О Церкви Христовой I. Православное учение о Церкви Христовой Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные христиане, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. О таком соединении Церкви небесной с земной ап. Павел говорит: Евр. 12 : 22. Но вы (христиане) приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов . 23. К торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства. 24. И к Ходатаю нового завета, Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. Имея главою и руководителем Самого Бога, Церковь Христова, по благодати Божией, всегда пребывала и будет пребывать до скончания века: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ), или «Я с вами во все дни до скончания века», говорит Иисус Христос ( Мф. 28:20 ). В исповедании веры мы признаем Церковь „единою». Сие наименование указывает на то, что Церковь Христова составляет одно духовное тело, имеет одну главу, Иисуса Христа, одушевляется одним Духом Божиим: Еф. 4:4 . Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания. Ст. 5. Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех. Для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа (1. Кор. 3:10–11); хотя и существуют в Церкви православной как бы отдельные и самостоятельные церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская; но все эти церкви суть части всемирной единой вселенской Церкви. Отдельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви вселенской, иметь единую главу–Христа и единый дух веры и благодати. Видимое сие единство выражается одинаковым исповеданием веры, общением в молитвах. Такое же духовное общение существует и между Церковью земной, воинствующей на земле, и Церковью небесной, торжествующей на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 122 1996 г. 20 февраля. – Патриаршее и Синодальное деяние Константинопольского Патриархата о возобновлении Патриаршего и Синодального Томоса 1923 г. касательно православной Эстонской митрополии 157 Варфоломей, Милостью Божией архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх Патриарший и Синодальный акт о возобновлении действия Патриаршего и Синодального Томоса 1923 г. о православной Эстонской митрополии «В обычае менять границы церковных округов в соответствии с изменениями государственных образований и властей», – сказал мудрый Патриарх Фотий Великий. Поскольку православные христиане, проживающие в Эстонии и составляющие достойную часть эстонской нации, попросили Святейшую Константинопольскую Церковь , историческую Матерь Церковь всех православных народов Восточной и Центральной Европы, о духовной защите и урегулировании их дел, она как заботливая мать, выслушав добровольную и единогласную просьбу своих чад, признала и благословила автономию православной Церкви в Эстонии под духовным надзором Вселенского Патриархата посредством Патриаршего и Синодального Томоса, изданного при нашем блаженной памяти предшественнике, Вселенском Патриархе Мелетии IV, в июле 1923 г. Но по прошествии 20 лет, когда была насильственно упразднена свобода и независимость Эстонского государства, вместе с ней была так же насильственно упразднена и церковная автономия православных христиан Эстонии. Их законный митрополит Александр вместе с многими клириками и тысячами мирян бежал в Швецию в марте 1944 г., а автономная Эстонская Церковь была подчинена Церкви Русской, хотя и в согласии с тогдашними политическими переменами, но в противоречии с каноническим порядком. Святейший апостольский Патриарший и Вселенский престол, как хранитель канонической акривии, не приняв деяний, совершенных антиканонически и с применением деспотичной силы, еще долгое время спустя продолжал считать Эстонскую Православную Церковь автономной, канонически представляемой православными эстонцами-беженцами, проживавшими тогда в изгнании за границей Советского Союза. Именно в этом духе в 1978 г. Матерь Церковь Константинопольская, прибегнув к церковной икономии и братолюбиво отвечая на просьбу Русской Церкви, по причине обстоятельств времени, Патриаршим и Синодальным актом объявила Томос 1923 г. недействующим, т. е. не могущим действовать в то время на территории Эстонии, являвшейся тогда частью Советского Союза, но не отменила, не лишила силы и не аннулировала его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА СОЮЗ ЛЮБВИ ВО СВЯТОЙ ЦЕРКВИ Понятие о Церкви как о союзе любящих в Триедином Боге. – Предмет веры в Церковь . – Отображение Церковью Триединой Божественной любви. – Соответствие символических определений Церкви свойствам первообразной любви Божией. – Выражение единством Церкви, святостью, соборностью и преемственностью от апостолов любви единосущной, чистой, смиренной и милосердной. – Союз любви Небесной части Церкви с земною. – Личное воплощение Богоматерию, святыми угодниками Божиими и святыми Ангелами четырех свойств Богоподобной любви. – Благодатное укрепление этих свойств в членах земной Церкви. – Приобретение ими своей принадлежности к церковному всеединству ценою борьбы с противниками любви – злыми духами. – Положительное склонение христианской личной свободы к союзу церковной любви чрез богослужение в храме. – Переход к учению о храме как о школе вселенской церковной любви. ВЕРУЮ... ВО ЕДИНУ СВЯТУЮ, СОБОРНУЮ И АПОСТОЛЬСКУЮ ЦЕРКОВЬ. 9-й член Символа веры Любовь Бога Троицы наиболее совершенно отражается в союзе любви Ангелов и людей, или в Церкви Христовой. Под именем Христовой Церкви следует разуметь единство Ангелов и человечества всех мест, времен и народов в Боге Отце под Христовым главенством и при одушевлении Святого Духа. Предметом веры в Церковь для членов ее, подвизающихся на земле, служит действие в Церкви Божией благодати и пребывание в церковном сочленении незримых чувственно Ангелов и душ людей, с верою во Христа отшедших в загробный мир. Земная жизнь каждого члена Святой Церкви есть время усовершения в себе любви к Богу и ближним. Благодарность большинства спасающихся в церковной ограде до перехода в потусторонний мир остается незримой для плотских очей. Но она, между прочим, дышит в их удивительном, подчас и прямо сверхъестественном, настроении любви. О нем преподобный Ефрем Сирин восторженно свидетельствует, восклицая: «О, какие нежные узы Божией любви! И эту любовь Бог даровал Церкви Своей, чтоб всегда украшалась ею». Постепенное и сокровенное проникновение членов Церкви благодатию и медленное созревание в них духа любви делает земную часть Вселенской Церкви Царством благодати. В отличие от нее та часть Небесной Церкви, которая в лице Ангелов и святых угодников Божиих и внутренне и внешне носит славу богоозарения как отблеск душевного пламенения любовию, именуется обычно Царством славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   Сравнение с расслабленным не мое, а преосвященного Порфирия (Успенского), нашего лучшего знатока и очевидца-наблюдателя жизни христианского Востока: «Палестинская церковь возлежит расслабленная у самой купели Силоамской и непрестанно взывает к небесному Жениху своему: Господи, человека не имам. Сии истины надлежит возвещать с дерзновением». Надышавшись крепким духом русского православия, православия молодого, могучего, плодоносящего народа, ученый посол нашей церкви на православном Востоке в половине XIX в. потрясен был внешним его убожеством под игом туретчины и более всего его миссионерской бесплодностью, миссионерским бессилием: «Давно эта церковь, заматорела и не только никого не рождает в жизнь вечную вне пределов своих, но и у себя дома не старается примирить и сблизить своих собственных чад, Она не Сарра, а Сара. Но Господь силен дать ей новое тмочисленное потомство. Он уже идет к ней, чтобы возобновить юность ее и возвратить ей преяшее плодородие, честь и силу ея». В первую очередь еп. Порфирий тут подразумевал вливание соков от великой русской церкви и чаемого освобождения от турецкого ига славянских церквей и затем всех православных народов. На наших глазах это освобождение совершилось, и православие стало оправляться от векового захирения. Хотя и умален в последнее время насильственным «ассиро-вавилонским» изгнанием всего греческого населения из его малоазийской родины Константинопольский патриархат, но зато численно выросли патриархаты Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Объединились в великие церкви новые патриархаты Сербский и Румынский. Православие прославляется мученичеством всей русской церкви. Православие укрепилось внутренне в миллионной массе Зарубежной России. Православие оживилось в борьбе за свое существование в бывших ныне автономных частях русской церкви. Православие возродилось в Карпатской Руси и Чехии. К православию решительно двинулась Англиканская церковь, направляются некоторые течения в протестантизме. Нельзя в такое время лежать на одре расслабленного. И вот раздается зов к вселенскому собору. Не заслышала ли восточная церковь исцеляющий голос Господа, о котором пророчествовал еп. Порфирий? Не встает ли она, чтобы ходить? Не молодеет ли, чтобы вновь плодоносить?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

     Главное догматическое повреждение ума современных христиан – это потеря святоотеческого понимания Церкви как хранительницы истины, Священного Предания и Священного Писания. Современное представление о Церкви в либеральных кругах все более приближается к протестантскому взгляду на Церковь как на человеческую общину, объединенную вероучительным согласием и ритуалами, на союз единомышленников. При этом самое главное – божественная сторона Церкви как хранительницы благодати, носительницы фаворского света и непрестанной Пятидесятницы – стирается, ее воспринимают как человеческий институт. Для модернистов Церковь становится бесхозным домом, который они приватизировали и переделывают на свой лад Для бойких модернистов Церковь становится бесхозным домом, который они приватизировали и переделывают на свой лад. Откровение имеет две формы: Писание и Предание. Священное Предание, отраженное в символических книгах (вероучительные книги, принятые всей Церковью ), догматических и канонических постановлениях Вселенских соборов, богослужебных текстах и агиографических памятниках, все более обесценивается в глазах либерального общества. Что касается модернистов, то для них Священное Предание – в значительной степени мифология, недостойная внимания современного «образованного» человека. А что касается догматики и каноники, подтвержденных на соборах, то известный модернист Николай Зернов прямо заявил, что «Вся трагедия Церкви началась со Вселенских соборов» . Модернисты стараются создать новое аморфное христианство, которое отвечало бы страстям современного общества Модернисты стараются дискредитировать вероучительные источники, упразднить и разрушить, а иногда даже осмеять богословскую традицию и преемственность прежних веков, создать новое аморфное христианство, которое отвечало бы понятиям, вкусам и потребностям, а проще говоря, страстям современного общества, находящегося под радиацией либерализма и гуманизма. Модернисты стремятся не мир просветить светом Церкви и приобщить его к вечной истине христианства, а Церковь приспособить к миру и тем самым подвергнуть ее перманентной секуляризации.

http://pravoslavie.ru/71909.html

Глава III. Жизнь раскола вне церкви 14. Важность данной группы вопросов. – Вопрос об иерархии в главных центрах раскола Важность данной группы вопросов для внутреннего движения в расколе. – Вопрос об иерархии. – Фактическое разрешение его в главных центрах раскола в связи с вопросом о перекрещивании приходящих от «никонианства» Положение раскола вне церкви создало второй ряд вопросов, разрешение которых должно было стать и действительно было поставлено в связь с взглядом раскола на переживаемое время. По своей важности для жизни раскола и по сравнению с теми вопросами, речь о которых была в предыдущей главе, они имели первостепенное значение. Об этом можно судить уже по тому, что характерный признак, которым и в котором обозначился конечный исход движения в расколе, заключался именно здесь. Выше мы видели, что все мысли, все рассуждения лиц, вчинивших протест против исправления книг и обрядов, вращались исключительно около вопроса о церкви. В этом заключалась вся сила, все значение этого протеста, и точка зрения, из которой он выходил, состояла в том, что церковь пребудет в своем устройстве без изменения до скончания века. В этом случае протестовавшие разумели в идее церковь вселенскую, на деле же церковь русскую, которую они отождествляли с церковью вселенской, – ту церковь, которая в их представлении существовала до лет патриарха Никона , как с её учением, так и с видимым устройством. Отсюда, идти под знаменем защиты церкви, говорить об охранении её интересов и считать себя её членами, – все это для последователей раскола обозначало не что иное, как дать своей общине признаки и устройство вселенской церкви. В действительности так это и было, так что вопрос о церкви явился в расколе основным вопросом о начале и формах его жизни. Эта попытка создать свое строение по подобию строения церкви, какое раскол хранил в своем представлении, привела его последователей к тому, что положение их оказалось беспримерным, не смотря на то, что первоначально раскол не намерен был допустить даже малейшего отступления от примера.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Глава IV. Богослужение присоединения к Православию Многих людей из «нехристиан» – иудеев, магометан и язычников, а также из христиан, не принадлежащих Православной Церкви и желающих в нее вступить, Святая Церковь приемлет по испытании искренности их веры и особого оглашения. 1. История принятия в Церковь иноверных С древних апостольских времен прилагались к Церкви люди разных вероисповедных направлений. Над ними всегда совершалось молитвенное последование по «Чину присоединения». В восьмой главе «Постановлений апостольских» (IV век) есть предписание епископам и пресвитерам: тщательно испытывать приступающих к Таинству Крещения и узнавать причины, побудившие их принять Слово Господне. При испытании исследовались жизнь и поведение обращающихся, уточнялось, есть ли на то согласие господ, если присоединяемые были рабами, и прочее (Кн. 8, 32).В VII веке Церковь , побуждаемая злоупотреблением евреев, притворно иногда принимавших христианскую веру, постановила вводить их в общение с верными в молитвах и Таинствах не прежде, как они покажут искреннюю веру и исповедуют ее от всего сердца, отвергая еврейские обычаи и дела, сближая и исправляя тем самым и других (8 прав. VII Всел. Соб.). «Искреннее желание и благое произволение» всегда являлись одними из важных условий для присоединения к Православию. В глубокой древности сложилось три способа, или «образа», присоединения к Православию иноверных – 1) через Таинство Крещения, 2) через Таинство Миропомазания и 3) через Таинство Покаяния. До Вселенских Соборов в древней церковной практике были некоторые расхождения в вопросе о том, по какому чину следует приобщать к Церкви тех или иных неправославных христиан, отступивших от истинной веры и пожелавших вернуться к ней. В одних поместных церквах присоединение новатиан, енкратитов, апотактитов и проч. совершалось через Крещение, в других – через Миропомазание, а в третьих – только через отречение от прежних заблуждений и отступничества в Таинстве Покаяния. Решениями 1-го (8-е и 19-е npab.) u II-ro (7-е прав.) Вселенских Соборов были установлены общие правила принятия в Церковь иноверных.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Господь наш Иисус Христос , основав на земле свою Церковь , дал ей особенные, высокие преимущества, такие, которыми упрочивается её существование в мире, утверждается её благоустройство и благосостояние, расширяется и усиливается её действование ко спасению верующих. Преимущества эти существенны; ибо принадлежат к самому существу Церкви: без них Церковь , не имея твердого основания, не могла бы существовать и действовать в мире и не достигала бы своего высокого назначения. Преимущества эти вышеестественны: ибо имеют непосредственное Божественное происхождение и основание, а не человеческое, и заключают в себе особенные силы благодатные, Божественные, а не человеческие; они неизменны и непреложны: ибо ни Церковь сама по себе никогда не может лишиться этих преимуществ, ни внешние причины и никакие силы в мире не могут уничтожить их. Они в совокупности своей составляют то Божественное полномочие, которое дано Церкви свыше для того, чтобы действовать в мире сообразно её всемирному назначению, т.е. приводить земные народы ко Христу, блюсти чистоту Божественного учения, сохранять и развивать все средства Спасения, данные миру в Божественном искуплении, благоустроить жизнь верующих по духу Христову. Такие преимущества, по всей полноте и силе своей и в своем всемирном действии, принадлежат только Церкви Православно-Кафолической, или вселенской. Церкви поместные могут обладать и действовать ими только в своих пределах и постольку, поскольку соединяются, единством веры и духа, с Церковью вселенской. Общества Христианские, отпадающие от Церкви Православно-Кафолической, теряют эти преимущества, особенно такие общества, которые отступают от главнейших оснований Церкви, т.е. единения веры и Апостольского преемства в Священстве. Приступая к изложению особенных преимуществ Православной Церкви, заметим предварительно, что будем иметь в виду Церковь вселенскую, а не поместные Церкви; духовные преимущества их, в разных отношениях подлежащие влиянию местных обстоятельств, должны составлять предмет особых рассуждений. Поэтому не будем здесь касаться и отечественной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Евграф Иванович Смирнов Период третий. От окончательного разделения Церквей до падения Византийской империи на Востоке (1453 г.) и начала реформации на Западе (1517 г.). § 1. Характер этого периода После окончательного разделения Церквей Церкви Восточная и Западная живут и действуют отдельно и независимо одна от другой. И та и другая Церковь направляют свою деятельность к достижению своих собственных интересов и целей; взаимных религиозных интересов не существует более. Восточная Церковь – всегда так ревностно заботившаяся об уяснении и определении христианского вероучения и всего церковного благоустройства и вполне достигшая этого в период Вселенских соборов – после разделения Церквей поставила для себя задачей твердое и неизменное сохранение и охранение этого учения и благоустройства во всей целости и чистоте так, как и то и другое утверждено было на Вселенских соборах. К этой задаче сводится вся ее деятельность в настоящий период. Несмотря на все притеснения от внешних врагов и на разнообразные происки латинян, она всегда оставалась и остается строго православной. Западная Церковь , напротив, по отделении от Церкви Восточной в своей жизни и деятельности преследует другие цели. Там на первом плане стоят стремления усилить власть главы Западной Церкви, папы, поставить его в независимое положение от власти светской и, наконец, подчинить ему весь христианский мир как в духовных, так и светских делах. В преследовании этих целей Западная Церковь забывает все остальное и нисколько не заботится о сохранении в целости древнего православного вероучения и церковного благоустройства. Допустив у себя еще до разделения Церквей несколько нововведений и отступлений от православного учения и церковного благоустройства, она и после разделения Церквей идет тем же путем отступлений: вводит новые догматы, обряды, изменяет церковное устройство и тому подобное. Вот характеристические черты исторической жизни Церквей Восточной и Западной в третий период. А. История Церкви Православно-Кафолической (1054–1453 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Восточный папизм против соборности Церкви Иерей Сергий Карамышев о хамском ответе Константинополя на предложение Священного Синода Русской Православной Церкви 07.06.2016 3406 Время на чтение 4 минуты На экстренном заседании Священного Синода Константинопольского Патриархата, что состоялось 6 июня в Стамбуле, было принято решение начать работу Всеправославного Собора на Крите во что бы то ни стало 16 июня. Вместо ожидавшегося в ходе работы Собора единства, это поспешное решение, если Патриарх Варфоломей и его окружение будут на нем настаивать, приведет к расколу Православия. Данное решение явилось реакцией на заявления Священных Синодов сначала Болгарской, а затем – и Русской Православных Церквей, соответственно, от 1 и 3 июня. Болгарская Церковь категорически отказалась принимать участие в Соборе, если он не будет отложен ради внесения важных поправок к документам, которые должны быть на нем утверждены. Поскольку в случае неучастия в Соборе хотя бы одной из 15 Поместных Церквей (точнее 14-ти, поскольку Американскую Православную Церковь греки до сих пор отказываются признавать), он не может почитаться Всеправославным и внесет новые разделения, Русская Церковь на специальном заседании Священного Синода выдвинула предложение в экстренном порядке провести предсоборное совещание, в ходе которого можно было бы устранить возникшие противоречия в духе соборного единства. Очевидно, наш Священный Синод в духе братской любви попытался спасти ситуацию, предложив Константинополю компромиссный вариант выхода из ситуации, которая явно заходит в тупик. Чем же ответили на эти своевременные энергичные усилия Москвы из Стамбула? Каким-то диким, исполненным духа волюнтаризма, заявлением. Во-первых, следует обратить внимание на титул, каким поименован в коммюнике Патриарх Варфоломей: «Сегодня под председательством Его Божественнейшего Всесвятейшества Вселенского Патриарха Варфоломея состоялось чрезвычайное заседание Священного Синода Вселенского Патриархата с участием всех пребывающих в Константинополе епископов», а также на удивительную функцию, которая приписывается Константинопольскому Патриархату. Оказывается, это «Церковь, несущая основную ответственность за поддержание единства Православия» .

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/07/vo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010