31 января 1918 год – Принято решение о временном закрытии Всеукраинского Церковного Собора. Предводитель раскольников протопресвитер Александр Марычев предложил проголосовать за автокефалию, но это предложение (150 голосами против 60) было отвергнуто. Никаких постановлений Собор не принял. 1919 год – Принято решение об увеличении издания духовной литературы. Высшее Церковное Управление утвердило разработанный Миссионерским советом при Синоде план издания «различных видов апологетической литературы, включая брошюры и листки с разбором положений современной антирелигиозной литературы». В постановлении Высшего Церковного Управления особо подчеркивалось, что «полемическая литература должна давать ответ на все положения выпускаемых в свет антирелигиозных произведений». Однако осуществить этот план из-за противодействий органов власти не удалось. Блаженнейший Стефан экзарх Болгарский 1945 год – Состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви (31 января - 2 февраля). Собор работал в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В его работе приняли участие 46 архиереев, 87 клириков, 38 мирян. Общее число членов и гостей Собора составляло 204 человека. Широко было представлено вселенское Православие. В качестве почетных гостей на Соборе присутствовали патриархи Александрийский Христофор, Антиохийский Александр III, Грузинский католикос-патриарх Каллистрат, представители патриархов: Константинопольского – митрополит Фиатирский Герман, Иерусалимского – архиепископ Севастийский Афинагор, а также делегации – Церквей Сербской во главе с митрополитом Скоплянским Иосифом и Румынской – во главе с епископом Аржемским Иосифом. Собор стал отправной точкой создания системы православного единства в Восточной Европе под покровительством Москвы. Первый день заседания Собора закончился обсуждением и единогласным принятием «Положения по управлению Русской Православной Церковью». Положение было зачитано архиепископом Псковским и Порховским Григорием (Чуковым), который отметил, что отправным пунктом Положения является 31-е Апостольское правило. Открывался документ следующим определением: «В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда – законодательная, административная, судебная – принадлежит Поместному Собору, периодически созываемому в составе епископов, клириков и мирян». (По сути, оно подтвердило определение Поместного Собора 1917–1918 гг.)

http://pravoslavie.ru/5343.html

В отношении реформы духовных семинарий комиссия предлагала выделить в отдельные мужские школы первые 4 класса, в которых должны были преподаваться общеобразовательные дисциплины. По окончании этих 4 лет обучения выпускники получали бы право поступать для продолжения обучения в светские учебные заведения. В 5-м и 6-м классах семинарий должны были преподаваться специальные богословские дисциплины. А последние два класса семинарий, в соответствии с этим проектом, надлежало выделить в пастырско-богословские школы с более сложной богословской программой. Участники III сессии Всеукраинского Церковного Собора также выразили протест против нового государственного закона Украины о церковно-приходских школах и высказались за то, чтобы целиком заново рассмотреть вопрос об их деятельности. На Соборе было признано необходимым возвысить до степени епископа ректора Киевской Духовной семинарии. В соответствии с этим решением 20–21 октября 1918 г. состоялись наречение и хиротония ректора КДС архимандрита Амвросия (Полянского) во епископа Винницкого, викария Киевской митрополии. Однако большинство разработанных Учебной комиссией материалов делегаты Собора таки и не успели рассмотреть, так как соборные заседания были прерваны государственным переворотом и приходом к власти петлюровской Директории. После того, как петлюровские власти арестовали и выслали в Галицию митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Евлогия (Георгиевского), по инициативе митрополита Херсонского и Одесского Платона (Рождественского) 7–8 (20–21) декабря 1918 г. в Киеве был проведен Собор украинских православных архиереев. На нем было постановлено образовать в Киеве т.н. Контору Священного Собора епископов Украины – орган, призванный решать поточные церковные дела в перерыве между сессиями Собора епископов. Во главе Конторы был поставлен епископ Кременецкий Дионисий (Валединский), ее членами избраны епископ Каневский Василий (Богдашевский) и епископ Уманский Димитрий (Вербицкий). Однако реальным органом высшей церковной власти Контора Священного Собора епископов Украины так и не смогла стать, так как 1 января 1919 г. Директория своим декретом объявила об автокефалии Украинской Церкви, в связи с чем из приверженцев идеи автокефалии была сформирована т.н. «Украинская высшая освященная церковная рада» во главе с архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским). Впрочем, Рада вскоре также прекратила свое существование по причине наступления большевиков на Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Емельянов Н. Е. (ПСТГУ) К вопросу о числе новомучеников и исповедников Российских Корнилов А. А. (Нижний Новгород) Приходские школы Русской Зарубежной Церкви в США: концептуальные и организованные аспекты Перерыв Начало заседания: 14.30 протоирей Николай Доненко (Симферополь) Архиепископ Феодосийский Арсений (Смоленец) (1930-1932) Одинцов М. С. (Москва) Русская Церковь в годы великой Отечественной Войны Холодная М. А. (Нью-Йорк) Празднование тысячелетия Крещения Руси в Русском Зарубежье Павлова Т.Ф. (Росархив) Перспективы взаимоотношений Росархива и Московской Патриархии Старостин Е. В. (РГГУ, ПСТГУ) Церковные архивы: история и современность Петрушко В. И. (ПСТГУ, ЦНЦ ПЭ) Всеукраинский Православный Собор 1918 г. Милякова Л. Б. (ПСТГУ) Политика в отношении Православной Церкви в период правления С. Петлюры на Украине (1918-1920) священник Александр Щелкачев (ПСТГУ) Председатель Московского математического общества профессор Д.Ф. Егоров. Его богословские интересы и исповедничество священник Александр Щелкачев (ПСТГУ), Роменчук Е.К. (ПСТГУ) Неизвестные письма митрополита Вениамина (Федченкова) из архива Н.А. Павлович Кривошеева Н. А. (ПСТГУ) К вопросу о времени восстановления в правах митрополита Арсения (Мацеевича) и священника Григория Петрова. Кострюков А.А. (ПСТГУ) Митрополит Евлогий и указ Патриарха Тихона об упразднении Зарубежного ВЦУ от 5 мая 1922 года. 22 ЯНВАРЯ (СУББОТА) Начало заседания: 10.00 Место заседания: Читальный зал центральной библиотеки им. Н.Г.Чернышевского (ул. Большая Татарская, д. 32. Рядом с административным зданием Университета на ул. Новокузнецкая, 23). Кривошеева Н. А. (ПСТГУ) Святитель Тихон - митрополит Московский и Коломенский Шкаровский М. В. (СПб) Почитание верующими захоронений Александро-Невской Лавры и их уничтожение в годы советской власти Лобанов В. В. (ИРИ РАН) Обращение Патриарха Тихона в СНК от 1 августа 1919 г. Колесова М. Е. (ПСТГУ) Вопросы источниковедческого анализа документов партийного происхождения по истории РПЦ диакон Александр Мазырин (ПСТГУ)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

Члены и участники Собора. Биографические справки I. Преосвященные Агапит (Вишневский Антоний Иосифович; 1867–1923), архиепископ Екатеринославский и Мариупольский, – участник организационного собрания 27 апреля 1919 г., временный заместитель председателя Высшего церковного управления Украинской Православной Церкви, кандидат богословия. Председатель Хозяйственно-распорядительного совещания при Совете Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. (до декабря 1917 г.). Родился в селе Выгов Волынской губернии в семье диакона. В 1888 г. окончил Волынскую духовную семинарию, служил псаломщиком, учителем церковно-приходской школы. С 1889 г. – иерей, служил в селе Бехи Волынской епархии. В 1891 г. овдовел. В 1892–1896 гг. учился в Киевской духовной академии. В 1895 г. в Киево-Печерской Лавре принял монашеский постриг, иеромонах. С 1896 г. – инспектор Полтавской духовной семинарии. С 1898 г. – архимандрит, ректор Екатеринославской духовной семинарии. В 1902 г. в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии, в 1903 г. назначен настоятелем киевского Златоверхого во имя Архангела Михаила мужского монастыря. С 3 января 1908 г. – епископ Чигиринский, первый викарий Киевской епархии, с 16 сентября 1908 г. – Владикавказский и Моздокский, с 4 октября 1911 г. – Екатеринославский и Мариупольский, с 1918 г. – архиепископ. В декабре 1917 г. стал председателем украинской Предсоборной рады и членом Всеукраинского Православного Церковного Собора. Оказал поддержку С. В. Петлюре. Возглавил самочинный «Синод Украинской Православной Автокефальной Церкви», запретил поминовение за богослужением Патриарха Тихона. Был уволен ВВЦУ Юга России. По приговору суда 12 епископов под председательством митр. Антония (Храповицкого) 27 ноября 1919 г. уволен на покой с поручением управлять Георгиевским Балаклавским монастырем на правах настоятеля. После покаяния вернулся к управлению епархией. 23 июля 1922 г. наложил запрещение на всех переходящих в «Живую церковь », на следующий день был арестован, в августе присоединился к ней, призвав к тому через газету и паству, в октябре по его доносу был арестован епископ Иоанникий (Соколовский), в ноябре сам арестован за «преступное сокрытие церковных ценностей», принес покаяние и воссоединился с Православной Церковью, скончался от сыпного тифа 213 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 ноября 1917 года на совместном заседании этого комитета, комитета Братства Воскресения и комиссии по организации Собора Киевского епархиального съезда была образована Всеукраинская Православная Церковная Рада. В начале декабря в обращении «К украинскому народу» от имени Церковной рады сообщалось о намерении добиться автокефалии Украинской Церкви, первым шагом на пути достижения которой должен был стать Всеукраинский Собор. Предлагалось путем прямых выборов избрать на Собор делегатов – украинцев по крови и приверженцев идеи украинизации: от каждой епархии – по архиерею, от епархиального города – по священнику, диакону и мирянину, от уезда – по священнику, диакону и по 3 мирянина, от монастыря, духовной школы и воинской части – по одному представителю. В числе важнейших вопросов церковной жизни Украины назывался вопрос об отношении к новоизбранному Патриарху Тихону и, в частности, выдвигалось требование запретить его церковное поминовение на Украине. В конце декабря 1917 – начале января 1918 года в украинских епархиях проходили выборы делегатов на Собор. Они были двухстепенными: по селам и потом лишь по уездным городам. «Благодаря этому, – пишет владыка, – не смогли процедить «селяков» и заменить их интеллигентами (как это случилось с Московским Собором при трехстепенных выборах). И Киев наполнился делегатами от земли, «дядьками», как обычно называли приятельски украинцев крестьян. Это придало удивительно народный, «мужицкий» характер Украинскому Собору и, можно сказать, спасло все дело…» Архимандрит Вениамин был избран делегатом на Всеукраинский Собор сразу по трем куриям от Крыма. «Во-первых, – вспоминает митрополит, – меня избрали преподаватели всех духовно-учебных заведений, затем монастыри епархии избрали своим представителем, а кроме всего, епархиальный архиерей Димитрий (Абашидзе) назначил меня своим заместителем на случай его отсутствия. И, следовательно, врагам моим невозможно было подкопаться под мои полномочия, когда они захотят этого. А они очень захотят этого со временем!»

http://bogoslov.ru/article/6166936

Равным образом, Правительство Украинской Державы, в виду временного характера «Проекта», находит возможным признать начало канонической зависимости украинской церкви от русской». Из письма председателя совета министров Украинской державы Федора Лизогуба патриарху Тихону (Беллавину), 5 августа 1918 года Каноническая спешка третьей сессии 30 октября официальное открытие третьей сессии состоялось в Киево-Печерской лавре. Собор, как и на второй сессии, в третью не мог обойти вопроса автокефалии или автономии в управлении церковью в украинских пределах. Собственно, попытка их пересмотра принадлежала светской власти — новому министру исповеданий Александру Лотоцкому. И эта попытка оказалась тщетной. Собор снова откорректировал состав президиума. Рассматривая реакцию патриарха Тихона и Всероссийского собора на принятую редакцию «Положения о временном высшем церковном управлении на Украине», соборяне в целом остались при прежних своих решениях, невзирая на постоянную смену политической конъюнктуры и давление политичесих кругов. В послании церковной полноте украинских епархий 22 ноября собор заявил о единстве с Православной российской церковью и находящейся в Москве высшей церковной властью. В третью сессию собором был взят курс на умеренную украинизацию богослужения. Результатами работы собора в третью сессию стали и особые «Положение об епархиальном управлении православной церкви на Украине» и «Приходский устав», во многом калькированные с аналогичных постановлений Всероссийского собора. Кроме того, Киевский собор принял постановления: «О восстановлении церковно-приходских школ», «Об уездных собраниях», «О церковном пении в украинской церкви», «О средствах к поднятию и развитию в монастырях подвижнической жизни», «О молитвах за самоубийц», «О смешанных браках», «О церковном искусстве», «Об участии женщин в церковной жизни», «Об упорядочении церковного звона», «О церковных обычаях» и несколько других.  Современный вид здания религиозно-просветительского общества на Большой Житомирской, где сто лет назад проходили заседания Всеукраинского собора

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С 15 по 18 июня того же года под председательством владыки Феофана состоялся очередной 26 епархиальный съезд, на котором был поднят вопрос об отношении Полтавской епархии к автономии и автокефалии Украинской Церкви. По результатам доклада были сформулированы следующие выводы: «1) История не даёт никаких оснований для обособления церковного. 2) Автокефалия ослабит силу Церкви, поставив её в зависимость от светской власти, и лишит её солидарности с Православной Церковью Русской. 3) История, однако, не устраняет возможности установления более или менее широкой автономии». На основании этих выводов съезд принял следующее постановление: «1) Епархиальный съезд духовенства и мирян Полтавской епархии единогласно высказался против автокефалии Украинской Церкви, желая сохранить единение духа в союзе мира с Церковью Русской. Отвергая автокефалию церковную, епархиальный съезд не возражает против автономии Украинской Церкви, считая её неизбежной и необходимой ввиду различий и особенностей бытовых, а также ввиду особых условий текущего момента» 400 . Состоявшийся в Киеве в 1918 году поместный Всеукраинский Православный Собор архипастырей, пастырей и мирян определил признать Украинскую Православную Церковь автономной, т.е. самоуправляющей во внутренних церковных делах по своим законам. Собор составил правила, разъясняющие это самоуправление, по которым высшим церковно-законодательным органом Украинской Православной Церкви должен был быть поместный Собор из правящих и викарных Епископов и избранных на уездных собраниях членов клира и мирян, созываемый один раз в три года. Непрерывно действующий исполнительный орган этого поместного Собора – Священный Собор всех правящих Епископов Украины, собирающийся три раза в год и Высшее Церковное управление – постоянно действующий совет под председательством Митрополита всея Украины. Таким образом, самостоятельная в управлении автономная Украинская Православная Церковь сохранила связь с Российской Церковью лишь в особе Патриарха или его Заместителя (Местоблюстителя), за которым осталось право утверждать Всеукраинского Митрополита, избираемого Украинским поместным Собором, благословлять Епископов, избранных и поставленных Собором Епископов Украины, и право высшего апелляционного суда над Епископами украинских епархий, т.е. право принимать жалобы на Митрополита или Епископов от недовольных решением суда Епископов Украины. Это определение, как и прочие решения этого Собора, были утверждены Святейшим Патриархом Тихоном 401 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Проблема взаимоотношений священноначалия и Мин-ва исповеданий неоднократно обсуждалась на 3-й сессии. 7 нояб. в ответ на запрос группы делегатов митр. Антоний доложил, что мин-во вместо исполнения функций посредника между Церковью и гос-вом пытается вмешиваться в дела церковного управления, он высказался против нового Устава Киевской ДА (ДА изъята из ведения митрополита Киевского и высшей церковной власти и передана мин-ву) и др. инициатив Мин-ва исповеданий. В тот же день митрополит обратился к председателю Совета Министров Украины с резким письмом по поводу деятельности мин-ва и министра. Собор постановил обратиться к правительству с запросом относительно причин, по к-рым Мин-во исповеданий не признает в лице митрополита Киевского единственного представителя Церкви и проводит реформы без ведома священноначалия, поддержал требование митр. Антония об освобождении мин-вом помещений Киевского митрополичьего дома (владыка отмечал: особо нетерпимо то, что работающие в мин-ве клирики носят мирскую одежду и бреют бороду) и принял решение о скорейшем введении в действие Положения о Высшем церковном управлении на Украине. Во исполнение его Собор епископов Украины 7 дек. уведомил о начале работы епархиальной консистории. 18 нояб. «Урядовая комиссия» предложила четко разграничить сферы деятельности священноначалия и Мин-ва исповеданий, сосредоточив в мин-ве дела, связанные с инославными и иноверными конфессиями, и сохранив в правосл. департаменте лишь отдел, ответственный за вопросы материального обеспечения духовенства. Вопрос о взаимоотношениях правосл. Церкви с гетманским правительством был тесно связан с проблемой окормления правосл. верующих в Галиции и на оккупированных территориях Холмщины и Волыни. Собор постановил просить у правительства содействия в организации архипастырских поездок митр. Антония в эти области и выразил протест против предпринимаемых в зап. областях Украины репрессивных мер против правосл. духовенства и верующих. Было решено создать братство под патронатом митрополита Киевского для противодействия унии, защиты православных Зап. Украины и организации помощи правосл. беженцам из этих областей, а также выделить материальную помощь священнослужителям-беженцам и пострадавшим от военных действий епархиям.

http://pravenc.ru/text/155554.html

Русская Православная Церковь ХХ век 19 мая Владыка Тихон, архиепископ Алеутский и Аляскинский 1905 год – Епископ Алеутский и Североамериканский Тихон (Белавин) возведен в сан архиепископа. 1915 год – Государь император Николай II наградил 17 архиереев высшими наградами Русской Православной Церкви. 1916 год – Государь император Николай II, особо отметив в своем рескрипте значимость архипастырского служения архиепископа Литовского Тихона (Белавина), наградил его бриллиантовым крестом на клобук. Так было отмечено подвижническое служение будущего Патриарха Всероссийского на благо Отечества и Церкви Христовой. 1918 год – Поместный Собор откликнулся на опасные случаи обращения некоторых православных (от епископов до мирян) для решения церковных дел к враждебной Церкви гражданской власти. Этот тревожный симптом показал, что традиции подчинения Церкви государству оказывались живучими даже в условиях правления богоборческого правительства, не скрывавшего своих антиклерикальных настроений. Спустя несколько лет гражданские власти сами начнут активно участвовать в церковных делах, стремясь действовать по известному принципу: «разделять и властвовать». Пока этого еще не было. Однако опасность возможного «сотрудничества» людей Церкви с антихристианским «миром» Собор уже почувствовал. Именно поэтому его члены предлагали епископа, противящегося высшей церковной власти и обращающегося за содействием к власти гражданской, или священнослужителя, а также низших клириков, противящихся своему епархиальному архиерею, находящемуся в единении с высшей церковной властью, — наказывать вплоть до извержения из сана, а мирян — вплоть до отлучения от Церкви. Так же предполагалось наказывать за службу в противоцерковных учреждениях, а равно и за содействие проведению в жизнь враждебных Церкви положений декрета о свободе совести и аналогичных ему актов. 1918 год – На Киевскую митрополичью кафедру был избран митрополит Харьковский Антоний (Храповицкий). Православные архиереи Украины отказались поддержать предложение министра исповеданий гетманского правительства В. В. Зеньковского не выбирать нового митрополита Киевского на епархиальном съезде, а отложить выборы до Всеукраинского Собора.

http://pravoslavie.ru/5455.html

русского населения Кавказа учредила там должность митрополита Тифлисского и Бакинского, вместо бывшего экзарха Грузии. Об автокефалии говорили и на Украине, но оказалось, что сторонниками были только политиканствующие люди австрийской ориентации.        Мы лично и Церковный Собор Всероссийский категорически высказывались против украинской церковной автокефалии, идя, однако, охотно навстречу широкой церковной автономии в этом искони православном крае. Слава Богу, вопрос разрешился благополучно. Киевский Всеукраинский Церковный Собор отверг мысль об автокефалии, и на Киевский престол избран митрополит Антоний (Храповицкий), человек, признающий единение всей Русской Православной Церкви. Будем надеяться, что на Украине церковных нестроений не будет. Агитатор автокефалии архиепископ Алексий (Дородницын), бывший Владимирский, смирился и изъявил согласие явиться по нашему вызову в Москву для дачи объяснений своих действий.        Важным вопросом является вопрос о духовно-учебных заведениях. От государства средств для их содержания не дается, хотя они дают образованных людей всему государству. Приходится самой Церкви при нынешних стесненных обстоятельствах изыскивать средства на содержание учебных заведений. Поневоле возникает проект ограничиваться только пастырскими школами да духовными академиями.        В заключение Патриарх высказал свое удовольствие по поводу сердечной встречи, оказанной ему в Петрограде, и призвал свое благословение на «этот некогда славный град». Вечерний час. 1918. 14 июня Крестный ход в Александро-Невской лавре. 1918 год Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 августа, 2021 7 июля, 2021 8 мая, 2023 24 мая, 2022

http://pravmir.ru/patriarx-tixon-v-petro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010