1) в Троицын день; 2) Октября 28 числа. Воскресенский Угличский монастырь Ярославской Епархии мужской, упразднённый. Находился в городе Угличе. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов, было за ним 919 душ крестьян; а по Штатам обращён в приходскую церковь . Воскресенский Устюженский монастырь Новгородской Епархии, в 1764 году упразднённый, мужской. Находился в городе Устюжне, близ соборной нынешней церкви, за рекой Ворожеей. Когда, кем и чьим иждивением построен, неизвестно. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов, было за монастырём сим и с приписной к нему Силоезерской пустыней 151 душа крестьян, пахотной земли 45 десятин. Настоятельство издавна было Строительское, потом Игуменское, и наконец, паки Строительское. Из Настоятелей упоминаются: 1) Строитель ИОНА, в 1699 году переведённый в Шалацкий монастырь; 2) Игумен ИОАСАФ, в 1763 году, Сентября 18, переведённый в Дымский монастырь; 3) Строитель Иеромонах ВАРЛААМ. Прибавление из VI тома Всеволож монастырь Так назван в 1070 году Киево–Выдубицкий, по имени возобновителя этой обители, Великого Князя Всеволода (см. Татищев, Российская История, ч. 2, стр. 124). Воскресенский Череповский См. Череповский Воскресенский. Вохорский монастырь Мужской православный. Находился в Княжестве Литовском. В 1718 году, Января 18, по причине бывшего тогда гонения на православие, настоятель монастыря сего и монашествующие обще с другими держащимися твёрдо и неуклонно православного вероисповедания просили Государя ПЕТРА I о защите их от насилий и притеснений Униатов, через отнятие доходов и мучительские побои склоняющих к Унии: однако насилием Униатов отторгнут от православия и обращён в Униатский. Вселуцкая Новосильская пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Ржевском уезде при озере Вселуке по которому и название своё имеет. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов принадлежала она к Синодальной области, а потом упразднена. Входо-Иерусалимская пустынь Женская, упразднённая. Находилась до Штатов 1764 года в Рязанской Епархии в Муромском Стародубском уезде, а по Штатам упразднена. Входо-Иерусалимский Спасский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: копия Святой Земли в Подмосковье 2 мин., 23.03.2021 Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, пожалуй, самое необычное место для паломника в Подмосковье. Конечно, рядом хватает интересных достопримечательностей и великих святынь, к которым легко добраться по железной дороге , но где еще можно увидеть Святую Землю, не выезжая из России? Только здесь. Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь Основан в 1656 году Патриархом Никоном. Обитель воспроизводила на русской земле комплекс святых мест Палестины, чтобы верующие могли их увидеть своими глазами, не предпринимая далекой и сложной поездки. В XVII веке не было ни фотографий, ни достоверных сведений о Святой Земле, а монастырь позволял прикоснуться к евангельской истории. 1. Воскресенский собор Копия Храма Гроба Господня. Главная особенность собора — ротонда. В ее центре над местом, изображающим место погребения Спасителя, стоит небольшая часовня — кувуклия (на заставке материала) . В ней — так же как и в Иерусалиме — находится копия камня, на который было положено тело Христа. А еще в Воскресенском соборе есть отдельный храм на втором этаже, примерно на том месте, где располагалась Голгофа — гора Распятия. Во время Великой Отечественной войны монастырь почти полностью разрушили — позже это было отдельным пунктом обвинения группы бывших руководителей Третьего рейха на Нюрнбергском трибунале. Реставрацию обители начали уже в 1942, а завершили только в 2019 году. Монашеская жизнь возродилась здесь в 2008 году. 2. Скит Патриарха Никона Красивый, но очень скромный скит. В нем находился рабочий кабинет, келья и домовый храм Богоявления. Патриарх Никон прожил здесь несколько лет после размолвки с царем. 3. Силоамская купель Возле стен монастыря бьет источник, который призван напомнить о евангельской купели Силоам — месте, где Христос исцелил слепого. 4. Гефсиманский сад Место, где Спаситель провел последние часы на свободе и где был предан поцелуем Иуды. 5. Башни монастыря

http://foma.ru/voskresenskij-novo-ierusa...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Вышла в свет книга о ставропигиальных монастырях Русской Православной Церкви 02.12.2011 Книга « Ставропигиальные монастыри Русской Православной Церкви » вышла в Издательстве Московской Патриархии к 65-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Каждому из 27 ставропигиальных монастырей (14 мужских и 13 женских) в книге отведена отдельная статья, в которой повествуется об основании обители, связанных с ней исторических событиях, наиболее известных наместниках, о ее судьбе в советские годы и современной жизни. Особое внимание уделено посещениям обителей Святейшим Патриархом Кириллом. Рассказывается также о главнейших святынях монастыря находящихся в нем мощах святых, чудотворных иконах. Жизнь каждой обители иллюстрируется фотографиями. В книге представлены Свято-Троицкая Сергиева лавра, Покровский Хотьков женский монастырь, Данилов мужской монастырь, Пюхтицкий Успенский женский монастырь, Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь, Покровский женский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь, Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь, Введенская Козельская Оптина пустынь, Казанская Амвросиевская женская пустынь в Шамордине, Рождества Богородицы Саввино-Сторожевский мужской монастырь, Богородице-Рождественский женский монастырь, Донской мужской монастырь, Зачатьевский женский монастырь, Новоспасский мужской монастырь, Иоанновский женский монастырь на Карповке, Сретенский мужской монастырь, Иоанно-Предтеченский женский монастырь, Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь, Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь, Иосифо-Волоцкий мужской монастырь, Воскресенский Троицкий Корецкий женский монастырь, Николо-Угрешский мужской монастырь, Николо-Вяжищский женский монастырь, Кресто-Воздвиженский Иерусалимский женский монастырь, Высоко-Петровский мужской монастырь, Заиконоспасский мужской монастырь. Издание осуществлено под общей редакцией главного редактора Издательства Московской Патриархии протоиерея Владимира Силовьева, координатор проекта И. Лапшин, автор текста Е. Полищук. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 04.12.2011 20:16:42

http://drevo-info.ru/news/11904.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРГИЙ (ВОСКРЕСЕНСКИЙ), ВИЛЕНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митрополит Сергий (Воскресенский) Митр. Виленский Сергий (Воскресенский). Фото 18 мая 1942 г., Виленский Свято-Духов монастырь. 24 февраля 1941 года для воссоединения Эстонской и Латвийской Церквей с Московским Патриархатом был учрежден Прибалтийский экзархат (на территории Литвы, Латвии и Эстонии), во главе которого был поставлен владыка Сергий. В марте того года был возведен в сан митрополита Виленского и Литовского , экзарха Латвии и Эстонии. 28 марта 1941 года глава Латвийской Церкви митрополит Августин (Петерсон) и 30 марта 1941 года глава Эстонской Церкви митрополит Александр (Паулус) принесли покаяние в грехе раскола и тем самым произошло воссоединение этих Церквей с Московским Патриархатом. Митрополит Августин стал епископом Рижским, митрополит Александр - епископом Таллинским, в подчинении экзарха Сергия. Во время второй мировой войны отказался от эвакуации. Гестапо арестовало митрополита Сергия сразу после оккупации края, однако владыка сумел убедить гитлеровцев в том, что является антикоммунистом и что поддержка верующих придаст немцам вес в глазах населения. Сегодня из немецких и советских архивов известно, что у митрополита Сергия был опыт общения и с гестапо, и с НКВД. Еще в Москве, в Даниловом монастыре, тогда еще иеромонах Сергий (Воскресенский) был весьма близок к патриарху Тихону. Отчасти за эту близость он пять раз подвергался арестам; преследовались и его родители. Может быть, тогда-то владыка и научился искусству лавирования в интересах возрождения Церкви? В узком кругу близких к нему людей он не раз повторял: «И не таких обманывали! С НКВД справлялись, а этих колбасников обмануть нетрудно!..» С начала нацистской оккупации Латвии митрополит Августин (Петерсон) 20 июля 1941 года провозгласил о восстановлении ЛПЦ до 1940 года, то есть в юрисдикции патриарха Константинопольского, а также попросил оккупационные власти выслать из Латвии экзарха Литвы, Латвии и Эстонии митрополита Сергия (Воскресенского). Однако Августина поддержали только пять священников небольших сельских приходов. 25 октября 1941 года экзарх Сергий осудил действия митрополита Августина и призвал его не раскалывать Церковь. Августин не подчинился требованиям митрополита Сергия, и 15 июня 1942 года Собор епископов экзархата запретил Августина (Петерсона) в священнослужении.

http://drevo-info.ru/articles/5596.html

В 1693 г., при игум. Маркелле, по благословению митр. Новгородского Корнилия началось строительство деревянной надвратной ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери. К кон. XVII в. настоятельские и братские кельи, хозяйственные службы и др. постройки также были деревянными. Воскресенский собор Деревяницкого мон-ря. Фотография. 2006 г. Воскресенский собор Деревяницкого мон-ря. Фотография. 2006 г. С 1694 г. и в 1-ю треть XVIII в. в Д. м. велись каменные строительные работы, в результате к-рых монастырский ансамбль был полностью обновлен. В 1694 г. был разобран каменный Воскресенский собор, и в 1695 г. по благословению митр. Корнилия «царского Величества ближний боярин и воевода князь Борис Иванович Прозоровский на том же месте завел церковь великую и строил тое церковь три лета из монастырской казны» (ОПИ НГМОМЗ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 145. Л. 1-1 об.). В 1695 г. был заключен подрядный договор с 2 артелями каменщиков, к-рые возглавляли Фома Алексеев из Костромского у. и Никита Киприянов из Ярославского у. Подробное описание собора в подрядной записи позволило Н. Н. Кузьминой выполнить его графическую реконструкцию и поставить собор в типологический ряд с такими памятниками московского зодчества, как церкви Покрова Пресв. Богородицы в Филях, Спаса в Уборах, св. мучеников Бориса и Глеба в Зюзине и др. ( Ильин. Каменное зодчество. С. 247, 249, 259, 261). Воскресенский собор представлял собой высотную 3-ярусную постройку в нарышкинском стиле. На четвериковом основании, окруженном с 3 сторон папертью и «палатками», возвышались 2 уменьшающихся восьмерика и 8-гранный глухой барабан, увенчанный главкой. Возведение масштабного сооружения можно связать с замыслом Б. И. Прозоровского обновить древние новгородские ансамбли, привести их в соответствие с требованиями нового времени (см.: Новгород Великий в XVII в.: Док-ты по истории градостроительства. М., 1986. Ч. 2. С. 247, 258, 269). В 1697 г. Воскресенский собор «разрушился до основания». О 3-летнем строительстве и о разрушении храма как о «великой беде» оставил запись игум.

http://pravenc.ru/text/171729.html

Основал Ферапонтов Белозерский Богородице- Рождественский монастырь неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря и Лужецкий монастырь под Можайском. Преподобный Афанасий Высоцкий Высоцкий Зачатьевский монастырь Один из ближайших учеников преподобного Сергия. Основал под Серпуховом Высоцкий Зачатьевский монастырь. Преподобный Роман Киржачский Первый игумен основанного преподобным Сергием Свято-Благовещенского Киржачского монастыря. Преподобный Леонтий и Савва Стромынские Первые игумены основанного преподобным Сергием на реке Дубенке в 50 верстах от Москвы Стромынского Успенского монастыря. Монастырь основан по обету великого князя Дмитрия Донского в честь победы над татарами на реке Воже, «... чтобы собрать в него нарочитых молитвенников о победе над врагом». Преподобные Феодосий и Афанасий Череповецкий Воскресенский монастырь Основали Череповецкий Воскресенский монастырь. Преподобный Ксенофонт Тутанский Основал под Тверью на реке Тьме Тутанский Вознесенский монастырь. Преподобный Ферапонт Боровенский Успенский Боровенский монастырь Основал в десяти верстах от города Мосальска Калужской области Успенский Боровенский монастырь. Преподобный Савва Сторожевский После кончины преподобного Сергия шесть лет управлял Свято-Троицкой Сергиевой Лаврою. Основал под Звенигородом Саввино-Сторожевский монастырь во имя Рождества Богородицы. Преподобный Иаков Железноборский Основал под Галичем монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи. Преподобный Никита Костромской Богоявленский монастырь Ученик и родственник преподобного Сергия. Основал в Костроме Богоявленский монастырь. Преподобный Григорий Голутвинский Богоявленский Старо-Голутвин монастырь Первый игумен Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в Коломне, основанного преподобным Сергием. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование.

http://foma.ru/ucheniki-prepodobnogo-ser...

2. Письменные свидетельства Впервые в письменных источниках Свято-Воскресенский женский монастырь появляется в «Писцовой книге» 1566 г. В «Писцовой книге Мурома» 1636 г. написано: «Да за ручьём на горе Воскресенский девичий монастырь. А на монастыре церковь Воскресения Христова древяна о трехъ верхахъ, на подклете, верхи шатровые, главы и кресты обиты железом да с приделами: собор Архистратига Михаила, да другой придел – великого чудотворца Николы. Да тёплая церковь Введения Пресвятой Богородицы, древяна, на клетцахъ съ папертью». «На колокольнице 8 колоколов, а в церквах образы и свечи и книги и колокола строение Муромца Гостинныя Сотни Семена Семенова сына Черкасова с братьею, а около того монастыря ограда каменная в заметах; да на монастыре келья игуменская — старицы Пелагеи Кольцовой да 21 келья сестр, а земли под монастырем и церквами 43 саж. в длину 36 саж. поперег. На монастырской земле двор попа Симеона да брата его попа Тимофея да племянника его попа Ефрема. Пустое дворовое место, купленное С. Черкасовым после попа Ивана, котораго «убили литовские люди в 124 (1616) году, как приходил Лисовской». Да к тому ж монастырю по Государевой грамоте дано в руги место в Муроме сусло и квас на оброке». Вскоре после 1637 г. в обители был построен каменный Воскресенский храм. Год построения храма с точностью не известен, так как нет письменных свидетельств. По преданию пятиглавый Воскресенский собор с трапезной и приделами святителя Николая и Архангела Михаила (то есть с тремя престолами, как это было и в деревянной церкви), открытой галереей и шатровыми крыльцами построен в 1646 г. на средства ктиторов монастыря - братьев Черкасовых. Наружный вид собора до настоящего времени сохранился без существенных изменений, только тесовая крыша заменена железной, а прежде бывшие узкие окна расширены. Под сводами галереи находится подвал с отделениями, дверями и небольшими окнами. По преданию, здесь прежде размещались различные монастырские службы (монахини занимались вышиванием). Храм является хорошо сохранившимся памятником русского церковного зодчества первой пол. XVII в.

http://sobory.ru/article/?object=00631

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГОРИЦКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Горицкий Воскресенский монастырь. Фото И. Ионова Монастырь расположен в шести километрах к западу от города Кириллова , на левом берегу реки Шексны. Основан в 1544 году княгиней Евфросинией Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна Грозного . В Горицком монастыре жила сама основательница и невестка ее Евдокия Александровна, супруга князя Владимира Андреевича, которые в 1559 году были утоплены в Шексне по повелению царя Иоанна Грозного. В 1586 году здесь жила старица царица Дария, переведенная отсюда в Тихвинский Введенский монастырь . В 1606 году в монастыре была заключена и пострижена в монахини Ксения Годунова, переведенная потом во Владимир. В 1619 году в монастыре в заключении жила старица княгиня Елена Масальская. В 1684 году была сослана в монастырь княгиня Анна Хилкова, бежавшая в 1685 году, а в 1733 году послана в монастырь Варвара Арсеньева и пострижена здесь в монашество. С 1764 года - общежительный женский монастырь третьего класса. После революции 1917 года на базе монастыря была организована сельхозартель " Колос " , в которой продолжали работать и молиться монахини. В середине 1930-х обитель закрыли окончательно. Настоятельницу игумению Зосиму после нескольких арестов расстреляли. Нетрудоспособные и престарелые насельницы общей численностью около полусотни душ были потоплены на барже в Белом озере, остальные погублены позже - расстреляны в Левашовской пустыни под Ленинградом, уморены в лагерях в Якутии. Оставшиеся в живых сплотились вокруг единственной действовавшей церкви - Покровской Подгородней, трудились там по мере сил, там и похоронены. После войны в стенах бывшего монастыря располагался Дом инвалидов, который функционировал вплоть до 1973 года, после чего был переведен в Череповец. Церковные здания и другие строения по большей части были переданы музею, а по сути брошены на поругание. В Троицком соборе разместился сельский Дом культуры. В Введенской церкви расположилась тракторная мастерская. В Покровском храме - контора совхоза. Воскресенский собор как памятник XVI века охраняла от разрушения вялотекущая музейная реставрация.

http://drevo-info.ru/articles/13672713.h...

Вообще заботились, чтобы истины православной веры и церковные обряды в исправленных богослужебных книгах были переданы в древней их целости и чистоте. 37. В 1658 году Никон отказывается от управления патриаршими делами и удаляется в Воскресенский монастырь Патриарх Никон исправлял Богослужебные книги, а прежние справщики употребляли все способы, как бы погубить его. В духовенстве они усиливали ропот на Никона за его строгость и взыскательность. Простой народ уверяли, что Никон, переправляя книги, делает перемены в православной христианской вере. В лицах близких царю они нашли самую усердную поддержку себе, так как эти лица давно ненавидели Никона, первейшего царского друга, первейшего царского советника. Никон продолжал служить церкви и государю всеми силами великого ума своего. Но с 1658 года он увидел, что обстоятельства совершенно изменились. Царь не хочет видеть его. Некоторые из бояр самым наглым образом оскорбляют его, ничем не стесняясь. Восстановляемую им церковную древность считают в народе за нововведение. Не смотря на все это Никон не согласился изменить предпринятых дел своего патриаршества: он решился отказаться от них. Отслужив 10-го июля 1658 года в Успенском соборе литургию, он объявил, что от патриаршеского управления отказывается; донес о том Государю и удалился из собора не в патриарший дом, а в находившееся в Москве подворье Воскресенского монастыря. Здесь Никон три дня ожидал последствий своего донесения Государю. За тем, впредь до особого решения, поручил заведывание патриаршими делами помощнику своему, Крутицкому митрополиту, приказал сноситься с собой и удалился в Воскресенский монастырь, за сорок семь верст от Москвы. Отсюда он просил избрать преемника себе. 38. Положение патриарха Никона с 1658 по 1664 год Прошел год с тех пор, как Никон удалился из Москвы в Воскресенский монастырь. Решения по этому делу никакого не последовало. Однако ж митрополит, вступивши в управление, не делал с патриархом никаких сношений. В это время прошел слух, что крымские татары вторглись в Малороссию и подвигались по направлению к Москве. Царь чрез одного боярина предложил патриарху перейти в более безопасное место, в укрепленный Колязинский монастырь нынешней Тверской губернии. Никон резко отвечал: «меня хотят сослать в заточение». Он вскоре поехал в Москву к Государю, но допущен быль к нему на третий день, притом же в присутствии бояр. Искренней беседы между ними не было. Ни слова не было сказано об удалении патриарха в Воскресенский монастырь. Никон просил, Государя и получил дозволение съездить в основанные им монастыри: в Иверский на озере Валдайском и в Крестный на острове Кие. В Крестном монастыре, в 1661 году, он освятил церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

А он Логинка из того монастыря пошел к Москве же в 27-м числе после патриарха, ночевал в Черневе и слышал от крестьян, что патриарх Никон с Москвы проехал мимо Чернева с архимандритом в Воскресенский монастырь. Декабря в 25 день приезжали в Воскресенский монастырь с Москвы подьячие да поддьякон, да с ними и иные, а кто именно и сколько их было, того он не знает, и в монастыре жили три дня, а из Воскресенского монастыря к Москве поехали декабря же в 26-м числе часа за полтора до ночи 167 . Посмотрим, что делалось теперь в Москве. В то время, как окольничий производил в Черневе расследование о патриархе, Никон приехал в Москву и остановился на Воскресенском подворье. Оттуда он послал старца Филофея к царскому духовнику, чтобы доложить государю о своем приезде. Лукиан доложил царю. С гневом принял Алексей Михайлович такую неожиданную весть и отвечал: «Патриарху не видать очей моих до приезда вселенских патриархов» 168 . Обо всем этом протопоп Лукиан известил Никона письмом 169 . Никон в тот же день оставил Москву и возвратился в свой Воскресенский монастырь. С какого же повода Никон приезжал в Москву? От него было только послано письмо к царю, которое 24 декабря Аарон подал протопопу Лукиану; оно изложено выше и в нем Никон ни слова не говорит, что он желает приехать в Москву для славленья у государя; а 27 декабря Аарон, хотя и подавал письмо царскому духовнику, но оно было к царице. Приезд Никона в Москву не мог пройти бесследно; вся вина пала на Аарона, который, подавая письма духовнику, в оба раза заявлял словесно о желании патриарха приехать в Москву: 24 декабря Аарон сказал протопопу Лукиану, что патриарх хотел быть к великому государю Христа славить, а через три дня, 27 числа, Аарон сказал духовнику, что патриарх приехал в Чернево, доложи государю, где царское величество велит очи свои видеть 170 . Вопрос заключается в том – что заявлял Аарон духовнику, исходило ли оно от Никона, или, от чрезмерного усердия к патриарху, словесные заявления протопопу Лукиану Аарон прибавлял от себя? Аарон, приехав в Москву, послал от себя с Воскресенского подворья письмо к Никону с конюхом Федькой, который приехал из Москвы в Воскресенский монастырь ночью в 4-м часу на 27-е декабря, и той же ночи в 5-м часу отдано было на конюшенном дворе приказание заложить властелинские сани, в которых и поехал патриарх к Москве 171 . В Москве был поднять вопрос – кто передает Никону вести о том, что там делается? Кто бы мог так скоро дать знать ему о царском повелении созвать собор и о посылке Мелетия к патриархам? Обратились к старцу Аарону, который был арестован и впоследствии заключен в Соловецкий монастырь, и потребовали у него объяснение – с кем Никон находился в переписке; к кому Аарон еще отвозил письма от Никона?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010