В Бегомле я увидел, что в Минск проходит несколько автобусов, но, тем не менее, сразу занял очередь у билетной кассы. Хотелось думать, что все трудности остались позади. Но надо сказать еще раз «увы!» Через некоторое время кассир объявил, что очередной рейс отменен, а еще некоторое время спустя сообщил: «Отменен и следующий рейс». Я опять и опять обращаюсь с молитвой к Божией Матери. И что же? Приходит третий автобус, на нем в Бегомле освобождается только три места. У билетной кассы я был третий... Сев в автобус, я продолжал благодарить Божию Матерь и примерно так думать: если это нужно, попускай мне искушения, теперь я знаю, что пасть в искушение Ты мне не дашь, как не оставишь в скорби и беде, ибо Ты Заступница усердная рода христианского, рода православного!.. Дальше было все хорошо. Я не только успел к поезду Минск – Москва, но даже к последнему общему ужину... 8 октября (25 сентября ст. ст.) 1992 г. в день преставления преподобного Сергия Радонежского Высокопреосвященнейший митрополит Филарет встретил меня в Троице-Сергиевой Лавре и спросил: «Как съездил на родину?» Я улыбнулся и ответил: «Спасибо, Владыка, хорошо»... Митрополит ничего не знал о случившемся, думаю, и сейчас никто ему не рассказал, тем более, что я сам мало кому поведал об этом, а больше в молчании делал для себя выводы из всего происшедшего. В завершение мне хотелось бы повторить последний абзац моей заметки «Село духовно возрождается». «Сегодня, сверкая серебристыми куполами и крышей, стоит жемчужина села Комайска на фоне прекрасного сада и урожайных полей, окаймляющих ее с севера и северо-востока. Но с юго-запада продолжает напирать на нее свинарник с визгом его обитателей как грустное напоминание о суровых прошлых годах. Как хотелось бы надеяться, что не только не повторится прошлое, но и все то, что напоминает его, уйдет в небытие!.. Спаси нас, Боже, и сохрани, помоги нам быть достойными Твоей милости!» 2 января (20 декабря) 1993 г., день памяти прав. Иоанна Кронштадтского Необходимое послесловие...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

505. Она первая дева. 385. Дева, по обету, 435, 436, и прежде рождества, в рождестве и по рождестве. 41. Она избрана в Богоматерь между прочим по преимуществу девства. 386. Пример Ее девства удобоподражателен и поучителен для нас. 41, 387. Сила и плоды Ее веры во Иисуса Христа. 377, 378, 412, 413. Смирение пред тайною воплощения. 396, 397. Смирение и неизвестность Ее во время земной жизни Спасителя. 496–498, 507, 509. Сокровенность Ее добродетели. 505–510. Слава Ее после вознесения Спасителя, 499, 500, и после Ее успения 483, 484, 510, 511. Успение Богоматери ослабляет страх смерти. 517, 518. Предание о собрании Апостолов на Ее погребение. 510. Почему Церковь особенно ублажает Деву Марию. 375, 376. Обязанность ублажать Ее преподана Духом Святым. 494, 496, 498. Плоды исполнения сей обязанности. 500, 501. Как должно ублажать Ее достойным образом? 502, 503. Победа силы Христовой над еретиками – врагами Богородицы. 511. БОГОСЛУЖЕНИЕ. Цель установления его. III, 262, 263. Необходимость общественного богослужения не отменяется заповедию о тайной молитве. Ι, 513. Различие между богослужением языческим, Иудейским и Христианским. II, 58. Женщины не могут совершать общественного богослужения. I, 510. БОГ. Истинно познавать и почитать Бога, вне благодати, человек не способен. III, 209, 210. Слабость разума в учении о свойствах Божиих. II, 254. Во всех свойствах Божиих проявляется любовь. I, 86. Бог есть чисто-жизненное начало. 402. Бог вездесущ. II, 460 и след. Объяснение вездесущия и особенного присутствия Божия подобием, заимствованным от солнца. 463 и след. Для чего в некоторых случаях Бог с особенною очевидностию являет Свое присутствие. 290, 291. Признаки и действия присутствия Божия в человеке. 465, 468. Для чего нужно особенное присутствие Божие во храме, когда Бог вездесущ? 280. Бог сколько милосерден, столько и правосуден. I, 386, II, 254. Бог есть верховный Царь царей и царств. III, 28. На чем основывается наше право именовать Бога отцем нашим, и как должно пользоваться сим правом? 361, 362.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Братство на этот раз само предлагало передать церковь епархиальному ведомству. Но в ответном письме от 31 марта 1907 года за 2071 Консистория сообщила, что ввиду невыгодности условий передача церкви и назначение постоянного причта откладывается до более благоприятных времен. В это время на Рижскую кафедру прибыл Высокопреосвященнейший архиепископ Иоанн (Смирнов). Почти два года он занимался разрешением сложившейся ситуации. Общее решение было принято в начале 1913 года. Были выработаны приемлемые условия, и 17 февраля 1913 г. был подписан акт о передаче Дуббельнской и Эдинбургской церквей епархиальному ведомству. Настоятелем прихода остался священник Николай Шалфеев. На Рижском взморье этот батюшка прослужил десять лет. К 1918 году стал протоиереем, был награжден орденом Анны второй степени. Выехав из Риги в начале первой мировой войны, поступил в Московскую Духовную академию. Патриарх Тихон удостоил его одной из высочайших духовных наград, возложив на него палицу. После переворота при первой возможности он, уроженец Венденского уезда, возвращается в Латвию и назначается настоятелем Ивановского прихода в Риге. Дуббельнская церковь пережила и осталась цела в первую мировую войну , в революцию, при смене властей. Не обошла ее стороной и вторая мировая война. Однако храм оставался действующим, хотя службы в нем совершались нерегулярно. В 1943 году при Дуббельнской церкви находился приют для детей беженцев. Их родители были либо расстреляны, либо сожжены в немецких лагерях смерти. В 1944 г. в храме взломали ставни, разбили стекла, взломали конторку церковного старосты, вся утварь и иконы временно были перевезены в Эдинбургскую Казанскую церковь. Но уже в следующем году начинается ремонт в храме и часовне на Дуббельнском кладбище. Жизнь церкви понемногу налаживалась. После второй мировой войны Свято-Владимировская церковь оставалась действующей. В летнее время здесь совершали богослужения архиереи, пребывавшие на Рижской кафедре: архиепископ Корнилий (1947 г.); митрополит Вениамин (Федченко) — 1950 г.; архиепископ Филарет (Лебедев) — 1954 г.

http://sobory.ru/article/?object=09837

В этом году 18-го сентября новый иконостас был освящен Высокопреосвященнейшим Митрополитом Московским Филаретом, который совершил тогда по случаю освящения его, и вместе и главного храма (см. выше отд. VI), литургию и молебствие о предохранении от посетившей в тот год наш град Москву „губительные болезни“ (холеры). В произнесенном по этому случаю (замечательном по силе мысли и красоте речи) слов 98 – Митрополит Филарет, исходя от воспоминаний о губительной язве, бывшей во дни Давида, который отчасти сам будучи виною этой язвы, видел в видении грозного ангела-губителя, – между прочим говорит: „не видится ли нам нечто подобное грозному видению Давида“? и затем, указуя уже на появление болезни, советует „умножить моления, тайные и общественные, покаяться, – отложить гордость, тщеславие и самонадеяние, возрастить милостыню, правду, человеколюбие, – отказать, чувственным желаниям, требующим не нужного, презреть забавы суетные, и наконец, прибегать внимательно, благовременно, благонадежно ко всегда благотворному и всецелебному врачеству – к Св. Таинству Причащения“ 99 . Освященный в 1830 г. иконостас был пяти ярусах, весь золоченный с резьбою и 4 колонками, в средине и по бокам. Царские врата в нем – резные вызолоченные, в них шесть небольших круглых икон, без риз,: – над царскими вратами – деревянная вызолоченная чаша, вокруг её сияние. Вверху над иконостасом – образ Воскресения Господня, кругом в золоченом сиянии. (Опись 1861 г.). Но стоял он в нашем храме только 33 года. В 1863 г., вследствие прошения священника Александра Алексеевича Романовского и помощника старосты церковного Ивана Ильина Новикова, – за болезнью старосты Сечкина, резолюциею покойного Митрополита Филарета, от 3 мая, – разрешено им пожертвовать этот иконостас в церковь , вновь построенную по образцу нашей Василие-Кесарийской церкви, – в селе Ивлеве, Клинского уезда, – в своем же храме поставить новый иконостас. Поводом к таковой перемене иконостаса, как можно полагать, послужило недовольство прихожан-ямщиков прежним иконостасом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Другой знаток памятников нашей древней письменности и вместе собиратель их, В.М. Ундольский, высказал свое мнение даже прямо применительно к рассматриваемому нами вопросу. «Известно, говорит он, что еще в 1787 году передано было из Типографской Библиотеки в Синодальную 534 рукописи и в том числе 65 греческих. Поэтому все рукописные Славянские и иноязычные книги необходимо присоединить к Синодальному книгохранилищу. Часть книг печатных иностранных (то есть, типографских) еще прежде поступила в цензурный комитет, находящийся теперь при московской Академии. Туда могут быть отосланы и остальные, чтобы не дробить собрания Св. Димитрия Ростовского … Что же касается до книг церковной печати, им всем достойно и праведно храниться при самой Типографии, как первоначальнице, всех Русских типографий. Дублеты могут быть разосланы по усмотрению 6 ». Мы слышали так же, что едва рассматриваемый проект сделался известен, к нему высказали свое сочувствие и некоторые духовные лица, по праву пользующиеся известностью истинных знатоков дела, именно: высокопреосвященный Исидор, прежний экзарх Грузии, а ныне митрополит Киевский, высокопреосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, автор Истории Русской Церкви. Прибавим к сказанному, что окончательное соединение обеих московских библиотек духовного ведомства вовсе не будет фактом отрывочным, выходящим из ряда других. Стремление переносить рукописные сокровища, особенно находящиеся в отдаленных монастырях, в места, где они более могут принести пользы, в этом ведомстве не только более и более сознается, но и приводится к осуществлению. Так еще при митрополите Платоне значительная часть рукописей троицко-лаврской библиотеки передана была в библиотеку Московской духовной академии (прежней лаврской семинарии), из чего главным образом и составилась там коллекция рукописей. Затем не дальше, как пять тому назад, богатая рукописная библиотека Соловецкого монастыря перевезена в Казань и присоединена к библиотеке тамошней духовной академии; в начале нынешнего года библиотека Новгородского Софийского собора перемещена в библиотеку Духовной академии С.-Петербургской; наконец, несколько тому месяцев назад, большая часть рукописей (236 рукописей; странно, от чего не все?) Иосифо-Волоколамского монастыря, с разрешения высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского, и при содействии автора описания патриаршей библиотеки, профессора А.В Горского, перевезены в Троицкую лавру и присоединены к собранию рукописей тамошней библиотеки академической.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

На памятном камне написаны следующие слова: " морякам участникам русско-японской войны 1904-1905, их семьям с благодарностью за строительство храма и в память 100-летия Цусимского сражения " . Мемориальная плита и якорь будут напоминать брестчанам о храбрости тех, кто отдал свои жизни, чтобы мы сегодня жили в мире. По историческим сведениям в русско-японской войне участвовало более сотни уроженцев Брестчины, 55 из которых погибли. Имена свыше тридцати из них подтверждены документально и высечены золотыми буквами на мраморных досках, установленных в притворе храма. В 2006 году было создано Православное Молодежное Братство в честь святителя Николая, благодаря которому молодежь может глубже познакомиться с православной церковной традицией, Священным Писанием и Преданием, а также интересно, с пользой проводить время. Силами молодых братчиков с 2008 года издается приходская, информационно-просветительская газета " Братский Листок " . Церковь необычайно красива снаружи и внутри. В храме находится величайшая христианская святыня: часть Древа Животворящего Креста Господня, а также частицы мощей различных угодников Божиих. 22 мая 2006 года Никольский храм отмечал вековой юбилей, разделить духовную радость верующих прибыл с апостольским визитом Предстоятель Белорусской Православной Церкви митрополит Минский и Слуцкий Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет, а также ему сослужили Высокопреосвященнейший Стефан архиепископ Пинский и Лунинецкий, Иоанн, епископ Брестский и Кобринский. С апреля 2008 года действует приходской интернет-сайт ( http://stnikolas.brest.by ) знакомящий своих посетителей с историей храма, жизнью общины и основами Православия. 19 декабря 2009 исполнилось 20 лет со дня возрождения храма. Трудно представить, что совсем недавно храм был закрыт, стоял серый, окруженный строительными лесами и без крестов. Его возрождение подтверждает слова Господа нашего Иисуса Христа: " Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её " (Мф.16:18). За последние годы стараниями клириков и прихожан Свято-Николаевской церкви было много сделано, чтобы храм стал одним из красивейших архитектурных строений города Бреста.

http://azbyka.ru/palomnik/Брестский_Нико...

На это письмо последовал ответ: «По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета, канцелярия Минского Епархиального Управления настоящим сообщает, что на Ваше прошение последовала резолюция Его Высокопреосвященства: «Строительство Церкви следует вести на новом месте. Памятник воинам-освободителям и могилу не трогать, но и впредь совершать у их надгробия заупокойную молитву. Митрополит Филарет. Секретарь Минского Епархиального Управления протоиерей И. Хорошевич». 10 июля 1993 года состоялось освящение места для строительства церкви и камня, заложенного в фундамент. 14 октября 1994 года настоятелем Ореховского прихода был назначен священник Анатолий Евстафьевич Дударчук, который 25 октября этого года начал проводить богослужение в здании бывшей школы, оборудованной временно под церковь. В строящемся же храме служился Акафист в дни праздников и проводился Крестный ход на Пасху. В решении этого вопроса большую помощь оказал благочинный Малоритского округа протоиерей Николай Кудласевич. Строительство храма велось на средства колхоза «Заря», при руководстве председателя Ивана Васильевича Кивачука и главного инженера-строителя Петра Васильевича Кивачука. Помощь была оказана техникой, стройматериалами и деньгами, а также на добровольные пожертвования прихожан и других добрых людей. Все они внесли свою лепту в средства, собираемые на строительство. В 1995 году возведение церкви было завершено и в День храмового праздника состоялось Соборное богослужение. В 1996 году, в канун Рождества Христова, в храме установили 4-х ярусный иконостас. А уже летом этого же года территория у воздвигнутой церкви была благоустроена и обнесена металлической оградой. Над могилой у памятника, расположенного в 10-ти метрах от храма, накануне Пасхи 1995 года, был установлен и освящён Крест. Здесь, в День Радуницы и 9 Мая, в День Поминовения усопших воинов, совершается заупокойная молитва, как и было предписано Митрополитом Филаретом. Летом 1998 года в храме был расписан купол, а к осени - окрашены панели и полы.

http://sobory.ru/article/?object=27605

На это прошение последовала милостивая резолюция Его Преосвященства: „Марта 7-го 1816 года, дозволить“... (далее трудно разобрать резолюцию). Однакоже, вследствие вероятно потребовавшихся больших расходов на приведение в благоустройство новых приделов с трапезою, а кроме того на возобновление церковных каменных лавок, сгоревших в 1812 г., и выстроенных в 1816 году 67 , настоящая холодная церковь по новому плану была перестроена только лишь к 1830 году, когда было совершено и её освящение. По сему случаю в храме нашем „1830 г. 18 сентября служил Высокопреосвященнейший митрополитъ Филарет, – где в первый раз произносились особенные молитвы, им составленные по случаю появления в Москве губительной болезни холеры и сказана им проповедь о холере“ 68 . С 1830 г. 69 доселе перестроенная тогда вновь настоящая наша церковь во имя Св. Василия Великого – и после того, как примыкающая к ней трапезная церковь с приделами были перестроены и распространены, – остается неизменною, служа в настоящее время местом по преимуществу праздничных и торжественных богослужений, – когда с особым усердием возносим мы благодарения и молитвы ко Господу и Его Великому Святителю... Призирай милостиво с небесе, о Великий Святителю, на эти малые молитвы наши, в храме Твоем приносимые, и буди неумолчный о нас, смиренных, Ходатай пред Престолом Вседержителя и Спаса Нашего! 56 Служил при нашем храм с 22 июля 1794 года. 1814 г. 2 июля был избран духовником благочиния. Скончался 12 марта 1831 года. На его место перемещен свящ. Вознесенск. монаст. о. Михаил Иаковлевич Изюмов (Арх. Дух. Коне.) 57 Билет изъ управы Благочиния её 37005, сентября 28 дня 1810 года. Записки прот. А. А. Романовского. 59 Письменное показание священника и прихожан ВасилиеКесарийской церкви на запрос консистории об употреблении 10 тысяч рублей, – данное в 1813 году, июня 28 дня (Арх. Дух. Коне.). 60 „Старая наша (холодная) церковь находится в разорительном положении, последовавшем от непрителя“ (см. показание священно-церковно-служителей и старосты и прихожан, 1813 года, июня 28 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Святые суть живые, неиссякаемые потоки благословений. 135. Сила благословения родительского и священнического. 133, 134, 136. Дети должны дорожить благословением родительским. 136. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ есть способ богатеть в Бога. I, 328, 329. Имя Христа Спасителя и пришествие Его на землю – побуждения к благотворительности. III, 565, 566, 568. Ради Христа должно благотворить всем бедствующим. I, 209, III, 69–71. Благотворительность должна быть чужда малодушия и опасения не получить награды. 67, 69. Она не останется без награды. 73. Благотворение человекам Бог относит к Себе. 68. Благотворительность низводит на человека благословение Божие и дарует ему блаженство вечное. II, 269, 274, III, 67, 68. Плоды благотворения искреннего, постоянного, 73 и бесплодность неискреннего, непостоянного. 72. См. Милосердие, Человеколюбие. БЛАГОЧЕСТИЕ. Сила его. III, 539. Оно недостижимо без благодати. 209. БЛАЖЕНСТВО выше мгновенных восторгов и радости. I, 119. Состоит в созерцании и причастии славы Божией. 6. Что сделал Иисус Христос для приведения человеков к блаженству. II, 161. Для наследования блаженства необходимо быть членом царства благодати. I, 485, 491. Не только видение, но и вера делает блаженным. 138. Степени блаженства соответствуют степеням веры. 207. Почему несовершенно учение древних философов о блаженстве человеков? II, 252, 253. БОГАТСТВО. Его не осуждает Спаситель. I, 302. К богатству не должно прилепляться. 303, 304. Врачевство против пристрастия к оному. 305. Ηеправильное употребление оного. III, 220, 221. Приводит к погибели. II, 537. Жестокость богача Евангельского. 541. Что значит «богатеть в Бога»? I, 327 и след. БОГОПОЗНАНИЕ – естественное. III, 209. Способ богопознания человеческого отличен от Ангельского. I, 399. Для созерцания Божественных предметов нужны человеку Божественный свет и сообразное с тем устроение ума. 107, 108. Присутствие Божие можно познавать в мире видимом. II, 464, 465. БОГОРОДИЦА. Почему называется благодатною? I, 435. По нравственному совершенству Она выше всех в роде человеческом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Сколько высокопр. Филарет, – по словам покойного владыки Антония, – столько же и сам последний глубоко сознавал и благоговейно чувствовал это видимое знамение благословения Божия над их родом 19 . В особенности же знамение это признавалось ими в призвании Божием многих лиц из их рода к иноческому званию. Когда, ещё в свое время, постепенно начали принимать монашество сказанные лица, тогда же высокопр. Филарет говаривал: «ну, вот слава Богу, полку нашего прибывает да прибывает, и теперь я могу сказать о себе, что я монах не безродный, и пожалуй, гожусь в патриархи в этом отношении. Благодарение Господу, и при жизни-то теперь есть кому помолиться нам друг за друга; а когда умру, – тоже найдутся свои закрыть мне глаза и поминать в молитвах». Насколько же глубоко и свято чтил сам митрополит Филарет это иноческое звание видно из того, что он выражался иногда о нем, сравнительно с самым саном митрополита, такими словами: «Белый-то клобук с драгоценным крестом мне пожаловали и носить повелели, а черный-то я сам возжелал и воспринял на себя с обетами; за него то прежде всего и буду истязан на страшном судище Христовом, где и белый-то окажется белым потолику, поколику черный сохранится не загрязненным и не издырявленным страстьми и похотьми греховными». По поводу подобных монахолюбивых чувств и рассуждений высокопр. Филарета некоторым представлялось отчасти тоже, что высказывалось в последнее время в борзописных сказаниях Беллюстиновских, Ростиславовских и т. п., в коих, как известно, призвание молодых учёных людей к монашеству признавалось и называлось просто напросто вербовкой и закабаливанием. Но долг справедливости требует сказать, что высокопр. Филарет, бывши действительно ревностным монахолюбцем, в то же время проявлял в этом отношении примерную осторожность, даже до прозорливости. Один из бакалавров киев. академии, под влиянием своего дяди (бывшего ректора киевской семинарии) и по личному ходатайству последнего перед высокопр. Филаретом, был представлен ему – (Филарету) кандидатом к монашеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010