А.В.Петровский Скачать epub pdf Александр Васильевич Петровский, магистр богословия доцент Спб. Духовной Академии, священник Успенской Спасо-Сенновской церкви в г. С.-Петербурге. Из трудов Иоанна Златоуста по устройству богослужения (введение всенощных бдений в Константинополе: Сократ, Церковная История 6,8; составление некоторых молитв чина елеосвящения) наибольшей известностью пользуется составленная им литургия [перевод ее на русский язык с предисловием см. в «Собрания древних литургий восточных и западных», вып. 2-й (Спб. 1875), стр. 109–119; 120–132]. Древнейшее свидетельство о ней принадлежит преемнику Иоанна Златоуста по константинопольской кафедре патриарху Проклу. Отметив в своем трактате «О предании божественной литургии» утомление современников Василия Великого продолжительностью литургии и факт ее сокращения последним, он непосредственно за этим замечает: «спустя немного времени, опять златословесный отец наш Иоанн, как пастырь, ревностно заботящийся о спасении овец и обращающий внимание на леность человеческой природы, захотел исторгнуть с корнем всякий сатанинский предлог; посему и исключил многое из литургии и учредил, чтобы она совершалась сокращеннее» (Migne gr. LXV, 850; Собрание древних литургий II, стр. 237). Из позднейших писателей о литургии с именем И. Златоуста упоминают патр. Иерусалимский Софроний (VII в.): «ныне более прочих в уважении священнодействие Василия Великого и Иоанна Златоуста с литургиею преждеосвященных» (Писания отцов и учителей церкви, относящияся к истолкованию православного богослужения I, стр. 266), – канонист Феодор Вальсамон (XII в.), ответивший Александрийскому патр. Марку, что все церкви должны совершать священнодействие по преданию Василия Вел. и Иоанна Златоуста (Migne gr. CXIX, 1033), – Симеон Солунский : «богоглаголивые Василий и Златоуст, подробно изложившие чин тайноводства, предали совершать его так, как совершает наша церковь » (Писания отцов и учит. III, стр. 9), – Николай Кавасила (ibid. II, стр. 120) и др. Факт литургической деятельности И.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Димитракопулос Софоклис Духовная поддержка Наряду с богослужением, изучением Писания и творений отцов, источником новых духовных сил для святого была в этот период регулярная переписка с такими выдающимися подвижниками, как Пахомий Арелас и святогорец Даниил Катунакский 199 . Укрепляло его и участие в литургических собраниях за пределами семинарии. Укажем в этой связи на несколько важных обстоятельств. Проживая юношей на подворье Иерусалимского Патриархата в Константинополе, он и впоследствии сохранил особые связи с Иерусалимской Церковью. Именно в «ризарийский» период началась его духовная дружба с митрополитом Вифлеемским Анфимом, в ту пору экзархом Патриарха Иерусалимского в Афинах, и с давним учеником владыки Анфима афонским пострижеником иеромонахом Иоакимом Специерисом, уже тогда зрелым мужем. Митрополит Анфим 200 был одним из самых знаменитых иерархов Иерусалимской Церкви. Святой Нектарий верил, что изнемогавшая тогда под бременем многих трудностей Церковь эта воспрянет, если найдутся люди, готовые послужить ей своей незыблемой верой и решимостью. Вот почему, когда в начале XX столетия запрашивались мнения видных лиц о том, как изменить ситуацию вокруг Гроба Господня, самый лаконичный ответ дал Пентаполец, приведя слова древнего поэта: «Благими мужами спасается град». Иеромонах Иоаким подвизался некоторое время на Афоне и впоследствии составил одно из первых жизнеописаний Нектария Пентапольского 201 . Святой был участником всенощных бдений и в ныне упраздненной церкви Пророка Елисея (улица Ареу, 14, поблизости от Монастираки) совместно с иереем Николаем Планасом 202 и другими боголюбцами, среди которых были литераторы Александр Пападиамандис и Александр Мораитидис. По всей вероятности, именно там и состоялось его знакомство с этими уроженцами Скиафоса, которое в случае Мораитидиса перешло затем в прочную духовную связь и регулярную переписку 203 . Нельзя не вспомнить и другое место, много раз служившее владыке духовным прибежищем, – часовню Святой Параскевы в поместье Хараламбоса Матфопулоса в Патисии 204 . Там довелось ему, по милости Божией, завязать или возобновить благочестивую дружбу с мужами глубокой веры, готовыми пострадать за Церковь и дело благовестия. Среди них выделялись митрополит Патрасский и Элейский Иерофей Митропулос и два архимандрита – основатель общества «Зои» Евсевий Матфопулос и Панарет Дулигерис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Заключение Общим выводом из настоящего исследования является признание того, что агрипния, возникшая как ночное богослужение в особых условиях церковного быта иерусалимского храма Воскресения, в последующей истории оказывалась жизненной там, где быт монастыря и стремление его обитателей к подвигу молитвы вызывали необходимость совершения целонощно-го богослужения. Такими были прежде всего лавра преп. Саввы Освященного, Синайский монастырь великомученицы Екатерины, монастырь преп. Симеона Дивногорца в Антиохии. Сюда же относится Афон с суровой жизнью его монахов. Общежительный уклад жизни большинства афонских монастырей не вызывал необходимости в совершении всенощных бдений. Главнейший монастырь Святой Горы – лавра преп. Афанасия получила от последнего устав, по которому полагалось отдельное совершение вечерни и утрени в установленное для них время. Впоследствии лавра предпочла, как и другие афонские монастыри, Иерусалимский устав. Словно соревнуясь в церковном благолепии, афонские монастыри вносили в агрипнию свои местные богослужебные традиции и на этой почве создали свои монастырские типиконы, которыми до сего времени руководствуются, совершая агрипнию. В то же историческое время Греческая Церковь в целом приняла Иерусалимский устав. Основанием к этому в данном случае были, с одной стороны, общепризнанный авторитет Иерусалимского устава на Православном Востоке, с другой – то обстоятельство, что этот устав, будучи создан на основе келейного богослужения, был пригоден для совершения служб Орологиона в малых обителях и приходских храмах, что очень важно было в условиях упадка церковной жизни, вызванного на Православном Востоке неблагоприятными политическими событиями: оккупацией Константинополя крестоносцами, затем захватом восточных владений империи турками и, наконец, падением самой Византийской империи. Что касается агрипнии, то она в эту пору утратила те оригинальные особенности, которые создались в ней еще при жизни преп. Саввы-Освященного и придали Иерусалимскому уставу значение общепалестинского. Агрипния сократилась во времени ее совершения, и все же для приходских храмов ее отправление было непосильным. В конечном счете Константинопольский патриархат должен был в 1838 году дать для приходских храмов особый «Устав церковный по чину Великой Христовой церкви» 906 , в котором вместо агрипнии было указано совершение вечером великой вечерни и утром полиелейной утрени. Устав получил всеобщее признание на Православном Востоке, и им руководствуются не только приходские храмы, но и соборы и малые монастыри. Во второй половине XIX века устав был переведен на болгарский язык и принят к руководству в храмах и монастырях Болгарской Церкви 907 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Москва. Домовая церковь Николая Чудотворца при госпитале Московского городского Кредитного Общества в доме Строгановского училища. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Госпиталь Московского городского Кредитного общества был основан на средства его участников и входил в число крупнейших медицинских учреждений Москвы времён первой мировой войны. Он разместился во вновь построенном корпусе мастерских Императорского Строгановского училища осенью 1914 года. Это здание, включающее в свой архитектурный облик элементы модерна и неоклассики, возведено по проекту архитектора А.В. Кузнецова, имевшего должность гражданского инженера и звание профессора Императорского технического училища. Спроектированное и построенное по его проекту здание вошло в историю как первое в Москве строение, выполненное из железобетона. В 1915 году директор Строгановского училища Н.В. Глоба, входящий с состав исполнительного комитета Кредитного общества, по настоянию его участников, проявляющих заботу о духовных потребностях раненых воинов, распорядился превратить один из залов первого этажа здания в часовню. Со дня её открытия священники приходского храма Николая Чудотворца в Звонарях взяли на себя заботу об отправлении обеденных служб и проведении всенощных бдений для раненых и персонала по воскресным и праздничным дням. В начале 1916 года исполнительный комитет по устройству госпиталей принял решение о переустройстве госпитальной часовни во временную церковь. Комиссия по удовлетворению религиозно-нравственных нужд раненых воинов с согласия великой княгини Елисаветы Феодоровны, состоящей при комитете, удовлетворительно отреагировала на подобную просьбу. Правление Кредитного общества выделило средства из бюджета Главного управления Красного Креста. А процесс по переоборудованию помещения часовни в церковь опять возглавил директор Строгановского училища Н.В. Глоба. Большую помощь в этом деле ему оказывал энергичный председатель исполнительного комитета В.В. Пржевальский.

http://sobory.ru/article/?object=26782

Преподобный Силуан (1866–1938) Жизнь преподобного Силуана была умеренно суровая, с совершенным невниманием к внешности и большим небрежением о теле. Старец одевался грубо, как рабочие монахи; носил на себе много одежды, потому что за годы полного небрежения о теле часто простужался и страдал от ревматизма. Во время своего пребывания на Старом Руссике он сильно простудил себе голову, и мучительные головные боли вынуждали его ложиться в постель. Ночи тогда он проводил вне стен собственно монастыря, в большом помещении продовольственного склада, которым заведовал; делал он это ради большого уединения. Когда отец Силуан впервые был назначен экономом, то, придя от игумена в свою келлию, он горячо молился, чтобы Господь помог ему исполнять это ответственное послушание. После долгой молитвы был ему ответ в душе: «Храни благодать, данную тебе». Тогда понял он, что хранить благодать важнее и дороже всех прочих дел, и потому, вступив в послушание эконома, он неусыпно следил за тем, чтобы не прерывалась молитва его. Как эконом монастыря, преподобный Силуан имел под своим началом до двухсот рабочих. Утром, обходя мастерские, он давал в общих чертах указания старшим мастерам и затем уходил в свою келлию плакать о «народе Божием». Сердце его болело от скорби за рабочих; он оплакивал каждого. Тайно молился старец, но рабочие это чувствовали и любили его. Он никогда «не висел у них над душой» во время работы, не подгонял их, но они, обласканные, веселее работали и с большей энергией, чем у других. Преподобный Силуан был малограмотный, в детстве ходил в сельскую школу только «две зимы», но от постоянного чтения и слышания в церкви (на Афоне во время ночных служб и особенно всенощных бдений, которые длятся по восемь, девять и более часов, читают вслух много поучений из святоотеческой письменности) Священного Писания и великих творений святых отцов он очень развился и производил впечатление начитанного в монашеском отношении человека. От природы у него был живой, сообразительный ум, а долгий опыт духовной борьбы, внутренней умной молитвы, опыт исключительных страданий и исключительных Божественных посещений – сделал его нечеловечески мудрым и проницательным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  4.3 из  5) Предыдущий Следующий 44. Поклонение Богу в истине Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Вчера мы говорили о том, что суббота должна быть для человека, а не человек для субботы ( Мк.2:27 )! Но этот принцип предполагает не только допущение нарушения установлений, но и их соблюдение. Ведь для человека «суббота» все-таки должна быть! Это тем уместнее обсуждать в виду того, что сегодня мы вспоминаем разговор Христа с самарянкой ( Ин.4:1-26 ), в котором главным для наших с вами бесед является ее вопрос: «А как нужно молиться и поклоняться Богу? Христос на это ответил, что истиннии поклонницы поклоняются Богу духом и истиною ( Ин.4:23 )! Мы не можем не отнести эти слова к богослужению, и в частности, к тому, что неизбежно связанное с внешними формами и обрядами богослужение,непременно должно быть поклонением Отцу в духе и истине. А это как? – спросите вы! А так, как велит Церковь в своих установлениях, выработанных трудами великих подвижников и данных нам в руководство! Кто действительно жаждет спасения, тот должен любить Церковь, единственную надежную руководительницу ко спасению. А кто действительно любит Церковь, тот должен любить и все то, что дано Ею нам в руководство, что завещано Ею и установлено. При этом, в ее установлениях надо различать букву и дух (внутреннее содержание). Например, Устав велит соблюдать время совершения служб, о чем мы подробно говорили на нашем занятии «О времени суточных служб»! Ну,.. и много людей в нашей Церкви, соблюдает это принципиальное веление Устава?! Зайдите в наши храмы в празничные дни, и вы увидите повсеместное традиционное нарушение этой нормы в совершении так называемых «всенощных бдений»! Мало того, что для приходских храмов и малых обителей Устав этого даже не предполагает, о чем мы недавно с вами говорили («Знаки церковного календаря»), так еще и всенощными без зазрения совести у нас стали называть не те бдения, которые продолжаются всю ночь, а те, которые свят. Афанасий (Ковровский) с горечью называл пародиями и имитациями их. Вот его цитата: «Так называемые всенощные бдения, не только не занимающие всей ночи, но укладывающиеся порой в один час, и оканчиваемые задолго до начала ночи, совершающиеся без числа и без меры, едва не ежедневно, являются имитаций церковных служб, если не сказать: пародий».

http://azbyka.ru/video/44-poklonenie-bog...

священник Михаил Дудко Скачать epub pdf Содержание Детство Юность Подвижник Учение Кончина     Одним из самых почитаемых святых ХХ века является старец Силуан Афонский . В течение сорока лет он подвизался на Афонской Горе в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Умер 24 сентября 1938 года. Известность его приходится уже на годы после смерти. Так случается часто по евангельскому слову: нет пророка в своем отечестве, нет признания святого при жизни. Величие фигуры подвижника чаще всего видится после его отшествия, а пока он жив, его почитают за нечто обычное даже люди, хорошо его знающие. Вот как описывает биограф облик святого старца: “Ростом он был выше среднего. Крупный, но не великан. По телу он не был сухим. Но не был также и грузным. Сильный торс, крепкая шея, крепкие, пропорциональные торсу ноги с большими ступнями. Рабочие руки, сильные, с большими ладонями и крупными пальцами. Лицо и голова очень гармонических пропорций. Красивый, округлый, умеренный лоб, чуть больший длины носа. Нижняя челюсть крепкая, волевая, но без чувственности и жестокости. Глаза темные, небольшие. Взгляд спокойный, мягкий, по временам проницательно-пристальный, часто усталый от многого бдения и слез. Борода большая, густая, несколько с проседью. Волосы на голове темные, до старости умеренно густые…” На фотографиях старец не получался, хотя фотографировали его неоднократно. Куда-то уходили мягкость и благодушие, и появлялась суровость, которой в характере старца не было. Свидетели говорят, что по временам эта, как видим, незаурядная внешность старца преображалась так, что смотреть на его просветленное лицо было невозможно. Вспоминался Моисей, спустившийся с горы Синай, на которого не смел взирать народ. Жизнь афонская вообще довольно сурова, и старец, избегая крайностей, придерживался этой суровости в своей жизни. Одевался грубо, как рабочие. Тела своего, как и большинство афонских подвижников, не мыл, часто простужался и болел, так как не берег здоровья. От постоянного посещения храма и внимательного слушания всего читаемого – а на Афоне принято во время длительных всенощных бдений читать Священное Писание и творения святых отцов иногда по нескольку часов зараз – он сильно развился и производил впечатление человека очень начитанного. На самом деле старец был человеком малограмотным. Он посещал церковноприходскую школу только два года. Но детские годы – это не только школа. Учеба ребенка происходит и вне ее стен.

http://azbyka.ru/otechnik/Siluan_Afonski...

Слово в день Рождества Христова 30 Христос раждается: славите! Наконец, после долгого ожидания в посте и молитвах, наступает радостный для нас, христиане, праздник рождества Христова. Настоящий вечер в церковном значении есть уже утро праздника. Во время всенощных бдений, совершаемых пред наступлением великих праздников, читают повествования о тех событиях, в честь которых Церковь празднует, дабы мы наперед знали, где и как произошли они: зная, – сретали с благоговейными мыслями и святыми желаниями; сретив, достойно праздновали. Не прилично ли и теперь, среди утреннего богослужения, предложить повествование о вифлеемском событии? Даже не нужно ли, не полезно ли войти в размышление о некоторых обстоятельствах сего величайшего и славнейшего события? – Не будем исследовать, как Слово плоть бысть, – Бог сделался человеком, Невместимый вместился во утробе Св. Девы; – это велия благочестия тайна. Не будем говорить, как Св. Дева зачала от Духа Свята, и родив первенца, пребыла Девою; и это также тайна. Но скажем, как и где особенно действовал Премудрый Промысл Божий, употребляя обыкновенные способы в средства к исполнению своих намерений. Повествование о рождестве Христове начинается с обетований Божеских и сказаний пророческих. Небесный Отец возвестил нам о пришествии Спасителя вскоре по падении наших праотцев, и не преставал возвещать многочастно и многообразно в течение более пяти тысячелетий. Сперва видим Спасителя нашего в обетовании Божием о семени жены, потом слышим от Пророков о Его происхождении от Авраама и Давида, о Его рождении от Девы, далее узнаем время пришествия Его и место рождения, наконец видим Предтечу, уготовляющего Ему путь. Все это читалось ныне, дабы мы, озарившись светом сказаний пророческих, узрели, где начался рассвет праздника Христова, и как восходило к нам Солнце правды, – Иисус Христос. О, как много света приобретает вера того христианина, который с усердием и вниманием выслушает или прочтет сказания Пророков о Его пришествии! С какою светлою радостию он встретит тот великий день, который видеть хотели ветхозаветные праведники и не видеша.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРУСАЛИМСКИЙ УСТАВ [Иерусалимский Типикон, (Нео-) савваитский Типикон; греч. Τυπικν τς Λαρας το ϒου Σββα], книга, с XI в. определяющая порядок служб и регламентирующая использование основных богослужебных книг в визант. литургической традиции. Выражение «по Иерусалимскому уставу» означает совершение богослужения в соответствии с этим Типиконом. Двумя основными частями И. у. являются «Иерусалимские богослужебные главы» и «Иерусалимский синаксарь». «Иерусалимские богослужебные главы» определяли порядок и особенности совершения всенощного бдения (агрипнии палестинского происхождения) и служб суточного круга богослужения. «Иерусалимский синаксарь» - это собрание рубрик (уставных указаний) для служб всего церковного года, состоящее из 2 частей, месяцесловной и триодной. В месяцесловной части регламентировалось совершение служб годового неподвижного круга богослужения с 1 сент. по 31 авг.; в триодной устанавливался порядок совершения годового подвижного круга богослужения в период от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых. И. у. обладал основными литургическими параметрами (месяцеслов, лекционарная система, евхологические тексты) к-польского происхождения. Он появился в 1-й пол. XI в. в Палестине в результате адаптации к обычаям палестинских киновий первоначальной (к-польской) редакции Студийского синаксаря, возникшей в свою очередь не ранее 1-й пол. X в. Отличительной чертой богослужения, определявшегося И. у., было совершение в канун воскресных и праздничных дней особых «всенощных бдений» (агрипний), состоявших из великой вечерни , в к-рую были включены лития и благословение хлебов , и воскресной или праздничной утрени . В архаичных редакциях И. у., сохранившихся в сир. переводах, описание совершения всенощного бдения и некоторые указания общелитургического характера находились после текста «Иерусалимского синаксаря». В известных ранних греч. редакциях «Иерусалимские богослужебные главы» различной степени полноты помещены перед «Иерусалимским синаксарем». Отличительной особенностью всех ранних редакций И. у. было отсутствие описания малой вечерни в начале «Иерусалимских богослужебных глав», однако из текста следовало, что эта служба совершалась в притворе (нартексе) накануне воскресных и праздничных дней перед вечерней трапезой.

http://pravenc.ru/text/Иерусалимский ...

     12 июля – День памяти преподобного Паисия Святогорца. Отвечая на вопросы своих духовных детей о смерти, старец Паисий говорил, что «в день своего рождения человек должен думать о дне своей будущей смерти и готовиться к этому великому путешествию». Смерть – это самое несомненное событие, которое произойдет с человеком. Чтобы монахи в общежительных монастырях об этом не забывали, одному из монахов давали послушание напоминать другим отцам о смерти. Когда другие братья занимались послушаниями, этот монах подходил к ним и говорил каждому: «Братия, нам предстоит умереть». Жизнь наша обернута смертной плотью. Эту великую тайну не просто понять тем людям, которые состоят лишь из плоти и поэтому не хотят умирать, не хотят даже слышать о смерти. Смерти желают немногие. Большинство людей хотят успеть что-то завершить в сей жизни и поэтому не хотят умереть. Однако Благий Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, особым, только для него предназначенным образом – так, чтобы спасти его душу. Но человек духовный, будь он молодым или старым, должен радоваться и тому, что он живет, радоваться и тому, что ему предстоит умереть. Для человека, умершего в миру и духовно воскресшего, в отношении смерти совсем нет тревоги, страха или беспокойства, потому что он ждет смерть с радостью. Это происходит, потому что он пойдет ко Христу и будет радоваться рядом с Ним. Но и находясь в жизни сей, он тоже радуется, потому что и в сей жизни он тоже живет со Христом и чувствует часть райской радости, еще живя на земле. Подвижничество и боль были неотлучными спутниками старца всю его жизнь. Свои подвиги он принес в добровольную жертву любви ко Христу, мучительные болезни принимал с благодарностью и славословием. Страдание и болезни стали его почти всегдашним состоянием. Болея, он подвизался в подвигах аскезы, подвизаясь – болел. Он умел не обращать внимания на свою боль. «Ты делай свое дело, а я буду делать свое», – говорил он болезни и продолжал молиться, заниматься рукоделием или принимать людей. В то время как самому ему было больно, он утешал тех, кто тоже испытывал боль. С самого начала своей монашеской жизни старец много лет страдал и мучился от бронхоэктаза. Ему был поставлен неправильный диагноз и назначено неправильное лечение. Старец харкал кровью, и в конце концов ему была сделана сложная операция. Он очень чутко реагировал на холод. Если во время всенощных бдений двери храма были хоть чуточку открыты, то от малейшего сквозняка он начинал чихать и сильно кашлять. Все это состояние, каким бы трудным и болезненным оно ни было, старец терпел, славословя Бога. Он не роптал и не просил, чтобы Бог забрал от него болезни и дал ему здоровье. Он страдал от межпозвоночной грыжи, которую получил на Синае, пытаясь поднять тяжелый обломок гранита.

http://pravoslavie.ru/105096.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010