Историко-статистическое описание Харьковской епархии [ Филарет (Гумилевский) ]: в 5 отд. М. 1852–1858. – Отд. 1, стр. 27. Православный собеседник. Казань. 1915, январь, стр. 18. – 1916, январь, стр. 364–365. Прибавления к «Церковным ведомостям». СПб., 1889, 17, стр. 457. Церковный вестник. СПб., 1891, 25. – С, 392; 45, стр. 712. Исторический вестник. СПб., 1889, август, стр. 446–447. Русская старина. СПб., 1874, февраль, стр. 210. Русская старина. СПб., 1878, февраль, стр. 198; май, стр. 191. Русская старина. СПб., 1880, июнь, стр. 227–228. Русская старина. СПб., 1883, август, стр. 421–429. Русская старина. СПб., 1885, июль, стр. 168. Христианское чтение. СПб., 1872. апрель, стр. 698. Письма митрополита Филарета к С.Д. Нечаеву//Русский архив. М. 1893. Кн. 1, стр. 131, 215, 217. Записки графа М.Д. Бутурлина//Русский архив. М. 1898, Кн. 3, стр. 162. Русский архив. М. 1899. Кн. 2, 6. – С. 218. Русский архив. М. 1900. Кн. 3, стр. 428. Русский архив. М. 1904. Кн. 2. 6, стр. 292. Лебедев А. Архиепископ Иаков Вечерков//Русский архив. М. 1916. Кн. 1, стр. 191. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского . СПб., 1900–1911, т. 2, стр. 107. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г. T. 1, стр. 259: т. 2, стр. 1582, 1708, 1836, 1974, 2078, 2271. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 30 (кн. 60), стр. 492. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 18, стр. 645–646. Краткие сведения о Харьковских иерархах//Харьковские епархиальные ведомости. 1869, 2, стр. 89–90. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 31, 36, 53, 55, 66, 71, 78. Смолич И.К. История Русской Церкви, 1700–1917// Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 8., ч. 2, стр. 224, 336–339, 479. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Против подлинности Стоглава, как законодательного акта, утвержденного царем и собором, писали следующие ученые: 1) Неизвестный автор статьи «Сведения о Стоглавом соборе», Христ. Чтен., 1852 г., ч. 2, стр. 238 – 239. 2) Добротворский, в предисловии к изданию Стоглава Казанской Духовной Академии, 1862 года, в «Дополнительных объяснениях к изданию Стоглава», Прав. Собес., 1862 г., ч. 3 и особенно в статье «Каноническая ли книга Стоглав, или не каноническая?», Прав. Собес., 1863 г., ч. 1 и 2. 3) Неизвестный автор статьи, весьма обширной, под заглавием «Стоглавый собор», Прав. Собес., 1860 г., ч. 2 и 3; см. особенно ч. 2, стр. 108 – 109. 4) Суворов «Курс церковного права», т. I, Ярославль, 1889 г., §90. 5) Преосв. Макарий «История русского раскола, известного под именем старообрядства, СПб, 1855 г., стр. 45 – 56. 6) Латкин «Лекции по внешней истории русского права», СПб, 1888 г., стр. 100 – 103. 7) Жданов «Материалы для истории Стоглавого собора», Ж. М. Н. П., 1876 г., 186, стр. 65, пр. 1. 8) Преосв. Филарет «История русской церкви», период III, М., 1847 г., стр. 194 – 196 и 261 («Стоглавник – сочинение дьяка(??), а не деяние собора»). 9) Профирьев «История русской словесности», ч. 1, изд. 2-ое, Казань, 1876 г., стр. 508. 10) Беляев Илья, «О Стоглаве против раскольников», Чтения в общ. люб. дух. просв., 1875 г., декабрь, стр. 128 (статья в высшей стеени тенденциозная). Совершенно иного мнения тот же автор держится в другом своем сочинении «Об историческом значении деяний московского собора 1551 года» (Русская Беседа, 1858 г., т. IV), а такжев предисловии к изданным им «Наказным спискам соборного уложения 1551 года или Стоглава», М., 1863 г. 11) Неизвестный автор статьи «Об издании Стоглава в Лондоне» (Христ. Чтение, 1861 г., октябрь, отд. III, стр. 257). В пользу противоположного мнения высказывались: 1) покойный проф. Моск. Унив. Иван Дмитриевич Беляев в статье «Памятники русского церковного законодательства». Стоглав и наказные списки соборного уложения 1551 года», Прав. Обозр., 1863 г., июль, стр. 190 – 215. Того же мнения он держится и в своих «Лекциях по истории русского законодательства», М., 1879 г., стр. 539; 2) Преосв. Макарий «История русской церкви», т. VI, СПб, 1870 г., стр. 220 и примеч. 292, стр. 227, прим. 294, стр. 228; 3) Павлов, проф. Моск. Унив. в предисловии к изданному им Наказному списку по Стоглаву в Вязьму и Хлепен. Записки Новороссийского Университета, т. IX, Одесса, 1873 г. («Еще наказный список по Стоглаву»); 4) Жмакин «Митрополит Даниил и его сочинения», М., 1881 г., отдел приложений, стр. 76, примеч.; 5) Лебедев «Стоглавый собор 1551 года (опыт изложения его внутренней истории)», Чтения в общ. любит. дух. просв., 1882 г., ч. I, отд. 1, ч. II, отд. 1 (см. особенно ч. I, отд. 1, стр. 20 – 21); 6) Н. С-н. (Субботин?) «К материалам для истории Стоглава и его времени». Летописи русской литературы и древности, изд. Тихонравова, 1863 г., кн. 5, отд. III, стр. 128, прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сведения об основании пустыни и первоначальнике ее, иеросхимонахе Иоанне. Сведения о строителях ее. О жительствовавшем в пустыне Валаамской игумене Назарии и его духовное наставление. Черты из жизни и наставления иеромонаха Илариона. Воспоминание об иеромонахе Евгении. Взгляд на состояние пустыни под управлением нынешнего игумена Исаии. Об иночестве вообще. Нижний Новгород. 76) Описание Троицко-Макарьево-Желтоводского второклассного монастыря. Составил П. Пискарев. Нижний Новгород. В тип. Губернского Правления. 1846. (8) 53 стр. Основание монастыря, стр. 3. Обогащение, стр. 11. Архиереи, жившие в нем, стр. 15. Наводнение, стр. 19. Церкви, стр. 22. Здания монастырские, стр. 39. Привилегии, стр. 41. Список настоятелей, стр. 46. Пребывание Петра Великого, стр. 49–53. 77) Описание Оранской Богородицкой пустыни, составленное профессором иеромонахом Макарием. (В пользу бедных духовного звания.) М. В тип. Готье. 1851. (8) 108 стр. 1. Местоположение, стр. 7. 2 Основание, стр. 9. 3. Бедствие в пустыни и 6ывшие в ней чудеса, стр. 20. 4. Обогащение пустыни и крестные ходы, стр. 38. 5. Строение пустыни и достопримечательные вещи, стр. 60. 6. Внутреннее устройство и список настоятелей, стр. 78. Новгород. 78) Путешествие по св. местам русским. Новгород. Спб. 1846. В тип. III Отд. Собств. Е. И. В. Канцелярии (8) 184 стр. Отрывок из сочинения А. Н. Муравьева. (См. ниже, Сборники.) 79) Историческое описание святыни Новгородской, заключающейся в Софийском Соборе, церквах и окрестных монастырях, с кратким сказанием о святых чудотворных древних иконах и достопамятных вещах, хранящихся в ризнице Новгородского Софийского Собора. (Андрея Павлова.) Спб. В тип. К. Жернакова. 1847. (8) 40 стр. Другое издание, там же, 1848. (8) 68 стр. (См. Библиографич. прибавления к журналу Мин. Нар. Просв. 1848 года, стр. 145.) 80) Краткое историческое описание святыни Новгородской. Спб. В тип. 2-го Отд. Собств. Е. И. В. Канцелярии. 1850. (8) 93 стр. Краткое историч. введение. Храм св. Софии 1) Городские монастыри и церкви, стр. 43. 2) Обозрение обителей загородных и окрестных исторических местностей, стр. 46. 3) Церкви Новгородские, стр. 81–93.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

По свидетельству архид. Павла у нас на литургии всегда полагалось по два чтения из Апостола и Евангелия, а иногда по три: дневное, праздничное и Богородичное [вып. II, стр. 163). Чтение евангелия, как и теперь, предварялось и сопровождалось протяжным пением «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» (вып. II, стр. 163), причем на Украине, в Умани, архидиакон слышал, что «как в начале, так и в конце «Слава Тебе, Господи»... поют с органом» [вып. II, стр. 23]. Окончив чтение, диакон, сойдя с амвона, подносит Евангелие патриарху для целования, певчие в это время весьма протяжно поют «исполла эти деспота» [вып. 1, стр. 17]. Потом, по обычаю молдавскому, «поднес Евангелие господарю и сыну его для прикладывания, причем дьякон целовал у них руку [вып. I, стр. 77], равным образом и в Москве архидиакон Павел подносил царю Евангелие, чтобы «приложиться», причем также целовал его правую руку [вып. IV, стр. 128], а при служении патриархов, в Успенском соборе, в воскресенье Праотцев, архидиакон «поднес Евангелие приложиться сначала патриархам, потом царю и царице, которые сошли со своих мест и приложились» [вып. IV, стр. 103]. Затем диакон, читавший Евангелие, возглашает сугубую ектению «Рцем вси». На этой ектении, после прошения о царе, если он присутствовал в храме, «Господи помилуй» пелось не трижды, a 12 раз [вып. 11, стр. 163]. В Малороссии, на сугубой ектении поминали тоже царя Алексея Михайловича. «Причина этому та, – замечает по этому поводу наш автор, – что в нынешнем году казаки, в согласии с гетманом Хмелем, присягнули царю и подчинили ему свою землю» [вып. 11, стр. 4–5] 187 . По подсчету нашего автора за сугубой ектенией пели «Господи помилуй» около ста раз только за Царствующий Дом: «за царя, царицу, сына их Алексея, трех сестер и трех дочерей царя, причем при упоминании имени царя все (молящиеся) вместе со священниками и дьяконами делают по три поклона» (вып. II, стр. 158 и 163). Патриарха же поминали не московского, а Константинопольского – Паисия (вып. II, стр. 62). Это происходило от того, что Киевская митрополия находилась тогда еще под властию Константинопольского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обычай участия священников на входе означал то, что на следующий день все они совершают литургию (вып. I, стр. 11). После ектении, по входе, «Сподоби» читал тот же диакон, который потом произносил: «Исполним вечернюю молитву» (вып. II, стр. 60). В конце вечерни всегда совершалась в нарфексе лития (вып. II, стр. 61:188; вып. IV, стр. 28:49, 82). Архид. Павел описывает это так: «на великий вход вышли шесть пар священников – каждая пара в одинаковых фелонях – и два дьякона с кадильницами. Наш владыка – патриарх, войдя, стал близ больших, главных (царских) дверей, а священники стали кругом него. После того, как оба дьякона окадили образа и патриарха в первый и во второй раз, потом предстоящих, один из них начал литийное прошение: «Спаси, Боже, люди твоя», затем отошел, а его товарищ сказал: «еще молимся о государях наших» и ушел, первый же докончил остальное. Патриарх прочел положенную молитву. Мы подвинулись вперед, и наш владыка – патриарх кадил вокруг пяти хлебов в хоросе» (вып. II, стр. 61), и читалась молитва благословения хлебов, но без хлебов (вып. II, стр. 160). Архид. Павел поясняет, что благословение хлебов было только под великие праздники (вып. II, стр. 160), в кануны же воскресного дня (вып. II, стр. 90) или малого праздника (вып. I, стр. 50) лития совершалась без освящения хлебов (вып I, стр. 50). Сообщение архид. Павла о том, что служились литии без благословения хлебов, возбуждает некоторое сомнение. Здесь нельзя видеть описку автора, потому что об этом он не раз говорит и даже пытается объяснить, почему иногда на литии не бывает благословения хлебов (вып. II, стр. 160). Свидетельство это можно объяснить таким предположением. По уставу полагалось после каждой воскресной утрени совершать литию. «По отпусте же (утрени) творим литию, поюще самогласную стихиру храму» 166 . Стоглавый собор это подтвердил таким постановлением: «да после заутрени пели бы молебны о многолетнем здравии... царя и царицы» 167 . По предписанию Собора лития эта представляла собою не что иное, как перифраз ектений, произносимых на литии. Следовательно, отцы собора разумеют здесь литию, положенную уставом петь в конце утрени, но они почему-то назвали ее молебном. На этой литии благословения хлебов не полагалось. И вот, по всей вероятности, накануне воскресных и праздничных дней, когда по уставу не положено литии с благословением хлебов, для большей торжественности, совершали эту литию на вечерни, тогда как ее следовало бы отправлять в конце утрени. Очевидно, в данном случае и имеет в виду архидиакон Павел эту именно литию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9), а другое, написанное в неизвестном году и относимое к XII в., находится в Московской Синодальной типографии (у Воскресенского ibid, стр. 20 fin.), и затем несколько небольших отрывков из Евангелий (об отрывках из двух Евангелий XII в. см. у Срезневского в Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках, стр. 9 и 15 sqq). Что касается до небогослужебного Апостола, то в отдельном виде (без толкований) и вместе полном составе книг, его составляющих, неизвестно ни одного списка, но известны списки: 1) написанный в 1220году и содержащий послания ап. Павла к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам и недоконченное к Ефесеям (прерывающееся на 4 ст. 4 гл.) вместе с толкованием на них принадлежащим или по крайней мере усвояемым Икумению Триккскому , находящийся в Синодальной Библиотеке (Горский и Невоструев Описание Синодальных рукописей Отд. II, 1, стр. 142, и у Воскресенского в его исследовании: Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV в., М., 1879, стр. 50); 2) написанный до 1250г. или около и содержащий Апокалипсис с толкованием Андрея Кесарийского (Срезневский Древние памятники Русского письма и языка, 59 col. 2), находящийся там же. Из толкований на книги Святого Писания были в славянском переводе в наш период до-монгольский: 1 . На книгу Иова толкование Олимпиодора диакона Александрийского (сокращённое против подлинника, см. Горский и Невоструев Описание Синодальных рукописей отд. I, стр. 57, и отд. II, 1, стр. 54). 2 . На Псалтирь два толкования, – усвояемое Афанасию Александрийскому (Востоков Описание Румянцевского Музея стр. 469, и Горский и Невоструев Описание Синодальных рукописей. отд. II, 1, стр. 69), и принадлежащее Феодориту Кирскому (Востоков ibid. стр. 470), оба совершённые у Болгар в самое первое время славянской письменности (Востоков, ibid.). 3 . На Песнь песней Филона Карпафийского (Горский и Невоструев Описание Синодальных рукописей отд. I, стр. 74 sqq). 4 . На 16 пророков толкование довольно значительно неполное, принадлежащее неизвестному, главным образом сокращённое из Феодорита Кирского , но также выбранное и из других отцов. С этим толкованием читались книги пророческие в той рукописи 1047г., о которой сказали мы выше (Горский и Невоструев Описание Синодальных рукописей и след. отд. II. 1, стр. 109 sqq; о самом толковании, – об его составе и неполноте, стр. 113) 1601 . На пророка Даниила толкование Ипполита Римского , состоящее из 12 слов. См. о нём книгу И. И. Срезневского : Сказания об антихристе в славянских переводах, СПб, 1874, стр. 8 sqq., а два первые слова напечатанными по Чудовской рукописи XII-XIII в. тут же, второго счёта стр. 5 sqq (заимствование Киевским летописцем под 1111г. из 9 слова этого толкования – Ипатская летопись 2 издание стр. 195). 5 . На первые пять посланий ап. Павла толкование Икумения Триккского , о котором сказали мы выше и которое покойный А. В. Горский, как кажется, относит к началу XIII века (Описание Синодальных рукописей II, 1, предисл. стр. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Норова, стр. 113, Ко 2 изданию приложено дополнение, в коем доказывается достоверность сказания о св. местах Даниила игумена. Издание 3-е, дополненное, составляющее 3-ю и 4-ю части его «Путешествий». 12 , Спб. 1854, с картой Палестины, планами Иерусалима, храма Гроба Господня, Гефсиманской пещеры, Вифлеемского храма, пещеры Иоанна Крестителя в Самарии. Отрывки из путешествия Норова помещены в разных хрестоматиях, в Журн. В. Уч. заведений 1844, т. 49, 107; т. 50, стр. 139, 257, 389; в Живоп. Энциклопедии 1847, т. I, стр. 345; в Детском Мире, Ушинского, в христоматии для простолюдинов и проч.; большою частию оно вошло в книгу «Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы, изд. Афонской горы», Спб. 1869. Путешествие Норова было переведено на чешский, 1851 и немецкий языки, 1862 (библ. Норова, стр. 113–114, 253. См. биографический очерк А.С. Норова , помещенный в Сборник 2-го Отд. Императ. Акад. Наук, т. VII, Спб. 1870). Рецензии: 1) Журн. М. Нар. Просв. 1838, ч. 20, стр. 171; 2) Библ. для Чт. 1838, т. 29, отд. 5, стр. 1–17; 1855, т. 129 и 131, стр. 19–46 и 27–50, статьи О.И. Сенковского; 3) Отеч. Зап. 1840, т. 12, отд. 6, стр. 60–61; 1847, отд. 6, стр. 69–74; 1855, т. 98, отд. 3, стр. 23–52; 4) Литер. прибавл. к Р. Инв. 1838, стр. 790; 5) Р. Вестн. 1841, т. I, стр. 145–199, ст. Н. Полевого; 6) Р. Инв. 1838, 7) Соврем. 1838, т. 10, стр. 57, 1854, т. 48, отд. 4, стр. 49–52; 8) Сев. Пчела 1838, 65) Записки об Иерусалиме 1835–1836, иеромон. Аникиты (кн. С.А.Ширинского-Шихматова) см. в описании жизни его, издю в Спб. 1838, стр. 36–42, 48, равно и в издании 1853; о том же в Душепол. Чтении 1869, «Известия и заметки», стр. 102–106: это извлечение из путешествий по св. местам, совершенных с 1832 по 1836 год послушником Алексеем Митрофановым, впоследствии архимандритом Арсением, возобновителем Святогорской Успенской пустыни. 66) В библиотеке Ундольского встречается путешествие киевского мещанина, а потом троицкого монаха, Владимира Смирнова (1836–1838); это – автограф автора, на 57 листах, в 4 , 67) Из записок путешественника по Востоку, хаджи Димитрия, г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. Didache, стр. 217–225. 7. Barnabae epistula, стр. 243–265. 8. Pastor Hermae, стр. 297–402. 9. Epistula ad Diognetum, стр. 490–500. 10. Papiae fragmenta, стр. 515–524. 11. Presbyterorum ueterum fragmenta, стр. 539–550. F. X. FUNK, Patres Apostolici. (a) Volumen I. Editio II adaucta et emendata, Tubingae, 1901. 1. Doctrina duodecim Apostolorum (Didache), стр. 2–37. 2. Epistula Barnabae, стр. 38–97. 3. Epistula Clementis ad Corinthios I, стр. 98–185. 4. Epistula Clementis ad Corinthios II, стр. 184–211. 5. Epistulae s. Ignatii, стр. 212–295. 6. Epistula s. Polycarpi ad Philippenses, стр. 296–313. 7. Martyrium s. Polycarpi, стр. 314–345. 8. Papiae fragmenta, стр. 346–375. 9. Quadrati fragmentum, стр. 376. 10. Presbyterorum reliquiae ab Irenaeo seruatae, стр. 378–389. 11. Epistula ad Diognetum, стр. 390–413. 12. Pastor Hermae, стр. 414–639. (b) Volument II. Editionem HI ualde auctam et emendatam parauait F. Diekamp, Tubingae, 1913. 1. dementis epistulae de uirginitate, стр. 1–49. 2. Passio s. dementis, стр. 50–81. 3. Ignatii epistularum recensio longior, стр. 83–269. 4. Ignatii epistularum uersio anglo–latina, стр. 270–317. 5. Laus Heronis, стр. 318. 6. Ignatii epistulae ad lohannem …, ac responsio Mariae, стр. 319–322. 7. Martyria s. Ignatii: a. Martyrium Antiochenum … cum uersione anglo–latina, стр. 324–339. b. Martyrium Romanum (Vaticanum), стр. 340–362. с. Martyrium latinum (Bollandianum), стр. 363–382. d. Martyrium per Symeonem Metaphrasten conscriptum, стр. 383–396. 8. Fragmenta Polycarpiana, стр. 397–401. 9. Vita et conuersatio S. et beati martyris Polycarpi, стр. 402–450. Η. HEMMER — G. OGER — A. LAURENT, Les Peres apostoliques. (a)/. Doctrine des Apotres, Epftre de Barnabe. Texte grec, traductionfranQaise, introduction et index (Textes et documents pour retude historique du christianisme, 5). Paris, 1907, 19262. 1. Didache, стр. 2–28. 2. Epistula Barnabae, стр. 30–100. Η. HEMMER, Les Peres apostoliques. (b)//. Clement de Rome; Epitre aux Corinthiens, Homelie du IIe siecle (Textes et documents pour 1 " etude historique du christianisme, 10). Paris, 1909,19262.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Поэтому, в первую очередь, в апреле 1922 года была арестована верхушка «Общества Приходов». В мае 1923 года Петроградский Богословский институт самозакрылся во избежание попадания в ведение обновленцев; ректор прот.Николай в то время уже год как отбывал заключение. Однако режим в «Исправдоме», где содержались оставшиеся в живых осужденные на Петроградском процессе 1922 года, был сравнительно мягкий, и о. ректор присутствовал на закрытии Петроградского Богословского института. После ареста прот.Николая в мае 1922 года до осени обязанности ректора исполнял Л.П.Карсавин, затем И.П.Щербов, который смог сохранить делопроизводство института, передав его в Центроархив. В настоящее время архив Петроградского Богословского института находится в ЦГИА СПб. Ф. 2279. Источники: 1. Чуков Н.К., протоиерей (митр. Григорий). Воспоминания, дневник (1918-1923) статьи, речи, документы, фотографии. Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) © Александрова Л.К.Спб.2010. 2. Чуков Н.К., протоиерей (митр. Григорий). Воспоминания, дневник (1918-1923); статьи, речи, документы, фотографии. Опубл.: Александрова-Чукова Л.К. (Автор-составитель). Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды//СПб. Епархиальные Ведомости. 2007.Вып.34.С.44-73. Олонецкие ЕВ. Петрозаводск. 1917. Отд. офиц.С.2. Источник 2.С.44. Олонецкие ЕВ. Петрозаводск. 1917. Отд. офиц. С.121. Новгородские ЕВ. Новгород.1917. Часть неофиц. С 324-325. Олонецкие ЕВ. Петрозаводск. 1917. Отд. офиц. Приложение. С.1. Там же. Отд. неофиц. С.171-173. Там же. неофиц. Приложение. С.1-7; Отд. неофиц.С.194-196. С.187-189. Там же. неофиц. С.175; неофиц.С.185,194; офиц.С.199 Там же. 18. Отд. офиц. Приложение. Журналы чрезвычайного съезда духовенства и мирян Олонецкой епархии 17-25 июня. С.74-75. Там же. Отд. офиц. Приложение. С.331; 16.Отд. офиц. Приложение. С.8; 19. Отд. офиц. Приложение. С.106-108, 112. . Источник 2. С.44-45. Олонецкие ЕВ. Петрозаводск. 1917. неофиц. С.257-259. Там же. Отд. неофиц. С.401-404. Там же. Отд. неофиц.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Литургии предшествовало чтение часов, во время которых священник совершал проскомидию. Последование наших часов того времени вызывает в памяти сирийского автора воспоминание о совершении часов у греков и у нас. «Что касается часов, то они отправляются у греков весьма небрежно: священник их прочитывает про себя во время литургии. В Малороссии же и в Москве их читают во всеуслышание» (вып. I, стр. 11). О совершении проскомидии возвещалось особым звоном. «Перед благовестом к обедне бывает звон к проскомидии, дабы всякий, кто имеет что-либо принести, приносил своевременно» (вып. I, стр. 51). В общем своем составе наша проскомидия для сирийцев не представляла любопытных особенностей. Однако, одно из «нововведений» на проскомидии архид. Павел отмечает, считал это нововведение в то же время погрешностью. «Принося священную жертву, они (русские), – сообщает архид. Павел, – вынимают из просфоры не девять частиц, а только четыре» (вып. III, стр. 170). В богослужебных памятниках данного времени святые, поминаемые за этою просфорою (третьей), называемой крестовой или иначе «крестной», разделены на четыре класса и следуют в таком порядке: апостолы и евангелисты, отцы вселенские учители, святые отцы – новые русские чудотворцы: Петр, Алексей, Иона, митрополиты Московские; Леонтий, Исаия, Игнатий, епископы Ростовские; Иоанн, Никита, Евфимий и Иона, архиепископы Новгородские; Тарасий, Вакул, Власий, Иаков, Стефан Пермский; великомученики из русских: Никита, Прокопий, Борис и Глеб, Михаил Черниговский, болярин Феодор; преподобные и богоносные отцы – из русских: Антоний, Иларион, Макарий, Феодосий общежитель, Варлаам, Сергий, Кирилл, Димитрий, Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы, Александр Свирский , Никон, Пафнутий Боровский, чудотворцы и бессребреники, отцы и праотцы, великомученицы, преподобные жены, святые – дневной и храмовой 173 . На основании этого классового деления святых, очевидно, русские священники изъятием из третьей просфоры частиц образовывали расположением их на дискосе «не девять чинов», а только четыре (вып. III, стр. 170). Усматривать здесь какую-либо догматическую погрешность, – едва ли возможно. «Несть в сем различие кое», – писал об этой просфоре митрополит Киприан к игумену Афанасию 174 . В греческой церкви то же самое употребляется в настоящее время 175 . «После чтения часов москвиты, – говорит архид. Павел, – как у них принято, начинают обедню» (вып. II, стр. 180). Нашему автору, по преимуществу, приходилось, как сказано, участвовать в патриарших служениях, а потому в его описании мы более всего встречаем подробности совершения литургии (вып III, стр. 143) архиерейским чином. О повседневных литургиях, отправляемых приходскими священниками или монастырским чередным иеромонахом, архид. Павел обычно выражается коротко: «мы слушали у них литургию» (вып. II, стр. 22), «мы вышли от обедни» (вып. II, стр. 23), «поспешили к литургии» (вып. II, стр. 61), «отстояли обедню» (вып. II, стр. 42) и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010