В том же сочинении несколько далее встречаем следующие строки: «...всякий тео-моралистический принцип шел... впереди факта и теоретически, так сказать, – de jure, – определял и оформлял собою этот факт»... Присланный Подольской сем. в начале своей работы пишет: «величественное, вдохновенное и прекрасное христианское богослужение, священная лирика которого так мощно действует на религиозно-настроенную душу и которым так восхищаются иностранцы, представляет собою, можно сказать, идеальное выражение сущности христианской религии, ее природы, ее характера». В сочинении волонтера Вологодск. сем. встречаем период, который, начинаясь в конце первой страницы, кончается далеко не в самом верху третьей. В этом же сочинении употреблены выражения: «лейт-мотив» (стр. 4) и «до зде» (стр. 5), заимствованный автором из совершенно разнородных источников, но одинаково неуместные в письменной работе на приемных испытаниях. В частности, можно отметить небрежность и невнимательность многих авторов при цитации текстов Писания и вообще при ссылках на него. Волонтер Московск. сем. влагает в уста Спасителя следующие слова: «Мною закон и пророцы висят»; по замечанию волонтера Волынск. сем., «Ветхий Завет называется в Священном Писании «сенью грядущих благ» и «зерцалом гаданья»; он же пишет: «Православная Церковь заимствовала из Ветхого Завета в Свое Церковно-общественное Богослужение «вся, яже к назиданию, животу и благочестию»; у волонтера Костр. сем. читаем: «закон был для нас путеводителем ко Христу —554— Гaл. III, 24 ». Волонтер Симб. сем. пишет: «в молитвословиях... таинства брака испрашивается брачущимся чадородие, на подобие чадородия Иакова и Ревекки»; по мнению волонтера Кишин. сем., Самуил был первосвященником. Замечено в некоторых сочинениях подобное же отношение к церковному уставу и богослужебным книгам. По замечанию одного из волонтеров Московск. сем., утреннее богослужение оканчивается чтением только псалма 100-го; он же полагает, что в состав шестопсалмия входят псалмы 6 и 77.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всеобщее почитание памяти св. Прокопия утверждено Московским собором 1547 г. В Устюге и его окрестностях перед днем памяти блаженного многие и в настоящее время соблюдают недельный пост. Мощи св. Прокопия почивают под спудом в каменном посвященном его имени соборе, за левым клиросом, близ северной стены. Теперешняя гробница устроена в 1833 году и состоит из 4 мраморных досок с позолоченными надписями; на гробнице находится образ св. Прокопия, украшенный серебряно-вызолоченной ризой. При входе в собор у южных дверей положен на пьедестал камень овальной фигуры, привезенный в 1638 году из Котовальской волости; этот камень – из числа падавших на землю в 1290 году. (Русск. свв. Филарета, Арх. Черниг. Жит. свв. Муравьева. Историч. сказ. о Вологодск. свят. стр. 62. Пролог и Четьи-Минеи 8 июля. Иот. Росс. Иер. ч. 1. 295 стр. Слов. истор. о свв. стр. 202–203). Чудотворная Устюжская икона Божией Матери принесена из Устюга в Москву около 1567 г., при царе Иоанне Васильевиче и митрополите Филиппе II, и находится в настоящее время в Успенском соборе; в Устюг же на место чудотворной иконы в 1747 году поставлена копия с нее. Пр. Феофила мироточивого Родители пр. Феофила были македонские славяне из местечка Сичева. Отличаясь благочестием и добротою, они дали сыну прекрасное воспитание. Сын не любил пустых забав, прекрасно учился и большую часть времени посвящал чтению полезных книг. Посвященный в сан пресвитера, он ревностно заботился о своей пастве. В своих благочестивых стремлениях он нашел себе помощника в лице Ранданского епископа Акакия. В это время в константинопольской патриархии разнеслась молва о чудесах, совершенных александрийским патриархом Иоакимом в посрамлении иудеев. Рассказывали, что во время чумы, от которой особенно пострадали Мисир и его окрестности, еврей-врач, отъявленный враг христианства, распустил молву, что христиане, опуская в воду крест, распускают заразу. Султан не поверил слуху, но потом, склонившись на убеждения своего визиря, также еврея родом, потребовал патриарха для объяснений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Летом 1884 года произведены были следующия работы по устройству церквей: 1. Сгоревший иконостас Богоявленского храма, во время пожара Власиевской церкви, снова устроен крестьянином Вельского Троицкого собора Василием Кулаковым и написаны новыя иконы крестянином Александром Глушицким. Малое освящении Богоявленского храма было совершено в неделю Ваий. 2. Георгиевский и Никольский иконостасы вычищены, поновлены новою краской и покрыты лаком, ризы на иконах вычищены и вся церковь покрашена Вологодск. Мещанином В. Пристеновым. 4. Приобретено новое серебрян кадило и 2 чарки для подаяния теплоты. 5. Поломанный иконостас в церкви Св. муч. Флора и Лавра, во время пожара Власиевской церкви, с прочими повреждениями, приведен в прежний приличный вид и 6. вычищены все паникадила и подсвечники. В октябре сего года, по благословению Преосвященного Израиля, Епископа Вологодскаго и Устюжскаго, поврежденный, при пожаре Власиевской ц., престол в храме Св. муч. Флора и Лавра освящен местным Благочинным Настоятелем сей церкви Священником Алексеем Кирилловым. На освящение храма собрались весьма много Богомольцев не смотря на дурную погоду и проливной дождь. Позднюю литургию совершал Благочинный Священник Алексей Кириллов в сослужении Настоятеля Ракульской Мих. Архангельской церкви Священника Иоанна Мальцева, местнаго Священника Николая Левитскаго и настоятеля Ростовской Вознесенской церкви Священника Константина Земляницына. В 1885 году – купол и фронтоны Флоровской церкви покрыты новым железом и выкрашены. Каменная церковь отбелена и раскрашена заново. В 1887 году церковно-приходское попечительство в полном своем составе, в присутствии Благочиннаго Священника Вельскаго Троицкаго Собора Николая Следникова и приходских людей, вместо пр. сгоревшей деревянной Власиевской церкви предположили устроить новую каменную церковь в память Священномученика Власия Епископа Севастийскаго и тогда же желание обосновали постановлением. Прихожане же сей церкви собрали мирской сельский сход, на котором постановили собирать по 30 коп. с ревизской души с настоящаго времени впредь до окончательнаго устройства церкви.

http://sobory.ru/article/?object=09184

ловек, пил запоем и часто. А во время сих пароксизмов, не спит всю ночь, бродит, кричит, тащит с собою гулять. Сущее мучение. (Он уже скончался; вот его история: еще живя с нами, он подал просьбу в монашество. Просьба принята и отослана в Синод. Обыкновенно, дело это тянется 6, или 7 недель. Ал. Ив. крепился, был всегда трезв. Наконец, 7-го Генв. на день Иоанна Предтечи он разрешил и ужасно безобразно. В этот день был именинник наш товарищ Ив. Яков. Предтеченский из Калужских, протоиерейский сын. Как водится, он кое-чего купил на именины. День прошел хорошо. С вечера всенощное (видно, на другой день было Воскресенье). Я ушел ко всенощному. Они остались. Прихожу от службы: батюшки мои! Нет ни единой кровати на месте, тюфяки и подушки разбросаны по полу, стол опрокинут, чашки перебиты: сущий хаос. Наш старшой, как воевода, в одной рубашке, безобразно пьяный, расхаживает между своими руинами. Еще до меня у него уже был Инспектор и ужаснулся. Что же? на другой день из Синода прислан указ – постричь в монашество Алек. Ив.! Вместо пострижения его выслали в другой номер, однако, кажется, старшим же. Тут он прожил до великого поста трезво и в мрачном сокрушении. Ему назначили проповедь на «блудного сына». Я слышал эту проповедь: весьма умная. После, в посте его постригли и нарекли Амвросием. Докончил курс он изрядно. Не помню, чтоб он был пьян. Так как он был из лучших студентов, то его оставили при Академии Бакалавром Церковной Истории. В это время он разрешил снова и пил целый год, с малыми промежутками, пребезобразно. Чрез год его из Академии переместили в Костромскую Семинарию; там он тоже был жестоко дурен. Его оттуда послали в Ростовский Яковлевский монастырь. Здесь он исправился. Ему опять дали Инспекторство в Тобольской Семинарии. Здесь уже он кончил свое поприще. Сперва лишили его ученых должностей, потом священства, и даже монашества. И в сем то жалостном виде, он милостынно возвращался на родину – в Вологду. И не дойдя до неё немного, именно уже в Вологодск. губ., найден мертвым на поле. Ужасная история; не осуждаю, а жалею о человеке).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поступаю на настоятельскую должность в саму Казань в Ивановский монастырь близ Архиерейскаго дома, хотя и не знаменит этот а все-таки настоятелю придет при всем готовить до 800 рублей, на монастырь до 6000 рублей. (Л. 2 об.) На будущее время можно надеяться, что владыка Палладий не забудет меня. А как то теперь владыка Израиль своею деятельностию над святыми обителями вологодск[ими], но к слову когда-нибудь спросите у его, с чего игумен Екзакустодиан уехал из Вологодской епархии. Теперь я очень доволен своей судьбой и спокойствию духа, что удалился от родины и от хозяйственных забот. Итак простите, посылайте «Вологодские епарх[иальные] ведом[омости]». Да еще, кажется, давал я «Восточную Ивану летней порой. Только бы послали вместе, а я что-нибудь постараюсь послать из казанских вещей, когда пообживусь и поразбогатею в Казани. (Л. 3) Передавайте от меня признательность отцу Николаю Александре Ивановне с Лидией Василь[евной] Капитону Дмитриевичу а следовало бы особенное письмецо послать протоиерею Николаю Кенсориновичу но попросите извинение от меня только своими добрыми устами. Постоянный богомолец за Вас с домочатцами убогий и грешный игумен Екзакустодиан. 1885 года 15 февраля. Адрес мой: в гор[оде] настоятелю Ивановского монастыря игумену Ekзakycmoдiahy.     (Л. +Раб Божий Николай Иванович, будь здоров и благополучен. Письмо Ваше от 24 февраля с книгами мною получено с благодарностию, а владыке Палладию того же дня передал посланные Вами книжки. Сообщаю Вам, что интеллигентного общества в 10 больше как светского, так и духовного, да 12 лиц в священном сане магистров, а об военных и гражданских и говорить не выговорить, сколько их. Я служил с арх[иепископом] Паллад[ием] во все торжественные дни литургии, то сколько разного люду, как в самом Питере народу разнокалиберного всякого. (Л. 4 об.) Если бы владыка поразборчивее [был] в нашем брате, то я бы до сей поры был в Вологде; но должно быть суждено мне послужить и в Казанской епархии. Владыка Палладий благословение посылает Вам, да еще посылает почтение Вам мой квартирант из Питера, прибывший для семинарии, ревизор Михайло Харлампьевич Он в моей обители квартирует, даже в моих комнатах.

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

Архив: Послужный список о. И. Краснобаева (19551980). АЕУА. Красноумов Александр (даты рождения и смерти не установлены), диакон. Зять нью-йоркского прот. А. Добрянского, диакон прихода РЗЦ в Берлине в 1927 г., больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужный список о. А. Красноумова. АЕУА. Лит.: ЦЖ. 1927. Кратиров Димитрий Димитриевич (27.9.1875/п о другим источникам 15.11.1875/, г. Кадников Вологодск. губ. – 22.8.1952, Берлин, Германия), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Вологодскую Духовную семинарию и С.-Петербургскую Духовную академию (1900), священник, после революции служил в Петроградской епархии, примыкал к иосифлянству, во время немецкой оккупации северо-западной территории вышел из подполья и принят в клир Прибалтийского Экзархата МП (1941), член Псковской Духовной Миссии (19411943), служил в Новгороде, вывезен в Германию и принят в юрисдикцию РЗЦ (1943), помощник настоятеля Берлинской кладбищенской церкви Свв. Константина и Елены в Тегеле (19431944), настоятель той же церкви (19441945), принят в юрисдикцию МП (14.10.1945), настоятель Берлинского Воскресенского собора (14.10.194522.8.1952). Архив: A3. Лит.: Шкаровский М.В., Попов И. А. Синодик Псковской Миссии. Санкт-Петербургские Епархиальные Ведомости. СПб., 2002. 26 Приложение к синодику. Духовенство Псковской миссии. Санкт-Петербургские Епархиальные Ведомости. СПб., 2002. 27. Крахмалев Павел Иаковлевич (18741949, Пирей, Греция), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Духовную семинарию и Духовную академию, состоял в ведомстве военного духовенства, полевой священник 17-го запасного госпиталя в Маньчжурии, священник 34-го Восточно-Сибирского стрелкого полка (1905), главный священник русского экспедиционного корпуса на Македонском фронте (19161918), настоятель церкви при лагере русских беженцев в Салониках (19181921), после окончания войны остался в Греции, настоятель домовой церкви русской больницы в Пирее (192112.5.1922), благочинный русских церквей в Греции (27.4.1922), настоятель русской Троицкой церкви в Афинах (12.5.19221927), снова настоятель русской церкви в Пирее (19271949), протоиерей, участник Карловацкого зарубежного церковного съезда (21.114.12.1921), член Зарубежного церковного совета по избранию от духовенства (1921), настоятель прихода РЗЦ в Вене (19271930), уехал обратно в Грецию, настоятель русской церкви Св. Ольги в Пирее (19301949).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богомолец за Вас архимандр[ит] Екзакустодиан. 1895. 14 августа.     (Л. 57)+ Предобрейший Николай Иванович, Юлья Ивановна с Иваном и Лидией, деточками Вашими, буди на Вас благословение Господне! От всей моей души поздравляю Вас с окончанием Св[ятой] Четыредесятницы да еще поздравляю с преддверием Светлого Христова Воскресения, а встретить его в радости духовной и в здоровье. Известите меня, послал ли я 3 руб[ля] за «Вологодск[ие] епархиальные ведомости» на 1896-й год, после Нового года я собирался в Петербург, таки забыл. (Л. 57 об.) С 9-го января по 4-ое февраля я путешествовал в Петербурге, останавливался в лавре у митрополита Палладия, служил с ним три раза и торжествовал за столом и винца выпивал за Его здоровье. После Павла Ивановича Савваитова был в квартире, Александра Павловна угостила меня по старому знакомству, ея встретил ранее у одной моей знакомой Казанской милианерши за рояльей играющей с ей в четыре руки, как видно после Павла Ивановича идет по-старому хорошо. (Л. 58) Благодарение Господу, моя жизнь идет обычным путем покойно и здорово, да и постройками занимаюсь во вверенной мне обители. Как-то Вы здравствуете, мне бы весьма желательно было знать о Вас. Итак, пишите, передайте мой привет о.о. протоиереям Николаю и Богомолец за Вас архимандр[ит] Екзакустодиан. 1896 г. 5 P.S. С отцом ректором архимандр[итом] есть у меня расчет, он выдаст за меня 3 руб[ля].     (Л. 59)+Воистину воскресе Христос! Ваше высокородие, многоуважаемый друг Николай Иванович с Юльей Ивановной и с детками Вашими Иваном и Лидией, многая лета здравствуйте ! Премного благодарным остаюсь за Ваше пасхальное письмо и за уведомление о Вологодских духовных новостях. У митрополита Палладия погостил я три недели и три раза служил с ним; а в митрополите Палладии прибыло еще более добродушия, доступности каждому посетителю. (Л. 59 об.) У митрополита Палладия в день ангела за столом было до 100 особ, в числе были мы с о. архимандр[итом] Серафимом а заздравицу митро[политу] Палладию говорил один Павел Иванович Савваитов, и более никто не нашелся из-за разных причин, а Павел Иванович особенный человек, никому не подчинен, кроме воскресшаго Христа, и говорил свободно и прекрасно заздравицу. Мне только пришлось однажды быть у Павла Ивановича, а как-то время скоро пролетело три недели, да и много нашлось в Петербурге разных знакомых у меня. (Л. 60) Моя постройка храма идет обычным путем и когда освятить придется, это в руке

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

В половине XVII века Промысел Божий привел в запустевшую пустынь старицу Иулианию, из рода Белозерских дворян Медведевых, которая переселилась сюда из Московского Новодевичьего монастыря после своего чудесного исцеления. К Иулиании, восстановившей ветхую деревянную церковь и построившей около неё кельи, стеклись сестры, и таким образом вместо мужского в Семигородной пустыни на некоторое время явился женский монастырь. После смерти Иулиании (в 1643 г.), начальство над обителью приняла старица Мариамна, весьма много потрудившаяся над благоустройством и благолепием захудалой пустыни. После её смерти, немногочисленные сестры Семигородной обители разошлись, и она снова опустела. В 1651 году пустынь была подчинена царской грамотой Вологодскому Архиепископу Маркеллу, который назначил строителем её старца Арсения и переселил сюда несколько монахов. Семигородная женская пустынь опять обратилась в мужской монастырь. Из 49 строителей и игуменов, бывших настоятелями в Семигородной пустыни, особенно потрудились над её преуспеянием следующие лица: строитель Феофилакт I (1752–1755), начавший вместо прежних деревянных церквей воздвигать каменную двухэтажную церковь , которая после многих перестроек, существует до сих пор. Строитель Варфоломей (1803–1809), устроивший кельи и каменную ограду кругом монастыря, вместо брусяной ограды, построенной строителем Феофилактом II (1757–1764). Строитель Архимандрит Нектарий (1846–1869), своими ревностными трудами на пользу обители, заслуживший себе добрую и благоговейную память. Ныне настоятелем пустыни состоит игумен Антонин (Яблонский), деятельно заботящийся о процветании вверенной ему обители. Сообщение с обителью, благодаря проведению Архангельской железной дороги, улучшилось. (Семигородная Успенская пустынь. Издание игумена Антонина. Составил преподаватель Вологодск. дух. Сем. В. Лебедев. Вологда, 1902). 159 Дионисиево-Глушицкий монастырь расположен на севере России в 20–25 верстах от Семигородной пустыни. Основание ему положено было в начале XV столетия препод. Дионисием Глушицким.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

11. Св. ап. Варфоломея и Варнавы; п. Варнавы ветлужск.; Ефрема и Аркадия новоторжск. 12. Преп. Онуфрия вел., Петра афонского и Арсения коневск. свв. Иоанна, Андрея, Иракламвона, Феофила, п. Онуфрия мальск., Онуфрия и Авксентия вологодск.; Вассиана и Ионы (обр. мощ. 5 июня 1599) пертоминск.; Стефана комельск.; св. Анны кашинск. (откр. мощ. 1909 год.). О пр. Петре Афонском († 734 г.) раскольники-безпоповцы говорят то же, что и о пр. Феофане Антиохийском; см. выше под 10 числ. июня. В житии этого угодника Божия повествуется также, что он, будучи в мирском звании воеводой, попал в плен к сарацинам и содержался в темнице. В темничном заключении он усердно молился святителю Николаю, которого почитал своим особенным покровителем. Святитель явился узнику в сонном видении и сказал, что Бог не хочет скоро разрешить его от уз, потому что он согрешил тяжко, не исполняв данного Богу обета. Петр вспомнил, что обещал некогда принять монашество, но, увлеченный мирской суетой и почестями воинского звания, забыл свой обет. Дав решительное обещание исполнить этот обет, как только освободится от плена, Петр еще пламеннее стал молить угодника Божия о помощи. Св. Николай в другой раз явился Петру и сказал, чтоб он особенно молился св. Симеону Богоприимцу, который вместе с Пресвятой Богородицей и св. Иоанном Предтечей находятся ближе всех к престолу Божию и имеют великое дерзновение пред Богом. Пламенная молитва узника действительно привлекла к нему благоволение Божие по ходатайству сих небесных предстателей. Петр уже не в сонном видении, но наяву видит, как предстали пред ним Симеон Богоприимец и святитель Николай, разрешили его от уз и увели не только из темницы, но и из земли неприятельской. 13. Мц. Анилины, св. Трифиллия, еп. Левкусии кипрския; мц. Антонины, пр. Анны и сына ее Иоанна; Андроника моск., Саввы. 14. Св. прор. Елисея, св. Мефодия, патр. константинограда; Мефодия пешношск., кн. Мстислава (Георгия), п. Елисея сумск. От прикосновения к мощам св. прор. Елисея мертвый воскрес (4 Дар. 13, 21); значит, мощи святых имеют чудодейственную силу и достойны почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

284 См. эти вещи в Московской синодальной ризнице Ср. Шушерин. Житие патриарха Никона стр. 33, Макарий, XII, 322 и пр. Не лишнее вспомнить заявление Никона во время суда, что он будет апеллировать к папе и пр. (Макарий, XII, 388, Соловьев, XI, 327). 287 У князя Б. Ф. Голицына сохранился любопытный современный портрет князя Бориса Алексеевича Голицына, воспитателя Петра I, в богатом польском костюме и казацкой прическе. В Древностях Российского Государства (IV, 22) есть изображение польского кафтана царя Петра Алексеевича. 289 Забелин. Домашний быт рус. царей. 177, 169. Его же, Домашний быт рус. цариц, стр. 433. Гутовкий же делал царевичу Петру «клавикорды и цымбалы». Забелин. Опыты II, 12. 293 Морозов. История русского театра. Спб. 1889, т. I, стр. 191. Носов. Хроника русского театра М. 1882. 294 Так, 26 дек. 1682 года, последовало поднесение поздравления Царевне и В. К. Софии Алексеевне от Лукашки Голоса, заключающего в себе титул и приветствие царевне, слово о воплощении Иисуса Христа, стихи для отроков и канонов на Рождество Христово в стихах (Румовский, Опис. Вологодск. собора рук. 50). О самом Лукиане Голосове см. Иконникова, Ближний боярин А. Ф. Ордын-Нащокин стр. 290. Ср. позднее книгу Slawa heroicznych dziel I. W. Pana В. Р. Szeremety roku 1698 przez Piotra Terleckiego (изд. О. Л. Д. П. VII). 295 Таков например Ездец в крепости своей враги своя побеждающий на коню скоро... стольнику князю Б. А. Голицыну 4 июля 1671 года на Москве явленный (Рук. И. П. Б. Погодина 1753). Книга, заключающая в себе генеалогические разыскания по Гваньини, Стрыйковскому и Меховскому, составлена каким-то Феодором Тышкевичем. 296 О языкознании в древней России (Ученые записки второго отделения Императорской Академии Наук книга I, Спб. 1854, особенно стр. 217 и след.) 297 Гамель. Англичане в России 1865, стр. 176. Заметим кстати, что в Повести о белом клобуке, приписываемой Герасимову, чувствуется влияние известной Donatio Constantini. 300 В Толковой псалтири (список XVI века) читаем; споспешницы же Максиму Греку сущу и латыньским гласом греческий язык изъявляющу Власие и Димитрии беша, Руси достоверни мужие и латыньскаго гласа зело искусни толмачи Великаго Князя и Самодержца всеа Русии Василия Ивановича.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010