«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Исторический очерк церковной унии. Её происхождение и характер В работе «Исторический очерк церковной унии. Её происхождение и характер» Константин Зноско исследует феномен унии (подчинение восточных церквей Ватикану) на примере двух самых ярких её примера: Флорентийской и Брестской (соответсвенно первая и вторая части книг Зноско). Исследуются предпосылки заключения унии, исторический ход, характер, и влияние. Показывается бесплодность унии и причины этой бесплодности. Протоиерей Константин Зноско. Исторический очерк Церковной унии. Ее происхождение и характер. Предисловие В 1054 г. в Церкви Христовой произошло великое смятение. Западная Церковь отделилась от Восточной, и, хотя этот раскол пока еще не имел формальных последствий, однако, между Церквами было нарушено взаимное согласие, и Западная Церковь в последующие времена стала все более и более отдаляться от Вселенской Правды и от Православно-Кафолической Церкви, носительницы этой Правды. Главным источником этого разрыва служили те изменения, которые допустила Римская Церковь внутри себя как в догматическом отношении, так и в иерархическом строе, противном канонам Вселенской Церкви и ее древним обычаям. Дальнейший ход истории папства доказывает, что требования римских первосвященников, противоречащие канонам Вселенской Церкви, сделались неумеренными. Их могущество стало столь необъятным, что единение Вселенской Церкви с Восточной в духе братской любви становилось невозможным, и если оно иногда и проявлялось, то только внешне, принужденно, так как в основе не имело тех связующих начал, которые могли бы послужить к их внутреннему, духовному единству. Немаловажным фактором, сыгравшим великую роль в деле непримиримой розни двух «Римов», являлись также крестовые походы, вначале предпринятые против неверных мусульман, а затем закончившиеся нападением на Константинополь и разграблением его православных святынь. Константинопольский патриарх должен был временно подчиниться папе, и греческий восточный обряд стал подвергаться гонениям. В самой Римской Церкви образовался великий раскол (схизма), длившийся почти 60 лет, и на папском престоле восседало сперва двое, а потом и трое пап, доведших Западную Церковь до болезненных унижений и потребовавших от самой Западной Церкви ограничения папской власти и коренных церковных реформ. Все это не могло служить связующим звеном в деле единения Церквей, а, напротив, вызывало еще больший разлад между ними.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

А. Л. Дворкин Скачать epub pdf Содержание Предисловие Предисловие ко второму изданию I. Предмет истории Церкви II. Понятие об исторических источниках III. Две родины Церкви I. Начало Церкви II. Мужи апостольские. Церковное устройство III. Гонения V. Апологеты VI. Гностицизм VII. Священномученик Ириней Лионский VIII. Судьба иудаизма IX. Рост Церкви X. Распространение христианства XI. Монтанизм XII. Первые церковные разделения. Богословские споры. Новые ереси и расколы XIII. Тертуллиан XIV. Гонение Декия. Священномученик Киприан Карфагенский XV. Александрийская Церковь. Св. Климент Александрийский XVI. Ориген. Александрийская и антиохийская школы христианской мысли XVII. Великое гонение Диоклетиана и Галерия I. Император Константин и христианство II. Первый Вселенский Собор в Никее III. Арианские споры после Никейского Собора (1) IV. Юлиан Отступник V. Арианские споры после Никейского Собора (2) VI. После II Вселенского Собора VII. Христианство и Рим VIII. Монашество, аскетическая литература, блж. Иероним IX. Свт. Иоанн Златоуст X. Блаженный Августин XI. Послание апостола Павла к Римлянам, 5в понимании св. Иоанна Златоуста и блж. Августина XII. Третий Вселенский Собор XIII. Разбойничий собор XIV. Халкидонский Собор XV. Церковь и общество после обращения Константина XVI. Церковь: устройство и богослужение XVII. Распространение христианства на Востоке XVIII. Распространение христианства на Западе XIX. Папа Лев Великий и развитие идеи папского верховенства XX. Монофизитские споры после Халкидонского Собора XXI. Эпоха императора Юстиниана XXII. Христианский Восток после Юстиниана XXIII. Свт. Григорий Великий и период «Византийского папства» XXIV. Император Ираклий. Персидские войны и зарождение ислама XXV. Моноэнергизм и монофелизм. Свт. Софроний Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник. VI Вселенский Собор XXVI. Юстиниан II и Пято-Шестой (Трулльский) Собор XXVII. Первый период иконоборчества и собор Константина Копронима. Преп. Иоанн Дамаскин XXVIII. VII Вселенский Собор и второй период иконоборчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Замечание на 3-ю, 6-ю и 7-ю статьи В этих трёх статьях 50-го ответа указываются как причина отделения старообрядцев от св. церкви клятвы и полемических книг поречения на двуперстное сложение. Но Денисов, как показано выше, в замечании на ответ пятый не доказал, что двуперстие есть догмат веры, не подлежащий изменению, не доказал даже и того, что двуперстие во все века было единственным неизменяемым обычаем православной церкви, – напротив, мы показали в тех же замечаниях на пятый ответ, что памятники древности свидетельствуют более о именословном перстосложении, а с ним вкупе и о троеперстном, ибо если для благословения употреблялось именословное перстосложение, то уже само собою явно, что для положения на себе крестного знамения существовало сложение троеперстное. Если двуперстное сложение не есть догмат веры, а только обряд, хотя бы даже и древний, то напрасно Денисов обвиняет церковь за изречение со властию соборных определений о перстосложении как для благословения, так и для крестного на себе знамения, отменяющих двуперстие: ибо православная церковь всегда имела и имеет право ради благословных вин соборне исправлять и изменять обряды, а противящихся таким её распоряжениям и определениям наказывать. Примеры этого мы неоднократно указывали в правилах 1-го Вселенского собора, отменившего древний, от апостольских времён сохранявшийся обычай праздновать пасху в четырнадцатый день луны, потом собора Антиохийского (пр. 1), который предал отлучению продолжающих содержать сей обычай (четыренадесятников), и соборов Лаодикийского (пр. 7), Второго Вселенского (пр. 7) и Шестого Вселенского (пр. 95), на которых сии четыренадесятники названы еретиками, также в 12-м правиле Шестого Вселенского собора, отменившем апостольское постановление о браке епископов. Согласно сему и собор 1667 года если бы положил проклятие на именуемых старообрядцев даже за одно только содержание двуперстного сложения (как они утверждают), то и тогда св. церковь, не изменившая ни в чём догмат веры, за одно эту клятву на неприемлющих установленное ею перстосложение не подлежала бы осуждению и не лишилась бы благодати, как нимало не превысившая своей власти, ибо сделала бы определение не о догмате веры, долженствующим пребывать неизменным, а об обряде, который по своему усмотрению может изменять и отменять, требуя от членов церкви должного повиновения таким своим распоряжениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Закрыть Патриарх Варфоломей никак не угомонится Глава Фанара заявил, что оспаривание роли «Вселенского» Патриархата приносит нестабильность и рушит единство Православия 10.11.2020 1150 Время на чтение 6 минут «Вселенский патриархат был и остается Первым Престолом в Православной Церкви!» - вновь заявил Архондонис 8 ноября 2020 года. И ещё из «Варфоломея» того же дня: «Константинопольская Церковь была благословлена Богом как хранительница предания апостолов и отцов. На основе этого предания, решений Вселенских соборов, святых и священных канонов и неприкосновенной церковной практики, Вселенский патриархат был и остается Первым Престолом Православной Церкви, который даровал автокефалию всем младшим Поместным Церквям, включая Православную Церковь Украины . Оспаривание роли Великой Церкви Христа приносит нестабильность и рушит единство Православия». Даже если и соглашаться с Архондонисом в его, мягко говоря, заблуждениях по истории Церкви, то все это выглядит, как нашкодивший папаша явился к дитятке предпенсионного возраста заявить свои претензии на жилье и требовать алименты на его содержание, потому что он, видите ли, отец-зачаточник! Папа, мама сама вырастила дитя, угомонись! Если серьезно, то Второй Вселенский Собор записал в Канон первенство Чести, а не власти, и Четвертый Вселенский Собор закрепил это решение. Аминь. Дух Святой дважды подтвердил безошибочность принятого решения, чтоб в грядущие века не сходили с ума новоявленные приправославные папы, как Архондонис. Напоминаем духовно невежественным совратившимся грекам, американцам и их сторонникам правила Второго Вселенского Собора: Правило 2 «Областные епископы да не простирают своея власти на церкви за пределами своея области, и да не смешивают церквей: но, по правилам, александрийский епископ да управляет церквами токмо египетскими; епископы восточные да начальствуют токмо на востоке, с сохранением преимуществ антиохийской церкви, правилами никейскими признанных; также епископы области асийския да начальствуют токмо в Асии; епископы понтийские да имеют в своем ведении дела токмо понтийския области, фракийские токмо Фракии. Не быв приглашены, епископы да не преходят за пределы своея области для рукоположения, или какого-либо другаго церковнаго распоряжения. При сохранении же вышеписаннаго правила о церковных областях, явно есть, яко дела каждыя области благоучреждати будет собор тоя же области, как определено в Никеи. Церкви же Божии, у иноплеменных народов, долженствуют быти правимы, по соблюдавшемуся доныне обыкновению отцев».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/10/pa...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Лекции по истории Древней Церкви, 3 «Лекции по истории Древней Церкви, третий том. История церкви в период Вселенских соборов» Василия Болотова, великого православного историка, умевшего совмещать научную объективность, верность Преданию и философский дар. В истории Болотов усматривал «голос церкви, рассеянный не только в пространстве, но и во времени,- голос ничем не заменимый, который всегда и повсюду составлял предмет веры для всех». Болотовские «Лекции по истории Древней Церкви» — блестящий труд, классика церковной историографии, возможно лучший по своей теме (хотя прошел уже век после их чтения). «Лекции по истории Древней Церкви. История церкви в период Вселенских соборов» посвящены истории Древней Церкви в период Вселенских Соборов. Разбираются такие аспекты как: Церковь и государство; церковный строй. Лекции по истории Древней Церкви. Том III История церкви в период Вселенских соборов Общий характер этого периода  С началом этого периода мы вступаем в строй церковной жизни в общем весьма близкий к тому, какой существует и доселе. Сфера действия, бытовая сторона церковной жизни предшествующего периода, в своих подробностях для нас не совсем представимы: церковь мучеников, общество гонимое, отрицаемое, юридически непризнанное и тем не менее живущее такой жизнью, которая предполагает значительную публичность обнаружений, — представляет явление слишком своеобразное, экстраординарное. Интерес, который возбуждает последующая церковная история, — другого рода — не столько эстетический, сколько практически положительный. Церковная жизнь в настоящем периоде принимает характер нормальный, легче укладывается в выработанные обьщенным опытом формы представления. Этот период посредствует — не хронологически только — между позднейшей церковной историей и ее самым древним периодом. Необыкновенно энергичная церковная жизнь живо напоминает предшествующий период; но она развивается при таких внешних отношениях, которые общи настоящему периоду с последующими. Это сочетание новых форм и древнего содержания и силы сказалось вескими последствиями почти на всех пунктах церковной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Проповедь в неделю седьмую по Пасхе, Святых отцов I Вселенского Собора Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино!  ( 1Ин.5:7 ) Возлюбленные верующие! Сегодня, в Неделю седьмую по Святой Пасхе, Православная Церковь празднует Первый Вселенский Собор христианского мира, состоявшийся в 325 году в городе Никее, чтобы осудить ересь, то есть ошибочное, еретическое учение, Ария. Собор был организован по просьбе тогдашних святых отцов святым царем Константином, первым в мире христианским царем (306–337), и матерью его Еленой. Что такое Вселенский Собор? Это собрание всех крупных православных иерархов — епископов, митрополитов и патриархов всего мира — с целью обсудить некоторые пока неясные учения христианской веры и зафиксировать их в четких, неизменяемых законах, называемых догматами. Вселенский Собор также судит и осуждает все отклонения от веры, чуждые учению Святого Евангелия и святых отцов, и исключает из Церкви, то есть предает анафеме, всех еретиков, разрывающих единство веры Церкви, которую символизирует льняной хитон Господа, сотканный из одного куска, как говорит Святое Евангелие:  хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху  ( Ин.19:23 ). Под словом «собор» мы подразумеваем собрание, консилиум; под словом «ересь» подразумеваем чье-либо частное мнение или учение о Боге, противоречащее истинному учению Церкви Христовой. Почему состоялся I Вселенский Собор? Какая причина заставила святых отцов собраться вместе и защитить правую веру? Причиной было появление крупного еретика, а именно Ария, учившего христиан новой вере: якобы Сын Божий не единосущен Отцу и «было такое время, когда Сына не было». Он называл Иисуса Христа «высшей тварью», «первой из тварей». Этот еретик был священником из Александрии Египетской, очень гордым и непокорным, однако хорошим проповедником, и жил он в III–IV веках. Его ересь за несколько лет распространилась так сильно, что стала разрывать Церковь надвое и угрожала разойтись по всей Римской империи, восточной и западной.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Мониторинг СМИ Беседа с митрополитом Галльским Эммануилом о будущем Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе 15.02.2019 19:41 - Сегодня многие православные задаются вопросом о будущем Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе. Не могли бы вы сначала объяснить, по какой причине Вселенский патриархат отозвал патриарший и синодальный томос 1999 года, согласно которому был учрежден патриарший экзархат в Западной Европе? Как отмечается в сообщении Священного Синода от 27 ноября прошлого года, решение отозвать патриарший и синодальный томос 1999 года было вызвано неизбежной необходимостью дать ответ на те вызовы, которые встают сегодня при организации православной диаспоры в поисках оптимального ответа на пастырские нужды нашего времени. Сегодня, когда внутри православия воздвигаются новые стены, что ведет к реальном риску разделений, Патриарх и Священный Синод пожелали привести организацию общин в диаспоре в большее соответствие с православной экклезиологией, чтобы, как говорится в сообщении, «не существовало двух инстанций церковной власти одной юрисдикции на одной территории». Я понимаю вопросы и беспокойство, вызванные этим решением, но нужно хорошо понимать, что в условиях юрисцикционного беспорядка, который царит сегодня в странах диаспоры, Вселенский патриархат должен являть пример. Именно Вселенский патриархат – как первая Церковь в православии – должен гарантировать единство и соборность Церкви как на поместном, так и на вселенском уровне. В странах Западной Европы заметный прогресс был достигнут путем создания епископских ассамблей. Ассамблея Франции, председателем которой я имею честь быть, – это реальность и свидетельство о той воле к единству, которое нужно для того, чтобы голос православия мог быть услышан. - Что бы вы могли ответить на раздающиеся здесь, во Франции, заявления о том, что если Вселенский патриархат имел право предоставить, а затем отозвать статус экзархата,  он не имеет права упразднить церковную единицу, созданную в 1921 году в Западной Европе Русской Православной Церковью?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Основные догматы христианства Христианские догматы были приняты на Вселенских Соборах, на которых присутствовали епископы и архиереи всех действующих Церквей. 8 апреля, 2012 Христианские догматы были приняты на Вселенских Соборах, на которых присутствовали епископы и архиереи всех действующих Церквей. Догматы помогают человеку определить точные границы, за которыми заканчивается христианство и начинается ересь. Содержание статьи Что такое догматы христианства? Догматы христианства — это вероучительные истины, которые определяют и исповедуют верующие люди, как неизменные и непререкаемые правила. В науке такие истины называются аксиомами. В Священном Писании содержатся правила и аксиомы Церкви. Уже в первые века существования христианства стали появляться и неверные трактовки Писания. Распространение ереси поставило Церковь перед необходимостью раскрыть и уточнить веру Церкви, установить пределы истины. Греческое слово horos (предел) и было первым наименованием догмата. История религиозных догматов Само же слово «догмат» в переводе с греческого — это «мнение, решение, постановление». Первоначально это слово не имело ничего общего с религией. Например Цицерон под словом dogma подразумевал общеизвестные, не подлежащие сомнению истины. Слово «догмат», пришедшее из античной литературы, затем стало употребляться и в христианской литературе. Постепенно появилось понятие «религиозные догматы». Христианские догматы были приняты на Вселенских Соборах, на которых присутствовали епископы и архиереи всех действующих Церквей. Всего было 7 Вселенских Соборов. На Первом Вселенском Соборе, который состоялся в 325 г. в Никее, отлучили от Церкви Александрийского пресвитера Ария. Его учение, в котором Бог Сын признавался не единосущным Богу Отцу, посчитали еретическим. На Соборе установили, что Бог — это единство трёх ипостасей, и Сын, рождающийся от Отца, единосущен Ему. На этом Соборе утвердили пять первых членов Символа Вера. На Втором Вселенском Соборе, который прошел в 381 г. в Константинополе, утвердили единый Символ Веры, состоящий из двенадцати членов. Также на этом Соборе осудили различные еретические учения.

http://pravmir.ru/osnovnye-dogmaty-hrist...

Перейти к основному содержанию Мобильное приложение 00:45 19.04.2024 Петр Акопов: «Отмена России вышла на вселенский уровень» 21.12.2022 13:53:21 Религиозный характер противостояния России и Запада все сложнее отрицать даже прожженным атеистам, а в Киеве все жестче преследуют Украинскую православную церковь, считая ее русской " пятой колонной " . И тут раздается голос: " Мы считаем, что источником наших несчастий являются ошибки в суждениях о вопросах, связанных с верой. Именно по этой причине мы отождествляем себя с термином " православие " , справедливой и честной верой " . Кто из православных может поспорить с этими словами? А если они были сказаны после вот такого? " Война на Украине, спровоцированная несправедливой агрессией России в феврале 2022 года, представляет собой худший европейский геополитический и гуманитарный кризис со времен окончания Второй мировой войны. Это сопровождается жертвоприношением большого числа украинцев, русских и других, а также разрушением целой страны. Можно ли было ожидать такой катастрофы? Специалисты по международным отношениям пытаются объяснить эту ситуацию, ссылаясь на условия окончания холодной войны. Был ли Запад неправ, воспользовавшись распадом Советского Союза, чтобы установить свое влияние на Востоке? Пробудило ли изменение основных балансов в Европе старые опасения по поводу возможного окружения России? С другой стороны, как мы можем не учитывать стремление к независимости народов, которые жили под советским гнетом? Как не ответить актами солидарности на отказ Восточной Европы от доминирования Москвы в рамках системы зон влияния, установленной Ялтинскими соглашениями? " Это цитата из выступления патриарха Константинопольского Варфоломея на проходившей на прошлой неделе в Абу-Даби конференции по мировой политике " За разумно открытый мир " . Если вам кажется, что греческий иерарх пытается найти срединный путь — угодить и нашим и вашим — и в чем-то даже подражает папе римскому, который тоже говорил, что расширение НАТО на Восток спровоцировало Россию, то можете перекреститься. Потому что Вселенский патриарх более чем конкретен и однозначен: во всем виновата не просто Россия, но ересь " русского мира " . Весь пафос его речи сводится к обличению политики Москвы — как светской, так и церковной. Причем не только времен Путина: по Варфоломею, у русских " все плохо " уже с XV века. То есть " Вселенский патриархат представил христианство и византийскую цивилизацию народам этого региона уже в IX веке " , но его учения " не всегда уважались Москвой " :

http://radonezh.ru/2022/12/21/petr-akopo...

священномученик Василий Соколов Отдел II. Богословское учение и полемическая деятельность Леонтия Византийского Глава 1 Краткий очерк учения о Лице Господа И. Христа до Леонтия Виз. Христология евангельская, апостольская и святоотеческая. Учение о Лице И. Христа восточных писателей: свв. Афанасия Великого , Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского , Кирилла Александрийского , и западных: Тертуллиана Карфагенского, Илария, еп. Пиктавийского, блаж. Августина, еп. Иппонского и св. Льва, папы Римского . Согласие папы Льва с Кириллом и Флавианом, архиеп. Константинопольским. Христология соборов: Антиохийского 269 года, 1-го вселенского, Александрийского 362 г., 2-го вселенского, 3-го вселенского, Константинопольского 448 года и 4-го вселенского Халкидонского. Анализ вероопределения Халкидонского собора. Задачи, поставленные этим собором в отношении христологии для последующего времени. Изложению богословского учения Леонтия Виз. мы считаем необходимым предпослать краткий очерк учения о Лице Господа нашего И. Христа с тою целью, чтобы показать, какие результаты в этом учении были достигнуты вселенскою церковью к началу VI-ro века, т. е. ко времени писательской деятельности нашего автора. На основании этих результатов мы можем без ошибочнее судить, какие черты в ученой физиономии Леонтия являются типическими для него, что в нем оригинального сравнительно с его предшественниками, что у него составляет ту подпочву, на которой базировалась и развивалась его литературная деятельность, и какое, судя по всему этому, значение должна иметь эта деятельность. Учение Иисуса Христа о Себе Самом, с одной стороны, как о Сыне Божием, Истинном Боге, единосущном с Отцем, с другой, как о Сыне человеческом, истинном человеке, единосущном со всеми людьми, это учение, какое мы находим в св. евангелии 400 , отличается такою таинственностью и прикровенностью, что может быть истолковано, как и действительно истолковывалось в разных смыслах: то в смысле признания в Нем только Бога, одной Божественной природы, (как это делали древние докеты и монофиситы вообще), то – одного человека, одной человеческой природы, (как это допускали древние евионеи, несториане et tutti quanti), то в смысле признания Его Бого-человечества, ипостасного соединения в Нем двух природ – Божеской и человеческой, (как это искони признавала и признает православная кафолическая церковь ). Но это Богочеловечество, соединенное из противоположных элементов – вечного и временного, бессмертного и смертного, всемогущего и немощного, вездесущего и ограниченного, оно ео ipso трудно приемлемо для человеческой мысли. Вот почему как некогда многие из слушавших Христа учеников, так и многие из последующих христиан даже доднес на благовестие о Богочеловечестве, Боговоплощении готовы сказать: «жестоко есть слово сие, и кто может его послушати?» ( Иоан. 6, 60 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010