На проведение Собора гетманское правительство выделило Мин-ву исповеданий 1 117 600 карбованцев. В отличие от правительства Центральной рады оно практически не оказывало давления на участников Собора, благодаря чему доминирующую позицию занял епископат во главе с митр. Антонием. 2-я сессия открылась торжественным молебном в Софийском соборе Киева 20 июня, а завершила работу 11 июля 1918 г. Полномочия делегатов проверяла мандатная комиссия из 20 членов (по 1 от каждой епархии) во главе с Сумским еп. Митрофаном (Абрамовым). На комиссию внутреннего распорядка из 15 делегатов во главе с Елисаветградским еп. Прокопием (Титовым) возлагалось поддержание порядка на соборных заседаниях. К началу заседаний прибыл 251 делегат, через неделю их было 429, к концу работы сессии - 502. Полномочия 82 делегатов (в т. ч. представителей профобъединений) не были признаны действительными. 21 июня начались заседания Собора (всего их состоялось 16). Во вступительном слове председатель Собора еп. Пимен (Пегов) подвел итоги 1-й и сформулировал вопросы 2-й сессии: Высшее церковное управление на Украине, материальное обеспечение духовенства, духовные школы. Он объявил, что 2-я сессия будет непродолжительной ввиду летних сельхозработ и что требующий дискуссии вопрос об автокефалии Украинской Церкви не будет обсуждаться. 21 июня на 1-м пленарном заседании Зеньковский огласил декларацию о государственно-церковных взаимоотношениях и от имени правительства просил участников Собора положительно решить вопрос о создании в Киеве независимого от Москвы Высшего церковного управления без обсуждения автокефалии и украинизации Церкви. Он объявил, что правительство гетмана не намерено вмешиваться в церковную жизнь и объявлять автокефалию в законодательном порядке. Т. о., власти сформулировали перед делегатами Собора задачу достижения церковной автономии, но не автокефалии Украинской Церкви. От имени правительства министр выразил недовольство действиями Патриарха св. Тихона, утвердившего избрание Киевского митр. Антония, происшедшее на Киевском епархиальном съезде, а не на Всеукраинском Соборе, и рекомендовал участникам ВПЦС вернуться к этому вопросу. В тот же день Собор вновь утвердил Антония митрополитом Киевским и Галицким.

http://pravenc.ru/text/155554.html

Митрополит Владимир (Богоявленский) На Патриаршего Экзарха оказывалось давление, у него требовали огромные деньги из церковной кассы. Вокруг него формировалась обстановка нетерпимости, в которую втянулась и часть братии старейшего на Руси монастыря – Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, подстрекаемая почетным председателем ВВПЦР архиепископом Алексием (Дородницыным). В частности, был избран «альтернативный» наместник лавры – архимандрит Климент (Жеретиенко). Однако 24 ноября 1917 г. Собрание союза приходских православных советов Киева выразило поддержку Экзарху и высказалось за его возвращение в Киев. 9 декабря 1917 г. владыка категорически отверг предложения делегации ВВПЦР убыть из Киева и призвал раскольников прекратить антицерковную деятельность. По благословению Патриарха Тихона 7 января 1918 г. был созван Всеукраинский Церковный Собор, отвергнувший голосованием предложение об автокефалии. Владыку Владимира избрали председателем Комиссии по созыву второй сессии собора в мае 1917 г. Между тем, архиерей не скрывал своей позиции по отношению к разводу Церкви по «национальным квартирам»: «Для нас страшно даже слышать, когда говорят об отделении южнорусской Церкви от единой Православной Российской Церкви. Не из Киева ли шли проповедники православия по всей Руси? Среди угодников Киево-Печерской лавры разве мы не видим пришедших сюда из различных мест Святой Руси?.. Не совместно ли создали великую Православную Российскую Церковь?.. К чему же стремление к отделению? К чему оно приведет? Конечно, только порадует внутренних и внешних врагов. Любовь к своему родному краю не должна в нас заглушать и побеждать любови… к единой Православной Русской Церкви». Митрополит Владимир в Киево-Печерской Лавре Штыками изорвали портреты …Как свидетельствуют документы, следствие по факту убийства Высокопреосвященнейшего Владимира 4 февраля 1918 года (по ст. стилю) начал судебный следователь по особо важным делам Новоселецкий. 23 января, отмечается в документе, Киево-Печерская лавра в ходе боевых действий между войсками Украинской Народной Республики (УНР) и киевской Красной гвардией была занята последней. Там разместился «красный» гарнизон под командованием коменданта Сергеева.

http://pravmir.ru/bolshe-vyi-mitropolita...

Одним из направлений создания нецерковной обрядности было восстановление дохристианских празднеств и обрядов. Атеисты 20-х годов считали возможным использовать дохристианские по происхождению обычаи и обряды в борьбе с Православной Церковью. Высказывались предложения возродить празднование дня Ивана Купалы. Языческая составляющая заметно проявлялась и во время празднования Дня урожая. 928 Однако создать действующую систему советских, языческих или еще каких-нибудь праздников коммунистическим агитаторам так и не удалось. 813 Долгоруков Василий Андреевич (24.02.180405.01.1868). Из дворянского рода, получил домашнее образование. С 1821 – на военной службе. Участвовал в подавлении восстания декабристов на Сенатской площади, бунта в Новгородском военном поселении. 1842 – генерал-майор свиты. В 1852 врем. упр. военным министерством, 1853 – военный министр. В 18561866 – шеф жандармов и нач. III отделения Имп. канцелярии. В 18571859 член Особого комитета для рассмотрения предположений о крепостном состоянии (Шилов. 228230). 819 Фон Кауфман (с 1914 – Кауфман-Туркестанский) Петр Михайлович (07.06.185706.03.1926). 1877 – окончил Имп. Александровский лицей, определен на службу в канцелярию Кабинета министров. 1880 – переведен на службу в МВД. 1886 – переведен в Гос. совет. 19051908 – министр народного образования. 1908 – член Гос. совета, сенатор. После революции поселился в Кисловодске. Во время Гражданской войны сотрудничал с организациями Красного креста. С 1920 жил в Париже. Был членом Совещания по организации самопомощи русским беженцам, организатор Союза русских инвалидов (Кривошеева. Дума. 467). 831 Зыков Александр Иаковлевич (ок. 18651931). В 1885 окончил Ярославскую ДС, в 1889 – МДА, канд. богосл. Священник, затем наст. Петропавловского каф. собора в Гомеле. Член Собора 19171918 гг. по избранию как клирик Могилевской епархии. После 1918 неоднократно арестовывался. Умер в Бутырской тюрьме (Обзор I. 292). 832 Станиславский Алексей Маркианович (186523.05.1953). В 1886 окончил Харьковскую ДС, сельский священник. Позже окончил Археологический институт и был инициатором создания в 1913 Харьковского епарх. церковно-исторического общества и музея. Протоиерей Богодуховского каф. собора, благочинный Богодуховского уезда, пред. ревизионного комитета, наблюдатель церковно-приходских школ, депутат от духовенства в земских собраниях и гор. думе. Депутат III и IV Гос. думы. Член Собора 19171918 гг. по избранию как клирик Харьковской епархии. Участвовал в работе Всеукраинского собора (1918) и Поместного Собора (1945). 1946 – консультант при Хозяйственном управлении Синода. 1948 – член Пенсионного комитета (Обзор I. 386).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

начала работать 28 окт. На ее проведение оставались значительные средства из выделенной гетманским правительством суммы. К назначенному сроку в Киев прибыли 120 чел.; делегаты приезжали до нач. дек. 1918 г.; в общей сложности зарегистрирован 351 участник Собора. Преобладали сторонники канонического строя в Церкви, сторонников автокефалии оказалось 60-70 чел. Прибывшие на ВПЦС представители были ознакомлены с постановлением Всероссийского Церковного Собора и Патриарха Тихона, к-рым утверждалось Положение о Высшем церковном управлении на Украине, принятое на 2-й сессии Всеукраинского Собора. 29 окт. делегаты Собора приняли участие в панихиде на месте убиения митр. Владимира (Богоявленского). 30 окт. 3-я сессия официально открыла свою работу литургией, к-рую в Успенском соборе Киево-Печерской лавры возглавил митр. Антоний (Храповицкий), после богослужения обратившийся к делегатам. Хотя председателем Собора оставался еп. Пимен (Пегов), в соответствии с Положением о Высшем церковном управлении на Украине заседания проходили в Благовещенской ц. лавры под председательством митр. Антония. Вечером, после соборных заседаний, архиереи собирались у митрополита на заседания Епископского совета. Его возглавлял митрополит Киевский, секретарем являлся еп. Гомельский Варлаам (Ряшенцев) , вик. Могилёвской епархии. На этих заседаниях формулировались решения, к-рые выносились на обсуждение всех участников Собора. 1-е соборное заседание началось с оглашения приветственной благословенной грамоты Патриарха св. Тихона. Делегатов поприветствовал новый министр исповеданий гетманского правительства А. Лотоцкий , вновь поднявший вопрос о независимости Украинской Церкви, что встретило сопротивление большей части участников Собора. 31 окт. при наличии 190 делегатов был избран президиум Собора: архиеп. Евлогий (Георгиевский), еп. Пимен (Пегов), проф. Бречкевич, Рогальский, М. А. Кальнев, Исай. В его секретариат вошли: проф. прот. Н. Гроссу, прот. Ф. Булдовский , Стемпковский. Архиеп. Агапита (Вишневского) и Л. Марченко ввели в состав Соборной рады. Еп. Пимен (Пегов) возглавил хозяйственную комиссию. Были созданы миссионерская (митр. Антоний, еп. Прокопий (Титов), М. Кальнев), издательская (еп. Никодим (Кротков)), монастырская (архим. Вениамин (Федченков)) комиссии.

http://pravenc.ru/text/155554.html

«Святейший Патриарх, Священный Синод и Высший Церковный Совет в соединенном присутствии слушали: переданное Святейшим Патриархом письмо Преосвященного Назария (Блинова), Епископа Черкасского, управляющего Киевскою епархиею, в коем, сообщая об обстоятельствах церковной жизни в Киеве и о произведенных киевскими украинскими грамадянами захватах Киево-Софийского собора и других трех церквей с самовольным совершением в оных богослужения на украинском наречии и, со своей стороны, полагая, что Высшая церковная власть должна будет в порядке церковной икономии и притом незамедлительно допустить некоторый корректив к определению Всеукраинского Церковного Собора о языке богослужения и в виде временной меры, которая могла бы утишить страсти и предохранить Украинскую церковь от угрожающего ей раскола до того времени, когда соберется новый Собор, который вправе будет пересмотреть вопрос во всем его объеме, ходатайствует, чтобы Святейший Патриарх своим авторитетным указанием православному украинскому народу направил решение столь острого вопроса о языке богослужения в сторону братского мира, взаимной уступчивости и терпеливого ожидания созыва будущего Украинского Собора. СПРАВКА: 1) Украинский Собор, обсудив вопрос о языке богослужения в Православной церкви на Украине и имея в виду: а) свыше тысячелетнюю древность церковнославянского языка; б) его богатство и пригодность для выражения самых высоких истин христианской веры; в) душевную потребность всех народов молиться не на обыкновенном будничном разговорном языке; г) общее и единодушное желание всего православного украинского населения, выраженное им через своих представителей на епархиальных съездах в 1918 г., а также д) то, что церковнославянский язык от дней блаженной памяти св. и равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, первоучителей словенских, объединяет все славянские церкви и народы, Украинский Церковный Собор определяет: богослужебным языком Православной церкви на Украине остается по-прежнему язык церковнославянский. 2) (Доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме «О церковно-богослужебном языке»). 247

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

10 июля вынесла свои разработки на соборное обсуждение учебная комиссия, возглавлявшаяся еп. Василием (Богдашевским) и включавшая всех делегатов, представлявших духовные школы Украины. Рассмотрев разработанный Мин-вом исповеданий и 4 июля переданный в комиссию проект реформы муж. духовных школ, комиссия предложила повысить их общеобразовательный уровень до уровня гос. средних школ, сохранив специфику церковных учебных заведений, объем преподаваемых богословских дисциплин и религ. характер воспитания учащихся. Жен. епархиальные уч-ща комиссия предлагала преобразовать по образцу светских жен. гимназий и наделить правами средних духовных школ. В отношении церковноприходских школ было постановлено изъять их вместе с имуществом из ведения Мин-ва просвещения и передать Церкви; школы должны были содержаться за счет гос-ва или приходов (при гос. поддержке) и подчиняться Мин-ву исповеданий или приходским советам. Митр. Антоний резко осудил проект реформы, разработанный учебной комиссией. По его предложению Собор принял решение отложить обсуждение проекта реформы до 3-й сессии, высказался за сохранение старой структуры духовных школ и против их передачи в ведение Мин-ва исповеданий, определил, что реформа должна идти не в светском направлении, а в сторону усиления церковно-пастырского характера. Собор обратился с ходатайством к гетманскому правительству о материальной поддержке преподавателей духовных школ и об уравнении их в оплате со служащими Мин-ва просвещения, об освобождении занятых органами власти и гетманскими войсками помещений церковных школ и о выделении средств на их ремонт. В ходе 2-й сессии был принят ряд важных решений. На 4-м заседании постановлено: церковнослав. язык остается богослужебным языком правосл. Церкви на Украине, чтение Свящ. Писания за богослужением осуществляется на нем же, по желанию прихожан укр. язык используется для проповеди. На 7-м заседании постановлено: духовенство правосл. Церкви на Украине освободить от повинностей и налогов в пользу гос-ва, а церковные земли - от казенных сборов; утвердить предложенные епископатом формулы поминовения высшей церковной и светской властей («Всероссийский Священный Собор, Священный Собор всея Украины, Святейший Патриарх Тихон, местный правящий архиерей, Богохранимая Украинская держава, благоверный гетман Павел, вся палата и воинство его»). Режим Скоропадского в отличие от большевистской власти и Центральной рады воспринимался Церковью как продолжение дореволюционной имперской власти и преддверие ее возрождения. Его далекая от давления церковная политика вызывала встречное благожелательное движение. Монархическое по духу восприятие личности гетмана церковной властью не исключало критического отношения священноначалия к гетманскому правительству, в т. ч. к Мин-ву исповеданий.

http://pravenc.ru/text/155554.html

Агапит (Вишневский Антон Иосифович) (16.07.1867– 1924) – архиепископ, обновленческий «архиепископ». 07.04.1902 г. хиротонисан во епископа. С 1911 г. – епископ Екатеринославский и Мариупольский. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., председатель Хозяйственно-распорядительного Совещания при Соборном Совете. 05.05.1918 г. – возведён в сан архиепископа. В 1919 г. возглавил самочинный Священный Синод «Украинской Православной Автокефальной Церкви». Принёс покаяние. В 1922 г. перешёл в обновленческий раскол. Снова принёс покаяние. 524 На Украине автокефалистам, которые не смогли добиться претворения в жизнь своих сепаратистских планов при Центральной Раде и др. временных правительствах, всё же удалось создать свою « церковь » благодаря поддержке советских властей (раскол был организован властями по типу обновленческого). 14 октября 1921 г. в Киеве открылся Всеукраинский церковный собор, на который прибыли преимущественно давние приверженцы украинской националистической идеи. В их числе был запрещенные в священнослужении за раскольническую деятельность протоиерей Василий Липковский и др. В связи с отказом патриаршего Экзарха Украины Михаила (Ермакова) принять участие в лжесоборе и рукоположить для автокефалистов архиереев, они совершили «хиротонию» Липковского посредством возложения рук пресвитеров, диаконов и мирян, после чего новопоставленный «митрополит» рукоположил во «епископа» женатого Н. Шараевского. Созданная таким образом «Украинская автокефальная православная церковь » (УАПЦ) реально явилась сектой православного обряда («самосвятский раскол», «липковщина»), В народе раскольники получили за свои деяния название «самосвятов». «Самосвятский раскол» Липковского долгое время поддерживался властями советской Украины. Однако, убедившись в его неэффективности в деле разрушения Церкви, власть в 1930 г. принудила УАПЦ объявить о своей самоликвидации (см.: Фотиев Кирилл, протоиерей. Попытки украинской церковной автокефалии в XX в.//Православная Церковь на Украине и в Польше в XX столетии. [МПИЦ. Кн. 14.] М., 1997. С. 7–87).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В. Липковский в архиерейском облачении После окончательного утверждения советской власти в Ураине деятели автокефалии публично (и лицемерно, ненавидя ее же) всячески подчеркивали свое «революционное родство» с советской властью, прямо призывая к расправе с канонической Церковью. Особенно не давали покоя «самосвятам» монастыри: «В связи с тем, что все монастыри на Украине пребывают в руках слуг старого режима и, как гнезда контрреволюции, вредят делу духовного развития украинской людности и возрождению ее Церкви, просить Всеукраинскую Православную Церковную Раду принять все меры перед Советской властью о передаче всех монастырей и принадлежащего им имущества в распоряжение Всеукраинской Православной Церковной Рады как народного церковно-революционного органа». Подобные заклинания целиком соответствовали компартийной линии на демонтаж Церкви и подавление «церковно-монархической контрреволюции». Несмотря на временное «благоволение» властей, в ряды УАПЦ так и не удалось втянуть ни одного канонического архипастыря РПЦ. К середине 1920-х гг. в Советской Украине действовали свыше 30 религиозных конфессий и течений. При этом, несмотря на гонения (к 1 апреля 1927 г. 117 епископов РПЦ находились в местах заключения или ссылки, лишь в 1918-1931 гг. в СССР закрыли свыше 10 тыс. РПЦ оставалась ведущей в духовной сфере. Как отмечали сотрудники Секретного отдела ГПУ (ведавшего и «разработкой» религиозной сферы), «тихоновщина» «остается крепко спаянной, материально сильной, как и раньше», «весь религиозно-сознательный элемент - на их стороне». В 1925 г. РПЦ имела в Украине 6453 приходов и 4819627 Поместный Собор РПЦ еще 29 мая 1918 г. даровал автономный статус Украинской Православной Церкви при сохранении ею юрисдикционной связи с Русской Матерью-Церковью. Для сравнения: при всем давлении на «патриаршью» Церковь, при всей негласной поддержке расколов государством и ведомством Ф. Дзержинского в 1925 г. в УССР насчитывалось 989 приходов УАПЦ (680 тыс. прихожан). Попутно отметим, что обновленческий раскол РПЦ, оформившийся при активном содействии ВЧК в 1922 г., в Украине принял форму Синодально-Обновленческой Церкви. В 1925 г. ГПУ «даровало» ей «автокефалию» для углубления противостояния с РПЦ. Насчитывалось 1497 общин обновленцев с 921 тыс. прихожан. Давление властей привело к тому, что в столичном Харькове обновленцы имели 26 храмов, а каноническая РПЦ - В целом «епископат» УАПЦ вырос до 34 лиц, количество иереев - примерно до 1500.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/6/gonim...

1999. С. 21). 28 янв. 1918 г. Тифлисский митр. Платон (Рождественский) благословил ношение К. мантии с красными скрижалями. 30 (по др. данным, 31) янв. решением временно управляющего Киевской епархией Чигиринского еп. сщмч. Никодима (Кроткова) К. был освобожден от должности эконома (сдал дела 16 февр.) с оставлением исправляющим должность наместника и председателя Духовного Собора лавры. В дальнейшем К. помогал избранному в мае 1918 г. митр. Киевскому и Галицкому Антонию (Храповицкому) в успокоении жизни лавры. 30 окт. того же года избран представителем лавры на Всеукраинском православном церковном соборе . С утверждением в Киеве большевиков К. решил создать трудовую общину для сохранения за лаврой ее имущества. В апр. 1919 г. это решение было одобрено Духовным Собором. Однако советские власти потребовали перерегистрировать общину, удалив из нее монашествующих. После окончания гражданской войны Киево-Печерская лавра находилась в тяжелом положении. На территории обители был размещен инвалидный городок, постоянно сокращалось число насельников. Архимандриты Климент (Жеретиенко) (слева) и Макарий (Величко). Фотография. 20-е гг. ХХ в. Архимандриты Климент (Жеретиенко) (слева) и Макарий (Величко). Фотография. 20-е гг. ХХ в. 8 июня 1921 г. Собор епископов Украины утвердил К. в должности наместника лавры. Пользуясь доброжелательным отношением патриаршего экзарха Украины митр. Михаила (Ермакова) , К. добивался должности настоятеля лавры, имевшего особые, сопоставимые с архиерейскими, привилегии. 8 февр. 1922 г. для благолепия благословлено было наместнику служить с жезлом и сулоком, а к литургии встречать у солеи с пением «Достойно есть», читать молитвы по большому Служебнику и носить мантию с нашивными крестами на скрижалях. 10 февр. было принято решение о вступлении К. во временное исполнение обязанностей настоятеля монастыря «…ввиду долговременного отсутствия настоятеля Киево-Печерской Лавры, Высокопреосвященнейшего митрополита Антония и переживаемых обителью тяжелых обстоятельств».

http://pravenc.ru/text/1841357.html

Вскоре митр. Антоний прибыл в Киев. 21 июня это избрание было утверждено собравшимся на новую сессию Всеукраинским церковным Собором. 6 авг. того же года митр. Антоний командировал Н. в качестве своего заместителя на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Н. принял участие в завершающей 3-й сессии Поместного Собора. 26 авг. он выступил на соборном заседании с докладом об обстоятельствах гибели митр. Владимира. В сент. того же года вернулся в Киев. 14 дек. 1918 г. Киев был взят войсками Украинской директории под командованием С. В. Петлюры. Вечером того же дня Н. укрыл в Михайловском мон-ре руководившего обороной города генерала гр. Ф. А. Келлера, к-рый через неск. дней был вывезен петлюровцами из обители и убит на Софийской площади. С первых дней после захвата Киева петлюровцы начали аресты православных иерархов. Были арестованы Волынский архиеп. Евлогий ( Георгиевский ; впосл. митрополит) и Киевский митр. Антоний. Временное управление Киевской епархией взял на себя Н., однако в нач. янв. 1919 г. и он был арестован в Михайловском Златоверхом мон-ре. Н. был отправлен в г. Бучач (ныне в Тернопольской обл. Украины) в униатский мон-рь, где уже находились арестованные ранее митр. Антоний и архиеп. Евлогий. После взятия Бучача польск. войсками рус. архиереев перевели под конвоем во Львов, где разместили в мон-ре св. Юра - резиденции главы Украинской Греко-католической Церкви Галицкого митр. Андрея Шептицкого . Затем польск. власти перевели митр. Антония, архиеп. Евлогия и Н. в римско-католический мон-рь в мест. Беляны близ Кракова. В нач. авг. 1919 г. они были освобождены при посредничестве франц. военной миссии в Польше, после чего выехали в Румынию, а оттуда в К-поль, затем - в Новороссийск. В сент. того же года Н. вместе с митр. Антонием прибыл в Киев, занятый войсками ген. А. И. Деникина. 20 сент. 1923 г. все приговоренные по Симферопольскому процессу были амнистированы и вышли на свободу. Н. выехал в Москву, откуда предполагал вскоре вернуться в Крым.

http://pravenc.ru/text/2565562.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010