1440 года – архимандрит Московского Чудова монастыря. В 1440 году крестил новорожденного наследника Василия II Темного – будущего великого князя Ивана III. Епископом Пермским Питирим был хиротонисан между 1441 и 1447 годами. Вычегодско-Вымская летопись датирует его поставление 1444 годом. В 1447 году упоминается епископом Пермским, когда наряду с другими иерархами составлял увещевательное послание великому князю Московскому Дмитрию Шемяке. Епископ Питирим был последовательным противником Дмитрия Шемяки. Это следует и из упомянутого послания, и из рассказа Вычегодско-Вымской летописи о том, как Шемяка понуждал владыку Питирима освободить его от «проклятого слова», и наконец из сообщения Пахомия Серба, что Пермский владыка от «братоубийственою кровию руце осквернившаго... много лютая подъят». О мучениях, которые претерпел владыка Питирим в Устюге от Шемяки, упоминает и Житие епископа Питирима. В Москве епископ Питирим оставался до конца 1448 года, так как 15 декабря в числе других представителей высшего духовенства участвовал в поставлении епископа Рязанского Ионы в митрополита Московского и всея Руси. Деятельность епископа Питирима в Пермской епархии была направлена в основном к обращению в христианство многих неправославных народностей, населявших Пермский край. Преосвященный Питирим приложил много забот к церковному устройству вновь просвещенных мирных племен зырян и других, теснимых дикими племенами вогуличей (манси). После одного из опустошительных набегов вогуличей под предводительством Асыка, владыка Питирим раздал пострадавшим привезенные из Москвы дары, и по его ходатайству великий князь уменьшил получаемую с них дань. Не обращая внимания на лишения и опасности, святитель посещал самые отдаленные концы своей епархии, и не только зыряне, но и вогуличи, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать крещение. Видя успех его проповеди, воинственные вогуличи решили убить епископа Питирима.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЛОГОДСКАЯ И КИРИЛЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, преемственно связана с учрежденной в 1383 г. Пермской епархией, центром к-рой являлся Усть-Вым (совр. с. Усть-Вымь в Усть-Вымском р-не Республики Коми), выделенной из Ростовской и Новгородской епархий. С 1492 г. Великопермская и Вологодская, с 1589 г. Вологодская и Великопермская с центром в Вологде, с 1657 г. Вологодская и Белозерская, с 1788 г. Вологодская и Великоустюжская, с 1888 г. Вологодская и Тотемская, с 1945 г. Вологодская и Череповецкая, с 1965 г. Вологодская и Великоустюжская, с 23 окт. 2014 г. Вологодская и Кирилловская. 23 окт. 2014 г. решением Свящ. Синода из состава Вологодской епархии были выделены две самостоятельных епархии - Великоустюжская и Череповецкая, в результате чего в ведении В. е. остались Вологда, Вологодский, Важегодский, Верховажский, Грязовецкий, Кирилловский, Междуреченский, Сокольский, Сянжемский, Усть-Кубинский, Харовский и Шекснинский районы Вологодской области. Одновременно епархия включена в состав новообразованной Вологодской митрополии . Кафедральный город - Вологда. Кафедральный собор - в честь Рождества Пресв. Богородицы. Правящий архиерей - митр. Савва (Михеев ; с 25 авг. 2020). Епархия разделена на благочиннические округа: Центральный г. Вологды, Северо-Восточный (Зареченский) г. Вологды, Южный г. Вологды, Северо-Западный г. Вологды, Верховажский, Кирилловский, Междуреченский, Сокольский, Харовский, Шекснинский. К нач. 2016 г. в В. е. действовали 105 храмов, 5 мон-рей (3 муж., 2 жен.), в клире епархии состояли 100 священнослужителей (95 священников, 15 диаконов). Территория епархии в кон. XIV - нач. XV в. включала земли Вычегодской (Старой) Перми (по берегам рек Вычегда, Вымь и Сысола; совр. Республика Коми). Во 2-й пол. XV в. в результате деятельности Пермских епископов священномучеников Питирима и Ионы к епархии присоединились земли Вел. Перми (по берегам рек Кама, Колва, Вишера; совр. Коми-Пермяцкий автономный округ). После вхождения Новгорода в состав Московского гос-ва (1478) по повелению вел. кн. Иоанна III в февр. 1492 г. митр. Зосима и Новгородский архиеп. Геннадий (Гонзов) «придали из митрополии и из архиепископии из Новогородъскиа, церкви свои на Вологде в городе и на посаде епископу Пермскому Филофею в Пермскую епископию» (ПСРЛ. Т. 12. С. 232); центром Великопермской и Вологодской епархии оставалась Усть-Вымь. В 1571 г. Великопермской кафедре из Новгородской епархии были переданы земли по рекам Вага и Сев. Двина, а также Каргополь; в 1584 г. эти территории были включены в состав Митрополичьей (с 1589 Патриаршей) области; в 1613-1617 гг., во время оккупации шведами Вел. Новгорода, население двинских волостей, Ваги и Каргополя платило церковные дани и венечный сбор Вологодским архиереям. В кон. XVI - нач. XVII в. (до образования Тобольской епархии в 1620) Вологодские архиереи управляли также сибирскими храмами.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Усть-Вымь. Михаило-Архангельский мужской монастырь. Церковь Стефана Пермского. Церковь. Действует.   Престолы: Стефана Пермского Год постройки:Между 1755 и 1766. Архитектор:мастера Василий Белоруков, Григорий и Василий Тренькины Адрес: Россия, Республика Коми, Усть-Вымский район, с.Усть-Вымь Координаты: 62.223299, 50.398593 Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты В 1608 году на городище стояла церковь Стефана Великопермского чудотворца, древяна, клецки, а также часовня, где лежали пермские епископы Герасим, Питирим и Иона. В переписной книге Яренского уезда 1646 года на городище Усть-Вымь было три церкви: церковь во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы, деревянная, шатровая, холодная; церковь Стефана Великопермского чудотворца, деревянная, Клецкая и церковь во имя святых отец епископов Пермских Герасима, Питирима и Ионы, деревянная шатровая, а также колокольня рубленная, шатровая, построенная в 1628 году. Стефановская церковь сгорела в 1692 году. И уже в 1696 году построена новая. Известно, что новые деревянный церкви были построены, по видимому, на месте тоже сгоревших: церковь теплая, Благовещенья в 1738 г., а холодная Нерукотворного образа Спасителя построена в 1743 году и освящена в 1808 году. Приблизительно в те же годы на Усть-Выми (городище) строились и каменные церкви. Каменная одноэтажная церковь Стефана Пермского была начата строиться в 1755 году и священа в 1764 году. Теплая, одноглавая построена на месте сгоревшей деревянной, глава её была покрыта белым железом, крест на ней был деревянный. В 1929-30 г. Стефановская церковь была передана управлению лагерей под складское помещение и под столовую. Источники: Воскобойникова Н.П. К истории церковного строительства на Усть-Выми/Н.П. Воскобойникова//Крестьянство Вычегодского края в XVII-XX веках. – Архангельск, 1999. Святыни земли Коми: церкви, часовни, монастыри, иконы: Дайджест/Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» Центральная городская библиотека; сост.: М.А. Першина. – Сыктывкар, 2007.

http://sobory.ru/article/?object=10512

отв. ред. Д. С. Лихачев Житие Питирима, епископа Пермского Житие Питирима, епископа Пермского – агиографический памятник, рассказывающий о жизни и мученической кончине Питирима, четвертого после Стефана Пермского епископа Перми. Несмотря на лаконичность Ж., которое скорее напоминает проложную память, оно сообщает несколько фактов, отсутствующих в других источниках, о первых пермских владыках: называется место рождения Питирима – Ярославль, говорится о его наставлении в иноческих добродетелях некиим старцем Кириллом, указывается (по-видимому, ошибочно) иная дата кончины мученика (15 вместо 19 августа). Ж. не получило распространения в рукописной традиции – первооткрывателю и издателю памятника И. А. Шляпкину было известно только два списка, оба XV в.: Калязинский краеведческий музей, инв. 853 (Голубев И. Ф. Рукописные и старопечатные книги в краеведческих музеях городов Калязина и Кашина Калининской области//ТОДРЛ,. М.; Л., 1960, т. 16, с. 570–571, Ж. не упоминается) и ГПБ, Кир.-Белоз. собр., 275/532. На Ж. как на один из своих источников ссылается составитель Вычегодско-Вымской летописи (Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Историко-филологический сборник. Сыктывкар, 1958, вып. 4, с. 257), однако следов обращения к нему в тексте самого произведения не заметно. Найденный И. А. Шляпкиным текст – первое свидетельство о почитании Питирима; до сих пор местное празднование пермских епископов Герасима, Питирима и Ионы датировали началом XVII в. (Голубинский. История канонизации, с. 121–122). Поскольку для автора Ж. Пермь – это «тамо сущая область», И. А. Шляпкин полагает, что он столичный житель. Если отдать предпочтение чтению Калязинского списка, можно думать, что памятник был создан в первые годы после гибели епископа: здесь в конце текста сказано, что он написан «при державе… благовернаго великаго князя Василиа Васильевича и сына его великаго князя Ивана Василиевича» (в другом – Белозерском – списке данная хронологическая привязка читается в заголовке Ж. и определяет время смерти Питирима). В Белозерском списке Ж. есть еще один отрывок, который мог бы помочь найти автора этого сочинения. Глухо упомянув о мучениях, которые пермский святитель претерпел от Дмитрия Шемяки, агиограф отмечает: «яко же преди писахом». Можно думать, что эта ссылка относится к Житию Алексея митрополита, написанному Пахомием Сербом, который сообщает здесь, что он пользовался несохранившимся произведением Питирима о московском митрополите, и, между прочим, замечает, что пермский владыка от «братоубийственою кровию руце осквернившаго... много лютая подъят» (Житие митрополита всея Руси святого Алексия, составленное Пахомпем Логофетом/Изд. ОЛДП, 57. СПб., 1877–1878, вып. 1, с. 5). Если отсылка в Ж. действительно адресует читателя к творению Пахомия Серба, не следует ли атрибутировать ему и краткое жизнеописание пермского мученика?

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР ВЕЛИКОПЕРМСКИЙ († до 1481?), один из первых правосл. правителей Вел. Перми. Краткие сведения о В. В. сохранили вологодско-пермские, московские и ростовские синодики 1-й пол. XVI-XVII в., в к-рых записано: «Благоверному князю Владимиру Великопермьскому, идолы поправшему и просветившему Великую Пермь святым Крещением, вечная память» (РНБ. Ф. 588. 1596. Л. 167; РГБ. Ф. 344. 99. Л. 52; Конев. С. 102). Имя В. В. внесено в родовой помянник великопермских князей, сохранившийся в составе синодика чердынского во имя ап. Иоанна Богослова мон-ря (известен в списках XVIII - нач. XIX в.; ПОКМ. НВ. 2402/2). Единственным прямым свидетельством о времени жизни В. В. является запись вологодского синодика XVI в., в к-ром память В. В. отмечена раньше памяти великопермского кн. Михаила Ермолаевича , убитого вогуличами в 1481 г. (РНБ. Ф. 588. 1596. Л. 167). Отсутствие в синодиках сообщения о насильственной смерти В. В. свидетельствует о том, что он не был убит в 1481 г., а умер собственной смертью, вероятно, ранее этой даты. Синодики, говоря о В. В., по-видимому, сообщают о Крещении части Вел. Перми в 1462 г. Об этом событии известно из Ростовского владычного свода кон. XV в. в составе «Типографской летописи», где под указанным годом помещена запись: «Того же лета Иона, епископ Пермьскый, крести Великоую Пермь, и князя их, и церкви постави, и игумены, и попы» (ПСРЛ. Т. 24. С. 185). Поскольку кн. Михаил Ермолаевич принял Крещение ок. 1452 г. в Москве, не исключено, что ростовский летописец в данном случае упоминал др. видного правителя Вел. Перми - В. В. Вычегодско-Вымская летопись кон. XVI - нач. XVII в., сообщая об этом событии, пишет, что в 1462 г. Пермский еп. св. Иона «добавне крести Великую Пермь, постави им церкви и попы и княжат Михайловых [детей Михаила Ермолаевича.- А. К.] крести» (Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись. С. 262). Ист.: Дмитриев А. А. Пермская старина: Сб. ист. статей и мат-лов преимущественно о Пермском крае. Пермь, 1889. Вып. 1: Древности бывшей Перми Великой. С. 159; ПСРЛ. Т. 24. М., 2000; Т. 25. М.; Л., 1949; Т. 26. М.; Л., 1959; Т. 37. Л., 1982 (по указ.); Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Ист.-филол. сб. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 262-263; Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик//Историческая генеалогия. Екатеринбург; Н.-Й., 1995. Вып. 6. С. 102.

http://pravenc.ru/text/159106.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ Еп. Великопермский и Вологодский (не ранее 1.09.1567-1576/77). Сведений о раннем периоде жизни М. не имеется. Согласно Вычегодско-Вымской (Коми-Вымской, Мисаило-Евтихиевской) летописи кон. XVI - нач. XVII в., составленной священником Архангельской ц. Усть-Выми Мисаилом, М. занимал кафедру с 7073 (1564/65) по 7085 (1576/77) г. Однако этому противоречит ряд свидетельств о предшественнике М., еп. Иоасафе. Он находился на кафедре еще 19 июля 1567 г., когда по его благословению была составлена опись Николо-Коряжемского мон-ря (Архив П. М. Строева. Пг., 1915. Т. 1. Стб. 458. (РИБ. Т. 32)). Кроме того, согласно вкладной надписи на иконе мастера Д. Д. Гринкова «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с 52 клеймами земной жизни Иисуса Христа, праздниками и Древом Иессеевым», этот образ написан в 7076 (1567/68) г. «при епископе Иасафе Пермьском и Вологоцком» ( Виноградова Е. А. Дионисий Дмитриев Гринков//ПЭ. Т. 15. С. 339). Т. о., свидетельство Вычегодско-Вымской летописи ошибочно, М. должен был занять кафедру не ранее 1 сент. 1567 г. Уход с Вологодской и Великопермской кафедры еп. Иоасафа можно связать с поездкой царя Иоанна IV Васильевича Грозного на богомолье в 1-й пол. 1567 г., к-рая сопровождалась посещением Вологды с целью «досмотрити градского основания на Вологде и всякого своего царского на Вологде строения» ( Колобков. 2004. С. 120). Не исключено, что М., сменивший Иоасафа, являлся насельником одного из мон-рей, к-рые посетил Иоанн IV. Согласно Житию свт. Филиппа II (Колычева) , митр. Московского, Иоанн Грозный вызвал в Москву на «совет» об учреждении опричнины епископа «Валогоцкаго Макария и прочия святители». На «совете» свт. Филипп (Колычев) выступил против опричнины, а М. согласно тексту Жития был в числе тех архиереев, которые «ни по Филиппе побарающе, ни по царе, но яко царь восхощет, тако и они» (Житие митр. Филиппа//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 722, 724). Но поскольку учреждение опричнины в 1565 г. произошло раньше и архиерейской хиротонии М., и поставления во митрополита свт. Филиппа, то речь в Житии идет, вероятно, о сопротивлении свт. Филиппа какому-то др. царскому начинанию, для чего был созван архиерейский Собор, на к-ром и присутствовал М. Данный Собор должен был заседать в кон. нояб.- нач. дек. 1567 г. ( Колобков. 2004. С. 129).

http://pravenc.ru/text/2561370.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 На Куликовом поле открывается выставка, посвященная св. Стефану Пермскому 14.04.2009 «Великий современник Куликовской битвы»: выставка с таким названием откроется 24 апреля в музее на Куликовом поле. Основная идея выставки - рассказать о святителе Стефане Пермском как о великом современнике Куликовской битвы, сподвижнике св. Димитрия Донского и преп. Сергия Радонежского, миссионере и поборнике просвещения XIV в. Как сообщает интернет-портал «vTule.ru», экспонаты для выставки предоставил Пермский краевой музей. На днях музейные сотрудники приступят к монтажу экспозиции. Духовный мир Перми Вычегодской, в который пришел Стефан с проповедью Христианства, отражён в подтеме I: «Духовная культура древних коми - зырян». Важным источником по дохристианским верованиям древних коми-зырян является «Житие Стефана Пермского», написанное Епифанием Премудрым, в котором подчёркивается, что у пермяков было много богов, которые считались покровителями охоты и рыболовства. О сложном характере верований населения Перми Вычегодской, в котором переплелись и сочетались различные традиции, свидетельствуют и археологические данные. Данная подтема будет представлена комплексом экспонатов, происходящих из раскопок В.И. Канивца в Канинском и Уньинском пещерных святилищах. Это наконечники стрел и копий, украшения, а также предметы культового литья, выполненные в «зверином стиле», датируемые первой половиной XIV в. Отдельным комплексом экспонатов будет показана культура Перми Вычегодской (XI-XIV вв.). Согласно письменным источникам («Повесть временных лет»), уже с X-XI вв. начался процесс русской колонизации пермских земель, которая была открыта сначала ладожскими, а затем и новгородскими купцами-дружинниками. Этот процесс привёл к кардинальным изменениям во всех сферах жизнедеятельности местного населения. В данный комплекс войдут предметы из раскопок Э.А. Савельевой на Вымских могильниках и городищах, значительная часть которых свидетельствует о взаимодействии с русской культурой - это фрагменты славянских сосудов, орудия труда, украшения и т. д.

http://drevo-info.ru/news/6462.html

Бондюг. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Одноэтажный пятиглавый с шатровой колокольней храм, построенный в 1853 году. Церковь состоит из следующих основных объемов: алтаря, трапезной с приделом внутри нее, притвором с колокольней над ним и двумя поздними (конец XIX в.) пристройками с южной и северной сторон. Росписи и штукатурку можно отнести к концу XIX века. Основным акцентирующим моментом в оформлении южного и северного фасадов верхнего яруса является аркатурный пояс плоского рельефа, выложенный в стене. Центральная часть снаружи крыта восьмигранным железным куполом, над которым возвышается граненая глава луковичной формы с железным восьмиконечным крестом. Вокруг церкви сохранилась ограда с каменными столбами и железными решетками. Ограда, возможно, более позднего происхождения, чем сама церковь. www.perm1.ru/ По информации сайта prm.ru , " Крест был поставлен жителями Бондюга в память о чуде, которое в этом месте по преданию сотворил на глазах народа Стефан Пермский. Желая продемонстрировать свою божественную силу, он положил на воду камень, встал на него и переплыл реку. Камень, оставшийся лежать на берегу, превратился в объект паломничества, а через некоторое время там же был возведен восьмиметровый лиственничный крест. В 1930-х годах святое место решили прикрыть, но музейные сотрудники успели спрятать крест. Сейчас он хранится в Чердынском Музее истории веры, но уже не в очень хорошем состоянии. Администрация Чердынского района совместно с Центром культурных проектов «Сердце пармы» решили изготовить копию креста и установить в историческом месте " . Здесь мы имеем дело с очевидной легендой. В действительности (судя по Вычегодско-Вымской летописи и жизнеописаниям Святых) ни первокреститель зырян Степан Храп (Св. Стефан Пермский, ок.1340-1396), ни его последователи епископы пермские Исаакий, Герасим и Питирим вообще не были в Великой Перми, проповедуя на территории Малой Перми (по берегам Вычегды, Выми, Сысолы) с кафедрой в Емдыни (совр. Усть-Вымь), лишь иногда (Питирим) добираясь до Печоры и Удоры. На Каму и Колву с проповедью (и топорами, о чем ниже) пришел только епископ Иона в 1462-63 гг.

http://sobory.ru/article/?object=08551

  001     002    003    004    005    006    007