без различия, одно вместо другого. Об этом ясно свидетельствуют нам книги: Исход (наприм., 16, 24, 31, 34, 35 главы) и Второзаконие (4, 6, 10 гл.), и св. апостол говорит, что преступивший заповедь: «не убий» – преступник закона ( Иак.2:10–11 ) 2 . Точно так же и приведенные тобою слова Христа касаются не только десятословия, но и всего «закона и пророков»; посему Христос там же перечисляет не только заповеди десятословия, но и многие другие заповеди, которые «сказаны древним» ( Мф.5:17–7 гл.). При этом еще заметь, Петр, что Христос отнюдь не сохраняет буквы древних заповедей, не исключая и десятословия. Так что приведенное тобою основание в пользу исполнения буквы только десятословия опровергается самим Писанием. И ты должен согласиться, что, если праздновать субботу по букве 4-й заповеди, то нужно тогда исполнять и весь древний закон, в котором есть заповеди и большие десятословия ( Мф.22:37–40 ; Ин.7:22–23 ), потому что согрешивший даже в одном чем-нибудь из закона виновен против всего закона ( Иак.2:10 ; Гал.3:10 ). Следовательно, или соблюдай по букве весь древний закон, или согласись, что соблюдение одной только субботы с твоей стороны есть также беззаконие, потому что подвергает тебя клятве закона ( Гал.3 ), который ты соблюдением субботы признаешь для себя обязательным. Петр задумался. Наконец, он вспомнил новый выход из затруднительного положения, подсказанный ему «Библейскими чтениями о настоящей истине» – Пусть будет по-вашему, – утирая с лица пот и подтягиваясь, снова заговорил Петр. – Пусть Писание не отличает десяти заповедей от закона и называет также и десятословие законом. Словом, – пусть я буду неправ, строя защиту субботы на различии слов: «заповедь» и «закон»... Но вот в следующем я обязательно буду прав. Писание нам ясно говорит о двух законах. Один – это закон Божий, а другой – Моисеев: «и не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, читаем в 4-ой книге Царств, если только они будут стараться согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой, Моисей (21:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Загадочная заповедь Некоторые заповеди имели своей целью сохранить от истребления популяции животных. «Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми: мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои», — говорится в книге Второзакония (Втор 22:6–7). По мнению некоторых ученых, схожим образом можно интерпретировать загадочную заповедь: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх 23, 19; 34, 26; Втор 14:21). Как известно, религиозные иудеи трактуют ее как запрет употреблять вместе мясную и молочную пищу. В 1935 году, после того, как были найдены и опубликованы тексты из Рас-Шамры (древнего Угарита), нью-йоркский профессор Гарольд Льюис Гинсберг, сравнив заповедь с угаритским ритуальным текстом (KTU 1.23.14), решил, что она содержит указание на некий хананейский обряд, подлежащий в Библии обструкции, при совершении которого мясо козленка варилось в молоке. Данная интерпретация была очень популярной вплоть до 1970х годов и вошла во многие библейские словари и энциклопедии. Однако впоследствии большинство угаритологов признало, что подобное прочтение текста является ошибочным, и слово, которое переводилось как «ягненок», в действительности обозначает пряную траву наподобие кориандра. Поэтому утратило свою силу данное объяснение и в библейских штудиях: никаких доказательств того, что существовал подобный хананейский ритуал, в данный момент не существует. Однако сопоставление заповеди «Не вари козленка в молоке матери» с текстом Втор 22:6–7, вероятно, дает ключ к ее интерпретации. Отметим, в тексте заповеди говорится не о том, что нельзя варить козленка в молоке, но о том, что нельзя варить «в молоке матери его». Точно так же нельзя было убивать птенцов вместе с матерью-наседкой. Вероятно, в древнем Израиле существовало табу на убийство одновременно нескольких поколений животных. Тем самым проявлялась забота о сохранении их популяций.

http://bible.predanie.ru/prepodavatel-ka...

Скиния – это то место, где Бог и человек могут быть ближе всего друг к другу. Здесь Бог встречается со Своим народом (29:42:43). Скиния как таковая «является основным плацдармом в ВЗ к доктрине воплощения» 113 . Бог, Который когда-то жил среди Своего народа в здании, сейчас обитает среди нас в Иисусе Христе ( Ин.1:14 : «Слово ... (жило в шатре) с нами»; Кол.1:19 : «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота»). Для автора Послания к Евреям скиния или шатер является мысленно нарисованной небесной скинией. Последняя намного больше и совершеннее. Она нерукотворная ( Евр.9:11 ). Обязанности первосвященника в ней исполняет Иисус Христос . Таким образом, в Новом Завете назначение скинии носит двойной характер: обитание Бога в Иисусе Христе в воплощении, и обитание Бога на небесах. В обоих случаях верующий приближается к Богу. Золотой телец и обновление завета (32–34) Тридцать вторая глава Книги Исход рассказывает о том, как в отсутствие Моисея израильтяне и Аарон сделали у подножия горы Синай золотого тельца – акт чудовищного отступничества. Те же самые люди, которые недавно говорили, и не один, а два раза: «Все, что сказал Господь, сделаем» (24:3:7). Обращенные и убежденные верующие выбыли из строя почти за одну ночь. Заверение в верности было забыто. Понятно, что Аарон появляется в истории как главный виновник. Не далее как в дни перед исходом Господь сказал Моисею и Аарону: «Разве нет у тебя Аарона ... Я знаю, что он может говорить ... он будет твоими устами» (4:14:16); «Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (7:1). И это не было преуменьшением! Аарон говорил так хорошо и так убедительно, что возглавил сбор материалов для идолопоклоннического тельца (32:2:3) и его создания (32:4). И все это было под маской религиозности (32:5:6)! Обстановка была такая, что впору было вмешаться пророку и сказать: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа?» ( 1Цар.15:22 ). В довершение всего, когда его младший брат противостал ему, Аарон готов был возложить вину на весь народ: «Ты знаешь этот народ, что он буйный» (32:22). Он также достаточно дерзок, чтобы приукрасить свое собственное участие в этом фиаско: «И отдали мне (золото); я бросил его в огонь и вышел этот телец» (32:24)! Некоторые богословы не готовы признать, что Аарон говорил неправду, но что история действительно предполагает, будто телец появился из огня сам собой (см. статьи С. Левенштамма, упомянутые в библиографии). Все едва ли может обстоять таким образом и, кроме того, подобное толкование упускает, к сожалению, одну из особенностей этой главы – контраст между верным Моисеем и попустительствующим Аароном.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

12, 4, 5). Его обвиняют в нарушении предания старцев , ибо ученики Его не умывают рук своих, когда едят хлеб (Мф. 15, 2),– Он отвечает им вопросом, в котором звучит попечение о заповеди Божией: " Зачем и вы преступаете заповедь Божию преданием вашим ? " (Мф. 15, 6) и обличает их словами пророка Исаии: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мк. 7, 6–7). Книжники и фарисеи пытаются поймать Его на слове, уличить в призывах к нарушению Моисеевых заповедей – на вопрос о важнейшей заповеди Господь отвечает цитатой из Второзакония и Левита (см.: Мк. 12, 29–30; Мф. 22, 36–38). Книжник, исповедавший пред Ним послушание закону, вызвал Его одобрение: недалеко ты от Царствия Божия (Мк. 12, 34). И богатого юношу, пожелавшего достичь жизни вечной, Господь наставляет на путь исполнения Моисеевых заповедей (см.: Мк. 10, 19; Мф. 19, 18–19). В чем, однако, Его разногласия с иудеями? Христос обличает их как раз в том, что они не знают Писаний и не следуют закону, который дал им Бог и который Христос пришел не нарушить, но исполнить (ср.: Мф. 5, 17). Они приводятся в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией (ср.: Мк. 12, 24), они, оставив заповедь Божию, держатся предания человеческого , отменяют заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание (ср.: Мк. 7, 8, 9). Под преданиями старцев , или преданиями человеческими , которые не раз упоминаются в Евангелии (ср.: Мк. 7, 3, 8, 13; Мф. 15, 2, 6), можно понимать сумму узаконений, возникших из исторического и бытового уклада еврейского народа, которые, будучи возведенными в нечто незыблемое и должное, оказывались порой в противоречии с законом Божиим. Именно такое предпочтение " человеческого, слишком человеческого " перед Божиим и служило поводом для обличения книжников и фарисеев, призванных хранить закон и чтить Писания, а на самом деле – оставивших важнейшее в законе: суд, милость и веру (Мф. 23, 23) и исполненных внутри лицемерия и беззакония (Мф. 23, 28) [ 2 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

12, 4, 5 ). Его обвиняют в нарушении  предания старцев , ибо ученики Его  не умывают рук своих, когда едят хлеб  ( Мф. 15, 2 ), — Он отвечает им вопросом, в котором звучит попечение о заповеди Божией: «Зачем и вы преступаете  заповедь Божию преданием вашим ?» ( Мф. 15, 6 ) и обличает их словами пророка Исаии:  люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим  ( Мк. 7, 6–7 ). Книжники и фарисеи пытаются поймать Его на слове, уличить в призывах к нарушению Моисеевых заповедей — на вопрос о важнейшей заповеди Господь отвечает цитатой из Второзакония и Левита (см.: Мк. 12, 29–30 ; Мф. 22, 36–38 ). Книжник, исповедавший пред Ним послушание закону, вызвал Его одобрение:  недалеко ты от Царствия Божия  ( Мк. 12, 34 ). И богатого юношу, пожелавшего достичь жизни вечной, Господь наставляет на путь исполнения Моисеевых заповедей (см.: Мк. 10, 19 ; Мф. 19, 18–19 ). В чём, однако, Его разногласия с иудеями? Христос обличает их как раз в том, что они не знают Писаний и не следуют закону, который дал им Бог и который Христос пришёл  не нарушить, но исполнить  (ср.: Мф. 5, 17 ). Они  приводятся в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией  (ср.: Мк. 12, 24 ), они,  оставив заповедь Божию ,  держатся предания человеческого , отменяют  заповедь Божию, чтобы соблюсти своё предание  (ср.: Мк. 7, 8, 9 ). Под  преданиями старцев , или  преданиями человеческими , которые не раз упоминаются в Евангелии (ср.: Мк. 7, 3, 8, 13 ; Мф. 15, 2, 6 ), можно понимать сумму узаконений, возникших из исторического и бытового уклада еврейского народа, которые, будучи возведёнными в нечто незыблемое и должное, оказывались порой в противоречии с законом Божиим. Именно такое предпочтение «человеческого, слишком человеческого» перед Божиим и служило поводом для обличения книжников и фарисеев, призванных хранить закон и чтить Писания, а на самом деле — оставивших важнейшее в законе: суд, милость и веру  ( Мф. 23, 23 ) и исполненных внутри  лицемерия и беззакония  ( Мф.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

«Я возвещал это и внезапно делал, и все сбывалось». К чему не раз апеллировал пророк и раньше ( Ис.41:26 ; Ис.43:9–10 ; Ис.44:7–8 ; Ис.47:11 ). Ис.48:4 . Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой – медный; «Вем, яко жесток еси, и жила железна выя твоя, и чело твое медяно». Славянский перевод здесь лучше русского передает мысль пророка, его художественно сильный образ крайней жестоковыйности Израиля ( Исх.32:9 ; Иер.5:3 ; Иез.3:7–8 ; Зах.7:12 ). Она же именно и заграждала доступ к сердцу Израиля всех обличающих и предостерегающих увещаний пророка. Данные слова пророка Исаии очень близко стоят к изречению Второзакония: «ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою» ( Втор.31:27 ; ср. Втор.32:15 ). Ис.48:5 . поэтому и объявлял тебе задолго, пре­жде нежели это при­ходило, и пред­ъявлял тебе, чтобы ты не сказал: «идол мой сделал это, и истукан мой и изваян­ный мой по­велел этому быть». «Поэтому и объявлял тебе задолго... чтобы ты не сказал: «идол мой сделал это» Здесь пророк ясно указывает причину данных им пророчеств о Кире и Вавилоне, это именно – очевидно небезосновательное опасение, как бы Израиль, видя совершение столь неожиданных и великих событий, не приписал бы самого исполнения их чуждой силе языческих богов и их идолов (ср. Ис.41:22–24 ; Ис.44 и сл.) Подтверждение этому находим мы и у др. позднейшего пророка ( Иез.20:30–31 ). Ис.48:6 . Ты слы­шал, – посмотри на все это! и неужели вы не при­знаёте этого? А ныне Я воз­вещаю тебе новое и сокровен­ное, и ты не знал этого. «Ты слышал – посмотри на все это!» Ты слышал целый ряд подобных же удивительных пророчеств и являешься свидетелем их поразительного исполнения ( Ис.43:10 ). Из ближайших пророчеств этого рода пророк Исаия мог иметь в виду исполнившееся пророчество о гибели Израильского царства ( Ис.7:8 ; Ам.2:6 ; Ам.5:2, 16 ; Ам.6 и Ос.1:4 ; Ос.4:6 ; Ос.11:1 ). «Неужели вы не признаете этого?» Каких же вам нужно еще более убедительных доказательств, если вы не верите фактам и не видите во всем прежде сотворенном от Господа Его всемогущества?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И из этих мест видно, что Бог, открывшийся Моисею, сый, то есть Иехова, есть открывшийся Аврааму и Иакову Бог. И в Исходе ( Исх.13:21–22 ) повествуется, что открывшийся Бог вел народ Иудейский в пустыне днём в столбе облачном, показывая им путь, ночью в столпе огненном, освещая им, и т. д. В этом месте видно, что Бог Авраама, Исаака и Иакова, сый, (Иехова) вел в столпе огненном Иудейский народ. И в Исх.20:1–2 , Бог, Иехова, давая закон Моисею, говорит ему, что Он есть Господь Бог, выведший народ из Египта и из дома рабства. В Исх.25:21–22 , Бог, говоря Моисею об изготовлении кивота, говорит ему: «И познан буду тебе оттуду и возглаголю тебе с верху очистилища между двумя херувимы, иже суть над кивотом свидения, и по всем, елика аще заповем тебе к сыном Израилевым». И во Второзаконии ( Втор.4:31–39 ) Моисей от уст Бога говорит сынам израильским, что Бог отцов не оставит их и не истребит, и не забудет завета отцов их, которым клялся им, и что Он есть Бог, изведший их из Египта, глаголющий им, с неба слышание творящий глас его и истребляющий народы, чтобы дать им в наследие землю обетования. И Неемия ( Неем.9:7–28 ) говорит об Иехове. «Ты еси Господь Бог, Ты избрал еси Аврама и извел еси его от страны Халдейския, и положил еси имя ему Авраам, и завещал еси с ним завет дати ему землю Хананейску и Хеттейску, и Аморрейску и Ферезейску, и Иевусейску и Гергесейску, и семени его» и т. д. Одно и то же лицо, явившееся как человек и как Бог, имя которого Иехова, явился и как Ангел Божий, то есть посланник. В Быт.31:11–13 , видно, что Бог, говоривший Иакову, прежде является ему во сне как Ангел Божий. Сказано так: «И рече ми Ангел Божий во сне: Иакове! Аз же рех: что есть? И рече: воззри очима и виждь... видех бо, елика тебе Лаван творит. Аз есмь Бог, явивыйся тебе на месте Божии, идеже показал ми еси тамо столп, и обетовал ми еси тамо обет» и т. д. В этом же месте Иехова является как Ангел Божий и одновременно как Бог ( Быт.31:11–13 ) 21 . И в главе 48 Иаков называет Ангелом Бога Иехову, когда, благословляя Ефрема и Манассию и возлагая руки, сказал: «Бог, Ему же благоугодиша отцы мои пред Ним, Авраам и Исаак, Бог, Иже питает мя измлада даже до дне сего, Ангел, иже мя избавляет от всех зол, да благословит детища сия, и прозовется в них имя мое, и имя отец моих Авраама и Исаака» ( Быт.48:15–16 ), здесь Ангел принимается равным Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

[перед Агриппой] 266 И ныне я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, 7 которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа [Богу] день и ночь. За сию–то надежду, царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи. 8 Что же? Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых (ei ho theos nekrous egeirei) … 22 Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет, 23 [то есть] что Мессия имел пострадать и, восстав первый из мертвых (protos ex anastaseos nekrori), возвестить свет народу (иудейскому) и язычникам. Прочный корпус свидетельств, таким образом, показывает, что Деяния Апостолов, какие бы из ранних традиций они в себя ни вбирали, ставят воскресение Иисуса в центр своего богословия. Воскресение Иисуса из мертвых – начало «воскресения мертвых:». Как и в Первом Послании к Коринфянам (глава 15), в событии «воскресения» в Деяниях Апостолов выделяется два отдельных момента. Промежуток между ними следует понимать как время для исполнения пророчества, чтобы пришло, наконец, утешение Израиля и чтобы собрать язычников: [Речь Петра] 3:19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, 20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Мессию, 21 Которого небо должно было принять до времен совершения (apokatastasis) всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века. 22 А Моисей сказал: Пророка вам воздвигнет (anastesei) Господь Бог из братьев ваших… Отметим тут мимоходом использование текста Второзакония (18:15), который, поскольку в Септуагинте содержится слово anastesei, легко использовать для доказательства воскресения пророка–Мессии Иисуса 1422 . Это также нечто новое в контексте иудейского предания: объяснение того, что свершилось с Иисусом, и значения этого события, можно дать только внутри иудаизма, но до первых христиан никто не думал об этом в таком ключе. А в промежутке между воскресением Иисуса и apokatastasis вступает в силу новая жизнь, с новыми возможностями исцеления для уверовавших 1423 . Воскрешение Богом Иисуса из мертвых – свидетельство того, что спасение обретается только в нем одном, что, в свою очередь, объясняет удивительное исцеление, совершенное Петром и Иоанном (4:5–12). Всю весть первых христиан можно выразить одной фразой – «эта жизнь» (5:20). Когда в этом контексте мы видим, что Петр воскрешает вдову из мертвых и что Павел подобным образом возвращает к жизни, без сомнения, умершего юношу, читатель Деяний Апостолов неизбежно чувствует, что эти происшествия связаны со стоящим за ними богословием – и с событиями, описанными в евангелиях 1424 . Это время жизни, восстановления, воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Пришельцами, о которых говорится в этом стихе, назывались иноплеменники, жившие среди Израильтян в качестве свободных граждан, или невольников, также чужеземцы-путешественники, или временно проживавшие по каким-нибудь делам в Израильской земле. Господь, отделив в Свое особенное достояние сынов Израиля от других народов, отнюдь не хотел, чтоб это преимущество избранного народа пред другими давало ему повод презирать их и всячески чуждаться их. Нет, любя Свой народ и особенно покровительствуя ему, Он не давал ему в обиду чужестранцев. Он есть Бог творяй суд пришелцу. «Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так для туземца» ( Лев. 24:22 ), гласил закон Господень. Города-убежища, – так называвшиеся потому, что в них до произведения формального суда могли находить безопасное пристанище совершившие неумышленное убийство, – были открыты одинаково для туземцев и для пришельцев ( Чис. 35:15 ). – Вещественное довольство было уделом в земле Израильской не одних туземцев, но и пришельцев. Господь любит пришельца, дати ему хлеб и ризу. Пришельцы не могли иметь недвижимой собственности в среде Израильтян, но они снискивали средства жизни торговлею, промышленностью, ремесленными занятиями, военною службою и т.п. Кроме того закон Моисеев вменяет в обязанность сынам Израиля чрез каждые три года допускать пришельцев до участия в десятой части произведений земли своей ( Втор. 14:28–29 ), во время жатвы хлеба, собирания маслин и винограда – оставлять в пользу пришельцев снопы на поле, ветви с неснятыми плодами в садах ( Втор. 24:19–21 ). При этом требовалось от живших с Израильтянами чужеземцев одно, – чтобы они чтили истинного Бога, приносили Ему жертвы в храме ( Лев. 17:8 ), соблюдали закон о субботе ( Исх. 20:10, 23:12 ), а невольники должны были даже обрезаться. В ряду чужеземцев особенное благоволение Господь являл к Идумеям и Египтянам. По закону Моисееву, дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне ( Втор. 23:8 ), т.е. совершенно слиться с избранным народом, если только, как само собою разумеется, примут обрезание. – Покровительствуя пришельцам, Господь Бог Израилев есть вместе заступник вдов и сирот творяй суд сиру и вдовице. Жалко положение этих беспомощных существ, с утратою главы семейства лишившихся главной земной опоры. Но об них печется Отец небесный, и потому никому нельзя безнаказанно обижать их. Он заповедал о них в законе Своем: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте. Если же ты притеснишь их, то когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечем, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами» ( Исх. 22:22–24 ). Закон Моисеев повелевает торжественно проклинать того, кто превратно судить пришельца, сироту и вдову ( Втор. 27:19 ). Это одно из тех преступлений, за которые Господь грозил Иудеям опустошением государства их и рассеянием их по лицу земли ( Ис. 10:4 ; Иез. 22:7–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Свет этой свечки напоминает мне этот момент, когда Ты, Свете наш, зашел, от очию нашею, незаходимое солнце познало свой запад» (Из творений св. Димитрия Ростовского ). Глядя на эту свечу, стоящую возжженною пред пречистым ликом Твоим, я не могу не вспомнить тот момент, когда, взирая на Твои страсти на кресте, ста солнце и луна в чину своем. Взирая на страстную свечу пред образом Твоим, Спаситель мой, я не могу не вспомнить еще и слов Св. Писания, именующего Тебя Христа Бога огнем. Писатель книги Второзакония ясно вещает: «Господь, Бог твой, есть огнь поядающий» ( Втор.4:24 ). И воистину Ты, Господи, для нас огонь, всем светящий, всех согревающий любовью Своею, «и ничто не укрыто от теплоты его» ( Пс.18:7 ). «О Господи, явившийся во огне Моисею и всему народу израильскому воспламени и во мне любовь к Тебе, Слове Божий Единородный!» (Из творений св. Димитрия Ростовского ). Итак, значение страстной свечки весьма велико: в ней – выражение нашей сокрушенной воли и покорности нашей к Богу, в ней – выражение и теплоты наших молитвенных чувств и нашей любви к Голгофскому Страдальцу . Она же напоминает нам о том страшном часе в Гефсиманском саду, когда предатель «Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием» ( Ин.18:3 ). Наконец, свеча эта напоминает вам тот огонь среди двора архиереев ( Лк.22:55 ), при котором Петр стоял и грелся ( Ин.18:18 ) и «Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним» ( Лк.22:56 ). Будем же всегда, при всяких случаях нашей многоскорбной жизни, с благоговением возжигать страстную свечку и веровать, что таковая в грозный час последнего суда над нами послужит нам свидетельницей нашей покорности к Богу и нашей горячей любви к пострадавшему за нас Иисусу Христу. Она, подобно евангельской рабыне, светом своего священного огня укажет на каждого из нас: «И сей был с Ним! И сей был духом, сердцем и мыслию всегда с Господом, горя к Нему любовию!…»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010