Соборы. Поучение в неделю св.отец, иже в Никее Идеже бо еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их ( Мф.18:20 ) Какие утешительные слова для каждого христианина! Хотя и вознесся Иисус Христос от нас на небо; но стоит нам, двоим или троим, собраться во имя Христово, т.е. собраться в единении духа и в союзе мира ( Еф.4:3 ), и Спаситель наш ту есмь, посреди нас. И какова, братие, сила единомыслия и братского единения и общения! Чрез них мы в состоянии не только привлекать к себе благоволение Божие, а и с Богом вступать в единение. Потому, как Иисус Христос пред страданиями Своими молился Отцу небесному об учениках своих: «Отче святый! соблюди их, чтобы они были едино. Но не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их. Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (слова ныне чтенного евангелия – Ин.17:11, 20 и 21); так и святая Церковь , вслед за Иисусом Христом, тоже не престает поднесь молить Господа о том, да будет единение духа в чадах ее и единение у них с Господом. И как Иисус Христос в важный минуты своей жизни приглашал (поучительный для нас пример) к участию в своей молитве потрое учеников, на Фаворе, например, и пред страданиями в саду Гефсиманском ( Лк.9:28 . Мф.26:37 ); так и св. Церковь в важных случаях всегда же искала и ищет себе силы в соборных молитвах и совещаниях. Коль скоро ей нужно было когда узнать волю Божию о чем либо, она немедленно созывала соборы, и единогласное решение соборов принимала за голос самого Бога. Так было при апостолах, так и после них, на соборе, ныне воспоминаемом Церковью, первом Вселенском; так и на всех последующих соборах, которых, кстати скажу вам, было всех – семь Вселенских и девять поместных, т.е. семь таких, на которые собирались пастыри Христова стада со всей вселенной, и девять таких, на которые собирались пастыри только известной местности, но которых постановления однако признаны на Вселенских соборах для всей Церкви обязательными. Изволися Духу Святому и нам: так сами апостолы выразились, а за тем и отцы соборные выражались, о своих постановлениях ( Деян.15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Скачать epub pdf 55. Неделя 7 по Пасхе. О святых отцах первого Вселенского Собора. О единении верующих во Христе (Ин. 17:1–13; Деян. 20:16–18; 28:36) «Да будут едино как и Мы» ( Ин. 17:11 ). Три дня тому назад, братия и сестры, святая Церковь праздновала Вознесение Господне, а в течение сорока дней до этого праздника она прославляла Воскресшего Господа, воспоминала явления Его апостолам и народу и призывала нас к благодатному общению с Ним, Воскресшим, в душах и сердцах наших. Этот призыв и общению с Господом, к единению с Ним, а также и к единению со всеми верующими в Него, получил особое подкрепление в последних словах, сказанных Господом перед вознесением на небо: И се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Какое великое утешение было дано апостолам, а вместе и нам этими словами Спасителя! Незадолго до Голгофы Христос дал апостолам обетование и ниспослании им Духа Святого ( Ин. 16:7 ), при Своём же вознесении Он и Сам непреложно «обещался с нами быти до окончания века» (пасхальное песнопение). Чтобы сильнее расположить нас к единению с Господом Иисусом Христом святая Церковь сегодня предлагает нашему назиданию молитву Спасителя перед Его страданиями и смертью. В этой молитве Он указывает на Свою общность, на Своё теснейшее единение с Отцом Небесным. Обращаясь к Нему, Спаситель говорит: Всё моё – Твоё, и Твоё – моё... И ученики, которых Ты дал Мне, – Твои. И вслед за этим молится об учениках: «Отче Святой! Соблюди их имя Твоё, чтобы они были едино, как и Мы... и да наследуют жизнь вечную... Сия же жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа. Знать же Бога и пребывать в единении с Ним значило пребывать в вечности и неизреченной радости. О даровании апостолам духовной радости также молится Спаситель в этой молитве: Ныне к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они (ученики) имели в Себе радость Мою совершенную ( Ин. 17:18 ). После вознесения Спасителя апостолы сразу же и ощутили эту радость, ибо сказано в Евангелии, что с великой радостью ( Лк. 24:52 ) возвратились они в Иерусалим и пребывали в Сионской горнице в тесном единении и единодушии, молитве и молении ( Деян. 1:14 ) до дня святой Пятидесятницы, когда они преизобильно преисполнились даров Святого Духа. С тех пор, находясь сами в духовном единении друг с другом, они и верующих, и поставленных ими пастырей призывали к единению, к единомыслию ( Рим. 15:5 ), к жизни в союзе мира и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Д.В. Дементьев Вселенская родительская мясопустная суббота «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Ин.5:25–30 ). Души усопших от благочестия ближних живущих получают отраду, когда за оную приносится жертва Ходатая, или творима бывает милостыня в Церкви. Блаженный Августин В субботу Недели о блудном сыне Святая Церковь молится об умерших, чтобы вместе с нами и они стали одесную Судии, особенно молится о тех умерших, которые были похищены внезапною смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, пропастях, от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи и подверглись всяческим другим родам смерти, а также о бедных и немощных и вообще о всех тех, которые «узаконенных псалмов и песней памяти не получиша». В субботу же, а не в другой день, пред мясопустною Неделею полагается моление об упокоении душ, потому что день субботы, как день покоя, по самому своему значению есть наиприличнейший для моления – упокоить умерших со святыми. Кроме того, нынешним молением об упокоении усопших Святая Церковь напоминает нам о неизбежной и для нас кончине и предстоящем нам от неподкупного Судии испытании, дабы, устрашив этим, сделать нас более готовыми к подвигам приближающегося спасительного поста. Закон Божий (М., Сретенский монастырь, 1999) ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ СЛУЖБЫ В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ От века мертвых днесь всех по имени, верою поживших благочестно, память сотворяюще, вернии, Спаса и Господа воспоим, просяще прилежно сим в час суда ответ благий дати Тому Самому Богу нашему, всей Судящему земли, деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных и во святых жребий светлем, и достойным быти Небеснаго Царствия Его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

Действительно, на Вселенских Соборах у каждого епископа был свой голос, и решения принимались голосованием, но на этих Соборах никто и не ограничивал количество участников. Приезжали все, кто хотел, кто мог. И бывали случаи, когда кто-то не успевал приехать и потом оспаривал соборные решения. Мы с самого начала предлагали: давайте соберем Собор всех епископов. Тогда принимаемые голосованием решения выражали бы, по крайней мере, мнение большинства. Но нам было сказано, что собрать такое большое количество епископов невозможно, и что пусть от каждой Церкви будет фиксированное число архиереев. Сначала предлагалось двенадцать, потом решили, что пусть их будет двадцать, и, в конце концов, согласились на том, что их будет двадцать четыре. Это значит, что от каких-то Поместных Церквей поедут все архиереи, а от каких-то Церквей, где, как у нас, около 350 архиереев, поедет незначительная часть. В этих условиях единственным приемлемым для нас решением, на котором мы настаивали, являлось решение о том, что голосом будет обладать не каждый член делегации, а Поместная Церковь. Иначе сложилось бы совершенно неправильное впечатление об общеправославном консенсусе. Мы не можем ехать на Собор, где существует угроза принятия какого-то решения, которое потом не устроит нашу Церковь. Было также сказано о том, что инославные должны быть не наблюдателями, а ответчиками. Но в наших сегодняшних взаимоотношениях с инославными христианами мы не можем ссылаться на прецеденты эпохи Вселенских Соборов, потому что тогда православная догматика была в стадии терминологического уяснения: по тем или иным вопросам не было какого-то общепринятого решения, с которым готовы были бы сразу согласиться все. Вот почему эти Соборы созывались, вот почему на них спорили, и вот почему в результате потом отпадали от Церкви какие-то группы людей. Но сейчас такой ситуации нет, догматическое учение Православной Церкви сформировано. Мы прекрасно знаем, где Православие, а где — ересь. Другое дело, надо ли нам при каждом удобном случае напоминать носителям ошибочных или еретических мнений о том, что они таковыми являются? Ведь если мы говорим о диалоге, то диалог все-таки предполагает определенный кодекс вежливости. Даже апостол Павел, когда пришел в афинский ареопаг, не стал говорить: " Вы язычники, безбожники, вы поклоняетесь идолам " . Он сказал афинянам: " По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам " (Деян. 17:22-23). Это миссионерский подход, с которым можно ожидать некоторого успеха. И то, заметим себе, апостол Павел не достиг успеха в афинском ареопаге, но достиг его спустя некоторое время. Этот миссионерский посыл и требует от нас того, чтобы мы вступали в диалог, при этом, конечно, никоим образом не поступаясь собственными позициями.

http://patriarchia.ru/db/text/4437259.ht...

Апостолы так и поступили; и такова их проповедь во всей Церкви под небом... Эта переданная нам вера в Святую Троицу – едина и неделима... Как неделимо единство Святой Троицы, так едина и неделима и вера в Нее... Благодать и дары, подаваемые нам в Церкви от Святой Троицы, даются нам от Отца через Сына в Духе Святом. Ибо ничего не бывает и не совершается иначе, кроме как от Отца через Сына в Духе Святом... Таким образом, учение святых сводится к учению о Святой нераздельной Троице. И это есть единая и единственная вера Вселенской Церкви... А я, – добавляет святой Афанасий, – изложил сие согласно с переданной нам от Отцов апостольской верой, ничего не примыслив со своей стороны, но чему научился, то и начертал на хартии». «Такова вера Вселенской Церкви. Господь основал и укоренил ее в Святой Троице». По святому чувству и святому ведению святых Отцов, Церковь как Тело Бога Слова есть всё и вся для человеческого рода на небе и на земле. Святой Василий Великий благовествует: «У меня одна цель – все обращать в назидание Церкви». Человеческий ум, лишившийся святости и состарившийся во грехе, освящается и омолаживается в Церкви Духом Святым, и причем в каждом, кто – член Тела Церкви Христовой («в каждом из восполняющих Тело Церкви Христовой»). И каждый член Церкви наполняется Богочеловеческими силами; ведь что бы ни помыслил он умом, куда бы ни двинулся духом – находит он, что всё исполнено Богом и что «всюду сораспростерта Ипостась Сына», Ипостась Бога Слова. И в Богочеловеческом Теле Церкви Своей всеблагий Господь каждому определяет место по его заслугам. По-херувимски углубленный в бесконечную тайну Церкви Спасителя учитель вселенной, святой Василий Великий , благовествует: «Церкви Божией... сказано: Вы – Тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор.12:27 ), потому, конечно, что в ней содержит и сочетает каждый член в единомыслии с другим единая и истинно единственная Глава, Которая есть Христос. А если у кого не соблюдается единомыслие, не оберегается союз мира, не сохраняется кротость в духе, находятся же разделение, распря и зависть, то очень дерзко было бы назвать таковых членами Христовыми или сказать, что они под управлением Христовым, но в простоте смело можно утверждать, что там владычествует и царствует мудрование плотское, по изречению Апостола, который говорит: Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? ( 1Кор.3:3 ); и вместе с тем положительно учит, говоря: Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут ( Рим.8:7 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Церковь издревле употребляет при Богослужении светильники. Двусвещные из них называются дикириами, трехсвещные – трикириами, имющие болье трех свечей – поликандилами, а боле двенадцати – паникадилами. Светильники составляют священную, необходимую и знаменательную принадлежность Православного Богослужения. Сам Господь, – Глава Церкви, – есть вечный невечерний свет ( Ин.1:8 ); обитает в неприступном свете ( 1Тим.6:16 ). Св. Иоанн Богослов в Откровении видел семь светильников огненных горели перед престолом Божиим на небеси ( Откр.4:2,5 ) и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому ( Откр.1:13 ). И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец ( Откр.21:23 ). При вступлении в завет с Богом, явившимся Аврааму, – при устроении Церкви Божией в семействе и потомстве его, Патриарх видел: вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными ( Быт.15:17 ). в Ветхозаветном храме светильники горели всегда, непрестанно ( Исх.27:20–21 ; Лев.24:1–4 ). Подобно духовному вечному свету Церкви небесной и видимым светильникам Церкви Ветхозаветной, Церковь Христова от самого начала своего возжигает светильники при своем Богослужении, и во многих храмах имеет неугасимые. Светильники горели, без сомнения, при самом установлении Христианского Богослужения, – во время тайной вечери Иисуса Христа с учениками в Иерусалимской горнице. Светильники горели в священных собраниях Апостольских. Св. Ап. Лука пишет: В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников ( Деян.20:7–8 ). B правилах Апостольских постановлено приносить к алтарю елей для лампады, и запрещено приносить елей в капище языческое и в синагогу Иудейскую, и возжигать в оных свещу 134 . Из этих правил Апостольских, дозволяющих приносить к алтарю елей для лампады, происходит благочестивый обычай Православных Христиан, издревле доселе сохраняемый, – приносить по усердию и поставлять во храмах и в домах пред св. Крестом и Иконами, и вообще при Богослужении общественном и домашнем возжигать светильники. О сем древнем Апостольском обычае свидетельствует Тертуллиан и седьмой Вселенский Собор. Тертуллиан говорит в апологии: «по умовении рук и возжении светильников, каждый вызывается песнословить Бога». Св. Собор Вселенский седьмой пишет: «изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестивый обычай был 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

«И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» ( Откр.2:18 ). Четвертый Ангел – это Ангел Хранитель Церкви Фиатир, которая находилась недалеко от Пергама, в Малой Азии. Она символизирует собой Церковь после эпохи Вселенских Соборов. Существовала во времена Крещения Руси – в исторической науке этот период сейчас называется Средневековьем. Церковь достигла определенного развития, в это время сформировался устоявшийся священный христианский быт. 32 В древней Церкви такого еще не было – благочестивые обычаи только начали активно формироваться. Во время же Вселенских Соборов, особенно последних, быт становится полностью «воцерковленным», то есть связанным с жизнью Церкви. Вся человеческая жизнь делается полностью охваченной Священным Писанием – словом Божиим. Человек начинает жить целиком по-Божии – в плане внешней обрядовости. Однако это не означает, что все люди были святыми. Например, в Московской Руси XV-XVI веков все поголовно ходили в храмы, но при этом в определенный период времени там распространилась ересь жидовствующих. Так что хотя сам этот лад христианского быта очень помогает человеку идти к Богу, но не заменяет самого пути. В средние века считалось, что религия не может быть частным делом человека, религия – это то, что охватывает все сферы человеческой жизни. Современная идея о том, что вера – частное дело каждого, на самом деле является сатанинской уловкой. Ведь получается, что никто не вправе подвергать сомнению верование другого человека, следовательно, каждый должен держать свои религиозные убеждения при себе, скрывать их в себе. 33 И складывается интересная ситуация: вопрос религии – это частное дело, а частную жизнь сейчас пытаются вообще упразднить введением системы глобального контроля. 34 Итак, к Ангелу Хранителю Фиатирской Церкви обращается Господь: «Так говорит Сын Божий, у которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» ( Откр.2:18 ). Христос показывает, что Он всезнающий, Его глаза видят все происходящее во мраке: Он видит и скрытое добро, и скрытые тайны, которые существовали в то время внутри Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Имеются ли в Слове Божием указания на существование св. Предания? Имеются. Св. Апостол Павел писал в послании к Фессалоникийцам: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2, 15 ). И в другом месте: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните, и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор. 2, 2 ). Где ныне сохраняется св. Предание? Оно сохраняется в Церкви, которая по слову апостола «столп и утверждение истины». Изложила ли Церковь впоследствии св. Предание письменно? Да, например, в постановлениях Вселенских Соборов, в 85-ти правилах св. апостолов, и в тех отеческих творениях, которые одобрены на Вселенских Соборах. А не может ли св. Предание через устное распространение забыться пли затемниться? Нет, не может. Церковь Христова находится под водительством Духа Святого, о котором Спаситель сказал: «Утешитель Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин. 14,25 ). XXII. О св. Писании. Чем еще объясняется причина заблуждений сектантов? Причина заблуждений сектантов объясняется еще тем, что они не понимают многих мест св. Писания и толкуют их неправильно. Разве есть в св. Писании места неудобовразумительные? Есть. Св. апостол Петр писал, что в посланиях апостола Павла «есть нечто неудобовразумительное, что невеждый и не утвержденные к собственной своей погибели превращают» ( 2Пет. 3, 16 ). Кто же может толковать непонятные места св. Писания? Толковать Писание могут только те люди, которые получили на это особый дар св. Духа. Откуда это видно? Это видно из того, что даже апостолы не прежде научились понимать Писание, как Господь, по сказанию Евангелиста: «отверз им ум к у разумению писаний» ( Лк. 24, 45 ). Почему люди простые, не богопросвещенные не могут толковать св. Писания? Премудрый Сирах пишет: «Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом, и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах» ( Сир. 38, 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

240. Может ли быть иное учение об исхождении Святого Духа? Учение об исхождении Святого Духа от Отца не может быть подвержено какому-либо изменению или дополнению. Во-первых , потому, что Православная Церковь в этом учении повторяет точные слова Самого Иисуса Христа; а Его слова, без сомнения, являются достаточным и совершенным выражением истины. Во-вторых , потому, что второй Вселенский Собор, главным предметом которого было утверждение истинного учения о Святом Духе, без сомнения, удовлетворительно изложил это учение в Символе веры ; и Православная Церковь признавала это столь решительно, что третий Вселенский Собор своим седьмым правилом запретил составлять новый Символ веры . Поэтому святой Иоанн Дамаскин пишет: Святой Дух исповедуем исходящим от Отца и именуем Его Духом Отца; от Сына же не исповедуем исхождение Святого Духа, но только именуем Его Духом Сыновним (Богословие, кн. 1, гл. 11, ст. 4). 241. Какая степень поклонения приличествует Святому Духу? Святому Духу приличествуют поклонение и прославление равное со Отцом и Сыном. Это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). 242. Почему сказано, что Святой Дух «глаголал через пророков»? В Символе веры сказано, что Святой Дух глаголал (говорил) через пророков. Это сказано для обличения некоторых лжеучителей, которые утверждали, что книги Ветхого Завета написаны не Святым Духом. 243. Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков действительно говорил Святой Дух. Апостол Петр пишет: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет 1:21 ). 244. Говорил ли Святой Дух через апостолов? Святой Дух говорил через апостолов. Апостол Петр пишет: «Им (пророкам) открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес» ( 1Пет 1:12 ). 245. Почему об апостолах не упомянуто в Символе Веры ? Об апостолах не упомянуто в Символе веры потому, что во время его составления никто не сомневался в богодухновенности апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Сохранились ли в Церкви Христовой все книги, написанные свв. Апостолами?   Нет, не все сохранились. Погибло послание Ап. Павла к Лаодикийцам, о котором упоминает Апостол в своем послании к Колоссянам, говоря (Кол. 4:16): «Когда это послание прочитано будет у вас (Колоссян), то распорядитесь, чтобы оно было прочитано в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы». Не составлялись ли и ложные Писания?   Составлялись, и очень нередко. Ап. Лука пишет в начале своего Евангелия: «Как уже многие начали составлять повествования, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего с начала по порядку описать» (Лук. 1:1—3).    Значит, было много писаний. Были и поддельные, выдававшиеся за Апостольские, составленные и выпущенные для смущения христиан; об этом пишет Ап. Павел: «не спешите колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного» (2 Фес. 2:2) Ясное дело, что в Апостольские времена появлялись и поддельные послания. Поэтому Ап. Павел не только предупреждает христиан об этом, но вместе с тем указывает и признак, по которому можно бы распознавать его послания от подложных: «приветствую моею рукою Павловою, что служит знаком во всяком послании, пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса со всеми вами. Аминь» (2 Фес. 3:17, 18). Кто разобрался, в конце концов, в том, какие из многочисленных писаний, появившихся при Апостолах, суть истинно апостольские, и какие ложные?   В этом разобралась Православная Церковь Христова на своих Поместных и Вселенских Соборах: одни книги она признала и постановила считать истинными, боговдохновенными, а другие простыми, не боговдохновенными или подложными. Где можно найти указания на эти церковные постановления?   В «Книге правил свв. Апостолов, святых соборов Вселенских и поместных, и святых отец». Признают ли эти постановления сектанты?   Нет, не признают На каком же основании они принимают книги Священного Писания?   Они принимают их без всяких оснований, потому что сектанты никого и никогда не спрашивали об истинности Писаний, и им никто об этом рассказать не мог без соборных постановлений Церкви Православной. Церковь Православная отличала истинные апостольские писания от ложных и сохранила истинное слово Божие, а сектанты прямо-таки украли Писания у Церкви Православной и пользуются ими с целью развращения простодушных христиан (2 Кор. 11:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010