Н.К. Смирнов Период третий. Время от Константина Великого до VII Вселенского собора Сооружение великолепных христианских храмов Константин великий даровал христианской церкви не только свободу, но и гражданское полноправие. Покровительствуемая законом, церковь с этого времени бистро распространяется и соответственно своей внутренней силе, которую не могли и не могут одолеть врата самого ада , получает даже внешние преимущества перед другими, изживавшими подле неё, религиями. Для богослужебных собраний христиан, вместо темных и тесных подземелий, где·укрывались и молились верующие в дни тяжелых гонений, теперь начали размножаться открытые и величественные здания. Сам император, желая быть примерным и деятельным членом церкви, принимал живое участие в распространении христианских храмов. Многие церкви, появившиеся у христиан в новую цветущую эпоху, обращены были в таковые из языческих храмов 182 . Это обращение могло вызываться с одной стороны желанием сохранить лучшие образцы древнего зодчества, а с другой – тем, чтобы подобно своим храмам и сами язычники поспешили отказаться от служения ложным богам и перешли в недра св. церкви. Но языческие храмы по своему устройству не могли представлять достаточного удобства для христианских собраний. Назначаемые исключительно для божества, храмы у язычников большей частью были тесные, без окон, или с узкими отверстиями. В них вносились жрецами одни только дары, посвящаемые идолу, народ туда не входил, а стоял вне, около жертвенника 183 , на котором приносились кровавые жертвы. Христианское богослужение состоит в чтении и пении, которым должны внимать все верующие. Средоточием нашего богослужения вместо кровавых жертв служит установленная Христом Спасителем вечеря, которой обязаны причащаться также все истинные чада церкви. Поэтому и христианские храмы в противоположность языческим должны быть более или менее обширны, чтобы в них могли помещаться не только немногие ближайшие служители алтаря, но и целые собрания верующих. Языческие храмы не могли вполне удовлетворять этой цели и, если некоторые из них обращаемы были в церкви, то это наиболее вместительные или же распространенные. Но рядом с ними явились у христиан иные здания, наиболее удобные для богослужебных собраний. Этими зданиями были, так называемые, базилики .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Особенные дни для торжественного, всеобщего поминовения всех умерших по – христиански, а также и тех, кто был застигнут внезапной смертью и не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. С утра уныние и ложь И копошающиеся черти… День только к вечеру хорош. Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти 10 февраля – суббота перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту, отмечается в Русской Православной Церкви как Вселенская мясопустная родительская суббота. По церковной традиции, особыми днями поминовения усопших являются 3 – й, 9 – й и сороковой день по кончине человека, а впоследствии   памятные для человека дня: его день рождения, день Ангела и день смерти. Особенные дни для торжественного, всеобщего   поминовения всех умерших по – христиански, а также и тех, кто   был застигнут внезапной смертью и не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста ? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы,   к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними. В неделю о Страшном суде Церковь молится о всех умерших православных христианах, прося у Бога милости к ним, оставления грехов и Царствия Небесного.   Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит усопшим   великую пользу и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.

http://pravmir.ru/vselenskaya-roditelska...

Отдел третий. История богословской мысли I. Споры о Св. Троице (завершение «богословской» стадии споров о Богочеловеке 1 ) 1. Арианский спор Происхождение арианства и история арианского спора до первого вселенского собора История вселенских соборов входит в историю богословской мысли, а история богословской мысли первых веков христианства представляет собою комментарий на слово «Богочеловек» и слагается из двух периодов: триадологического (θεολογα) и христологического (οκονομα). Первая ересь, с которой приходилось иметь дело на вселенских соборах, – арианство. Важный вопрос об элементах, вошедших в состав этой ереси, сводится в практической постановке к тому, откуда Арий позаимствовал свое учение – из александрийской школы или из антиохийской. Этот вопрос важен потому, что еще с V века существует мнение, считающее арианство прямым продуктом оригенизма, или александрийской школы. Но к этому мнению нужно отнестись отрицательно. В арианстве, по нашему мнению, отражается главным образом антиохийское влияние. Сам Арий считал себя последователем антиохийской школы, в которой в III в. были две замечательные личности, два высоких представителя этой школы – Дорофей и Лукиан. Когда Арий обратился за нравственной поддержкой к восточным 2 епископам, то назвал Евсевия никомидийского «солукианистом» 3 . Таким образом, он считал себя последователем Лукиана. Насчитывают 11 замечательных деятелей арианства (Евсевий никомидийский, Марий халкидонской и др.), которые были в соприкосновении с Лукианом (лукианисты). Но о Лукиане известно очень немногое. Александр александрийский , из послания которого заимствуются сведения о Лукиане, сообщает подробность, бросающую на него тень. Он причисляет Лукиана к последователям Павла Самосатского. Но еще неизвестно с точностью, в каком смысле он называет Лукиана павлианистом. Может быть, Лукиан был павлианистом потому, что ценил высокую ученость Павла и его административные способности. Между прочим, Александр александрийский сообщает, что Лукиан из привязанности к Павлу Самосатскому не был в сношении с антиохийскою церковью. Но, во всяком случае, антагонизм между Лукианом и антиохийской церковью не был силен. Антиохийская церковь исповедала его как мученика. Лукиан скончался мученически в гонение Максимина в 312 г. 7 января 4 . Св. Иоанн Златоуст произнес в честь Лукиана похвальное слово, начало которого такое: «вчера крестился Владыка, а сегодня раб крещается кровию». Таким образом, быть лукианистом на языке александрийских отцов в. значило быть лицом сомнительного характера, а на языке восточной церкви – быть лицом хорошего образования. В догматических же воззрениях Лукиана разобраться трудно 5 . Во всяком случае, в символе, ему приписываемом, нет ничего благоприятствующего для арианских идей. Он еще известен своею рецензией (исправленным изданием) священных книг, принятою антиохийскою церковью, но не принятою церковью александрийской, потому что там держались исихиевской рецензии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Пётр Заведеев Догматическое Богословие Понятие о науке. Христианским православно-догматическим Богословием называется научное изложение догматов, или непреложных истин христианского вероучения. Христианским оно называется в отличие от всякого догматического Богословия нехристианского: иудейского, магометанского; православно-догматическим – в отличие от Богословия христианского, но неправославного: римского, лютеранского и др. Понятие о догмате, как предмете Догматического Богословия. Под именем христианских православных догматов разумеются открытые нам Богом и преподаваемые православною Церковью истины веры, которые относятся к самому существу религии христианской и содержат учение о Боге и Его отношении к миру и человеку, необходимое для спасения, а потому – истины неизменяемые и непререкаемые, которые обязаны принимать и содержать во всей целости все православные христиане. Различение православных христианских догматов. Православные христианские догматы различаются между собой: на 1) догматы общие и основные, иначе называемые членами веры, из которых каждый заключает по нескольку других догматов, и 2) догматы частные, выведенные из первых, как на них основывающиеся. Совокупность общих догматов, утвержденная на соборах вселенских, составляет символ веры . По отношению к нашему разуму различаются: 1) догматы непостижимые для него и называются тайнами веры, каковы догматы о Пресвятой Троице, об искуплении; 2) другие, более или менее, постижимые, каков догмат о Промысле Божием. Источник и образцы христианского православно Догматического Богословия . Так как все догматы христианские сообщены людям в Откровении, то единственный источник. для православно-догматического Богословия есть. Свящ. Писание и св. предание. Чтобы люди могли правильно понимать догматы и не уклонялись в заблуждения, православная Церковь , как непогрешимая учительница, предлагает образцы веры. К числу кратких образцов принадлежат: 1) символ Никео-Цареградский, составленный на первом и втором вселенских соборах; 2) догматические определения последующих вселенских соборов; 3) догматическое учение, встречающееся в правилах десяти поместных соборов; 4) символ веры св. Григория; 5) символ Афанасия Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 181 2001 г. 29 марта. – Письмо Патриарха Константинопольского Варфоломея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II 219 Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский и всея Руси, о Христе Боге возлюбленный и желанный брат и сослужитель нашей Мерности, господин Алексий, Ваше досточтимое Блаженство, братски о Господе обнимая, сладчайше приветствуем. Мы получили датированное 1 числом текущего месяца за 524 Ваше письмо, рассмотрев которое со вниманием и со всем добрым расположением, и сами и на заседании нашего Святого и Священного Синода, решили приобщить Ваше Блаженство к тем мыслям, которые оно вызвало у нас, с тем, чтобы путем искреннего диалога и углубленного рассмотрения вопросов и последствий, которые возникают после каждого предложения, а также принципов, следование которым предполагает каждое такое решение, мы пришли бы к результатам, опирающимся на принимаемые обеими сторонами канонические принципы. Полное понимание и правильное толкование священного 8 правила I Вселенского Собора и 12 правила IV Вселенского Собора влечет за собой следующее. Не подлежит сомнению каноническое предписание, чтобы в каждом городе не было двух епископов, и в каждом митрополичьем округе не было двух митрополитов. В исключительных случаях и по икономии 12 правило IV Вселенского Собора допускает, что те епископы, которые смогли переименовать посредством государственных законодательств свои епископии в митрополии, сохраняют простой титул митрополита, однако не имеют компетенции и юрисдикции митрополита [как главы митрополии, – Ред.]. В данном случае можно с очевидностью утверждать, что Патриаршим и Синодальным томосом 1923 г. Эстонская Церковь признана автономной, и имела своего митрополита и своих епископов, и что вследствие этого ее единственным каноническим митрополитом мог называться тот, кто поставлен в соответствии с упомянутым томосом, а в случае его кончины – восстанавливаемый в качестве его преемника согласно тому же томосу. Следовательно, после смерти в изгнании митрополита Эстонского Александра каноническим митрополитом Эстонии является, поставленный в соответствии с упомянутым томосом и Уставом Эстонской Апостольской Автономной Православной Церкви [митрополит, – Ред.]Стефан, поскольку Преосвященнейший Корнилий был поставлен подчиненной Вам Русской Церковью в нарушение упомянутого нашего Патриаршего и Синодального Томоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рецензия на книгу: Проф. А. Спасский. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). 297 Еще Мосгеймом, «отцом» новой церковной историографии, в XVIII в. со всей определенностью и решительностью выставлено было и осуществляемо прежде всего им самим требование относиться всегда при изложении церковной истории с должным вниманием к тому влиянию, какое имели на развитие христианской мысли и жизни философские идеи того или другого времени. Обособившаяся затем в протестантском богословии в особую дисциплину история христианской догмы, имеющая уже ныне на немецком языке обширную литературу и специальных исследований и целых курсов, в особенности в последнее время не только признает закономерность этого требования, но стремится и на деле удовлетворить ему. Значение философии, как фактора догматического развития 8 христианстве, при этом частью даже преувеличивается до недолжных размеров. Известно, например, что для Гарнака, авторитетнейшего современного представителя названной дисциплины, корифея исторического богословия в Германии в настоящее время, основным предположением в его Dogmengeschichte 298 является мысль, что христианская догма по своему содержанию и существу есть не более как «концепция греческого духа на почве Евангелия», именно есть результат применения понятий греческой философии к данным Евангелия. К Гарнаку более или менее примыкает Лоофс со своим ценным компендиумом по этой науке. 299 В русской литературе по истории догмы до сих пор можно было указать собственно лишь не особенно многочисленные монографии по отдельным вопросам. Проф. А. П. Лебедев был пионером более или менее подробного цельного изложения истории догматических споров, волновавших Церковь в эпоху Вселенских соборов. Но детальное выполнение специальных задач истории догмы не являлось целью его трудов, как имевших более общие церковно-исторические задачи. О лекциях В. В. Болотова по истории древней Церкви, известных пока лишь в литографированном виде, нужно сказать в данном случае частью то же самое. Что касается опытов истории догмы в собственном смысле, в виде особых курсов, то появления их, по-видимому, трудно было бы ожидать от русской богословской науки, когда даже католическая Франция со столь славным некогда в данном отношении прошлым, представленным именем Петавия с его De theologicis dogmatibus, до последнего времени не имела подобного опыта. 300 В большей или меньшей степени исторические сведения о догматах вводимы были у нас в системы догматического богословия (Макария, Сильвестра).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 12 февраля — Собор Трех вселенских учителей и святителей 9 мин., 12.02.2024 Содержание 12 февраля Православная Церковь празднует собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина) и Иоанна Златоуста. Вселенских — имеющих значение как учители для всех времен и народов. Они сыграли исключительную роль в формировании догматики, богослужения и церковной жизни вообще. Достаточно сказать, что из четырех вариантов Божественной Литургии, которая служится в поместных Православных Церквях, две приписываются авторству Иоанна Златоуста и Василия Великого. Все они происходили из аристократических семей, которые отличались христианским благочестием и стремились дать своим детям как можно более хорошее образование. Например, Василий Великий учился у лучших учителей Кесарии Каппадокийской и Константинополя, а для завершения обучения отправился в интеллектуальную столицу античности Афины, где и познакомился с Григорием Богословом. Теснейшая дружба, установившаяся между ними, сохранилась на всю жизнь. Григорий и Василий вместе провели юношеские годы и в дальнейшем оказывали поддержку друг другу. Для Златоуста же, который был младше их почти на 20 лет, первые двое были практически живой легендой и предметом глубочайшего почета и уважения. Иоанн много раз ссылается на суждения «блаженнейших, превосходнейших Василия и Григория» и ставит их как пример для подражания. То общее, что их объединяло — это своего рода цивилизационная, культурно-историческая миссия, которую им предстояло выполнить в истории Церкви. Время государственных гонений прошло, надо было вносить христианство и просвещать им общественную, государственную и культурную жизнь, доносить истину о Боге используя достижения светской философии. Василия Великого и Григория Богослова (а также Григория Нисского) еще называют Великими каппадокийцами, поскольку они были родом из Каппадокии — области Малой Азии, входившей в Восточную Римскую империю и населенной тогда греками. Сейчас Каппадокия принадлежит Турции. Основной вклад Великих каппадокийцев в богословие состоит в разработке учения о Троице . Григорий Богослов говорил в 22-м слове «О мире», что мы учим «поклоняться Отцу, Сыну и Святому Духу, единому в Трех Божеству и Силе, не предпочитая Одного и не принижая Другого... не рассекая единого величия новшеством имен». Как возник праздник

http://foma.ru/12-fevralya-sobor-treh-vs...

Скачать epub pdf Воспоминание Седьмого вселенского собора Память 11 октября Одиннадцатого октября св. Православная Церковь творит воспоминание о святых отцах седьмого Вселенского Собора. Поводом к созванию его благочестивою царицею Ириною и Константинопольским патриархом Тарасием была, так называемая, ересь иконоборцев. Начало ереси сей восходит ко временам императора Льва Исаврянина, издавшего указ, предписывавший выносить святые иконы из церквей и домов и сожигать их на площадях, а равно и уничтожать изображения Спасителя, Божией Матери и святых угодников, поставленных в городах на открытых местах или находящихся на стенах храмов. Когда народ стал препятствовать исполнению сего указа, тогда к гонимым им святыням Лев присоединил и их ревностных почитателей. Тотчас же было издано повеление, убивать всех, составлявших толпу. И много – в особенности женщин – пало в тот день от мечей иконоборцев за свою любовь и ревность к святым иконам. Затем император приказал закрыть высшую богословскую школу Константинополя и тем лишить православных того победоносного оружия в борьбе с иконоборцами, какое они умели извлекать из основательного богословского образования. Некоторые из Византийских историков говорят даже, будто он в тех же целях сжег и богатую, имевшуюся при ней, библиотеку. Но гонитель отовсюду встречал резкое противоречие своим распоряжениям. Из Сирии, из Дамаска, против них писал святой Иоанн Дамаскин . Из Рима, по смерти Григория II-ro 6543 продолжал писать преемник его, папа Григорий III-й. А из других мест отвечали на них даже открытыми восстаниями. Сын и преемник Льва Константин Копроним 6544 , не отступая от направления, принятого его отцом в отношении к вопросу о почитании св. икон, решился воздействовать главным образом на духовенство, потому что деятельными противниками иконоборцев были повсюду преимущественно епископы и иноки. Для сей цели он постарался созвать собор 6545 , на котором было осуждено иконопочитание. Ближайшим следствием лжевселенского собора было то, что иконы были выброшены из церквей и большей частью сожжены, живописные и мозаичные священные изображения на стенах храмов затерты известью. Не избег такой участи даже великолепный Влахернский храм Богоматери на стенах которого лучшими художниками была изображена вся земная жизнь Богочеловека, все Его чудеса, все события Евангельской истории, оканчивая сошествием Св. Духа на Апостолов. От гонения на иконы Копроним перешел к гонению на святые мощи; их велено было выбрасывать. Так поступлено было, например, со св. мощами великомученицы Евфимии 16 сентября из храма и ввержены в море, а великолепный Халкидонский храм, посвященный ее имени, обращен в казармы. Считая иноков главными поборниками иконопочитания, Копроним решился закрыть все монастыри. Многие монастыри Константинополя, начиная с знаменитого Далматского, были обращены в казармы или разрушены. Много иноков было замучено. При сем обыкновенно разбивали головы иноков на тех самых иконах, в защиту коих они выступали.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово в неделю святых отцов I Вселенского Собора. Как получить жизнь вечную ПРАВОСЛАВИE.RU ПРОПОВЕДИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск СЛОВО В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ОТЦОВ I ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА КАК ПОЛУЧИТЬ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ Се же есть живот вечный, да знают Тебе единого истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисус Христа. Ин. 17,3 Священническая должность моя побуждает меня в нынешний воскресный день побеседовать с вами о весьма важных предметах, которые необходимо нужно знать всем нам для благоугождения Богу и спасения душ наших. Ныне святая Церковь вспоминает святых отцов Первого Никейского Вселенского Собора, утвердивших истинное учение о Божестве Сына Божия, или о единосущии Сына Божия с Богом Отцом, против еретика Ария и его единомышленников, которые ложно учили, что Сын Божий не единого существа с Богом Отцом и якобы не Бог истинный, а сам сотворен Богом Отцом. Они, богохульники, хотели в самом корне и основании поколебать христианскую веру, ибо если бы допустить, что Иисус Христос не единосущный Сын Божий и не Бог истинный, то наше искупление и спасение было бы мечтой, мы были бы окаяннее всех человеков, ибо все были бы во грехах, без очищения и освящения, не имели бы надежды на воскресение из мертвых и на вечный живот. Святые отцы доказали всю нелепость этого еретического учения, ибо в самом деле невозможно было кому-либо, кроме единородного и единосущного Сына Божия, обновить растлевшее естество человеческое и очистить безмерные грехи его и никто другой, кроме единородного Сына Божия, не мог принести себя в жертву завесь мир и взять на себя грехи его. Еретики хотели чрез свое нечестивое учение отнять у людей надежду, прибежище, утешение, очищение, освящение, их силу и их славу, чем был и есть для всех верующих Господь Иисус Христос.

http://pravoslavie.ru/put/propovedi/otco...

Часть третья. О церковно-правительственной власти Содержанием деятельности церковно-правительственной власти могут служить – издание законов, исполнение их и отправление суда. Соответственно этому и власть церковная подразделяется на законодательную, законоисполнительную и судебную. I. Церковно-законодательная власть Законодательная власть церкви в разных христианских вероисповеданиях представляет некоторые разнообразия. Православное церковное законодательство по степени значения и по самому содержанию распадается на два вида: 1) законодательство вселенской церкви и 2) законодательство поместной церкви. Законодательство вселенской церкви. Высшим органом законодательной власти вселенской православной церкви служат вселенские соборы (см. источн. права). Начиная с IX века, вселенские соборы не созывались. С этого времени обыкновенной формой выражения вселенской церкви служат взаимные сношения поместных церквей. православная церковь не отвергает возможности и необходимости для всех времён вселенских соборов. Они и теперь могут составляться по канонам вселенской церкви, образуя самый лучший орган для выражения религиозного сознания всех православных христиан. Но и в настоящее время составление их крайне затруднительно по политическим отношениям тех стран, народов и государств, в которых существуют православные поместные церкви. Вселенские соборы, кроме православных поместных церквей, признаются церквями Армяно-Грегорианской и Римско-католической. Главный предмет законодательной деятельности вселенского собора есть установление символов и изложение догматов веры. От символов и догматов следует строго отличать издававшиеся некоторыми соборами кононы-правила. Они имеют значение общее для всех поместных церквей, но не имеют характера непогрешимости и должны служить свидетельством и руководством для всех поместных церквей в развитии законодательной деятельности. Правил вселенской церкви изменять и отменять нельзя никакой другой власти, кроме вселенских соборов, а поэтому они называются неизменимыми и неприложными с редакционной стороны. Но это вовсе не исключает развития тех начал, которые положены в их основу и разнообразного применения их на практике в различных поместных церквях. Одни из правил должны иметь полное приложение во всех церквях. К таковым правилам относятся те, в которых облечены положения, основанные непосредственно на догматическом или нравственном учении церкви и возведённые на степень общих церковных законов, а те, которыми устанавливаются взаимные отношения поместных церквей, таких правил очень немного. Другие же, по самому содержанию своему могут быть развиваемы, дополняемы и подвергаемы изменению. Если возникает сомнение, имеет ли известное правило значение для поместной церкви, то оно разрешается законодательной властью данной поместной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010