Как тропировать молитву «Господи, помилуй», почему запретили петь псалмы без тропарей и непростая история Трисвятого В Общецерковной аспирантуре состоялся цикл лекций византолога и музыковеда профессора Оксфордского университета Димитрия Кономоса. Предлагаем читателям «Правмира» текст четвертой лекции и её видеозапись. Профессор Димитрий Кономос – известный византолог и музыковед. Родился в 1947 г. в Сиднее (Австралия) в греческой семье. Получил докторскую степень по средневековому музыковедению в Оксфордском университете. После окончания университета профессор Кономос читал лекции по истории музыки и экологии гимнографии в разных университетах мира. Опубликовал большое количество книг и статей по византийскому и славянскому распевам, гимнографии, литургии, православию, окружающей среде и мифологии (российской и африканской). На данный момент Димитрий Кономос является внештатным профессором в университетах Оксфорда, Лондона и Ганновера. В 1995 г. был избран президентом Всемирной федерации православной молодежи «Синдесмос». Является руководителем секции охраны окружающей среды во Всемирном Совете Церквей. В 2000-х гг. был консультантом британской королевской семьи по вопросам Православия. В настоящее время проводит исследования по связям между древней еврейской духовной музыкой, раннехристианскими музыкальными традициями, диалектами и латинской литургической музыкой. Является прихожанином и певчим в храме в честь Святителя Николая Чудотворца в Оксфорде (Московский Патриархат). Тема нашей сегодняшней лекции – гимнография. Сегодня мы будем говорить не столько о музыке, сколько о словах. Рождение тропаря Во время богослужения мы используем краткие церковные песнопения под названием тропарь. Однако тропари первоначально были предназначены для пения как антифоны или рефрены после стихов псалма. Фактически 59-й канон Лаодикийского собора (360–381 гг.) запретил использование самодеятельных песнопений из-за боязни проникновения еретических учений. В каноне говорится: «Не подобает в Церкви читать псалмы, не освященные, или книги, не определенные правилом, но только книги, в правилах означенные – книги Нового и Ветхого Завета».

http://pravmir.ru/professor-konomos-zach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [греч. Ικωβος] (Кукузис Димитриос; 29.07.1911, дер. Айи-Теодори (ныне Зейтинли) на о-ве Имброс (ныне Гёкчеада, Турция) - 10.04.2005, Стамфорд, шт. Коннектикут, США), архиеп. Сев. и Юж. Америки (1 апр. 1959 - 29 июля 1996). Род. в семье Афанасия и Марии Кукузисов. В 1927 г. поступил в Богословскую школу на о-ве Халки, которую закончил с отличием в 1934 г., защитив дипломную работу «Об унии». 25 нояб. 1934 г. принял монашеский постриг с именем Иаков и был рукоположен во диакона. В течение 4 лет служил архидиаконом и исполнял обязанности проповедника Деркской митрополии. В 1939 г. по приглашению Американского архиеп. Афинагора (впосл. патриарх К-польский) эмигрировал в США, заняв должность архидиакона и преподавателя Богословской школы Св. Креста, находившейся тогда в Помфрете (шт. Коннектикут) и впосл. перенесенной в Бруклайн (пригород Бостона, шт. Массачусетс). До 1942 г. исполнял обязанности помощника декана (и кратковременно - декана). 16 июня 1940 г. рукоположен во пресвитера и назначен приходским священником ц. вмч. Георгия Победоносца в Хартфорде (шт. Коннектикут), 14 авг. 1940 г. возведен в сан архимандрита, в 1941-1942 гг. исполнял обязанности проповедника в кафедральном соборе Св. Троицы в Нью-Йорке, в 1942 г. определен священником в ц. свт. Николая Чудотворца в Сент-Луисе, в 1942-1954 гг. назначен настоятелем кафедрального собора в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Бостоне. В 1945 г. по окончании богословского фак-та Гарвардского ун-та И. была присвоена ученая степень магистра теологии. В 1950 г. И. получил гражданство США. Служба под рук. Афинагора во многом повлияла на мировоззрение И. и предопределила его дальнейшую карьеру. После восшествия Афинагора на К-польскую кафедру в 1950 г. И. был избран митрополитом Милетским и назначен директором Халкинской богословской школы. Но, не желая жить в Турции, И. отказался от этих должностей. В 1954-1955 гг. он возглавлял Богословскую школу Св. Креста в Бруклайне. 17 дек. 1954 г. избран епископом Мелитским (Мальтийским), викарием архиеп. Фиатирского, кафедра которого находилась в Женеве (хиротонисан 6 февр. 1955), и в марте 1955 г. назначен первым постоянным представителем К-польского Патриархата во Всемирном Совете Церквей . 4 апр. 1956 г. возведен в сан митрополита Мелитского.

http://pravenc.ru/text/200279.html

Митрополит Владимир (Котляров) 25 марта 2022 г. 13:00 Митрополит Владимир (Котляров) 27.05.1929–19.01.2022 19 января 2022 года на 93-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу митрополит Владимир -(Котляров), управлявший Санкт-Петербургской епархией в 1995–2014 годах, почетный настоятель собора Владимирской иконы -Божией Матери, почетный гражданин Санкт-Петербурга. PDF-bepcuя . Родился будущий архипастырь (в миру Владимир Котляров) 27 мая 1929 года в городе Актюбинске Казахской ССР в семье диакона. После окончания Джамбульского статистического техникума в 1948 году молодой человек поступил в Московскую духовную семинарию.  Сразу после выпуска в 1952 году Владимир начал путь церковнослужителя — псаломщиком в Никольском кафедральном соборе Алма-Аты. Там же 22 мая 1953 года был рукоположен в сан диакона, а через два дня — в сан священника. Обе хиротонии совершил архиепископ (в дальнейшем митрополит) Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский) — известный иерарх Русской Церкви, позднее причисленный к лику святых. Дальнейшие несколько лет жизни молодого священника были связаны с Ленинградом. Здесь он окончил духовную академию в 1958 году с ученой степенью кандидата богословия, после чего был оставлен в духовной школе профессорским стипендиатом для преподавания. Монашеский постриг отец Владимир принял в 1962 году и решением Священного Синода Русской Православной Церкви был назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.  В том же году возведен в сан архимандрита и направлен наблюдателем в Рим на II Ватиканский собор. Осенью 1962 года назначен представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве в сане епископа. Тридцатого декабря 1962 года хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. В 1964 году, два года спустя, молодого епископа назначили на первую самостоятельную архиерейскую кафедру — Воронежскую и Липецкую. Годом позже его способности оказались вновь востребованы на церковно-дипломатическом поприще. С этого времени он становится постоянным представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском в Дамаске.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

Мониторинг СМИ Епископ Венский Иларион. Комментарий к деяниям IV Всезарубежного Собора, или Еще раз о членстве Русской Церкви в ВСЦ 15.05.2006 13:31 Итоговая декларация IV Всезарубежного Собора имеет историческое значение. Фактически дан «зеленый свет» воссоединению Русской Православной Церкви Заграницей с Матерью-Церковью – Московским Патриархатом. Окончательное решение примет Архиерейский Собор, и хочется надеяться, что решение о восстановлении евхаристического общения будет принято уже в ближайшие дни. Я глубоко убежден в том, что нет более никаких препятствий к воссоединению. Остались разногласия, которые отражены и в итоговой декларации, однако их разрешение, как мне думается, не должно ставиться условием воссоединения. Все эти разногласия могут быть урегулированы и после того, как единство двух частей Русской Церкви будет восстановлено. Одно из разногласий касается членства Московского Патриархата во Всемирном Совете Церквей. На эту тему я дал отдельное интервью Интернет-сайту Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, и мне трудно сейчас добавить к сказанному что-либо принципиально новое. Однако я хотел бы прокомментировать сообщение о.Виктора Доброва, сделанное на второй день заседаний Всезарубежного Собора и, возможно, оказавшее влияние на процесс подготовки итоговой декларации Собора. Автор сообщения утверждает, что документ «Учение о Церкви: Призванные быть Единой Церковью», принятый на 9 Ассамблее ВСЦ в Порту-Алегри, «еретичен от начала и до конца», и что «этот документ вызывает сомнения в православности вероисповедования самой Московской Патриархии». Автор сообщения считает, что действия Московской делегации на 9-ой Экуменической Ассамблее должны быть «решительным образом осуждены». Автор заключает, что «сейчас, на данном этапе развития наших взаимоотношений, ставить вопрос о нашем вступлении в евхаристическое, или молитвенное общение с МП может оказаться несвоевременным и даже губительным в деле воссоединения Русской Поместной Церкви».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

О том, как у христиан возникла потребность в музыке на литургии, и когда церковный хор стал использовать ноты В Общецерковной аспирантуре состоялся цикл лекций византолога и музыковеда профессора Оксфордского университета Димитрия Кономоса. Предлагаем читателям «Правмира» текст первой лекции и её видеозапись. Профессор Димитрий Кономос – известный византолог и музыковед. Родился в 1947 г. в Сиднее (Австралия) в греческой семье. Получил докторскую степень по средневековому музыковедению в Оксфордском университете. После окончания университета профессор Кономос читал лекции по истории музыки и экологии гимнографии в разных университетах мира. Опубликовал большое количество книг и статей по византийскому и славянскому распевам, гимнографии, литургии, православию, окружающей среде и мифологии (российской и африканской). На данный момент Димитрий Кономос является внештатным профессором в университетах Оксфорда, Лондона и Ганновера. В 1995 г. был избран президентом Всемирной федерации православной молодежи «Синдесмос». Является руководителем секции охраны окружающей среды во Всемирном Совете Церквей. В 2000-х гг. был консультантом британской королевской семьи по вопросам Православия. В настоящее время проводит исследования по связям между древней еврейской духовной музыкой, раннехристианскими музыкальными традициями, диалектами и латинской литургической музыкой. Является прихожанином и певчим в храме в честь Святителя Николая Чудотворца в Оксфорде (Московский Патриархат). Тема нашей лекции – раннехристианское и византийское церковное пение. Ранний византийский период – IV–IX век, средний византийский период – IX–XV век, и, начиная с XV века – поствизантийский период. У многих вызывает удивление, когда я в своих лекциях говорю о том, что раннехристианская церковная музыка не была древней практикой, в то время, что люди не пели в церкви так, как мы привыкли. Когда я говорю об этом, я не имею в виду стиль музыки, ее звучание, аранжировку или какие-то другие акустические качества, я лишь обозначаю тот факт, что в то время, когда христиане начинали прославлять Господа, богослужения не сопровождались музыкой. Музыка появилась в церкви в результате большой уступки в сторону церковных властей. Она была принята во всем мире, и полностью одобрена лишь к V веку. Простота древнего богослужения на Святой земле

http://pravmir.ru/professor-dimitriy-kon...

О том, как церковная музыка стала выполнять функции иконы, раскрывая перед слушателем богословские истины В Общецерковной аспирантуре состоялся цикл лекций византолога и музыковеда профессора Оксфордского университета Димитрия Кономоса. Предлагаем читателям «Правмира» текст шестой лекции и её видеозапись. Профессор Димитрий Кономос – известный византолог и музыковед. Родился в 1947 году в Сиднее (Австралия) в греческой семье. Получил докторскую степень по средневековому музыковедению в Оксфордском университете. После окончания университета профессор Кономос читал лекции по истории музыки и экологии гимнографии в разных университетах мира. Опубликовал большое количество книг и статей по византийскому и славянскому распевам, гимнографии, литургии, православию, окружающей среде и мифологии (российской и африканской). На данный момент Димитрий Кономос является внештатным профессором в университетах Оксфорда, Лондона и Ганновера. В 1995 году был избран президентом Всемирной федерации православной молодежи «Синдесмос». Является руководителем секции охраны окружающей среды во Всемирном Совете Церквей. В 2000-х годах был консультантом британской королевской семьи по вопросам православия. В настоящее время проводит исследования по связям между древней еврейской духовной музыкой, раннехристианскими музыкальными традициями, диалектами и латинской литургической музыкой. Является прихожанином и певчим в храме в честь Святителя Николая Чудотворца в Оксфорде (Московский патриархат). В нашей сегодняшней теме мне бы хотелось сочетать две ассоциации – звук и образ. Музыка по самой своей природе является искусством, основанным на звуке, в ней нет постоянства, в ней возможны вариации и постоянные интерпретации. В отличие от пластических искусств, музыка не существует независимо от исполнителя и, надо полагать, слушателя. Ее исполнение подчиняется ряду факторов. Вследствие этого музыкальное творчество является одной из самых изменчивых художественных сил, и развитие музыки на христианском Востоке предоставляет нам уникальные примеры того, как человек может себя выразить в этой звуковой форме искусства.

http://pravmir.ru/professor-dimitriy-kon...

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в г. Ленинграде.  Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 году. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 году. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.  По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.  После окончания средней школы в 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 году.  3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен во иеродиакона, 1 июня того же года — во иеромонаха.  С 1970 г. — кандидат богословия Ленинградской духовной академии.  С 1970 по 1971 годы — преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских духовных школ; одновременно — личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1-го класса семинарии.  12 сентября 1971 года возведен в сан архимандрита.  С 1971 по 1974 годы — представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.  С 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии. В 1974-1984 гг. — доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии.

http://e-vestnik.ru/persons/patriarh_mos...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Женевы 12 февраля 2017 года, в Неделю о блудном сыне и день празднования  Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в Крестовоздвиженском соборе  Женевы (Швейцария) Божественную литургию в сослужении архиепископа Женевского и Западно-Европейского Михаила (Русская Зарубежная Церковь), представителя Московского Патриархата при Всемирном совете церквей протоиерея Михаила Гундяева, проректора Обшецерковной аспирантуры и докторантуры по учебной работе иеромонаха Иоанна (Копейкина), клириков собора. После сугубой ектении председатель ОВЦС вознес молитву о мире на Украине. По завершении Литургии архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил приветствовал владыку Илариона и преподнес ему на молитвенную память образ Спаса Нерукотворного. В ответном слове митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Дорогой владыка, дорогие отцы, братья и сестры! Всем вам хочу передать благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По его благословению я нахожусь сейчас в Швейцарии и радуюсь  возможности вновь посетить этот благолепный исторический храм – одну из святынь Русского Зарубежья, вознести молитвы вместе с вами, дорогой владыка, и порадоваться тому, что собор находится на реставрации: темные слои снимаются, а изначальный светлый слой росписи вскоре раскроется перед очами наших православных верующих. Вот уже почти десять лет, как Русская Православная Церковь Заграницей находится в полном общении с Московским Патриархатом. И за эти годы мы имели много возможностей вместе молиться, вместе служить, вместе причащаться и радоваться нашему общению. Сегодня мы вновь вознесли молитвы о единстве нашей Церкви, обо всех наших верующих – и тех, которые живут на своей родине, и тех, которые находятся в рассеянии, и тех, которые сегодня страждут на украинской земле.

http://mospat.ru/ru/news/48714/

Протоиерей Александр Лебедев: Мы находимся в состоянии трепетного ожидания того момента, когда церковное единство Русской Православной Церкви будет восстановлено Москва, 29 апреля 2007 г. Недавно состоялось последнее перед намеченным на 17 мая подписанием в Москве " Акта о каноническом общении " заседание Синода Русской зарубежной Церкви. О том, каковы его итоги, изменилось ли отношение Зарубежной Церкви к участию Московского Патриархата во Всемирном совете церквей, с какими чувствами церковная делегация готовится к визиту в Москву, в интервью порталу " Интерфакс-Религия " рассказал секретарь комиссии РПЦЗ по переговорам с Московским Патриархатом протоиерей Александр Лебедев. - Отец Александр, как Вы оцениваете итоги состоявшегося Синода Зарубежной Церкви? - Главной задачей Синода было закончить работу, предваряющую подписание " Акта о каноническом общении " , которое состоится 17 мая в храме Христа Спасителя в Москве. Был принят текст окончательного определения об утверждении этого документа, а также решение направить в российскую столицу делегацию во главе с митрополитом Лавром. Мы урегулировали положение трех клириков, которые перешли из Зарубежной церкви в Московский Патриархат. Настроение участников встречи было положительным, все находятся в ожидании скорейшего восстановления церковного единства. Согласно " Акту " , установлен порядок поминовения патриарха Московского и всея Руси перед поминовением первоиерарха Зарубежной Церкви. Это положение было одобрено Синодом в отдельной резолюции. Кроме того, на Синоде были утверждены литургические формы поминовения России. Сейчас в разных приходах у нас по-разному молятся о России: некоторые говорят о страждущей, некоторые - о многострадальной стране российской. На нынешнем Синоде была принята резолюция, чтобы молиться о " богохранимой стране российской " . Когда-то мы молились о гонимой России, сейчас, принимая во внимание, что гонения в России прекратились, поминать ее как многострадальную или страждущую уже неуместно. Хочу подчеркнуть, что при принятии этой резолюции никакого давления на нас со стороны Московского патриархата не оказывалось. Это наше внутреннее решение, принятое для того, чтобы установить единообразие поминовения России в наших приходах. Стоит добавить, что единая форма поминовения еще не вступила в силу. Синод выразил пожелание, а епархиальные архиереи должны будут разослать соответствующие указы по приходам.

http://pravoslavie.ru/21903.html

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Учебник христианской жизни Большая часть проповедей о. Виталия, вошедших в этот сборник, произнесена в советское время, но и для современного православного читателя они представляют многообразный интерес. Прежде всего — это свидетельство эпохи, к которой был очень внимателен о. Виталий. «Мы — молчащий народ», — церковь молчала, по обстоятельствам жизни, по обстоятельствам времени не имея открытой возможности проповедовать Христа словом вне стен храма. Проповедь вне храма была запрещена государственным законодательством, на нее решались лишь в частном общении, что делало ситуацию в чем-то похожей на ситуацию древней церкви. На пастырях, которые могли проповедовать в храме, лежала поэтому огромная ответственность. Служащего, по-настоящему проповедующего священника обычно изгоняли из храма, он должен был сделать выбор: либо отказаться от проповеди ради сохранения возможности служения и тайного личного общения с людьми, либо просто уйти. О. Виталий Боровой — один из очень немногих, кто в этих условиях решался проповедовать открыто. Слово о. Виталия, прежде всего, — слово пророческое. Протопресвитер, настоятель патриаршего собора, представитель Русской церкви во Всемирном совете церквей, опытный дипломат, он, тем не менее, прежде всего послушен Духу. Это послушание не раз заставляло о. Виталия как бы внутренне взрываться и, несмотря ни на что, все-таки говорить правду, говорить то, что есть. Сам он описывает это свое свойство с юмором: «Бедный я человек, сколько раз давал себе слово не вылезать, молчать, но вот, опять прорвало». И действительно — в то время не было другого проповедника, кто бы столь открыто говорил о проблемах церкви и общества. Но открытость, смелость о. Виталия была не в обличении государства, гонящего церковь (как и многие ответственные церковные люди того времени, он понимал, что вся вина за сложившееся положение лежит на самих христианах), а в свидетельстве непреходящей надежды. Много раз он говорил, что возрождение церкви обязательно будет, что это неизбежно случится: государственные режимы приходят и уходят, а Церковь Христова стоит вовек. Удивительно его мужество в этом свидетельстве, удивительна его смелость, здесь он — настоящий исповедник веры.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010