ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение продолжением работы Межрелигиозного совета России, направленной на активизацию диалога и сотрудничества традиционных религиозных общин в деле миротворчества и других общественно значимых областях. 2. Принять к сведению Положение о Межрелигиозном совете России, одобренное на его заседании 11 ноября сего года. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об участии возглавляемой им делегации в международной конференции «Европа после Косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей», состоявшейся 15-16 ноября 1999 года в Осло (Норвегия). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об участии делегации Русской Православной Церкви в Юбилейной международной межконфессиональной конференции, посвященной 2000-летию христианства, на тему «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13:8). Христианство на пороге третьего тысячелетия», проходившей с 23 по 25 ноября сего года в Москве. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию представителей Русской Православной Церкви. 3. Считать полезным продолжение и укрепление связей Русской Православной Церкви с христианами традиционных конфессий в странах СНГ и Балтии для укрепления межхристианского сотрудничества. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о VII Ассамблее Всемирной конференции «Религия и мир», состоявшейся в Аммане (Иордания) 25-29 ноября 1999 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение участием в VII Ассамблее Всемирной конференции «Религия и мир» делегации Межрелигиозного совета России, в состав которой вошли представители Русской Православной Церкви. Одобрить позицию означенных представителей. 3. Отметить факт избрания митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, одним из президентов Всемирной конференции «Религия и мир».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4951269...

В конце XIX – начале XX века в диалоге русских иерархов и богословов со старокатоликами был поставлен вопрос о значении проблемы Filioque. Основательная попытка анализа была осуществлена профессором В.В. Болотовым , который представил несколько трудов на эту тему. Его основной вывод состоял в том, что Filioque не является непреодолимым препятствием к воссоединению старокатоликов. Эта точка зрения и её аргументация будут иметь определённое влияние в рассматриваемом нами периоде 1 . После 1918 года преемство в обсуждении этой проблемы приняла на себя, прежде всего, русская богословская наука в эмиграции. Разделение оказалось для неё живым, каждодневным фактом. Завязался диалог более прямой, более частый, чем ранее. Появилась необходимость в переосмыслении факта разделения, его последствий и причин. Этапом в осмыслении проблемы Filioque является, в 1936 году, второй том «Трактата о Богочеловечестве» протоиерея Сергия Булгакова – Утешитель, с которого мы и начнём наше исследование. В 1940-х и 1950-х годах были изданы работы В.Н. Лосского , посвящённые вопросу о Filioque, и некоторые другие исследования, касающиеся этой проблемы. С 1960-х годов (после кончины Лосского) в обсуждении этого вопроса выдвигается православный публицист Оливье Клеман. В начале 1970-х годов он совместно с католическим богословом отцом Жан-Мишелем Гарригом выдвигает новую теорию, касающуюся соотношения восточной и западной пневматологий. Обсуждению этой теории будет посвящён ряд публикаций того времени. Рядом с этим проблема Filioque рассматривается в рамках богословского диалога, осуществляемого в Всемирном Совете Церквей (собеседования 1978–1979 гг.), а также в собеседованиях между православным и англиканским миром (1974–1984 гг.). Ряд работ по вопросу об исхождении Святого Духа появляются в рамках конференций, посвящённых юбилею Второго Вселенского Собора в 1981 году. Наконец, в 1995 году римская курия также издаёт согласительный документ по вопросу об исхождении Святого Духа, основанный во многом на упомянутой выше теории отца Гаррига. Этот документ вызвал оценку нескольких православных богословов, среди которых следует подчеркнуть имя Жан-Клода Ларше , опубликовавшего ещё несколько ценных работ, в которых затрагивается проблема Filioque.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/fili...

Святейший Патриарх Кирилл посетил представительство Московского Патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве 24 января 2016 г. 23:06 Вечером 24 января 2016 года, по окончании третьего дня работы Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил представительство Московского Патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. В ставропигиальном приходе Русской Православной Церкви при представительстве — храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх совершил молебен Божией Матери. За богослужением молились  архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил  ( Русская Православная Церковь Заграницей ), руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , представитель Московского Патриархата при  Всемирном совете церквей  и международных организациях в Женеве протоиерей Михаил Гундяев, многочисленные прихожане. В храме присутствовал постоянный представитель Российской Федерации при отделении ООН и других международных организациях в Женеве А.Н. Бородавкин. По окончании молебна Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим со словом: «Дорогие братья и сестры! Я испытываю особую радость в связи с тем, что мы совершили в этом переполненном храме молебное пение. Мне по-разному приходилось совершать службы в этом храме — и когда прихожан было в десять раз меньше, и когда затем народ стал прибавляться. С этим приходом у меня связано очень многое. Я приехал в Женеву 45 лет назад и в нем начал свое служение. Когда храм переместили сюда, то, войдя в это помещение, я почти не почувствовал разницы, потому что были те же иконы, те же люди, тот же хор. Сейчас этот хор очень поменялся, но до сих пор мы с радостью приветствуем Марианну Михайловну. Кого-то уже не вижу из тех, с кем я начинал свое служение. Поэтому все это затрагивает очень глубокие человеческие струны. Думаю, каждому из вас это понятно. Те, кому дано отмерять свою жизнь такими периодами, как 45, 50, 60 лет, понимают, как ценишь все то, что было в прошлом.

http://patriarchia.ru/db/text/4355251.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святейший Патриарх Кирилл встретился с и.о. генерального секретаря Всемирного совета церквей протоиереем Иоанном Саукой 17 октября состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с исполняющим обязанности генерального секретаря Всемирного совета церквей протоиереем Иоанном Саукой. 17 октября 2022 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с исполняющим обязанности генерального секретаря Всемирного совета церквей протоиереем Иоанном Саукой. Во встрече, которая прошла в Патриаршей резиденции московского Данилова монастыря , также приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний , заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков) , представитель Московского Патриархата при Всемирном совете церквей и международных организациях в Женеве протоиерей Михаил Гундяев, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) и сотрудник ВСЦ Бенджамин Симон. Обращаясь к гостю с приветствием, Святейший Владыка отметил: «Я очень ценю, что вы приехали в это непростое время в Россию, чтобы встретиться со мной и моими собратьями, поговорить о ситуации, которая складывается сегодня в международных отношениях. Естественно, что эта ситуация отражается и на межцерковных отношениях». Подчеркнув значимость вклада Всемирного совета церквей в преодоление различного рода проблем в отношениях между народами, Патриарх Кирилл поделился воспоминаниями о времени, когда он в 1971-1974 годах являлся представителем Московского Патриархата при ВСЦ в Женеве. «На моей памяти было множество политических кризисов, которые ставили межхристианское движение в очень сложное положение, и тогда возникали вызовы самому факту существования ВСЦ, — продолжил Его Святейшество. — Но мы всегда находили выходы из этих положений и помогали церквам участвовать в миротворческих процессах».

http://sedmitza.ru/patriarch/2022-10-18/...

Святейший Патриарх Кирилл встретился с и.о. генерального секретаря Всемирного совета церквей протоиереем Иоанном Саукой 18 октября 2022 г. 16:00 17 октября 2022 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с исполняющим обязанности генерального секретаря Всемирного совета церквей протоиереем Иоанном Саукой. Во встрече, которая прошла в Патриаршей резиденции московского Данилова монастыря , также приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний , заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков) , представитель Московского Патриархата при Всемирном совете церквей и международных организациях в Женеве протоиерей Михаил Гундяев, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) и сотрудник ВСЦ Бенджамин Симон.  Обращаясь к гостю с приветствием, Святейший Владыка отметил: «Я очень ценю, что вы приехали в это непростое время в Россию, чтобы встретиться со мной и моими собратьями, поговорить о ситуации, которая складывается сегодня в международных отношениях. Естественно, что эта ситуация отражается и на межцерковных отношениях».  Подчеркнув значимость вклада Всемирного совета церквей в преодоление различного рода проблем в отношениях между народами, Патриарх Кирилл поделился воспоминаниями о времени, когда он в 1971-1974 годах являлся представителем Московского Патриархата при ВСЦ в Женеве.  «На моей памяти было множество политических кризисов, которые ставили межхристианское движение в очень сложное положение, и тогда возникали вызовы самому факту существования ВСЦ, — продолжил Его Святейшество. — Но мы всегда находили выходы из этих положений и помогали церквам участвовать в миротворческих процессах».  Сложившаяся сейчас в мире сложная ситуация накладывает свой отпечаток и на отношения между церквами, констатировал Святейший Владыка, упомянув, что к этому также добавляется комплекс проблем, связанных с пандемией коронавируса, весьма болезненно отразившейся на жизни людей и затронувшей в том числе церкви. «Я бы хотел отметить с признательностью тот факт, что Всемирный совет церквей в это непростое время справляется с задачами и вызовами, которые встают перед ним», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 

http://patriarchia.ru/db/text/5969174.ht...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере января 2023 Десятая кафедра Приснопамятный митрополит Владимир (Котляров) за годы архиерейского служения возглавлял 10 епархий, десятой и последней из которых стала Санкт-Петербургская митрополия. Он управлял ею без малого восемнадцать лет. В годовщину со дня кончины владыки Владимира о нем вспоминают люди, его знавшие и с ним общавшиеся по долгу службы. Молитвенник, строитель и любящий отец Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав начинал служение Церкви иподиаконом владыки Владимира , тогда архиепископа Псковского и Порховского. — В ноябре 1988 года я вернулся домой из армии, и встал вопрос о моей дальнейшей судьбе, — рассказывает владыка Мстислав. — Как сын священника, я хотел служить Господу, мечтал поступить в семинарию. Матушка Юлиания, жена ныне покойного архидиакона Андрея Мазура, рассказала моим родителям, что во Псков приехал владыка Владимир и ему очень нужны иподиаконы. На семейном совете решили, что я поеду во Псков, а оттуда уже будут поступать в семинарию. Приехал я во Псков, владыка благословил, чтобы я стал иподиаконом. Секретарем его был Сергей Иванович Куксевич, сейчас протоиерей и секретарь епархиального управления, а тогда он был еще не в сане. Митрополит Владимир (Владимир Саввич Котляров) родился 27 мая 1929 года в Актюбинске (Казахстан) в семье диакона. В 1952 году окончил Московскую духовную семинарию. 22 мая 1953 года рукоположен во диакона, 24 мая — во пресвитера. В 1958 году окончил Ленинградскую духовную академию. В феврале 1962 года пострижен в монашество; в октябре 1962 года возведен в сан архимандрита. 29 ноября 1962 года назначен постоянным представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей и одновременно определен быть епископом Звенигородским, викарием Московской епархии. 30 декабря 1962 года хиротонисан во епископа. Занимал последовательно несколько епископских кафедр. 27 декабря 1995 года назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. 19 марта 2014 года почислен на покой. Отошел ко Господу 19 января 2022 года после тяжелой продолжительной болезни.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=218360

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > К 75-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве 13.09.2023 498 Время на чтение 79 минут Источник: Благодатный Огонь От редакции сайта «Благодатный Огонь»: 75 лет назад, в июле 1948 года Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных православных Церквей. Для этой цели с 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным и плодотворным. В торжествах приняли участие главы Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, представители Вселенской, Александрийской, Антиохийской, Элладской, Албанской, Польской Церквей. Богословским итогом работы Совещания, которое проходило в московском храме Воскресения в Сокольниках, стал вышедший в следующем, 1949 году двухтомник «Деяния Совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей» (М., 1949). Среди вопросов, которые обсуждались на Совещании, были отношение к экуменическому движению (осенью 1948 г. состоялась I Ассамблея Всемирного Совета Церквей, приглашение на участие в которой получили все Православные Церкви, однако участники Совещания 1948 г. посчитали невозможным для православных участвовать во Всемирном Совете Церквей), отношение к Ватикану, вопрос о действительности англиканской иерархии, календарный вопрос. Участники Всеправославного Совещания: — осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию; — не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции; — высказались за сохранение Александрийской Пасхалии. Так как в последнее время некоторыми церковными историками намеренно искажается историческая роль Всеправославного Совещания 1948 года, проходившего в период Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия I и во время правления И.В. Сталина, напомним читателям об одном из важнейших церковных событий ХХ века. Вряд ли сейчас, во время процветающей демократии, возможно в России проведение подобного антиэкуменического Всеправославного Собора, который проходил тогда в СССР и который, вне всякого сомнения, был одним из самых важных церковных событий ХХ века.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/k_75le...

Скачать epub pdf Содержание Сообщение I. Центральность Христа в православном богословии Сообщение 2. Единство и миссия Сообщение 3. Исповедание Христа сегодня посредством Литургии Сообщение 4. Нынешнее евангельское свидетельство православия Замечания и комментарии. Христианство в иудаизме. Исполнил ли Иисус Ветхий Завет? Список участников     Православная Консультация подготовляется к Четвертой Ассамблее Всемирного Совета Церквей 4–8 июня 1974 года, Черникский монастырь близ Бухареста/Румыния/был местом важной богословской Консультации, назначение которой – подготовить православное участие в Четвертой Ассамблее Всемирного Совета Церквей, намечаемой на ноябрь 1975 года в Найроби/Кения; а не в Джакарте – в Индонезии, как планировалось первоначально/. «Исповедание Христа сегодня» – будет на Ассамблее одной из основных тем. Она затрагивает основные спорные вопросы, обсуждаемые среди христиан: Что включает в себя «исповедание Христа»? Является – ли оно только вопросом вербальной правильности вероучения или же оно включает в себя действие по улучшению мира? И если да, то насколько христиане должны связывать себя с секулярными делами? Могут – ли они принимать секулярные идеологии, которые они полагали – бы в качестве содействующих тому же самому, что и христианство ? Далее, является – ли историческое строение Царства Божия таким, что христиане просто должны бы присоединиться к нему, или же Царство Божие вторгается в историю в качестве «новой» и «отличной» реальности? Известно, что недавние тенденции во Всемирном Совете Церквей описывались как «секуляризм» и определялись как преувеличенный «горизонтализм», – включающий в себя социальный и политический интерес за счет превосходящего дара новой и вечной жизни во Христе Иисусе и резко критиковались православными в последние годы. Патриархи Константинополя и Москвы в различных формах выразили свою критику, ставшую известной на заседании центрального комитета в Женеве/1973/. Священный Синод Православной Церкви в Америке опубликовал пространную энциклику «О христианском единстве и экуменизме», в которой этот вопрос был поднят со всей силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/isp...

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с и. о. генерального секретаря ВСЦ протоиереем Иоанном Саукой 17 октября 2022 года 17 октября 2022 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с исполняющим обязанности генерального секретаря Всемирного совета церквей протоиереем Иоанном Саукой. Во встрече, которая прошла в Патриаршей резиденции московского  Данилова монастыря , также приняли участие председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Антоний , заместитель председателя ОВЦС  архимандрит Филарет (Булеков) , представитель Московского Патриархата при Всемирном совете церквей и международных организациях в Женеве протоиерей Михаил Гундяев, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) и сотрудник ВСЦ Бенджамин Симон.  Обращаясь к гостю с приветствием, Святейший Владыка отметил: «Я очень ценю, что вы приехали в это непростое время в Россию, чтобы встретиться со мной и моими собратьями, поговорить о ситуации, которая складывается сегодня в международных отношениях. Естественно, что эта ситуация отражается и на межцерковных отношениях».  Подчеркнув значимость вклада Всемирного совета церквей в преодоление различного рода проблем в отношениях между народами, Патриарх Кирилл поделился воспоминаниями о времени, когда он в 1971-1974 годах являлся представителем Московского Патриархата при ВСЦ в Женеве.  «На моей памяти было множество политических кризисов, которые ставили межхристианское движение в очень сложное положение, и тогда возникали вызовы самому факту существования ВСЦ, — продолжил Его Святейшество. — Но мы всегда находили выходы из этих положений и помогали церквам участвовать в миротворческих процессах».  Сложившаяся сейчас в мире сложная ситуация накладывает свой отпечаток и на отношения между церквами, констатировал Святейший Владыка, упомянув, что к этому также добавляется комплекс проблем, связанных с пандемией коронавируса, весьма болезненно отразившейся на жизни людей и затронувшей в том числе церкви. «Я бы хотел отметить с признательностью тот факт, что Всемирный совет церквей в это непростое время справляется с задачами и вызовами, которые встают перед ним», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 

http://foto.patriarchia.ru/news/vstrecha...

прот. Имрих Белейканич Введение 1054 год всеми признается вехой, когда произошел раскол в христианском мире. Тем не менее правда и то, что и ранее возникали различия, которые отдаляли друг от друга Восток и Запад. Мы не собираемся говорить о том, что было причиной раскола. Очевидно, что и в наше время существуют непреодолимые принципиальные различия. Мы живем в экуменическую эпоху, когда христиане стремятся к восстановлению единства. Эти устремления можно назвать благими, поскольку Христос желал, чтобы христиане были едины, о чем свидетельствует и Его первосвященническая молитва ( Ин. 17:1–26 ). Грех есть причина разделения, поэтому нужно стремиться к восстановлению первозданного единства христианского мира. Христос хочет, чтобы христиане жили в единстве. С этой точки зрения упомянутое стремление обосновано. Современность убеждает нас в том, что христиане хотят жить в единстве. Однако у каждого о нем свои представления. Свои взгляды на восстановление единства христианства уже формулировали и католики, и евангелики, и разумеется, должны выразить их и мы, православные. Реальным проявлением стремления к восстановлению единства христиан было учреждение в протестантской среде Всемирного Совета Церквей и Конференции Европейских Церквей. По прошествии определенного времени их членами стали и отдельные Поместные Православные Церкви с целью нести в протестантском мире свидетельство об истине. Сегодня ситуация такова, что Поместные Православные Церкви выходят или же высказывают намерение выйти из этих экуменических центров. В связи с этой ситуацией Его Святейшество Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси, выступил с инициативой проведения встречи высших представителей Поместных Православных Церквей, на которой эта проблема была бы решена и было бы принято общее решение либо о выходе, либо о дальнейшем пребывании во Всемирном Совете Церквей и Конференции Европейских Церквей. Проявлением стремления к восстановлению христианского единства был также II Ватиканский собор, созванный папой Иоанном XXIII и закончившийся при понтификате папы Павла VI. Этого собора многие христиане ожидали в надежде, что он будет шагом к сближению христиан разных вероисповеданий. В этой надежде жили и православные христиане во всем мире. Некоторые Поместные Православные Церкви прислали на собор своих наблюдателей, что было всеми воспринято как позитивный шаг. Собор принял очень важные документы, и одним из них является декрет об экуменизме, в котором выражено представление римско-католических теологов о будущем единстве христиан. Мы не будем подробно анализировать этот декрет, лишь констатируем, что он расходится с представлениями православных богословов о восстановлении единства разделенного христианского мира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010