12. Слово о крест и о тесном пути в царство небесное начинается с проповеди Иоанна Крестителя о покаянии и приближении царствия небесного ( Мф.3:2 ), и продолжится до скончания мира. 14. Первый Предтеча Христов, в духе и силе Илии, был Иоанн Креститель; а второй будет Илия Фесвитянин: он, подобно Иоанну, обратит сердца отцев к детям, и непокоривых к образу мыслей праведников, дабы прежде второго пришествия Христова представить Господу народ ко спасению готовый (сличи Лк.1:17 с Мал.4:5–6 ). 15. Для слушания Божественных вещаний, при внешнем чувстве слуха надобно иметь сердечное желание поучаться путям спасения, и молить Господа Бога, да даст нам и отверзет внутренний слух ( Втор.29:4 ; Еф.1:17–18 ): иначе слухом услышим, и не уразумеем ( Мф.13:14 ). 16–17. Есть люди, которые не знают времени, и хотят, чтобы другие плакали, когда играют на свирели; чтобы плясали, когда поют плачевные песни ( Мф.9:15 сл.). Мусикиа во плачи, – безвременная повесть. Сир.22:6 . 18–19. Есть люди, которые в одно время говорят: кто постится и воздерживается от всего ( Мф.3:4 ), тот с ума сошел (беса имать), а в другое: кто ест и пьет всякую насущную пищу, тот очень невоздержен, и друг сластолюбивым грешникам ( Мф.21:31 сл.). Коло колесничное утроба (сердце) буяго, и якоже ось вертящаяся помышление его. Сир.33:5 . 20–24. Есть грешники, которые живут против убеждения совести, и есть грешники, которые грешат по слабости, не желая того, или не зная, что делают ( Рим.7:15 ). Первые ожесточаются и отвергают все Божии средства к их спасению; а вторые могут обратиться к Богу при содействии благодати Его ( Мф.3:9 ): первым на страшном Божием суде не будет прощения, а последние могут получить помилование ( 1Ин.2:1 ). 25. Кто кроток и чист сердцем, как младенец, Тому Бог открывает тайны и путь ко спасению. Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят ( Мф.5:8 ). Лучше есть умаляяйся в разуме боязливый (Богобоязненный), нежели избыточествуяй мудростию и преступая закон. Сир.19:21 . Буяя мира избра Бог , да премудрыя посрамит. 1Кор.1:27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

3 Книга Тайн, 8—11. 4 Мф 3, 4; Мк 1, 6; св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88; св.Епифаний. Панарион, 30. См. также славянскую версию «Иудейской войны» Иосифа Флавия, II,2. Назореями, или назиритами, назывались в древности лица, которые посвящали себя Богу и давали обет воздерживаться от вина и не стричь волос. (См.Числ 6, 1—21; Суд 13.) С названием г.Назарета (евр.Ноцерат) слово «назорей» (назирит) не имеет ничего общего. 5  Флавий И. Иудейская война, II,8. О связи Иоанна с ессеями см.: еп.Михаил (Чуб). Иоанн Креститель и община Кумрана. — ЖМП, 1958, Daniйlou J. Jean—Baptiste, mйmoin de l’Agneau. Paris, 1964, p.42. 6 Мишна, Песахим, VIII,8. 7 Мф 3, 7—9. Здесь игра слов «банайя» и «абнайя» — сыновья и камни. 8 Мф 3, 6. 9 Мф 3, 8, 10. 10 Флавий И. Арх. XVIII,5,2. 11 Лк 3, 10 сл. 12 См. славянскую версию «Иудейской войны» Флавия, II,2. Присутствие ессея на Совете было вполне возможным. Некоторые из них жили в городах и пользовались влиянием. Ирод покровительствовал им. Одного из ессеев, Менахема, он даже сделал главой раввинского Совета ( Флавий И. Арх. XV, 10, 5; Мишна, Хагига, II, 2). 13 Название Бетавара (Вифавара, ср. Суд 7, 24) означает «Место переправы», а Бетания (Вифания), как этот поселок назван в древнейших рукописях Ин, означает «Место корабля» (или лодки) — Ин 1, 28. Не смешивать с Вифанией (Бетани), которая находилась около Иерусалима: название ее, по–видимому, означает «Дом бедняка». 14 См.: Ин 18, 15. Очевидно, Креститель выделял Андрея и Иоанна из числа своих учеников; см.: Ин 1, 38. 15 См.: Втор 18, 15. Об этом пункте иудейской эсхатологии см.: Трубецкой С. Учение о Логосе в его истории. М., 1906, с.282—284. 16  Флавий И. Арх. XVIII,5,2. 17 Ин 1, 19 сл.; Лк 3, 16—17; Мф 3, 11—12. 18 Мф 8, 14—15. Согласно Лк, мать Иоанна была родственницей Девы Марии, из чего можно было бы предположить, что Предтеча знал Христа с детства. Но этому противоречат слова пророка: «я не знал Его» (Ин 1, 31). По–видимому, родители Иоанна умерли рано и, возмужав в пустыне, он не был знаком с Сыном Марии. Во всяком случае, слова «я не знал его» показывают, что пророк, если даже и слышал об Иисусе, в Его мессианскую тайну посвящен не был.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

431 Аф. Вел. 1. cit. ср. Василия Вел. кн. 5 на Евномия «о Духе» в изд. 1857 ч. 3 стр. 135 и сл. Ср. еще Иоанна Златоуста на второе посл. к Коринф. в изд. 1851 стр. 110 и сл., и его же на Иоанна Богосл. ч. 1, стр. 176. 439 Westcott in Speaker’s Bible in loco и ссылка его на трактат Абот 1 § 5 в Lex Rabbin. Буксторфа р. 1146. Мы со своей стороны указываем на Талмуд в выписках, изданный в Лондоне Гершоном Genesis with a Talm. Comm. Lond. 1883) см. стр. 321; 322 и мн. др. о презрении к женщинам. Французский Еврей Сальвадор старается ослабить впечатление, производимое талмудом в кн. 7, гл. 1 и 2 его сочинения о законах Моисея (см. в немец. изд. 1836 Gesch. der Mosaishen Jnstitut ionen ss. 258–284) но он явно идеализирует практическое выполнение Моисеевых великих законов, дух которых был забыт. 441 Сихем назывался в это время Flavia Neapolis, как о том упоминает сам святой мученник в первой Апологии гл. I. 443 В своей Apologia Secunda с. 12 св. Иустин говорит о впечатлении, произведенном на него мученическою кончиною христиаина; а в Александрии он был уже по-видимому христианином, (см. доказ. Собран. Ios: Means in Smith’s dict of Biography). 448 Плавый, изжелта белый, золотистый, зрелый, (Академ, словарь). Но слово это нам уже недостаточно ясно ибо значение его несколько забыто. 454 Мы не можем здесь дать обзор этого Божественного законодательства, но ср. Втор. 4и см. комментарии на Пятикнижие. 464 Флавий Иосиф (напр. de Bell. Iud. 1:11) называет базиликосами всех придворных или приближенных к царю. 465 " Да снидет« гов. слав. Текст, как греческий να καταβ; это потому, что Кана, отстоящая довольно далеко от берега озера находится в относительно высокой местности. Капернаум же лежал внизу на самом берегу озера (к северо-востоку от Каны). 473 Так переводит русское Евангелие υς σουζ; Biblia Sacrä filius tuus vivit. (жив есть) Перевод жив есть точнее, и в нем та мысль, что Господь дарует жизнь сыну царедворца. Читать далее Источник: Опыт изучения Евангелия св. Иоанна Богослова : в двух томах/Георгия Властова. - Санкт-Петербург : И. Л. Тузов, 1887./Т. 1. - 460 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

О времени произнесения речи можно судить по отсутствию в ней упоминания о халдеях, как народе, чрез который иудеи будут наказаны. Халдеев называет пророк по имени в первый раз в 4-й год царствования Иоакима, в год победы Навуходоносора над египетским фараоном Нехао при Кархамисе ( Иер. 25:1, 9, 12 ). С тех пор пророк не переставал именно халдеев называть тем народом, который послужит орудием наказания иудеев. Если в 11 и 12 глл., говоря о наступательном союзе народов против иудеев, пророк не называет халдеев участниками этого союза: то это верный знак, что пророческая речь произнесена до четвертого года царствования Иоакима. Но, вероятно, еще не в царствование Иосии: потому что открытое идолопоклонство, в котором упрекает пророк иудеев в Иер. 11:10 , не могло совершаться при Иосии после возобновления завета с Господом, о котором речь в начале гл. 11. В начале же царствования Иоакима оно открыто совершалось, как ясно говорится в Иер. 7:9, 31, 8:2 . Глава 11 Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 11:1–8 11, 1–8. Народу напоминаются слова завета, заключенного им с Господом, – завета, в силу которого народ должен исполнять заповеди Божии, чтобы заслужить милость Божию. Но народ хочет следовать только внушениям сердца своего, а не закону Божию. Иер. 11:1–3 1. Слово еже бысть Гда ко глаголющее: 1. Слово, которое было к Иеремии от Господа: 2. Слышите словеса завта сег, и глаголите к мжемъ и ко битателемъ 2. Слушайте слова завета сего, и скажите мужам Иуды и жителям Иерусалима; 3. И речеши к нимъ: глаголетъ Гдь Бгъ проклтъ мжъ, иже не послшаетъ словесъ завта сего, 3. И скажи им: так говорит Господь Бог Израилев: проклят человек, который не послушает слов завета сего, 1–3. К кому Господь обращается с словами: слышите словеса завта сего? Господь повелевает произносить пред народом слова: проклтъ мжъ, иже не послушаетъ словесъ завта сего, – слова почти буквально сходные с заключительными словами проклятий, которые по закону Моисееву должны были произноситься в слух народа с горы Гевал (ср. Втор. 27:26 ). Со времени Давида, когда ковчег завета навсегда утвердился в Иерусалиме, проклятия, дотоле произносимые на Гевале ( Нав. 8:30  и сл.), стали, вероятно, произноситься в самом Иерусалиме. По закону Моисееву ( Втор. 27:14 ), проклятия произносились левитами, которые служили сначала при скинии, а потом при храме. Св. Иеремия от лица Господня обращается, очевидно, к левитам же, напоминая им их обязанность произносить проклятия на преступников закона. Но замечательно, что Господь, обратившись сначала чрез пророка к левитам: слышите... глаголите..., вслед затем говорит, очевидно обращаясь уже к самому пророку: и речеши къ нимъ… Мудрецы, хотя и говорившие, что «закон Господень» с ними ( Иер. 8:8 ), но в сущности отвергавшие истинный смысл этого закона ( Иер. 5:5 ), не внимали повторенной заповеди Божией; и пророк должен был один за всех исполнить ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Наконец, Писание научает, что Духу Св. должно воздавать почитание божеское. В заповеди ο крещении имя Духа Св. стоит наравне с именем Бога Отца и Бога Сына, и мы равно чрез крещение обязываемся исповедывать как Бога Отца и Сына Божия, так и Духа Святого (Мф 28, 19). Также и в апостольских приветствиях имя Духа Св. поставляется вместе с именем Отца и Сына (1 Пет 1, 2; 2 Кор 13, 13). Ап. Павел клянется именем Духа Св. так же, как именем Сына (Рим 9, 1). а клятва составляет одно из проявлений служения истинному Богу (Втор 6, 13).   II. Дpebhue противники верования церкви в божество Духа Св. приведенным указаниям Писания на Его божественную природу противопоставляли другие свидетельства того же Писания, которыми будто бы Он предполагается существом тварным и во всяком случае низшим Отца и Сына. Но на самом деле эти свидетельства не имеют того значения, какое усвояли им духоборцы. К таким свидетельствам они относили преимущественно следующие.   1. Начало Евангелия ап. Иоанна, где излагается все христианское богословие, и где между тем сказано только ο двух божеских лицах — ο Боге Отце и Его Слове, ο всем же остальном существующем замечено, что вся Тем (Словом) быша. Если все сотворено Сыном, рассуждали духоборцы, то сотворен и Дух, следовательно, Он не Бог. Но «у евангелиста, — как отвечал на это рассуждение св. Григорий Богослов, — сказано не просто вся, a все, еже бысть (εν γγονεν) т. е. все, что получило начало. He Сыном Отец, не Сыном и все то, что не имело начала бытия». А так как доказать, что Дух получил начало бытия (во времени, как тварь) нельзя, то, очевидно, нельзя и разуметь Его под словом вся (Сл. 31, ο богосл. 5).   2. Слова Спасителя ο Св. Духе: не от Себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать (Ин 16, 13). Но слышание есть только образное представление того непосредственного ведения божественных тайн, которое принадлежит Св. Духу совокупно с Отцом и Сыном (Мф 11, 27; 1 Кор 2, 11). 3. Поставление Духа Св. третьим по порядку, напр., в заповеди ο крещении и в апостольских благожеланиях верующим (2 Кор 13, 13). Ho, по замечанию св. Григория Нисского, «порядок по числу почитать знаком некоторого уменьшения или изменения по естеству было бы подобно тому, как если бы кто, видя пламень, разделенный в трех светильниках (а предположим, что причина третьего пламени есть первый пламень, возжегший последний преемственно чрез средний), потом стал утверждать, что жар в первом пламени сильнее, а в следующем уступает и изменяется в меньший, третий же уже не называется и огнем, хотя бы он также точно жег и светил и производил все, что свойственно огню» (Сл. ο Св. Духе, 6). Основание для себя такой порядок в исчислении лиц Св. Троицы имеет в порядке откровения: прежде открылся Отец, после Него — Сын, после Сына — Дух Святый. В Писании, впрочем, и не всегда Дух Св. поставляется на третьем месте, а иногда и на первом (1 Кор 12, 4–6) и на втором (Тит 3, 4–6; Рим 13, 30; Еф 2, 18; 1 Пет 1, 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

616 Подробности о названии «Кормчая» см. в моем «Зборнике», введение, стр. LXXIV-C (или «О кан. Зборн.», стр. 31–57; и ср. Розенкампф. Обозрение кормчей книги (Wiener Jahrbücher der Literatur. 1823, XXIII, 220–274; 1826, XXXIII, 288–290), – Павлов, Первоначальный славяно-русский номоканон. – Калачев, О значении кормчей. – Лошкарев, Право церк., стр. 215–216. – Суворов, Курс церковн. права, стр. 306–308. – Неволин, Полное собрание сочинений. Том VI, стр. 419–426. – Митроп. Макарий, История русской церкви. Том I (втор. изд.), 151 и сд., т. V, 1 и сл. – Митр. Евгений, Описание Киево-Соф. собора. Киев, 1825. Ирпбавл. 42, стр. 235 и сл. – Biener, De collect. can., р. 53–72. – Heimbach, Gr.-rom. Recht. Ed. cit., 87, 59–60. – Popovicii, Fôntânele, p. 76 sq. 617 До настоящего времени известно шесть таких рукописей, а именно иловичская 1262 года, рязанская 1284 г., рашская 1305 г., сараевская 1368 г., савинская 1603 г. и моравская 1615 г. Об этих рукописях см. мой труд: «Савинска Kpмчuja», стр. 5–10. 618 Эта рукопись называется рязанской «Рязанская кормчая», или «Иосифовская кормчая», ибо была написана для Иосифа, епископа Рязанского, и положена в рязанской соборной церкви «на уведение разуму и на послушание верным и послушающим». Существовала в России и другая, так называемая, «софийская» Кормчая, в которой текст и перевод канонов был тот, который употреблялся в русской церкви прежде, чем митроп. Кирилл пожелал получить сербскую Кормчую от деспота Светислава и в которой было несколько статей русского местного значения. См. Павлов, Первонач. номок, стр. 76. 621 Оригинал в Zacharia v. Ling., Jus. gr.-rom. III, 359–376, 401. См. номоканон, XIII, 2 (Аф. Синт, V, 284–286), у Вальсамона в толков. 85 Трулльск. канона (Аф. Синт., II, 500). В сербской Кормчей-46 глава. 622 Это так называемые Κεμενα в Аф. Синтагме и в других изданиях номоканона. См. § 41, прим. 2. В сербск. Кормчей – 47 глава. 623 Это считается южнославянской компиляцией. Об этой статье надо сравнить Biener, De collect, can., р. 68. Bogisi, Pisani Zakoni на slov. jugu. Zagreb, 1872, I, 14–17. Павлов, Первонач. номок. Прилож. V, стр. 94–99. Горчаков, О тайне супружества, стр. 152–153. Неволин, Ор. cit., VU, 423. прим. 61. См. выше § 25 стр. 188.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Дух Святый укрепляет нас в любви к Богу ( Рим.8:35 ). Рожденное от плоти слабо, а рожденное от Св. Духа крепко ( Ин.3:6 ). Голос Апостольский раздался по всей земле, и слова их достигли до пределов вселенной ( Рим.10:18 ). 9, 11. Второе пришествие И. Христа на землю будет видимое, на облаках небесных ( Мф.21:30 ). 9, 12. И. Христос вознесся на небо с горы Елеонской, близ Вифании ( Лк.24:50 ). 14. И мужчины, и женщины – сонаследники благодатной жизни ( 1Пет.3:7 – 2Пет.1:3 ): посему они и дома (ст. 13) и в церкви должны молиться вместе о ниспослании духовных благ ( Мф.7:11 ), или Духа Святаго. 18. Злой человек замышляет беззаконное, но Бог, наказывая его ( Мф.27:5 ), располагает мыслями вопреки Богопротивным намерениям его. Так отпадший от служения Апостольского Иуда, предав кровь неповинную ( Мф.27:4 ), думал неправедной мздой ( Мф.26:15 ) обогатиться, но Бог и по смерти его не приняв от него цены крови, обратил оную на покупку глинистой земли, для погребения странников ( Мф.27:5–7 ); и предатель Невинного беззаконным судиям, приобрел землю крови ( Мф.27:8 ). Кто не имеет никакого милосердия к невинному, того не только Бог наказывает древом проклятия ( Мф.27:5 ; Втор.21:23 ), но и самое сие древо проклятия низвергает его с себя, чтобы разселось у него чрево, и выпали все внутренности его. 20. В домах нечестивых пребывает искореняющая потомство клятва, а домы праведников благославляются ( Сир.3:1 ). 24–20. Верующий в крайней, нужде ( Деян.1:20–22 ) и при особенном внутреннем побуждении безгрешно может просить у Бога знамения святой Его воли не Богопротивными способами ( Лк.4:17 сл.). Гл. 2. Ст. 2. Сила ветра такова, что он наполняет собою все комнаты, если только в доме есть скважины удобные для прохода дыхания: так и Дух Святый, низходя свыше, наполняет все изгибы нашего сердца чистыми, то тонкими, то бурными движениями, если только находит себе в нас какой-нибудь доступ. 2, 4. Дух (ветр) по свойству своему дышит, где хочет, и глас (дыхание) его слышишь, а силы не знаешь, как она происходит, и куда уходит: так бывает со всяким рожденным от Духа Святаго ( Ин.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Во всех этих ст. речь идет о событиях прошедших. Употребление будущего вр. в ст. 38, 39 и 43 в слав. гр.-лат. (=халд. и сирск.) можно понимать как выражение Давидом уверенности в совершении при помощи Божией тех же подвигов и в будущем; но переводчиками оно принято собственно в соответствие евр. 2-му аор., который в русск. точнее переведен – временем настоящим. Вм. скорблю ст. 39) в древне-слав. Псалтирях (см. у Амфилохия) читалось сокрш (ср. 2 Ц. 22:39 и Пс.67:22 евр.-слав. ср. пораж Втор.33:11 и Суд.5:26 евр.-слав.). мд. Избавиши м поставиши м во глав зыквъ: ихже не вдхъ, работаша м, 44. Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; 44 . Господь Своею помощью избавлял Давида и от внутренних несогласий в его собственное народе ( – какие напр. были в начале царствования Давида при продолжавшемся еще господстве дома Саулова и разделении народа между двумя династиями ( 2Цар.3:1, 6–4:1 и след.), и потом, к концу его царствования, во время восстании Авессалома ( – 15:10 и сл.) и Савея ( – XX, 1–22). При такой помощи Божией к усмирению внешних и внутренних врагов царства евр., Давид соделался главою не только всего Израиля, но и соседних с ним иноплеменных народов ( зыквъ). Ему покорились и сделались его данниками ( работаша м ср. 2Ц.8:6: стали рабами, платящими дань) даже такие народы, которые до того времени были неизвестны ему, каковы вероятно были, по своей отдаленности и редким сношениям с Иудеей, народы Сирии и Месопотамии ( 2Цар.8:3–8 ; Пс.59:2 ). Но господство Давида над иноплеменниками не было так обширно и полно, чтобы его можно было прямо без ограничения назвать главою иноплеменников. В полном своем смысле эти слова представляют пророчество об обетованном Христе Спасителе (ср. Ис.55:3–5 ), который в земной жизни своей быв предметом пререкания ( Лк.2:34 ) между иудеями ( Ориген у Кордерия; ср. бл. Феодор. и Августин), в своем воскресении силою Божественною ( Деян.2:24:33 ) избавившись от рук их (Зигабен), распространением Евангелия во вселенной ( Мф.28:18–20 ) соделался превыше всех, главою Церкви Своей ( Еф.1:21–22 ) и воцарился над всеми языками (Афанасий и бл. Феодорит), и наведавшими прежде Господа, бывшими от Него далеко ( Еф.2:13 ) и как бы неведомыми Ему (Зигабен). При этом и будущее вр. глаголов избавиши.. поставиши м пер. евр. 2-го аор., который последовательность требовала бы передать прошедшим вр. (=русск. пер.), может указывать на пророческий смысл изречения.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В ответ на приветствие Елисаветы Богоматерь рекла: «вели–чит душа Моя Господа» (1, 46–сл). Эта дивная песнь Богоматери, которою никогда не перестает Ее возвеличивать св. Церковь, содержит в себе, как известно, не только приятие пророчества Елисаветы и прямое его к Себе применение (ст. 46–49), но и мессианский гимн, свидетельство о пришедшем спасении во Израиле и явлении силы Божией и Царствия Божия (ст. 50–55). Ветхозаветная Церковь устами Пречистой воздает здесь славу Богу, восприявшему Израиля, отрока Своего, как говорил Он отцам Аврааму и семени его (1,55). Подобное же свидетельство встретим мы и в песни Захарии. После рассказа об этой небесным светом озаренной встрече двух матерей евангелист повествует о рождестве Предтечи. Чудесное исцеление Захарии от немоты вызвало движение в стране: «и бысть на всех страх живущих окрест их, и во всей стране иудейской поведаеми бяху вси глаголи сии. И положиша вси слышавший в сердце своем глаголющи: что убо отроча сие будет?»(1, 65–66). Вступление Предтечи в мир уже потрясло сердца священным трепетом. Св. Церковь, торжественно празднующая рождество Предтечи (24 июня), так восхваляет его: «Пророков предел, и начало апостолов, земного ангела и небесного человека, глас Слова, воина и Предтечу Христова, от обещания предвзыгравшася, и проповедавша прежде рождества Солнце правды, днесь Елисавета рождает и радуется: и чудится Захария в старости, молчание обложенну отложив, и яко родитель гласа пророчествует явление: ты бо, отроча, пророк Вышнего наречешься, и предидеши пути готовити Ему. Тем же ангеле, пророче, апостоле, воине, предтече, крестителю и проповедниче покаяния и наставниче, яко глас Света Слова, непрестанно мо–лися о нас, верою творящих твою память». Евангелист прибавляет: «рука Господня бе с ним». Это выражение в Ветхом Завете иногда имеет значение гнева Божия (напр., Втор. 2,15; Суд. 2,15; Руфь, 1,13; 1 Цар. 5,6, 7, 13,12,15; 2 Цар. 24,17), но, конечно, это здесь не применимо. Другое же значение — в смысле пророческого осенения Духом Святым: 3 Цар. 18, 46; 4 Цар. 3, 15, и особенно употребительно у пророка Иезекииля (1, 3; 8, 1; 33, 22; 40,1): «и рука Господня была крепко на мне» (3, 14). В применении к Предтече это ветхозаветное выражение означает, конечно, то, что он уже родился пророком, и младенческий возраст тела не соответствовал зрелости его духа, способного уже нести руку Божию (что, разумеется, также нельзя понимать механически, но как духовное соответственное напряжение и человеческого естества).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Запрещая еврейскому народу изображать Бога в определенном образе, дабы он не сравнил Его с богами языческими, ветхий завет однако подготовлял людей к введению в храмы Божии изображений Божества. Так, явления Бога и Его славы относительно совершенным членам церкви ветхозаветной в образах определенных, и по преимуществу в виде человека, предъизображая собою будущее боговоплощение, приготовляли людей к пришествию Сына Божия, имевшего явиться в образе человека, а чрез то и к введению в новом завете св. икон как Сына Божия, так и других лиц Св. Троицы. Мало того, в ветхом завете, по повелению Божию, Моисеем был сделан вещественный образ или прообраз Сына Божия, И. Христа, имевшего висеть на древе крестном ( Иоан. 3:14–15 ). Это был медный змий в пустыне ( Числ. 21:4–9 ), взирая на которого человек, обращавшийся с покаянием, исцелялся от последствий укушения ядовитыми змеями, исцелялся не тем, на что взирал (т. е. не самым змеем), но Спасителем всех – Богом (Прем. Сол. 16:7 714 ). Это показывает, что заповедь ветхого завета о неделании изображений Божества имела значение не безусловное и для евреев, и подлежала изменению ( Евр. 7:12 ). Был в ветхом завете и особого рода образ Бога вообще. Так, ковчег завета, устроенный Моисеем также по повелению Божию, и поставленный в важнейшей части ветхозаветного храма – во святом святых ( Исх. 25:10 и сл.; Втор. 10:1–3 ) был не что иное, как видимый образ присутствия Бога невидимого, – образ, всегда напоминавший иудеям Иегову и возводивший мысль их к Первообразу. Когда поднимали ковчег в путь, Моисей (обращаясь к ковчегу) говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым ( Числ. 10:35–36 )! Пред Господом плясати буду... буду играти и плясаши пред Господом, сказал Давид в ответ на укор дочери Сауловой – Мелхолы за плясание его пред ковчегом завета ( 2Цар. 6:21 ; сн. Нав. 6:5–7 ; 4Цар. 18:22 и др.). Пред ковчегом завета, как образом присутствия Божия, иудеи поклонялись: (возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножию ногу Его, т. е. кивоту завета Господня, яко свято есть, говорил пр. Давид ( Пс. 98:5 ; сн. 1Пар. 28:2 ), как поклонялись и вообще храму Господню с его святынями и изображениями ( 2Цар. 12:20 ; Пс. 5:8 ). Равно по повелению Господню совершалось каждение фимиамом и возжение светильников над кивотом ( Исх. 30:7–8 ; сн. 40:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010