Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШЕЕ ВРЕМЕННОЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИБИРИ (ВВЦУ Сибири), было сформировано на сибир. Соборном Церковном совещании 14 нояб.- 3 дек. 1918 г. Открытие первого в истории РПЦ провинциального Соборного совещания состоялось в томском кафедральном Троицком соборе, работа проходила в Покровском домовом храме (в актовом зале) нового Томского жен. епархиального уч-ща. На совещании присутствовали 39 делегатов, представлявших епархии Сибири, Урала и Поволжья, территории к-рых находились под властью правительства адмирала А. В. Колчака, провозглашенного Верховным Правителем России. Из архиереев в совещании участвовали: митр. Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий) , избранный почетным председателем совещания; архиепископы Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский) , Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) , Иркутский и Верхоленский Иоанн (Смирнов) , Оренбургский и Тургайский Мефодий (Герасимов) , епископы Томский и Алтайский Анатолий (Каменский) , Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский) , Екатеринбургский и Ирбитский Григорий (Яцковский) , Енисейский и Красноярский Назарий (Андреев), Чебоксарский вик. Казанской и Свияжской епархии Борис (Шипулин) , Берёзовский вик. и управляющий Тобольской и Сибирской епархией Иринарх (Синеоков-Андреевский) , викарии Томской и Алтайской епархии Бийский Иннокентий (Соколов) и Барнаульский Гавриил (Воеводин) . Среди делегатов совещания были представители духовенства и мирян, участники Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , в частности прот. Иаков Галахов , главноуправляющий правительства адмирала Колчака по делам вероисповеданий, проф. П. А. Прокошев, а также бывш. ректор Томского ун-та, министр народного просвещения Сибирского временного правительства В. В. Сапожников. Ввиду невозможности связаться с Патриархом Московским и всея России свт. Тихоном делегатами совещания было принято решение об образовании ВВЦУ Сибири, полномочия к-рого признавались до восстановления прерванной гражданской войной связи с патриархом. В управление вошли архиеп. Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), еп. Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), протоиереи И. Галахов и В. Садовский, профессора Прокошев и Л. И. Писарев, главой управления был избран архиеп. Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский).

http://pravenc.ru/text/161101.html

Скачать epub pdf Основные события церковной и государственной истории новейшего периода Основные события истории Русского государства, включая государственную политику по отношению к Церкви Основные события истории Русской Церкви 1917, 2 марта Отречение императора Николая II от престола. Образование Временного правительства во главе с князем Г. Е. Львовым 1917, 3 марта – 25 июля Обер-прокурор Св. Синода В. Н. Львов 1917, 2 марта Явление иконы Пресвятой Богородицы «Державная» в с. Коломенском     1917, 3–4 июля Большевистский бунт в Петрограде 1917, 14 июля Издание закона «О свободе совести» 1917, 25 июля – 5 августа Обер-прокурор Св. Синода А. В. Карташов   1917, 5 июля Указ Св. Синода о созыве Поместного Собора     1917, 15 августа – 1918, 7 (20) сентября Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917, 27–31 августа Выступление генерала Л. Корнилова 1917, 25 октября Захват власти в Петрограде большевиками и левыми эсерами. Образование Советского правительства (Совнаркома) во главе с В. И. Лениным   1917, 28 октября Убиение прот. Иоанна Кочурова. Начало большевистского террора против Церкви   1917, 28 октября Постановление Поместного Собора о восстановлении патриаршества 1917, 5 ноября Избрание Патриарха Московского и Всероссийского в храме Христа Спасителя   1918, 6/19 января Разгон Учредительного собрания   1918, 20 января (2 февраля) Издание декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»   1918, 19 января (1 февраля) Послание Св. Патриарха Тихона, анафематствовавшее всех проливающих невинную кровь 1918, 25 января (7 февраля) Убиение сщмч. Владимира, митр. Киевского 1918, 3 марта Брестский мир: капитуляция России перед Германией 1918, 12 марта Переезд советского правительства в Москву     1918, 4–10 июля V Всероссийский съезд Советов. Принятие Конституции РСФСР     1918, 18 марта Послание Св. Патриарха Тихона с осуждением Брест-Литовского мирного договора 1918, 18 апреля Постановление Собора о канонизации сщмч. Иосифа Астраханского и свт. Софрония Иркутского

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Нашествие варваров. Жребий изгнанничества. Югославия Революционеры Временного правительства продержались у власти всего восемь месяцев. Но на гребне эсеровской революции власть захватили настоящие богоборцы – интернационалисты-большевики. И началась кровавая расправа со всеми неугодными. Началась Гражданская война. Большевики показали свое лицо, лицо зверя... из бездны ( Откр.11:7 ). Архиепископ Феофан был арестован чекистами. Но, с Божьей помощью, все обошлось. Владыку отпустили. Армия Деникина освободила Полтаву от большевиков, однако долго не удержалась, и через несколько месяцев ей пришлось отступить. Владыка вместе с иеромонахом Иоасафом выехал в Крым, в один из монастырей на берегу Черного моря, недалеко от Феодосии. Наступал праздник Светлого Христова Воскресения, Пасхи, но не было денег, чтобы разговеться. Иеромонах Иоасаф спросил Владыку: «Что нам делать?» – «Надо помолиться», – сказал Владыка. И вот шли они по берегу моря, был сильный ветер, волны на море. Одна волна выбросила на берег, прямо к ногам иеромонаха, большого дельфина. Отец Иоасаф подхватил его, взвалил на плечи и отнес на базар. На вырученные деньги накупил всего для разговления и вернулся к Владыке, сказав: «Велика Ваша вера, Владыка, теперь нам есть чем разговеться». Белая армия, отступая, предлагала епископам «временно» эвакуироваться, потому что красные епископов убивали. И иерархи Юга России покинули свои кафедры, предполагая, что это ненадолго. С точки зрения канонов было для этого вполне законное основание: опасность «нашествия варваров». И вот епископы, отходившие с Добровольческой белой армией, переезжают из Ставрополя в Екатеринодар (Краснодар). Здесь старейший иерарх, митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) , выходит из собора со всем духовенством на соборную площадь, запруженную тысячами народа, и, обращаясь к ним, говорит: «Дорогие во Христе Господе нашем соотечественники, православные христиане! Вот мы, иерархи Всероссийской Православной Церкви, под напором красных безбожников покинули свои кафедры, отступая вместе с Белой армией, потому что красные изверги всех архиереев, зверски мучая, убивают. Но в сегодняшний день мы решили спросить вас, народ Божий: что нам делать? Ибо издревле считается, что глас народа – глас Божий! Отступать ли и далее с Белой армией, а ведь она, возможно, будет вынуждена временно покинуть земли дорогой нашей Родины, или уже не следует далее уходить, а остаться на волю Божью и принять страдания и мученическую смерть за нашу Святую веру Христианскую? Мы вручаем сегодня себя Господу Богу и вам. И как вы решите, так и да будет!»

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

П. Г. Рогозный Глава 2. Епархиальные архиереи и духовенство: Борьба за власть Борьба за власть в епархиях Российской Церкви 4 марта, явившись в Синод, В. Н. Львов сразу же приказал убрать из зала заседаний царское кресло 200 . Такой символический жест мог быть интерпретирован не только как разрыв союза поверженного самодержавия и Церкви, но и как гарантия независимости последней от государственной власти вообще. Однако сам обер-прокурор считал иначе, и 14 апреля по его инициативе старый состав Синода («церковная цитадель, в которой засели агенты старого строя» 201 ) указом Временного правительства был распущен. В новый Синод были приглашены экзарх Грузии, впоследствии архиепископ Тифлисский Платой (Рождественский), архиепископ Ярославский Агафангел (Преображенский), епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), епископ Самарский Михаил (Богданов), протопресвитер Н. Любимов  и протоиереи А. Смирнов , А. Рождественский и Ф. Филоненко. Единственным человеком, перешедшим из старого состава Синода в новый, был архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) , впоследствии советский патриарх, слывший уже тогда в церковных кругах «оппортунистом» 202 . Новые члены Высшего церковного органа считались более либеральными и не противодействовали кампании по очистке Церкви от «распутинского епископата», которую Львов начал еще при старом Синоде с самых одиозных, по его мнению, фигур, таких, как Петроградский митрополит Питирим (Окнов), Московский – Макарий (Невский) и Тобольский архиепископ Варнава (Накропин). Питирим и Варнава, без сомнения, были два самых ненавидимых и презираемых иерарха предреволюционной России. Назначенные на свои кафедры без обсуждения Синодом, по личному распоряжению императора, владыки считались, не без основания, главными протеже Распутина. Сразу после переворота 28 февраля Питирима арестовали и препроводили в Государственную Думу. В столице даже ходили слухи, что митрополита арестовали в бане. Появление его в Таврическом дворце было «встречено со стороны солдат и народа враждебно». Митрополиту сообщили, что распоряжения об его аресте со стороны Временного комитета не было. Однако владыка, очевидно, опасавшийся расправы, пожелал поначалу оставаться в здании Думы. После переговоров с депутатами он согласился вернуться в Александро-Невскую Лавру. Уезжая, преосвященный подал М. В. Родзянко прошение об увольнении 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После оккупации значительной части Польши германскими войсками глава Польской православной церкви митр. Дионисий (Валединский) оказался в тяжелом положении. У него и до войны была сильная оппозиция, с одной стороны, русских, недовольных его колонизаторской политикой, а с другой – украинцев, считавших, что он им недостаточно помогает. Теперь эти противники обрушились с двух сторон и апеллировали к германским властям. Кроме того, Владыка Дионисий и так находился под арестом гестапо. В конце концов, он был вынужден отказаться от церковного управления и в конце ноября 1939 г., передать его архиеп. Серафиму (в пределах досягаемости митрополита в то время не было ни одного другого православного епископа). Трудно судить о степени добровольности публикуемого письма Владыки. По крайней мере, в вопросе отказа митр. Дионисия от церковного управления без давления гестапо, вероятно, не обошлось. С согласия синода РПЦЗ архиеп. Серафим временно переехал в Варшаву и оказался в эпицентре упорной борьбы различных германских ведомств. Чиновникам РКМ представлялось, что включение Варшавско-Холмской епархии в замышляемую ими Православную Церковь Германии сочетается с присоединением к рейху Генерал-губернаторства. С точки зрения министерства дальнейшее расширение Германской епархии, уже объединявшей и православных в Австрии, Судетах и Чехии, было закономерным и в полной мере отвечало интересам рейха. РКМ противостояли первоначально МИД и Внешнеполитическая служба НСДАП (к которым через 3–4 месяца присоединилось и правительство генерал-губернатора). Эти ведомства рассчитывали привлечь симпатии украинского населения к Германии, позволив создать национальную церковную организацию. Украинцы казались важным орудием против поляков, а в будущем и против русских. В свете указанных обстоятельств РКМ (а под его воздействием и архиеп. Серафиму) пришлось пойти на серьезные уступки, но в результате временно склонить на свою сторону чиновников правительства генерал-губернатора и СД. В начале 1940 г. силы противоборствующих сторон стали примерно равны, и они в конце концов пошли на своеобразное компромиссное соглашение. В феврале состоялась официальная передача руководства Православной Церковью в Генерал-губернаторстве архиеп. Серафиму при условии сохранения ее автокефалии. 30 85 . Письмо митрополита Варшавского Дионисия (Валедийского) архиеп. Серафиму (Ляде) с просьбой принять в свое ведение приходы бывшей автокефальной православной церкви в Польше

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Путь Русской Зарубежной Церкви. Наблюдения и мысли старого священника В связи с нестроениями в течение последнего времени в среде Русской Зарубежной Церкви, думаю, что будет полезным поделиться некоторыми наблюдениями и мыслями. Еще недавно много говорилось о пути, по которому идет Русская Зарубежная Церковь. Теперь стало явным, что «прямолинейный» путь, как его называют некоторые, привел, наконец, к расколу в среде самой Зарубежной Церкви. Этот раскол органически назревал в течение многих лет. Чтобы понять происходящее, следует обратить внимание на Вехи, действительно определявшие путь Русской Зарубежной Церкви в ее истории. Первой Вехой является Указ Патриарха Тихона 362, от 20 ноября 1920 года, пар. 2: В случае, если епархия, вследствии передвижения фронта, изменения государственной границы и т.д., окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление, во главе с Святейшим Патриархом, почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции Церковной Власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях ( в виде ли временного высшего церковного правительства, или митрополичего округа, или еще иначе). Этот Указ был сформулирован во время Гражданской войны, следствием которой был уход заграницу значительной части паствы, священнослужителей и Архиереев. Второй Вехой на пути Русской Зарубежной Церкви являются Первый Архиерейский Собор в 1920 году в Константинополе в который входили личным или письменным участием 34 Архиерея, Первый Всезарубежный Собор в Сремских Карловцах, в Сербии, в 1921 году, и образование 13 сентября 1922 года Архиерейским Заграничным Собором Временного Архиерейского Синода на основе вышеприведенного Указа Святейшего Патриарха Тихона за 362. В этих Соборах, поведших к становлению Русской Зарубежной Церкви, участвовали церкви на Ближнем и Дальнем Востоке, в Южной и Северной Америке и вскоре отложившиеся Митрополии: Парижская, находящаяся сейчас под Константинопольским Патриархом, и Американская, известная сегодня под именем Православная Церковь в Америке.

http://pravoslavie.ru/5225.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 23  голоса:  4.6 из  5) Часть третья Глава 39. Церковь после революции Когда государственность была окончательно сломлена и несметные сокровища и богатства необъятной России попали в руки жидов, когда скованное террором, доведенное до людоедства, несчастное население, вынужденное в поисках пропитания вырывать трупы из могил, убивать и есть даже собственных детей, потеряло уже всякую способность сопротивления, тогда жидовская власть набросилась на самое дорогое достояние русского народа, приступила к своей конечной задаче – гонению на Православную Церковь. Хотя к этой конечной цели сводились все начинания коммунистов, хотя каждая революция знаменует собой лишь борьбу жидовства с христианством, пятиконечной звезды с крестом, однако в области религиозных преследований жиды соблюдали не только последовательность и постепенность, но и величайшую осторожность. Их первые начинания были глубоко замаскированы, и не только не вызывали противодействия со стороны одураченного населения, но встречали даже сочувствие и поддержку. Впрочем, под маской лжи и обмана протекали и все прочие “реформы”, однако же в первые годы своего владычества жиды еще не решались трогать Церковь и приступили к открытому преследованию религии уже после того, когда Временное Правительство подготовило достаточную для этого почву и “рабоче-крестьянское правительство” достаточно окрепло. Останавливаясь на положении Церкви после революции, необходимо выделить два момента: первый – до созыва Всероссийского Собора и избрания Патриарха, второй – после восстановления патриаршества. Первый момент был кратким и закончился в ноябре 1917 года, второй продолжается и доныне. Остановимся сначала на первом моменте. Как известно, Временное Правительство, уничтожив местные органы правительственного аппарата, оставило в неприкосновенности центральные, и проходимцы, выдвинутые революцией и пришедшие на смену прежней власти, гордо величали себя “министрами”. Продолжал действовать и Святейший Синод в лице своих прежних членов, с той лишь разницей, что вместо Н.П. Раева обер-прокурором был назначен дегенерат Вл.Н. Львов. Свидетелем его первых шагов в той роли, к которой он так лихорадочно стремился, я не был, но слышал, что он ознаменовал свое вступление в должность тем, что выбросил из залы заседания Св. Синода царское кресло и что ему помогал в этом злодеянии и один из замученных впоследствии большевиками почтенных иерархов, член Св. Синода…

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

сост. М.А. Бабкин IV. Приветственные телеграммы съездов духовенства и мирян представителям новой государственной власти и Св. Синоду Установление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение. Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России (Из послания патриарха Тихона к православному клиру и мирянам «О невмешательстве в политическую борьбу» (25 сентября (8 октября) 1919г.). Акты святейшего Тихона... С. 164) 4.1. Телеграммы епархиальных и викариатских съездов духовенства и мирян 364. Телеграмма первенствующему члену Св. синода митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому) и обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову духовенства Киевской епархии 656 7 марта 1917 г. Духовенство г[орода] Киева просит ваше высокопреосвященство и г. обер-прокурора Св[ятейшего] синода засвидетельствовать его глубокую верность, искреннюю благодарность и молитвенные благопожелания комитету государственной Думы и Временному правительству, даровавшим свободу дорогой родине, несущей с собой победу над внешним врагом и освобождение церкви, и настоятельно взывает к скорому созыву [Поместного] собора, который одновременно с Учредительным собранием, имеющим выразить волю народа в избрании формы государственного управления, выработает основы внутреннего свободного строя Русской православной церкви. Киевлянин. Киев, 1917. 68. С. 1. 365. Телеграмма председателю Государственной думы М.В. Родзянко и председателю Совета министров князю Г.Е. Львову 657 Ставропольского губернского съезда духовенства 17 марта 1917 г. Съезд духовенства Ставропольской губернии, переживая со всей великой Россией радость обновления строя государственной жизни на началах свободы, выражает полную готовность подчиниться Временному правительству, всеми силами содействуя ему в устроении государственной жизни, и желает видеть в нем единую верховную власть, свободную от воздействия на него какой-либо партийной организации. Призывая Божие благословение на труды Верховного Правительства, съезд надеется видеть в нем доброжелательное и заботливое отношение к нуждам православной Церкви и духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви II. Русская Православная Церковь в годы гражданской войны 1918-1922 К оглавлению Революционные преобразования в России затронули все стороны национальной жизни; они повлекли за собой коренной переворот в отношениях между государством и Церковью. Уже Временное правительство отменило обязательное преподавание Закона Божия и передало церковноприходские школы в ведение Министерства народного просвещения, сделав тем самым первый шаг к вневероисповедному государству. Возражения со стороны Поместного Собора и иерархии против этих мер не были приняты правительством. Делегация Собора во главе с архиепископом Кириллом безуспешно пыталась убедить премьер-министра Временного правительства А.Ф.Керенского отменить принятые законы. Глава правительства заявил, что Временное правительство исполнено решимости уничтожить те нити, которые мешают новому строю стать внеконфессиональным. Давая отчет Собору о поездке в Петроград, Н.Д.Кузнецов сказал, что беседа оставила у него тяжелое впечатление: «Нить, связующая государство с Церковью в их заботах о христианском просвещении народа, теперь уже порвалась». После Октябрьского переворота сразу же началась подготовка законодательства об отделении Церкви от государства. Решительная ломка векового тесного союза Православной Церкви и государства страшила духовенство. Тревога усиливалась еще и оттого, что революционный процесс сопровождался эксцессами, жертвами которых становились православные храмы, монастыри, духовные лица. В Петербурге закрываются дворцовые церкви и конфискуется синодальная типография. Тревожная атмосфера вокруг готовящегося декрета об отделении Церкви от государства нагнетается лекциями, которые в январе 1918 года читал И.А.Шпицберг, привлекавшийся обер-прокурором В.Н.Львовым для работы в синодальной комиссии по пересмотру законов о разводе. В своих выступлениях Шпицберг утверждал, что причащение будет запрещено как «колдовской акт», священные сосуды изъяты из храмов, а все духовенство объявлено контрреволюционным: «Попы - это вши на народном теле, это пособники мародеров и помещиков». Самым ударным местом в речах лектора был подстрекательский намек: « Патриарх еще жив».

http://sedmitza.ru/lib/text/439992/

I. История Санкт-Петербургской епархии, с учреждения, 1-го сентября 1742 года, единоличной епископской кафедры до наших дней Предварительные сведения Год учреждения епархии. – Перечень иерархов. – Общее обозрение перемен, происходивших в епархиальной власти и под ведомых ей учреждениях. – Способ изложения сей истории. В предшествовавшей настоящему труду, истории православной церкви в пределах С.-Петербургской епархии, мы достаточно выяснили, что С.-Петербургский край, в церковно-каноническом отношении, состоял с древнейших времен, за исключением местностей, ближайших к Пскову, в смотрении новгородских иерархов, а с 1721 года – под непосредственным ведением высшей церковной власти в России, т. е. Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода. Единоличное же епархиальное управление для С.-Петербурга и уездных его городов с селами, о чем приходится теперь писать, следуя порядку времени, установлено только в 1742 году, в самом начале царствования Императрицы Елисаветы Петровны. С того времени, в течении ровно 130-ти лет, кафедру С.-Петербургской епархии, в непрерывном преемстве, занимали следующие лица: епископ Никодим, архиепископы: Феодосий, Сильвестр, Вениамин и Гавриил I; митрополиты: Гавриил II, Амвросий, Михаил, Серафим, Антоний, Никанор и Григорий. Все иерархи, включительно по настоящее время, пребывание свое постоянно имели и ныне имеют в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. В настоящее время С.-Петербургской епархией управляет первенствующий член Святейшего правительствующего Всероссийского Синода, высокопреосвященный митрополит Исидор, с титулом Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского, и в звании священно-архимандрита Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. С 1817 года при С.-Петербургской митрополии установлено первое викариатство. Епископами-викариями при митрополитах состояли в порядке, один за другим, следующие лица: Филарет, Владимир, Григорий, Никанор, Смарагд, Венедикт, Иустин, Нафанаил, Христофор, Платон, Агафангелл, Леонтий, Герасим, Аполлос, Палладий и Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010