Завершая наше библейско-богословское исследование, кратко скажем о том, что девтерономическое учение о радости как характерном состоянии праведника находит отражение и развитие в книгах Нового Завета. Учитывая, что новозаветное богословие радости многогранно и имеет множество собственных аспектов, мы обозначим только его параллели с содержанием книги Второзаконие. В первую очередь отметим, что апостольское пожелание всегда радуйтесь ( 1Фес.5:16 ) в точности соответствует настроению, с которым Второзаконие описывает жизнь Израиля в земле Обетованной. Во-вторых, хотя радость христианина в большей степени глубокое духовное переживание, в Новом Завете встречаются указания на необходимость разделить свою радость с ближними ( Рим.12:15 ), ( 2Кор.7:13 ), что подчеркивается использованием особого глагола συνχαρω 22 ( 1Кор.12:26 ), ( Флп.2:17–18 ), ( Лк.15:6 ), ( Лк.15,9 ). В этом можно увидеть отражение девтерономического представления о радости пред Господом, которая обязательно должна быть разделенной (вспомним, что к совместному ликованию призываются и рабы, и вдовы, и сироты, и пришельцы). В-третьих, слова Второзакония о том, что Господь радуется, когда народ обращается к Нему и исполняет Его заповеди ( Втор.30:9–10 ), можно сопоставить с радостью Ангелов Божиих об одном грешнике кающемся ( Лк.15:10 ) и с той великой радостью, которую испытывает отец, встретивший блудного сына ( Лк.15:22–24 ), ( Лк.15,32 ). Нет сомнений, что перечисленные аспекты девтерономического богословия радости актуальны и для современных христиан. Во-первых, как древние израильтяне радовались во время мирных жертв, бывших прообразом Таинства Евхаристии, так и мы в гораздо большей степени должны исполняться духовным ликованием, участвуя в этом Таинстве таинств. Во-вторых, предписания Ветхого Завета о праздничной радости можно воспринимать как руководство для православных, которым также в дни праздников следует оставить все свои тревоги и заботы и «только веселиться». Наконец, хотя в большей степени наше жительство – на небесах ( Флп.3:20 ) и мы должны думать о горнем, а не о земном ( Кол.3:2 ), все же представление Второзакония о радости в различных жизненных обстоятельствах ( Втор.20:5–7 ), ( Втор.24:5 ) вполне применимо и к нашей жизни. Естественно, что каждый христианин имеет право радоваться осуществлению своих целей, завершению любых усилий 23 , сопоставляемых с постройкой нового дома или сбором урожая. Точно так же, если не в большей степени, христиане в семейной жизни должны стремиться дарить радость друг другу, созидать и беречь здоровую атмосферу в своей малой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В исагогической литературе, поэтому, вопрос о подлинности в собственном смысле заменяется вопросом о единстве книги, о принадлежности всех ее частей одному неизвестному автору. И в этом отношении дело тоже обстоит довольно твердо. Мы видели, как некоторые ученые пытаются отвергать подлинность надписания книги пророка Малахии (1:1), и мы тогда же показали шаткость оснований, приводимых для подобного отрицания. 398 Кроме надписания была еще сделана попытка отрицать сопринадлежность с остальною книгой отрывка 3:22–24. Это сделано было Бёме, автором статьи в «Zeitschrift fur die alttestamentliche Wissenschaft» за 1887 г. 399 Основаниями для этого отрицания служат следующие различия между отрывком Мал.3:22–24 и остальною книгой: а) в 3:22 говорится о законе, правилах и уставах Моисея, между тем как во 2:6–9 и 3:7 закон не называется законом Моисея, а вместо того говорится о «законе истины» (2:6), просто о «законе» (2:7, 8, 9) и об «уставах» Иеговы (3:7); – б) местоимение 1 л. ед. ч. употребляется в остальной книге пророка Малахии 8 раз в форме , признаваемой вообще за позднейшую (ср.1:4, 6, 14; 2:9; 3:6, 17, 21), а в 3:23 – (древнейшая форма), да еще в сочетании с ( ), между тем как ранее подобное сочетание мест. 1 л. ед. ч. с дважды выражалось уже слитно в форме (ср. 2:3 и 3:1); – в) в изображении дня судного (ср. 3:2, 17, 19, 21 с 3:23) тоже есть разница, именно, – в 3:23, а равно и во всем отрывке нет ни разу столь обычного для Малахии «говорит Иегова» или под. Эти основания и дали возможность Бёме утверждать, что 3:22–24 не принадлежат Малахии, а почерпнуты из другого, более древнего источника. 400 Но эта аргументация не считается убедительной даже среди писателей вообще довольно отрицательного направления. 401 Некоторые из них, – напр., Велльгаузен и Новак, – считают даже начало этого отдела (ст. 22) весьма важным для характеристики времени пророка Малахии и, следовательно, несомненно подлинным: «этот стих, говорит. Велльгаузен, не оставляет никакого сомнения насчет того, что Малахия знает лишь Второзаконие, а не кодекс священнический (Priestercodex)»; – «этот стих, повторяет за ним Новак, имеет значение для вопроса о том, когда писал Малахия: из находящихся здесь выражений – , характеристичного для Второзакония, и из упоминания , который всегда во Второзаконии называется горой законодательства (исключая лишь 33:2, где является ; но это место не принадлежит к древнему Второз.), – с несомненностью следует, что Малахия знал только Второзаконие, как закон Моисея». 402 Не касаясь состоятельности такого взгляда на Мал.3:22 (об этом у нас речь будет в комментарии), мы хотели бы только поставить на вид, что аргументация Бёме, очевидно, не производит впечатление убедительности даже на ученых, настроенных весьма критически, и они спокойно пользуются подвергнутым сомнению местом для весьма существенных положительных выводов относительно исследуемой книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Почти все содержание 9:1–10:11 напоминает случай с золотым тельцом ( Исх.32 ). Хронологически это событие предшествует почти всем историческим событиям, упомянутым Моисеем в своем первом обращении, но оно стоит в его втором обращении. В 5:22 и последующих стихах мы заметили, что Второзаконие особое внимание уделяет посредническому служению Моисея. Он стоит между Богом и Израилем. В этой истории звучит тот же мотив, и она предлагает еще один пример решающего содействия Моисея благополучию Израиля. Причиной продолжения существования Израиля служит не его сила (8:17), не его праведность (9:4). Причина кроется в милости Божьей и одаренности Моисея. Беглое знакомство с 9:1–10:11 открывает нам, что это скорее свободный, а не точный пересказ Книги Исход (32–34). К примеру, если бы мы разместили оба текста в параллельных колонках, то (среди прочих) выяснились бы следующие различия. В 32-й главе Книги Исход зафиксирована первая ходатайственная молитва Моисея перед тем, как он спустился с горы ( Исх.32:11–14 ). Второзаконие содержит его первую молитву после того, как он спускается с горы (9:18–20), а также особую молитву за Аарона (9:20). Обратите внимание, что перед второй ходатайственной молитвой Моисея (9:25–29, во многом как Исх.32:11–14 ) во Второзаконии описываются еще три случая отклонившегося от нормы поведения Израиля: Тавера, Масса, Киброт-Гаттаава. В завершение, при восстановлении завета (10:1 и последующие стихи и Исх.34 ) Моисей получает повеление не только вытесать две новые каменные скрижали, но и сделать ковчег из древесины, в который скрижали будут помещены. Эта информация не была записана в Книге Исход. Какая цель достигается посредством воспоминания Моисеем о золотом тельце и обновленном завете ( Исх.32–34 )? Я предполагаю, что это придает даже большую рельефность контрасту между Моисеем и Израилем. Начать с того, что 9-я глава соответствует одному из образцов АБАБ: непослушание народа (9:7–17); ходатайство Моисея (9:18–21); непослушание народа (9:22–24); ходатайство Моисея (9:25–29).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Любовь Бога и любовь народа. Центральная тема Второзакония – тема любви, которая имеет три составляющие: любовь Бога к народу, любовь народа к Богу и любовь к ближнему. Любовь Божия к Израилю проявилась в избрании народа и спасении его от египетского рабства ( Втор.4:37; 7:7–8 ). Избрание исходит всецело от Бога без всякой заслуги человека. В ответ верные призываются любить Бога всем сердцем (6:5), и вся их жизнь должна быть проникнута законом Господним. Кроме того, истинные израильтяне должны любить и своих ближних, что выражается в провозглашаемой Второзаконием идее братства. Все люди равны между собой и являются братьями (1:16), причем слово «брат» относится как к рабу (15:12), так и к царю (17:20). Многие предписания Второзакония направлены на утверждение в народе любви, взаимопомощи, милосердия по отношению к нуждающимся братьям (14:28–29; 15:1–18; 22:1–4; 24:10–15, 19–21). И хотя «братьями» для израильтянина являются исключительно его соплеменники, любовь к ближнему не ограничивается только представителями своего народа, но Второзаконие требует любить и пришельца (10:19). Такой принцип общественного устройства уникален для всего Древнего мира, где во многих государствах положение большей части народа мало чем отличалось от рабского. Монотеизм. Второзаконие утверждает единство Бога: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (6:4). События истории, уникальный опыт спасения Израиля показывают, что только Господь (то есть Яхве) есть Бог и нет еще кроме Его (4:35, 39). Бог назван ревнителем (5:9), что означает невозможность одновременно поклоняться Яхве и другим богам; связь с другими богами разрушает завет с Богом. Потому людям следует окончательно выбрать между истинным Богом и ложными богами. Языческие соблазны изображены в книге как источник всех бедствий Израиля, оттого требуется решительная и бескомпромиссная борьба против язычества. Святость Израиля. Второзаконие неоднократно называет Израиль святым народом (7:6; 14:2; 26:19). Святость Израиля выражается, во-первых, в его верности Богу и удалении от языческих верований и обычаев (7:1–6); во-вторых, в любви каждого израильтянина к ближнему, который является его братом (принцип братства, о котором мы говорили выше); в-третьих, в участии всего народа в праздниках Господних. В-четвертых, святость предполагает не только исполнение заповедей, но и постоянное изучение Закона. Кроме того что каждый субботний год будет совершаться публичное чтение Закона (31:10–13), израильтяне призваны в обычной жизни непрестанно повторять важнейшие постановления Закона, записывать их на косяках дома и воротах (6:6–9; 11:18–21). Даже предлагается формула для объяснения детям необходимости исполнять Закон (6:21–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Экклезиология и идеология войны связаны с расширением понятия сакрального. С одной стороны, в тот момент это понятие уже не ограничивается только сферой жертвоприношений. Втор включает в понятие сакрального израильский народ как целое. Израиль – это «народ святый» (7:6; 14:2; 26:19). Святость Израиля неразрывно связана с его землей (напр., 21:1–9, 22 слл.; 24:1–4; 25:13–16). С другой стороны, святость проявляется в воинствующей идеологии «общества Яхве» (23:2–9, 10–15). Это ведет к «санкции на уничтожение» «семи народов» Ханаана (напр., 7:3–5, 25слл.; 20:15–18), а также израильских городов, жители которых стали поклоняться чужим богам (13:13–19) – как и хананеи, они должны быть уничтожены, ибо стали «мерзостью», противостоящей сакральному. Богословие «единого Яхве» ведет борьбу с другими богами, так как они противоречат обширным общественным (и «теополитическим») притязаниям Бога Израиля. 3.1 От священного культа к святому народу Второзаконие создает ветхозаветное «богословие народа Божия» как таковое, теорию «внутриполитического» существования «цивилизации любви» – или, если употребить современную формулировку – определенную экклезиологическую систематику. Народ Божий Книги Второзакония проявляет свою суть прежде всего (1) в совместном изучении веры, (2) в радости празднования «пред Яхве» и (3) в этике братства. (1) Второзаконие трактует само себя как «учебник» (Тору) права Яхве. Моисей – это «архетипический» учитель, уполномоченный Яхве (5:31; 6:1). Втор развивает новую форму коллективной мнемотехники, с помощью которой Израиль должен стать общиной Яхве. Религиозное знание и базирующееся на нем самосознание Израиля как «народа Яхве» передается в семье и в собрании Израиля в его единственном святилище. В 6:6–9 и 11:18–21 содержатся призывы к усвоению закона, регулирующего все сферы жизни, с помощью обычного для школы метода повторения. Для особых ситуаций Второзаконие предлагает так называемые «краткие формулы веры»: «кредо-катехизис» 6:21–25 для того, чтобы родители объясняли детям, почему они соблюдают заповеди Бога, а также так называемое «краткое историческое кредо» 26:5–10 для семейного паломничества в Иерусалим и приношения первых плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Опуская подробное изложение последующих рационалистических гипотез о происхождении Пятокнижия, также наполненных взаимными прениями и спорами, изложим только позднейшие, придуманные современными, авторитетными своей ученостью в западно-европейской протестантской литературе, учеными: Вельгаузеном, Рейсом, Деличем и Зейнекке. От предыдущих они отличаются тем, что Второзаконие считают древнейшею частью Пятокнижия. По мнению Вельгаузена 21 , десятословие должно составлять древнейшую часть Пятокнижия, но появилось позднее Моисея. Пятокнижие, кроме Второзакония, составилось из произведений: законоположительного и исторического. Законоположительное произведение состояло из истории творения мира, некоторых исторических повестей и законов и названо Вельгаузеном: книгой четырех заветов или священническим кодексом. Другое произведение – историческое содержало всю историю и законы ( Исх.20 –24гл.) и первоначально состояло из двух писаний: иеговистического и елогистического и потому, по соединении их, получило смешанный иеговистико-елогистический характер; соединение совершенно незадолго до разрушения израильского царства. Кодекс священнический написан во время вавилонского плена. Второзаконие написано было при Иосии и обнародовано тогда же под именем книги Моисеева закона. Иезекиль по разрушении храма первый собрал некоторые богослужебные постановления, выполнявшиеся в древнем храме, и издал их в последней части своей книги, после него другие собрали другие богослужебные правила и постепенно сформировали законоположение Исход, Левит и Числа. Ездра сформировал и соединил все вышеупомянутые записи, включая священнический кодекс, и вместе с Неемиею издал известное ныне Пятокнижие. Мнение Рейса 22 (1879г.) сходно с мнением Вельгаузена. В Пятокнижии нет ничего принадлежащего Моисею. Десятословие первое ( Исх.20:1–10 ) написано после Моисея, хотя неизвестно, когда и кем; книга Заветов ( Исх.21:7–23,13 ) написана около времени царствования Иосафата, прикотором обучали ей народ; тогда же, вероятно, написано второе десятословие ( Исх.34:11–20 ). Во второй половине 9 века написаны иеговистические отделы Пятокнижия, заключающие историю Евреев до занятия Палестины. Неизвестно, когда написаны были елогистические отделы Пятокнижия и потом кем-то и когда-то очень искусно соединены были с иеговистическими. Второзаконие составлено при Иосии и незадолго до Вавилонского плена присоединено к елогистическим и иеговистическим частям Пятокнижия. После плена, через 100 лет, между 458–444г.г. до Р.Х. явился кодекс священнический, обнародованный Ездрою и Неемиею в 444г. После Неемии, но прежде Александра Македонского, все разбросанные части Пятокнижия соединены и составилось неизвестно кем Пятокнижие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

По книгам Исход, Левит, и Числа, должность священника обозначается как служение при алтаре, внутри „за завесою“ ( Числ.18:7 ) 406 . Священство, принадлежащее только сынам и ближайшим потомкам Аарона ( Исх.28:1, 41, 29:44 ; Лев.6:22, 7:8, 3335, 8:2, 21:1, 21 ; Числ.3:3 ) 407 , есть привилегированное в сравнении с левитами иерархическое сословие. Его обязанности заключались в предстоянии пред лицом Господа ( ) в благословении народа, кроплении жертвенных животных, – словом, высшие обязанности при святилище. Должностное отправление левитов состоять также в служении, но не Богу непосредственно, а священникам и народу ( Числ.6:3; 17:2; 18:3 ) 408 . Их служение обозначается как работа при скинии собрания: ( ), притом работа, так сказать, грузовая 409 . Таким образом, при установлении Моисеем ветхозаветной иерархии существовала некоторая градация её должностных лиц, над которыми возвышался первосвященник Аарон. Это соподчинение одних другим, низших высшим – дало в результате строгое их разграничение, с точки зрения их общественного служения. И мы видим сословное различие между священниками и левитами; „сыны Аарона” отличаются от „сынов Левия“ по степени их приближённости к Иегове. Совершенно иное отношение между священниками и левитами выступает во Второзаконии. Мы не встречаем здесь точного разграничения их, и они всегда, регулярно, по выражению Велльгаузена 410 , называются „священники−левиты (). Термины для обозначения их, так точно разграниченные в предыдущих книгах ( ) посредством разделительного , употребляются во Второзаконии в общем значении и без особых дополнений. Глаголы и , обозначающие служение священников и левитов, одинаково применяются как к тем, так и другим 411 . Различие это, конечно, не ускользнуло от внимания отрицательной критики 412 . Она только несколько иначе осветила эти два quasi-npomubopeчubыe закона. Критика полагает, что эти два закона не могут исходить из уст одного и того же законодателя 413 . На том основании, что во Второзаконии сглаживается различие между священниками и левитами, она строит предположение, что закон Второзакония более раннего происхождения, чем Священнический кодекс, впоследствии, когда законодательство облеклось в более совершенные формы, оно и разграничило должностных лиц при ветхозаветном святилище 414 . Такими образом, средние книги выросли на почве Второзакония, а не наоборот 415 , и, следовательно, законодательство Священнического кодекса не было известно Второзаконию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Втор 10.6–7, 31; 14–15, 23; 34.16–4, 10–12 . Е. II Священная история (ЭЛОГИСТИЧЕСКАЯ); источники: устное предание, эпос и древние законодательные тексты. Записана в Северном Израиле ок. IX-VIII вв. до Р. Х. Вошла в книги: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие. Охватывает время от Авраама до вступления Израиля в Ханаан. Основные тексты, принадлежащие Элогисту: Быт 15 (Е J); 20; 21.6–32, 34; 22.1–14, 19; 28.11–12, 17–18, 20–22; 29.1, 15, 23, 25–28, 30; 30.1-За, 6, 8, 17, 23; 31.2, 4–18а, 19–45, 51–55; 32.1–2, 13б-21, 23; 33.18б-20; 35.1–8, 16–20; 37.2б, 5–11, 14а, 15–18а, 19–20, 22, 23б-24, 28а, 28б-30, 31б-32а, 34, 36; 40.1-За, 4–5а, 6, 15а, 16–23; 41; 42.1, 3–4а, 8–26, 29–37; 43.14–23б; 45–46, 1–5а; 47.12; 48.1–2, 8–22; 50.15–26. , 20б-21; 7.20б-21а, 24; 9.22–23а, 35; 10.8–13а, 20–27; 11.1–3; 12.31–36, 37б-39; 13.17–19; 15.1–21; 17.3–6, 8–16; 18; 19.26–19; 20.1–21; 21; 22; 23; 24.3–8, 12а, 18б; 31.18б; 32.1–8, 15–35, 33. Числ 10.29–36 ; И; 12; 13.17–33 (Е Р); 16.1–34 (Е Р); 20.1–9, 12–35; 22; 23; 24; 25.1–5; 32.1–17, 20–27, 34–42. Втор 10.6–7; 27.5 –7а; 31.14–15, 23; 33; 34.5–6. Р. III Священная история (СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ); источники: устные предания, эпос, древние законодательные тексты и богослужебные уставы. Записана в Вавилоне между VI и V вв. до Р. Х. Вошла в книги: Бытие, Исход, Левит (целиком), Числа, Второзаконие. Охватывает время от сотворения мира до вступления Израиля в Ханаан. К этому источнику обычно относят следующие места Пятикнижия: Быт 1; 2.1 –4а; 5.1–28; 6.9–22; 7.6, 11, 13–16а, 18–21; 8.1–2а, 3б-5, 13а, 1419; 9.1–17, 28–29; 10.1–7, 22–23, 31–32; 11.10–27, 31–32; 12.4б-5; 13.6, 11б-12а; 16.1а, 3, 15–16; 17; 19.29; 21.1б, 26–5; 23; 25.7–11а, 12–17, 19–20, 26б; 26.34–35; 27.46; 28.1–9; 29.24, 29; 31.18б; 33.18а; 34.1–2а, 4, 6, 8–10, 13–18, 20–24, 27–29; 35.9–13, 15, 22б-29; 36 (Р J); 36.1–2а; 46.5б-27; 47.7–11, 27б-28; 48.3–7; 49.1а, 28б-33; 50.12–13. Исх 1.1–5, 7, 13–14; 2 .23б-25; 6.2–30; 7.1–13, 19–20а, 21б-22; 8.1–3, 11б-15; 9.8–12; 11.9–10; 12.1–20, 28, 37а, 40–51; 13.1–2, 20; 14.1–4, 8–9, 15–18, 21 а, 21б-23, 26–27а, 28–29; 16.1–3, 6–14, 16–18, 22–28, 31–36; 17.1а; 19.1–2а; 24.15б-28а; 25–30; 31.1–18а; 34.29–35; 35.40.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Естественно, что своего максимума такой вид человеческой радости обретает в дни праздников, когда следует отложить в сторону все житейские заботы и только веселиться 12 ( Втор.16:15 ). В связи с этим праздник в ( Чис.10:10 ) называется днем веселия вашего ( ), то есть особо выделенным периодом, когда радость человека должна быть полной и совершенной. Второзаконие говорит о радости в праздники Пятидесятницы и Кущей ( Втор.16:11 ), ( Втор.16:14–15 ), исторические книги эту идею дополняют сообщениями о радостном праздновании Пасхи и праздника Опресноков ( 2Пар. 30:21–27 ), ( 1Езд. 6:22 ). Как и в случае принесения мирной жертвы, в праздники к веселью призываются все члены народа Божия; особое внимание при этом стоит обратить на упоминание наименее защищенных категорий населения: рабов, вдов, сирот и пришельцев ( Втор.16:11 ), ( Втор.16:14 ). Священный автор, по сути, вменяет обществу в обязанность приобщить к совместному ликованию всех слабых и бедных людей, приложив все возможные усилия для достижения этой цели. Требуя радости духовной в дни праздников и жертвоприношений, Второзаконие уделяет внимание и тем аспектам, которые при поверхностном взгляде могут показаться второстепенными: радостям обычной человеческой жизни. И здесь в первую очередь следует сказать о том, какую важность священный автор придает счастливой супружеской жизни, требуя даже освобождение мужчины от военной повинности в том случае, если он обручился, но не начал жить с молодой женой 13 ( Втор.20:7 ), ( Втор.24:5 ). Особенно характерным является второй из указанных фрагментов, где сказано следующее: Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагаться на него (выделено мной – А.К.); пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою (выделено мной – А.К.), которую взял. Обратим пристальное внимание на выделенные курсивом фразы. Во-первых, законодатель призывает освободить молодого мужа от всех забот, максимально «разгрузить» его, чтобы он все время посвятил жене. Конечно, в первую очередь это предписание предполагает освобождение от общественных работ 14 , к которым могли привлекать мужчин, однако еврейский текст в буквальном смысле требует не возлагать на него никакой заботы вообще

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Им согласен уступить даже Мартэн. Что анахронизмом и доказательством неподлинности Второзакония это место не может служить, об этом, кажется, и говорить не следует, потому что Моисей пережил Аарона и мог говорить о его смерти. Что касается интерполяции, то предположение о ней вызывается неясною связью этого повествования с предыдущею (10:1–5) и последующею речью Моисея (10–15 ст.) о пребывании на Синае. Но эти отступления от строгой хронологической последовательности довольно нередко встречаются у Моисея (например, во Втор.9гл. в 1–21ст. и 22–24ст. – совершенно аналогичное же уклонение в сравнении с 25–29 ст. или: в 4гл. 3ст. и 10–15 ст. 22–26ст; в 5гл. и др.) и вообще в живых ораторских речах. Да и не в ораторских только произведениях, а и в прозе, и в истории бывают подобные уклонения. В 9 и 10 главах Моисей чаще всего повторяет мысль, что не за праведность Евреев Господь награждает их, а по Своей милости; у них же всегда было лишь противление Богу, коего неизбежал даже и Аарон (9:4,5–7,8,12,13,16,21–24;10:6,16…). И, наконец, более близкая связь этого замечания с 9, 20, где говорится о «грехе» Аарона у подножия Синая, за который он и наказан упоминаемою в 10:6 смертью . Поэтому, отступая от прямой хронологической последовательности, Моисей и замечает о смерти Аарона, как наказания за его преступление воли Божией. Сличая законы Второзакония с параллельными им законами предыдущих книг Пятокнижия, критики находят их значительную разность, обусловливаемую будто разностью во времени их происхождения и в писателях. Таковы, например, законы о десятинах и их употреблении. Так, по Числ.18:20–32 , левитам, в вознаграждение за их службу при скинии, по отсутствию и них части и удела, назначаются десятины от имущества Израиля, а по Втор.14:22–29 десятины должны употреблять Израильтяне сами и кормить на них левитов, пришельцев и нищих. По мнению всех критиков, здесь видна существенная разность в их законах, обусловливаемая разновременностью их происхождения и различием писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010