То обстоятельство, что православный государь не входит в священную иерархию позволяет ему выступать в качестве лица не заинтересованного в успехе одной из спорящих сторон и поэтому принимать значение арбитра, примиряющего противоположные стороны и направляющего их с поиску истины. Признание Императора главой Поместной Церкви, как, например, это произошло в России с Петра I, является извращением православной монархии, произошедшим под влиянием западноевропейского абсолютизма. В этом случае государю пришлось бы на Вселенском Соборе выражать не столько нравственный идеал православия, сколько интересы Русской Церкви. В отсутствие императорской власти право созывать синаксисы утвердилось и более или менее признано в православии за Вселенским патриархом по икономии. Однако неправильность этой практики и привела к современной невозможности Вселенского Собора. Каждая церковная кафедра, обладая своеобразием истории и географии, вместе с этим с первых веков христианства была подвержена частному видению догматических проблем и партикулярным (обособленным, местным) церковно-политическим интересам. В настоящее время обезумевшего либерализма добавились новые факторы, влияющие на Церкви: либерализация, этнофилетизм, экуменизм, подверженность политическому давлению, константинопольский папизм. Все они в разных обличиях являют многоликого идола секуляризации, обмирщения Церкви. В условиях столь всеобъемлющего разброда среди поместных Церквей Вселенский (Всеправославный) собор не только невероятен, но и невозможен. На невероятное мы могли хотя бы надеяться, а в невозможное и верить не станешь. Патриарх Варфоломей Собора не созовёт, ибо не желает сам. Но и на собранный другими патриархами не поедет, ибо это почтено будет за нарушение присвоенных им себе прерогатив. Если же он созовёт Собор, то для многих с неприемлемой повесткой, как это было с Критским недособором в 2016 г., решения которого не признали четыре Поместные Церкви. Это вполне ожидаемо, поскольку, согласно исторической практике, решения Собора необязательны без императорского утверждения, и духовенство, миряне, не принявшие решения Собора, не объявляются еретиками и не анафематствуются, не подвергаются ограничениям и не преследуются по закону. Здесь наблюдается соответствие формы содержанию. Когда Собор организуется серьёзно, за государственный счёт, с арбитром Императором, то и повестка готовится глубокая, ибо ради мелочных результатов Государь настоящего дела не затеет. Если же Собор созывается самим духовенством, то каждая Церковь в повестку продвигает свои проблемы, кажущиеся ей более важными и приезжает со своими интересами. Вселенский патриарх значения арбитра приобрести не может, поскольку также выражает интересы своей Церкви. В итоге Императорский Вселенский Собор объединяет частные мнения и находит истину, а Собрание Предстоятелей – истину делит между частными мнениями.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/28/...

Том II Содержание К переизданию цикла общих работ А. А. Васильева по истории Византии А.Г. Грушевой Основные вехи жизни А. А. Васильева Список трудов А. А. Васильева Предисловия Глава 1. Очерк разработки истории Византии Краткий очерк разработки истории Византии на Западе Общие популярные обзоры истории Византии Очерк разработки истории Византии в России Периодика, справочные издания, папирология Глава 2. Империя от времен Константина до Юстиниана Великого Константин Великий и христианство «Обращение» Константина Арианство и первый Вселенский собор Основание Константинополя Реформы Диоклетиана и Константина Императоры и общество от Константина Великого до начала шестого века Констанций (337–361) Юлиан Отступник (361–363) Церковь и государство в конце IV века Германский (готский) вопрос в IV веке Национальные и религиозные интересы эпохи Аркадий (395–408) Разрешение готского вопроса Иоанн Златоуст Феодосии II Малый, или Младший (408–450) Богословские споры и третий Вселенский собор Стены Константинополя Маркиан (450–457) и Лев I (457–474). Аспар Четвертый Вселенский собор Зенон (474–491), Одоакр и Теодорих Остготский Акт единения Анастасий I (491–518) Общие выводы Литература, просвещение и искусство Глава 3. Юстиниан Великий и его ближайшие преемники (518–610) Царствование Юстиниана и Феодоры Войны с вандалами, остготами и вестготами; их результаты. Персия. Славяне Значение внешней политики Юстиниана Законодательная деятельность Юстиниана. Трибониан Церковная политика Юстиниана Закрытие афинской школы Церковные проблемы и пятый Вселенский собор Внутренняя политика Юстиниана. Восстание «Ника» Налогообложение и финансовые проблемы Торговля в царствование Юстиниана 1 Косма Индикоплов Защита византийской торговли Непосредственные преемники Юстиниана Война с персами Славяне и авары Религиозные дела Формирование экзархатов и переворот 610 г. Вопрос о славянах в Греции Литература, просвещение и искусство Глава 4 . Эпоха династии Ираклия (610–717) Внешнеполитические проблемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Структура Церкви: Вселенская Церковь — Поместная Церковь — Епархия — Приход Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 15 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 1. Вступительные замечания Вопрос о структуре Церкви является одним из самых существенных вопросов жизни Церкви в течение последних ста лет (особенно в России в грозные 20-е и 30-е годы XX столетия). Вопрос был поставлен со всей остротой на Всероссийском Поместном Соборе 1917 г. Этот же вопрос неизбежно возникает на Всеправославных совещаниях в связи с подготовкой Всеправославного Собора, при попытках решения вопроса диаспоры или межправославных отношений. Предвосхищая результаты попытки обсуждения темы о струк­туре Церкви, быть может, уже в первых строках нужно высказать мнение, что перечисляя выражения Вселенская Церковь, Поместная Церковь, епархия, приход, мы говорим попросту о Церкви, о ее проявлениях на разных уровнях. Вслед за отцом Николаем Афанасьевым хочется повторить слова священномученика Иринея Лионского: “Где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и полнота благодати” 1 . В другом месте священномученик Ириней пишет: “Цер­ковь, хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли, но приняла от Апостолов и учеников их веру во единого Бога Отца, Вседержителя, сотворившего небо и землю, и море, и все, что в них, и во единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, и в Духа Святого, через пророков возвестившего все домостроительство Божие…” 2 . 2. Структура Церкви по свидетельству книг Нового Завета В Евангелиях слово ™kklhs…a находится только в двух местах Евангелия от Матфея (16:18 и 18:17). Чаще это слово выступает в Деяниях святых Апостолов. Многократно употребляет его в своих посланиях апостол Павел. Один раз употреблено оно в Послании апостола Иакова, три раза в 3-мсоборном Послании апостола Иоанна. Довольно часто мы находим его в книге Откровения Иоанна. В значении слова Церковь в посланиях апостола Павла, Деяниях и Откровении нет разницы. Во всех этих книгах слово Церковь обозначает Церковь в данном городе или же стране. В Первом и Втором посланиях к Коринфянам Апостол пишет к Церкви сущей в Коринфе — тН ™kklhs…v тоа Qeoa тН oЬsV ™n Kor…nqJ (1 Kop l:2; 2 Kop l:1).

http://pravmir.ru/struktura-tserkvi-vsel...

Глава V. Церковь Православная экклезиология складывалась на протяжении столетий и до сих пор находится в стадии формирования. В этом ее существенное отличие от других областей православного вероучения, таких, например, как триадология и христология, формирование которых фактически завершилось в эпоху Вселенских Соборов. Относительная «неразвитость» православной экклезиологии в эпоху Вселенских Соборов обусловлена тем фактом, что по вопросу о Церкви как таковой в эту эпоху не возникало каких-либо ересей, требовавших богословского ответа. Именно поэтому от святых отцов первого тысячелетия почти не осталось экклезиологических трактатов. Ни в одном систематическом изложении православной веры, сохранившемся от первого тысячелетия, будь то «О началах» Оригена , «Большое огласительное слово» Григория Нисского , «Краткое изложение божественных догматов» Феодорита, «Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина , нет специальной главы о Церкви. Как считает протоиерей Георгий Флоровский , отсутствие экклезиологических трактатов в эпоху Вселенских Соборов не было лишь «упущением» или «недосмотром»: «Восточные и западные отцы... многое могли сказать о Церкви – и не только могли, но и сказали о ней предостаточно. Они, однако, никогда не пытались свести свои соображения воедино. Их догадки и размышления разбросаны по разным сочинениям, в основном экзегетическим и литургическим, встречаясь чаше в проповедях, чем в догматических работах. Так или иначе, церковные писатели всегда имели ясное представление о том, что в действительности есть Церковь , – хотя это «представление» никогда не сводилось ими к понятию, к определению». Внятное и исчерпывающее определение Церкви в святоотеческой литературе отсутствует, и на вопрос о том, что такое Церковь , трудно найти ответ у отцов и учителей Церкви. Святитель Филарет Московский в своем Катехизисе определяет Церковь как «от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами». При всей формальной правильности этого определения, оно не является ни святоотеческим, ни основанным на Священном Писании, ни исчерпывающим. Церковь – не просто общество людей, объединенных одной верой, одной «идеологией», Церковь – не простая совокупность иерархии и мирян, участвующих в богослужении и Таинствах. Церковь – это реальность, природа которой не поддается словесному определению. Об этом говорит русский религиозный философ Н. Бердяев :

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Церковь и секты Как называется истинная Церковь ? Православная Церковь Христова называется Церковью Вселенскою. Что значит это название? Оно означает то, что Православная Церковь Христова – одна во всей вселенной, для всего мира, и другой истинной Церкви нет и быть не может. Как же и в Слове Божием ( Гал. 1:2 ), и во всех книгах говорится о многих Церквах, напр., о Церквах: Иерусалимской, Антиохской, Константинопольской, Русской и т.д.? Это говорится о церквах поместных или частных, которые составляют части единой Церкви Христовой Вселенской. Требует ли Господь такого единства от всех? Спаситель устроил одну Церковь и желает, чтобы в ней одной все спасались, и все едино были. Об этом Господь молился Отцу Небесному так: «Не о них же только (то есть не об Апостолах только) молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино , как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино " ( Ин 17:20, 21 ). Не препятствуют ли единству Вселенской Церкви многочисленные секты, которые тоже хотят называться истинными Церквами? Нет, не препятствуют единству Вселенской Православной Церкви, так как не Христос Господь и не Апостолы святые создавали секты. Сердцеведец знал, что гордость человеческая воспрепятствует этому единству; Господь предвидел, что многие пренебрегут Его Святым обществом, т.е. Церковью Православною, и начнут создавать и устраивать свои общества, со своими, а не Христовыми порядками. Какие же предсказания мы имеем о таких людях? О них предсказывал Сам Господь и предостерегал от них верующих. «Берегитесь, – говорил Он, – чтобы кто не прельстил вас,ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» ( Мф 24:4, 5 ). «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» ( Мф 24:23–25 ). Иоан. 10:1–16 ; Христос есть Глава Церкви Православной, «Пастыреначальник» стада Своего ( 1Петр. 5:1–6 ). Кто не в Церкви Православной, тот не в стаде Христовом, не Христова овечка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Владимир Легойда: На сегодняшний день я не вижу угроз единству Вселенской Церкви У наших Церквей одна вера. У нас нет проблем с догматическим учением, с каноническим строем и литургикой 17 июня, 2016 У наших Церквей одна вера. У нас нет проблем с догматическим учением, с каноническим строем и литургикой Русская Православная Церковь поддержала предложение Антиохийской, Грузинской, Сербской и Болгарской Церквей перенести проведение Святого и Великого Собора Православной Церкви. Почему Русская Церковь приняла такое решение, рассказывает Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Как готовили документы к Собору, есть ли политический подтекст в проблемах с его проведением, угрожает ли сложившаяся ситуация единству Вселенской Церкви – в большом интервью «Правмиру». — Владимир Романович, почему события стали разворачиваться так стремительно? Подготовка шла на первый взгляд спокойно и неспешно, но буквально за месяц до проведения Собора ситуация сильно накалилась. — Правильнее сказать, что полной неожиданностью возникшие проблемы стали именно для медийного пространства. Мы знаем, что в январе на встрече всех глав Церквей в Шамбези Грузинская Православная Церковь не подписала один документ, а Антиохийская Православная Церковь не подписала Регламент и – что намного более важно – не подписала решение о созыве собора. Это уже поставило под вопрос одно из принципиальных положений Регламента о том, что Собор созывается Константинопольским Патриархом при согласии всех глав Церквей. Но мы и, насколько я понимаю, другие Церкви тоже, исходили из того, что за оставшееся время это удастся урегулировать. Вопрос необходимости урегулирования отношений между Церквями всегда нами поднимался. Представьте, приехали бы все на Троицу на Крит, там богослужение и мы должны засвидетельствовать единство в общении. А Антиохийская и Иерусалимская Церкви не служат вместе. Как это было бы? Конечно, мы исходили из того, что так или иначе до Собора это будет разрешено. А Константинополь дал прямой ответ: комиссия для решения этого вопроса будет создана, но уже после Собора. Конечно, на это Антиохийская Церковь не пошла.

http://pravmir.ru/vladimir-legoyda-na-se...

     Информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви публикует в переводе с греческого языка интервью митрополита Бориспольского и Броварского Антония греческому агентству церковных новостей «Ромфея», которое было размещено 12 сентября 2018 года. Управляющий делами УПЦ митрополит Антоний в своем интервью рассказал о том, какие чувства вызвало решение Вселенского Патриархата назначить двух экзархов в Киев в лоне Украинской Православной Церкви, о последствиях, которые возникнут в Украине в результате возможного предоставления автокефалии раскольникам, и создании параллельной Церкви, а также о том, какие действия могли бы помочь избежать этих опасностей. — Какие чувства в лоне Вашей Церкви вызвало недавнее решение Вселенского Патриархата назначить двух экзархов в Украине? — Печаль и возмущение одновременно. Я надеюсь, Вы читали официальные заявления нашей Церкви. В лоне нашей Церкви верующий народ и духовенство волнуются, у них очень тяжелые предчувствия, неспокойно на сердце. Мы ожидаем худшего. Однажды, год или два назад, Вселенский Патриарх в приватном разговоре с одним иерархом нашей Церкви сказал: «Не беспокойтесь, Матерь-Церковь никогда не сделает больно своей дочери». И тогда мы были очень признательны Вселенскому Патриарху, когда услышали от него такие слова. Однако сейчас мы недоумеваем, по какой причине Патриарх поменял свое мнение и своими действиями ранит тело канонической Церкви в Украине. Обычно Патриарх говорит очень мало, но каждое коммюнике Патриархата вызывает целую бурю в украинских СМИ. В каждой статье, заявлении, комментарии обвиняется наша Церковь раскольниками, политиками и радикалами. Вы должны понимать, что на нашу Церковь оказывается большое давление, и Матерь-Церковь, вместо того, чтобы помочь защитить свою дочь, подливает масло в огонь — и своими заявлениями и действиями содействует врагам канонической Церкви. — Кажется, что Вселенский Патриархат решил предоставить автокефалию, очевидно надеясь, что таким образом может решиться проблема раскола. Ваше Высокопреосвященство, как Вы на это смотрите?

http://pravoslavie.ru/115731.html

Древние Восточные Церкви. Сиро-Яковитская Церковь Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 13 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 1. Дохалкидонский период Яковиты — это сирийские монофизиты, которые вместе с несторианами, или ассирийцами, ведут свое происхождение от первобытного восточного христианства, главным образом сирийского. Ко времени появления христианства классическим языком Месопотамии и Сирии был эдесский диалект арамейского языка, который вместе с сирийским национализмом послужил главной причиной стабильного существования сирийцев в период различных политических перемен. Эллинизация сирийцев была частичной и по существу имела место лишь в Западной Сирии (Антиохии). Она началась в период Селевка Победителя (312–281), построившего свою столицу Селевкию на левом берегу Тигра, напротив Ктесифона. Впоследствии столица была перенесена в Антиохию (Западная Сирия), которая и стала главнейшим центром эллинизма, пока римские легионы Помпея, разбившие последнего селевкидского царя Антиоха VIII, не сделали Сирию римской провинцией (64 г. до Р. Х.). Начиная с эпохи Апостолов, Антиохия стала наиболее выдающимся центром христианской веры после Иерусалима. Но если антиохийское христианство было эллинизированным, то здесь же процветало и туземное христианство, особенно в северо-восточных от Антиохии провинциях с центром в Эдессе 1 . Таким образом, Эдесса в Месопотамии была центром и митрополией Восточной Сирии и сирийского христианского мира, в то время как Антиохия — центром эллинизированного, в котором последователи Христа впервые оставили свои иудейские имена (назореи, галлилеяне) и были названы христианами (Деян 2:20,26). Книга Деяний повествует о том, что первая христианская община, приступив к проповеди Евангелия среди языческого мира, впервые подняла вопрос об отношениях между христианством и язычеством, то есть о том, каким образом следует принимать в Церковь Христову язычников (гл. 15). Постепенно распространяясь, эта община после разрушения Иерусалима (70 г. по Р. Х.) стала христианской митрополией на Востоке, а после возведения Антиохии в ранг патриархата ее юрисдикция простиралась на Сирию, Палестину, Финикию, Аравию, Месопотамию, Кипр, Киликию. Согласно 2-му правилу II Вселенского собора границы юрисдикции Антиохийской Церкви совпадали с границами провинций Востока. После III Вселенского собора, на котором была провозглашена автокефалия Кипрской Церкви, и после IV Вселенского собора, на котором была возведена в ранг Патриархата Иерусалимская Церковь, границы ее значительно сократились.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Закрыть itemscope itemtype="" > Фанар фальсифицирует историю Протоиереи Николай Балашов и Андрей Новиков раскритиковали 29-страничный текст Константинопольского Патриархата «Вселенский трон и церковь Украины – говорят документы» 28.09.2018 865 Время на чтение 5 минут Константинопольский Патриархат опубликовал 29-страничный текст «Вселенский трон и церковь Украины – говорят документы», которым попытался обосновать претензии на право предоставить автокефалию Украине, сообщает РИА Новости. В ответ Русская Православная Церковь указала на ряд изъянов в аргументах Константинополя и отметила, что представленные им материалы могут быть подложными или иметь неправильную трактовку. В минувшее воскресенье, 23 сентября, Константинопольский Патриарх Варфоломей заявил, что Украина вскоре получит автокефалию, потому что «у нее есть право на получение статуса». Против подобного решения выступила Русская Православная Церковь, а также другие Патриархи и митрополиты. Во введении приводится главный аргумент противников Константинополя. По словам авторов документа, он заключается в том, что Украина — каноническая территория Московского Патриархата, поэтому выдачу Киеву автокефалии следует считать чуждой церковному праву. В статье отмечается, что в связи с этим необходимо «напомнить историческую и каноническую правду» об отношении между Церквами на основе официальных документов, которые «либо по незнанию, либо намеренно скрывают по разным причинам». В частности, Константинополь излагает точку зрения на историю Церкви на Украине и на предоставление Московскому Патриарху права назначать митрополита Киевского. Константинополь «на основании исследования официальных документов, спасенных или восстановленных учеными, не только греческими, но и русскими», приходит к выводу, что Вселенский Патриархат никогда не передавал Киевскую митрополию в каноническую территорию Московской Патриархии. В статье утверждается, что «согласно всем существующим документам», право хиротонии киевского митрополита было предоставлено Московскому Патриарху «по финансовым причинам», «из-за необходимости» и «носило временный характер».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/28/fa...

Слово в неделю 22-ю по Пятидесятнице, в день памяти святых отцов Седьмого Вселенского Собора Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие мои, други наши! Сегодня мы с вами, прославляя память святых отцов Седьмого Вселенского Собора, приносим благодарность Богу за Его великую всеобъемлющую Божественную любовь. Ведь именно эта любовь даровала нам все то, чем мы теперь живем,– Церковь Божию с ее Таинствами и установлениями, с ее святыней и святыми, сумевшими так жить Богом, так работать Богу, что свет Божественной любви осиял их, и они стали излучать его и нам. И благодать Божественного откровения понесли они в мир, как несет ее и хранит все то, к чему прикасается Бог. “Препрославлен еси, Христе Боже наш, светила на земли отцы наши основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый…” – воспевает Святая Церковь . Препрославлен Господь Бог наш, и славны Его славой отцы Церкви. Любовь Божия – это прежде всего реальная жизнь Церкви Божией, которую оставил Господь миру как хранительницу Своего Божественного откровения, где Сам Он и Дух Святой незримо, но ощутимо питают и вскармливают святых. Церковь Божия объединяет всех верующих таинственным общением и единством жизни во Христе. Объединяет в одно тело вкушающих от Хлеба, Иже есть Христос, от первого до последнего, объединяет и великого, и сильного, и немощного, и слабого, святого и грешного – всех объединяет Церковь , восполняя недостатки немощных и слабых своей святыней и святостью молитв тех, кто су- мел во всей полноте отдаться Богу. Вот почему так тепло и сердечно молится сердце в особые дни почитания святых отцов, чьи труды и молитвы питают немощь нашу, даруя силы жить в Боге. И следующая после Бога благодарность наша, память и любовь – святым отцам, учителям нашим. А чтобы яснее понимать наше реальное единство в Боге со всеми святыми, вспомним последнюю молитву Спасителя нашего и Господа, нашего Великого Первосвященника, когда Он, зря пред Собою страшное орудие Своей смерти, думает о жизни мира, таящейся в богопознании, об освящении его Божественной истиной в соединении с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010