Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕУКРАИНСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР 1918 г. (ВПЦС), созван для решения вопросов церковной жизни, ставших актуальными в связи с изменением гос. устройства России и Украины. В июне 1917 г. на Всероссийском съезде духовенства и мирян в Москве группа укр. делегатов заявила, что в условиях автономии Украины, провозглашенной Секретариатом (правительством) Центральной рады, дела церковные должны решаться на ВПЦС. Ряд епархиальных и благочинных съездов духовенства Малороссии высказался за проведение Собора с целью обсуждения насущных проблем церковной жизни на Украине. 17 июня Киевская епархиальная рада назначила проведение ВПЦС на 30 июля - 5 авг. Т. н. Епархиальная рада, избранная в апр. 1917 г. на Киевском епархиальном съезде, 30 июня объявила о создании комиссии для созыва ВПЦС во главе с вик. Киевской епархии, Уманским еп. Димитрием (Вербицким) . Комиссия обратилась в Святейший Синод за разрешением на созыв Собора, а 9 июля выпустила соответствующее обращение к духовенству и мирянам. Киевский и Галицкий митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) высказал резко негативное отношение к идее проведения Всеукраинского Собора, полагая, что он может быть использован националистически настроенными силами для захвата высшей церковной власти и достижения автокефалии Украинской Церкви. Митр. Платон (Рождественский) от имени Синода объявил членам комиссии о нецелесообразности созыва Всеукраинского Собора ввиду ожидавшегося в авг. 1917 г. открытия Всероссийского Собора в Москве, на к-ром можно было обсудить и проблемы церковной жизни Украины. Обер-прокурор Синода А. В. Карташёв подтвердил запрет на проведение Всеукраинского Собора. После объявления решения Синода еп. Димитрий вышел из состава комиссии, деятельность к-рой приобрела характер, оппозиционный по отношению к священноначалию. Радикально настроенные укр. церковные деятели, не будучи избраны в число делегатов Поместного Собора РПЦ, активизировали деятельность по созыву самостоятельного Собора. По свидетельству Василия Липкивского (впосл. главы Украинской автокефальной правосл. церкви), члены комиссии обратились к участникам Собора в Москве с просьбой о созыве Всеукраинского Собора, но вновь не получили положительного ответа.

http://pravenc.ru/text/155554.html

Русская Православная Церковь XX век 22 ноября 1917 — Активизировались автокефалистские настроения на Украине. В Киеве прошел Третий Всеукраинский военный съезд. На съезде приверженцами курса на автокефалию выступила группа военных священников во главе с протопресвитером Александром Марычевым. Беззастенчиво вмешиваясь в дела Церкви, съезд принял резолюцию, которая постановляла: Православная Церковь в независимой Украине также должна быть независимой и автокефальной. Этой же резолюцией предусматривалось совершение богослужения на украинском языке. Узурпируя полномочия церковного священноначалия, Третий Всеукраинский военный съезд создал организационный комитет по созыву Всеукраинского церковного Собора. 1918 — ВЦУ приняло решение об обеспечении семей арестованных священнослужителей. ВЦУ постановило «разъяснить циркуляром епархиальным начальствам… что за арестуемыми и заключенными в тюрьмы членами клира должно быть сохраняемо все причитающееся им по занимаемой должности содержание. В случаях же крайней необходимости, при отсутствии средств в епархии, «епархиальные начальства» могли обращаться с ходатайствами «по оказанию единовременного пособия семействам казненных членов клира» в высшее церковное управление. О постоянном же пенсионном обеспечении таких семейств «иметь суждение в зависимости от условий церковной жизни». 1990 — В Киеве состоялся Поместный Собор Украинской Православной Церкви. На Соборе была принята новая редакция Устава об управлении Украинской Православной Церкви. Собор осудил деструктивные действия униатов и автокефалистов. Предстоятелем Украинской Православной Церкви избран занимавший Киевскую кафедру митрополит Филарет (Денисенко). 1990 — Священный Синод Русской Православной Церкви постановил образовать Уральскую и Чимкентскую епархии, выделив эти епархии из Алма-Атинской, которая стала именоваться Алма-Атинской и Семипалатинской. Синод произвел очередные назначения. Епископом Уральским и Гурьевским назначен епископ Антоний (Москаленко), б. Черновицкий и Буковинский, а на Чимкентскую и Целиноградскую кафедру поставлен архимандрит Елевферий (Козарез), клирик Алма-Атинской епархии. Архиепископ Берлинский и Лейпцигский Герман (Тимофеев) назначен архиепископом Волгоградским и Камышинским. 1997 — Святейший Патриарх Алексий II принял участие в торжествах во Владимирской епархии по случаю обретения св. мощей преподобного Романа Киржачского. Преп. Роман — ученик великого аввы Сергия Радонежского, который был первым игуменом Киржачского Свято-Благовещенского монастыря. 21 ноября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5653.html

Ботвиновский Иаков Онисимович (ок. 1863–?), священник. Член Собора по избранию как клирик от Киевской епархии. Священник Покровской церкви местечка Смелы Черкасского уезда Киевской епархии. Окончил духовную семинарию. Член Всеукраинского Церковного Собора 1918 г. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944), профессор, протоиерей. Член Собора по избранию как мирянин от Таврической епархии. Избран членом Высшего Церковного Совета от мирян. В 1894 г. окончил юридический факультет Московского университета. С 1906 г. профессор политической экономии Московского коммерческого института и приват-доцент Московского университета. Член Московского религиозно-философского общества, член II Государственной думы от Орловской губ., беспартийный «христианский социалист». Эволюционировал от марксизма к религиозной философии. В 1912 г. защитил докторскую диссертацию в Московском университете на тему «Философия хозяйства». В 1917–1918 гг. профессор Московского университета. В 1918 г. рукоположен во иерея. Поселился в Крыму, в 1918–1919 гг. профессор политической экономии Симферопольского университета, в 1920–1922 гг. помощник настоятеля ялтинского собора. В 1922 г. арестован в Крыму, приговорен к расстрелу, который был заменен высылкой из России, выслан в Константинополь, поселился в Праге, состоял в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского), в 1924–1925 гг. профессор по кафедре канонического права и богословия русского юридического факультета в Праге. В 1924 г. основатель и руководитель Братства Св. Софии. В июле 1925 г. переехал в Париж, член Комитета по сооружению Сергиевского подворья в Париже, в 1925–1944 гг. помощник наместника Сергиевского подворья, профессор по кафедре догматического богословия, с 1943 г. почетный доктор церковных наук Св.-Сергиевского института, его первый декан. Участник многих съездов РСХД, вице-председатель Англо-православного содружества св. Албания и прп. Сергия. Автор многочисленных книг и статей. Скончался в Париже. Василий (Богоявленский Василий Дмитриевич ; 1867–1918), священномученик, архиепископ. Член Собора по приглашению Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В период гетманата в Киеве при поддержке гос-ва начали активно создаваться православные братства (Кирилло-Мефодиевское, Покрова Пресв. Богородицы, в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», благотворительное Братство белого креста и др.), деятельность к-рых в основном была направлена на украинизацию богослужения и достижение церковной автокефалии. Наиболее радикальным было Кирилло-Мефодиевское братство во главе с социалистом-федералистом С. П. Шелухиным (одним из его заместителей являлся прот. Александр Марычев). Члены братства предлагали обратиться к К-польскому патриарху с просьбой о даровании независимости Украинской Церкви. Украинское гос-во взяло курс на полное гособеспечение церковной деятельности, но выполнить этот план не смогло. 22 авг. 1918 г. Киевская консистория при поддержке Мин-ва исповеданий отказалась от перечисления средств на общецерковные нужды в Московскую Патриархию. Тогда же прекратилось финансирование Синодом К. е. 16 окт. прошел 1-й миссионерский съезд духовенства К. е., в тот же день митр. Антоний составил резолюцию о деятельности церковной рады. 28 окт. 1918 г. в Киеве открылась 3-я сессия Всеукраинского Собора, на которой говорилось о расширении границ К. е. в связи с включением в состав гетманата части уездов Минской и Курской губерний. Киевскому митрополиту подчинились викарные епископы: Гомельский Варлаам (Ряшенцев) , Рыльский Аполлинарий (Кошевой) и Белгородский Никодим (Кононов), принявшие участие в Соборе. К этому времени в К. е. числилось 82 благочиннических округа, 1478 самостоятельных приходских и 29 приписных храмов. В сер. дек. 1918 г., после отречения от власти Скоропадского и установления власти Директории Украинской народной республики (УНР) во главе с С. В. Петлюрой, церковно-гос. отношения обострились. Украинское гос-во пыталось взять Церковь под полный контроль. 15 (по др. данным, 18) дек. 1918 г. был арестован Киевский и Галицкий митр. Антоний (Храповицкий), 21 (по др. данным, 30) дек. арестовали еп. Никодима (Кроткова). Вскоре их отправили в ссылку в базилианский Бучачский мон-рь в Галиции (их освобождение произошло в авг. 1919, после протестов со стороны правительств Антанты). Перестали действовать Высший церковный совет УПЦ и образованный 7 дек. 1918 г. Собор епископов Украины. Перед арестом митр. Антоний издал указ о том, что в случае его смерти обязанности Киевского митрополита до решения Собора переходят к Херсонскому митр. Платону (Рождественскому). Однако митр. Платон 21 дек. из-за угрозы ареста переехал в Одессу, церковными делами в Киеве краткое время управлял Екатеринославский архиеп. Агапит (Вишневский), которому Контора Собора епископов всея Украины поручила оставаться в Киеве и поддерживать контакты с Директорией УНР (РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 784. Л. 47). Официально управляющим К. е. 21-30 дек. 1918 г. был Рыльский еп. Аполлинарий (Кошевой), входивший в состав Конторы Собора епископов всея Украины, но из-за заболевания он не смог руководить епархией.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В 1913 г. он был переведен на ту же должность в Черниговскую Духовную семинарию. В 1915 г. отец Николай возведен в сан игумена, а 10 октября 1916 г. назначен настоятелем Княже-Владимирского монастыря в Иркутске с возведением в сан архимандрита и заведующим Иркутской учительской миссионерской школы. 12 июня 1917 г. по выбору учебной корпорации назначен ректором Черниговской семинарии и настоятелем Елецкого Успенского монастыря в Чернигове. В первые послереволюционные годы картина церковных настроений на Украине была чрезвычайно запутанной. Пришедшее в 1918 г. к власти в Киеве правительство Центральной рады объявило о независимости Украины. В связи с этим раздались голоса об “автокефалии” украинской Православной Церкви. В 1918 г. был созван Всеукраинский церковный собор, который открылся в Киеве 7/20 января. Архимандрит Николай как представитель духовно-учебных заведений принимал участие в деятельности Собора. Собор в положении о временном высшем управлении на Украине, принятом 9 июля 1918 г., указал на каноническую связь Православной Церкви на Украине с Патриархом Всероссийским и принял специальное постановление, которым “все постановления Всероссийского Церковного Собора и Святейшего Патриарха должны быть безусловно обязательны для всех епархий Украины”. На осенней сессии Собора, открывшейся в Киеве 23 ноября 1918 г., православные архиереи, участники Собора, постановили быть архимандриту Николаю епископом Стародубским, викарием Черниговской епархии. Из-за болезни ставленника рукоположение было отложено и состоялось только 20 октября 1919 г. в Чернигове. Хиротонию совершали архиепископ Черниговский и Нежинский Пахомий (Кедров) и епископ Новоград-Север­ский, викарий Черниговской епархии, Иоанн (Доброславин). Позднее святитель Николай признавался, что он благодарил “Господа за то, что хиротония состоялась после того, как многие из собиравшихся на Собор в 1918 году архиереев к осени 1919 года уже эмигрировали за границу, и меня рукополагали не двадцать, а два архиерея, оставшиеся, несмотря на смертельную опасность, на своих кафедрах. Слава Тебе, Господи, что я не оказался в расколе, не убежал вместе с другими за границу, а остался на своей Родине”. С 1920 г. владыка Николай назначен епископом Сосницким, викарием той же Черниговской епархии.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Обновленческий раскол распространился и на Украину. Там обновленцы домогались автокефалии. В феврале 1923 г., после удаления из Харькова патриаршего экзарха митрополита Михаила (Ермакова), в Киеве был созван съезд епископов, клириков и мирян, который образовал Временное всеукраинское высшее церковное управление. Ключевой фигурой в этом учреждении становится протоиерей Иосиф Кречетович. Из архиереев Временное всеукраинское ВЦУ поддерживали архиепископ Пимен (Пегов), епископ Лоллий (Юрьевский) . Крайние реформаторы на Украине уже прежде отделились от Православной Церкви в самосвятский раскол, и потому обновленчество проявило там большую умеренность в посягательствах на церковные законы. Обновленцы не вводили на Украине белого епископата, не допускали и второбрачия клириков. Украинские раскольники поддерживали общение с обновленческим ВЦУ в Москве, надеясь (и не напрасно!) добиться от него автокефалии, в которой им отказывали патриарх Тихон и законная церковная власть. 2 мая 1923 г. в захваченном у Православной Церкви храме Христа Спасителя открылось обновленческое сборище, притязательно названное Вторым поместным собором. Деловые заседания «собора» проходили в «3 Московском доме советов». В лжесоборе участвовало 476 делегатов, которые разбились на партии: 200 живоцерковников, 116 депутатов от Союза общин древлеапостольской церкви, 10– из «Церковного возрождения», 3 беспартийных обновленца и 66 депутатов, названных «умеренными тихоновцами» – православные по убеждениям епископы, клирики и миряне, которых не увлекали обновленческие идеи, но которые по разным причинам подчинились обновленческому ВЦУ. Почетным председателем лжесобора избрали епископа Антонина, незаконно возведенного в сан митрополита, председателем – самочинного митрополита Сибирского Петра Блинова. Лжесобор узаконил противоканонические реформы прежнего Высшего церковного управления: закрытие монастырей, белый епископат, допустимость второбрачия для духовенства, но из-за сопротивления «умеренных тихоновцев» были отвергнуты догматические и литургические реформы, предложенные в докладах Введенского и Красницкого. Оба предводителя обновленчества награждены были за учиненный ими раскол: Введенский – титулом архиепископа Крутицкого, Красницкий – саном протопресвитера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Главная мысль архимандрита Вениамина, как уже и было замечено выше, состояла в том, что Всеукраинский Собор был глубоко политизирован и политические события чрезвычайно сильно отражались на настроении его участников. Если в начале Собора нельзя было ничего сказать против автокефалии Украинской Церкви, то с наступлением на Киев большевиков общее настроение поменялось и попытки добиться на Соборе принятия решения об автокефалии Украинской Церкви так и не увенчались успехом. Главное же было в том, что избранный Всероссийский Патриарх в глазах участников Всеукраинского Собора имел гораздо больший авторитет, чем сам Всероссийский Собор. Архимандрит Вениамин был убежден, что на разрыв с Патриархом не пошли бы даже украинофилы. Тем временем, большевики взяли власть и в Симферополе. 15 февраля 1918 года, в отсутствии ректора Таврической духовной семинарии, педсовет семинарии, согласно декрету 2 Комиссариата народного просвещения Симферополя, учредил педагогический комитет Таврической духовной семинарии. А 6 марта 1918 года на заседании комитета было заслушано Постановление Комиссариата о закрытии духовной семинарии и духовных училищ. Впрочем, Комиссариат удовлетворил просьбу совета о возможности завершить учебный год при условии изъятия из курса богословских наук. 22 апреля 1918 года Симферополь был занят германскими войсками. Все постановления большевиков были отменены, и ректором семинарии вновь был назначен архимандрит Вениамин. В конце июня – начале июля 1918 года проходила вторая сессия Всеукраинского Собора. Здесь бывшие члены Церковной рады попытались изгнать архимандрита Вениамина с Собора, так как считали его одним из наиболее опасных противников автокефалии. Они оспорили мандат архимандрита как представителя архиепископа Таврического Димитрия (Абашидзе). Однако большинством голосов его полномочия были признаны действительными. Более того, члены Собора усомнились о законности полномочий делегатов от нецерковных учреждений, по большей части приверженцев Церковной рады. В результате, мандаты значительной группы сторонников автокефалии были аннулированы. После этого работа пошла слаженнее. Был разработан проект об «автономии» церковного управления на Украине со своим Синодом, со своими Соборами, но с подчинением Всероссийскому Патриарху. Большинство соборян проголосовало «за» Патриарха, а не за «самостийную» автокефальную украинскую церковь. «И этому можно было радоваться не только с церковной стороны, – вспоминает владыка, – но и с политико-социальной. Так дело, начатое шесть месяцев тому назад, с явной разрушительно-разделительной целью, кончается блестящим единством! Какое чудо истории!»

http://bogoslov.ru/article/6166936

Всю осень 1917 года в Киеве проходили многолюдные приходские собрания; большинство приходов отвергло происки учинителей раскола. Шла подготовка к Всеукраинскому Церковному Собору, на который испрошено было благословение Патриарха Тихона. Официальным представителем Патриарха на Собор командируется митрополит Платон; вместе с ним в Киев прибыли митрополит Харьковский Антоний и архиепископ Волынский Евлогий. Собор открылся 7 (20) января 1918 года. Он заседал под председательством епископа Пимена (Пегова) - сторонника компромиссной линии - с перерывами, вызванными драматическими событиями гражданской войны, - переходом Киева из рук в руки. 18 января перед временным роспуском Собора по предложению священника Марычева проведено было голосование об автокефалии Украинской Церкви. 150 голосами против 60 домогательства раскольников были отвергнуты. Заседания Собора возобновились в июле. 9 (22) июля 1918 года Киевский Собор большинством голосов принял «Положение о временном Высшем Церковном Управлении Православной Церкви на Украине», утвержденное затем Всероссийским Собором. По этому « Положению» украинские епархии составили автономную церковную: область во главе с Киевским митрополитом. После захвата Киева петлюровцами в декабре 1918 года арестованы были митрополит Киевский Антоний, преемник священномученика Владимира и Волынский архиепископ Евлогий. Петлюровцы передали узников в руки польских оккупантов. И только при посредничестве стран Антанты эти архиереи были освобождены и переправлены на юг России, занятый белой армией. Петлюровская Директория объявила об отмене постановления Всероссийского Церковного Собора об автономии Украинской Церкви и о провозглашении Украинской Церкви автокефальной. Из числа сепаратистов был составлен самочинный Священный Синод во главе с архиепископом Екатеринославским Агапитом. Синод запретил поминовение за богослужением Патриарха Тихона и митрополита Антония. После прихода в Киев Красной армии Украинский Синод распался; архиепископ Агапит, оказавшийся вскоре на территории, занятой Добровольческой армией, и лишенный там сана за учинение раскола, принес покаяние; таким образом автокефалисты на Украине остались без архиерея.

http://sedmitza.ru/lib/text/439992/

Спустя неделю после открытия Собора делегаты начали разъезжаться ввиду наступления большевиков на Киев. 79 участников выступили с предложением распустить его до мая 1918 г. К ним присоединились еще 15 делегатов, к-рые указали на необходимость обсудить на местах вопросы украинизации и автокефалии и на отсутствие кворума на Соборе. 19 янв. предложение поддержано большинством голосов (94 - за прекращение соборных заседаний, 42 - против). Опасаясь лишиться возможности реализовать свою программу, 49 делегатов (гл. обр. члены бывш. ВПЦР: священники А. Марычев, Н. Шараевский, М. Маринич, Ю. Сицинский и др.) потребовали до окончания работы Собора решить вопросы о статусе Украинской Церкви, ее высшем церковном управлении и духовных школах. Сознавая, что находятся в меньшинстве, в условиях, когда на поддержку Центральной рады уже не приходится рассчитывать, они предложили компромисс: избрать в качестве высшего церковного органа Всеукраинскую церковную раду во главе с митрополитом Киевским. Вероятно, они надеялись проникнуть в раду и, оттеснив митрополита, узурпировать управление Церковью. Предложение поддержки у большинства делегатов не нашло. 23 янв. 1918 г., когда войска большевиков подошли к Киеву, завершая работу 1-й сессии ВПЦС, Соборная рада создала справочное бюро для ведения канцелярской работы, имеющей отношение к Собору, в составе еп. Димитрия (Вербицкого), свящ. А. Марычева, секретаря Собора Страшкевича. Комиссии должны были сдать в справочное бюро все документы, касающиеся их деятельности. Возобновление работы Собора планировалось на 23 мая, и сделать это могла лишь возглавляемая митрополитом Киевским комиссия, включавшая по 2 участника Собора от каждой епархии. С янв. по май 1918 г. на епархиальных съездах решено было обсудить вопрос о целесообразности украинизации и автокефалии Церкви. Митр. Вениамин (Федченков) впосл. в воспоминаниях отмечал, что наступление большевиков в янв. 1918 г. способствовало тому, что попытки добиться на Соборе принятия решения об автокефалии Украинской Церкви так и не увенчались успехом.

http://pravenc.ru/text/155554.html

Вот они-то и являются первыми «героями» национального движения за автокефалию, к которым с таким снисхождением относится докладчик. Далее автор пишет: « В начале 1919 г. украинское правительство приняло «Закон об автокефалии Украинской Православной Церкви», запрещавший поминовение Патриарха Тихона и пророссийского митрополита Киевского Антония; одновременно был учрежден Синод, возглавляемый митрополитом Екатеринославским Агапитом ». На первый взгляд, имена и даты верны, но вот о чем автор умалчивает: под украинским правительством здесь понимается Украинская Директория Симона Петлюры, военные силы которой занимали Киев с декабря 1918 по февраль 1919 года. В декабре 1918 года петлюровцами был арестован и увезен из Киева митрополит Антоний (Храповицкий), канонично избранный на Киевскую кафедру епархиальным собранием Киева в мае 1918 года и утвержденный в июле 1918 года Всеукраинским Собором. 1 января 1919 года Директория приняла закон «О высшем управлении Украинской автокефальной православной соборной Церкви», а архиепископ Агапит (Вишневский), поставленный петлюровцами во главе их «Синода», был действительно вынужден издать указ о запрещении поминовения Патриарха Тихона и митрополита Антония, за что впоследствии был подвергнут церковному суду Собора епископов ВЦУ Юго-Восточной области (епархии под контролем армии Деникина) и запрещен в священнослужении, после чего покаялся и был возвращен к управлению своей епархией. И такие примеры можно продолжать строка за строкой. Вот докладчик утверждает, что «в сентябре 1922 г. состоялся неофициальный Собор во главе с экзархом Московского Патриархата Михаилом, где было решено, что вопрос об автокефалии нуждается в надлежащем разрешении на съезде клириков и мирян». Но ведь это совещание в Киеве было вполне официальным и легальным. Оно было проведено вместо предполагаемого Всеукраинского Собора из-за действий местных советских властей, не допустивших приезда значительной части избранных делегатов. Совещание решительно выступило против сторонников Липковского (УАПЦ). Что же касается обсуждаемого на Совещании вопроса о собственной автокефалии, то речь шла о самостоятельности от образованного в мае 1922 года в Москве обновленческого ВЦУ. Подобные антиобновленческие «автокефалии» в это время появились в Петрограде и в ряде других епархий России.

http://pravoslavie.ru/116277.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010