II. Папский примат и папская непогрешимость Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви 21 Испытующий, – Я имею предложить тебе отрывок из книги «Главнейшие наставления в форме катехизиса», изданной по указанию Шарля-Иохима Кольбера, епископа Монпелье. Вот он в переводе: «Нетрудно доказать, что те из греков, которые отделились от Церкви Римской, отделились чрез сие от истинной Церкви Иисуса Христа. Дабы в сем убедить всякого благонамеренного человека, надобно только взять в рассмотрение ту и другую Церковь , как они были во времена своего соединения. То достоверно, что тогда греки признавали папу главою Церкви. Сие доказывается семью первыми Вселенскими (Generaux) Соборами, которые держаны были на Востоке и на которых первенство папы законно было признано. Сам Фотий, который посеял первые семена разделения, в сем не прекословил. На Вселенских (Generaux) соборах Лионском и Флорентийском, на которых рассуждаемо было о воссоединении двух Церквей, сия истина также была признана греками. Церковь Константинопольская никогда не требовала себе более того, чтобы ей быть вторым Римом и по нем иметь первое место. Достоверно также, что Церковь Константинопольская получила второе место уже на Четвертом или не ранее как на Втором Вселенском Соборе, что сделалось не без сопротивления. Итак, тогда справедливо можно было сказать, что папа был видимой главою Церкви и Рим был средоточием единства, как говорит Ириней, епископ Лионский, родом грек, живший во II веке. Если Церковь, признававшая папу за видимую главу, была беспрекословно истинной Церковью в течение восьми первых веков, то будет она таковою и всегда, ибо в сем пункте никогда не может приключиться в Церкви изменения. Следовательно, отделяться от Церкви, признававшей папу главою, – значит отделяться от истинной Церкви Иисуса Христа, значит быть раскольником. Следовательно, восточные, отделившиеся от оной, суть раскольники».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

XIV. Ферраро-Флорентийский собор (1438-1439 гг.) Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Papadakis; Runciman, The Great Church; Runciman, The Fall of Constantinople; Meyendorff J. Was there an Encounter between East and West at Florence?//Rome, Constantinople, Moscow: Historical and Theological Studies, N.Y., 1996; Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская Уния. М., 1994; Gill; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev. 1. В начале 1438 г. делегация из 700 человек отбыла из Константинополя в Феррару. По заранее подписанному договору ее проезд и содержание во время собора взял на себя папа. Делегацию возглавляли император Иоанн VIII и престарелый Иосиф II, патриарх Константинопольский. С ними прибыло более 30 митрополитов, часть из которых взяли на себя функции легатов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского патриархов. Болгары и сербы отказались принимать участие в подобном мероприятии. Из Московии прибыл новоназначенный (специально для участия в соборе) митрополит Исидор (бывший константинопольский игумен), привезший с собой Авраамия, епископа Суздальского, и целую группу русских клириков и мирян. Были представители из Церкви Молдовлахии. Прибыла даже делегация (епископ и мирянин) из далекой Грузии. 8 февраля 1438 г. византийцы прибыли в Венецию, где они прогостили почти целый месяц и добрались до Феррары лишь 4 марта. Но и там обсуждение всех вопросов было по просьбе императора отложено на несколько месяцев: он ждал прибытия светских европейских властителей - ведь именно от них он ожидал военной помощи Константинополю. Однако представители светских властей Запада так и не прибыли на собор. В Ферраре не было ни одного европейского монарха: все сильные в военном отношении государства заседали в Базеле. Единственной силой, поддерживавшей папу Евгения, была Англия. Но у нее хватало своих забот. Так что военной помощи, на которую надеялись греки, было неоткуда взяться. А вскоре греки были разочарованы и серьезными финансовыми трудностями, переживавшимися папством. В конечном итоге, именно не оплаченные папой счета и его пустая казна в январе 1439 г. вызвали переезд собора во Флоренцию. Император наконец-то стал понимать, что вряд ли уния сможет принести империи ту помощь, на которую он рассчитывал.

http://sedmitza.ru/lib/text/434829/

Был ли святитель Мелетий Антиохийский рукоположен арианами: об еще одной ложной аналогии в вопросе о хиротониях 3 травня 2022 р. 16:36 На сайте Отдела внешних церковных связей опубликована статья епископа Белогородского Сильвестра , викария Киевской митрополии, ректора Киевской духовной академии и семинарии . В ходе полемики о порядке принятия в Церковь лиц, получивших рукоположения в раскольнических сообществах, постоянно звучат ссылки на различные исторические прецеденты. В частности, защитники позиции Константинопольского Патриархата , который принял в общение членов УПЦ КП и УАПЦ без повторения над ними хиротоний, указывают на примеры принятия в Церковь в сущем сане лиц, рукоположенных не только раскольниками, но даже и еретиками. Однако, как правило, при ближайшем рассмотрении эти примеры оказываются далекими от однозначности. Мы здесь обратим внимание лишь на один из таких примеров, поскольку ссылки на него встречаются довольно часто. Имеется в виду рукоположение свт. Мелетия, возведенного на Антиохийский престол в 360 г. В литературе можно встретить утверждения о том, что он был рукоположен арианами. Об этом говорят как древние церковные писатели, так и современные исследователи. Например, Сократ Схоластик в своей «Церковной истории» сообщает, что в Антиохии сторонники Никейского вероисповедания полагали, что «Мелетий получил рукоположение по определению ариан» (Кн. II, гл. Свт. Епифаний Кипрский писал, что свт. Мелетий «поставлен был арианами, приверженцами Акакия [Кесарийского]» (Панарий. 73, Совсем недавно об этом же писали епископ Кирилл (Катерелос, ныне — митрополит Киринийский в юрисдикции Константинопольского и настоятель кельи святой Анны на горе Афон архимандрит Как известно, свт. Мелетий был уже при жизни окружен особым почитанием как в Антиохии, так и в Константинополе. А в 381 г. он даже был председателем на II Вселенском Соборе. Как эти факты согласовать с обвинениями в арианстве? Отметим, что ответы по данному вопросу уже давались некоторыми православными тем не менее постараемся более внимательно рассмотреть этот сюжет церковной истории.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5923017...

Двенадцатый день. Поучение 2-е. Св. Герман Константинопольский. (Почитать св. иконы необходимо). I. Святой Герман, ныне воспоминаемый церковью (VIII в.), родился в Константинополе и был сын сенатора Юстиниана. Император Константин Погонат убил Юстиниана; опасаясь мщения со стороны сына, он отдал его в церковные клирики. Герман, хотя не по своей воле вступивший на служение церкви, строгою жизнью заслужил общее уважение и духовенства и мирян и достиг сана епископа города Кизика. За защиту православия против еретиков император Филипп сослал Германа в заточение; по смерти Филиппа он был возвращен и даже поставлен константинопольским патриархом, но не надолго. Когда император Лев Исаврянин возбудил гонение на иконопочитание, святой Герман явился твердым защитником икон, стараясь вразумить императора и утешая невинно гонимых. Иконоборцы в 730 году свергли его с патриаршей кафедры и изгнали из Константинополя. В 740 году святой Герман скончался. На седьмом вселенском соборе Герман был причислен к лику святых. II. Св. Герман оставил много сочинений, из которых особенно важны три послания в защиту св. икон. В них он, между прочим, защищает иконопочитание указанием на древния изображения Иисуса Христа, на нерукотворенный образ Его, на икону Богоматери письма евангелиста Луки, на чудеса, совершающияся при иконах, доказывая этими примерами как древность иконопочитания в церкви, так и ту пользу, которую получают от икон верующие. Об этом будет и наше слово. а) Безумцы, восстающие против почитания святых икон, дерзают называть православных христиан идолопоклонниками, а святыя иконы идолами. Какое нечестие и безумие! – Что такое икона? – Образ или икона есть изображение и подобие истинной вещи, которая есть, или была, или будет. Например, Святая Троица изображается в лицах трех ангелов: это было на самом деле, когда три ангела явились Аврааму у дуба Мамврийского. Изображается Бог Отец в виде некоего пречестного старца: и то было на самом деле, когда пророк Даниил и пророк Исаия видели «Ветхого деньми, сидящего на престоле высоце и превознесенне, и серафими окрест Его» ( Дан. 7, 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Епархии Константинопольского Патриархата HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Епархии Константинопольского Патриархата Константинопольская Церковь имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на ее канонической территории – в Турции, однако значительно большая часть рассеяна за пределами этой страны. В Турции на данный момент остается около 3 тысяч православных – главным образом греков старшего поколения. В соответствии с канонами, Константинопольский Патриархат не имеет особых прав на Церкви в рассеянии. Он имеет такие же права на епархии диаспоры, как и прочие Поместные Церкви. Константинопольская Церковь имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на ее канонической территории – в Турции и отчасти в Греции, однако значительно большая часть рассеяна за пределами этой страны. В Турции на данный момент остается около 3000 православных – главным образом греков старшего поколения. Архиерейские кафедры в Турции: Константинопольскую архиепископию , в которую входит Стамбул и окрестности, возглавляет Патриарх Варфоломей. Халкидонская епархия: Митрополит Афанасий Епархия Имвра и Тенеда: Митрополит Кирилл Епархия Принципских островов: Митрополит Иаков Епархия Деркии: Митрополит Константин Архиерейские кафедры и патриаршие учреждения за пределами Турции:  Вселенский Патриархат претендует на особую роль среди Церквей диаспоры. В качестве основания, как правило, приводится 28-й канон Халкидонского собора. Приведем его полностью: «Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читаемое ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в Соборе во дни благочестивыя памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тоже самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшей Церкви того же Константинополя, новаго Рима. Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской, и так же епископы у иноплеменников вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви : каждый митрополит вышеупомянутых областей, с епископами области, должны поставлять епархиальных епископов, как предписано Божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быть, как речено, Константинопольским архиепископом, по учинении согласнаго, по обычаю избрания, и по представлении ему онаго».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Закрыть itemscope itemtype="" > Была ли русская автокефалия XV века незаконной? 28.01.2013 458 Время на чтение 6 минут Со стороны анафематствованного «патриарха всея Украины -Руси» Филарета Денисенко и его присных нередко слышится такой аргумент в пользу провозглашения «Киевского патриархата»: Москва , мол, тоже в свое время самочинно провозгласила свою автокефалию и целых полтора века ждала ее признания со стороны Константинополя. Можно, де, и нам подождать... Кроме того, аргументом в пользу создания самосвятской УПЦ КП выдвигается факт обретения Украиной государственной независимости в 1991 году. Подобные обоснования, конечно, подтверждают лишь невысокий уровень канонической самооценки украинских самосвятов. Но, кроме этого, вызывает большие сомнения и историческая аргументация филаретовцев. Грамота Константинопольского собора о даровании автокефалии Русской Церкви Русь никогда не была политически зависима от Византии, однако почти пять веков была митрополией Константинопольского Патриархата, митрополит обычно присылался из Нового Рима и был этническим греком. Лишь дважды - в 1051 и 1147 годах - митрополит всея Руси избирался собором местных епископов. Вопрос о русской автокефалии возник лишь тогда, когда в 1439 году на «Вселенском» соборе во Флоренции между Римом и Константинополем была заключена церковная уния. И в Московском княжестве, и в Литве в это время в самом разгаре был острейший политический кризис. В 1437 году московское войско Великого князя Василия Темного было разгромлено татарами под Белёвым. Русские земли подвергались частым набегам только что основанного Казанского ханства. Москве было совсем не до борьбы за церковную независимость... В 1441 году в Москву прибыл подписавший унию митрополит всея Руси Исидор. По инициативе Великого князя он был арестован, хотя потом ему дали бежать (впоследствии Исидор умер в Риме, будучи кардиналом). В 1442 году в Литву также был прислан из Константинополя митрополит-униат Григорий, но и там он принят не был. Только в 1448 году после длительного ожидания собор епископов в Москве избрал митрополитом Рязанского епископа Иону.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы надеемся не на человеческие силы, а на силу Божию» Сегодня, несмотря на протесты верующих УПЦ МП, на Украину прибывает патриарх Константинопольский Варфоломей 20.08.2021 1555 Время на чтение 3 минуты Сегодня патриарх Константинопольский Варфоломей отправляется с визитом в Киев по приглашению президента Украины Владимира Зеленского для участия в торжествах по случаю 30-летия независимости страны, сообщает РИА Новости. «Вселенский патриарх будет находиться на Украине с 20 по 24 августа. Программу визита мы не даем, это должна делать принимающая сторона», - сообщили РИА Новости в пресс-службе главы Фанара. В соответствии с программой визита, которую публикуют греческие церковные СМИ, официальная часть начнется 21 августа. В Киеве патриарх Варфоломей встретится с Владимиром Зеленским, а также премьер-министром Денисом Шмыгалем и спикером Верховной рады Дмитрием Разумковым, вместе с главарём т.н. ПЦУ Сергеем уменко возложит венки возле стены памяти погибших защитников Украины и к мемориалу жертвам голодомора. Патриарх Варфоломей встретится также с детьми погибших в конфликте в Донбассе. 21 августа состоится торжественная встреча патриарха и благодарственная молитва (доксология) в кафедральном Свято-Михайловском Златоверхом соборе. В воскресенье на территории собора Святой Софии в Киеве начнется Божественная литургия, которую возглавят патриарх Варфоломей и Сергей Думенко. Глава Фанара также совершит службу в Андреевской церкви в Киеве. Она была передана Константинопольскому патриархату после предоставления «автокефалии» т.н. ПЦУ и стала главным храмом ставропигии, то есть представительства Вселенской патриархии на Украине. Патриарх Варфоломей встретится также с послами Турции и Греции на Украине. Наконец, он примет участие в торжествах, посвященных 30-летию независимости Украины. Глава Информационно-просветительского отдела УПЦ МП митрополит Нежинский и Прилуцкий Климент (Вечеря) заявил РИА Новости, что огромное число верующих Украинской Православной Церкви Московского Патриархата выступают против визита в Киев главы Фанара. «Огромное количество верующих со всех регионов Украины протестуют против визита патриарха Варфоломея», - сказал митрополит Климент.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/20/my...

Закрыть itemscope itemtype="" > Речь идёт о «добивании» Большой России К вопросу об украинской «автокефалии» 19.10.2018 1406 По просьбе Аналитического центра свт. Василия Великого православный учёный Илья Сергеевич Вевюрко поделился своими мыслями о нынешних событиях вокруг так называемой украинской «автокефалии». Предлагаем их вниманию читателей: 1. Говоря о «предоставлении Фанаром автокефалии Украине», мы используем язык врага, который навязывается нам через некомпетентность отдельных спикеров (журналистов, спичрайтеров, полемистов) и общее невнимание к слову. На самом деле речь идёт о легализации раскола и его усугублении, потому что раскольническая организация, признанная Церковью со стороны одной из Поместных Церквей, получает поддержку именно на то, чтобы и дальше упорствовать в расколе. Со стороны же членов УПЦ (МП) возможен только уход в раскол или другие конфессии (вероятнее всего, в УГКЦ), но не принятие автокефалии как таковой. Ибо, если бы даже значительная часть духовенства УПЦ (МП) захотела принять автокефалию, не дожидаясь её от Москвы , из рук Варфоломея, то значительная часть прихожан обязательно воспротивилась бы этому, в связи с чем якобы «соединение Украинской Церкви» на самом деле породило бы лишь новый раскол. 2. Со стороны Константинополя речь идёт о курсе на перестройку всех межправославных отношений. Характерна статья, опубликованная на официальном сайте Финляндской Православной Церкви Константинопольского Патриархата. Статья основана на высказываниях финских делегатов, побывавших на Соборе в Стамбуле, который проходил 1-3 сентября с.г. « Теперь роль [Константинопольского] патриархата как строителя единства Церкви просматривается более отчётливо... Украина - не единственная страна, где канонический статус Православной церкви ждёт своего разрешения... Патриарх не остается наблюдателем в церковно-политических спорах, но видит свой долг в решении их, дабы стадо не разбрелось и так не погибло... В контексте обсуждения ситуации в Украине совершенно особенным образом выявилось и конкретизировалось положение Вселенского патриархата как " первого среди равных " между всеми православными патриархатами... мы стоим перед грандиозными событиями, и Вселенский патриархат обладает мужеством решать их ». Комментарии здесь даже излишни.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/19/re...

М.А.Шахбазян, К.Г.Шахбазян Новая терминология Фанара: на примере богословской антропологии митрополита Иоанна (Зизиуласа) Источник Аннотация Сегодняшняя ситуация кризиса межцерковного общения в Православии требует осмысления в контексте не только внешнеполитическом или церковно-каноническом, но и богословском, собственно догматическом. Уже очевидно, что одной из важнейших причин возникших нестроений является новая экклезиология, которая просматривается в ряде заявлений и действий священноначалия Константинопольского Патриархата. При этом важно заметить, что к исповеданию этой новой экклезиологии Константинопольский Патриархат движется вполне самостоятельно, не принимая во внимание мнение ряда Поместных Церквей. Целью настоящего исследования стало выявление специфики богословия Константинопольского Патриархата как одной из причин новой экклезиологии. Задачи исследования – последовательный анализ богословской терминологии митрополита Иоанна Зизиуласа (влиятельнейшего на сегодняшний день богослова Константинопольского Патриархата), сравнение её с традиционным святоотеческим словоупотреблением. В работе использовались историко-сравнительный метод, метод герменевтической интерпретации (историческая распознающая интерпретация). В результате анализа выявлено несоответствие учения митрополита Зизиуласа об ипостаси и сущности применительно к антропологии учению Церкви. Не является оно и разъяснением смысла учения Церкви для современного читателя, но попросту искажает его смысл. Введение В Послании иерархам Румынской Церкви от 24 ноября 2018 г. патриарх Варфоломей, оправдывая намерение самостоятельно предоставить автокефалию украинским раскольникам, сказал, что, хотя в процессе подготовки документов Критского собора предполагалось согласовать и определить иной способ провозглашения автокефалии, это оказалось невозможно, так как на Соборе отсутствовали делегации четырех Поместных Церквей. По этой причине документ об автокефалии даже не оказался среди тем, «подлежащих изучению Святым и Великим Собором» 2; 3]. Эту явную ложь затем высказал и Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним Священный Синод РПЦ опроверг эту ложь, указав, что «тема автокефалии была исключена из повестки Собора много ранее, по настоянию Патриарха Варфоломея» Разумеется, если бы патриарх Варфоломей не настоял на исключении темы, то Критский собор принял бы согласованный вариант документа. А, как утверждается в докладе митрополита Дамаскина (Папандреу), работа Межправославной Подготовительной Комиссии в Шамбези (7–13 ноября 1993 г.) хотя и завершилась тем, что «сформировались совпадающие и расходящиеся подходы и толкования», однако согласие было достигнуто в главном: признании необходимости достижения консенсуса как условия возникновения новой автокефалии с. 254]. И Константинопольский Патриархат также признал главенствующую роль всей полноты Вселенской Церкви, о чем и было сказано: «в сознании Церквей вопрос автокефалии касался компетенции всей Церкви в целом» с. 247].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Открытое письмо духовенства Херсонской епархии Украинской Православной Церкви президенту Украины В.А. Ющенко 10 октября 2005 г. 18:11 ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ДУХОВЕНСТВА ХЕРСОНСКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ БРАТУ ВО ХРИСТЕ — ВИКТОРУ АНДРЕЕВИЧУ ЮЩЕНКО (ПРЕЗИДЕНТУ УКРАИНЫ) Принято собранием духовенства Херсонской епархии УПЦ в Свято-Духовском соборе Спасо-Преображенского монастыря г. Херсона 7.10.05. Уважаемый Виктор Андреевич! Мы обращаемся к Вам с настоящим письмом не как к Президенту Украины, а как к нашему брату во Христе и сыну Православной Церкви! Нам, священникам Херсонской епархии Украинской Православной Церкви, стало известно Ваше намерение открыть в Украине официальные представительства (подворья) Константинопольской Патриархии, якобы с целью содействия объединения всех православных Украины в некую национальную «единую поместную церковь». Для организации церковных подворий украинским государством предполагается передача Константинопольской Патриархии двух храмов в Киеве и Львове. Мы, как и Вы, сторонники скорейшего воссоединения наших отколовшихся братьев и сестёр в УПЦ-КП и УАПЦ в лоне единой святой соборной и апостольской Церкви Христовой. Не наша вина в том, что на Украине возникли две самочинные религиозные организаций, одинаково именующие себя «киевскими патриархатами» (УПЦ-КП и УАПЦ), и не признанных канонической Полнотой Вселенской Церкви Христовой. Мы, как и Вы, граждане и патриоты Украины. Мы также желаем благополучия каждому её сыну и дочери и горячо молимся о духовном процветании нашей страны. Мы смиренно исполняем законы страны и остаёмся при этом верными духовным законам Христа Спасителя. Но, как христиане христианину, как братья Ваши по вере, мы с любовью во Христе и с болью в сердце напоминаем Вам, что «киевский патриархат» - в списках православных патриархатов не существует, он есть греховный раскол, плод политических страстей, мираж среди пустыни и что признание его Украинским Государством юридическим лицом в духовном измерении нисколько не меняет его статус в православном мире, как раскольнической греховной структуры.

http://patriarchia.ru/db/text/52465.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010