5) Слова Апостола о Святом Духе: нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога (1 Кор. 2:10—12). Здесь замечательно: а) то, что Духу Святому усвояется совершеннейшее ведение Бога: но эту черту Спаситель усвоял только Отцу и самому Себе, и указывал на нее, как на признак своего божества и равенства со Отцом (Матф. 11:27); следовательно, тоже должно заключить и касательно Святого Духа; б) Дух Святой называется Духом от Бога : следовательно, не есть из ничего, не есть тварь, а напротив, одного с Богом естества; в) Дух Святой представляется в таком же точно отношении к Богу, в каком — дух человеческий к человеку, т.е. представляется пребывающим в Боге и составляющим с Ним одно, как наш дух в нас пребывает, и составляет вместе с телом единого человека. Скажем наконец вообще, что учение о Пресвятой Троице составляет главнейший предмет всего Нового Завета. Ибо о чем он проповедует нам? В Евангелиях преимущественно об Отце, который так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:16), и о Сыне, который воплотился и совершил великое дело нашего искупления; в Деяниях и Посланиях Апостольских — преимущественно о Святом Духе, которого Спаситель ниспослал вместо Себя Апостолам, и который с тех пор начал великое дело нашего возрождения и освящения. § 28. Подтверждение той же истины из Священного Предания Как ни ясны и многочисленны места Священного Писания, особенно Нового Завета, содержащие в себе учение о троичности Лиц в Боге едином; но нам необходимо здесь обратиться и к Священному Преданию, сохраняющемуся в Церкви с самого ее начала. Необходимо потому, что все эти места Писания подвергались и подвергаются различным перетолкованиям и спорам, которые не иначе могут быть окончательно решены, по крайней мере, для верующего, как только голосом Апостольского предания и древней Церкви. Необходимо и для того, чтобы защитить саму Церковь от несправедливого упрека вольнодумцев, будто она начала преподавать такое учение о трех Ипостасях в Боге только с четвертого века идя с первого вселенского Собора, а прежде это учение или вовсе было в ней неизвестно, или преподавалось совсем иначе. Нить предания, следовательно, достаточно провести только до четвертого века, или до первого вселенского Собора, и показать учила ли и как учила о Пресвятой Троице древняя христианская Церковь в три первые века.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

5) Слова Апостола о Святом Духе: нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога ( 1Кор. 2:10–12 ). Здесь замечательно: а) то, что Духу Святому усвояется совершеннейшее ведение Бога: но эту черту Спаситель усвоял только Отцу и самому Себе, и указывал на нее, как на признак своего божества и равенства со Отцом ( Матф. 11:27 ); следовательно, тоже должно заключить и касательно Святого Духа; б) Дух Святой называется Духом от Бога: следовательно, не есть из ничего, не есть тварь, а напротив, одного с Богом естества; в) Дух Святой представляется в таком же точно отношении к Богу, в каком – дух человеческий к человеку, т.е. представляется пребывающим в Боге и составляющим с Ним одно, как наш дух в нас пребывает, и составляет вместе с телом единого человека. 483 Скажем наконец вообще, что учение о Пресвятой Троице со­ставляет главнейший предмет всего Нового Завета. Ибо о чем он проповедует нам? В Евангелиях преимущественно об Отце, который так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Иоан. 3:16 ), и о Сыне, который воплотился и совершил великое дело нашего искупления; в Деяниях и Посланиях Апостольских – преимущественно о Святом Духе, которого Спаситель ниспослал вместо Себя Апостолам, и который с тех пор начал великое дело нашего возрождения и освящения. § 28. Подтверждение той же истины из Священного Предания. Как ни ясны и многочисленны места Священного Писания, особенно нового Завета, содержащие в себе учение о троичности Лиц в Боге едином; но нам необходимо здесь обратиться и к Священному Преданию, сохраняющемуся в Церкви с самого ее начала. Необ­ходимо потому, что все эти места Писания подвергались и под­вергаются различным перетолкованиям и спорам, которые не иначе могут быть окончательно решены, по крайней мере, для верующего, как только голосом Апостольского предания и древ­ней Церкви. 484 Необходимо и для того, чтобы защитить саму Церковь от несправедливого упрека вольнодумцев, будто она начала преподавать такое учение о трех Ипостасях в Боге только с четвертого века или с первого вселенского Собора, а прежде это учение или вовсе было в ней неизвестно, или препо­давалось совсем иначе. 485 Нить предания, следовательно, достаточно провести только до четвертого века, или до первого вселенского Собора, и показать учила ли и как учила о Пресвятой Троице древ­няя христианская Церковь в три первые века.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Вознесение Христово возгревает в нас любовь к небесным предметам. Апостол Павел говорит: Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном ( Кол. 3 :-2); ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф. 6:21 ). А о том, что Дух Святой есть та самая любовь, которая направляет нас ко всему небесному, говорит Божественный Учитель Своим ученикам: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин. 16:7 ). «Что далеко от очей – далеко от сердца». Эта пословица справедлива только в отношениях между людьми, но не в отношении человека к Богу. Здесь вернее будет обратное: «Далеко от очей – близко сердцу». Но ведь и по Вознесении Христос не сокрылся от взоров человеческих: Он явился на пути в Дамаск, чтобы из Савла, преследовавшего Церковь , сделать апостола народов ( Деян. 18:8 ). Можно с верой принять, что являлся Он, вероятно, и Своей Пресвятой Матери, пока Она пребывала на земле. Являлся Он многим святым угодникам. Увидим мы Его при кончине мира, когда Он придет судить мир. Главным делом для нас должно быть старание, чтобы в тот последний день показать Праведному Судии и засвидетельствовать перед Ним, что Его Вознесение действительно было для нас укреплением веры, утверждением надежды и возгреванием любви. Если это совершится, тогда мы услышим из уст Божественного Спасителя: Придите... наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ( Мф. 25:34 ). Аминь. Неделя 7-я по Пасхе Святых отцов Первого Вселенского Собора Сия же есть жизнь вечная… Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин. 17:3 ). Истинное учение о Боге и Иисусе Христе, без сомнения, то, которое заключается в Божественном Откровении; знает Бога и Иисуса Христа тот, кто принимает и исповедует это учение. Сегодня Святая Церковь вспоминает и прославляет святых и богоносных отцов Первого Вселенского Собора, созванного святым равноапостольным Константином в Никее в 325 году для утверждения истинного учения о Божестве Иисуса Христа против ложного учения Ария, не признававшего Сына Божия вечным и единосущным Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

Например, образ блудницы Вавилона, сидящей на семиглавом змее, многими прочитывается как Рим, расположенный на семи холмах. Или уже не только Рим? Апостол Иоанн видел посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему (Откр. 4: 6–7). Впоследствии эти образы стали символами четырех евангелистов: лев — символом Марка, телец — Луки, Ангел — Матфея, а орел — самого Иоанна. Прекрасным и величественным предстает в Откровении Иоанна образ Церкви. И явилось на Небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд (Откр. 12: 1). В Апокалипсисе Христос через апостола Иоанна обращается и к семи конкретным церквям в Асии (римской провинции в Малой Азии) — в Эфес, Смирну, Пергам, Фиатиру, Сардис, Филадельфию и Лаокидию. Считается, что эти семь церквей являются олицетворением всей Вселенской Церкви на разных этапах ее развития, вплоть до наших дней. «Семь — это символ полноты мира, и Иоанн Богослов обращается к семи Церквам, то есть к полноте всей Церкви», — написал в своем «Толковании на Апокалипсис» священник Даниил Сысоев. Последняя церковь — Лаодикийская, единственная, о которой ничего хорошего не сказано, — это церковь времен конца мира. Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извегну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3: 15–17). Мы привыкли воспринимать Апокалипсис как страшное повествование о великой вселенской катастрофе перед концом мира, говорить об апокалиптических настроениях, имея в виду самые мрачные предчувствия. Это любимый голливудский сюжет о том, каким будет конец нашей цивилизации. А четыре всадника Апокалипсиса (чума, война, голод и смерть) по-прежнему носятся над землей — хотя и в ином воплощении, нежели это изображено у Дюрера, Бёклина, Виктора Васнецова и других художников.

http://pravoslavie.ru/70857.html

По его глубокому убеждению, каждая церковь во главе с епископом является наследницей Петра - основанием единства Церкви в целом. Это отражение природы местной христианской общины, вне которой нет спасения: «Тот не может иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь». Конкретно, говоря о «кафедре Петра», св. Киприан имел в виду свои, карфагенский епископат, а вовсе не римский, как истолковали это понятие защитники папства и богословы Первого Ватиканского собора. Они защищают точку зрения, что Римская Церковь как бы охватывает собою весь мир, а папа - единственный «подлинный» епископ. Все епископы обязаны подчиняться ему, ибо власть Петра не связана с местным евхаристическим собранием, а принадлежит одному лицу, возглавляющему вселенскую Церковь. Такое толкование в корне противоречит учению св. Киприана: «Господь наш, коего заповеди и увещания мы должны хранить, определяя достоинство епископа и управление своей Церкви, говорит Петру в Евангелии: «Я говорю тебе: ты - Петр (по-гречески - «камень»), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:18-19). Отсюда последовательно и преемственно вытекает власть епископов и управление Церкви, так что Церковь поставляется на епископах и всяким действием Церкви управляют те же начальствующие... Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере...» («О падших»). Итак, Киприан говорит, что слова Господа, обращенные к Петру, устанавливают епископское служение, а не примат Рима. Известно, что в первые 10 лет существования церковной общины в Иерусалиме ее возглавлял апостол Петр. Если можно говорить об епископстве св. Петра, то только в этом контексте, поэтому можно предположить, что, когда Господь говорил Свои слова Петру, Он имел в виду именно это: Петр первым возглавит местную иерусалимскую Церковь. Петр действительно председательствовал на первой евхаристии в Иерусалиме.

http://sedmitza.ru/lib/text/434694/

Наряду с этим термином употреблялось также в значении «вселенский» слово ikumenikos. Эти два термина не смешивались. Вселенские соборы получили название Ikumeniki Synodos (ikumenikos – по всей обитаемой земли, фактически – земли, находящейся под греко-римской цивилизацией). Церковь соборная кафолична; это соответствует апостольскому: «полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1:23 ). Это понятие указывает на то, что весь род человеческий призывается к спасению, и потому всем людям надлежит быть членами Церкви Христовой, хотя и не все принадлежат к ней на деле. Пространный Православный Катехизис на вопрос: «Почему Церковь называется Соборною, или что то же, Кафолическою или Вселенскою?» отвечает: «потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов.» Церковь не ограничивается местом: она обнимает собой всех православно верующих людей, где бы они ни обитали на земле. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что Церковь была соборной, или кафолической, еще, когда она состояла из ограниченного числа общин, и тогда, когда – в день Пятидесятницы – ее пределы не были раздвинуты далее Сионской горницы и Иерусалима. Церковь не ограничивается временем: она предназначена приводить людей к вере «до скончания века.» Я с вами во все дни до окончания века ( Мф. 28:20 ). Дух Утешитель пребудет с вами вовек ( Иоан. 14:16 ). Таинство Евхаристии будет совершаться, доколе придет на землю Господь ( 1Кор. 11:26 ). Церковь не связывается ни с какими условиями гражданского устройства, которые она считала бы для себя необходимыми, ни с каким определенным языком или народом. Церковь апостольская Церковь называется апостольской, так как апостолы положили историческое начало Церкви, распространили христианство до конца земли и почти все запечатлели свою проповедь мученической смертью. Семена христианства посеяны в мире их словом и политы их кровью. Неугасимое пламя веры в мире они разожгли силой своей личной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

433. Не нарушается ли святость Церкви греховностью многих ее членов? Святость Церкви не нарушается греховностью многих ее членов, поскольку они очищаются от грехов Святыми Таинствами, в особенности же Таинством Покаяния. 434. Что происходит, когда грешные члены Церкви упорствуют в своей греховности? Когда грешные члены Церкви упорствуют в своей греховности, они исключаются из Церкви или решением высших представителей Церкви, или Судом Божиим, так что и в этом случае сохраняется святость Церкви ненарушенной. 435. Имеет ли Православная Церковь святых? Православная Церковь имеет бесчисленное множество святых, происходящих от всех православных народов, живших во всех столетиях, начиная со времен апостолов и кончая нашим временем. Пояснения: I. Святой апостол Павел написал: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее» ( Еф.5:25–26 ). II. Об исключении из Церкви высказался святой Павел: «Итак, извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор.5:13 ), что иными словами означает: исключите упорного грешника из своей среды. III. Мы обязаны повиноваться решению Церкви, ибо Господь Иисус Христос сказал: «А если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). 3. Соборная Церковь 436. Что означает слово «Соборная»? Слово «Соборная» означает здесь то же, что «вселенская». 437. В чем заключается соборность (вселенскость) Церкви? Соборность или же вселенскость Церкви заключается в том: 1) что Церковь учит всему, чему учил Господь Иисус Христос, и что ничего из этого учения она не выпускает, чтобы не была нарушена полнота духовной жизни; 2) что Церковь отвергает новые учения отдельных людей, поскольку они находятся в противоречии со Священным Писанием и Преданием; 3) что Церковь предназначена для всех людей без различия национальности, страны и времени, ибо Господь Иисус Христос сказал: «Итак, идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ); 4) что Церковь ко всем обращенным в веру людям и народам относится одинаково и предоставляет каждому народу одинаковую возможность применять свои силы и способности в церковной жизни к чести и славе Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

В этих словах апостола указывается новое основание, почему Церковь называется соборною или вселенскою. Современные апостолам общества совершенно чуждались одни других. Эллины с пренебрежением смотрели на варваров, свободные презирали рабов. Подобною же нетерпимостью к другим отличалась и Церковь ветхозаветная; необрезанные не могли принадлежать к ней, и иудею возбранено было сообщаться или сближаться с иноплеменниками. Между тем, христианская Церковь не такова. Уже вскоре после первого дня Пятидесятницы в нее стали вступать не только иудеи, но и язычники. Припомним при этом историю обращения Корнилия. Из нее видно, что первоначально даже апостол Петр считал язычников нечистыми и недостойными ко вступлению в Церковь Христову. Но Господь вразумил Петра. В видении ему был показан сосуд, в котором находились всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. По повелению Господа апостол должен был все это заколоть и есть. А когда Петр сказал на это: «нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного и нечистого», то в другой раз был глас к нему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Вскоре затем апостол узнал, что означало это видение. «Мне Бог открыл, – так говорил он Корнилию, – чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым». Замечательны при этом также последующие слова, сказанные апостолом Корнилию: «истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». В этих словах Петр выражал то же, что выражено в приведенном изречении апостола Павла, именно, что Церковь не ограничивается никаким народом, но заключает в себе верующих всех народов. Не ограничиваясь пространством и народом, Церковь Христова не ограничивается также и временем, но заключает в себе верующих всех времен. О ней Сам Господь говорил: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не ододеют ее». Значит, Церковь Христова будет существовать вечно, ибо нет такой силы, которая могла бы прекратить существование ее. Об этой неограниченности Церкви по времени предвозвещено было еще в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Бывали моменты в жизни Церкви, когда она и сокращалась в своих пределах, что, однако, не препятствует ей быть вселенскою по своему предназначению: обнять весь мир. Вот почему и апостол Павел говорит: «благовествование (т. е. Церковь ) пребывает во всем мире, и приносит плоды, и возрастает» (Колосс.1:5–6). Называется Церковь соборною или вселенскою также и потому, что она не ограничена известным народом. В то время как греко-римский мир строго придерживался делению на эллинов и варваров; в то время, как и ветхозаветная еврейская Церковь , относилась с нетерпимостью к необрезанным, новозаветная Христова Церковь открыла двери для всех национальностей. По идее домостроительства Божьего, все без исключения, лишь бы пожелали и были способны, могут пользоваться благодеяниями Церкви. И ее святой благодатей и живоносным учением, и потому в Церкви Христовой; «нет ни эллина, ни иудея, нет обрезания или не обрезания, нет ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного; но все и во всем Христос» (Колосс 3:11). Называется Церковь соборною и потому, наконец, что она не ограничена временем, т. е. будет существовать до скончания века. Ветхозаветная Церковь , как мы знаем, прекратила свое существование; теперь евреи не имеют храма, не приносят жертв, вера еврейская не истинная и не приводит к спасению. Новозаветная же Церковь будет, по слову Христову, существовать вечно, ибо Он сказал: « Я с вами (т. е. с Церковью) во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Из той истины, что Христос пребудет в Церкви во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ), вытекают два важных следствия, или преимущества Церкви вселенской. Если, во-первых, в Церкви всегда пребывает Христос, а потому и Дух истины, то ясно, что истина никогда не может отступить от Церкви, что Церковь , выражаясь словами катехизиса, «никогда не может отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение, ибо Дух Святой, всегда действует чрез верно служащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

3 . Пашковцы, по примеру европейских сектантских общин новейшего направления, думают видеть в своих самочинных собраниях тоже церковь . Какую же? Говорят: апостольскую. Как в первое время по вознесении Христовом проповедниками веры были Апостолы и все уверовавшие во Христа, а всем были раздаваемы дары Святого Духа: так, говорят, должно быть и ныне, так и у них, у пашковцев. Об этом раздаянии дарований апостол Павел говорит: „каждому дается дарование Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом; иному вера тем же Духом; иному дар исцелений тем же Духом; иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков“ ( 1Кор. 12, 7, 10 ). На все эти дарования объявляют притязания и пашковцы. И у них есть заменяющие апостолов учители и толкователи Писания и пр., не слышно только, есть ли чудотворцы. Очевидно, что пашковцы, признавая свою церковь апостольскою, думают возвратить то время, когда Церковь , по их мнению, была совершенно свободною, но в сущности не была еще строго определенною и установленною, когда по свидетельству истории, апостолы только еще основывали и созидали вселенскую Церковь Христову, по Его обетованию: созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей (Мат. 16, 18). Из такого понятия пашковцев о Церкви апостольской следует заключение, что апостолы не успели исполнить повеления Христова об учреждении Церкви, что Церковь доселе еще не создана, что две тысячи лет ее не было, и теперь только, по примеру первых апостолов, она открывается новыми апостолами. Есть ли здесь смысл? Можно не признавать истинною ту или другую церковь , то или другое христианское исповедание, но заходить так далеко в борьбе с существующими исповеданиями и отрицать историческое бытие Церкви – значит утверждать, вопреки обетованию Христову, что врата адовы одолели Церковь . Явная несообразность. Пашковские учители заменяют апостолов! Но если они знают Евангелие и Деяния Апостольские, то должны знать, что апостолы – и двенадцать, и семьдесят были избраны и призваны Самим Иисусом Христом, что они были самовидцами Его ( Лук. 1, 2 ), что они были предназначены быть свидетелями Его ( Лук. 24, 48 ) пред всем миром, что они получили непосредственно от Него власть вязать и решать ( Матф. 16, 19 ): знают ли все эти права за собою пашковские апостолы? Знают ли они из Деяний Апостольских, как были наказаны сыновья первосвященника Скевы за присвоение апостольской власти, когда, по примеру апостола Павла, осмелились изгонять злых духов „именем Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, которого Павел проповедует. Злой дух, читаем в Деяниях, сказал им в ответ: Иисуса я знаю, и Павел мне известен, а вы кто? и бросился на них человек, в котором был злой дух, и одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома“ ( Деян. 19, 13–16 ). Об этом факте надо подумать пашковским апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010