4–6. Новое обращение к Израилю, который приглашается свою хвалу Богу Спасителю петь на весь мир, своей радостью о Боге Спасителе поделиться со всеми народами. «Имя Его» в одном полустишии соответствует «делам Его» (=слав. греч. славна другого полустишия. Невидимый Бог, Духовное Существо делается известным в человечестве, составляет себе имя делами своими великими (ст. 5), делается славным на земли. Вознесес им Его превышают способности не только земных существ, но и воображаемых людьми богов (ср. Ис.41:22 и сл.; 43:11 и сл.; 44:7 и сл.), и потому распространят по всей земле, между всеми народами, славу Господа (ср. ст. 9). Для Израиля всемирная слава Господа предмет особенной радости, потому что Господь есть Бог его (=Святой Израилев, ср. Иер.10:16 ), и Израиль – наследственный удел Его ( Втор.32:9 ). 1 См. I. Fürst, Der Kanon des Alten Testaments nach den Überlieferungen in Talmud und Midrasch, Leipzig 1868. Стр. 14. 15. 3 Точная хронология событий библейской истории не может быть установлена на основании одной только Библии. Опорным пунктом при построении хронологической системы В. З. служит, прежде всего, эра селевкидов, по которой ведётся счисление времени в 1 и 2 Маккав. книгах и которой начало относится к осени 312 г. до Р. Хр. (см. Ideler, Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie Berlin 1825, t. I. стр. 448 и сл.), когда Селевк, победив Никанора, покорил Сузиану и Мидию (там же 445). Эру селевкидов от времени смерти Александра В. отделяют менее чем 12 лет (там же I. 449). Счисление времени до смерти Александра В. ведётся, прежде всего, по так называемому «астрономическому или математическому канону Птоломея», в котором показана продолжительность правлений «ассирийских и мидийских», персидских, греческих и римских правителей (см. там же стр. 109 и сл.). Первые строки канона Птоломеева могут быть сравниваемы с каноном ассирийских правителей, открытым недавно в ассир. подлиннике (см. Smith, The assyrian eponym canon, стр. 27 и сл. 101 и сл. Schrader, Die Keilinschriften und Geschichtsforschung Giessen 1878 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Ст. 2–9. Народ, воспитанный и возвеличенный Господом, оставил сего Господа. Горе отступнику! Он не оставляет своего отступничества и в то время, как терпит удары правосудия Божия. Его раны за то неисцельны. Его страна опустошена так, что подобна была бы Содому и Гоморре, если бы не оставил Господь небольшого остатка. 2 . Небо и земля приглашаются слушать слова Господа, как свидетели неизменной верности, подобающей этим словам (ср. Втор.4:24 ), как словам Господа ( Числ.23:19 . Пс.144:13 ). Господь говорит, как Судия праведный ( Пс.9:5 ; 1Пет.2:23 ; 2Тим.4:8 ) и могущественный ( Пс.9:5–9 ). Слав.-греч. перевод: сны родихъ даёт мысль, сходную со словами Втор.14:1 : вы – сыны Господа, Бога вашего, или Исх.4:22 : Израиль – сын Мой (слова Божии). Буквальный перевод евр. текста – сыновей Я воспитал, или: вырастил – напоминает Иез.16:3 и сл., где устами пророка Бог сравнивает Израиля с младенцем, который тотчас по рождении был выброшен на поле. Господь охранял сначала его естественную жизнь и умножил его, как полевые растения. Господь исполнил Своё обетование сделать потомство Авраама многочисленным, как звёзды небесные ( Быт.15:5 ), и дать ему всю землю от реки Египетской до реки Евфрата ( Быт.15:18 ). Словом возвысих у пророка Исаии выражается мысль о том, что Израиль был народом святым у Господа ( Втор.7:6 ; ср. Исх.19:6 ), особенно близким к Нему ( Втор.4:7 ), собственным Его уделом, избранным из всех народов ( Втор.7:6 ) и потому поставленным выше всех народов ( Втор.26:19 ), «главою народов» ( Иер.31:7 ). См. также Иез.16:8 и сл., где благодатные попечения Божии об Израиле выражаются словами о вступлении Господа в завет с ним. же вергошас против Меня, как своего Отца и Бога, к Которому они обязаны были повиновением, перестали исполнять Его волю. Имя Господь соответствует обыкновенно в слав. и русском переводах еврейскому , которое по общеупотребительному теперь масоретскому изданию евр. Библии произносится: Иегова. Но а) в этом произношении гласные взяты от имени (только вместо – под поставлено простое шва), перевод которого Κριος и соответствует обыкновенно у 70-ти толковников имени . Эти гласные меняются, коль скоро стоит рядом с .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

—424— требованиями и надеждами. Но всего более соответствует это слово характеру юридических отношении и в этой сфере находит самое широкое применение ( Исх.23:7 ; Лев.19:5 ; Втор.1:16, 16:18 ; Ис.5:23, 58:6 ). Такой же по существу юридический характер носит оно и в приложении к ветхозаветному союзу Израиля с Богом. Понятием справедливости выражается взаимная верность обеих сторон союза своим правам и обязательствам. Для нравственного преуспеяния Израиля ему дан Богом, как выражение святой воли Божией, закон, по которому он должен устроять свои отношения к Богу и ближним. Как царь, судья и законодатель, Иегова является блюстителем народного благочестия и постоянно проявляет Свое правосудие в награждении исполнителей закона и в наказании его нарушителей ( Исх.20:5 ; Втор.7:10–14 ; Пс.36:28 ). При этом перед судом правды Божией имеет значение исполнение всего закона, а не частных только предписаний его; только исполнение всего закона делает человека достойным блаженства и жизни ( Втор.28:1 и сл.; Рим.10:5 ; Гал.3:12 ), точно так же, как нарушение его влечет за собою тяжесть проклятия и смерти ( Втор.27:26, 28:15 и сл.; Гал.3:10 ). Обязательство другой стороны союза – Израиля состоит в беспрекословной покорности воле Божией и в исполнении всех заповедей закона; его воля должна заключаться в законе Господнем ( Пс.1 ), он должен поучаться ему день и ночь; как подданный Иеговы, он – раб закона ( Гал.4:7:31 ). Но исполняя свое обязательство в отношении к Богу, он этим приобретает неотъемлемое право на Божественную награду, так что благосостояние грешника, как и страдание праведника, заставляют верующего апеллировать к судящей правде Божией ( Иов.13:8, 16:20, 42:7 ; Иер.12:1 ). Но обращаясь к наличному опыту жизни и к непосредственному нравственному сознанию, подзаконный человек мог видеть только частное выполнение предписанного закона, полного же никогда и нигде не видел; поэтому он должен был опытно убедиться в бессилии своих стремлений оправдаться делами закона. «Как может быть праведным человек перед Господом» ( Иов.9:2 )? «Кто может быть чистым от скверны» (14:4)? Перед Богом

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е. нечестивый) и Феодотиона (у св. И. Злат.: «да взыщется...»), заключается также мысль о совершенном истреблении нечестивых: «если взыщешь грех лукавого, то не обрящется; потому что лукавый погибнет от греха» (св. Афанасий); «он не может устоять, но погибнет, исчезнет, скроется совершенно, когда будут исследованы дела его“ (св. И. Злат.=бл. Феодорит и Зигабен). Подобная мысль в Пс.36:36 ; Ис.41:12 ; Иов.20:8–9 ). лз. Гдь црь во вкъ и въ вкъ вка: погибнете, зыцы, земл 37. Господь – царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его. 37 . Верным ручательством за исполнение молитвы о прекращении злодейств и насилия язычников и вообще нечестивых (ср. Иер.9:26 ; Иез.16:3 и сл.) в земле израильской служит псалмопевцу убеждение, что Господь есть вечный царь Израиля (ср. Исх.15:18 ). Часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его ( Втор.32:9 ); один Иегова ( – 12) имеет в нем всегдашнее и неотъемлемое право владычества; а не может допустить владычествовать над ним язычникам; а вели так, то язычники, временно поработившие народ Его, как и все вообще нечестивые угнетатели верных рабов Его, неизбежно должны исчезнуть с земли Его, т. е. из земли израильской, которую Он, благоволивши избрать в удел народа Своего ( Числ.34:2 и сл.), тем самым по преимуществу сделал Своею землею (ср. Втор.32:43 ). Но вместе с тем слова эти могут иметь и более обширный смысл пророчественного предуказания на откровение на земле, с пришествием Христа Спасителя, вечного всемирного царства Божия (св. Афан. и Зигаб.), с распространением которого рано или поздно язычники должны исчезнуть с земли ( Мф.28:18 ), или побеждённые верою Христовою ( Рим.9:24 и сл. 10:12–13; 11:25 и др.), или же пораженные гневом Божиим за неверие и противление ( Рим.1:18 и сл. Еф.5:6 ; 2Сол.2:8–12 ; Апок.19:15–21 ; ср. бл. Феодор.). ли. убогихъ услышалъ гди, сердца ихъ внтъ ухо тво. 38. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, л. Сд сир и смирен, да не приложитъ ктом величатис человкъ на земл. 39. чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле. 38–39. Твердо уверенный в помощи Божией, псалмопевец заключает свою скорбную песнь мольбою к Господу, благосердно внимающему желаниям смиренных рабов Своих, укрепить разбитые скорбью сердца пострадавших от вражеского насилия упованием на помощь Его и праведным судом Своим восстановить права угнетённых и усмирить угнетателей их, чтобы они, помня немощную природу созданного из земли человека ( человкъ на земл, – букв. с евр.: «немощный из земли», ср. Пс.8:5 и 9:20–21) не смели более надмеваться своею силою и тем наводить страх на смиренных рабов всемогущего Царя Израилева (ср. ст. 37), престол которого на небесах ( Пс.10:4 ; ср. Ис.33:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

1925 Властарь, Δ, 4 (Аф. Синт., VI, 207–208). Толков. Вальсамона 40 кан. Трул. соб., 5 перво-втор. соб. и 81 Карф. соб. (ив. II, 400, 667; III, 506). 1926 Напр., относительно Австрии см. § 647 и сл. свода гражд. законов, равно как и приведенные в примечании 651 § того же свода законов соответствующие постановления закона в Manz’sche Gesetz-Ausgabe (XII Aufl. S. 197–198). 1927 Instit. Justin. II. 7, pr. Digest. XXXIX 5, 1 (Basilic. XLVII, 1, 1). Ср. § 938 и сл. австр. свода гражд. законов, § 561 и сл. србск. свода гражд. зак., ст. 896 и сл. черногорск. свода законов об имуществе. 1931 Instit. Justin. II, 23, 24, Digest. ΧVIII, 1. Cod. Justin. IV, 38 (Basilic. ХИХ, 1). Collect, const. eecles., lib. II. Номокан. II, 1. 1933 Cp. §§ 356, 362 и 1054 австр. свода гражд. законов и соответствующие законоположения этим параграфам. 1934 Digest. XLI 3, 35 (Basilic. L. 3, 3). О самом слове «пользование» см ст. 845 черногорского свода законов об имуществе. 1938 Nov. 111, с. 1. Nov. 131, c. 6 (Basilic. V, 2, 16; 3, 7). Дальнейшие подробности об этом см. в Zhishman, Das Stifterrecht. S. 89–95. 1941 «Praeter privatas res nostras et ecclesias catholicas... nemo ex nostra jussione praecipius emolumentis familiaris juvetur substantiae» Cod. Theodoa XI, 1, 1. 1942 «Habeat unusquisque licentiam sanctissimo catholicae ecclesiae venerabilique concilio decedens bonorum, quod optavit, relinquere». Cod. Theodos. XVI, 2, 4. 1950 Напр., новелла Василия Багрянородного 988, которою уничтожается новелла Никифора (ib. III, 303). 1951 См. De commendis у Thomassin, Vet. et nova eccl. disciplina. Р. II, lib. III, с. 10 eq. Церковь в области имущественного права считается лицом умершим (manus mortua), а законы, ограничивающие право церкви на приобретение имущества, называются leges de non amortisando (Amortisationsgesetze). 1952 В 1580 г. при царе Иоанне IV Васильевиче. Ср. об этом соборный приговор 15 января 1581 г. у Бердникова, Курс церк. права, стр. 452–453. 1953 Напр. относительно Австрии ст. 6 основного закона 21 дек. 1867 г. об общих правах граждан говорит: «для мертвой руки (für die todte Hand) право приобретения недвижимых имуществ и распоряжения ими может быть ограничено законом в видах общего имущества».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

  Читать полностью Словарь библейского богословия  1.  Само событие.  — В евангелиях событие П. Христа приурочено к тому решающему моменту, когда, после того как ученики признали Его Он открывает им, каким обр. свершится дело Его: прославлением Его будет Воскресение из мертвых, что предполагает прохождение через страдание и смерть (Мф 17.1–9 п; ср 16.13–23 п). В этом контексте данное событие и приобретает свое значение в жизни Христа и в жизни каждого хр–нина. В нем Иисус является как осуществляющий Писания (ср Лк 24.44 слл) и их пророчества о Мессии, Рабе—Отроке Божием и Сыне Человеческом.      2.  Тайна.  — Свидетелями этого события Иисус избирает будущих свидетелей Его борения в Гефсимании: Петра (ср 2 Петр 1.16 слл), Иакова и Иоанна (Мк 14.33 п; ср 5.37). Само событие напоминает богоявления, свидетелями к-рых были и на Божией (Синае—Хориве, ср Исх 19. 9 слл; 24.15–18; 3 Цар 19.8–18). Бог не только являет Свое присутствие, говоря из и (Втор 5. 2–5); но Иисус, в присутствии Моисея и Илии, предстает ученикам преображенный Божией. Эта слава вызывает у них трепет, религиозный перед божественным (ср Лк 1.29 сл.), но вызывает также и характерное замечание Петра, выражающего радость при виде славы Того, Чье мессианство он уже исповедал; Бог будет обитать со Своими, как о том возвестили пророки мессианских времен. Эта слава не только озаряет светом и Иисуса, как некогда она отразилась на лице Моисея (Исх 34.29 сл, 35); она — сама слава Христа (Лк 9.32) возлюбленного, как возвещает голос, исходящий из облака, хотя она еще и не слава последнего Голос этот подтверждает также откр. данное Иисусом своим ученикам и составляющее предмет Его беседы с Моисеем и Илией: о том «исходе», к-рый будет начат из Иерусалима (Лк 9.31), о прохождении через необходимом для вхождения в славу (ср Лк 24. 25 слл); ибо Божий голос повелевает Того, Кто Сын, Избранный Божий (Лк 9.35). Слово, раздающееся на новом Синае, открывает то, что новый придет на место Закона, данного прежде; это слово напоминает о трех пророчествах ВЗ: одно из них относится к и к Его Богосыновству (Пс 2.7), другое касается Божия, Его (Ис 42.1), третье же возвещает нового (Втор 18.15; ср Ин 1.17 сл.): «Пророка (…), как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — Его слушайте». Слушать Его означает на деле слушать Слово, ставшее плотью, в К-ром верующий видит славу Божию (ср Ин 1.14).

http://predanie.ru/tema/preobrazhenie-go...

б) Израиль, приступавший к Синайской горе, по всем правам семени Авраамова, составлял из себя истинно собор, церковь ветхозаветную в ее отношении к новозаветной, притом находился в особенно-высоком положении в этот момент синайского законодательства, ибо оно было откровением Божиим для всего мира 289 , кроме того он был при этом (в собирательном смысле) органом откровения Божия миру, как Сын Божий первородный (у 70-ти προττοπος) (Исх. 4:22) избранный между всеми ( Втор. 7:6 ) и таким образом был в этот величайший момент своей истории, момент посвящения своего Богу в Его не отъемлемую собственность из всех народов (сл. Втор. 7:6  и др. с Исх. 19 и Втор. 4–5 ), провозвестником (пророком) воли Божией для мира, был совокупно – «царством священников, и народом святым». Βασλειον ερατευμα, κα θνος γιον по 70-ти соотв. евр. (Исх. 19:6). В столь великий момент, когда с Израилем – семенем Авраама заключался завет ветхий (сл. Исх. 19:5  с 8 и др. Иерем. 31:31 и дал. и Евр. 8:8  и дал.), он истинно служил прообразом и Первородного Сына Божия по человечеству в благодатном царстве Христа (срав. Рим. 8:29  с Мф. 2:15 сл. так же Евр. 2:10–12,16–17 ), – в Котором к нам возглаголал на земле Отец ( Евр. 1:2 ), – священника (ερες) по чину Мелхиседекову ( Евр. 5:6  и др.) и христиан, с которыми заключен Новый Завет ( Евр. 8:8–13; 10:16–17 ), – «торжествующий собор, церковь первородных (προτοτκων), написанных на небесах (срав. толков. бл. Феодорита, стр. 646), населяющих град Бога Живого – небесный Иерусалим ( Евр. 12:23, 22 ) т. е. новозаветное царство благодати (срав. Гал. 4:26 ), провозглашающих новозаветную истину всему миру в качестве светил в нем ( Филип. 2:15 ), – представляющих собой род избранный, царственное священство, народ святой (βασιλεον ερτευμα, θνος γιον), взятый в удел, дабы возвещать (πως ζαγγελητε) совершенства Призвавшего его из тьмы в чудный Свой свет, некогда не народ, а ныне народ Божий; никогда не помилованных, а теперь помилованных ( 1Петр. 2:9–10 сн. Осии 2:25 ; Рим. 9:25 ; сн. также 1. Петр. 2:12 с Мф. 5:14,16 с. Фил. 2:15 ). В этот, повторяем, великий момент своей истории ветхозаветный Израиль ближе всего стоял к своему новозаветному первообразу 290 . Св. Церковь наша, созерцая преобразовательное значение народа Израильского при Синае в отношении к новозаветному народу Божию, прекрасно изображает это значение в следующих изречениях: «Сионе Божий, горо святая, и Иерусалим, окрест очи твои возведи, и виждь собранная чада твоя в тебе: се бо приидоша издалеча, поклонится Царю Твоему: мир на Израиля и спасение языком» 291 . Или, как почти в одинаковом тоне в одной из песней на Св. Пасху: «Возведи окрест очи твои Сионе, и виждь: себо приидоша к тебе яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя в тебе благословящая Христа во веки» 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

3; 28. 16; ср.: Втор 34. 1 сл.). Посредством антитезы к отдельным положениям ветхого закона в Нагорной проповеди («вы слышали, что сказано… а Я говорю вам» - Мф 5. 21-48) Христос представлен в отношении к М. как новый законодатель. Наиболее наглядно типология «Моисей Иисус Христос» раскрыта в Евангелии от Иоанна: дарование Христом истинного хлеба с небес, приносящего вечную жизнь, противопоставляется низведению с неба манны М. (Ин 6. 48-49, 51-59; ср.: Исх 16. 1-3), которое также находит свое отражение в чуде насыщения хлебами (Ин 6. 26 сл.; ср.: Мф 14. 13-21; Лк 9. 12-17). Прообразовательный характер М. раскрывается в отсылке к вознесению медного «змия в пустыне», указывающего на вознесение (т. е. распятие на Кресте) Сына Человеческого. Как изображение змия избавляло израильтян от страданий, так и Христос посредством Своих Крестных Страстей дарует страждущим от греха жизнь вечную (Ин 3. 14-15). В Деяниях святых апостолов Образ М. преимущественно используется в речах апостолов в контексте полемики с иудеями как олицетворение иудейского учения и обычаев, вошедших в противоречие с новым откровением (см., напр.: Деян 6. 14; 15. 1). Так, иудеи обвиняли ап. Павла в том, что в своей проповеди он учил язычников «отступлению от Моисея» (Деян 21. 21). Отрывок речи первомч. Стефана содержит почти житийное изложение истории М. (Деян 7. 2-44), в кратком описании основных эпизодов особенно подчеркивается, что М. был научен егип. премудрости и обладал силой «в делах и словах» (Деян 7. 22), что, вероятно, указывает на его характер и силу личности, а не просто на талант красноречия (ср., напр.: Исх 4. 10). Близость с образом Спасителя показана за счет того, что М., будучи начальником и избавителем своего народа, тем не менее был отвергнут его представителями (Деян 7. 25-29, 35, 39-40). Ревнители закона обвиняли первомч. Стефана в том, что «он говорил хульные слова на Моисея и на Бога» (Деян 6. 11), однако в его речи история гонимого своим народом М. вместе с другими событиями израильской истории становится обвинением, обращенным к тем иудеям, к-рые отвергли Христа (Деян 7. 52). Также М. представлен пророком (Деян 7. 37; 26. 22; 28. 23), возвестившим о мессианском пришествии нового пророка (Втор 18. 15, 18); уже в проповеди ап. Петра оно напрямую относится к Сыну Божию (Деян 3. 22-26). Представленное в Деян 7. 38 мнение о том, что М. говорил на горе Синай с ангелом (ср. также: Гал 3. 19), не находит параллелей в ВЗ (ср.: Исх 19. 19), за исключением Втор 33. 2 по LXX: «Господь от Синая приходит… и справа от Него ангелы с Ним», но имеет соответствия в эллинистической и апокрифической традиции (ср., напр.: Ios. Flav. Antiq. XV 5. 3 В Посланиях святых апостолов

http://pravenc.ru/text/2563952.html

IV, 248 и сл. 2376 Совершенно неправильно и в православной церкви неизвестно название «базилиан», которым, в виду правил Василия Великого , западная литература называет православных монахов. Так назвал в 1573 г. папа Григорий XIII греческих монахов, бывших в некоторых монастырях южной Италии, основанных бежавшими с Востока греками, вследствие различных гонений во время иконоборства и позднее, и которых этому папе удалось сделать униатами, причем, в отличие от францисканцев, доминиканцев и др., он подчинил их одному «генеральному аббату» и основал из них «орден св. Василия». Поэтому, если западные писатели под именем «базилиан» разумеют униатских монахов, то поступают правильно; но если они хотят называть этим именем и православных монахов, то это совсем ошибочно, так как ни об этом названии, ни об ордене св. Василия никому ничего неизвестно в православной церкви. 2379 Властарь, Μ, 15 (ib. VU, 330, 391) и толков. архим. Иоанна на 40 кан. Трул. соб. (II, 409–416). 2381 Номокан. XI, 3 (Аф. Синт., I, 225). Cf. Nov. 123, cap. 35. Basilic. IV, 1, 3 (ed cit., I, 113–114). 2383 Подробности в толков. Вальсамона на 5 кан. перво-втор. собора (Аф. Синт., II, 664–667 и у Властаря, М, 15. – В России допускается выйти из монашества и после того жениться. См. об этом соответствующие постановления закона у Никольского, «Новые духовные законы» (II изд., Москва, 1879 г., стр. 51–63). Ср. об этом толков. Вальсамона на 2 кан. перво-втор. собора (Аф. Синт., II, 655–656). 2390 IV Всел. соб. кан. 24. Ср. Трул. соб. кан. 49, VII Всел. 13, перво-втор. 1, а также Nov. 123 и 131; Basilic. IV, 1; V, 2. В каком случае могло быть употреблено монастырское имущество на какую либо другую цель, об этом см. в моем; толковании 24 кан. IV Всел. собора (II, 522–523). 2391 О патриарших ставропигиальных правах см. патриарха Германа (1222–1240) σιγλλιον π τος παραλαυροις τν πατριαρχικν μονν, τνι ν διαφρειν φελουσι (Аф. Синт., V, 110 и сл.). В России ставропигиальным правом над некоторыми известными монастырями пользуется Св. Синод (см. Барсов, 1076–1082). Ср. 8 прим. § 82.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

в вопросе отношения к разводу, Иисус Христос истолковывает исходящее от него предписание, разрешающее разводиться (Втор 24. 1), как послабление закона, связанное с проявлением снисхождения к человеческому жестокосердию (Мк 10. 4 сл.). Возможно, фарисеи в этом случае придавали позволению, исходящему от М., характер строгого постановления. У евангелиста Матфея содержится рассказ о «Моисеевом седалище (καθδρα ) », к-рое служит иносказательным описанием его учительного авторитета, лицемерно присвоенного книжниками и фарисеями (Мф 23. 2; Втор. 17. 10). Представители иудейско-фарисейской традиции представлены как те, кто называли самих себя «Моисеевы ученики», к-рые в свою очередь оказались противопоставлены ученикам Христовым (Ин 9. 28). Сам М. будет выступать обвинителем тех, кто отвергают Христа (Ин 5. 45); соответственно не все последователи М. становятся учениками Христа, но только те, кто по-настоящему верили словам ветхозаветного законодателя (Ин 5. 46). Через М. был передан закон (Ин 7. 19; 8. 5), предвозвещавший приход Иисуса Христа (Ин 1. 45), Который полностью исполнил его (Мф 5. 17; ср.: Лк 24. 44), «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин 1. 17). Символическое олицетворение закона в лице М. представлено в сцене Преображения Господня (Мф 17. 3-4; Мк 9. 4-7; Лк 9. 30-33). М. изображен вместе с прор. Илией как один из ветхозаветных персонажей, с которым преображенный Господь ведет беседу (Мк 9. 4 сл.). Только в Евангелии от Луки сказано, что М. беседовал с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9. 31). Иисус Христос представлен здесь как новый М., освобождающий свой народ и ведущий его, подобно пророку, ко спасению посредством исхода, который здесь, очевидно, понимается как указание на Его смерть и Воскресение (Вознесение). Описание события Преображения Господа имеет ряд параллелей с жизнью М.: упоминание о 6 днях (Мф 17. 1; ср.: Исх 24. 16); восхождение на гору с 3 учениками (ср.: Исх 24.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010