27 марта 1812 года определён настоятелем новгородского Юрьева монастыря; в марта 1816 года — московского Новоспасского монастыря — с оставлением при Академии. Зимой 1816 года заболел его отец. Филарет горячо молился о нём; как рассказывал сам Филарет, «нечто неведомое» подало ему весть о смерти отца. Вскоре из Коломны пришло подтверждение: 18 января скончался протоиерей Михаил Дроздов. " Да будет воля Его во всем! Должно и всем готовится вслед за тем, о ком теперь проливаем слезы. Господь наш, сущий воскресение и Жизнь, да дарует ему и нам благодать узреть друг друга в воскресении жизни! " — Письмо Филарета матери. Отец святителя был похоронен на Петропавловском кладбище Коломны. Епископство 23 июля 1817 года, по представлению митрополита Амвросия (Подобедова), повелено ему быть епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии с оставлением за ним должности ректора академии и управляющего Новоспасским монастырем. 5 августа 1817 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры был хиротонисан во епископа. В марте 1819 году был назначен на Тверскую кафедру в сане архиепископа; тогда же стал членом Святейшего Синода. С 1842 года и до самой смерти, оставаясь синодальным членом, ввиду своей размолвки с Обер-прокурором Н. А. Протасовым, не был вызываем для заседания в Синоде, равно как и другой видный иерарх того времени митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров). На Московской кафедре 3 июля 1821 года был назначен на Московскую кафедру. Сыграл ключевую роль в совершении акта престолонаследия от Александра I к Николаю I. Послужной список Высокопреосвященнейшего Филарета гласит: По случаю восшествия Императора Николая Павловича на прародительский престол, вследствие представления Его Величеству описания открытия хранившегося в Успенском соборе акта Императора Александра Павловича, Всемилостивейше пожалован бриллиантовым крестом, для ношения на клобуке. 22 августа 1826 года в Москве участвовал в совершении чина Священного коронования императора Николая I; в тот же день был возведён в сан митрополита.

http://lib.cerkov.ru/authors/395

а)      Митрополиты По переводе высокопр. Гавриила Кременецкого в Киев, Петербургским архиепископом сделан Тверской архиепископ Гавриил Петров, который, с 1775 года, по смерти Новгородского митрополита Димитрия Сеченова, получил титул митрополита. После Гавриила Петрова были следующие митрополиты: Амвросий Подобедов , из архиепископов Казанских (1799–1818), Михаил Десницкий , из архиепископов Черниговских (1818–1821), Серафим Глаголевский, из митрополитов Московских (1821–1843), Антоний Рафальский (1843–1848) и Никанор Клементьевский (1843–1856), оба из архиепископов Варшавских, Григорий Постников , из архиепископов Казанских (1856–1860). С 1-го июля 1860 года Петербургскою епархией управляет высокопреосвященнейший митрополит Исидор Никольский , переведенный сюда из митрополитов Киевских. Архипастыри С.-Петербургские, носившие сперва титул Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского, с 1864 года носят титул Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского. К титулу присоединяются еще слова: «Первоприсутствующий Член Святейшего Синода и священно-архимандрит Свято-Троицкой Александроневской Лавры». б)      Викарии Петербургский архипастырь сперва не имел своего викария; викарий был при митрополите Новгородском. Петербургское викариатство учреждено 5 авг. 1817 г.; когда викарием сделан был архимандрит Филарет Дроздов (после митрополит Московский), с титулом епископа Ревельского. До 1865 года было 24 викария с этим титулом. Когда Эстляндия перешла к Рижской епархии, викарий стал называться Ладожским. До ныне Ладожских епископов было 9, включая нынешнего (1884) преосв. Арсения. В 1859 году учреждено викариатство Выборгское. Сперва этот титул носили Ректоры спб. Дух. Академии: Нектарий Надеждин, Иоанникий Руднев и Иоанн Соколов. В 1867 году ректором академии был сделан протоиерей И. Л. Янышев, и тогда Выборгский епископ занял место второго викария при С.-Петербургском митрополите. Всех Выборгских викариев было шесть. Ныне в этом сане состоит преосв. Сергий. В конце 1883 года звание викария Ладожского опять соединено с должностью ректора академии. Так как Петербургские викарии, пребывая в столице, имея близкое отношение к управлению всей росс. церкви, а главное – служа под ближайшим руководством опытнейшего из архипастырей, приобретали богатый запас опытности по управлению епархией, то они были, почти всегда, первыми кандидатами на самостоятельные архиерейские кафедры и потому очень часто менялись. Большинство из них не служило и трех лет. Дольше всех служили: Венедикт Григорович (1833–1842), Нафанаил Савченко (1845–1850) и Гермоген Добронравин (1873–1881). Некоторые из Петерб. викариев были после митрополитами, как напр.: Филарет Дроздов , Евгений Болховитинов , Михаил Десницкий , Никанор Клементьевский и Григорий Постников .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Мы разумеем здесь блаженной памяти Высокопреосвященнейшего Филарета , митрополита Московского и Коломенского. Составленные им «Пространный христианский Катехизис» и «Разговоры между испытующим и уверенным» для православного богослова служат, можно сказать, тем, чтó в древней Церкви называлось именами καν ν κκλησιαστικς, καν ν τς ληθεας! В «Катехизисе» святитель вводит нас в точное разумение положительного содержания православно-христианской веры и, в частности, веры в св. Церковь ; а в «Разговорах» он отрицательно уясняет смысл православия, показывая превосходство последнего над римским католичеством. И там, и здесь святитель является во всеоружии православно-богословского умозрения и научных данных. Не довольствуясь, однако, этим и как бы не желая показаться или слишком кратким, или не вполне уразумеваемым, м. Филарет подробно раскрывает содержание «Катехизиса» и «Разговоров» в своих «Словах и речах» . Понятие о почившем святителе как богослове-мыслителе можно получить только после тщательного изучения всех его творений. Так мы и поступили. И что же оказалось? Мы убедились в том, что наш московский святитель, отделенный целым рядом веков от знаменитых святителей древле-вселенской Церкви, тем не менее воспитывался как бы «приногу» их. Он и мыслит, и чувствует, и пишет, говоря словами Высочайшей грамоты, «по духу православной восточной Церкви и в разуме евангельской истины» . И если бы нам позволили продолжить сравнение между двумя упомянутыми святителями, то в «Беседах» св. Иоанна Златоуста мы точно слышим м. Филарета , на время как бы отрешившегося от своей логически сжатой формы изложения, и, наоборот, в «Словах» московского святителя как бы слышим несравненного антиохийского проповедника, на время оставившего поэтически-вдохновенный тон своих гомилий. Так оправдывается положение, что истина одна для всех на пространстве всех веков! Теперь понятно, почему с таким глубоким вниманием отнеслись мы к богословским творениям м. Филарета. Как уже сказано в начале, мы имеем своею задачей раскрыть апостольское учение о Церкви как теле Христовом , причем свв. Отцы и учители древней Церкви помогают нам в правильном разумении этого учения. Московский же святитель, Высокопреосвященнейший м. Филарет, в своих трудах засвидетельствовал нам как то, что всероссийская Церковь осталась верна древле-вселенской Церкви в учении о своем существе , так и то, что и мы в своем исследовании о Церкви были все время верны символическому учению православной Церкви о себе самой . Читать далее Источник: Церковь. Научные определения Церкви и апостольское учение о ней как о Теле Христовом/Соч. Евгения Аквилонова. - Санкт-Петербург : Тип. А. Катанского и К°, 1894. - VI, 254, 90 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Первым настоятелем Свято-Николо-Чернеевского мужского монастыря был поставлен игумен (ныне архимандрит) Феодосий (Агапов). Он нёс это послушание с 1991-го по 1993-ий годы. Поднимать разрушенный монастырь из руин было нелегко, но помощь Божия сопутствовала доброму пастырю решившемуся на трудный подвиг. В первый же год начала реставрации, отец Феодосий смог подготовить к освящению храм святого Архангела Михаила. В Ноябре 1991-го года Высокопреосвященнейший Симон архиепископ Рязанский и Касимовский освятил этот первый монастырский храм. В 1993-ем году продолжение дела по восстановлению монастыря принял на себя игумен Пимен (Боханов). Новый настоятель, в дополнение к трудам своего предшественника, приложил усилия к тому, чтобы ввести в монастыре ежедневное Богослужение и пополнить количество братии. Была продолжена реставрация храма и нескольких жилых корпусов монастыря. Совершалось духовное окормление окрестных сёл. Действовала Воскресная школа для детей. Летом 1997-го года послушание настоятеля монастыря было возложено на игумена Филарета (Кулешова). Он подготовил к освящению храм в честь Казанской иконы Божией Матери, который был освящён Высокопреосвященнейшим Симоном архиепископом Рязанским и Касимовским 31-го мая 1998-го года. Отец Филарет ещё более пополнил состав братии монастыря. Он продолжил труды по реставрации жилых корпусов, духовному окормлению жителей окрестных сёл. После получения высокого духовного образования, отец Филарет был переведён преподавателем в Рязанскую Духовную Семинарию. В сентябре 1998-го года настоятелем Свято-Николо-Чернеевского мужского монастыря был назначен иеромонах (ныне игумен) Феофан (Данченков). Посещение нашего монастыря Владыкой Симоном было связано с освящением левого алтаря Никольского Собора 16-го Сентября 1999-го года. Престол в этом алтаре был освящён в честь Святителя Николая Чудотворца. В Июле 2000-го года был освящён надвратный храм, в колокольне нашего монастыря, в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В сентябре 2001-го года 16-го числа, наместником Свято-Троицкого мужского монастыря г.Рязани архимандритом Андреем, по благословению митрополита Симона, был освящён правый алтарь Никольского Собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Чернеев...

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир огласил приветствие Президента Украины Л.Д. Кучмы. Митрополит Калужский и Боровский Климент зачитал приветственное обращение Президента Белоруссии А.Г. Лукошенко. Затем Его Святейшество продолжил чтение приветствий в адрес Архиерейского Собора. Было оглашено приветствие Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронова , Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Б.В. Грызлова и мэра Москвы Ю.М. Лужкова . В тот же день Секретариатом Собора были подготовлены ответы на полученные приветствия. После этого Святейший Патриарх Алексий представил собратьям архипастырям подробный доклад о жизни Церкви за межсоборный период. Каждый последующий день соборных заседаний начинался с Божественной литургии в нижнем храме в честь Преображения Господня соборного Храма Христа Спасителя. Во второй день состоялось пленарное заседание, на котором был заслушан доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых. Также в этот день прошли заседания в пяти рабочих группах по следующим темам: Затем пленарное заседание продолжилось: с докладом о внешней деятельности Церкви, диалоге с Русской Зарубежной Церковью и со старообрядчеством выступил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей. Третий день работы Собора был посвящен обсуждению вопросов внутренней жизни Церкви. В начале заседания был заслушан доклад Святейшего Патриарха, в котором были затронуты острые вопросы жизни епархий и приходов. Затем выступил секретарь Собора митрополит Калужский и Боровский Климент, который посвятил свой доклад требованиям, предъявляемым к ежегодным епархиальным отчетам. Высокопреосвященнейший Климент также предложил вниманию Собора подготовленное им по поручению Священного Синода «Положение о наградах Русской Православной Церкви». Затем началось обсуждение работы в группах. С докладами выступили: митрополит Минский и Слуцкий Филарет с отчетом о работе группы «Богословие и богословское образование», епископ Венский и Австрийский Иларион с отчетом о работе группы «Религиозное образование и работа с молодежью», архиепископ Львовский и Галицкий Августин с отчетом о работе группы «Миссионерское служение и работа с военнослужащими», епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан с отчетом о работе группы «Благотворительность и издательская деятельность», архиепископ Рязанский и Касимовский Павел с отчетом о работе группы «Монастырская жизнь и работа Богослужебной комиссии».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2762731...

30 октября 1826 года иеромонаху Исидору было присвоено звание магистра богословия. В 1827 году по представлению академической конференции он был утвержден ее действительным членом. В том же году причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. 14 августа 1829 года иеромонах Исидор указом Святейшего Синода был возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем Мценского Петропавловского монастыря Орловской епархии, а 24 августа того же года был назначен ректором и профессором богословия Орловской духовной семинарии. За этот непродолжительный период (1829–1833) он снискал себе всеобщую любовь и уважение за отеческую заботу о своих питомцах, за постоянную помощь сиротам и беднякам. 2 июля 1833 года по ходатайству Московского митрополита Филарета (Дроздова , † 1867; память 19 ноября/2 декабря) архимандрит Исидор был переведен в Московскую духовную семинарию ректором и профессором богословия с назначением настоятелем Московского Заиконоспасского монастыря. В Москве он зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Видя выдающиеся способности архимандрита Исидора, митрополит Филарет пожелал иметь его своим ближайшим помощником, и в 1834 году он внес в Святейший Синод предложение о назначении архимандрита Исидора своим викарием. 16 октября 1834 года архимандрит Исидор был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии. Хиротония была совершена 11 ноября 1834 года в Чудовом монастыре высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. Одновременно Исидор был назначен управляющим Звенигородским Саввино-Сторожевским монастырем. Служение епископа Исидора под руководством митрополита Филарета явилось для него хорошей школой, он приобрел богатый опыт и вполне подготовился к самостоятельной архипастырской деятельности. 5 июля 1837 года преосвященный Исидор был назначен епископом Полоцким и Виленским. Трудное служение предстояло ему в этой епархии. Вновь образованная в 1833 году, она пребывала в жалком состоянии: храмы были очень бедны, не хватало священников. Первым владыкою, положившим начало присоединения униатов к Православию, был предшественник Исидора епископ Смарагд (Крыжановский, † 1863). Преосвященный Исидор продолжил дело присоединения, но изменил политику предшественника. Он вошел в доверие ко всем гражданским и военным властям, чем значительно облегчил свою работу в епархии. Пользуясь доверием и уважением, епископ Исидор постепенно подготавливал почву для полного и окончательного присоединения униатов к Православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Митрополит Нифон особо отметил  роль председателя ОВЦС в укреплении  связей между Православными Церквями и напомнил слова Спасителя: «И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них» (Ин.17. 10). «Вы, дорогой владыка, прославляете Господа как своими личными качествами, так и на посту главы Отдела внешних церковных связей, который возглавляете и представляете от Русской Церкви на разных международных мероприятиях», – подчеркнул он, выразив радость молитвенного общения в этот праздничный день. От лица сотрудников ОВЦС с поздравительным словом к владыке Илариону обратился заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков), который, в частности, сказал: «Для каждого человека, а в особенности для монаха, это день, когда мы паки и паки благодарим Бога за год нашей жизни, который прошел, и просим Его помощи и благословения на дальнейший жизненный путь. Уже не первый год мы от всего сердца искренне разделяем с Вами эту молитву. Благодарим Бога за прошедший год Вашей жизни, потому что прожили его вместе с Вами, разделяя практически ежедневно Ваши труды, помогая Вам нести ту огромную ответственность, которая возложена на Вас Святейшим Патриархом и всей Русской Церковью. События последнего года позволили осознать ответственность и тяжесть этого служения не только нам, в силу наших служебных обязанностей, но и всем окружающим людям. Мы понимаем, что Вы восполняете своим опытом, который приобрели за годы служения Церкви, наши недостатки, незнания и мы набираемся того опыта, который, безусловно, будет положен в основание будущих трудов во имя Церкви Христовой. Позвольте, владыка, еще раз пожелать Вам доброго здравия, многих лет жизни и, конечно, благословения Божия на продолжение Ваших ответственных и важных трудов для Русской Православной Церкви». Затем к присутствующим  обратился митрополит Иларион: «Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший владыка митрополит Нифон, представитель Святейшей Антиохийской Церкви при Московском Патриаршем престоле! Дорогие отцы, представители Поместных Православных Церквей!

http://mospat.ru/ru/news/51232/

В. Горский, П. С. Казанский и другие. „Между студентами, особенно часто посещавшими библиотеку, – писал бывший в то время также в числе наставников академии и состоявший помощником библиотекаря в ней бакалавр иеромонах Леонид (Краснопевков) , скончавшийся в 1876 году в сане архиепископа Ярославского, – приметен был молодой священник с светлыми волосами, чрезвычайной худобы в теле и с приятною смесью чего-то кроткого, серьезного и добродушного в лице. Его, переходящего с книгами от шкафа к шкафу, и его короткую рясу я врезал в память навсегда. Этот священник поступил из Владимирской епархии, где был иереем Муромского собора» 5 . В то же время этот иерей Иоанн, ближе всего опять в видах наиболее удобного занятия книжною премудростью, столь возлюбленною ему, стал все более и более приходить к мысли о приняты монашества. «О монашестве у меня никогда прежде не было и помысла, – писал он сам к одному из друзей своих, – а теперь этот путь для меня сделался совершенно неизбежным, если бы я даже не был в академии 6 . Но да будет надо мною воля Божия. Особенная выгода монашествующего в академии та, что можно беспрепятственно, чем светским студентами, заниматься науками» 7 . Так, в 1848 году, по переходу на старший курс, отец Иоанн подал прошение о пострижении в монашество, а 1 октября того же года было совершено самое пострижение в трапезной церкви Сергиевой лавры, при чем ново постриженному дано было имя Саввы в честь преподобного Саввы Вишерского, в тот день празднуемого. Пострижение совершал ректор академии архимандрит Алексий (Ржаницын) , впоследствии архиепископ Тверской († 1877), произнесший при этом приличествующую речь к новопостриженному 8 , а восприемником при пострижены был инспектор академии Иеромонах Сергий, ныне высокопреосвященнейший митрополит Московский и Коломенский. Митрополит Филарет прислал новопостриженному от себя в дар параманд и рясу. Новому иеромонаху Савве, как уже опытному в священнослужении и человеку аккуратному, поручено было заведовать церковными службами по академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Высокопреосвященнейщий Председатель Собора митропоит Лавр выступил с пространнным докладом, в котором всесторонне освятил историю Русской Православной Церкви Заграницей, ее современную жизнь, ее диалог с Московской Патриархатом и перспективы на будущее. Высокопреосвященнейший митр. Лавр подчеркнул, что РПЦЗ всегда рассматривала себя канонической частью великой Российской Церкви и чаяла восстановления превраванного в силу исторических обстоятельств единства Церкви. Об этом неустанно говорили предстоятели РПЦЗ блаженнейшие митрополиты Антоний и Анастасий, и приснопамятный митр. Филарет. В связи с отмечаемыми в текущем году 100-летием архиерейской хиротонии митр. Анастасия и 50-летием хиротонии приснопамятного архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского Антония (Медведева), Высокопреосвященнейший митрополит Лавр предложил собравшимся пропеть «Вечную память» приснопамятным архипастырям. Вслед за докладом Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, Преосвященнейший архиепископ Иларион, председатель Предсоборной комиссии огласил наказ IV Всезарубежному Собору и сообщил решения Епископского Совещания от 5 мая по поводу состава комиссий Собора. Братское приветствие IV Всезарубежному Собору Святейшего Патриарха Сербского и Священного Синода Сербской Православной Церкви огласил Высокопреосвященнейший митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. После выступления высокого гостя собравшиеся пропели вечную память Предстоятелям Сербской Православной Церкви, Святейшим и Высокодостойнейшим Патриархам Димитрию, Варнаве, Гавриилу, каждый из которых сыграл важную роль в жизни РПЦЗ, и прочим сербским патриархам. Преосвященный архиепископ Иларион затем прочел приветствия IV Всезарубежному Собору от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, Святейшего Патриарха-Католикоса Грузинской Православной Церкви Илии Второго, Святейшего Патриарха Болгарской Православной Церкви Максима, Священного Кинота Святой Афонской Горы, духовника Богородице-Введенской Оптиной Пыстыни, схиигумена Илия. Преосвященный архипеископ Иларион отметил, что были получены приветствия от губернатора штата Калифорнии Арнольда Шварценегера и целого ряда дргугих церковных и общественных организаций.

http://pravmir.ru/iv-vsezarubezhnyj-sobo...

Ну, разве можно, например, всерьез говорить о том, что прославление такого великого угодника Божия «надо отложить» до тех пор, пока не падет в России безбожная коммунистическая власть, и Церковь там не станет свободной? А что если русский народ не заслужит себе прощения у Бога, и безбожная власть никогда не падет (хоть мы и не перестаем на это надеяться, уповая на милость Божию!)? Неужели так и оставлять такого великого Праведника без давно-заслуженного им церковного прославления и лишать массы верующих радостной и утешительной возможности призывать его в своих молитвах в храмах? Не абсурд ли это, с чисто-духовной точки зрения? Ведь это значило бы – Небесное, Святое и Вечное ставить в какую-то зависимость от земного, греховного и временного. Страшно и больно за тех, кто так неразумно разсуждает! Но вот, милостью Божиею, горячая вера и здравый смысл над всеми подобного рода домыслами восторжествовали, и великий всероссийский, «паче же всемирный светильник и великий Христов угодник и чудотворец» (см. кондак 13 акафиста) торжественно прославлен. Как и следовало и можно было ожидать, торжества прославления его вылились во многих местах в такое светлое празднование, которое некоторые дерзновенно охарактеризовали, как «Вторую Пасху»: столь велика была радость и духовное ликование верующих! Естественно, что центральное торжество прославления происходило в нашем духовном центре – в синодальном соборе Знамения Божией Матери, где его возглавляли прежний наш Первоиерарх Блаженнейший Митрополит Анастасий и нынешний новоизбранный Первоиерарх Высокопреосвященнейший Митрополит Филарет. Необычайный духовный подъем пережили там верующие, собравшиеся в таком числе, что не могли вместиться в храм и принуждены были во множестве стоять под открытым небом снаружи. Духовный восторг молящихся достиг своего апогея, когда в первый раз весь обширный синодальный храм огласился мощным и громогласным пением величания новопрославленному Святому: «Величаем тя, святый праведный отче Иоанне, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего».  Молящимся трудно было сдержать слезы умиления.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010