А в письме от 30 апреля 1829 г. он писал: «по миссионерству я и доселе ни шагу. Желающих нет. Кого же послать? Впрочем, составили все отзывы, представлю о положении им. Тогда же, может быть, не скорее ли найдем охотников, ежели будет хорошее положение. Нам не видать благородного духовенства, пока не будет достаточного оклада, с уничтожением акциденций за требы. Это подьяческое основание есть язва для нравственности духовенства. Но мне кажется, казна не в силах положить хороший оклад 7 . Преосвященный тобольский Евгений опасался, как бы его не перевели из Тобольска в Казань, где епархия была в то время в жалком положении по причине отступничества крещеных татар в мухаммеданство. В одном из своих писем к архиепископу Кириллу он писал: «Замечание ваше на счет казанской паствы есть повторение того, что писал о ней ко мне Каменец-Подольский, которому по связям весьма коротко известна сия епархия 8 . Потому-то я благодарю Господа, что мимо иде меня чаша сия, к которой приговорила было меня тобольская публика, хотя впрочем оказалось на деле, что я не был и помещен в кандидатах» 9 . Это было след. до поступления Высокопреосвященнейшего Филарета в Казань. Отпадения крещеных татар в мухаммеданство тогда только что начались и были в полной силе. «Новость Ваша, – пишет Преосвященнейший Евгений от 19 апр. 1830 г. Преосвященному Кириллу, – об истреблении остатков язычества по намерению радостна, по мерам удивительна.... Но не прискорбно ли будет тем благочестивым христианам, кои будут переселяемы с своего гнезда?» 10 . «У Вас миссия как ни есть да спеет, – писал тот же преосвященный Евгений к преосвященному Кириллу в Вятку 2-го мая 1831., – а казанский пишет, что и крестил до 3000, да теперь оглашено и готовятся к маю 300 душ. Но я неключимый и проч. 11 Главное население вятской епархии русское; но некоторые уезды населены инородцами – черемисами, вотяками, частью бесермянами, татарами, зырянами; племя черемис и вотяков многочисленнее. Большая часть из них обращена в христианство еще в минувшем веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Узнав о неудачах первых лет строительства, новый государь приказал работы приостановить и 16 апреля 1827 года учредил так называемый «Искусственный комитет» под руководством инженер-генерала Карла Ивановича Оппермана, в который вошли видные архитекторы и инженеры – Александр Алексеевич и Андрей Алексеевич Михайловы, Август Августович Монферран, Василий Петрович Стасов, Карл Иванович Росси и другие. Все они признали работу неудовлетворительной, царь велел полностью свернуть строительство на Воробьевых горах, и без того находившееся в зачаточном состоянии, а против Витберга началось следствие. С этого времени митрополит Филарет стал уделять все больше и больше внимания проектам будущего храма. Год 1828-й начался для Московского Златоуста радостью -ему объявлена высочайшая благодарность за составление Краткой Священной истории, а также краткого и пространного катехизисов с прибавлением наставления для воинов. Сей год начался и для всей России радостью – известием об окончательном разгроме Персии и заключении с побежденной страной Туркманчайского мирного договора. После побед славного генерала Алексея Петровича Ермолова его сменил на посту командующего генерал Иван Федорович Паскевич, и при нем русские войска действовали столь же успешно, Паскевичу удалось взять Эривань (Ереван), далее передовой отряд генерала Эристова перешел через Араке и вступил на территорию Восточного Азербайджана (эти земли, так же как и Западный Азербайджан, и сейчас принадлежат Ирану). В середине октября Эристов взял Тебриз, столицу Восточного Азербайджана. В 1827 году наши войска заняли весь Западный Азербайджан, взяли Ардебиль и двинулись на Гилян. Дорога на Тегеран была открыта, и в случае продолжения войны русские войска могли захватить город, как еще недавно они овладели столицей Франции. В этих условиях правительство Персии пошло на подписание мирного договора. В выработке договора принимал участие Александр Сергеевич Грибоедов, знаменитый драматург и прекрасный дипломат, с недавних пор привлеченный к службе в Закавказье. В деревне Туркманчай 10 февраля 1828 года встретились Иван Федорович Паскевич и Аббас-Мирза. Условия договора были самыми позорными для Персии и самыми славными для России. Персы полностью и навсегда отказывались от своих притязаний на все земли, лежащие к северу от Аракса, а держать свой военный флот на Каспийском море отныне могла только Россия. Персия не имела права объявлять наследников престола без согласия с Россией, и новым наследником престола наше правительство признало Аббаса-Мирзу. Русские купцы получали возможность свободной торговли на всей персидской территории. Кроме того, Персия обязана была выплатить денежную контрибуцию, равную всем затратам России на войну 1826–1828 годов. Вот на каком языке говорила тогда русская дипломатия с враждебными соседями!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

И так ответствовал: что предписаниями успеть не можно. Однако предписал предлагать им, при съезде на ясак, исповедоваться и приобщаться, но предлагать при полицейском чиновнике, чтобы не было притеснения, и перевести 3 на их язык «исповедь, Верую, Отче наш и предпричастную молитву» (исполнения доселе никакого). Но как от сей меры не чаю плодов, то вернее бы послать миссионеров, но таких людей ни в белом, ни в черном духовенстве у меня нет. Почему решаюсь сам, но не для обращения, а чтобы узнать их язык и обычаи и переложить службу, применяясь к роду их жизни и жития святых и научить при себе из детей их служению, и наконец, посвятить, чтобы природные сами распространяли веру. Вот моя мысль. Чем же кончилось? Распространен между некрещеными слух, будто хотят их крестить силой, и сказано губернатору, что они собираются на обдорской ярмарке всех русских за то перебить. Принужден был поехать губернатор. Злого умысла не нашел, а волнение умов нашел, и насилу, мог успокоить, – после сего я ответствовал, что не хочу быть причиной бунта, – и вас уверяю, что прежде нам надобно исправить наших христиан, тогда и сами язычники обратятся. А теперь у меня много обращенных, но от русских сделались несравненно хуже язычников. И сбылось оное: обходят море и сушу, да сотворят единого пришельца, и творят его сына геенны, сугубейше себе. – Опыт наука. 28 января 1828 г. Р. S. Другой пример был при Варлааме 4 . Он послал протопопа обращать в оренбургской губернии иноверцев. Такой восстал бунт, что генерал-губернатор, прислал нарочного к Варлааму и протопопа взяли, и бунт насилу уняли 5 . «Обращение иноверцев, – говорит в другом письме преосвященный Евгений, по указу о льготе и здесь в истекшем году, как видно из присылаемых за год ведомостей о обращающихся, значительно умножилось. Я с намерением этот указ по получении велел по всем церквям разослать и внушать иноверцам, но, отнюдь не грозя и не принуждая. Ох! пуганая ворона куста боится и проч.» 6 . В письме 1829 г. от 2 марта преосвященный Евгений говорит, что он получил от обер-прокурора предложение, чтобы послать миссионеров по епархии для обращения иноверцев и чтобы представить о том проект.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru Его Святейшеству сослужили Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Предстоятель Украинской Православной Церкви; Высокопреосвященнейший Митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Лавр, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей; митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси; Крутицкий и Коломенский Ювеналий; Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; Кишиневский и всея Молдовы Владимир; Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии; Рижский и всея Латвии Александр; архиепископы Верейский Евгений; Корсунский Иннокентий; Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Саратовский и Вольский Лонгин, Якутский и Ленский Зосима, а также иерархи Русской Православной Церкви Заграницей: архиепископы Берлинский, Германский и Великобританский Марк; Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Илларион; Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл. Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru За богослужением молились руководители Российского государства, иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, члены делегации РПЦЗ, представители Поместных Православных Церквей, государственные деятели дружественных государств. Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru За Божественной литургией было оглашено «Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с подписанием Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви» На молитвенную память о состоявшемся торжестве митрополит Восточно-Американнский и Нью-Йорский Лавр подарил Святейшему Патриарху список Курской-Коренной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Его Святейшество в качестве ответного дара передал набор евхаристических сосудов. Речь Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра

http://pravoslavie.ru/36747.html

«В центральной части города святыню встретил епископ Львовский и Галицкий Филарет, Львовский городской голова Андрей Садовый, духовенство Львовской епархии и тысячи жителей города. Также во встрече приняли участие скауты федерации “Галицкая Русь”». Или из Днепропетровска: «Губернатор Днепропетровщины Александр Вилкул, Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, Днепропетровский городской голова Иван Куличенко, заместитель председателя облгосадминистрации Иван Ступак, духовенство Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви и верующие приняли участие в торжественной встрече Плащаницы Пресвятой Богородицы». И на Востоке, конечно, из Луганска: «В Луганск прибыла великая Святыня Православной Церкви – Плащаница Пресвятой Богородицы. Ее встречали у храма Святой мученицы Татианы архиепископ Луганский и Алчевский Высокопреосвященнейший Митрофан, Преосвященнейший Никодим, епископ Ровеньковский, духовенство Луганской епархии, руководители города и области, и верующие со всех районов Луганской области…» За те дни, что Плащаница находится в храме того или иного города, десятки тысяч людей успевают придти поклониться ей. Кто-то взялся подсчитать, и вышло, что за одну минуту интенсивный людской поток приводит к святыне 20-25 человек, за час – до полутора тысяч. Если положить, что такая интенсивность длится только 10-12 часов в сутки, то получим, что за 56 дней, с 19 сентября по 13 ноября, Плащанице смогут поклониться около миллиона человек. Какая сила влечёт людей? Автор этих записок находился в Черкассах, когда в кафедральный Свято-Михайловский собор привезли святыню. Святыня в Черкасском Свято-Михайловском соборе За двое суток в Черкасском соборе перед Плащаницей несколько раз служился акафист Успению Пресвятой Богородицы, а по утрам и ночам совершались Божественные Литургии. Знакомый священник, протоиерей о. Александр на проповеди в своей приходской церкви сказал о людской реке, текущей в собор: «Привезли Плащаницу с Гроба Пресвятой Богородицы!.. И не нужно других объяснений. Каждый услышал. И содрогнулся город! В храм пришли люди, которые до этого, может, никогда и в церковь не ходили. Матерь Божия, Богородица позвала…»

http://pravoslavie.ru/57178.html

Она, явившись селянину по имени Кирик, указала место для возведения православной церкви, которая и была построена ляденским и окрестным населением в последней четверти XVII в. Известно, что та деревянная церковь, построенная недалеко от местечка Ляды, существовала долгое время. Адрес: Беларусь, 222227, Минская обл., Смолевичский р-н, д. Малые Ляды Телефон: (+375 1776) 4-14-39 , 5–85–89 Минский Свято-Елисаветинский женский монастырь [ править править код ] Минский Свято-Елисаветинский женский монастырь Свято-Елисаветинский женский монастырь — единственный действующий монастырь города Минска. Основан в 1990-е годы на месте, где прежде церквей не существовало. Назван в честь святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Основой для монастыря послужило одноименное православное сестричество, которое с 1996 года опекало Республиканскую клиническую психиатрическую больницу и городскую клиническую больницу 2. Главной целью монастыря и сестричества является духовная и социальная помощь болящим и страждущим людям. В монастырских храмах: нижнем — в честь Святителя Николая Чудотворца (освящен 10 декабря 1999 г.) и верхнем — в честь святой покровительницы преподобномученицы Елисаветы (освящен 2 января 2005 г.) ежедневно совершается полный круг уставного Богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь. Юр. адрес: Марусинский пер., д. 3, г. Минск. Почт. адрес: ул. Выготского, 6 г. Минск, 220053. Дежурная сестра: +375 29 121 25 41 Слуцкий женский монастырь святой праведной Софии Слуцкой [ править править код ] Слуцкий женский монастырь святой праведной Софии Слуцкой В ноябре 2012 года владыка Филарет дал благословение на организацию женской обители в Слуцке. В январе 2013 года по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, в Слуцк были направлены две сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря города Полоцка для организации монастырской жизни: монахиня Анастасия (Людмила Николаевна Коржич) и послушница Елена (Елена Павловна Маковская).

http://azbyka.ru/palomnik/Минская_област...

Высокопреосвященнейший Филарет в 1814 г., когда оканчивал свое образование Кирилл в с.-петербургской духовной академии, был инспектором в этой академии. В 1819 г. Кирилл, как выше было сказано, занял место ректора московской духовной академии, где ректором был прежде него Филарет, переведенный в 1819 г. епископом в Калугу. Вот, сколько по крайней мере известно нам, с какого времени начинается близкое знакомство и дружество этих архипастырей. Не говоря уже о характере их, самые служебные обязанности сближали их между собою. Мы помещаем далее 38 писем Высокопреосвященнейшего Филарета к Высокопреосвященному Кириллу. 34 письма – собственноручные, а остальные четыре писаны, вероятно, под диктовку Высокопреосвященнейшего Филарета домашним его секретарем, но и эти 4 письма сопровождаются собственноручными – подписью и приписками или P. S.-мu. Письма эти присланы покойным ректором московской духовной академии, протоиереем Александром Васильевичем Горским к Высокопреосвященнейшему казанскому Антонию, как материал для биографии Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита киевского. По поручение Архипастыря мы сделали к этим письмам некоторые подстрочные примечания, по местам объясняющие несколько содержание писем. Издавая эти письма, мы не можем не высказать желания, чтобы были изданы и письма Преосвященного Кирилла к Высокопреосвященнейшему Филарету, если только где-либо они находятся в целости. Письма эти начинаются 1817 годом, когда Преосвященнейший Филарет был еще архимандритом и ректором московской академии, а преосвященный Кирилл – ректором полтавской духовной семинарии. Весь интерес заключается собственно в тех письмах, которые адресовались в Вятку, когда там был епископом Кирилл. Интерес этих писем миссионерский. Последние письма уже не так интересны по своему содержанию, как первые. В них одни поздравления или приветствия с праздниками св. Пасхи, Рождества Христова и проч. и Преосвященнейший Филарет жалуется, что хлопот много, а писать некогда «руки не доходят». В марте 1827 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

– Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Боже, милостив буди мне грешному. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистая Твоея Матери и всех святых помилуй нас, аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе... – и так далее. В ноябре митрополит Филарет читал в Архангельском соборе Кремля проповедь о мире видимом и мире невидимом. 20 ноября в Успенском соборе произносил «Слово в день восшествия на всероссийский престол благочестивейшего государя императора Николая Павловича, по первом лете царствования его», напоминал сильным мира сего, что все их величие от Бога и легко может разрушиться, если не соблюдать заповедей. В декабре, на Николу зимнего, в Мариинской церкви Императорского вдовьего дома произнес «Слово в день тезоименитства благочестивейшего государя императора Николая Павловича», но в этом слове – ни слова о государе, оно обращено к людям, взявшим на себя заботу о больных. Проповедник говорил о Господнем воздаянии за благие дела, о том, что воздаяние сие неизмеримо больше самих подвигов. Рождественскую проповедь Филарет читал в Чудовом монастыре: – О, как умалил Себя Сын Божий в Своем воплощении!.. Надлежало избрать народ, в котором бы Ему родиться, и Он избрал для сего из всех народов земли малейший, не имеющий собственного правительства, многократно порабощенный и близкий к новому порабощению, некогда благословенный, но уже едва не отверженный... Из сего видно, что учит нас апостол по примеру Иисуса Христа не ставить высоко самих себя и не превозноситься какими-либо преимуществами, но смиряться и в самих себе, и пред другими. Свой сорок четвертый день рождения он встречал 26 декабря впервые в сане митрополита. Октябрь, ноябрь, декабрь... До чего же не хотелось расставаться с тихой московской жизнью! А надо ехать в Петербург, на зимнюю сессию Синода. Попробовать опять прощупать почву по поводу перевода Библии. Приезжая в Северную столицу, Филарет жил там тоже на Троицком подворье. Оно располагалось на набережной Фонтанки. Сие место определил еще Петр I в 1714 году. В 50-х годах XVIII века был построен большой каменный дом с двумя флигелями. В 1822 году он был капитально отремонтирован. При доме находилась церковь преподобного Сергия Радонежского. Поселившись на Фонтанке, Филарет жил здесь по московскому расписанию, нарушая его лишь выездами на заседания Синода. В январе 1827 года он вновь пытался заговорить с митрополитом Серафимом о возобновлении работ по переводу Библии на современный русский язык. Петербургский владыка гневался:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Посещала она с ним и Китаевскую пустынь Киево-Печерской Лавры, где в то время подвизался Христа ради юродивый старец Иеросхимонах Феофил. О. Феофил любил приходивших к нему за благословением и молитвами сына и мать Шепелевых. Однажды, увидевши их на дворе пустыни и указывая глазами на маленького Владимира, он скороговоркой произнёс: «Ага... монашонок идёт, монашонок...» Другой раз о. Феофил призвал мальчика к себе в келлию и, давая груду пряников, говорил: «Держи руки... ешь пряники!» Дитя с удовольствием принялось кушать лакомство, а старец только подбадривал его: «Ешь, ешь,– говорил он,– вырастешь – не пряники, а Христа принимать будешь». После таких встреч с о. Феофилом Мария Кузьминична стала понимать, что Господь сына её ведёт к священству в монашеском чине. Между тем, подходило время учения. Владимир должен был поступить в одну из школ военного ведомства. Весною 1852 года, когда Владимиру сравнялось 12 лет, его матери прислана была из Петербурга бумага, которой ей вменялось в обязанность привезти своего сына для воспитания в Петербургский Пажеский корпус. Вместе с бумагою были присланы и деньги на проезд. Мария Кузьминична не знала, что делать. В это время митрополитом Киевским был Высокопреосвященнейший Филарет, святитель святой жизни. Он хорошо знал и немого Володю, и его мать, которая нередко заходила к почитаемому всем Киевом Владыке за благословением и советами. Поспешила она и в этом случае к Владыке Митрополиту за советом. Высокопреосвященнейший Филарет сказал Марии Кузьминичне, чтобы она своего сына не отправляла в корпус, а написала туда, что она своего сына Владимира не может привезти для учения вследствие его немоты. В Петербурге таким ответом удовлетворились и больше Марию Кузьминичну не беспокоили. Так Промыслом Божиим о. Алексий был отстранён от светской офицерской жизни... Но так же должны были на нём исполниться предсказания Архиепископа Воронежского и Иеросхимонаха Феофила о том, что он будет «Божиим слугою», что он будет «монахом», «принимающим Христа». Ведь эти слова двух прозорливцев нужно было понимать в том смысле, что Владимир будет не только монахом, но ещё и священнослужителем, совершающим таинство Тела и Крови. Но он же был немой! 2. Исцеление от немоты

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Торжества прошли и на Слуцкой земле. В 1993 году, впервые после долгих лет гонений на Церковь, через весь Слуцк прошел крестный ход — от Михайловского собора до улицы Богдановича, к предполагаемому месту постройки кафедрального собора. Шествие возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет освятил предполагаемое место постройки собора. Был поставлен крест. В шествии приняло участие более 70 священнослужителей из Беларуси, России, Украины. Весь город был участником великого торжества. Первая Божественная литургия в Космо-Дамиановском храме была совершена 7 января 1994 года, на Рождество Христово. И с тех пор в храме не прекращается святое богослужение. 15 мая 1995 года храм был освящен Патриаршим Экзархом всея Беларуси митрополитом Минским и Слуцким Филаретом. Но всему этому предшествовала огромная работа. За все годы Космо-Дамиановский храм пережил три реконструкции. На престольный праздник — день памяти святых Космы и Дамиана (14 июля) — всегда приезжало много гостей. Но самым дорогим гостем прихода был Высокопреосвященнейший митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх Беларуси. 4 апреля 2010 года, на Пасху Христову, впервые в наш храм из Иерусалима был доставлен Благодатный огонь. Паломники из нашего храма сподобились в рядах белорусской делегации побывать у Гроба Господня во время схождения Благодатного огня и привезли его прямо к крестному ходу. 2011 год, 9 июня… «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1: 21)… На 69-м году жизни почил протоиерей Николай Коржич, настоятель Космо-Дамиановского храма города Слуцка. 18 лет его пастырского служения увенчались созиданием крепкой общины верующих, воцерковлением молодежи и детей, полной реконструкцией и освящением в 2009 году благоукрашенного Космо-Дамиановского храма. На чин отпевания прибыл Его Высокопреосвященство митрополит Минский и Слуцкий Филарет, который прочитал над усопшим протоиереем Николаем разрешительную молитву и обратился со словами соболезнования к родным, а также к многочисленным прихожанам Космо-Дамиановского прихода.

http://azbyka.ru/palomnik/Слуцкий_женски...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010