О всех, предающихся указанным выше преступлениям Господь глаголет: „они дым для обоняния Моего, огонь горящий всякий день“ (ст. 5 в конце). Фимиам, который повелено было приносить в скинии на жертвеннике курений ( Исх. 30:10,34 ), назван святыней великой (ср. Пс. 140:2 ), которая сохраняла ( Лев. 16:13 ) первосвященника от смерти, когда он входил за завесу, которая в руках не первосвященника убивала незаконно приносящих ( Лев. 10 ), а в руках первосвященника спасала народ от моровой язвы (см. Чис. 16:46–47 ). Этой святыни великой противополагается здесь едкий дым греховных деяний, огорчающих Господа. По поводу слов „огонь горящий“ ср. наше примечан. на Исаии I, 31: сильный будет отрепьем и дело его искрою; и будут гореть вместе и никто не потушит. 6 . Вот что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их (7) беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недро их прежние деяния их. „У Меня отмщение и воздаяние“, глаголал Господь в последней песни Моисея, во Втор. 32:35 1823 . В настоящем пророчестве Исаии очевидно ссылка на известное ему Второзаконие. Отмщение или „воздаяние в недро“ есть выражение, которое встречается в Псалме Асафа ( Пс. 78:12 ) „седмикратно возврати в недро их... поношение, которым они Тебя, Господи, поносили“. Так как в настоящем пророчестве Исаии в ст. 6–7 встречается то же сочетание мыслей, о возмездии в недро поносящих Господа, то мы, кажется, в праве предположить, что и Псалом этот был известен Исаии. Кроме того, для уяснения себе настоящего значения этого выражения вспомним оборот речи, подобный этому в словах Господа: „мерою доброю... отсыплют в лоно ваше“ ( Лк. 6:38 ). В буквальном смысле, в применении к обычаям востока, отсыпать в лоно или недро – есть насыпать даруемое зерно в мешок, который составляется из вытащенной из-за пояса верхней части нижней полотняной одежды (рубашки или хитона). И добро и зло, воспринимаемое в недро, есть счастие и несчастие сердца в переносном смысле. Пребывание в лоне (напр. Авраама, Лк. 16:22 ) есть пребывание близ сердца Авраамова.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Объем книги завета определяется в стихе 3-м словами: все слова Господни и все законы. Обращаясь назад, в надписании 20-й главы читаем: и изрек Бог (к Моисею) все слова сии, т. е. ближайшим образом, десятословие, которое содержится в следующих стихах со 2-го по 17-й включительно, и затем предписания стихов с 23 по 26-й. В следующей, 21-й главе читаем: и вот законы, которые ты объявишь им. Законы эти занимают главы 21, 22 и 23-ю. Следовательно, книга завета состояла приблизительно из 4-х глав законодательного содержания – не более: это видно из слов народа, сказанных по прочтении книги: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны ( Исх.24:7 ). В книге заключалось именно то, что ранее передано Моисеем народу устно: и при устной передаче и по прочтении писанного, народ отвечает буквально одинаково (стт. 3 и 7). После того, как народ нарушил заключенный с Богом завет поклонением золотому тельцу, Моисей, по повелению Божию, вторично восходит на гору Синай, Иегова вторично заключает завет с Израилем и опять говорит Моисею ( Исх.34:27 ): напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. В следующем 28-м стихе читаем: и пробыл там (Моисей) у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал (Моисей) на скрижалях слова завета, десятословие. По 2-й половине стиха, Моисей, по-видимому, исполнил повеление Божие: напиши седе слова сии тем, что начертал свящ. письмена на скрижалях. Но если так, то стих 28-й станет в прямое противоречие с 1-м стихом, где сказано: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я, т. е. Сам Иегова, напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил. Еще яснее выступает это противоречие при сопоставлении с 10-й главой Второзакония. В стихе 2-м, как и в 34-й главе кн. Исход, Иегова говорит: Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, а в стихе 4-м писатель прибавляет: и написал Он (т. е. Иегова, а не Моисей) на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на, горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Указанные свидетельства сам Моисея о себе, как писателе, нужно относить, по известному нам единству и нераздельности всего состава Пятокнижия, ко всем пяти книгам Моисеевым, а не к трем только и не к частям их. В этом смысле о Моисее, как писателе всего Пятокнижия, говорится в приложении ко Второзаконию (см. Вт.31:24–34), вероятно написанном Иисусом Навином, что «когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца», то повелел священникам положить и хранить «сию книгу закона одесную ковчега завета Господня» (Вт.31:24–26). Это последнее свидетельство указывает также на то, что последняя редакция Пятокнижия сделана была Моисеем в конце его жизни пред самою смертью, хотя отдельные предметы содержания его писались по частям в продолжении 40 лет. Этим объясняется, напр., то явление, что в книге Исход, содержание которой записано было Моисеем у Синая в первый год по исходе из Египта, встречается такое замечание о манне: «сыны Израилевы ели манну 40 лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской» ( Исх.16:35 ). 2. После свидетельств сам Пятокнижия о своем писателе Моисее идет в исторических книгах Свящ. Писания В. Завета целый ряд ясных указаний на то, что законд-тора существовали, как отдельная, целая книга («свитоко»), составленная и написанная именно Моисеем. Начиная от современника Моисеева Иисуса Навина, этот ряд свидетельств продолжается чрез целое тысячелетие до Ездры и Неемии. В книге Иисуса Навина (см.1:7–8; 8:31–34; 23:6), в книге Судей (3:4), в книгах Царств ( 3Цар.2:3 ; 4Цар.22:8–10 ср. 2Пар.34:14 ; 4Цар.23:21, 24–25 ср. 2Пар.35:12 ) и Паралипоменон ( 2Пар.23:18; 25:4 ), в книге пр. Даниила 9:11, 13), в первой книге Ездры (3:2), который сам «был книжник, сведущий в законе Моисеевом» (7:6), и в книге Неемии (8:1; 13:1) закон признается, как писание Моисея, как его «книга», а затем в других многочисленных местах тех же книг делается указание на различное содержание этого закона, которое и ныне находится в Пятокнижии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

17:10–14). Вот почему книга Второзакония, где находятся 10 заповедей, называемых «постановлениями и законами» (гл. 5–я), называется и «книгой завета» ( Исх. 24:7 ) и «книгой закона Моисеева»: «и сказали книжнику Эздре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю» ( Неем. 8:22 ), называется и «книгой закона Божия»: «и читали из книги закона Божия каждый день» (ст. 18). Во–вторых, только 10 заповедей написаны были перстом Божьим и поставлены в Ковчег Божий вовсе не потому, как думают адвентисты и субботники, что этим Бог хотел показать особенно их преимущество перед другими «законами», «уставами» и «постановлениями», а потому, что этим Господь хотел наглядно, видимым образом всегда напоминать евреям о том великом событии синайского законодательства, когда «весь народ видел громы, и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, весь народ отступил и стал вдали», и объятый великим ужасом и страхом просил Моисея: «говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, чтобы не умереть» ( Исх. 20:18–19 ). Из последних слов видно и то, почему Бог устно дал только 10 заповедей: потому, что объятый ужасом народ не мог дольше слушать глаголы Божьи и просил Моисея говорить с Богом и передавать Его дальнейшие законы. Эти дальнейшие законы Божьи и передал Господь уже через Моисея Израилю на той же горе Хориве, когда Моисей «вступил во мрак, где Бог» ( Исх. 20:21 ): «И вот законы, говорит на Хориве Господь Моисею, которые ты объявишь им» ( Исх. 21:1 ); и потом дает все те законы, которые переданы были Моисеем народу и записаны для него и его потомства в книге Исход и Второзаконии. Отсюда для всякого ясно заблуждение адвентистов, будто Бог дал только 10 заповедей и не давал больше никаких законов: ясно также и то, что и другие, Богом данные через Моисея, законы, напр., о пище, о жертвах, о праздниках и прочие, имели одинаковую силу и значение с 10 заповедями, ибо эти законы были законы Божьи. Адвентистов и других субботников, утверждающих, что кроме 10 заповедей Господь не давал никаких законов, обличает Сам Бог следующими, например, словами: «Не дам впредь выступать ноге Израиля из земли сей, которую Я укрепил за отцами их, если только они будут стараться исполнять все, что Я заповедал им по всему закону и уставам, и повелениям, данным рукой Моисея» ( 2Пар. 33:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1. Итак, Закон был для них (иудеев) и средством научения и пророчеством будущего. Ибо Бог сперва наставлял их чрез естественные заповеди, изначала насажденные в людях, т. е. чрез Десятисловие – не исполняющий Которых не имеет спасения – и ничего более от них не требовал. Так Моисей говорит во Второзаконии: «эти слова Господь изрек ко всему собранию сынов Израилевых на горе, и ничего не прибавил, и написал это на двух досках, и дал мне» ( Втор.5:22 ), дабы желающие следовать Ему соблюдали заповеди. Но когда они решились сделать тельца и обратились сердцами своими опять к Египту, желая быть рабами вместо свободных; то получили прочее служение, сообразное с их пожеланием, хотя не отделявшее их от Бога, но державшее их под игом рабства. Так и пророк Иезекииль, объясняя причину такого законодательства, говорит: «вслед похотения сердца их были очи их, и Я дал им заповеди недобрые и оправдания, в которых они не будут жить» ( Иез.20:24 ). И Лука написал о Стефане, который первый был избран Апостолами на диаконство и первый убить, как мученик Христов, что он так сказал о Моисее: «Он принял заповеди Бога живого» 100 , чтобы передать вам, Которому отцы ваши не хотели быть послушными, но отринули Его и обратились сердцем своим к Египту, сказав Аарону: сделай нам богов, которые бы предшествовали нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось. И сделали в те дни тельца и принесли жертвы идолу и веселились делом рук своих. Бог же отвратился и предал их служить воинствам небесным, как написано в книге пророков: дом Израилев! приносили ли вы Мне жертвы и заклания в продолжение сорока лет в пустыне? Вы приняли скинию Молохову и звезду Бога Ремфана, – изображения, которые вы сделали, чтобы покланяться им» ( Деян.7:38–43 ; Ам.5:25–26 ), – ясно показывая, что не другим Богом, а тем же самым дан им такой Закон, приспособленный к их рабскому состоянию. Посему и в Исходе Он говорит Моисею: «Я пошлю пред тобою ангела Моего; ибо Я не сойду с тобою, потому что ты народ жестоковыйный» ( Исх.33:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

26:18). Вот откуда взят Христос. Для чего? « Пасти Иакова, раба Своего, и Израиля — наследие Свое », т. е. народ из язычников, потому что этот Иаков, запятав иудеев, получил их права первородства; он же и Израиль, потому что во время таинства он видит Бога лицом к лицу, подобно тому, как и Иаков видел Его лицом к лицу. А что Бог пасет, послушай, как говорит об этом Давид: « Господь пасет меня и ничего не лишит меня » (Пс. 22:1). Послушай и Христа: « Я есмь пастырь добрый » (Ин. 10:11). « И пас он их в незлобии сердца своего, и разумно руками своими путеводил их » (ст. 72). Видишь, что пророк явно говорит о Христе? Поистине в сердце Его не было злобы: « Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его » (1 Петр. 2:22; Ис. 53:9). Сила же рук Его была так велика, что возвращала зрение слепым, восставляла хромых, очищала прокаженных, вообще восстановляла всего погибшего человека. СОБЕСЕДОВАНИЕ на псалом Асафу 78   1. Надписание пророчества понятно; поэтому обратимся к истолкованию псалма. В нем содержится не порицание язычникам, как некоторые думают, а пророчество о том, что случится с иудеями, когда их наследие получат язычники. « Боже! Пришли язычники в наследие Твое, осквернили храм святой Твой » (ст. 1). Это случилось с иудеями, когда Иерусалим взят был ассирийцами, потом македонянами, и, наконец, римлянами. Так как это понятно, то обратимся к духовному смыслу пророчества. Когда язычники вошли в наследие иудеев, т. е. получили богопознание, — потому что в этом и заключается древний удел иудеев, как об этом и говорил им Моисей во Второзаконии: «теб я избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле » (Втор. 7:6), — тогда они осквернили святой их храм, находившийся в древнем Иерусалиме, — не в том смысле, что сами оказались виновниками осквернения, а в том, что обнаружили скрывавшееся осквернение храма, которое вносили своим нечестием священнодействовавшие в нем. Подобно тому, как священник, посмотревший на предполагаемую проказу и по расследовании объявивший болезнь, делает заболевшего, как говорят, нечистым, не потому, чтобы он причинял осквернение (это не свойственно священнику), а потому, что он объявил больного действительно зараженным, так точно сделали тоже с иудеями язычники.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

29 См. Cornrlii a Lapide. t. II, p. 164. Migne. Scripturae Sacrae Cursus competus, t. XI, p. 543–7. 31 Название «книга завета» в Пятокнижие встречается единственный раз – Ucx. XXIV, 7 . И взял книгу завета и прочитал в слух народа. Выражения завет, слова завета употребляются в Ucx. XXXIV, 10. 27 ; Второзаконие V, 3; XXVI, 17 – 19; XXVIII, 69. Найденная книга закона называется и книгой завета по причине вступления народа в завет по инициативе Иосии (4 Ц. XXIII, 2. 3). 32 Древняя еврейская барайта приписывает написание 3 и 4 кн. Царств пр. Иеремии: «Ieremias scripsit librum suum et librum Regum et Threnos». Перевод Магх’а стр. 22. По мнению Вельгаузена и Кюнена составление книг Царств имело место прежде плена и только некоторые добавления они получили при позднейшей редакции. Ryle, стр. 54. Преосвящ. Филарет в своем Начертании церк.-библ. истории составление 3 и 4 книги Царств приписывает Ездре. 33 См. напр. Ryle, стр. 47: «Лишь в 621 г. до Р.Хр., в 18-й г. царствования Иосии, история Израиля в первый раз представляет нам пример книги, которая рассматривалась всеми, царем, священниками, пророками и, пожалуй, народом, как облеченная не только святостью, но и верховным авторитетом в области религии и нравственности». Ср. Wildeboer, 21: «Только обязательное заключение завета при Иосии, на основе найденной в храме книги закона (­Второзакония), может быть отмечено, как самое первое начало канонизации ветхозаветных писаний до вавилонского плена». 38 См. об отношении рационалистов к Иезекиилевым пророчествам, напр. у Ryle’я в соответствующей главе и особенно у Walz’a, Wellhausen’a. 39 Плач, IV, 15. «Сторонитесь! нечистый»! кричали им; «сторонитесь, сторонитесь! не прикасайтесь»! и они уходили в смущении; а между народом говорили: их более не будет. Лeb. VIII, 45 . У прокаженного... должна быть разодрана одежда... и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! 42 Ир. IX, 25. 26. Вот... Я посещу всех обрезанных и необрезанных, Египет и Иудею... и Моава, и всех стригущих волосы на висках ( букв. темя, край).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

3 . Ошибка саддукеев происходит от чтения пророческих книг, которых они не понимают. Среди них следующий отрывок из книги Исайи: «А избранные Мои… не родят детей на проклятие» ( Ис.65:23 ), и из Второзакония, где сказано о блаженствах: «И благословит плод чрева твоего» ( Втор.7:13 ). Они думают, что эти пророчества исполнятся «в воскресении», ибо не понимают, что предрекаются духовные блаженства. Павел – «избранный сосуд» – объясняет все блаженства, содержащиеся в законе, с духовной точки зрения. Он знает, что они – не плотские, и пишет ефесянам: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» ( Еф.1:3 ). Таким образом, все эти блаженства будут существовать духовно, когда мы воскреснем из мертвых и обретем вечную радость. Они также находят нечто сходное в Псалтири и делают ту же ошибку: «Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» до того места, где сказано: «Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей» ( Пс.127:3–5 ). Поэтому когда Иерусалим будет восстановлен в его древнем виде, праведник увидит те блага, о которых сказано в Писании. 4 . Те, кто понимает «Иерусалим» духовно и знает, что о нем сказано: «А вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» ( Гал.4:26 ), увидят то благое, что сказано об этом городе; они узрят то, о чем говорится в только что приведенных нами словах псалма: «Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» ( Пс.127:3 ). Саддукеи понимают все это в материальном смысле. Они относятся к тому направлению в иудаизме, о котором Спаситель говорит: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» ( Мф.22:29 ). Это вкратце то, что касается вопроса, который саддукеи задали Господу. Теперь нам следует немного поговорить об изображении кесаря. Спаситель говорит об этом просто: «Отдавайте кесарю кесарево» ( Лк.20:25 ), то есть платите те подати, которые должны платить. Кто же против того, чтобы отдавать должное кесарю? Здесь имеет место нечто мистическое и таинственное.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

—65— Хеврон (сравните выражение в устах русского: „Москва в России“). Эта особенность заметна и во Второзаконии: в 11 главе, ст. 29, писатель говорит: когда введёт тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идёшь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал. Далее он старается точно указать местность, на которой были расположены эти горы, с той целью, чтобы Израильтяне не сделали ошибки в выборе их; и потому прибавляет: вот они за Иорданом, по дороге к захождению солнца, в земле Хананеев, живущих на равнине против Галгала, близ дубравы Море (ст. 30). Читая эти строки, легко себе представить, что вершины Гевала и Гаризима рисовались в отдалении перед очами Израильтян, расположившихся станом на берегах Иордана; и, произнося эти слова Второзакония, престарелый законодатель указывал на них сынам Израилевым. Подобных примеров в Пятокнижии можно найти немало, но и указанных достаточно. В историческом повествовании, преимущественно последних четырёх книг, писатель часто сообщает такие мелкие подробности событий, какие могли быть известны только очевидцу или лицу, принимавшему в них непосредственное участие. Напр., Исх.15:22 : вступили Израильтяне в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. В пустыню Син пришли сыны Израилевы в пятнадцатый день второго месяца по выходе из Египта ( Исх.16:1 ); в пустыню Синайскую пришли в третий месяц... в самый день новолуния ( Исх.19:1–2 ) и другие подобные. В книге Левит писатель сообщает даже о том, кто выносил тела умерших сынов Аароновых, Надава и Авиуда, принёсших огонь чуждый пред Господа,... и в чём их вынесли, – именно ( Лев.10:4–5 ): и позвал Моисей Мисаила и Елицафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан. И пошли, и вынесли их в хитонах их за стан, как сказал Моисей. Или ещё в книге Числ (7 гл.): двенадцать начальников колен, под надзором которых производилось поголовное исчисление Израильтян, пожертвовали для перевозки некоторых принадлежностей скинии шесть крытых повозок да двенадцать волов. Моисей

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

85 . Поэтому заслуженно сказано ему отцом: Сын возвеличенный мой Иосиф, сын возвеличенный мой, возбудивший зависть 440 , сын мой юнейший! Помог тебе Бог мой и благословил благословением небес свыше, благословением земли, земли, владеющей всем, ради благословения отца твоего и матери. Благословение это выше благословений гор неподвижных и пожеланий холмов вечных ( Быт.49:22, 25–26 ). И во Второзаконии: Благословение Явившегося в терновом кусте да приидет на главу Иосифа и на темя его. Он почтен среди братьев, красота его – красота первородного тельца, рога единорога – рога его; своими рогами он поразит народы вплоть до крайних пределов земли. Это тьмы Ефраимовы и это тысячи Манассиины ( Втор.33:6–17 ). 17. 86. Дающий совет другим должен показывать в себе пример добрых дел: в учительстве, в целомудрии, в степенности ( Тит.2:7–8 ), чтобы его речь была здравой и безупречной, совет – полезным, жизнь – достойной, суждения – прекрасны. 87 . Таким был Павел, который давал советы девам, наставлял священников, прежде всего самого себя представляя образцом для подражания. Поэтому он умел быть смиренным 441 , как это умел Иосиф, который, происходя из высокого рода патриархов, не счел для себя унизительным рабство, а проявлял себя послушным и украсил добродетелями. Умел быть смиренным тот, у которого был и продавец, и покупатель, и называл он его господином 442 . Послушай, как он себя смирял: Господин мой не знает при мне ничего в доме и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу перед Господом? ( Быт.39:8–9 ). Вот речь, полная смирения, исполненная целомудрия; смирения – потому что он выражал почтение своему господину и благодарил его; целомудрия – поскольку он считал тяжким грехом быть оскверненным позорным поступком. 88 . Поэтому в том, кто дает совет, не должно быть ничего темного, ничего обманчивого, ничего притворного, ничего, что могло бы запятнать его жизнь и его нравственный облик, ничего бесчестного и злобного, что отвратило бы от него желающих получить совет. Одно мы избегаем, другое презираем. Мы избегаем того, что может причинить вред или коварно и незаметно оборачивается преступлением, если человек, дающий совет, обладает сомнительной репутацией и жаден до денег, ради которых может изменить свое мнение; если такой человек наносит ущерб другим, надо избегать его и уклоняться от общения с ним. А того, кто неумеренно рвется к наслаждениям, даже если он не обманщик, однако жаден и алчет постыдной выгоды, презирают. Какой образец энергичной деятельности или какой плод труда и усилий способен выказать тот, кто предается лености и безделию? Может ли он проникнуться заботой и волнением за других?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010