433. Не нарушается ли святость Церкви греховностью многих ее членов?    Святость Церкви не нарушается греховностью многих ее членов, поскольку они очищаются от грехов Святыми Таинствами, в особенности же Таинством Покаяния.     434. Что происходит, когда грешные члены Церкви упорствуют в своей греховности?    Когда грешные члены Церкви упорствуют в своей греховности, они исключаются из Церкви или решением высших представителей Церкви, или Судом Божиим, так что и в этом случае сохраняется святость Церкви ненарушенной.     435. Имеет ли Православная Церковь святых?    Православная Церковь имеет бесчисленное множество святых, происходящих от всех православных народов, живших во всех столетиях, начиная со времен апостолов и кончая нашим временем.     Пояснения:    I. Святой апостол Павел написал: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее» (Еф.5:25—26).    II. Об исключении из Церкви высказался святой Павел: «Итак, извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5:13), что иными словами означает: исключите упорного грешника из своей среды.    III. Мы обязаны повиноваться решению Церкви, ибо Господь Иисус Христос сказал: «А если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). 3. Соборная Церковь     436. Что означает слово «Соборная»?    Слово «Соборная» означает здесь то же, что «вселенская».     437. В чем заключается соборность (вселенскость) Церкви?    Соборность или же вселенскость Церкви заключается в том:    1) что Церковь учит всему, чему учил Господь Иисус Христос, и что ничего из этого учения она не выпускает, чтобы не была нарушена полнота духовной жизни;    2) что Церковь отвергает новые учения отдельных людей, поскольку они находятся в противоречии со Священным Писанием и Преданием;    3) что Церковь предназначена для всех людей без различия национальности, страны и времени, ибо Господь Иисус Христос сказал: «Итак, идите, научите все народы» (Мф.28:19);    4) что Церковь ко всем обращенным в веру людям и народам относится одинаково и предоставляет каждому народу одинаковую возможность применять свои силы и способности в церковной жизни к чести и славе Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

270. Обязательна ли для спасения принадлежность к Кафолической Церкви? Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению апостола Павла, есть «глава Церкви, и Он же спаситель тела» ( Еф. 5:23 ) то, чтобы быть спасённым, необходимо быть частью Его тела, то есть членом Кафолической Церкви. Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега . Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в Ноевом ковчеге: так все, получающие вечное спасение, получают его только в Кафолической Церкви. 271. Почему наша Церковь именуется «восточной»? В насажденном на востоке рае, была основана первая Церковь безгрешных прародителей; там же после грехопадения положено новое основание Церкви спасаемых в обетовании (обещании) о Спасителе. На востоке, в земле иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело нашего спасения, положил начало Своей, христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной. По сей день православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утверждённая, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних восточных и в единомысленных с ними Церквах, каковой является благодатью Божией и Всероссийская Церковь . 272. Почему наша Церковь именуется «Апостольской»? Церковь называется Апостольской , потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православной , или Правоверующей . «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф. 2:19–20 ). 273. Символ веры , когда называет Церковь Апостольской, наставляет твёрдо держаться учения и преданий апостольских и избегать учения и учителей, основывающихся не на учении апостолов. Апостол Павел говорит: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Верую, – говорим мы дальше, – в Святую Церковь ...» И опять это слово, конечно, не означает, что Церковь состоит из святых и совершенных людей. Оно означает, что дело Церкви освящать нашу жизнь, и это значит – очищать ее силой Божьей, особождать ее от порабощения греху, возносить ее к Богу, направлять ее ввысь, преображать ее Духом Святым. За святостью исповедаем мы соборность Церкви. Слово «соборная» – это славянский перевод греческого слова «кафолики», означающего, во-первых, всемирность, универсальность и, во-вторых, целостность и полноту. Церковьвселенская, универсальная потому, что Христос и Его учение обращены не к какому-либо одному народу, и не к какой-нибудь одной эпохе или культуре, а ко всему человечеству, ко всем культурам и ко всем эпохам. Мы это часто забываем, сужаем Церковь и христианство до своего народа, делаем из нее что-то узкое, провинциальное, частичное. Но Христос говорит: «Идите ко всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари...» И на это веками отвечает Церковь: «Вся земля да поклонится Тебе...» И это так потому, что учение Христа целостное , и это значит: всеобъемлющее, обнимающее собою всю жизнь человека, отвечающее на все его вопросы, обращенное ко всей жизни ... И, наконец, исповедуем Церковь апостольской . Апостолы – это те двенадцать первых учеников, которых, как я только что сказал, Христос Сам избрал и сделал как бы основанием Церкви. Слово «апостол» означает по-гречески «посланец». Это значит, что Церковь , во-первых, основана всегда и навеки на свидетельстве, на учении, на проповеди тех апостолов, которых избрал и научил Сам Христос, и во-вторых, что Церковь всегда призвана к апостольству, всегда послана в мир, к людям, ко всей твари, всегда остается миссией, то есть служением делу Христову в мире. Таков смысл слов Символа веры о Церкви, смысл, напомнить о котором так бесконечно важно в наши дни. 20. Исповедую едино крещение… «Исповедую едино крещение во оставление грехов…» Евангелие от Матфея кончается приказанием Иисуса Христа Своим ученикам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Нет сомнений: силящийся самолично создать Церковь Божию на основе Писания, создаёт не Божью, а человеческую церковь , Божью же – попирает . «Умоляю вас, братия, – взывает апостол, – остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» ( Рим. 16:17 ). Соблюдать истины веры и практику в чистоте может только Истинная Церковь . Но что это за Церковь ? – Та, что устроена Христом при участии апостолов: «и на сем камне Я создам Церковь Мою...» ( Мф. 16:18 ); та, что является столпом и утверждением истины ( 1Тим. 3:15 ); та, что свято оберегает от повреждений «глаголы вечной жизни» ( Ин. 6:68 ); та, что проповедует Истину всем народам, согласно наказу: «идите, научите все народы, ...уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19–20 ); та, про которую в Евангелии пишется: «а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). Такой Церковью может считаться лишь древняя Церковь , ведущая преемство от апостолов, и не могут быть признаны никакие другие, например, те что образованы во второй половине второго тысячелетия. Значит среди протестантских Собраний её не найти. Опять же, этой Церковью может именоваться лишь та, которую вратам ада не одолеть, которая, стало быть, не извратила ни одного древнехристианского догмата и не ввела в обиход ничего нового, не соответствующего духу апостольской керигмы. Значит, под этой Церковью нельзя подразумевать и Римо-Католическую Церковь (с ее «догматами» о непогрешимости папы, об исхождении Святого Духа «и от Сына», о предварительном отъятии Богородицы от уз первородного греха...). Истинной Церковью является только Вселенская Православная Церковь – блюститель Предания. Стало быть, именно православные могут, не лукавя, повторить вслед за апостолом: « мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» ( 2Кор. 2:17 ). «Что такое предание? – Спрашивает преподобный Викентий Лиринский , и даёт чёткий ответ. – То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, то что ты принял, а не то, что ты выдумал, дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи, дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым... Что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то и передавай. Не хочу, чтобы вместо золота подставлял ты нагло свинец или обманом – медь; не нужно мне золота по виду, но дай мне золото настоящее» с. 75]. III

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

«Верую, — говорим мы дальше, — в святую Церковь…». И опять это слово, конечно, не означает, что Церковь состоит из святых и совершенных людей. Оно означает, что дело Церкви освящать нашу жизнь, и это значит — очищать ее силой Божьей, освобождать ее от порабощения греху, возносить ее к Богу, направлять ее ввысь, преображать ее Духом Святым. За святостью исповедуем мы соборность Церкви. Слово «соборная» — это славянский перевод греческого слова «кафолики», означающего, во-первых, всемирность, универсальность, означающее, во-вторых, целостность и полноту. Церковьвселенская, универсальная потому, что Христос и Его учение обращены не к какому-либо одному народу, и не к какой-нибудь одной эпохе или культуре, а ко всему человечеству, ко всем культурам и ко всем эпохам. Мы это часто забываем, сужаем Церковь и христианство до своего народа, делаем из нее что-то узкое, провинциальное, частичное. Но Христос говорит: «Идите ко всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари…». И на это веками отвечает Церковь: «Вся земля да поклонится Тебе…». И это так потому, что учение Христа целостное , и это значит: всеобъемлющее, обнимающее собою всю жизнь человека, отвечающее на все его вопросы, обращенное ко всей жизни … И, наконец, исповедуем мы Церковь апостольской . Апостолы — это те двенадцать первых учеников, которых, как я только что сказал, Христос Сам избрал и сделал как бы основанием Церкви. Слово апостол означает по-гречески «посланец». Это значит, что Церковь, во-первых, основана всегда и навеки на свидетельстве, на учении, на проповеди тех апостолов, которых избрал и научил сам Христос, и во-вторых, что Церковь всегда призвана к апостольству, всегда послана в мир, к людям, ко всей твари, всегда остается миссией, то есть служением делу Христову в мире. Таков смысл слов Символа веры о Церкви, смысл, напомнить о котором так бесконечно важно в наши дни. 20. Во едино крещение… «Исповедую едино крещение, во оставление грехов…». Евангелие Матфея кончается приказанием Иисуса Христа своим ученикам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле; итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам, и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

http://pravmir.ru/simvol-very/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Глава Церкви – Создатель и единый Глава Вселенской Православной Церкви, понимаемой как Бого-человеческий организм, благодатно объединяющий всех членов земной Церкви, Ангелов и души усопших христиан – Богочеловек Иисус Христос. Церковь есть Тело, объединенное под Главой Христом. На чём основано утверждение о том, что Иисус Христос – Глава Церкви? Утверждение о том, что Иисус Христос – Глава Церкви, основано на  Священном Писании , в частности: «И всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём» ( Еф.1:22-23 ); «…Он поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова… дабы мы не были более младенцами… но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф.4:11-16 ); «Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф.5:23 ); «И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всём первенство» ( Кол.1:18 ). Разве патриарх – не Глава Церкви? В Православии единым Главой Церкви считается Иисус Христос. Первый же по чести епископ автокефальной поместной Церкви обычно именуется предстоятелем Церкви. Так, в частности, записано в  Уставе Русской Православной Церкви . В то же время применительно к предстоятелю нередко используется выражение «глава Церкви», но не «Глава Церкви». Но и такое словоупотребление нельзя считать безупречным. Деление Земной Церкви на Поместные носит административный характер. Патриарх не является обладателем абсолютной верховной власти во вверенной под его управление Поместной Церкви, но призван управлять/управляет ею лишь в рамках своих полномочий, обозначенных в учении Вселенской Православной Церкви, Главой которой, повторим, является Сам Господь Иисус Христос. Предстоятель Константинопольской Церкви – тоже не Глава Церкви?

http://azbyka.ru/glava-cerkvi

Рубрики Коллекции Библиография. «Фома» – февраль 2024 29 мин., 27.02.2024 Поделиться Содержание номера – «Фома». Православный журнал для сомневающихся. - – 2024.  FOMA.RU Обложка : В синем звёздном небе в мерцающих облаках несется голубоглазый лев. На спине у него сидит мальчик в красном плаще и заворожённо смотрит вдаль. В середине обложки — белая надпись: «КТО-ТО БЕЗ СЛОВ ТЕБЯ ПОДНИМАЕТ». Буква «Д» - «прозрачная». Внизу обложки тоже есть надпись белого цвета: «ВОТ, ЛЕВ ОТ КОЛЕНА ИУДИНА, КОРЕНЬ ДАВИДОВ, ПОБЕДИЛ» [ОТКР 5:5]. Пролог : Евгений Солонович . «Переписать бы зиму набело...» . Стихотворение. Фото Mathieu Bigard/Unsplash//Фома. - – февраль 2024. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: февраль //Фома. - – февраль 2024. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 25 февраля. Неделя о мытаре и фарисее. [За несколько недель до начала Великого поста православные начинают к нему готовиться. В первое «подготовительное» воскресенье Церковь вспоминает притчу о мытаре и фарисее. Эта короткая, всего в несколько фраз притча находится в Евангелии от Луки: Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, чтó приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк 18:11–14). . В этой притче звучит напоминание о том, что смиренное осознание своих грехов и покаяние в них — это путь ко спасению и жизни вечной. А праведные дела, сопровождающиеся гордыней, могут оказаться для человека бесполезными на суде Божьем]. Ил.: Мытарь и фарисей. Учительное Евангелие, XVI век. - С.4; 12 февраля. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. [Почти тысячу лет назад в Константинополе среди богословов и монахов разгорелся спор: кто из святых является самым великим. Благочестивые образованные люди разделились на три партии, одна из которых считала таковым Василия Великого, другая — Григория Богослова, третья — Иоанна Златоуста. У каждой партии были свои аргументы в этом споре, на компромисс идти никто не хотел. И тогда все три святителя явились во сне Иоанну Мавроподу митрополиту Евхаитскому, повелев ему засвидетельствовать, что все они находятся в полном согласии друг с другом и желают, чтобы этот раздор среди церковных людей был прекращен. После того как митрополит рассказал всем об этом чудесном явлении, споры были прекращены. В честь этого события и был установлен праздник, прославляющий трех вселенских учителей и святителей]. Ил.: Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.  - С.4;    

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-250-...

Седмица 7-я по Пасхе Воскресение. О единосущии Отца и Сына Неделя святых отцев Первого Вселенского Собора (325). Ин.17:1–13 Сегодня, в воскресенье перед праздником Троицы, – память святых отцов Первого Вселенского Собора. Перед праздником Троицы мы прославляем тех, кто обличил арианскую ересь и научил нас православно исповедовать Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Арианство родилось, как рождаются все лжеучения. Гордый ум говорит: «Я не могу этого понять, а значит, этого не может быть». И Арий стал учить, что истинный Бог – лишь Бог Отец, а Сын только подобен Ему. Это учение более понятно для ума, и оно увлекло многих. Когда-то Апостол Павел сказал пастырям Церкви: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею. Ибо Я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». Так потом и пошло, и во все времена приходилось оберегать Христовых овец от лютых волков. Именно от волков. Кто привносит ложь в учение о Боге, тот поистине губит души. Всякая ложь о Боге уродует всю духовную жизнь, и незаметно направляет человека совсем в другую сторону. И святые Отцы Церкви на Первом Вселенском Соборе не свое личное мнение противопоставили мнению ариан, но тщательно рассмотрели Божественное Писание. А там во многих местах и прямо, и косвенно говорится о единосущии Бога Отца и Бога Сына. Вот и сегодня мы читали слова молитвы Сына к Отцу. Казалось бы, если молитва, значит, молящийся ниже того, кому молится. Но вспомним, какими словами молился Иисус, например, перед воскрешением Лазаря: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня» ( Ин.11:41–42 ). Еще прежде просьбы – уже благодарит, как будто все, о чем Он собирается просить, уже совершилось. Так и в сегодняшней молитве. Сначала Он говорит: «Отче! …прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». То есть прославление Сына – условие прославления Отца. И тут же продолжает: «Я прославил Тебя на земле». «И ныне прославь Меня Ты, Отче». А здесь – прославление Отца – условие прославления Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

митр. Елевферий (Богоявленский) «Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь? Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться? Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека? Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите». ( Иов.13:7–10 ). «Знаю дела твои; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни, и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя». ( Апок.3:1:3 ). Содержание I. Папство, как верховная власть в церкви, по преемству от св. ап. петра» при свете Свящ. Писания. Христос не выражал своего желания сделать св. Петра главою апостолов и церкви до смерти своей II. Христос по воскресении не поставил ап. Петра главою апостолов. Дух Святый ничем не выделил ап. Петра из лика апостолов при сошествии на них. Он разграничил между Петром и Павлом области преимущественного проповеднического ведения – Петру – обрезанных, Павлу – необрезанных, хотя в этих областях были проповедниками и другие апостолы. Апостолы Петр и Павел признавали взаимный авторитет учительства в своих областях. Сам ап. Петр никогда не претендовал на приматство III. Св. апостолы не видели в ап. Петре главы для себя и Церкви IV. Не знала приматства св. ап. Петра Церковь, т. е. верующие V. Св. апп. Иоанн и Павел по преимуществу – боговдохновенные учители вселенной. «Говорю по человеческому рассуждению» (Рим.3:5). VI. Разбор 1. «И будет едино стадо и един пастырь» (Ин.10:1–16) 2. Ев. Иоанна 21:15–17 Смысл Мф.16:15–18. «И сказал Господь: симоне, симоне! вот сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу; но я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лук.22:31–32). VII. Отношение церкви после апостольского времени к вопросу о главенстве римского епископа в учении и власти. В чем непогрешимость Церкви, и как она проявлялась а) в период времени до вселенских соборов б) в период Вселенских Соборов VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Есть ли будущее у межхристианского сотрудничества? 8 февраля 2015 г. 19:33 Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион выступил с лекцией в Университетах Винчестера (5 февраля 2015 года) и Кембриджа (6 февраля 2015 года). Уважаемые члены профессорско-преподавательской корпорации, учащиеся и гости Университета! Меня попросили выступить перед вами с лекцией о взаимодействии между христианами на современном этапе. Есть ли будущее у экуменизма? Этот вопрос все более остро встает перед нами и требует всестороннего осмысления. Когда Иисус Христос основал на земле Свою Церковь, это была единая община учеников, скрепленная верой в Него как Бога и Спасителя. На Тайной вечере Иисус молился Своему Отцу о том, чтобы Его ученики сохраняли единство по образу того единства, которое существует между Отцом и Сыном: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Тогда же Он преподал ученикам Свои тело и кровь под видом хлеба и вина, заповедав: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). После Его смерти и воскресения именно Евхаристия — повторение Тайной вечери с молитвой о том, чтобы хлеб и вино стали телом и кровью Христа — стала главным скрепляющим элементом христианской общины. Уже в первом поколении христиан община стала быстро разрастаться. Проповедь апостолов среди иудеев была не более успешной, чем проповедь Самого Христа. Но вот среди язычников христианство начало быстро завоевывать популярность. Существенную роль в расширении миссии Церкви сыграл апостол Павел. Именно он с присущей ему страстностью и убежденностью защищал идею вселенского характера христианской миссии. Именно он настаивал на том, что в Церкви «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). Ему же принадлежит сравнение Церкви с телом: «мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5). Главой этого вселенского тела является Сам Христос (Еф. 5:23).

http://patriarchia.ru/db/text/3986621.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010