Сачковичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровская церковь построена в 1846-64 гг. на месте сгоревшего деревянного храма 1-й четв. XVIII в. Кирпичная церковь с деревянным завершением в стиле эклектики. Отдельно стоящая кирпичная колокольня относится к кон. XIX в. Церковь не закрывалась, внутри сохранилась роспись и иконостас XX в. Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что по состоянию на 1780 год храм в селе был деревянный, на кирпичном фундаменте. В книге «Историко – статистическое описание Черниговской епархии» для нас имеется очень важное свидетельство, что «на оловянной дощечке, найденной на пожарище сгоревшего храма, написано: «Сооружись церковь сия во имя Царицы Богородицы Марии Девы пречестного покрова в правление архиепископа Иоанна и запорожских войск гетмана Иоанна Скоропадского, старанием пана Якова Дружины».» Судя по этой доске деревянный храм мог был построен между 1709-1711 годах, после Полтавской битвы, скорее всего после изгнания шведов со Стародубских земель. Полковник Иоанн Ильич Скоропадский был избран гетманом 7 ноября 1708 года. В начале 1711 года Святитель Иоанн, Архиепископ Черниговский и Нежинский, во граде Москве был возведен в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. В город Тобольск, Высокопреосвященнейший Владыка прибыл 14 августа 1712 г. Сооружение же нынешнего довольно обширного и построенного из красного кирпича храма, было начато в 1846 году на месте сгоревшего. Однако, в середине ХХ века с северной стороны храма была прикреплена мраморная табличка с надписью: «Памятник архитектуры Покровская церковь, построена в 1820 году, охраняется государством». В «Трудах Черниговской Губернской архивной комиссии 1906-1908 годов» в «Алфавитном списке церквей Черниговской епархии», основанием для составления которого послужили официальные документы приходов, так называемые в то время «клировые ведомости» или «Ведомости о церкви», указывается, что в селе Сачковичи Покровская церковь, каменная постройка 1846 года. Один из составителей «списка» Е. Корноухов, в предисловии указывает, что: «Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировыя ведомости состовляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройке, расширению церквей и колоколен». Святитель Филарет (Гумилевский) Архиепископ Черниговский и Нежинский, указывает дату постройки храма 1864 год. Храм построен в центре села на возвышенном месте «усердием сачковцев» и освящен при настоятельстве священника Иоанна Александровича Доброгаева. Известны имена старост прихода, добросовестно и усердно трудившихся в доволюционные годы в храме: Максим Кучма (1860 г.) и Иоанн Моисеенко (1913 г.) при котором храм перед Первой мировой войной был отреставрирован и и частично расписан масляными красками.

http://sobory.ru/article/?object=01633

Синодального члена, Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского изъяснение о проклятии, положенном от Собора 1667 года Некоторые из называющих себя старообрядцами, зная, что могут, по благословению Святейшего Синода, получить священников от епархиального Архиерея, с разрешением совершать Богослужение по книгам, печатанным при первых российских Патриархах, патриаршествовавших до Никона, изъявляют сомнение воспользоваться сим, и представляют в оправдание своего сомнения следующее: «Архипастыри российской Церкви, дозволив именуемым единоверцами отправлять Богослужение, и совершать таинства по старопечатным книгам, сами следуют изложенным на бывшем в Москве 1667 года Соборе правилам, коими все, вопреки оного Собора отправляющее Богослужение по древним чиноположениям и обрядам Святой Церкви, изложенным в старопечатных книгах, предаются страшному проклятию. Ужасная сия клятва положена не токмо на живых, но и на умерших, и совершаемые у них таинства признаются недействительными». Чтобы усмотреть, имеет ли силу сие сомнение, всего лучше обратиться к самому определению Собора 1667 года. В нем написано, между прочим, следующее: «А Собор, иже бысть при Благочестивом Великом Государе, Царе и Великом Князе Иоанне Васильевиче, всея России Самодержце, от Макария Митрополита Московскаго, и что писаша о знамении честнаго креста, и о сугубой аллилуии, и о прочем, еже писано неразсудно, простотою и невежеством, в книзе Стоглаве, и клятву, юже без разсуждения и неправедно положиша: мы православнии Патриарси, Кир Паисий, Папа и Патриарх александрийский, и Судия Вселенней, и Кир Макарий, Патриарх антиохийский и всего Востока, и Кир Иоасаф, Патриарх московский и всея России, и весь освященный Собор, тую неправедную и безразсудную клятву Макариеву, и того Собора, разрешаем и разрушаем: и той Собор, не Собор: и клятву, не в клятву: но ни во что вменяем, якоже и не бысть, зане той Макарий Митрополит, и иже с ним, мудрствоваша невежеством своим бездразсудно, яко же восхотеша сами собою: не согласяся с греческими и с древними харатейными, словенскими книгами: ниже со Вселенскими Святейшими Патриархи о том советоваша, и ниже свопросишася с ними».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Скачать epub pdf Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московской епархии, за 1867 год. Святейшаго Правительствующаго Синода Член Филарет Митрополит Московский и Коломенский, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Архимандрит. Сверх сего, Член Императорскаго Человеколюбиваго Общества, Вице-Президент Московскаго Попечительнаго о тюрьмах Комитета, Действительный Член Конференции Московской Духовной Академии, ординарный Академик Императорской Академии Наук, Почетный Член Общества Истории и Древностей Российских, Императорской Санкт-Петербургской Медикохирургической Академии, Императорских Московскаго и Новороссийскаго Университетов, Императорских Обществ – Археологическаго, Географическаго, Конференции Духовных Академий – Санктпетербургской, Киевской и Казанской. Имеет алмазные знаки ордена Св. Ап. Андрея Первозваннаго, ордена: Св. Владимира 1-й ст. Большаго креста, Св. Александра Невскаго и Св. Анны 1-й ст.; алмазами осыпанную Панагию и осыпанный драгоценными камнями посох, Докторский крест, наперсный, украшенный драгоценными камнями, золотую медаль по крестьянскому делу и знаки Греческаго ордена Спасителя Большаго креста, бронзовые наперсные кресты на Владимирской ленте – первый за 1812 г., второй в память войны 1853–56 г. Получал 1) по штату Моск. Епарх. кафедры жалованья 428 р. 85 к., на содержание 1283 р. 31 к.; и того 1712 р. 16 к.; 2) По званию Архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры жалованья 285 р. 90 коп., на содержание 571 р. 80 коп.; и того 857 р. 70 коп. 3) По званию Присутствующаго Московской Свят. Синода Конторы жалованья 1143 р. 60 коп., а всего 3713 руб. 46 к. серебром. Родился 1782 г., 26 Декабря, Моск. губернии, в г. Коломне, сын соборнаго диакона Михаила Феодоровича. В мире назывался Василий Дроздов. Обучался сперва в Коломенской, а потом в Сергиево-Лаврской Семинарии: Географии, Истории, Риторике, Философии и Богословию; языкам: Латинскому, Греческому, Еврейскому и Французскому, и в 1803 г. кончил курс наук с степенью студента. 1803 г., Ноября 21-го, определен учителем Греческаго и Еврейскаго языков в Сергиево-Лаврскую Семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В сборнике представлены тексты докладов, прочитанных на I и II Богословских научных конференциях «Экзегетика и герменевтика Священного Писания », проводившихся в Московской православной духовной академии 27.10.2005 и 22–23.11.2006. Приветственное слово митрополита Минского и Слуцкого Филарета, председателя Синодальной богословской комиссии Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Евгению , архиепископу Верейскому, ректору Московской духовной академии. Ваше Высокопреосвященство! Поздравляю Вас с открытием научной конференции Московской духовной академии «Святоотеческая экзегетика Священного Писания ». Пользуясь случаем, обращаюсь со словами сердечного приветствия ко всем ее докладчикам и участникам. Полагаю, что и проведение данной конференции весьма значимо как для богословской мысли, так и для духовного образования Русской Православной Церкви. Не секрет, что разгром русской церковной науки, имевший место после 1917 г., в наибольшей степени сказался на библейских исследованиях. Проведение настоящего форума отрадно, поскольку оно свидетельствует о том, что библейские исследования Русской Православной Церкви успешно восстанавливаются и развиваются. Но конференция, организованная трудами Кафедры библеистики МДА, говорит и о том, что реформа духовной школы дает свои вполне ощутимые плоды. Уверен, данная конференция, став регулярной и традиционной, займет достойное место в календаре научных событий Русской Православной Церкви. Молитвенно желаю благословенных успехов и помощи Божией всем участникам конференции «Святоотеческая экзегетика Священного Писания » в предстоящих трудах. +Филарет , митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной богословской комиссии Евангельская проповедь и литература раннего иудаизма Доцент протоиерей Леонид ГРИЛИХЕС , заведующий Кафедрой библеистики МДА Я хотел бы сразу предупредить, что мое выступление не является докладом в собственном смысле этого слова. Это не итог определенного исследования, но краткое сообщение о некоторых проблемах, которые встали передо мной в ходе моей работы над семитскими реконструкциями Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

Недавно в одном из номеров наших епархиальных ведомостей 1 за текущий год напечатано было солидное письмо, под заглавием: Письмо отца к сыну о дружбе. Оно писано было одним из достопочтенных священников, и показывает в авторе прекрасную душу, жаждавшую истинной дружбы и истинного товарищества. В этом письме изображен идеал истинного друга и товарища, предносившийся пред мысленными очами почтенного автора – и изображен теоретически, т. е. каков должен быть истинный друг и товарищ. В настоящей статье нашей 2 мы имеем возможность показать осуществление этого идеала в жизни и на практике, – осуществление столь полное и жизненное, что, когда мысленно взираешь на этот идеал, невольно благоговеешь пред ним и удивляешься ему. Идеал этот осуществился во всей полноте в лице высокопреосвященнейшего митрополита Филарета и в его отношениях к товарищу и другу его, преосвященному Гавриилу, архиепископу Тверскому и Кашинскому. Для духовенства Тверской епархии эти дружеские отношения первосвятителя Московского, нравственный лик которого столь возвышен и чист, тем драгоценнее, что преосвященный Гавриил, заслуживший истинную дружбу столь великого святителя, долго управлял Тверскою епархией и приобрел от духовенства наименование «добрейшего» архипастыря. Многочисленный ряд писем Филарета к Гавриилу, начавшийся чуть не со скамьи Троице-Сергиевой семинарии и обнимающий почти всю жизнь Гавриила, рисует личность Филарета, как истинного друга и товарища, во всей полноте, во всем величии его непоколебимой верности и неизменности, отеческой мудрости и благоснисходительности. С другой стороны, письма и действия Гавриила изображают пред нами самого Гавриила, как человека хотя любящего изысканность и не всегда твердого в дружбе, но с младенчески преданною душою. Оба друга как бы живые стоят пред нами с своими отличительными чертами; – один, как любвеобильный старший брат, – сильный и могучий, – как мудрый наставник, руководитель, помощник и благодетель; – другой, – как меньший брат, младенчески добрый и любящий, но не всегда идущий по прямому пути, спотыкающийся и сбивающийся с него и даже своевольный, думающий подражать своему старшему брату, но или неудачно, или с опасностью для себя; за то всегда находящий в старшем брате своем помощь и заступление, хотя и не без строгих выговоров и вразумлений за свои погрешности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Отдел II Глава III. Факты, свидетельствующие мужественное его представительство за духовенство перед Высшею Властью и непрестанную заботливость о материальном обеспечении духовенства и о приведении в приличное состояние Православных церквей «Эти дела изображают и освещают личность Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета с такой стороны, с которой меньше всего было известно в печати, – именно со стороны непрестанной его заботливости о материальном обеспечении сельского духовенства его епархии, о его дальновидности и житейской мудрости и опытности и о его мужественных предстательствах за свое духовенство перед Высшею властью, тогда как доселе считали Митрополита Филарета исключительно монахом-аскетом и по убеждениям и по жизни, и потому надо заботиться о личных житейских делах и отношениях» 37 . По предмету и содержанию, указанных в предыдущей главе, фактов первого рода мы имеем под руками два дела 38 под заглавиями. 1) Дело о тайных, будто бы замыслах Поляков – помещиков к мятежу (1846 г.); и 2) Дело по отношению Киевского Генерал-Губернатора Бибикова «о разных предосудительных и вредных для общественного спокойствия поступках разных священников Киевской епархии (1847 г.)». Но заглавие последнего дела, – по изъяснению цитируемого Автора, – не совсем точно: оно главным образом касается распространившихся в 1847 г. в Киевской губернии слухов о возобновлении колиивщины или резни ляхов и жидов», и вообще о взаимных отношениях между крестьянами и помещиками польского происхождения. Таким образом, оба эти дела имеют общественно-политический интерес и характер по части взаимных отношений между разноплеменным населением Киевской губернии. Изложим сначала эти два дела с подлинных документов обнародованных авторов, хотя изложение наше будет по местам в сокращенном виде 39 . Первое дело началось по следующим обстоятельствам. В конце 1845-го или в самом начале 1846 года последовало секретное предписание по резолюции Киевского митрополита Филарета духовенству Киевской Епархии относительно наблюдения за действиями поляков и духом, в народе распространяемом. Вероятно, это предписание состоялось вследствие отношения Киевского Генерал-Губернатора Бибикова, к которому отсылались все рапорты, поступавшие вследствие вышеозначенного предписания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Речь, сказанная при гробе, в Бозе почившего высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита киевского и галицкого, ректором академии Филаретом, епископом уманским, 9 мая 1876 года Поручено мне, почивший Архипастырь, сказать Тебе последнее слово от любимого и покровительствуемого Тобой учебного заведения. Шестнадцать лет Академия жила мирно и счастливо под твоим архипастырским руководством, и отеческим попечением. Много времени потребовалось бы, чтоб начислить и изобразить все твои достопамятные заслуги, как для религиозного просвещения вообще, так и в частности, для нашей духовной науки; Академия скажет о них в свое время. А теперь, с стесненным скорбью сердцем, стоя у гроба твоего, не можем умолчать об одном, что особенно приятно и дорого было для нас во все время твоего пребывания с нами, о твоей любви к нашему делу и к нам самим. Рано сошедши с ученого и учебного поприща на более широкий и многодельный путь иерархического служения церкви, Ты никогда не оставлял посвящать свои досуги умножению своих научных знаний, и сам входил в исследование и изучение многих предметов, указываемых духовными нуждами, управляемых тобой, паств. Вступив на паству киевскую уже в преклонные годы своей жизни, Ты показал себя пред нами служителем веры, обладающим обширными и разносторонними сведениями, особенно в тех предметах, которые входят в круг нашего учения. Будучи свидетелями последней шестнадцатилетней твоей деятельности, мы постоянно удивлялись сколько неутомимо – труженической твоей работе по делам обширного и многостороннего управления паствой, столько же и тому неослабному вниманию, с каким Ты неопустительно следил за движением мысли в области религиозно-научной. В беседе с Тобой трудно было указать на какое-либо новое произведение, касавшееся веры и судьбы Христовой церкви, с которым бы Ты не был уже знаком и о котором не был бы готов дать свое суждение. Как опытный и зоркий служитель веры, Ты был строг в охранении ее от измышлений человеческого суемудрия, но, в тоже время, глубоко сознавал, что успех православной веры много зависит от безостановочного движения мысли, образовательной и образуемой по законам строго научного мышления. И желая, по возможности, содействовать постоянному преспеянию духовной науки, Ты дал Академии щедрое пособие на издание сочинений, могущих служить к утверждению православной веры и церкви. Находя в Тебе такое сочувствие к нашему делу, мы чувствовали себя ободренными и крепкими в работе нашей. Нам приятно было трудиться на поле науки, потому что в маститом и высокосановитом служителе веры, мы видели для себя и пример, и сочувствие, и руководство, и помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

Теракт Молитва о жертвах теракта в Беларуси В главном храме Минска молились родные и близкие жертв трагедии. Высокопреосвященнейший Митрополит Филарет совершил панихиду о погибших и молебен о здравии тех, кто получил ранения. Как дойти до безумия Теракт в Домодедово, приведший к гибели десятков совершенно случайно оказавшихся на месте людей, еще раз ставит вопрос о мотивах бомбистов-самоубийц - почему люди уничтожают себя вместе со случайно подвернувшимися мирными обывателями? Настоятель часовни в аэропорту Домодедово о теракте, пострадавших и журналистах Не успела вдова с сыновьями перешагнуть порог часовни — им преградили путь репортеры, буквально облепили со всех сторон. Их бесконечно фотографировали, не давали уйти ни вперед, ни назад. Смакуя каждую подробность, со всех ракурсов снимали людей, попавших в беду. Патриарх: Люди, совершившие такое злодеяние, поставили себя вне закона не только человеческого, но Божиего Человеческая жизнь есть дар Божий, и посягательство на нее есть преступление не только против человека, но и против Творца. Люди, совершившие такое злодеяние, поставили себя вне закона не только человеческого, но Божиего. Александрия: Теракт против молящихся Во время новогодней Литургии в коптском храме в Александрии был совершен теракт – была взорвана бомба, унесшая жизни, по меньшей мере, 21 человека, пострадало более 100 человек. Это было самое страшное нападение на христианское меньшинство Египта за последние годы. Священник Александр Пикалев: Взрыв произошел в 700 метрах от моего дома (дополненная версия) Честно говоря, я невольно поддался общему настроению и где-то минут пять стоял и просто наблюдал. Из этого ступора меня вывела молодая девушка, которая буквально наскочила на меня. Девушка, захлебываясь слезами что-то очень сбивчиво говорила про какую-то свою родственницу, которую она оставила на рынке, и теперь не может ей дозвониться. Добровольно-принудительное шествие? Кто и зачем собирал студентов на шествие в день славянской письменности и культуры? Останавливали ли метро, когда Патриарх служил там панихиду? Как и кем создается сегодня образ Церкви - об это наши вопросы В.Р. Легойде

http://pravmir.ru/tag/terakt/page/34/

Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев) ЖМП 1 январь 2021 /  19 февраля 2021 г. 18:35 Памяти митрополита Филарета (Вахромеева), Патриаршего экзарха всея Беларуси 12 января 2021 года на 86-м году жизни отошел ко Господу почетный Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев). 20 февраля 2021 года исполнилось 40 дней со дня кончины архипастыря.  PDF-bepcuя. МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ ВНИКАЛ ВО ВСЕ ВОПРОСЫ ЗАБОТЛИВО И ПО-ОТЕЧЕСКИ Высокопреосвященнейший митрополит Филарет — апостол нашего времени, который чистотой своей подвижнической жизни воплотил апостольское предание, проповедуя Христа Воскресшего и вознесшегося во Славе. Все добрые слова, обращенные к человеку, применимы к образу приснопамятного владыки. Первая моя встреча с владыкой Филаретом состоялась в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, когда он носил титул митрополита Берлинского и Среднеевропейского, Патриаршего Экзарха Средней Европы, и сопровождал своего учителя митрополита Никодима (Ротова) в ходе визитов в обитель в 1975–1976 годах. Духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов) был внутренне связан с митрополитом Филаретом. Многие отмечали общую особенность владыки Филарета и отца Кирилла в общении. Это их знаменитые многозначительные паузы. Многие думали, что он собирался с мыслями, думал, как правильно ответить. Однако это было временем молитвы. Свой ответ он освящал молитвой. Каждый встретивший на своем жизненном пути владыку Филарета сохранял память об этих минутах на всю жизнь. Он имел удивительную способность глубинно погружаться в жизнь человека. Даже после коротких минут общения владыка становился близким и родным. Владыка Филарет представил меня Патриарху и Священному Синоду как кандидата на архиерейское служение. 23 июля 1989 года Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всея Востока Игнатий IV возглавил мою архиерейскую хиротонию в Свято-Успенском соборе Жировицкого монастыря. Митрополит Филарет стоял у истоков восстановления Полоцкой епархии и древнего Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Владыка заботливо, по-отечески вникал в жизнь не только самой епархии, но и всех монастырей, приходов, каждого священнослужителя и мирянина. Болея душой за вверенный ему Богом удел, он часто приезжал в епархию, старался поделиться колоссальным опытом, который приобрел за свою нелегкую, насыщенную событиями жизнь. Для меня и для всех он был любящим отцом — и для простого человека, и для руководителя города.

http://e-vestnik.ru/obituaries/pamyati_m...

В Минске прошла международная научная конференция, посвященная 1700-летию Миланского эдикта 6 апреля 2013 г. 15:56 5 апреля 2013 года в Институте теологии Белорусского государственного университета в Минске состоялась международная научная конференция «Значение Миланского эдикта в истории европейской цивилизации и актуальные вопросы отношений Церкви и государства в современных условиях». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета в конференции принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры , председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион . В составе президиума конференции — митрополит Минский и Слуцкий Филарет, ректор Минской духовной академии и семинарии архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий , ректор Белорусского государственного университета академик С.В. Абламейко, первый проректор Института теологии БГУ епископ Бобруйский и Быховский Серафим , архиепископ-митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич (Римско-Католическая Церковь), уполномоченный по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь Л.П. Гуляко. Перед началом конференции состоялось торжественное расширенное заседание Совета Института теологии. Заседание возглавил Высокопреосвященнейший митрополит Филарет. Члены Совета единогласно постановили присудить степень почетного доктора Института теологии БГУ митрополиту Волоколамскому Илариону «за выдающийся вклад в богословскую науку и образование, укрепление межхристианского и межрелигиозного сотрудничества». Почетного доктора приветствовали митрополит Минский и Слуцкий Филарет и ректор Университета академик С.В. Абламейко. В приветственном адресе ректор особо отметил, что «Белорусский государственный университет давно знает митрополита Илариона как талантливого богослова и церковного историка, автора монографий, посвященных жизни и учению Отцов Церкви, и трудов по догматическому богословию». Ректор также выразил председателю ОВЦС благодарность от лица преподавателей и студентов «за внимание и духовное покровительство, за наставления о необходимости постоянно помнить о бесценном даре жизни, о величайшем доверии к человеку и его нравственным силам, об идеях толерантности и взаимопонимания, которые по праву являются жизненно необходимыми и спасительными для всех народов».

http://patriarchia.ru/db/text/2892616.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010