А где же были монархисты в монархической стране? Почему действия врагов Самодержавия не столкнулись с массовых движением сопротивления со стороны сторонников монархии, как это было в 1905-1906 годах? Вопросы непростые. Конечно, прежде всего, надо иметь в виду, что само по себе отречение Императора от престола и признание им легитимности Временного правительства (как было объявлено официально) многих монархистов сбило с толку, ведь всё это выглядело вполне законно. А гениальное изобретение заговорщиков с «полуотречением» брата Государя Великого князя Михаила Александровича, который не отрёкся формально от Престола, но отказался принимать власть до решения Учредительного собрания, что не позволяло другим претендентам на Престол объединить сторонников монархии и превратить монархическое движение в реальную альтернативу как либеральному Февралю, так и социалистическому Октябрю. Кроме того, несмотря на распространённые представления о стихийном характере Февральского бунта, действовали заговорщики, надо заметить, очень грамотно. В первые дни революции были арестованы или вынуждены были скрываться практически все видные правые лидеры и вожди монархического движения, способные организовать хоть какое-то сопротивление. Однако эти обстоятельства всё-таки до конца не могут объяснить причины пассивности сторонников монархии в последние дни Февраля 1917 года. Для поиска этих причин стоит обратиться к предшествующим событиям. Как известно, политические партии (в том числе, правоконсервативные, монархические партии и организации) появились в России после Манифеста 17 октября 1905 года. До этого существовали только подпольные партии (социалисты-революционеры, социал-демократы). В 1905-1906 годах возникли Союз русского народа, Русская монархическая партия, Русское Собрание (как политическая организация), Союз русских людей и др. монархические организации. Монархисты сыграли ключевую роль в подавлении революции 1905-1907 годов. Дело в том, что поначалу власть растерялась под натиском революции.

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/17/...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Первые гонения на Петроградскую Церковь Восстановление патриаршего престола в Москве сделало Первопрестольную, как это было и в допетровскую эпоху, центром церковного управления. В то же время правительство страны по-прежнему оставалось в Петрограде, и сложилась необычная ситуация, когда Предстоятеля Русской Православной Церкви и правящего архиерея столицы разделяло расстояние в 600 верст. Эксперимент по «отмене религии», затеянный в Смольном новыми правителями Российской республики, начался в городе на Неве, и Петроградскому митрополиту пришлось испытать и успешно отразить первый натиск «беснующегося безбожия». Как справедливо указывает историк А.Н. Кашеваров, «активная позиция владыки Вениамина в событиях начала 1918 года во многом предопределила трагический исход петроградского процесса 1922 года, приговорившего митрополита к расстрелу» 649 . Сразу по своем возвращении из Ревеля митрополит Вениамин узнал из газет о положениях декрета об отделении Церкви от государства, проект которого был уже вынесен на рассмотрение Совета Народных Комиссаров. В этом проекте шла речь о полном лишении всех церковных организаций и любых коллективов верующих как юридических прав, так и прав на владение собственностью. В годы земной жизни Христа в подобной беспросветной бесправности находились рабы, в более близкое к нам время сходное отношение познали православные народы, покоренные турецкими султанами (греки, болгары)... Не дожидаясь формального принятия декрета, правительство В.И. Ленина приступило к проведению в жизнь его положений явочным порядком, совершенно не считаясь с интересами верующих и даже с самим их существованием. «Знакомство» коммунистического режима с Петроградским митрополитом, свободно избранным клиром и мирянами, началось с того, что к нему был направлен «какой-то член реквизиционной комиссии», чтобы сообщить о намерении «захватить помещения духовных академии, семинарии и училища» 650 . И царскому, и Временному правительствам приходилось реквизировать учебные заведения, в том числе и духовные, в связи с нуждами Мировой войны. В Петрограде, например, в 1915 году один из госпиталей занял корпуса Александро-Невского духовного училища, которым, между прочим, заведовал епископ Гдовский Вениамин. Но при этом никто не покушался на занятия воспитанников училища – они были организованы в классах женского епархиального училища в утреннюю смену 651 . Властей же из Смольного интересовало одно: здания, движимое имущество и капиталы школ...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн В ПСТГУ прошла презентация монографии «Православная Российская Церковь в эпоху великих потрясений (1917-1918)» 5 марта 2024 г. 17:46 29 февраля 2024 года в главном здании  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Лиховом переулке в Москве прошла презентация монографии «Православная Российская Церковь в эпоху великих потрясений (1917-1918)». В презентации нового исследования, вышедшего в этом году в издательстве Общества любителей церковной истории, приняли участие автор книги доктор исторических наук А.В. Соколов и ведущие исследователи новейшего периода Русской Церкви. На основании большого круга источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, в книге рассматриваются конфессиональная политика Временного правительства и его важнейшие мероприятия в отношении Русской Церкви, такие как созыв и ход Всероссийского Поместного Собора, передача церковных школ в ведение Министерства народного просвещения, церковная политика обер-прокурора В.Н. Львова и т.д. Презентацию открыл главный научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви, профессор ПСТГУ священник Александр Мазырин. В приветственном слове он отметил, что в книге А.В. Соколова, посвященной переломному периоду в жизни Русской Церкви с февраля 1917 по январь 1918 года, события того времени изложены максимально тщательно, подробно и в то же время достаточно объективно. Даже для исследователей, давно занимающихся изучением новейшего периода, эта монография открывает что-то новое. Например, отец Александр отметил, что из раздела, посвященного грузинской автокефалии, он прояснил для себя, когда и в связи с чем на смену названию «Православная Российская Церковь» в официальный документооборот пришел термин «Русская Православная Церковь»: Временное правительство и обер-прокурор В.Н. Львов, признав грузинскую автокефалию, но продолжая ее числить в своем («российском») ведении, стали вводить терминологическое различие между Грузинской и Русской Церквями, при том что сама Православная Церковь в России продолжала официально именовать себя Российской, а не Русской и не признавала канонического самочиния грузинских автокефалистов.

http://patriarchia.ru/db/text/6108418.ht...

Архиепископ Гурий (Степанов Алексей Иванович) (1880–1937) принадлежал к поколению, на долю которого выпало жить и пострадать в эпоху гонений на Русскую православную Церковь в 30-е годы прошлого столетия. Время его жизни пришлось на разные периоды истории России: от монархии до временного правительства и революции; от синодального периода до Патриаршества и гонений на Церковь. Архиепископ Гурий, сын крестьянина, русский, родился 3 октября 1880 года в городе Чебоксары, Казанской губернии. Окончил Казанскую духовную семинарию и академию в 1906 г. Большое влияние на его духовное становление оказали преподобный Гавриил (Зырянов) и архиепископ Феодор (Поздеевский). Как духовный писатель владыка Гурий проявил себя уже в это время. В 1908 году в Оптиной Пустыни была издана написанная им брошюра «Тайна христианской жизни». Книга посвящена тайне «живого общения Бога и человека, начинающегося здесь на земле и продолжающегося в вечность. Жизнь Церкви Христовой, — пишет он,— земной и небесной, есть прежде всего жизнь действенного богообщения, жизнь Духа Святого в сердцах верующих» . Раскрывая эту тайну богообщения, он приводит письмо прп. Гавриила (Зырянова): «Начну с Боголюбия... Если бы Вы были уязвлены сердцем этим Боголюбием и оно извне и внутрь освещало, сжигало и переплавляло Вас, то, конечно, ни напоминаний сладострастных, ни других каких-либо теней не было бы в Вашем сердце и ничем оно не могло бы усладиться… Мне желалось бы выяснить тебе… то чувство, которое я сам так долго и так сильно желал получить и не получал. Эти желания были муками моего духовного рождения, и эти муки были весьма длинны, около тридцати лет с небольшим… Я изнемогал в борьбе с собой, с порывами страстной моей плоти, но при этом во мне пребывало желание высшее и лучшее, нежели все греховные порывы. Оно окрыляло мой дух, я чувствовал, что только оно меня удовлетворит и более ничего на свете, эта вечная творческая сила, сила неумирающая, дарованная Творцом, — любовь к Богу. Я жаждал любить Бога всем сердцем, но как любить? Если любить, нужно быть достойным Бога, а я видел себя не только грешником, но и коснеющим во грехах своих…

http://pravoslavie.ru/61450.html

В 1993-2008 гг. число приходов в Марий Эл возросло с 30 до 85, почти в 3 раза увеличилось количество священнослужителей (до 98 священников и 14 диаконов). В 1994 г. был восстановлен Мироносицкий в честь Нерукотворного образа Спасителя жен. мон-рь в с. Ежове (близ Йошкар-Олы); к празднованию 350-летия явления Мироносицкой (см. Царевококшайская ) иконы Божией Матери в 1997 г. в обители был отреставрирован 2-этажный храм. после прошедшего в Мироносицком мон-ре 19 сент. 2002 г. торжества прославления новомучеников, пострадавших за веру Христову в Марийском крае, в обители была сооружена первая в епархии часовня в честь новомучеников Марийских; в июле 2008 г. в центре Йошкар-Олы был торжественно открыт памятник Марийскому еп., викарию Нижегородской епархии, сщмч. Леониду (Антощенко) . Второй обителью Й.-О. и М. е. стал построенный в 1997-1999 гг. Килемарский Богородице-Сергиев муж. мон-рь . В авг. 1998 г., впервые после 1928 г., на территории Марий Эл состоялся крестный ход: из Вознесенского собора Йошкар-Олы в Килемарскую пуст. была перенесена чудотворная икона «Явление Пресв. Богородицы прп. Сергию Радонежскому» (в нач. XX в. икона находилась в царёвококшайском Богородице-Сергиевом жен. мон-ре, закрытом в 1921). В 1995 г. возобновилось богослужение в отреставрированной Вознесенской ц. (XVIII в.) в Йошкар-Оле, получившей статус кафедрального собора. На месте Воскресенского собора, разрушенного в 1961 г., в столице Марий Эл в 1990 г. епархия построила временное молитвенное здание, в 2010 г. храм был полностью восстановлен, в нем устроена нижняя ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Началось возведение Благовещенского собора. Епархия поддерживает тесные контакты с вооруженными силами и правоохранительными органами республики, в 1998 г. еп. Иоанн освятил 1-й в республике тюремный храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». При городской и республиканской больницах в Йошкар-Оле существуют молитвенные комнаты, при больнице в Волжске построен храм. При Марийском гос. техническом ун-те в 2005 г. был освящен домовый храм во имя мц. Татианы, получивший статус архиерейского подворья. В 2006 г. построен Успенский храм на территории Дома правительства Марий Эл. В наст. время в Марий Эл действует более 80 церквей и часовен, в т. ч. 10 храмов в столице, 12 храмов в Горномарийском р-не. Значительное число бывш. церковных зданий в Марий Эл, особенно в луговой части, находится в полуразрушенном состоянии.

http://pravenc.ru/text/1238037.html

В. Истомин В юго-западной части Замостского уезда Люблинской губернии, в 32 верстах от уездного города Замостья и в 12 верстах от заштатного города Щебрешина, располагается на горе, изобилующей многими родниками, образующими довольно значительной величины пруд, в весьма живописной местности, среди буковой рощи и множества разного рода садов, село Радочница, в котором и находится Радочницкая обитель, преобразованная в 1899 году в женскую из бывшего в означенном селе мужского монастыря с церковью во имя преподобного Антония Киево-Печерского. Судьба названного монастыря и его значение в исторической жизни Холмской Руси на столько вообще замечательны, что ознакомление с прошлым и настоящим Радочницкой обители является существенно важным и необходимым для всякого истинно русского человека. Во второй половин XVII столетия, именно в 1667 году, в селе Радочнице был основан католиками бернардинский монастырь, имевший целью ополячивание и окатоличивание совращенного в унию православного народа Холмской Руси. Миссию свою названный монастырь исполнил вообще с полным успехом и, потому население села Радочницы, русское по происхождению, является ныне вполне ополяченным и окатоличенным, забывшим свою веру православную, свою русскую народность и говорящим исключительно лишь по-польски, не смотря на то, что в соседних с селом Радочницею местностях, именно в город Щебрешине и в селах: Седлиске, Тарнове, Туробине, Отрое и др., еще и в настоящее время, до известной, по крайней мере, степени, удержалась с православным обрядом и русская речь, а также не смотря и на то, что в местностях этих, согласно исследованию Лонгинова1, русская народность даже и теперь является господствующим типом, при чем указанные местности всегда были главнейшим центром русской народности и сильнейшим оплотом православия в Холмской Руси. В виду сказанного, значение бернардинского монастыря в селе Радочнице всегда хорошо сознавалось католиками, успевшими отстоять его существование даже и тогда, когда австрийское правительство, временно владея названными местностями, закрыло не мало в них римско-католических монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В качестве добросовестных противоречивых свидетельских описаний можно привести, например, рассказы о роли в принятии Михаилом Александровичем Романовым судьбоносного решения 3 марта 1917 года одной из ключевых фигур «февральского переворота» – Председателя Государственной Думы М.В. Родзянко. Так, в воспоминаниях хозяйки квартиры на ул. Миллионной, где разыгралась историческая драма, Н.П. Путятиной будто бы со слов самого Михаила Александровича сказано : « Родзянко прибыл первым. Он прибыл на час раньше других и использовал это время для разговора с Великим Князем. Видя неопределенное состояние последнего, он убеждал его принести великую жертву тем, чтобы сразу взять на себя бразды правления, и не обращать внимания на различные мнения, которые будут выдвигать министры. Он добавил, что в Таврическом дворце положение становится все более угрожающим и что Временное Правительство «висит на ниточке». Всех нас, сказал он, могут арестовать в любой момент или предать самосуду разъяренной толпы, подстрекаемой ультралевыми лидерами. Поэтому необходимо сохранить Империю от натиска анархии». Совершенно в противоположном смысле свидетельствует, также бывшая в квартире на ул. Миллионной 3 марта 1917-го, подруга семьи Великого Князя – Л.Н. Воронцова-Дашкова : « Я до сих пор уверена, что нерешительность Михаила Александровича выявилась только потому, что ни в ком из окружавших его он не видел железной решимости идти до конца. Одни молчанием подтверждали правильность его отрицательного решения, другие открыто это поддерживали. Думаю, что момент физического страдания играл тоже роль в принятии отрицательного решения. Боли по временам были настолько сильны, что Михаилу Александровичу было трудно говорить. (…) Н.Н. Джонсон рассказал, что в последние минуты перед отречением Михаил Александрович все еще колебавшийся, спросил с глазу на глаз председателя государственной думы М.В. Родзянко: может ли он надеяться на петербургский гарнизон, поддержит ли он вступающего на престол императора? Родзянко ответил отрицательно и добавил, что если великий князь не отречется от престола, то, по его мнению, начнется немедленная резня офицеров петербургского гарнизона и всех членов императорской фамилии».

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/17/...

В Петропавловской крепости увековечат память князей Романовых Санкт-Петербург, 20 января 2004 г. В Петропавловской крепости Петербурга 30 января состоится торжественная церемония открытия памятной доски в честь четырех великих князей Романовых - Павла Александровича, Дмитрия Константиновича, Георгия Михайловича и Николая Михайловича, расстрелянных 24 января 1919 года на ее территории, передает «Интерфакс». Установка доски является своеобразной акцией " покаяния " , заявил директор Музея истории Санкт-Петербурга - Петропавловская крепость Борис Аракчеев. Также «актом восстановления исторической справедливости» он назвал предстоящую церемонию перезахоронения вдовствующей императрицы Марии Федоровны. " Место перезахоронения уже известно - рядом с могилой супруга Марии Федоровны императора Александра III, - рассказал он. - Тем более что именно так и планировалось еще при смерти Александра " . " Согласно существовавшей традиции, могилы императоров и их жен всегда находились рядом. Поэтому и наши предки позаботились оставить у могилы императора место для его супруги " , - пояснил директор музея. Предполагается, что сама церемония перезахоронения состоится 26 сентября этого года. Наша справка:   В январе 1919 года, в Петропавловской крепости без суда и следствия были расстреляны четверо великих князей из Дома Романовых. Великие князья Георгий Михайлович и Дмитрий Константинович умерли с молитвами на устах, Павел Александрович, тяжелобольной, лежал на носилках, а великий князь Николай Михайлович шутил с палачами, держа на руках любимого котенка. Все они стали жертвами «красного террора», который в те месяцы наводил страх и ужас на весь цивилизованный мир.   Сразу после отречения Николая II Временное правительство приняло меры к изоляции Романовых. 26 марта 1917 года в петроградской «Красной газете» был опубликован Декрет от имени Петроградской трудовой коммуны, в нем говорилось: «Совет Комиссаров Петроградской Трудовой Коммуны постановляет: членов бывшей династии Романовых - Николая Михайловича Романова, Дмитрия Михайловича Романова, Дмитрия Константиновича Романова и Павла Александровича Романова выслать из Петрограда и его окрестностей впредь до особого распоряжения с правом свободного выбора места жительства в пределах Вологодской, Вятской и Пермской губерний.

http://pravoslavie.ru/8705.html

Войков: «Я был одним из самых ярых сторонников расстрела царской семьи» Справка о деятельности П.Л. Войкова, подготовленная в Институте российской истории РАН 5 ноября, 2015 Справка о деятельности П.Л. Войкова, подготовленная в Институте российской истории РАН Справка о деятельности П.Л. Войкова, подготовленная в Институте российской истории РАН Петр Лазаревич Войков Петр Лазаревич Войков (1888 — 1927) родился в семье преподавателя духовной семинарии (по другим сведениям – директора гимназии). С 1903 г. член РСДРП, меньшевик. Летом 1906 г. вступил в боевую дружину РСДРП, участвовал в перевозке бомб и покушении на ялтинского градоначальника. Скрываясь от ареста за террористическую деятельность, выехал в 1907 г. в Швейцарию. Учился в Женевском и Парижском университетах. В апреле 1917 г. Войков вернулся в Россию в «пломбированном вагоне» через территорию Германии. Работал секретарем товарища (заместителя) министра труда во Временном правительстве, способствовал самовольным захватам заводов. А в августе вступил в партию большевиков. С января по декабрь 1918 г. Войков был комиссаром снабжения Уральской области, руководил принудительными реквизициями продовольствия у крестьян. Его деятельность привела к товарному дефициту и значительному понижению уровня жизни населения Урала. Причастен к репрессиям против предпринимателей Урала. П.Л. Войков, являясь  членом Уральского областного совета, участвовал в принятии решения о расстреле Николая II, его жены, сына, дочерей и их спутников. Участник расстрела царской семьи екатеринбургский чекист М.А. Медведев (Кудрин) указывает  Войкова в числе принявших решение об уничтожении семьи Николая II. Его обстоятельные воспоминания о расстреле и захоронении царской семьи были адресованы Н.С. Хрущеву (РГАСПИ. Ф. 588. Оп.3. Д. 12. Л. 43-58). Войков активно участвовал в подготовке и сокрытии следов этого преступления. В документах судебного следствия, проводившегося следователем по особо важным делам при Омском окружном суде Н.А. Соколовым, содержатся два письменных требования Войкова выдать 11 пудов серной кислоты, которая была приобретена в екатеринбургском аптекарском магазине «Русское общество» и использована для обезображивания и уничтожения трупов (см.: Н.А. Соколов. Убийство Царской семьи. М., 1991;  Н. А. Соколов. Предварительное следствие 1919—1922 гг. Сборник материалов. М., 1998; Гибель Царской семьи. Материалы следствия по делу об убийстве Царской семьи (Август 1918 – февраль 1920). Frankfurt am Main, 1987 и др.).

http://pravmir.ru/ya-byil-odnim-iz-samyi...

Вопрос: Сейчас для меня очевидно, насколько лживы и безграмотны произведения советского времени о царе Николае II и его семье (роман В.Пикуля, книга М.К. Касвинова, фильм «Агония» Э.Климова и др.). Фальшивые стереотипы «въелись» в сознание. Как от них освободиться? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : По мере того, как растет число архивных публикаций и воспоминаний людей, близко знавших царя Николая II и его семью, изумляешься той чистоте, которую они сохранили среди нравственного неблагополучия общества, в котором уже появились явные признаки приближающейся катастрофы. Царской семье выпал особый крест – годами терпеть изощренную и злонамеренную клевету. В распространении ее участвовали все, кто питал ненависть к Церкви, Православию и христианской государственности. Если вспомним, что греческое слово «дьявол» (diabolos) переводится – «клеветник, ненавистник», то станут понятны глубинные причины этой борьбы. Поэтому слово Божие относит клевету к тяжким грехам (Рим. 1, 30; 2 Тим. 3, 3). Ложь, в силу своей демонической природы, обладает изощренно-парадоксальной логикой. Она чаще всего пытается проявить активность именно в той области, где человек наиболее безупречен. Чистоту и целомудренность жизни этой необыкновенно дружной семьи нам ярко и полно открывают их письма, документы и воспоминания людей, ежедневно общавшихся с ними. Мы никогда до конца не сможем узнать, сколько нравственных терзаний пережила семья, про которую все революционеры, либералы и вообще все, зараженные ненавистью к христианству и традиционным ценностям, утверждали, что Двор представляет собой гнездо разврата, «царица живет с Распутиным, Вырубова живет с Распутиным и одновременно является любовницей царя». Прошу простить, что прикоснулся к этом грязным вымыслам, но без этого невозможно показать «технологию лжи». Уже в марте 1917 года Временное правительство учредило специальную следственную комиссию по изучению жизни императорского двора. В нее входил Владимир Михайлович Руднев. Сам он в записке пишет следующее: «Состоя Товарищем Прокурора Екатеринославскиго Окружного Суда, 11-.го марта 1917 г., ордером Министра Юстиции Керенского, я был командирован в Петроград, а Чрезвычайную Следственную Комиссию по расследованию злоупотреблений бывших Министров, Главноуправляющих и других высших должностных лиц.

http://pravoslavie.ru/7122.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010