Наконец Г. Примечания, в которых представляются суждения о разных предметах, удовлетворяющие одной любознательности. Так в прим. к 13 пр. Петра Алекс. говорится о причинах убиения Иудеями Захарии, отца И. Предтечи; в 3-м Афанасия Великого – о подлинности, содержащейся в 8-й гл. Иоаннова Евангелия, истории о жене, ятой в прелюбодеянии; в 7-м Григория Нисского – о причинах продолжительного неразложения некоторых тел в земле; в 63-м Апост. о причинах запрещения употреблять в пищу кровь животных; во 2-м Дион. Алекс. – о причинах, по которым как Моисеевым законодательством, так и правилами христианской церкви признаются нечистыми женщины во время очищений, равно и прикасающиеся к ним в это время; в 89-м 6-го – о причине употребления в праздник Пасхи красных яиц. Вот что говорится в Пидалионе в объяснение этого обычая; «много неосновательного (δσποτα) говорят об этом предмете. Но мудрый (σοφς νρ) Паисий Газский в своих ответах Русскому царю говорит: как только Евреи произнесли слова: кровь Его на нас и на чадах наших, тотчас же все, что было у них в домах, окрасилось в красный цвет, а, следовательно, и яйца. Это чудо, говорил Паисий, известно из древнего предания, и в воспоминание его то мы и употребляем красные яйца в день Воскресения». 4) Соглашения кажущихся противоречий. Издатели Пидалиона в примечаниях излагают, так сказать, остальные соглашения правил, кажущихся противоречащими одно другому, те, которые не вошли в состав толкований и симфонии, и потому число их здесь незначительно. Между ними есть соглашения, взятые: а) из Зонариных толкований, как соглашение 12-го пр. 6-го Соб. с 5-м пр. Апост., 59-го пр. 6-го Соб. с 31-м того же Собора, 19-го 7-го с 2-м 4-го, 20-го Сард. с 8-м того же собора, 12-го Карф., с 4-м Антиох. (почти буквально), 1-го Афан. с мнением Вас. Великого, 22 Вас. В. с 59-м его же, 73 Вас. Великого с мнением других отцов. б) из Вальсамоновых толкований: соглашение 3-го пр. 4-го Соб. с 123 новел. Юст., 40-го 6-го с 18-м В. В., 15 Ант. с 4-м Сардик., 10-го Сард. с 2-м 1-го Соб., 11-го Сард. с 16-м Двукр., 60 Карф. с 1-м Антиох., 1-го Гр. Неокес. с 14-м Петра Алекс.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

Теперь мы постараемся показать, как же шла эта работа у Святителя, как достигал он точного установления личности святого, воспоминаемого Прологом. Вопрос этот имеет не только важное значение для нашей работы, но и глубокий биографический интерес. Он проливает свет на характер научных занятий свят. Димитрия, дает нам видеть, как они проходили. Поэтому, мы выпишем из Пролога по возможности все относящиеся сюда замечания. 3-го сентября – память преп. Феоктиста, синаксаря ему нет. Святитель на поле Пролога отмечает: «сего Феоктиста ианнуария 4-го зри», а 4-го января, где тоже память преп. Феоктиста и где ему синаксарь, пишет: «сего-ж святого септ. 3-го». Но потом, внимательно познакомившись с обеими памятями и прочитав службу в Минее, Святитель под первою своею надписью 3-го сентября отмечает: «поп iste, sed alius ibi» (т. е. 4 января), а в январе пишет: «не сей сегодня Феоктист, сей септ. 3-го, а сегодня преп. Феоктиста игумена, иже в Кукуне Сикелийскем. Тако зри в новых Минеях» 36 . Здесь Минеи помогли Святителю различить соименных святых и открыть ошибку Пролога, поместившего 4 января синаксарь не тому святому. Как результат этих поисков 4-го января в Четиих-Минеях мы имеем заметку, указывающую на ошибку Пролога 37 . 12-го сентября в Прологе память свв. мм. Феодора Александрийского и Иулиания. На поле заметка: «сей святый Феодор мнится быти тойжде, иже утро. Сей святый Иулиан мнится быти тойжде, иже утро». 13-го сентября, когда также есть память свв. Феодота и Иулиана, Святитель на поле отмечает: «сей св. Иулиан мнится быти тойжде, иже вчера», а против имени Феодота – «декабря 3-го и вчера». Итак, Святитель как будто решил, что Иулиан 12 и 13 сентября, а Феодор 12-го и Феод от 13-го сентября и 3-го декабря одни и те же личности. Но к такому выводу пришел он нескоро. В первом издании Четиих-Миней за месяц сентябрь Феодор 12-го и Феодот 13-го числа разумеются как различные лица, и 12-го в месяцеслов вносится память св. Феодора, а 13-го дается даже житие мученика Феодота. Только во втором издании Святитель сознал свою ошибку и 12-го совсем опустил память Феодора, а 13-го Феодота оставил, но заметил, что «тойжде сей есть, иже и Феодор, архиепископ Александрийский, декабря в 3 день поминаемый» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Антиохийского, дано и житие последнего, по Acta SS. (april, II, 850, 851:853); Мая 5-го – Ликиния, отца великомуч. Ирины, и Ликиния, соправителя императора Константина великого на основании Acta SS. (maj, II, 4, § 2-й); 11-го мая – Кирилла, первоучителя славян и Кирилла, проповедника Христовой веры, будто бы приходившего к св. князю Владимиру; 7-го июня – Маркелла и Маркеллина пап Римских, даны жития того и другого из Acta SS. (iann., II, 5 и apr. Ill, 412); 8-го июня – Зосимы, упоминаемого в житии Ефрема патр. Антиохийского, и Зосимы Финикийского по истории Евагрия (русск. перевод, с. 194–195 и далее); 12-го июня– 8-ми святых, носивших имя Пафнутий, полагаем, что по указателю в Vitae Patrum и Никифору Каллисту; 14-го июня – двух Кириллов, епископов Гортинских на основании Martyrologii Romani (9 июля) и Сурия (VI, 151), хотя указываемое Святителем различение ошибочно (см. Полный месяцеслов Востока, т. II, 261 с. заметок); 15-го июня – двух пророков Амосов по Acta SS. (март, III, 399-й); 29-го июня – двух Епафродитов, учеников апостола Петра по Мартирологу Римскому, но это, кажется, ошибка: у архиеп. Сергия один Епафродит (Полный месяцеслов Востока, указатель 1-й); 9-го июля – Пафнутиев и Коприев по Vitae ss. Patrum, даны и жития их из книги Руфина и Лавсаика; 13-го июля – двух Стефанов Савваитов по Acta SS. (mart, III, 166, § 5); 22 июля – Марии Магдалины и Марии сестры Лазаря на основании синаксарей в великую среду и в неделю третью по Пасхе; 14-го августа – двух пророков Михеев, на основании Acta SS. (iann., I, 994) и великих Четиих-Миней митроп. Макария; 21-го августа – апостолов Фаддея и Левия, на основании Никифора Каллиста (История, кн. II, гл. 7-я); 24 августа – апостола Евтиха и Евтиха отрока, который был воскрешен апостолом Павлом в Троаде (Деян., гл. XX, 9 и 10 ст.), и 27 августа – Пимена великого и другого Пимена, вероятно, по Vitae ss. рр.; ради разнствия приведено и житие второго Пимена. 93 Четии-Минеи, ч. IV, 13 июля. См. также августа 7-го о месяцесловах Киевских и Львовских.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Типография продолжала развивать свое дело. В начале 1723-го года прислана была из Москвы от справщика Феолога по настойчивому требованию иеродиакона Варнавы еще одна Воскресенская азбука в 15 пудов на 72 рубля и разные припасы, с одним служителем, а взамен выслано 15 пудов литер других 1317 . В 1723-м году в Типографии с 1-го января по 1-е февраля напечатан пятый выход Букваря, в 2.400 экземпляров 1318 . С 1-го февраля по 16-е марта в таком же количестве напечатан был шестой выход Букваря 1319 . С 16-го марта по 21-е апреля – седьмой выход 1320 ; с 21-го апреля по 23-е мая – восьмой 1321 . С 23-го мая по 1-е июня печатали службы праведным Захарии и Елисавете, на день тезоименитства цесаревны Елисаветы Петровны, 1.200 экземпляров, для рассылки по церквам «С.-Петербургского ведомства», Новгородской и Псковской епархии 1322 . С 1-го июня по 1-е июля сделано 2.400 экземпляров 9-го выхода Букваря 1323 . С 1-го по 11-е июля напечатано «Александро-Невских изображений монашеского жития» или «Изображено пунктов», – 4-х пунктов по 300 листов, всего 1.200 листов 1324 . С 11-го июля по 11-е сентября сделано 1.200 экземпляров «Грамматик Славяно-российских» 1325 , Новгородского иподиакона Феодора Максимова 1326 . С 11-го сентября по 1-е октября сделана «Грамматика на листу», – сколько экземпляров, не обозначено в отчете 1327 . С 1-го октября по конец года один печатный стан занят был печатанием книги «Театрума», которой сделано 42 тетради, по 77-ю тетрадь 1328 . С 1-го января по сентябрь напечатано было 10.000 Букварей с толкованием блаженств евангельских 1329 , 1.150 книг Духовного Регламента 1330 ; сверх того, 300 книг Духовного Регламента с Прибавлением 1331 . В 1723-м году, согласно прошению, определен, «в типографскую науку» сын Московского посадского человека Тимофей Васильев 1332 . По приказу архиепископа Феодосия 29-го ноября 1723-го года справщику Типографии Александро-Невского Монастыря иеродиакону Варнаве назначено жалованье из типографских доходов в 100 рублей, причем за содержание в братстве Монастыря «пищею с питием и кельею с дровами» положено было вычитать из жалованья по 50-и рублей 1333 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Подписи: «Секретарь Михайло Копосов», «канцелярист Василе[й] Осипов». На л. 169 об. Пометы: «Июля 11-го дня 1731 году», «подано в Тайную канцелярию июля 13-го дня». Опубликовано . 170–170 об. 1 июля 1731 г. Запись о том, что Дугин потребовал дать ему возможность лично донести о «великих тайных делах» императрице.Подпись:«Поп Савва Дугин руку приложил». Опубликовано . 7 июля 1731 г. Выписка из журнала Канцелярии тайных розыскных дел.Сообщается о том, что Ушаков допрашивал Дугина. По результатам допроса Дугину объявлено, что если он не сообщит о деле, то его лишат священства и подвергнут розыску. Скрепа протоколиста Петра Безбородова. Опубликовано . 171 об. 7 июля 1731 г. Запись о том, что Дугину дан лист бумаги и чернила для изложения объявленного дела. Опубликовано . 171 об. 8 июля 1731 г. 172–173 об. 8 июля 1731 г. Запись видений Дугина. Текст частично переписан в две колонки. Подпись: «Объявляю сие Вашего императорского величества нижайший и многогрешный раб и богомолец церкви Покрова Пресвятые Богородицы Сокольского уезду села Кузьминки поп Савва Дугин». Опубликовано . 7 июля 1731 г. Указ из Канцелярии тайных розыскных дел в Козловскую канцелярию о розыске и присылке однодворца Ефима. Черновик. На полях л. 174 помета 159». Отмечено, что подлинный документ за подписью Ушакова, приписью Казаринова и справой Николая Хрущева. 175–182 об. 10 июля 1731 г. Протокол допроса Дугина в Канцелярии тайных розыскных дел по поводу его апокалиптических видений.Текст переписан в две колонки. Скреплен Дугиным. Опубликовано . 183–194 об. 21 июля 1731 г. Экстракт дела Дугина. Частично переписан в две колонки. Черновик. Изначальный чистовой текст исправлен и дополнен небрежной скорописью. Многие разделы вычеркнуты. Заканчивается рассказом о чудесных видениях Дугина. На л. 194 об. Помета: «Подан июля 21-го дня 731-го году». 22 июля 1731 г. Запись о докладе Ушаковым дела Дугина императрице. Сообщается, что императрица велела передать дело Дугина в Синод, а после рассмотрения в Синоде вернуть в Тайную канцелярию.

http://sedmitza.ru/lib/text/10133706/

В 1859-м году за понесенные им труды по построению архиерейского дома в Ставрополе объявлено ему благословение епархиального преосвященного Игнатия (Брянчанинова) . 22 августа 1859-го года переведен в Самарскую Семинарию, где также был и членом Коиснстории. В 1862-м году получил орден святой Анны 2-й степени и, по увольнении, согласно прошению, от занимаемых им должностей, 16-го октября назначен членом С.-Петербургского Комитета для цензуры духовных книг, а 7-го января 1863-го года назначен на чреду священнослужения и проповеди Слова Божия, с оставлением на службе и в цензуре. 31-го июля 1863-го года Святейший Синод постановил определить архимандрита Германа, согласно представлению митрополита, на должность наместника Лавры, с оставлением в Цензурном Комитете и с увольнением из Консистории. В 1866-м году, 3-го марта, назначен настоятелем Новгородского Юрьева Монастыря и 8-го января 1867-го года хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. В 1872-м году назначен на Кавказскую архиерейскую кафедру, в 1886-м году назначен управляющим Московским Донским Монастырем и присутствующим в Святейшем Синоде. С учреждением Училищного Совета при Святейшем Синоде, заведывающего церковно-приходскими школами, владыка был назначен председателем этого Совета. Скончался владыка 18-го декабря 1895-го года и погребен в Исидоровской церкви 4064 . Новый наместник, архимандрит Поликарп (Гонорский) был кандидат Московской Духовной Академии. Сын причетника Тамбовской епархии, он родился в 1813-м году. Монашество он принял еще в Академии в 1837-м году, на 3-м курсе, после чего был посвящен в иеродиакона и затем во иеромонаха. По окончании академического курса был назначен в 1838-м году смотрителем Ростовского Борисо-Глебского Духовного Училища, в 1842-м году переведен учителем в Псковскую Семинарию, в 1848-м году произведен во игумена и затем назначен настоятелем Крынецкого Монастыря. В 1856-м году возведен во архимандрита. Через 2 года назначен смотрителем Петербургского Александро-Невского Духовного Училища. 17-го марта 1866-го года назначен наместником Лавры. Пробыл наместником недолго и 14-го января 1868-го года был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. 18 лет прослужил викарием и в 1886-м году уволен на покой в Нижегородский Печерский Монастырь, где и скончался 7-го марта 1891-го года. Погребен в усыпальнице под соборным храмом в Монастыре 4065 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Платон, митрополит Московский, скончавшийся 11-го Ноября 1812-го года и погребенный в Спасо-Вифанском монастыре, находящемся в трех с половиною верстах ох Троицкой Сергиевой Лавры. Уже в 1834-м году ходили слухи, что при гробе Платона получаются исцеления, см. письмо Костромского епископа Павла к митрополиту Московскому Филарету от 22-го Июля 1834-го года в предисловии С. К. Смирнова к автобиографии митр. Платона, напечатанной в Душеполезном Чтении 1887-го года, 8 и 9, и отдельной книжкой. В письмах митр. Филарета к наместнику Лавры архимандриту Антонию находим: в письме от 8-го Января 1852-го года: «Сведения о получивших благодеяния от святителя Платона записывать в монастыре надобно, и притом стараться, чтобы запись была проста и точна, как сказывают облагодетельствованные», – печат. изд. писем т. ПИ, стр. 121, 844; в письме от 16-го Марта 1864-го года: «Слава благодати Божией, являющейся чрез святителя Платона», – IV, 421, 1533; в письме от 26-го Ноября 1866-го года: «Утешен я вестию о благодеянии Божием чрез святителя Платова, слава Прославляющему святые Своя», – IV, 499, 1659. В Сергиевском Посаде веруют, что Платон особенно помогает детям в болезнях, ибо живой любил детей. Поликарп Брянский, основатель упраздненного Поликарпова Спасского монастыря, который находился в городе Брянске Орловской губернии, скончавшийся 23-го Февраля 1699-го года (Ист. Uep. V, 588 ). Прокопий юродивый Вятский, скончавшийся 21-го Декабря 1628-го года и погребенный в Трифоновом монастыре (Ист. Uep. VI, 437 , прим.). Прокопий Усьянский, неизвестно когда живший до второй подосины XVII века, мощи которого находится в приходской церкви села Верюжского, что в Вельском уезде Вологодской губернии, – Верюжск. стр. 546 sqq. См. о нем выше стрр, 159 и 200. Прохор, в схиме Трифон, епископ Ростовский, скончавшийся 7-го Сентября 1327-го года и погребенный в Ярославском Спасском монастыре. В первом издании книги мы поставили его в числе святых. Но теперь мы имеем положительное и достоверное сведение, что над гробницей его совершаются панихиды, следовательно – что он есть почитаемый усопший, см. книжку: «Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне Архиерейский дом», составленную ризничим монастыря иеромонахом Владимиром и напечатанную в Москве, в 1881-м году, стр. 93.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

24 . Пренесение честных мощей, иже во святых отца нашего Петра митрополита Киевского, и всея России чудотворца. Идеже лежат мощи его, совершается полиелей. [Знак тот же, что выше]. 30 .    Преставление преподобного Александра Свирского . Совершается собор его во обители его. [Знак тот же, что выше]. В уставе 1695-го года восемь лишних памятей против устава 1682-го года, именно: 30 Сентября Григорий Пельшемский, 4 Февраля вел. кн. Георгий Всеволодович, и Кирилл Новоезерский, 2 Марта Арсений Тверской, 16 Мая Ефрем Перекомский, 19 Мая Корнилий Комельский, 3 Июля Принесение мощей митр.. Филиппа, 8 Июля Прокопий Устюжский. В уставе 1695-го года недостает двух памятей против устава 1682-го года, именно: 5 Октября трех святителей Московских, 27 Июля Николы Кочанова, Новгородского. В нынешнем уставе семь лишних памятей против устава 1682-го года, именно: 21 Сентября Димитрий, митрополит Ростовский, 30 Сентября митр. Михаил, 23 Ноября Митрофан, епископ Воронежский, 7 Декабря Преставление Нила Столбенского, 28 Января Феодосий Тотемский, 27 Мая Обретение мощей Нила Столбенского, 5 Июня князь Феодор Ярославич. В устав 1682-го года в качестве общепочитаемых или обще-повсюдно-празднуемых русских святых внесены 63 святые. Это число составляется: из 22-х святых, канонизованных к общему празднованию до собора 1547-го года (см. выше стр. 90), из 14-ти святых, канонизованных к общему, и 7-ми святых, канонизованных к местному празднованию, а всего-из 20-ти с одним святых, канонизованных на соборе 1547-го года (см. выше стр. 100), из 9-ти святых, канонизованных на соборе 1549-го года (выше стран. 103) и из 11 -ти святых, канонизованных после собора 1549-го года. На соборе 1547-го года было всего канонизовано к местному празднованию 9-ть святых. Из этого числа не были внесены в устав 1682-го года двое, именно: Арсений, епископ Тверской (2-го Марта) и Прокопий Устюжский (8-го Июля). На соборе 1549-го года было канонизовано всех святых 16-ть. Из этого числа не были внесены в устав 1682-го года 7 святых, именно: Нифонт, епископ Новгородский (8 Апреля), Антоний, Иоанн и Евстафий, мученики Литовские (14 Апреля), Григорий Пельшемский (30 Сентября), Евфросин Псковский (15 Мая) и Ефрем Перекомский (16 Мая). Из святых канонизованных после собора 1549-го года внесены были в устав 1682-ги года в качестве общих русских святых следующие 11-ть, располагаемые по месяцам и дням их памятей:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Вспоминает ли то, как забывало Бога? Вспоминает ли то, как попирало Его заповеди, данные нам для жизни? Вспоминает ли то, как осуждало Отдавшего ради нас Сына Своего возлюбленного? Если смягчилось наше сердце и вспомнило, то пусть склонятся наши колени пред Его Гробом, пусть сердце скажет: «Прости, согрешил»; пусть сердце скажет: «Хочу быть лучше и чище, помоги»; пусть сердце скажет: «Научи мя творити волю Твою». А потом молись. Молись о себе, молись о близких, молись о злых и обидевших, молись о больных, несчастных, в тюрьмах и заточении томящихся; молись о Родине твоей, молись обо всех и за вся. И отойди от Гроба с твердым желанием послужить Тому, Кому только что поклонился не случайным настроением, но всей твоей жизнью с твердым намерением верить, любить и слушаться Бога, сказавшего нам: Я свет миру ( Ин. 8, 12 ). Аминь. 4 Какое слово человеческое можем мы сказать в честь и славу Того, Кто снят сейчас со Креста, когда у бездыханного Тела Его стоит Его Пречистая Мать? Что Она переживает? Вспоминает радость Благовещения, вспоминает всю Его жизнь, все Его слова, все Его дела. Сколько было в Нем любви, милосердия! Какие чудеса творил! А как учил и чему учил! А теперь этот крестный путь, Голгофа. Каждый гвоздь, вбиваемый в Его пречистое тело, каждый удар страшного молотка по этим гвоздям невыносимой болью отзывались в Ее материнском сердце. Каждый шип тернового венка, вонзавшийся в Него, был шипом и в Ее сердце. А дальше каждый грех человека, который причиняет боль Ему, причиняет боль и Ей, Матери Его. Какое слово можно сказать тут, когда Она здесь так матерински страдает? Но если не слово, то, может бьггь, дар принесем. Что Ему нужно, что может Ее утешить? Эти свечи, эти цветы? Да, в них любовь, в них – жертва. Но не этого ждет Он от нас. Принесем сюда, ко Гробу Его, слезы покаяния; оставим здесь у Гроба Его хотя бы один из наших грехов, которыми наносим Ему боль. Эго будет радость для Него. Это будет радость и для Неё. Христос Воскресе! Светлый праздник Воскресения Христова говорит о том, что Христос воскрес, а затем о том, что смерти нет: «Смертию смерть поправ».

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Местное празднование началось и всего спустя 5-ть лет по смерти, с 1581-го года. 1405 15 . Ефрем Новоторжский, основатель Борисоглебского Новоторжского монастыря, который находится в городе Торжке Тверской губернии, скончавшийся (как принимается) 28-го Января 1053-го года. Местное празднование установлено при митр. Дионисии в 1584–1587-м году. 1406 16 . Василий Блаженный, юродивый Московский, скончавшийся 2-го Августа 1552-го года. В следствие начавшихся при его гробе многих чудес было установлено празднование ему в 1588-м году. 1407 17 . Филипп митрополит, удушенный в Тверском Отрочем монастыре, месте его заключения, 23-го Декабря 1569-го года. В 1590-м году перенесены были его мощи из Отрочего монастыря в Соловецкий монастырь, и при сем было установлено местное ему празднование 1408 ; в 1652-м —205— году мощи его перенесены были из Соловецкого монастыря в Москву, и при сем установлено было ему общецерковное празднование. 1409 18 . Роман Владимирович, князь Угличский, внук Константина Всеволодовича Ростовского, скончавшийся 8-го Февраля 1285-го года. В 1605-м году начались чудеса от мощей его (обретенных около 1485-го года); в следствие чудес, для дознания о которых патр. Иов посылал в Углич Казанского митрополита Гермогена, и было установлено ему местное празднование. 1410 19 . Гурий, первый архиепископ Казанский, скончавшийся 5-го Декабря 1563-го года, и 20 . Варсонофий, епископ Тверской (из архимандритов Казанского Спасо-Преображенского монастыря), скончавшийся 11-го Апреля 1576-го года: 4-го Октября 1595-го года одновременно обретены были мощи обоих, погребенные в одном и том же Казанском Спасо-Преображенском монастыре, и вслед за сим обоим установлено было празднование. 1411 21 . Герман, второй архиепископ Казанский, скончавшийся в Москве 6-го Ноября 1567-го года. В 1595-м году перенесены были мощи его из Москвы в Свияжский Богородицкий монастырь, из архимандритов которого он был поставлен в архиепископы, и с сего времени началось местное празднование ему. 1412 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010