Но воспользовавшись новой оккупацией Киева польской армией в апреле 1920 года, клирики и миряне нескольких приходов объявили о создании новой Всеукраинской Церковной Рады, которая, открыто попирая святые каноны, отвергла всех епископов как ставленников Москвы и вновь провозгласила автокефалию. Чтобы пресечь печальное развитие церковных событий на Украине, Патриарх Тихон в 1921 году упразднил автономию Украинской Церкви и установил для нее статус Экзархата, назначив Экзархом архиепископа Гродненского Михаила (Ермакова), впоследствии митрополита Киевского. Автокефалисты, однако, не прекратили своих раскольнических деяний. В октябре 1921 года Церковная Рада по инициативе бывшего петлюровского министра В.Чеховского, без согласия Священноначалия, созвала самочинный «Всеукраинский Собор», в деяниях которого не участвовал ни один епископ. Собор провозгласил автокефалию. 10 (23) октября в Софийском соборе взбунтовавшиеся пресвитеры совершили лжехиротонию запрещенного женатого протоиерея Василия Липковского в сан митрополита. На другой день самочинный «митрополит» хиротонисал во епископа своего сотоварища Нестора Шараповского. Вдвоем они «рукоположили» Теодоровича, Ярещенко, Орлика; и так в течение недели народилась лжеиерархия, которая в народе получила название «липковщины» и «самосвятства». «Самосвяты» увлекли за собой часть украинской паствы, захватив до полутора тысяч приходов. В годы гражданской войны брожение захватывает и епархии Центральной России. В среде духовенства произошло расслоение - появились модернистские группировки, подхватившие идейное наследие «группы 32 священников», призывавшие к революции в Церкви, к всестороннему обновлению. Еще при Временном правительстве 7 марта 1917 года в Петербурге был образован «Всероссийский союз демократического православного духовенства и мирян», который возглавили священники А.П.Введенский, А.И.Боярский, И.Егоров. «Союз», пользовавшийся покровительством обер-прокурора Синода В.И.Львова, издавал на синодальные средства газету «Голос Христа» и журнал «Соборный разум». В своих публикациях обновленцы ополчались на традиционные формы обрядового благочестия, на канонический строй церковного управления. Главным очагом обновленческой пропаганды стала церковь святые Захария и Елизаветы, где настоятелем служил священник А.Введенский. Патриарх Алексий впоследствии назвал демагогические заявления обновленцев, объединившихся вокруг А.Введенского, «керенщиной в церковной ограде». Свои филиалы «Союз» открыл в Москве, Киеве, Одессе, Новгороде, Харькове и других городах.

http://sedmitza.ru/lib/text/439992/

Выработанные в Отделе о высшем церковном управлении Всероссийского собора положения об украинской церкви предусматривали автономию, распространявшуюся на все вопросы, кроме веро- и нравоучения, высшего суда, важнейших богослужебных и дисциплинарных вопросов. Подчеркивалось, что на дела общецерковного значения автономия не распространяется. Постановления Всероссийского собора мыслились обязательными для украинских епархий. Эти решения были приняты после того, как патриарх Тихон перенаправил во Всероссийский собор постановление всеукраинского, хотя, согласно самому постановлению, имел право единоличного утверждения его. Во вторую сессию собор в Киеве выступил за сохранение действующего церковного календаря, принял положение «О материальном обеспечении украинского духовенства», «О духовных учебных заведениях», «Об обязательности для православной церкви на Украине постановлений Священного собора Православной российской церкви и св. патриарха» и несколько других. Обсуждались и вопросы, связанные с возможным изменением границ Украинской державы. Так, предполагалось, что часть уездов, которые выйдут из Курской губернии и войдут в состав Украины, должны будут составить Белгородскую епархию в составе украинской церкви. Последнее пленарное заседание 28 июня (11 июля) ознаменовалось назначением срока возобновления работ собора — 15 (28) октября 1918 года. Несмотря на принятые решения по ключевым вопросам, соборяне считали, что остается обширная повестка дня. «Неотложные нужды церковные...» «Правительство Украинской Державы усматривает в представленном на его одобрение «Проекте» положения, различные в отношении степени настоятельности проведения их в жизнь. Неотложные нужды церковные, хорошо ведомые и близкие Правительству Украинской Державы, настоятельно требуют создания органа Высшего Церковного Управления на Украине. Посему Правительство Украинской Державы почитает необходимым признать в порядке государственном установленный Всеукраинским Православным Церковным Собором орган Высшего Управления Православной Церкви, а равно и личный состав его, прося ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО о незамедлительном утверждении в порядке церковном относящихся к означенному органу Высшего Управления положений «Проекта»… сего органа, а также и личного состава.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Собрание приняло следующую резолюцию: «Организованное законоучительным Отделом Всероссийского Церковного Собора собрание Всероссийского Совета родительских организаций, Союза Союзов родительских комитетов г. Москвы, представителей родительских комитетов г. Петрограда и законоучителей всех учебных заведений г. Москвы, в заседании 4 (17) февраля единогласно постановило: признать преподавание Закона Божия во всех учебных заведениях обязательным, а все попытки на его изгнание из школы считать посягательством на народную святыню, давлением на совесть родителей и учащихся» 267 . 14 (27) февраля Поместный Собор учредил комиссию под председательством архиепископа Кирилла и в составе архимандрита Матфея (Померанцева) и П. Я. Руднева для расследования обстоятельств мученической кончины митрополита Киевского Владимира. Позднее, когда выяснилось, что в Киеве по постановлению Всеукраинского Православного Церковного Собора была также организована под председательством епископа Елисаветградского Прокопия (Титова) подобная комиссия, исследовавшая все обстоятельства мученической кончины священномученика Владимира Киевского, Поместный Собор Российской Церкви упразднил собственную комиссию, тем более что никто из трех членов комиссии не смог добраться до Киева 268 . Тем не менее назначение владыки Кирилла председателем этой комиссии говорило о высоком доверии Собора к Тамбовскому иерарху. На другом соборном заседании 22 марта (4 апреля) 1918 года архиепископ Кирилл был избран в комиссию по борьбе с большевизмом в Церкви, составленную из 12 человек – митрополита Одесского Платона (Рождественского), епископа Вятского Никандра (Феноменова), архимандрита Матфея (Померанцева), протоиерея Π. Н. Лахостского, протоиерея А. П. Рождественского, П. И. Астрова, профессора И. М. Громогласова, Н. Д. Кузнецова , генерала Л. К. Артамонова, В. Г. Рубцова, С. П. Руднева 269 . Не будучи политически ангажированным церковным деятелем, которого можно было бы заподозрить в некритичном отношении к какой-либо из государственных систем, архиепископ Кирилл уже тогда являл собой тот тип истинно православного иерарха, который в XX веке станет совестью Русской Церкви, ничем не уронив церковного достоинства и стяжав мученический венец.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Русская Православная Церковь ХХ век 9 июля 1918 год — Всеукраинский церковный Собор объявил об автономии Украинской Православной Церкви. Был образован Священный Собор, или Синод епископов. Для Украинской Церкви признавались обязательными постановления Всероссийского Православного Собора, указы Святейшего Патриарха и высших органов российской церковной власти. 1975 год — Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне сообщил телеграфом Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену и председателю Отдела внешних церковных сношений митрополиту Тульскому и Белевскому Ювеналию о предстоящей интронизации архимандрита Авеля Священным Кинотом на игуменскую кафедру. 1990 год — В праздник Тихвинской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Алексий II в сослужении духовенства Таллинской епархии совершил Божественную литургию. В этот же день состоялась пресс-конференция, на которой Святейший Патриарх ответил на вопросы корреспондентов, касающиеся Поместного Собора Русской Православной Церкви, процедуры избрания и интронизации Святейшего Патриарха и др. В этот же день — В Киеве состоялось совещание епископата Украинской Православной Церкви. На совещании была обсуждена религиозная ситуация на Украине. Епископат констатировал, что в западных епархиях продолжается религиозный конфликт между православными и греко-католиками. Епископат Украинской Православной Церкви, руководствуясь 21-м параграфом Постановления Поместного Собора Русской Православной Церкви от 7-8 июня 1990 г. относительно Украинской Православной Церкви, принял Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду Русской Православной Церкви. Вниманию патриарха и Синода предлагались на рассмотрение и утверждение положения, которые должны были усилить авторитет священноначалия УПЦ для более активного противостояния раскольникам-автокефалистам и униатам. 1999 год — Святейший Патриарх Алексий II посетил усыпальницу св. праведного Иоанна Кронштадтского в храме-крипте во имя пророка Илии и царицы Феодоры Свято-Иоанновского ставропигиального женского монастыря в Санкт-Петербурге.

http://pravoslavie.ru/5507.html

В томе присутствует статья об Украинской Православной Церкви Константинопольского Патриархата, организатором и руководителем которой является бывший митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко). Констатируется, что в настоящее время после создания ПЦУ КП данная организация все в большей степени маргинализируется. Украинскую тему продолжает также статья об Украинском экзархате, включавшем в 1921-1990 гг. епархии Русской Православной Церкви в пределах Украинской ССР. Его история начинается с июля 1918 г., когда в Киеве прошел Всеукраинский православный церковный Собор, принявший проект Положения о церковном управлении на Украине. Особое значение имеет статья про Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, учрежденную 31 января 1990 г. вместо существовавшего в 1921-1990 гг. Украинского экзархата Русской Православной Церкви. На декабрь 2022 г. в Украинской Православной Церкви имелись 53 епархии, 12 148 приходов, к Церкви относились 262 монастыря. Следует отметить статью об Удмуртии, субъекте Российской Федерации, входящем в Приволжский федеральный округ. Происхождение этнонима «удмурт» до сих пор представляется загадочным. В формировании этого этноса активно участвовали иранские, угорские, тюркские и славянские племена. В древности удмурты занимались рубкой леса, заготовкой древесины, смолокурением, углежжением, деревообработкой. В настоящий момент удмурты являются вторым по численности после мордвы финно-угорским народом в России. В отдельной статье рассказывается о недавно образованной Удмуртской митрополии, состоящей из трех епархий. Том содержит статью об Ульяновской области, субъекте Российской Федерации в составе Приволжского федерального округа. Подробно рассказывается о ее истории, религиозном разнообразии, церковной архитектуре и художественном наследии. В 70-й том вошли материалы об Улан-Удэнской епархии, учрежденной в 2009 г. путем выделения из состава Читинской епархии; Уманской епархии Украинской Православной Церкви; Уманском викариатстве Киевской епархии, существовавшем с 1874 г.; Унгенской епархии Православной Церкви Молдовы; Уразовском викариатстве Воронежской епархии; Уральской епархии; Уральском викариатстве Самарской епархии; Уржумской епархии; Урюпинской епархии; Усманском викариатстве Липецкой епархии; Унгро-Влахийской митрополии, православной Церкви, существовавшей на территории Валашского княжества (май 1359 г. — декабрь 1864 г.). Последняя статья станет подспорьем для всех занимающихся румынской историей.

http://pravoslavie.ru/157084.html

Тем не менее, Украинская Греко-католическая Церковь в настоящее время продолжает расширять свое присутствие на Украине, которое уже вышло за рамки довоенного времени и исторический ареал, ограниченный Галицией. Если в 1-й половине ХХ в. здесь действовали лишь 3 униатские епархии, то в настоящее время их число достигло 8. Кроме того, в структуре Киево-Галицкой митрополии образованы три экзархата, охватывающие остальную территорию Украины. Тенденция к распространению униатского влияния на восточные области Украины в настоящее время обозначилась весьма отчетливо. 21 августа 2005 г. верховный архиепископ Украинской Греко-католической Церкви кардинал Гузар объявил, что с этого времени его местопребыванием становится Киев, а титул отныне не «митрополит Львовский и Галицкий», но «митрополит Киевский и Галицкий». Тем самым униатами сделан еще один решительный шаг в сторону создания своего патриархата на Украине. Подробнее см.: Петрушко В.И. Проект создания униатского патриархата в Речи Посполитой в XVI веке и его возможное влияние на учреждение Московского Патриархата//Церковь и время. 2006. 3 (36). С. 91-97. Флоря Б. Н. Вопрос о «новой унии» в украинско-белорусском обществе 20—40-х гг. XVII в.//Дмитриев М. В., Заборовский Л. В., Турилов А. А., Флоря Б. Н. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — первой половине XVII в. Ч. 2: Брестская уния 1596 г. Исторические последствия события. М., 1999. С. 122–150; Жуковський А. Петро Могила й питання церков. 1997; Хома I. мumponoлiя в Бepecmeйckiм nepioдi. Рим, 1979. Вильгельм Габсбург, эрцгерцог — род. в 1896 г., ум. в 1948 г. Представитель боковой ветви правящей в Австро-Венгерской монархии Габсбург-Лотарингской династии, перешедший в униатство с именем Василя Вышиванного и намеревавшийся возглавить монархию на Украине. Полковник «Украинских сечевых стрельцов». Подробнее см.: Петрушко В. И. Всеукраинский Православный Церковный Собор 1918 г.//Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005. С. 695–704.

http://pravoslavie.ru/37250.html

Митрополит Владимир высказал свое мнение определенно. К сожалению, два человека, два прямых и благородных характера не смогли прийти к согласию. Александра Федоровна, отчасти из опасения клеветы, отчасти по убеждению, что семья имеет право на «личных друзей» не приняла предупреждений ни в виде «неоспоримых фактов», ни в виде «общего мнения» 4 . В 1915 г. митрополит Владимир был переведен в Киев. «Рабы фальшивой чести» Если смирение возносит, то гордость унижает. «Посмотри на гордеца», – советует святитель Владимир в своих наставлениях, – «полный самомнительности, иногда ни на чем не основанной, как надменен и самодоволен он в своих словах и поступках, в своих движениях и манерах, в своей походке и в своем одеянии! О, жалкая суетность! И это называют величием?! Нет, обо всем этом не знает смиренный человек и с сожалением смотрит на этих рабов фальшивой чести.» 5 В последние годы служения митрополиту Владимиру придется испытать скорби и принять смерть от людей, увлеченных в «водоворот» зла, – самоутвержденных «иерархов» и самоуполномоченнных «властей». Осенью 1917 года в адрес Владыки Владимира посыпались угрозы и оскорбления от стихийно организованного «церковного правительства»«всеукраинской рады», участники которой воспользовались политическими событиями (провозглашением Украинской Державы) для разрушения канонического единства с Русской Православной Церковью . «Комиссары церковной рады», рассылаемые во все концы, запрещали возносить в церкви имя избранного на всероссийском Поместном Соборе Патриарха Тихона. Националисты требовали совершения богослужений на украинской «мове», стремились захватить храмы, в том числе и Софийский собор. А в Киеве был распущен слух о том, что средства всех приходов сосредоточены у митрополита Владимира. Владыку старались поставить в условия изоляции, восстанавливая против него братию Киево-Печерской Лавры, где он находился. В напряжении прошла осень, а в начале 1918-го года Киев охватила гражданская война. Обстрелы города не прекращались день и ночь: треск снарядов, оглушительные удары, обрушенные стены и крыши домов…Наибольшим разрушениям подверглись районы, прилегавшие к крепостному валу и Киево-Печерской Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Украинскую тему продолжает также статья об Украинском экзархате , включавшем в 1921–1990 гг. епархии РПЦ в пределах Украинской ССР. Его история начинается с июля 1918 г., когда в Киеве прошел Всеукраинский православный церковный Собор, принявший проект Положения о церковном управлении на Украине. Особое значение имеет статья про Украинскую Православную церковь (УПЦ) Московской Патриархии, учрежденную 31 янв. 1990 г. вместо существовавшего в 1921–1990 гг. Украинского Экзархата РПЦ. На декабрь 2022 г. в УПЦ имелись 53 епархии, 12 148 приходов, к Церкви относились 262 монастыря. Следует отметить статью об Удмуртии, субъекте Российской Федерации, входящем в Приволжский федеральный округ. Интересно, что происхождение этнонима «удмурт» до сих пор представляется загадочным. В формировании этого этноса активно участвовали иранские, угорские, тюркские и славянские племена. В древности удмурты занимались рубкой леса, заготовкой древесины, смолокурением, углежжением, деревообработкой. В настоящий момент удмурты являются вторым по численности после мордвы финно-угорским народом в России. В отдельной статье рассказывается о недавно образованной Удмуртской митрополии РПЦ, состоящей из трех епархий. Том содержит статью об Ульяновской области, субъекте Российской Федерации в составе Приволжского федерального округа. Подробно рассказывается о ее истории, религиозном разнообразии, церковной архитектуре и художественном наследии. В 70-й том вошли материалы об Улан-Удинской и Бурятской епархии РПЦ, учрежденной в 2009 г. путем выделения из состава Читинской и Забайкальской епархии; Уманской и Звенигородской епархии УПЦ; Уманском викариатстве Киевской епархии, существовавшем с 1874 г.; Унгенской и Ниспоренской епархии Православной Церкви в Молдове; Уразовском викариатстве Воронежской епархии; Уральской и Ахтырской епархии РПЦ; Уральском викариатстве Самарской епархии; Уржумской и Омутнинской епархии РПЦ; Урюпинской и Новоаннинской епархии РПЦ, Усманском викариатстве Липецкой и Задонской епархии; Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии РПЦ; Уфимской епархии РПЦ; Унгро-Влахийской митрополии, православной Церкви, существовавшей на территории Валашского княжества (май 1359 — дек. 1864). Последняя статья станет бесценным подспорьем для всех занимающихся румынской историей.

http://sedmitza.ru/text/10322672.html

Летом 1917 г. при поддержке Центральной рады немногочисленные, но хорошо организованные сторонники автокефалии Украинской Церкви образовали Братство Воскресения, гл. обр. с целью подготовки Всеукраинского Собора, на к-ром они собирались поднять вопрос об автокефалии. Братством также был создан комитет для подготовки Собора. После Октябрьской революции 1917 г. и провозглашения 7 нояб. Украинской Народной Республики национальное движение на Украине усилилось. Политические партии, выступавшие за независимость Украины, приобрели влияние среди военных; в армейской среде получила поддержку идея церковной автокефалии. В кон. окт.- нач. нояб. 1917 г. на состоявшемся в Киеве III Всеукраинском военном съезде эту идею высказала группа военных священнослужителей во главе со свящ. Александром Марычевым. 9 нояб., незаконно вмешиваясь в дела Церкви, военный съезд принял резолюцию о том, что правосл. Церковь на независимой Украине также должна быть независимой и автокефальной и что богослужение должно совершаться на укр. языке. Съезд создал Организационный комитет по созыву Всеукраинского Церковного Собора. 23 нояб. 1917 г. на совместном заседании этого комитета, комитета Братства Воскресения и комиссии по организации Собора Киевского епархиального съезда была образована Всеукраинская Православная Церковная Рада (ВПЦР). В тот же день рада приняла решение о созыве Всеукраинского Собора. ВПЦР и ее почетному председателю архиеп. Алексию (Дородницыну) удалось привлечь на свою сторону значительную часть братии Киево-Печерской лавры. На собрании в лавре 1 дек. 1917 г. предложения члена ВПЦР свящ. М. Маринича об украинизации Церкви, о проведении Собора и провозглашении автокефалии поддержали мн. монахи во главе с самочинно избранным братией наместником архим. Клементием (Жеретиенко) . В оказавшейся в руках сторонников автокефалии типографии лавры было напечатано воззвание ВПЦР к верующим Украины «Слава Toбi, показавшему нам cbim», в к-ром рада сообщала о том, что принимает на себя временное управление правосл. Церковью на Украине до созыва Всеукраинского Собора.

http://pravenc.ru/text/155554.html

Феофил Иванович (5.08.1865, с. Васильевка Хорольского у. Полтавской губ.- 23.01.1944, Харьков), лидер лубенского раскола - одного из направлений в укр. автокефалистском движении. Род. в семье священника. 15 авг. 1880 г. окончил Лубенское ДУ, в 1886 г. Полтавскую ДС, служил учителем в родном селе. В 1887 г. Полтавским и Переяславским еп. Иларионом (Юшеновым) рукоположен во священника к Никольской церкви мест. Маячка Кобелякского у. Проявил себя деятельным пастырем: при Б. были выстроены дома для причта, открыты 2 церковноприходские школы, читальня, культурная чайная, просветительское братство. С 1900 г. 2-й священник Всехсвятской кладбищенской ц. в Полтаве, одновременно преподавал Закон Божий в Полтавском епархиальном и Кобыжченском земском начальном уч-щах. В мае 1908 г. избран в совет Макариевского епархиального братства, в мае следующего года награжден орденом св. Анны 3-й степени. За годы служения в Полтаве стал известен как украинофил. На Полтавском епархиальном съезде (3-6 мая 1917) по докладу Б. была принята резолюция, представлявшая собой программу переустройства Церкви на Украине на национальных началах, к-рая предполагала введение укр. языка в богослужение, возрождение в богослужебной практике специфически укр. чинопоследований и обычаев, строительство храмов в национальном стиле, украинизацию духовных школ, запрет на поставление великороссов на укр. кафедры и т. д. Съезд также постановил войти в сношение с др. епархиями на предмет созыва Всеукраинского церковного собора и выработки совместной программы украинизации Церкви. На съезде Б. был избран делегатом на Всеукраинский церковный собор в Киеве (1918), а также председателем постоянного совета при Полтавском епископе (впосл. епархиальное управление), заменившего консисторию в ходе послереволюционных преобразований. Вместе с тем, испытав на себе значительное влияние Полтавского архиеп. Парфения (Левицкого) , Б. призывал к проведению украинизации в соответствии с канонами правосл. Церкви. Архиеп. Парфений и Б. резко отрицательно отнеслись к Киевскому собору 1921 г., положившему начало Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и ее неканонической иерархии самосвятов-липковцев (последователей В. Липковского ).

http://pravenc.ru/text/153631.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010