Анализируя употребление слова κκλησα у апостола Павла, не могу не указать некоторые выражения, часто приводимые для того, чтобы доказать, что апостол Павел допускал существование – независимо от местных церквей – одной внешне – вселенской 261 церкви или Церкви вообще. «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее» ( Гал. 1:13 ). «Ибо я наименьший из Апостолов и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» ( 1Кор. 15:9 ). «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» ( 1Кор. 10: 32 ). Апостол Павел преследовал местные церкви в Иудее, но он мог сказать, что преследовал Церковь Божию, поскольку в каждой из местных церквей Церковь Божия присутствовала. В сознании апостола Павла Церковь Божия была неразрывно связана с ее проявлениями в местных церквях. Увещевая Коринфян не подавать соблазна Церкви Божией, он имел в виду местные церкви, существующие конкретным образом в данный момент. Если бы апостол Павел имел в виду Церковь Божию независимо от ее проявлений в местных церквях, смысл увещания апостола Павла был бы утрачен, поскольку никто не может быть причиной соблазна для Христа. По этой же причине апостол Павел мог сказать, что он гнал Церковь Божию, ибо в местных церквях, преследуемых им, существовала Церковь Божия. Говоря в Гал. 1:13 и 1Кор. 15: 9 о Церкви Божией, он имел в виду палестинские церкви, в частности Иерусалимскую. Имеем ли мы право, исходя из этого, предполагать, что для апостола Павла «Церковь Божия» была Иерусалимская церковь, а все другие местные церкви были лишь ее продолжением в пространстве? Если это предположение справедливо, это означало бы, что идея вселенской церкви не была чужда апостолу Павлу 262 . В действительности в писаниях апостола Павла мы не находим никаких данных, которые послужили бы основой для такого учения о Церкви. Христиане Иерусалима могли считать себя Церковью Божией и рассматривать другие церкви как общины, зависящие от нее и только в ней существующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Но здесь есть и следующий момент. Получается, что первая группа богословов не признает права за Новорожденной Церковью считаться Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью, ибо Новорожденная Вселенская Церковь, а не просто Апостольская община, сразу же отдала предпочтение одной из форм собственности – общей собственности: «Все же верующие были вместе и имели все общее» (Деян. 2, 44); «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4, 32). Отсутствие ясности в вопросе тождественности Новорожденной Вселенской Церкви Апостольской (Иерусалимской) общине не позволяет дать верный ответ на вопрос о том, какой собственности отдала предпочтение Новорожденная Вселенская Церковь: Апостольская (Иерусалимская) община это вроде как бы и не Вселенская Церковь, а стоящая особняком часть ее... «Имеющий невесту есть жених» Довольно легко понять, почему Новорожденная Церковь отдала предпочтение общей собственности, если прибегнуть к соответствующей аналогии, поясняющей этот выбор. Она будет касаться брака. Что такое брак? Вот как читаем об этом в Социальной Концепции Русской Православной Церкви: «Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. " И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их " (Быт. 1. 27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: " Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть " (Быт. 2. 24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: " И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею " (Быт. 1. 28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении» [x] .

http://bogoslov.ru/article/1684219

Истинная христианская Церковь должна быть свята, ибо свят ее Основатель, свято ее учение, святы те средства, которыми она пользуется, Свят Дух Святый, пребывающей в Церкви. Святость Церкви проявляется с особенной ясностью в чудесных действиях, совершаемых в Церкви, о которых предсказывал Иисус Христос: «уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк.16:17–18 ). В книге Деяний Святых Апостолов рассказывается об Апостолах и их учениках, что они в доказательство своего истинного Апостольства, полученного от Иисуса Христа, творили многие знамения. Святость церкви сообщается и всем членам ее. Из этого, конечно, не следует, что к Церкви не могут принадлежать грешники ( Мф.13, 24:25 ). Но, несомненно, во всякое время между членами ее есть члены действительно святые, которые свою святость проявляют в делах, не бросающихся в глаза – в любви к ближним, в преданности и покорности воле Божией, в терпении, в молитве и т. д. Задача Церкви на земле в том именно и состоит, чтобы содействовать большему количеству членов своих достигать святости: «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф.4:12 ). Истинная христианская Церковь должна быть соборной, т. е., вселенской, распространенной по всему миру. Назначение Церкви распространиться по всему миру указано Самим Иисусом Христом в словах: «идите, научите все народы... и идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мф.28:19 ; Мк.16:15 ; Деян.1:8 ); а также в притче о горчичном зерне ( Мф.13:31 ), обратившемся в дерево, в ветвях которого укрываются птицы небесные. Церковь должна быть вселенской и потому, что Иисус Христос умер за всех, чтобы все могли достигнуть спасения. Она должна быть вселенской по времени для всех времен и по месту для всего мира, как говорит Св. Апостол Павел: «в церкви нет различия между Иудеем и Еллином, потому что Один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его ( Рим.10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Указывая на печать или знак святой Церкви, апостол вместе с тем внушает нам и известные обязанности, возлагаемые на нас святостью Церкви. Как члены святой Церкви, мы должны именно жить свято, должны всячески заботиться о том, чтобы и мыслить свято, и делать свято и делать только святое. Некогда эту обязанность забыли Анания и Сапфира и за это были наказаны праведным судом Божиим. Поэтому никогда не будем уклоняться от нее, помня, что Господь знает только Своих и отвергает упорно чуждающихся Его. Называя Церковь святою, мы называем ее затем также соборною, или – что то же – кафолическою, или вселенскою. Почему в символе веры усвояется такое наименование Церкви, это мы рассмотрим сейчас. В Послании к колоссянам апостол Павел говорит: «благовествование пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает». Под благовествованием разумеется здесь учение христианской веры. Где это учение пребывает, приносит плод и возрастает, там есть и Церковь . Поэтому словами: благовествование пребывает у вас, как и во всем мире, апостол выражает, что Церковь находится во всем мире и что нет такого места, где бы она могла не находиться. В этом мы видим одно основание, почему Церковь называется вселенскою. Основание это состоит в том, что Церковь находится всюду и не стесняется пространством. Иудейская ветхозаветная Церковь находилась только в Палестине и самое богослужение ветхозаветное можно было совершать только в Иерусалимском храме. Но Церковь Христова не такова. На повсеместное распространение ее указал Сам Господь, когда повелел апостолам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Значит, апостолы должны были идти во весь мир, должны были распространить Церковь Христову повсеместно. И апостолы исполнили это повеление Господа, ибо, как говорит апостол Павел, «по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной – слова их». В Церкви Христовой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? ...и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число ( Откр. 6, 9–10,11 ). Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига. И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предзря будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917–1918 годах объявили: “Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (...) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников”. Они не знали о себе, но Дух Святый, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, их устами изрек явно будущее народа Божия на Руси на длительный период ее истории и назвал его “годиной лютой”. И на этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее – непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней. Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь , казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя – Великого равноапостольного князя Владимира – и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом? “...возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая... в темницы, и поведут пред... правителей за имя Мое...” ( Лк. 21, 12 ). Это Божие определение о Церкви открылось со всей очевидностью еще с апостольских времен. А для России час испытания ее веры, час подвига за Христа пришел в XX веке, ибо не без России Вселенская Церковь должна была достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение, движимое активным богоборчеством, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. И цель оправдывала средства. В относительно короткий период – за семьдесят лет – земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и исповедников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности. В Первосвященнической молитве Господь Иисус просил Небесного Отца о Своих последователях: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла… Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» ( Ин.17:15, 18 ). Недопустимо манихейское гнушение жизнью окружающего мира. Участие христианина в ней должно основываться на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви. Христианин должен видеть мир и общество в свете его конечного предназначения, в эсхатологическом свете Царства Божия. Различение даров в Церкви особым образом проявляется в области ее общественного служения. Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие. I.4. Миссия Церкви I.4. Исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь , но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира. Для сего она вступает во взаимодействие с государством, даже если оно не носит христианского характера, а также с различными общественными ассоциациями и отдельными людьми, даже если они не идентифицируют себя с христианской верой. Не ставя прямой задачи обращения всех в Православие в качестве условия сотрудничества, Церковь уповает, что совместное благотворение приведет ее соработников и окружающих людей к познанию Истины, поможет им сохранить или восстановить верность богоданным нравственным нормам, подвигнет их к миру, согласию и благоденствию, в условиях которых Церковь может наилучшим образом исполнять свое спасительное делание. II. Церковь и нация II.1. Вселенский характер Церкви II.1. Ветхозаветный народ израильский был прообразом народа Божия – новозаветной Церкви Христовой. Искупительный подвиг Христа Спасителя положил начало бытию Церкви как нового человечества – духовного потомства праотца Авраама. Своей Кровью Христос «искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» ( Откр.5:9 ). Церковь по самой своей природе имеет вселенский и, следовательно, наднациональный характер. В Церкви «нет различия между Иудеем и Еллином» ( Рим.10:12 ). Как Бог не есть Бог иудеев только, но и тех, кто происходит из языческих народов ( Рим.3:29 ), так и Церковь не делит людей ни по национальному, ни по классовому признаку: в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osno...

Соборная значить: собирающая всех, правильно верующих. 197. Необходимо ли христианину для его спасения быть членом Единой Святой Церкви? Христос создал Свою Единую Церковь , Он есть ея Глава, а Церковь – Его тело; верующие суть члены сего тела. Участникам Церкви подается Святым Духом через учение и Таинства – благодатное освящение. Всего этого лишаются отпавшие от Церкви. Ко спасению же возможно придти, только будучи членами Католической Церкви ( 1Kop. XII, 12 ; Eф. 1, 22, 23; IV, 4–16 ). Древние учители первых веков единодушно признавали эти свойства Церкви; приведем некоторыя их изречения: Св. Игнатий Богоносец : «где Христос Иисус, там и Кафолическая Церковь ». Св. Кирилл Иерусалимский : «Не спрашивай просто, где Церковь ? но – где Вселенская. Церковь? Ибо сие собственно имя сей святой и всеобщей матери Церкви нашей» . . «Церковь Соборною называется потому, что находится по всей вселенной от концов земли и до концов ея». Св. Иоанн Златоуст : «не оставляй Церкви, ибо ничего нет могущественнее Церкви»... Св. муч. Лукиан, в темнице, прикованный к полу: «Встаньте вокруг меня и будете церковью, ибо я верую, что церковь живая лучше и благоприятнее для Бога, чем построенная из дерева и камня». 198. Почему Православная Церковь есть Церковь Апостольская? 1) По своему началу. Господь Иисус Христос Сам избрал двенадцать апостолов и повелел им говорить и действовать Его именем . «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых наименовал Апостолами:» ( Mk. VI, 13 ); »а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною« ( Uoah. XV, 27 ). 2) Потому, что Церковь слушает Апостолов как Самого Христа . Тем областям, которыя не приняли Его Апостолов, Господь даже обещал грозныя кары. " Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшого Меня» ( Мф. Х, 40; Х, 15 ; Ак. X, 16). 3) Церковь апостольская и потому, что дух, учение и обычаи Христовых Апостолов, полностью и со тщанием наша Церковь сохраняет . Все, что не утверждено на учении Апостолов, Церковь от себя отметает.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Семнадцать веков тому назад один из величайших западных христианских писателей – Киприан – писал: «una ecclesia per totum mundum in multa membra divisa est» (письмо 55) 151 . Это означает, что единая Христова церковь , мистическое тело Христа, в эмпирическом аспекте своего существования разделена на отдельные церквицерковные общины. Это понимание вселенской церкви возникло под влиянием известного места из послания ап. Павла к Коринфянам: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одною тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом... И вы тело Христово, а порознь члены» ( 1Кор. 12: 12, 13, 27 ). То, что было сказано ап. Павлом об отдельных членах церковных общин, перенесено было на целые церковные общины. Каждый христианин есть член тела Христова. «А если бы все были один член, то где было бы тело» ( 1Кор. 12: 19 ). Все вместе они единое тело Христово, единая Его церковь . В порядке перенесения этого учения на вселенскую церковь каждая отдельная церковная община представляется как отдельный член тела Христова, а вселенская церковь есть совокупность этих отдельных церковных общин. Когда ап. Павел излагал коринфянам свое учение о церкви как о теле Христовом, он имел в виду утвердить среди них сознание единства церкви и прекратить разделение, а Киприан своим учением о вселенской единой церкви как бы утверждал разделение. «Разве разделился Христос – divisus est Christus?» ( 1Kop. I: 13 ), – спрашивал апостол, «ln multa membra divisa est», – отвечал Киприан. Несомненно, что для Киприана вселенская церковь, как единое тело Христово, а следовательно, как целое, существует ранее своих частей – отдельных церковных общин, тем не менее при его понимании вселенской церкви первично должна восприниматься не целость и единство вселенской церкви, а ее отдельные члены. В этом заключался основной недостаток перенесения учения ап. Павла об отдельных членах церкви на целые церковные общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010