е. Сын Божий за людей, то мы грешники и люди будем ли умирать за исповедание имени Его? Мих.6:8. О человек я покажу тебе, что есть добро и чего Бог ищет от тебя, это именно; делать правду, любить милосердие и со тщанием ходить пред Богом твоим LXX: О человек! тебе возвещено, что есть добро, или чего требует от тебя Бог: ничего кроме того, что бы ты делал правду, любил милосердие и с готовностию ходил пред Богом твоим.    О народ Израильский и также и весь род человеческий! (Ибо Я говорю не к одному только народу Иудейскому, но слово мое касается всякого человека). Почему ты недоумеваешь о том, каким образом можно тебе умилостивить Бога за грехи твои, если даже ты и не имеешь жертв, которыми ты мог бы воздать Богу за свое нечестие: я отвечу тебе, чего требует от тебя Бог, — это уже и прежде указал Я в законе. Ибо во Второзаконии написано: «И ныне, о Израиль! чего требует от тебя Господь Бог твой? Ничего, кроме того, чтобы ты боялся Господа Бога твоего и ходил во всех путях Его, и любил Его, и служил Господу Богу твоему от всего сердца твоего и от всей души твоей и хранил повеления Господа Бога твоего и оправдания Его, которые я заповедаю тебе ныне, чтобы тебе было хорошо.» (Второз. X:12). Господь требует от нас, — и желает в виду необходимости для нас нашего спасения, что бы мы приняли то, что полезно дающему, — чтобы мы творили справедливость, т. е. не делали ничего без основательного обсуждения, что бы ум наш прежде рассудил о том, что намерен сделать, а потом уже приводил в исполнение; чтобы мы любили милосердие, и не были бы милосердными по принуждению, или по необходимости, ибо «доброхотного даятеля любит Бог» (2 Корнф. IX, 7). И не будем говорить: „уходи сегодня и возвратись завтра, и тогда я дам тебе“. По когда мы будем творить правду и любить милосердие, то какую награду получим? Мы будем ходить вместе с Господом Богом, как Энох, — согласно рассказам Еврейских книг (Быт. V:22, 24. Екклвз. XLIV?) ходил с Богом и угодил Ему и потом не был найден, ибо Господь взял его и вознес.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Еврей был обязан заступаться за вдову, относиться к ней с полной справедливостью, если дело ее было право ( Втор 27:19 ; Иер 7:6; 22:3 ; Зах 7:10 ; Ис 1:17–24; 10:1,2 ), – с милосердием и не удерживать в залоге ее одежды, если она даже была и не права ( Исх 22:25–27 ). Исполнение этих заповедей Моисей и пророки ставят выше жертвоприношений. Обманывающий вдову и ее притеснитель нарушал естественный закон, требующий от нас пощады слабому и человеку без опоры, какою является вдова, и такого нарушителя ждало возмездие Божественной правды: Сам Господь, Сила слабого, является Мстителем за обиду вдовы ( Мал 3:5 ; Пс 67:6; 145:9 ; Сир 35 – по славянской Библии). “Ни вдовы, ни сироты не притесняйте”, говорил евреям грозный голос Господа. “Если же ты притеснишь их, то когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их; и воспламенится гнев Мой; и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами” ( Исх 22:22,23 ). Иногда нечестивец, обижающий вдову, думает про себя, что Господь не увидит его нечестия, и успокаивает себя следующими словами: “Не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев”. – “Образумьтесь, бессмысленные люди, – отвечает таким людям псалмопевец, – когда вы будете умны, невежды? Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли? Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, Кто учит человека разумению? Господь знает мысли человеческие, что они суетны” ( Пс 93:6–11 ). Молодая вдова, оставшаяся без детей, была обязана продолжить имя своего мужа, как это было и во времена патриархов. Брат покойного должен был жениться на его вдове, впрочем, только в таком случае, когда он жил в том же самом городе или месте ( Втор 25:5 ). Если он не хотел исполнить этого предписания, то подвергался унизительной церемонии, описание которой сохранила нам книга Второзакония ( Втор 25:7–10 – М). Если покойный не имел брата, обычай продолжить его имя приписывает это право его ближайшему родственнику. Но если этот родственник не хотел воспользоваться этим правом, он тоже должен был отказаться от него перед старейшинами; впрочем, здесь эта церемония не имела унизительного характера, а значила просто отречение от принадлежавшего ему права 75 . Если вдова, оставшаяся без детей, была вдовою первосвященника или разводною женою, брат ее покойного мужа не был обязан соединяться с нею браком.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenshi...

И обрежет Господь Бог твой, говорится в книге Второзакония, сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы жить тебе ( Втор.30:6 ). Что это за будущее обрезание сердец и притом всеобщее, как не то освящение, какое подается верующим в Таинстве Святого Крещения? Так и свидетельствует о том Святой Апостол Павел. В Нем (во Христе), говорит он, вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым ( Кол.2:11 ). Потому-то, очевидно, обрезание и заменено в христианстве Таинством Святого Крещения. Священные места и лица. Священные места и лица были по преимуществу носителями идей мессианских. Эти идеи были одни и те же. Все, что выражали собою, сперва, скиния и, потом, храм, выражали, в одинаковой мере, и лица, каковыми были: первосвященник, священники и левиты. Как скиния и храм, так и лица священные одинаково изображали собою Церковь Божию в том тройственном ее состоянии, в каком является она до времени искупления, во время искупления и после выполнения указанного ей назначения. Изображение этих идей скинией и храмом давалось следующим образом. Как каждое из этих святилищ было единственным в народе святилищем, так и Церковь Божия имела быть Церковью единою для всего человечества. Есть у Меня, говорит Христос Спаситель, и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой и будет одно стадо и один Пастырь ( Ин.10:16 ). Как в скинии и храме было три отделения: двор с находившимся среди него жертвенником, святое с трапезой для хлебов, седмисвещником и алтарем кадильным, и святое святых с ковчегом завета, вмещавшем в себе: скрижали закона, жезл Аарона и манну, так и Церковь Божия имела пройти три состояния: состояние подготовления к спасению с ее Христом, только жертвами изображаемым, состояние совершения спасения с ее Христом, явившемся для нее, как свет мира ( Ин.8:12 ), как хлеб животный ( Ин.6:51 ) и как приятное Богу благоухание ( Еф.5:2 ), и состояние славы с ее Христом, вошедшим с Своею кровью в самое небо ( Евр.9:24 ), сидящим одесную Отца ( 1Пет.3:22 ) и вечно о нас ходатайствующим ( Евр.7:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Как сектанты понимают слово свящ. Писания, что Церковь Христова свята?   Они думают, что святость Церкви Христовой в том заключается, что Церковь состоит из людей безгрешных, а того не видят, что на свете нет ни одного безгрешного человека. «Все мы много согрешаем», говорит Апостол Иаков (Иак. 3:2), и Ап. Иоанн пишет: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин 1:8). Да и Спаситель научил молиться каждодневно Отцу Небесному: «прости нам грехи наши» (Лук. 11:4). В чем можно легко обвинить лжемудрствование сектантов и доказать им, что Церковь, хотя и свята, но не из безгрешных людей состоит?   Нужно показать сектантам, что не только новозаветная, но даже ветхозаветная Церковь называется в Писании святою.    Когда Господь выделил для Себя израильский народ, то назвал его «народом Божиим» (Суд. 20:2). и народом святым. Господь говорил обществу Израильскому так: «если будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов», то есть, израильтяне выделяются из всех народов, ибо, продолжает Господь: «Моя вся земля» (Исх. 19:5). Как же за эту выделяемость Израиля называет Господь общество Свое?    «Вы будете у Меня царством священников и народом святым», — сказал Господь (Исх. 19:6) Также и в другом случае Бог подтверждает: «будете у меня людьми святыми» (Исх. 22:31).    Поэтому-то читаем об израильтянах и во Второзаконии (Втор. 7:6): «ты народ святой у Господа, Бога твоего, и вот почему: тебя избрал Господь Бог твой, чтобы ты был собственным его народом из всех народов, которые на земле» (ср. Втор. 14:2, 28:9).     «И увидят народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя» (Втор. 28:10). Не говорится, что народы будут удивляться безгрешности Израиля, но свидетельствуя, что они будут бояться выделенности и принадлежности израильтян Богу, имя Которого на Израиле, называющемся Божиим народом, святым обществом. В смысле выделенности израильского общества говорит и псалмопевец: «Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль владением Его.» (Пс. 113:1, 2). Также и пророк Иеремия говорит: «Израиль был святынею Господа» (Иерем. 2:3), и св. Иоанн Златоуст, объясняя это место, говорит: «Свят Израиль Господу», то есть отделен для Господа (Злат. XII, 1147)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Клятва, как известно, есть стародавний обычай, установленный Самим Богом. «Господа Бога твоего бойся, – говорится в Св. Писании – и Ему одному служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись» ( Втор. 6:13 ). Господь Бог запретил произносить имя Его понапрасну, как об этом свидетельствует книга Исход 20:7 стих: «Не произноси имени Господа, Вега твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Также воспретил ложную клятву: »Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего» ( Левит 19:12 ). Из приведенных мест слова Божия мы видим, что клятва есть установление Божие. Бог, чтобы показать важность этого повеления, объявил, при каких обстоятельствах можно ее произносить и при каких нельзя. Род людской по своим порочным наклонностям очень часто злоупотребляет данными им повелениями, но повеления и точность их выполнения указаны в законе Божием. Так и сказано, что не нужно произносить имя Божие понапрасну, из пустой болтовни и также запрещается клятва с коварной целью, ложно, в обман других людей, чтобы не бесчестить святое и великолепное имя Господне, само собою разумеется запрещена клятва, божба ложными богами, чтобы люди не ставили идолов на место Всемогущего Бога. Спаситель Господь Иисус, пришедший на землю, чтобы спасти род человеческий от греха, проклятия и смерти, не только не отменил установленной Богом Отцом заповеди о клятве, но и Сам произнес ее. Так на вопрос иудейского первосвященника, произнёсшего: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос Сын Божий?» Христос ответил: " ты сказал«. Слова: «ты сказал» употреблялись у еврейского народа, как слова подтверждающие клятву, ибо по закону еврейского народа во время присяги клятву произносил священник, а обвиняемый, истец, свидетели повторяли ее словами «ты сказал», как бы говоря: повторяем сказанную священником клятву и подтверждаем истинность наших показаний. В книгах Второзакония и Чисел указываются примеры, как должны произноситься клятвы ( Втор. 27 глава 15–26; Числ. 17–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Конечно, труден и тернист путь благовестников воли Божией, но сонм прежде нас прошедших этот путь великих Божиих служителей вселенской и нашей Русской Церкви да укрепит нас – немощных. И хотя бы не только некоторые люди, но все силы ада подняли вопли, пастыри должны исполнить долг пред Богом и паствой своей ( Puм. VIII, 35–39 ). Знаем, что очень лестно и выгодно идти другим путем, сшивая под каждый локоть мягкую подушечку, т.е., подлаживаясь под господствующее в данный момент течение, или, как теперь говорят, идти «по воле народной», но нас те выгоды и похвалы да не прельщают. У нас всегда перед глазами яркая библейская иллюстрация двух сих путей – пастырского и угоднического, – записанная в 22-й главе Третьей книги Царств. Вот она: Ахав, царь Израильский, пригласил Иосафата, царя Иудейского, идти на войну против сирийцев, захвативших его землю (Рамоф Галаадский). Царь Израильский Ахав и царь Иудейский Иосафат сидели в царских одеждах на своих престолах на площади у ворот Самарии, а четыреста ложных пророков Ваала собрались пред ними. Старший из них Седекия сделал себе железные роги и говорил: сими избодете сириан до истребления их. И все пророки пророчествовали то же. Но по просьбе Иосафата призвали также Божия пророка Михея, предупреждая его: «все пророки пророчествуют о победе, изреки и ты доброе». И сказал Михей: «изреку, что скажет мне Господь». Когда царь Иосафат спросил его, то Михей под общим впечатлением ответил согласно со всеми: «иди, и будет успех». Но потом, когда заклял его царь сказать всю истину, сказал: «вижу всех израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря». И за эту неприятную правду Седекия избил его по лицу, а Ахав посадил его в темницу на голодный хлеб и воду, пока не исполнилась все-таки воля Божия: когда блудницы омывали колесницу Ахава и псы лизали запекшуюся кровь его. Да, трудно и теперь говорить правду Божию, но она неизменна, как тысячи лет назад, так и теперь, и пастыри должны Ее говорить народу. Правда эта, дорогие мои братья и сестры во Христе, проходит через всю Библию и через всю историю человечества. А кратко записана Пророком Моисеем пред смертью в 28-й главе Второзакония. Прочтите всю эту главу внимательно. Она исполнилась над народом еврейским, но исполняется и в судьбах каждого народа. «Если ты будешь тщательно исполнять заповеди Господни, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов на земле. И приидут на тебя все благословения сии... Поразит пред тобою Господь всех врагов твоих: одним путем они вступят, а семью побегут от тебя... Если же не будешь слушать Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его, то приидут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя... Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим, одним путем выступишь против них, а семью побежишь от них» (Второз. 28, 1, 2, 7, 15, 25,).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

" Которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы " (1Кор.2:8). Но если они распяли по неразумию, то, значит, они не виновны? И еще: если они не разумели, то почему Христос говорил им: " и знаете Меня, и знаете, откуда Я " (Ин.7:28)? Писание говорит о Пилате, что он не уразумел; вероятно и Ирод также не уразумел. Их и можно назвать князьями века сего. Если же кто скажет, что здесь говорится об иудеях и священниках, тот не погрешит; и им сказал Христос: " вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего " (Ин.8:19). Как же Он выше сказал: " и знаете Меня, и знаете, откуда Я " ? Впрочем какой смысл того и другого изречения, об этом уже сказано при изъяснении Евангелия; а потому, чтобы часто не повторять одного и того же, туда отсылаем желающих. Где это написано? Так говорится и тогда, когда что-нибудь изображено не словами, а самыми действиями, как например в повествованиях, или когда выражена та же мысль, хотя и не теми же словами, как здесь; например слова: " они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали " (Ис.52,15) – означают то же, что и слова: " не видел того глаз, не слышало ухо " . Таким образом апостол или это выражает, или, может быть, действительно было написано в книгах, но самые книги утратились. В самом деле, многие книги потеряны н только немногие сохранились, еще во время первого пленения. Это видно из книги Паралипоменон. Так апостол говорит, что " все пророки, от Самуила и после него,  предвозвестили " о Нем (Деян.3:24); но этого не видно, между тем Павел, как сведущий в законе и говоривший по внушению Духа, вероятно, знал все в точностп. Но что я говорю о пленении? Многие книги были потеряны еще прежде пленения, когда иудеи впали в крайнее нечестие. Это видно из конца четвертой книги Царств, где говорится, что Второзаконие едва было найдено где-то в нечистом месте (4Цар.22:8). Притом есть много пророчеств различного значения, которые понятны только мудрейшим и в которых можно находить многое, неясное для других.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

Мессия не только Сам будет неумолчно и неустанно осуществлять высокие задачи Своего мессианского служения, но призовет к тому же и целый ряд специальных «стражей», т. е. сотрудников в лице апостолов, учеников и всей, вообще, новозаветной иерархии. Самый же образ этого «Великого Благовестника» и роль «стражей» при Нем раскрыты пророком Исаией и нами изъяснены раньше ( Ис.52:7–8 ст.). Ис.62:8 . Го­с­по­дь по­клял­ся десницею Своею и крепкою мышцею Своею: не дам зерна твоего более в пищу врагам тво­им, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудил­ся; «Не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоею, над которым ты трудился.» «Очевидно, что пророк указывает на отмену наказаний, назначенных Израилю за отступничество во Второзаконии Втор.28:33 : «плоды земли твоей и все труды твои будет есть народ, которого ты не знал»; «виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить» ( Втор.28:39 ). Все это и совершалось неоднократно над Израилем и Палестиной во время нашествия войск ассирийских, вавилонских, египетских, сирийских и римских Но при наступлении новой эры, нового царства, новой жизни ветхозаветные наказания отменяются, ибо самое царство нового Израиля получает новое значение и объемлет всю землю, дарованную Господом человеку (Властов. Цит. сочин. 357 с.). Ис.62:9 . но собира­ю­щие его будут есть его и славить Го­с­по­да, и обира­ю­щие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего. «Но собирающие будут есть... пить вино его во дворах святилища Моего.» Господь не даст пшеницы Сиона врагам его и вина его – для пития чужим; пшеницей и вином Сиона будут пользоваться лишь граждане его, славящие Господа. Под пшеницей и вином Сиона, т. е. церкви, согласно блаженному Иерониму, здесь разумеются тело и кровь Христовы, от которых приобщаются лишь принадлежащие к церкви (ср. Ин.6:55 ; – Комм. СПб. Академии. с. 901–902). «Во дворах святилища Моего». Прибавка эта, ведущая мысль к одному из определенных ветхозаветных узаконений ( Втор.14:22–24 ), подтверждает вышеприведенную догадку блаженного Иеронима об особом, символическо-священном характере тех даров земли, о которых здесь говорится.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Надобно сознаться, что на первый взгляд эти несообразности и противоречия прочитанного из книги Второзакония места с прочитанными же местами из книги Числ поразительны и очевидны, так что многие из прежних защитников неповрежденности Пятокнижия, поставленные в большое затруднение, решились допустить в этом месте – интерполяцию, неудачную притом. Но надобно также сознаться или сознать, что Пятокнижие, как и все Библейские книги, требуют не одностороннего, под влиянием задней предзанятой мысли, а безпристрастного изучения, и в этом случае и – прибавим – только в этом случае открывается несправедливость этих мнимых противоречий и несообразностей; только в этом случае неповрежденность и чистота священных книг становится выше всякого сомнения, несообразности и противоречия исчезают. 1) Говорят, что это место не имеет отношения к предидущему и последующему, стоит без всякой связи с ними и насильственно перерывает рассказ. Но это значит – узко смотреть на предыдущее и последующее, и за внешней видимой непоследовательностью не видеть внутренней последовательности и связи внутреннего единства смысла. Главная мысль, развивающаяся в целом отделена, заключающимся в 9, 10 и 11 частию главах, ясно выражена в 6 ст, 9-й главы: «не за праведность твою, и не за правоту сердца твоего ты идешь наследовать землю их, т. е. Аммореев, Хеттеев и пр.; но за нечестие и беззаконие народов Иегова Бог твой изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которое с клятвою дал Господь отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову; посему знай ныне, что не за праведность твою Иегова Бог твой даст тебе наследовать землю сию добрую: ибо ты народ жестоковыйный». Для доказательства этого законодатель напоминает Евреям, сколько раз раздражали они Иегову своего: «вспомни ты и не забывай, сколько ты раздражал Иегову Бога твоего в пустыне, с самого того дня, как ты вышел из земли Египетской и до самого пришествия вашего на место сие вы были упорны против Господа» ( Втор.9:7 ), и затем перечисляет он несколько случаев, когда особенно Евреи раздражали Иегову, упоминая в особенности о тельце, сделанном во время первого пребывания Моисея на горе ( Втор.9:8–21 ), о ропоте в Тавере, Массе и Гатвове (кратко, Втор.9:22 ), о ропоте на Моисея и Бога по случаю странных, но ложных разсказов соглядатаев, посланных из Кадис–Варни для осмотра земли обетованной ( Втор.9:23–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/p...

Одним словом, он сообщает сведения о таких народах, которые имели какое-либо значение во времена Моисея, и сведения эти отличаются такою точностью, с какой они едва могли быть сохранены преданием до позднейшего времени. 2 . Во Второзаконии выступают на вид то там, то здесь многочисленные и притом очень частные указания на Египет. Рабство в Египте со всею его тяжестью, а также освобождение из-под египетского ига с живостью предносятся пред умственным взором составителя книги; мало того, он то же самое предполагает в тех, к которым обращается с своею речью, напр.: если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: что значат сии уставы, постановления и законы, которые заповедал вам Господь Бог ваш? то скажи сыну твоему: рабами мы были фараона в Египте, но Господь вывел нас из Египта рукою крепкою, и явил Господь знамения и чудеса великие и казни над Египтом, над фараоном и над всем домом его пред глазами нашими; а нас вывел оттуда; заповедал нам Господь исполнять все постановления сии ( Втор. 6:20–24 ; ср. 7:8–18; 11:3); упоминание об этих событиях он считает вполне достаточным для того, чтобы расположить Израиля к кроткому обращению с рабами и чужеземцами ( Втор. 15:12–15; 24:17–22 ). Слова возвратит тебя Господь в Египет и пр. ( Втор. 28:6 ) могут быть объяснены лишь недавними еще отношениями известного рода к Египту. Перечисляя бедствия, которые угрожают Израилю, в случае неисполнения им закона составитель Второзакония упоминает, между прочим, и казнях египетских ( Втор. 28:27 ), а также обещает избавление от них. Наконец, составитель обнаруживает близкое знакомство с особенностями страны Египетской проводит параллель между ней и Ханааном. Так, напр. он говорит: земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, где ты, посеяв семя твое, поливал ее при помощи ног твоих, как масличный сад, но земля, в которую вы переходите, от дождя небесного напояется водою ( Втор. 11:10– 11 ). Но все это несомненно говорит в пользу Моисея, как составителя Второзакония.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010