Документы Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 июня 2016 года О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви 13.06.2016 19:21 О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви. Документ принят на заседании Священного Синода от 13 июня 2016 года (журнал 40). Русская Православная Церковь на протяжении многих десятилетий принимала и продолжает принимать деятельное участие в подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. Начиная с Первого всеправославного совещания на Родосе в 1961 году, выдающиеся иерархи и лучшие богословы нашей Церкви вносили свой вклад в разработку множества соборных тем, в том числе и тех, которые впоследствии не были включены в повестку дня Святого и Великого Собора. Ради скорейшего созыва Собора Русская Православная Церковь неоднократно подтверждала свою готовность к достижению взаимоприемлемых для всех участников предсоборного процесса решений, даже если таковые решения уклонялись от ранее согласованных Церквами правил подготовки Собора. Однако принцип общеправославного консенсуса является неизменной основой предсоборного процесса, начиная с Родосского совещания 1961 года, на котором по инициативе Константинопольского Патриархата было определено: «Решения общих собраний принимаются при полном единогласии делегаций Церквей» (Порядок функционирования и работ Родосской всеправославной конференции, п. 14) . Затем это правило было закреплено Регламентом Всеправославных предсоборных совещаний, принятым в 1986 году: «Тексты по всем темам повестки Всеправославных предсоборных совещаний утверждаются единогласно» (ст. 16) . Собранием Предстоятелей Православных Церквей в 2014 году было подтверждено: «Все решения, как во время Собора, так и на подготовительных этапах, принимаются на основеконсенсуса» (Решение Собрания Предстоятелей, п. 2а) . Тот же принцип установлен в Регламенте организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви, который был разработан Собранием Предстоятелей Православных Церквей, состоявшимся в Шамбези 21-28 января 2016 года. Данный Регламент предусматривает, среди прочего, что Собор «созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей» (ст. 1) .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Критская затея патриарха Варфоломея апокалипсисом и не пахнет Крит-2 — слишком красивая идея для человека, который ведет себя, как старый склочник 16.11.2018 6107 Время на чтение 5 минут Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви в своём решении по вопросу автокефалий и диаспор указал на то, что вопросы предоставления автокефального статуса не могут приниматься единоличной волей Первого Среди Равных. Такие дела должны решаться лишь соборно. Митрополит Амфилохий заявлял об этом ещё накануне Св.Арх.Собора, его интервью ТАСС вызвало настоящую сенсацию. Эта же мысль была в тексте Решения Собора. Так, в тексте владыки Иринея (Буловича) акцентируется именно это: «Собор предлагает Константинопольской Патриархии и всем остальным поместным автокефальным Православным Церквям как можно скорее рассмотреть вопросы об автокефалии и православной диаспоре на Всеправославном Соборе, чтобы подтвердить и укрепить соборность и единство Православной Церкви, и в будущем избежать искушений, через которые сейчас проходит Святое Православие». Однако, в православной среде нередко можно встретиться с настроениями, которые воспринимают грядущий Собор в совершенно апокалиптическом контексте. Отсюда и конспирологические схемы, преподносящие драматические события, связанные с украинским церковным кризисом, в контекст якобы срежиссированной патр. Варфоломеем «многоходовки», нацеленной на вовлечение РПЦ к участию в Соборе, который преподносится как 8-й вселенский. Чем, на Ваш взгляд, вызвана столь широкая распространённость подозрительности у части наших единоверцев? Почему эта потенциально возможная встреча иерархов изначально воспринимается не в качестве события, подтверждающее соборное единство Поместных Церквей, но как некий однозначно апостасийный акт? Мы попросили наших экспертов прокомментировать подобную постановку вопроса. Иеромонах Макарий (Маркиш ) , руководитель информационного отдела Иваново-Вознесенской епархии: Это нельзя назвать подозрительностью. Подозрительность по смыслу может касаться лишь сферы личной компетенции и личной ответственности : покупать ли фрукты-овощи «второй свежести», открывать ли вложения в электронные письма с вирусами, поступать ли на дистанционные курсы по торговле ценными бумагами и т.п. Согласитесь, что в этих делах нашим единоверцам и согражданам заметно не хватает здоровой меры подозрительности!

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/16/kr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русская Православная Церковь сказала свое веское слово Священный Синод предложил перенести Всеправославный Собор; в противном случае наша Церковь отказывается от участия в Соборе 13.06.2016 2505 Время на чтение 11 минут Сегодня Священный Синод Русской Православной Церкви принял заявление о ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Документ принят на заседании Священного Синода от 13 июня . Русская Православная Церковь на протяжении многих десятилетий принимала и продолжает принимать деятельное участие в подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. Начиная с Первого всеправославного совещания на Родосе в 1961 году, выдающиеся иерархи и лучшие богословы нашей Церкви вносили свой вклад в разработку множества соборных тем, в том числе и тех, которые впоследствии не были включены в повестку дня Святого и Великого Собора. Ради скорейшего созыва Собора Русская Православная Церковь неоднократно подтверждала свою готовность к достижению взаимоприемлемых для всех участников предсоборного процесса решений, даже если таковые решения уклонялись от ранее согласованных Церквами правил подготовки Собора. Однако принцип общеправославного консенсуса является неизменной основой предсоборного процесса, начиная с Родосского совещания 1961 года, на котором по инициативе Константинопольского Патриархата было определено: «Решения общих собраний принимаются при полном единогласии делегаций Церквей» (Порядок функционирования и работ Родосской всеправославной конференции, п. 14). Затем это правило было закреплено Регламентом Всеправославных предсоборных совещаний, принятым в 1986 году: «Тексты по всем темам повестки Всеправославных предсоборных совещаний утверждаются единогласно» (ст. 16). Собранием Предстоятелей Православных Церквей в 2014 году было подтверждено: «Все решения, как во время Собора, так и на подготовительных этапах, принимаются на основе консенсуса» (Решение Собрания Предстоятелей, п. 2а). Тот же принцип установлен в Регламенте организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви, который был разработан Собранием Предстоятелей Православных Церквей, состоявшимся в Шамбези 21-28 января 2016 года. Данный Регламент предусматривает, среди прочего, что Собор «созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей» (ст. 1).

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/13/ru...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церкви у края ойкумены Противники Собора на Крите опасаются его превращения в инструмент модернизации православия 15.06.2016 798 Время на чтение 7 минут Патриархов Варфоломея и Кирилла обвиняют в стремлении к «восточному папизму». Фото РИА Новости Сегодня на остров Крит начнут прибывать делегации от православных Церквей для участия во Всеправославном соборе, который в официальных документах называют «Святым и Великим» - в отличие от церковных собраний в рамках каждой юрисдикции. В пятницу должен состояться так называемый малый синаксис, то есть предсоборное совещание делегатов. Но ни на совместных богослужениях, которые будут предварять торжественную часть, ни на церемонии открытия утром 20 июня фотографам не удастся запечатлеть картину воплощенной солидарности православных иерархов. От участия отказалась РПЦ, а ранее это сделали Болгарская, Антиохийская, Сербская и Грузинская церкви. Из 14 Церквей в «Святом и Великом» соборе примут участие в лучшем случае девять. Собравшись на экстренное заседание вечером в понедельник, Синод Русской православной церкви принял решение не направлять на Крит делегацию. В своем официальном заявлении епископы постановили «поддержать предложения Антиохийской, Грузинской, Сербской и Болгарской православных церквей о переносе проведения Всеправославного собора» на срок, который будет принят в результате консенсуса. Синод РПЦ направит это решение Константинопольскому (Вселенскому) патриарху Варфоломею, инициатору Собора. Московский патриархат ждет ответа от Константинополя, а если его не получит - на Крит не поедет. По сообщению РИА Новости, из стана «константинопольцев» уже поступают заверения, что Собор все равно состоится, невзирая на позицию Москвы. Однако Русская церковь оставляет за собой возможность в дальнейшем участвовать в соборном процессе, но уже на условиях полной солидарности Церквей. Также РПЦ видит будущий Собор в таком формате, который предполагает участие всех епископов, что дает ей преимущество как самой многочисленной по числу иерархов Церкви. Ранее Константинопольский патриархат на такие условия не соглашался.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/i...

Митрополит Амфилохий заявлял об этом ещё накануне Св.Арх. Собора, его интервью ТАСС вызвало настоящую сенсацию. Эта же мысль была в тексте Решения Собора. Так, в тексте владыки Иринея (Буловича) акцентируется именно это: «Собор предлагает Константинопольской Патриархии и всем остальным поместным автокефальным Православным Церквям как можно скорее рассмотреть вопросы об автокефалии и православной диаспоре на Всеправославном Соборе, чтобы подтвердить и укрепить соборность и единство Православной Церкви, и в будущем избежать искушений, через которые сейчас проходит Святое Православие». Однако, в православной среде нередко можно встретиться с настроениями, которые воспринимают грядущий Собор в совершенно апокалиптическом контексте. Отсюда и конспирологические схемы, преподносящие драматические события, связанные с украинским церковным кризисом, в контекст якобы срежиссированной патр. Варфоломеем «многоходовки», нацеленной на привлечение РПЦ к участию в Соборе, который преподносится как 8-й Вселенский. Янина Алексеева , руководитель Православного просветительского общества (София, Болгария), отнеслась к подобной постановке вопроса с юмором, полагая, что «идея интересная, но едва ли реализуемая в нужном Фанару варианте. А кроме того... слишком красивая для человека, который ведет себя, как старый склочник». А Иеромонах Макарий (Маркиш), руководитель информационного отдела Иваново-Вознесенской епархии, комментируя конспирологические схемы и психологию их носителей, обратил особое внимание на те внешние силы, которые искусно поддерживают и внедряют разрушительные идеи. Эту мысль о.Макарий подкрепил словами святейшего патриарха Алексия II , сказанными им 15 лет назад и по другому поводу: « Подобная раскольническая деятельность подменяет разумную церковную жизнь перманентным противостоянием мнимым «отступникам», «предателям Православия» и процветает на почве невежества, отсутствия культуры и интеллектуального развития». Предлагаем вниманию читателей беседу помощника главного редактора «Русской народной линии» Павла Вячеславовича Тихомирова с нашим постоянным автором, доктором юридических наук (Университет в Крагуевце, Сербия), членом Правового-политическог o совета Автономного края Косово и Метохия г-ном Зораном Чворовичем .

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/23/za...

монах Каллист Властос Содержание Предисловие редактора От автора Часть I. История отделения Западной Церкви от Православной Восточной Церкви Глава I Глава II Глава III Часть II. Переговоры о единстве Церквей между Императором Константинопольским Михаилом Палеологом и Григорием I Папой Римским и Догматическое послание святогорских отцов Императору Михаилу Глава IV Глава V Часть III. Житие иже во святых отца нашего Марка, архиепископа Эфесского Евгеника, и о происходившем на Флорентийском Соборе, созванном ради соединения Церквей Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX     Историческое исследование об отделении Западной Церкви от Православной Восточной Церкви и о бывшем на Флорентийском Соборе коварстве и насилии по отношению к православным. Предисловие редактора Представляемая ныне русскому православному читателю книга афонского монаха Каллиста (Властоса) была написана более века назад и посвящена событиям полутысячелетней давности – Ферраро-Флорентийскому Собору 1438–1439 годов, на котором была сделана одна из наиболее решительных и известных попыток воссоединения православного Востока и католического Запада. Относительно недавно, в 1991 году, эта книга была вновь переиздана на Афоне. Мы видим, что дела далеких, казалось бы, дней вновь и вновь привлекают внимание православных людей. И вряд ли это является случайным. Ферраро-Флорентийский Собор во многом определил как дальнейшее внутреннее развитие Восточной и Западной Церквей, так и характер их взаимных отношений. Задуманный и готовившийся как восьмой Вселенский Собор, он не оправдал возлагавшихся на него надежд, не выполнил своей цели соединения Востока и Запада, и вместо Вселенского стал «суемысленным» и «богоотметным». Конечно, истинная Церковь , Церковь как Тело Христа – едина, и обусловленное человеческими грехами разделение ее на конфессии является неотступным укором для совести каждого христианина. Лучшие сыны Православия, церковные деятели и богословы, клирики и миряне, всегда скорбели по поводу расколов, раздирающих нешвенный хитон Христов. Онтологическое единство Церкви обязывает ее чад стремиться и к эмпирическому его воплощению. Не следует думать, что Великая схизма есть то глобальное зло, полное и окончательное искоренение которого возможно лишь по скончании времен и преображении всех стихий тварного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Н.И. Гиббенет Дополнительные приложения к первой части I. Сказание антиохийского патриарха Феодора Валсамона – почему александрийский патриарх носит золотую лиру и называется судья вселенский. (Перевод с греческого письма). Вопрошает Феодор Валсамон, патриарх Божия града Антиохии: чего ради александрийский патриарх носит златую лиру (корону) на главе своей? Он же и отвечает: яко сию почесть прия свитый Кирил александрийский патриарх от Келестина папы (римского), зане бысть местоблюститель ему на вселенском соборе иже во Ефесе. Обаче иные и иную вину предлагают вкупе общую и опасную. Повествуют убо историографы, монах же Феофан и Епифаний, бывший великий логофет 451 , яко во время царя Василия Багрянородного, иже царствова после Иоанна Цымисхия лет 53, яко сотвори прение с Евстафием константинопольским патриархом о доходах великие церкви, и слово за слово дошли и до досады и в нелепые словеса и афориса (отлучи) царя патриарх, только за нелепые оные словеса дерзну царь и зауши патриарха. Бысть убо о сем великое смятение, иные помогах царю, иные же патриарху; последи же согласишася оба, царь и патриарх, и призваша блаженнейшего патриарха александрийского кир Феофила да судит их. И убо яко прииде александрийский патриарх сотвори два вощаные истуканы, един во образ царев, а другой во образ патриархов, и по литургии сотвори суд кир Феофил патриарх: да отсечется из корени язык патриархов и десницу цареву подобно, иже зауши патриарха, да отсечется же. (Оле чудесе! истече кровь от руки). Тогда царь Василий взял диадему с главы своей и подари патриарха кир Феофила; патриарх же Евстафий дав ему епитрахиль свою. Сего ради ныне носит александрийский патриарх два епитрахили и златую корону на главе своей; и зане суди вселенского царя и вселенского патриарха, сего ради называется и хвалится и до днесь александрийский патриарх судия вселенной. Сице вкратце пишут вышеписанные церковные историографы Феофан и Епифаний. Случися же сие дело в лето от воплощения Христова 1026-го. II. Соборное уложение патриарха Иосифа о подтверждении правила, положенного на стоглавом соборе, касательно единогласного чтения при отправлении божественных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

На фоне звучных имен христианских писателей V века — таких, как святители Иоанн Златоуст или Кирилл Александрийский, — имя Василия, предстоятеля Селевкийской Церкви в течение почти сорока лет (после 431–468), отходит на второй план. Этому в немалой степени способствовали его достаточно непоследовательные шаги на поприще церковной политики, которая к середине V столетия находилась в стадии сложных догматических споров, получивших название христологических. На церковном соборе в Константинополе (448 г.), где среди прочего разбиралось дело столичного архимандрита Евтихия, обвинявшегося в ереси монофизитства, Василий был одним из тех, кто предложил формулировку, выражающую православное учение о двух природах во Христе 2 . Однако вскоре он принял участие в печально известном “разбойничьем соборе”, состоявшемся в Ефесе в 449 году. Здесь возобладали сторонники опального архимандрита, которого признали невиновным, вернули ему былые церковные полномочия, а константинопольского патриарха Флавиана сместили. Во главе победителей стоял Диоскор, епископ Александрийский, которому подчинялась специальная комиссия, в которую среди прочих входил и Василий Селевкийский. По сохранившимся сведениям собор проходил в условиях жесткого принуждения и силового давления на участников. Так, в распоряжении Диоскора находился воинский гарнизон, который при малейшем намеке на сопротивление генеральной линии собора врывался в зал заседаний и своим присутствием принуждал к подчинению 3 . За проявленное малодушие Василию пришлось сурово отвечать уже на Вселенском соборе, проходившем в Халкидоне в 451 году. Здесь среди прочего был поднят вопрос о лишении Василия Селевкийского и четырех других иерархов епископского сана. В конце концов дело было решено в пользу обвиняемых. Впоследствии Василий был твердым сторонником решений Халкидонского собора, в деяниях которого сохранилось написанное им письмо к императору Льву I 4 , направленное против избрания Тимофея Элура, известного своими монофизитскими взглядами, на епископскую кафедру Александрии.

http://pravmir.ru/slovo-na-svyatuyu-pash...

О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви      Документ принят на заседании Священного Синода от 13 июня 2016 года ( журнал 40 ). Русская Православная Церковь на протяжении многих десятилетий принимала и продолжает принимать деятельное участие в подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. Начиная с Первого всеправославного совещания на Родосе в 1961 году, выдающиеся иерархи и лучшие богословы нашей Церкви вносили свой вклад в разработку множества соборных тем, в том числе и тех, которые впоследствии не были включены в повестку дня Святого и Великого Собора. Ради скорейшего созыва Собора Русская Православная Церковь неоднократно подтверждала свою готовность к достижению взаимоприемлемых для всех участников предсоборного процесса решений, даже если таковые решения уклонялись от ранее согласованных Церквами правил подготовки Собора. Однако принцип общеправославного консенсуса является неизменной основой предсоборного процесса, начиная с Родосского совещания 1961 года, на котором по инициативе Константинопольского Патриархата было определено: «Решения общих собраний принимаются при полном единогласии делегаций Церквей» (Порядок функционирования и работ Родосской всеправославной конференции, п. 14) . Затем это правило было закреплено Регламентом Всеправославных предсоборных совещаний, принятым в 1986 году: «Тексты по всем темам повестки Всеправославных предсоборных совещаний утверждаются единогласно» (ст. 16) . Собранием Предстоятелей Православных Церквей в 2014 году было подтверждено: «Все решения, как во время Собора, так и на подготовительных этапах, принимаются на основе консенсуса» (Решение Собрания Предстоятелей, п. 2а) . Тот же принцип установлен в Регламенте организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви, который был разработан Собранием Предстоятелей Православных Церквей, состоявшимся в Шамбези 21-28 января 2016 года. Данный Регламент предусматривает, среди прочего, что Собор «созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей» (ст. 1) .

http://pravoslavie.ru/94245.html

Отделение первое. Обозрение секты несторианской § 8. Понятие о секте несторианской К секте несторианской относим тех из восточных христиан, живущих главным образом в Месопотамии, по реке Тигру, в Персии, Индии и Курдистане 6 , которые, состоя под управлением католикоса 7 , в учении об Иисусе Христе держатся ереси Нестория, осужденной Церковию на третьем вселенском соборе 8 . § 9. Виды ее Те из них, которые живут в Индии, называются христианами св. Фомы, на том основании, что предки их обращены в Христианство св. апостолом Фомою 9 , а все прочие, живущие в Месопотамии, Персии, Курдистане и в других местах, называются халдейскими христианами, потому что совершают богослужение свое на языке халдейском 10 . § 10. Исторические сведения о ней Начало свое ведут они от известного Нестория, первоначально ревностно обличавшего еретиков 11 , но потом, вскоре по восшествии на патриарший престол константинопольский, оказавшегося еретиком. Пресвитер Анастасий 12 , вместе с Несторием прибывший в Константинополь из Антиохии, однажды (428 г.), в проповеди к народу в церкви, сказал, чтобы никто не называл пресвятой Девы Марии Богородицею 13 . Народ и клир смутились. Несторий, вместо того, чтобы обличать заблуждение Анастасия, сам начал проповедывать, будто пресвятую Деву Марию надобно называть Христородицею, но не Богородицею, а в предлог к сему выставил то, будто она родила простого человека Иисуса, с которым впоследствии соединилось Божество – за святость его жизни. Такое суемудрие о пресвятой Деве Марии и воплотившемся от нее Боге Слове, как противное всегдашнему верованию Церкви, очевидно, не могло не произвести волнение между православными. Константинопольская паства вознегодовала на Нестория, и гласно стала отзываться о нем, как о еретике. Последовали местные соборы, рассматривавшие и согласно осудившие суемудрие Нестория 14 ; но Несторий и не думал вразумиться. Мало-помалу распространяя лжеучение свое то устно, то письменно, он приобрел себе много последователей, и произвел между верными такое разделение, что император Феодосий (младший) созвал собор вселенский (в 431 г. в Ефесе), который отверг суемудрие Нестория, как ересь. Осужденный на сем соборе и низложенный 15 , Несторий сослан был в заточение, и умер там поносною смертию 16 ; но еретическое учение его не истребилось. Заразив ядом своим множество людей еще при жизни Нестория, оно не престало распространяться и после его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010