Вопрос. Что должно заключить из вышесказанного? Ответ. Указание штундистов на невидимую Церковь есть плод их изобретательности: им они желают прикрыть несостоятельность своей религии, вопреки ясному свидетельству Св. Писания и здравому смыслу. 2) Существенные свойства истинной Церкви Христовой а) Церковь – едина Вопрос. Какие существенные свойства истинной Церкви Христовой? Ответ. Следующие четыре, указанные в Символе веры : «верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Вопрос. Почему Церковь есть едина? Ответ. Потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу Христа и одушевляется одним Духом Божиим. Единство сие выражается видимо одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах. Ап. Павел говорит об Иисусе Христе, что Бог Отец поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота, наполняющая все во всем ( Еф.1:22, 23 ). «Одно тело и один дух, как и вы призваны к одной надежде вашего звания. Один Господь, одна вера, одно крешение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех и во всех нас» ( Еф.4:4–5 ). «Чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу в одном духе» ( Еф.2:18 ). Вопрос. Как согласить с единством Церкви то, что есть многие церкви отдельные и самостоятельные, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская? Ответ. Это суть частные церкви, ила части единой вселенской церкви. Отдельность видимого устройства их не препятствует им быть великими членами единого тела Церкви вселенской, иметь единую главу Христа и единый дух веры и благодати. Единство сие выражается видимо одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах (Простр. Катихиз. стр. 48). Вопрос. Иисус Христос учил ли, что Церковь Его должна быть едина? Ответ. Господь Иисус Христос желал создать только одну Церковь ( Мф.16:15 ) и изображая ее в притчах, говорил только об одном стаде, об одном овчем дворе ( Ин.10:16 ), об одной виноградной лозе ( Ин.15:1–7 ), об одном царстве небесном на земле ( Мф.13, 24, 47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Что не одни священнослужители должны причащаться Тела и Крови Христа, а все христиане, это ясно показывают следующие слова Христа: Пийте из нея (чаши) все ( Матф. 26–27 ). Если не будете есть Плоти Сына Человеческаго и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во мне и Я в нем ( Иоан. 6:53–57 ). Эти слова, ясно, настойчиво и неоднократно выражающие безусловную необходимость всем людям причащаться не только Плоти, но и Крови Христа, Иисус Христос говорил не одним ученикам Своим, но и народу, говорил всем. Так понимала эти слова и Церковь и с самого начала в точности исполняла волю Иисуса Христа, как это ясно видно из слов Апостола Павла: Всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, смерть Господню возвещаете (1Коринф. 11:26). И далее он два раза говорит о Хлебе и о Чаше. И пишет он это не одним священнослужителям, а всем Коринфянам. Несколько позже, с 11-го века, Латинская церковь допустила и другое извращение в способе совершения этого таинства: стала употреблять вместо квасного хлеба опресноки, опять-таки вопреки обычаю древней вселенской Церкви, которая, как на Востоке, так и на самом Западе, всегда употребляла в этом таинстве квасной хлеб 33 . Но и этим не ограничилась Латинская церковь в извращении способа совершения таинства Евхаристии: она усвоила мнение, будто хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христа при возглашении Его слов: Приимите, идите, сие есть Тело Мое и пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя Новаго Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов ( Матф. 26:26–28 ), между тем как древняя вселенская Церковь веровала, что хлеб и вино освящаются во время читаемой вслед за этими словами молитвы, через призывание Святого Духа, при благословении даров священнодействующим – епископом, или иереем 34 . По времени Латинская церковь приняла еще и другие догматические учения, которые древняя вселенская Церковь не исповедовала, или даже совсем и не знала их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Так будет замкнут круг истории Церкви: первая Тайная вечеря в Иерусалиме и последняя здесь. В самый глухой и темный час истории последние христиане вместят в себе все, что было в великой Церкви Христовой. Семя Божие прорастает в сердцах, Церковь растет в людях, а не в теократической организации папства, и количество не определяет ее бытия: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18, 20 ) – там Церковь святая и апостольская. «Где Иисус Христос , там и Вселенская Церковь» 241 , – говорит святой Игнатий Богоносец . Среди толпы распинателей на Голгофе только несколько человек составляли Церковь верных: Богоматерь, апостол Церкви Иоанн и две мироносицы. Такою и является, такою и познается Церковь во все времена истории – много ли святых будет в ее лоне или мало. Ибо она есть Церковь стояния у Креста. «Вознесена Тя видевши Церковь на кресте, Солнце Праведное, ста в чине своем, достойно взывающи: слава силе Твоей, Господи» 242 . И в этом стоянии ее – и непобедимость, и великий покой. «Се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» 243 . Послесловие «Невеста Христова – Церковь верных и душа каждого из нас… получает от жениха Христа… обручение Духа» 244 , – пишет преподобный Симеон Новый Богослов . Только получая «обручение Духа» – благодать Божию, человек входит в святую и апостольскую и Вселенскую Церковь . Благодать же стяжается в подвиге. Поэтому подвиг есть врата в Церковь , а благодать Церкви – основание покаянного подвига. Нет иных врат в Церковь, кроме как через личный крест, так как в стяжании благодати нет у нас никаких прав: ни потомственных, ни юридических, а только узкий путь да надежда на милость Божию, живущая в нас как некий луч, радостный и зовущий. Путь подвига и благодати завещан нам Отцами, опытно по нему прошедшими. Это есть путь смиренного делания, так как «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» 245 . Жизнь в благодати открывает жизнь в святой Церкви, устремляя человека в его любви к святыне Божией в делах, словах и мыслях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

О Церкви Христовой I. Православное учение о Церкви Христовой Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные христиане, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. О таком соединении Церкви небесной с земной ап. Павел говорит: Евр. 12 : 22. Но вы (христиане) приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов . 23. К торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства. 24. И к Ходатаю нового завета, Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. Имея главою и руководителем Самого Бога, Церковь Христова, по благодати Божией, всегда пребывала и будет пребывать до скончания века: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ), или «Я с вами во все дни до скончания века», говорит Иисус Христос ( Мф. 28:20 ). В исповедании веры мы признаем Церковь „единою». Сие наименование указывает на то, что Церковь Христова составляет одно духовное тело, имеет одну главу, Иисуса Христа, одушевляется одним Духом Божиим: Еф. 4:4 . Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания. Ст. 5. Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех. Для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа (1. Кор. 3:10–11); хотя и существуют в Церкви православной как бы отдельные и самостоятельные церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская; но все эти церкви суть части всемирной единой вселенской Церкви. Отдельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви вселенской, иметь единую главу–Христа и единый дух веры и благодати. Видимое сие единство выражается одинаковым исповеданием веры, общением в молитвах. Такое же духовное общение существует и между Церковью земной, воинствующей на земле, и Церковью небесной, торжествующей на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

17 веков тому назад один из величайших западных христианских писателей – Киприан – писал: «una ecclesia per totum mundum in multa membra divisa est». (Ер. 55). Это означает, что единая Христова церковь, мистическое тело Христа, в эмпирическом аспекте своего существования разделена на отдельные церквицерковные общины. Это понимание вселенской церкви возникло под влиянием известного места из послания ап. Павла к Коринфянам: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом... и вы тело Христово, а порознь члены» ( 1Кор. 12:12, 13, 27 ). То, что было сказано ап. Павлом об отдельных членах церковных общин, перенесено было на целые церковные общины. Каждый христианин есть член тела Христова. «А если бы все были один член, то где было бы тело» ( 1Кор. 12:19 ). Все вместе они единое тело Христово, единая Его церковь. В порядке перенесения этого учения на вселенскую церковь каждая отдельная церковная община представляется, как отдельный член тела Христова, а вселенская церковь есть совокупность этих отдельных церковных общин. Когда ап. Павел излагал коринфянам свое учение o церкви, как o теле Христовом, он имел в виду утвердить среди них сознание единства церкви и прекратить разделения, а Киприан своим учением o вселенской единой церкви как бы утверждал разделение. «Разве разделился Христос – divisus est Christus?» ( 1Кор. 1:13 ), спрашивал апостол. «In multa membra divisa est» – отвечал Киприан. Несомненно, что для Киприана вселенская церковь, как единое тело Христово, а, следовательно, как целое, существует ранее своих частей – отдельных церковных общин, тем не менее, при его понимании вселенской церкви первично должна восприниматься не целость и единство вселенской церкви, а ее отдельные члены. В этом заключался основной недостаток перенесения учения ап. Павла об отдельных членах церкви на целые церковные общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Скачать epub pdf ЦЕРКОВЬ «Верую... во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» ( Ин. 17, 21–23 ). Есть только Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь , которая утверждена Кровию и учением Христа, апостолов, святых отцов и мучеников, и врата адовы не одолеют ее. Святитель Димитрий Ростовский ( 113, 84 ). Как один Бог и один Господь, так и истинное достоинство выражается единством во образ Единого Начала. Итак, единая Церковь , которую ереси усиливаются рассечь на многие, уподобляется единством природе Единого. Мы называем древнюю кафолическую Церковь единой по ее существу, по понятию о ней, по ее началу и превосходству. Святитель Климент Александрийский ( 113, 439 ). Епископство одно, и каждый из священнослужителей может сделаться его участником. Церковь также одна, хотя члены ее с распространением веры сделались очень многочисленны: как лучей много, но солнце одно; ветвей на дереве много, а дерево одно, разросшееся от корня; или хотя из одного источника течет много потоков и образуется обильный разлив воды, но в начале сохраняется единство. Отними луч солнца от его начала – он не может существовать сам по себе; отломи ветвь от дерева – отломленная уже не может расти; пресеки ручей, текущий из источника, он иссохнет. Равным образом Церковь , сияющая светом Господним, хотя по всей земле распространяет свои лучи, но однако светило, разливающее всюду свой свет, одно, и единство тела этим не нарушается. Обремененные плодами ветви свои она распростирает по всей земле, потоки ее текут по широкому пространству; при всем том постоянно пребывает один источник, одно начало, одна мать, обильная духовным плодотворением. Священномученик Киприан Карфагенский ( 113, 439 ). Поскольку название церкви употребляется в различных смыслах... и так как по праву и поистине можно назвать церковью лукавые сборища еретиков, то есть маркионитов, манихеев и других, то Символ веры в предосторожность теперь и учит тебя так: «Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », чтобы ты этих скверных сборищ избегал, а пребывал в Святой Вселенской Церкви, в которой ты и возродился... Не спрашивай просто: где Церковь ? но: где Вселенская Церковь? Ибо это, собственно, и есть имя Святой и всеобщей нашей Матери Церкви, невесты Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия ( 113, 440 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ап. Павел не только сам непосредственно совершал исцеления и чудеса, но то же делали взятые от тела его главотяжи и убрузцы, в отсутствие его ( Дeяh. XIX, 12 ), и сим показывается, что даже предметы вещественные, получившие освящение от умерших Святых, чудотворно и благодетельно действуют на людей живущих. В понятии о Церкви Христовой необходимый признак ее составляет святость. Церковь свята, потому что освящена Иисусом Христом чрез Его страдания, чрез Его учение, чрез Его молитву и чрез таинства. В молитве к Богу Отцу о верующих Иисус Христос сказал между прочим: освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. За них я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиной ( Uh. XVII, 17, 19 ). И действительно, Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Eф. V, 25–27 ). В Церкви Христовой могут быть и есть согрешающие. Но сии, если очищают себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой; а грешники нераскаянные, или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и с сей стороны сохраняется святой. Ап. Павел дает наставление коринфянам, чтобы они сами извергли развращенного из своей среды ( I Kop. V, 13 ). В Послании к Тимофею Апостол говорит: твердое основание Божие стоит имея печать сию: познал Господь своих, и да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа ( II Tuм. II, 19 ). Когда мы называем Церковь Соборной, или, что то же, Кафолической, или Вселенской, то это значит, что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Ап. Павел говорит, что в Церкви Христовой нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного; но все и во всем Христос ( Koл. III, 15 ). Церкви Вселенской принадлежат собственно высокие обетования, что врата ада не одолеют ее, что Господь пребудет с нею до скончания века; что, следственно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры или впасть в заблуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

19 ... как безмерно величие могущества Его [т.е. Бога, Отца славы – А.С.] в нас, верующих по действию державной силы Его, 20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. Вновь, как и в Кол., о несравненном превосходстве Христа говорится с использованием ангельской терминологии, связанной как с иудаизмом, так и с зарождающимся гностицизмом, который пытался осилить и вместить в себя и некоторые симпатичные ему идеи все того же иудаизма, например, ангелологию. Екклезиология Надмирное, надвременное, сверхангельское превосходство Христа – не отвлеченное умозрительное богословское положение, а «взор снизу» к той вершине, на которой «одесную» (ст. 20) Отца славы восседает Христос, с Которым в свою очередь неразрывно связана Церковь . Так тело связано с главой. Глава же – то, что наверху не только пространственно, но и в смысле первостепенного значения как источника жизнеспособности тела. Можно сказать, что богословие Церкви (екклезиология), разработанное в предыдущих посланиях, прежде всего, в 1 Кор., где о Церкви тоже говорится как о Теле Христовом, но в чисто человеческом, так сказать, «горизонтальном» смысле – как о многообразии служений в органическом единстве, – здесь восполняется измерением «вертикальным» и, шире, вселенским и даже космическим. Церковь – единство, в которое призвано и которым наполнено «все» (см. Еф. 4, 10 ), вся тварь, «все небесное и земное» ( Еф. 1, 10 ; ср. 3, 15). Это «полнота Наполняющего все во всем» (ст. 23). Хотя мы постоянно отмечаем параллельность Еф. и Кол. в христологии и екклезиологии, все же немаловажно, что Еф. представляет собой следующий шаг по сравнению с Кол.: Хотя и в Кол. мы встречаемся со вселенским понимаем Церкви, тем не менее половина из четырех случаев употребления e)kklhsi/a [ Церковь – А.С.] имеет в виду местные общины ( Кол. 4:15–16 ). Такого значения нет ни в одном из девяти употреблений этого слова в Еф. Здесь всегда это слово в значении единственной, Вселенской Церкви 575 :

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

К святому праволавию мы тоже не относимся, потому не обязательно сидеть только на правых лавках , можно и на левых тоже. 12. Ответ на 11, Андрей Карпов: Правильно. Господь открыл двери церкви более 40 лет назад и что? Большинство народа не узнало время посещения Его. Поэтому, горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись... Не надо ваши бредни выдавать за ВЕРУ ХРИСТОВУ. Константинопольский патриарх выдал томос раскольникам и небесные молнии его не поразили. Никто ведь в мире не считает, что ближе всего к ГОСПОДУ именно вы. Ватикан тот провозгласил себя единственной христианской церковью. Тут интереснее вот что: мы уже готовы считать Русскую Православную Церковь оставшейся единственно верной, или еще нет? В Символе веры принятом на II Вселенском Соборе, Церковь названа «католикэ», т. е. вселенской. Греческое прилагательное «католикос» обозначает «всеобщий», «универсальный». Что Церковь должна быть вселенской, католической, и трудиться над тем, чтобы проникнуть повсюду, где только есть люди нуждающиеся в её помощи, т. е. просто где есть люди каких бы то ни было рас, культур, классов и т. д. 11. Ответ на 6, учитель: Правильно. Господь открыл двери церкви более 40 лет назад и что? Большинство народа не узнало время посещения Его. Поэтому, горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись... Не надо ваши бредни выдавать за ВЕРУ ХРИСТОВУ. Константинопольский патриарх выдал томос раскольникам и небесные молнии его не поразили. Никто ведь в мире не считает, что ближе всего к ГОСПОДУ именно вы. Ватикан тот провозгласил себя единственной христианской церковью. Тут интереснее вот что: мы уже готовы считать Русскую Православную Церковь оставшейся единственно верной, или еще нет? 10. Ответ на 3, ОСт: По поводу сатанизма на Западе... У бесов нет географической привязки. Всё же, когда говорится про сатанизм на Западе, говорится не про индивидуальные столкновения с бесами, у которых действительно нет ни географической, ни исторической, ни классовой, ни какой иной привязки.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/30/vs...

Гал. 1:8 . «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.» Когда же отлученные раскаиваются в своем заблуждении, то получают прощение: 2Кор. 2:7 . «Вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью.» 2Кор. 2:8 . «И потому прошу вас оказать ему любовь.» Кому возглашается анафема? «Отрицающим бытие Божие и промысл Божий, называющим Бога не Духом, а веществом, не признающим равночестности лиц Пресвятыя Троицы, отвергающим необходимость для людей искупления Христова; хулителям Приснодевства Божией Матери, неверующим в богодухновенность Священного Писания и в благодать Всесвятого Духа, отрицающим загробную жизнь, кончину мира, Страшный Суд, вечные награды праведникам и вечные муки грешникам, не принимающим спасительных Таинств Церкви, не признающим вселенских соборов и вселенских Преданий». Таким образом, анафеме подвергаются собственно грехи неверия, богохульства и еретичества (см. Последование в неделю Православия). Св. Церковь , установив совершать ежегодно чин Православия, на котором возглашается анафема еретикам, имеет в виду указать им ту глубину зол, в которую низринуло их суемудрие. Вместе с этим Церковь имеет в виду предостеречь верных чад своих от падения. Словом «анафема» в древней христианской Церкви обозначалось отлучение от Церкви или исключение еретиков и нераскаянных грешников из общества верующих. Провозглашая анафему. Церковь как бы говорит отпавшим: «Оставьте нас, вы, отвергающие то, во что мы веруем, и вносящие в Церковь свои разрушительные учения, вы для нас стали как язычники» ( Мф. 18:17 ; Тит. 3:10–11 ; Гал. 1:8 ). Не подумайте, однако же, что приговор анафемы незначителен: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» ( Мф. 18:18 ). Как видно из слов Самого Господа, непрощенный, неразрешенный на земле грешник или еретик предстанет и в горний мир непрощенным, неразрешенным, связанным в своем грехе. 53. О чудесах и знамениях 1) Кому из нас в настоящее время не приходится слышать от людей, кичащихся своим умом и знаниями, что-де чудес не было и не может быть, что все кажущееся чудесным есть действие природных сил и случайностей?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010