IV. Два «Опровержения» Прохора Кидониса ( Voordeckers, Tinnefeld. 1987. P. 3-172), написаны в 1367-1369/70 гг. (PLP, N 10973; Прохоров. 1997. С. 22), сохранились в 11 рукописях, включая иллюстрированный манускрипт Paris. gr. 1242 ( Voordeckers, Tinnefeld. 1987. P. XLV-LXXI; Прохоров. 1997. С. 18-22; об этой ркп. см.: Guran. 20017 P. 73-121). После «Антирритиков» это наиболее обширный труд И. К., направленный на защиту богословия свт. Григория Паламы ( Todt. 1991. S. 117). 1-е «Опровержение» написано после изгнания Прохора из Великой Лавры св. Афанасия на Афоне летом 1367 г. (Ibid. 1991. S. 118) и, по мнению издателей, «несомненно» было закончено до К-польского Собора в апр. 1368 г., к-рым был анафематствован Прохор Кидонис и канонизирован свт. Григорий Палама ( Voordeckers, Tinnefeld. 1987. P. XV-XVI; см. критическое издание томоса Собора: Rigo. 2004. P. 99-134). В «Антирритиках» И. К. опровергает трактаты Прохора Кидониса «О сущности и действии» (книги 1-2 с ошибочной атрибуцией Акиндину изд.: PG. 151. Col. 1192-1241; изд. кн. 6: Candal. 1954) и «Опровержение соборного томоса 1351 г.» (не изд.). 2-й трактат содержит выдержки из несохранившихся трактатов Прохора ( Voordeckers, Tinnefeld. 1987. P. XXIX-XXXII; Todt. 1991. S. 118-119). Оба трактата написаны ок. 1367 г. ( Voordeckers, Tinnefeld. 1987. P. XV). И. К. ставит своей целью обращение Прохора в паламизм ( Todt. 1991. S. 118), на что указывает достаточно спокойный тон трактатов. Они создавались в расчете на широкие слои церковной общественности; текст был послан, по свидетельству Димитрия Кидониса, на Кипр, Крит, в Палестину, Египет, Трапезунд и др. ( Mercati. 1931. P. 339-340). «Опровержения» активно переписывались сразу же после написания и посылались в различные уголки империи после К-польского Собора 1368 г. По меньшей мере 5 рукописей «Опровержений» были переписаны Мануилом Цикандилисом в 1369-1370 гг. ( Mondrain. 2004. P. 253-254). В 1-м «Опровержении» (см.: Voordeckers, Tinnefeld. 1987. P. 3-105; рус. пер. предисловия см.: Прохоров. 1997. С. 292-295; 1-е изд. предисловия по ркп. ГИМ. Син. 233 см.: Он же. 1969. С. 334-335) И. К. затрагивает помимо темы нетварности Фаворского света вопросы гносеологии, соотношения разума и веры, христологии и ангелологии. В предисловии И. К. касается истории исихастских споров и перечисляет главных антипаламитов (в хронологическом порядке): Варлаама Калабрийского, Григория Акиндина, Никифора Григору и неких людей, которые также высказали «кощунственные слова о Свете Божием», т. е. утверждение о его тварности ( Voordeckers, Tinnefeld. 1987. P. 5. 20; намек на Прохора Кидониса). Защитниками Православия И. К. называет свт. Григория Паламу и патриархов К-польских святителей Каллиста I и Филофея Коккина (Ibid. P. 3. 11-12; 4. 14 - 5. 16; 5. 23-24, 35-28).

http://pravenc.ru/text/471274.html

55.    " Диалектика " Иоанна Дамаскина на Руси//Исторические традиции духовной культуры народов СССР и современность. Киев: Наукова думка, 1987, с.74-79. 56.    Переписка Т.И.Райнова с Дж.Сартоном//Вопросы истории естествознания и техники, 1987, 1, с.137-141. 57.    Источники и списки космологического трактата ХУ в. " О небеси "http://Вопросы истории естествознания и техники, 1988, I, с.132-140. 58.    В скриптории князя Курбского//Природа, 1987, 6, с. 125-128. 59.    Русские первопечатники – читатели " Диалектики " Иоанна Дамаскина//Федоровские Чтения - 1983. М.: Наука, 1987, с.70-72. 60.    К изучению рукописного наследия Т.И.Райнова//Памятники науки и техники. 1986. М.: Наука, 1987, с.170-182. 61.    Публикация: Т.И.Райнов. О методах учета знаний по памятникам материальной культуры Средней Азии//Там же, с. 182-203. 62.    Публикация: Переписка Т.И.Райнова с Дж.Сартоном и Г.Г.Шпетом//Там же, с.203-219. 63.    " Избирая сладость словесную " (круг чтения древнерусского писателя)//Литературная учеба, 1987, 6, с. 140-148 64.    Вопросно-ответная редакция " Диалектики "http://Записки Отдела рукописей ГБЛ, т.46. М.: Книжная палата " , 1987, с.248-253. 65.    Древнерусский трактат о " человеческом естестве "http://Природа, 1988, 1, с.126-128. 66.    Лицевые рукописи " Слова о полку Игореве " И.Г.Блинова//Дмитриев Л.А., Гаврюшин Н.К., Гребенюк В.П., Шкляревский И.С. Слово о полку Игореве. М.: Книга, 1988, с.124-185. 67.    Древнерусский трактат " О человечестем естестве "http://Естественнонаучные представления Древней Руси. М.: Наука, 1988, с.220-228. 68.    Вступительная заметка, публикация и примечания: Т.И.Райнов. У истоков экспе-риментального естествознания: Пьер де Марикур и западноевропейская наука ХШ-Х1У вв.//Вопросы истории естествознания и техники, 1988, 4, с.105-116. 69.    Митрополит Даниил – редактор " Диалектики "http://Труды Отдела древнерусской литературы, m.XLI. Л.: Наука, 1988, с.357-363. 70.    " Поновления стихий " в древнерусской книжности//Отечественная общественная мысль эпохи средневековья. Историко-философские очерки. Киев: Наукова думка, 1988, с.206-214.

http://bogoslov.ru/person/55320

Am 30.9.1981 erhielt er vom Patriarchen von Jerusalem das Goldene Kreuz vom Hl. Grab (MP 1982,1,4). 1983 weilte er in Wien und in der Bundesrepublik (MP 1984, 2.4). Furov zählt ihn zur 1. Gruppe, der regierungstreuen Hierarchen. Im Jahre 1984 nahm er an der 5. Sov. Konferenz zur Solidarität mit den Völkern Asiens und Afrikas in Tbilisi teil und an Friedenskonferenzen in Helsinki und Athen (МР1987,2,6; 7,9). Im Mai 1984 leitete er eine Delegation in die USA (StdO 1985,1,4). Im Jahre 1985 war er bei der Allunions-Friedenskonferenz in Moskau, bei der 3. Weltkonferenz für Abrüstung in Wien, beim Internationalen Forum für Frieden und Sicherheit in Europa in Brüssel und beim 6. Allchristlichen Friedenskongreß in Prag (MP 1985,5,6–8; 11,35,36). Am 20.9.1985 wurde ihm zum 50. Geburtstag für seine patriotische Friedenstätigkeit vom Obersten Sowjet der UdSSR der Orden für Völkerfreundschaft verliehen (MP 1985,10,2; StdO 1986,1,7. Ende Oktober 1986 nahm er an der 3. Vorkonziliaren Panorthodoxen Beratung in Chambésy teil, am 3.8.1986 am Begräbnis des Patriarchen Justin in Bukarest (MP 1986,9,6; 12,7), im Oktober 1986 an einem Friedenskongreß in Kopenhagen (MP 1987,3,3). Am 7.8.1986 erhielt er einen Ehrenbrief und eine Medaille vom Sov. Solidaritätskomitee für Asien und Afrika (MP 1986, 10,6; 12,56). Im März/April 1987 war er beim Treffen von Vertretern des Moskauer und des ökumenischen Patriarchats im Fanar (MP 1987, 5,7), vom 17.–27.5. bei den Feiern zum Jubiläum der Taufe der Rus’ in den USA (МР1987,11,21–22; 12,6), im September 1987 führte er eine Delegation bei der 7. Sitzung der «Pax Christi Internationalis» in Antwerpen an (MP 1987,12,10; 1988,4,6; StdO 1988,1,15–17). Vom 18.–31.10.1987 nahm er mit einer sowjetischen Delegation an der Generalversammlung der UNESCO teil (MP 1988,1,45; 4,9). Am 2.6.1987 hatte M Juvenalij eine lange Unterredung mit dem Dissidenten Gleb Jakunin, der ihm eine Kopie eines Offenen Briefes an Gorbafcev, unterzeichnet von neun orthodoxen Christen, vorgelegt hatte. Er mißbilligte heftig sowohl den Inhalt des Briefes, den er «einseitig» fand, als auch die Tatsache, daß seine Autoren ihn nicht im voraus informiert und nicht um seinen Rat und seine Zustimmung gebeten hatten.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Со словом «како» К устойчиво связано во мн. древнейших слав. азбучных акростихах, напр., в молитвах «Аз есмь свет миру»: «Како людие беззаконии не сътвористе воля Моея» ( Кобяк, Поздеева. 1981. С. 143); «Аз есмь всему миру свет»: «Како на Мя свещаша людие» (1-я ред.), «Како свещаша на Мя зол съвет» (2-я ред.) ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 55, 57; Кобяк. 1987. С. 155); «Аз преже о Господе Бозе начинаю вещати»: «Како владыческая любы человеколюбне и присваяет ны» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 58), в др. редакции: «Како владычня любовь человеколюбне присвояется» ( Петров. 1894. С. 18), в др. редакции: «Како девическая любы, Человеколюбче, не присвояет ны» ( Кобяк. 1987. С. 148); «Аз есмь Бог первый»: «Како ли кто не сохранит, осужден будет» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 59); «Аз от начала повествую с тобою, евреянине»: «Како любовь имяше Бог к вам, вы ж оттоле многобожие возлюбисте» ( Петров. 1894. С. 19; Кобяк. 1987. С. 149); «Аз есмь, Израилю, изведыи тя из дому работы»: «Како Аммалика безчисленнаго силу его низложих» ( Петров. 1894. С. 20), в др. редакции: «Како Аммалика безчисленную силу погубих» ( Кобяк. 1987. С. 151); «Аз любях вы и без числа отдаяи»: «Како толика добра Моего не поменете и отдаяния щедрого забысте» ( Петров. 1894. С. 21), в др. редакции: «Како толико, рех, добра Моего не помните, отдаяния щедрого забысте» ( Кобяк. 1987. С. 152); «Аз ти благодарю Бог»: «Како казни забысте Божии, иже избих вас 24 000»; «Аз превечен в троицы»: «Како вси языци любити Ми» (Там же. С. 153, 154). Значительно реже в азбучных акростихах К соотносится со словами: «кое» - «Аз есмь Бог»: «Кое вы зло створих» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 59), «каковыя» - «Азбука об Адаме»: «Каковыя славы Адам и смерти предастъся» (Там же. С. 60); «ковник» - в молитве «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Ковник дьявол блазнит мя» ( Соболевский. Церковнослав. стихотворения. 1902. С. 33, 35), в др. редакции: «Ковник дьявол блазнит тя» ( Кобяк. 1987. С. 146); «клятва» - в азбучных стихирах бельческого погребения в составе Требника: «Клетва на земли обретесе» ( Загребин. 1981. С. 75); «кленущу» - в молитве «Аще хощеши мудрости святых»: «Кленущу нечестивому сатану, сам кленет свою душу» ( Кобяк. 1987. С. 145); «колено» - в стихирах 6-го гласа на предпразднство Богоявления: «Коленома трепещу, рече, руце утрьпаета ми» ( 1981. С. 108). В азбучной молитве свт. Константина , еп. Преславского, К соотносится со словами «к крещению»: «К крьщению обратиша ся вси» ( Степанов. 1997. С. 421).

http://pravenc.ru/text/1319724.html

1508. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 29 июля 1986 года: О ходе подготовки РПЦ к празднованию 1000– летия Крещения Руси и об изменении состава комиссии Священного Синода по подготовке и проведению празднования. – 1986, 9, 6–7. 1509. МЕЖДУНАРОДНАЯ церковно–историческая конференция, посвященная 1000-летию Крещения Руси. Киев, 21–28 июля 1986 года: 1. Приветственное послание Святейшего Патриарха Пимена. – 1986, 10, 11. 2. Коммюнике. – 1986, 10, 11. 3. Макаров А. Международная церковно – историческая конференция, посвященная 1000– летию Крещения Руси. – 1986, 11, 11. 1510. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 6 октября 1986 года: Поручить возглавление Рабочей группы по хозяйствееным вопросам Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000– летия Крещения Руси архиеп. Воронежскому Мефодию, освободив от этой должности протопресвитера М. Стаднюка с оставлением его членом Рабочей группы. – 1986, 12, 6. 1511. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 23 октября 1986 года: 1. Утвердить митр. Киевского Филарета и митр. Одесского Сергия первыми заместителями Председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000– летия Крещения Руси. 2. Внести архиеп. Волоколамского Питирима, архиеп. Воронежского Мефодия и еп. Солнечногорского Сергия в состав постоянного рабочего президиума Комиссии. – 1986, 12, 8–9. 1512. ЗАСЕДАНИЕ Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по подготовке и проведению празднования 1000– летия Крещения Руси. Троице-Сергиевая Лавра, 23 декабря 1986 года: 1. Постановление Комиссии Священного Синода. – 1987, 3, 6. 2. Вступительное слово Святейшего Патриарха Пимена. – 1987, 3, 7. 3. Заключительное слово Святейшего Патриарха Пимена. – 1987, 3, 8. 1513. А.М. Заседание Юбилейной комиссии. – 1987, 3, 12. 1514. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 23 марта 1987 года: О богослужебных текстах, предназначенных для богослужений в юбилейные дни празднования 1000-летия Крещения Руси. – 1987, 8, 2. 1515. ФИЛАРЕТ, митр. Проблемы становления русского национального самосознания в связи с Крещением Руси. (Речь при вручении диплома доктора богословия “гонорис кауза” на Богословском факультете им. Яна Амоса Коменского в Праге 25 ноября 1986 года). – 1987, 7, 72;8, 70;9, 67.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В тело мира врастает скелет мысли Слова; и оттого просветляется: духоведение храмовых иерофонтов в Гермесовы мысли; мысли Слова, слагая планеты, вращают планеты. Здесь, в мерцании звезд, прорезается тайное человеческих устремлений, потому что мир меня мыслит; и во вселенной слова – мои. Мысленна, ангелична природа; мысленна, ангелична – природа моя; связь природ – в «Я» всего. Это «Я»! Но оно вот открыто: Открылось!... Весть весенняя, удар молниеносный, – Разорванный, пылающий, блистающий покров. В грядущие, громовые, блистающие весны, Как в радуги прозрачные спускается... Христос!, И Голос поднимается из огненного Облака: «Вот чаша благодатная, исполненная дней». И огненные голуби из огненного облака Раскидывают светочи, как два крыла над ней 337 . Эта чаша есть «Я» мое: оно Голубя ждет. 17 Здесь, в Филоновой философии и в герметических книгах – еще небывалые зори не высшего Солнца; но – зори потушены. Солнце подлинно – в середине души; свет единственный – просвещающий свет – свет логический: его действие в оболочках душевности, прячущих дух наш от тела, есть свет, просветляющий тело: Фаворский. Просвещение за порогом дневного познания непросветленного сознания нашего – низведение в землю огромного мирового светила: схождение Слова. Повествования евреев о времени схождения Слова – в этом смысле – рассказ: об отношении Мысли к мирам нашей жизни; здесь история, да и самое время – подобия просвещенья сознания. Здесь наука о звездах есть «ПАН-ЛОГИЗМ», не отвлеченный, как Гегелев, но влитый в кость мускулов жизни. Здесь, в истории мысли, встречает нас первая прорезь воистину воплощенного представления об идее; в системе оно не дано, а загадано в сочетании начал мысли Филона, Гермеса, Иоанна; и загадано в мощном подобии Иезекиилевых многоочитых колес, четырех животных 338 и Слова, над ними парящего; здесь загадан весь Гегель; Гёте загадан здесь тоже. 18 Философия Александрии есть темное покровение: Откровения. Точка нового света в нем прорастает лучом, как зерно протянутым колосом; проницание колосом света покровов есть их прорастание: философией, логикой и наукой; оно есть уже в Прокле.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

— Это Я, — говорит Господь. — это Я!.. О неведомом счастии (о какой-то радости), о неведомой радости без слов молилось сердце в дни юности, там, у светлого моря, когда, забывая о сне, глядел я в жемчужные, таинственные зори белых северных ночей. Теперь я понимаю, что природа жива. И ежели людская, денная, пылесосная, суетливая житуха обезличивает, обезразличивает природу в городе, то в оный наречённый, предутренний час глядите, как живут своею таинственною, не видимою «невооружённым глазом», жизнью эти деревья. Они — лицо вечной живоначальной матери Природы. Кругом «жилдома» набитые людьми, — кто их знает… Но меж домов благолепно возрастила Мать-Земля эту кущу дерев. И шепчутся они с небом, и живут они целою, правою жизнью с Природою, матерью всех. Эта целая, правая жизнь, жизнь здравая, долгоденствующая. Положена и человеку жизнь с природой, с весною и осенью, с небом и солнцем, с ветрами и дождями. Надо жить, чтобы в полночь слышать пение петуха, а на рассвете мык коровушки, чтобы у ворот лаял пёс, чтобы слышать, как осенью барабанит в крышу дождь и шумит в трубе ветер, а по весне поют птицы… Бродя по городу, я всё остановлюсь да полюбуюсь, сломана ограда, дак и поглажу дерево. Дома-те люди сложили, кто их знает… А деревья эти чудно вызваны к жизни из семечка Мать-Земля питает их животворными соками… О, какая чудная, несравненная картина глядит на меня из рамы убогого подвального оконца! В свете зари, как на золоте иконы, написана эта малая купа дерев. В тишине рассвета, в тихости утра внятна и радостна мне разгадка таинственной жизни природы. Живы и прекрасны эти веточки, как сияние, расходятся они от сучьев. А сучья воздеты к небу. И деревья тихостью, в благом молчании склоняются друг к другу, глядя в зарю. И ещё лучезарней глядит заря сквозь очертания стволов, сквозь узор ветвей. Не спят, живут деревья, глядят в занимающиеся зори утра. «Живы они и свет вечный видят». 23 апреля. Суббота Егорьев день. Коровушек, овец на волю выгоняют вербочкой… Меня бы, скотину застоявшуюся в нечищеном хлеву ума моего, меня бы, клячу сорокапегую, в сию зиму безбожия скаредно сердце ознобившую, выгонял бы Господь на пажити весны своей вечно юной, жизнедательной. Скотина-та я очень уж чахлая. На тело бы плевать, но… купно с телесным дряхлованием и душа изубожилась недобре. Вижу рассыпающийся «столп моего тела», невозбранно выносит оттуда враг всякое богатство духа — «обретает бо душу невооружённу».

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Княгиня трижды обращается к силам природы – ветру, реке, солнцу – за помощью своему мужу. Трижды употребляет автор слово «рано», и трижды описана природа ясным днем. Русская земля ассоциируется у автора с солнцем, светом. Половецкое поле, как земля чужая, неприветливая – с ночью, тьмою. Граница между ними – Донец, как река (или огненная река), отделяющая рай от ада («О всей твари», «Хождение апостола Павла по мукам») или земли («Хождение Зосимы к Рахманам», духовные стихи). Ярославна описана средь бела дня, а Игорь – во тьме. К нему, в ночь, возвращается автор. «Прысну море полунощи, идуть сморци мьглами… Погасоша вечеру зори. Игорь спитъ. Игорь бдитъ, Игорь мыслию поля меритъ от великаго Дону до малого Донца» (с. 27–28). С вечера погасли зори, природа как бы успокаивается. Но в полночь ожило («прысну») море, поднялись смерчи. Начинается то ли новое действие, то ли наступает развязка. Поход Игоря за пределы Русской земли начинался с Донца. Вожделенным итогом его был Дон великий. Теперь от Дона великого мыслью мерит князь путь к малому Донцу – границе Русской земли. И не случайно этот обратный путь начинается не только географически от Дона, но и символически – во времени – в полночь: «Комонь вь полуночи. Овлуръ свисну за рекою; велить князю разумети: князю Игорю не быть (в плену. – А. У.)» (с. 28). Из тьмы – полночи и Половецкой земли – стремится князь Игорь к свету – на Русскую землю. И «соловии веселыми песньми светъ поведаютъ» (с. 30) ему. Побег из ночи во свет удался: «Солнце светится на небесе – Игорь князь въ Руской земли» (с. 30). И что удивительно, до побега Игоря в «Слове» ни разу не был упомянут Бог (что, собственно, и дало повод исследователям видетьв «Слове» языческую поэму, поскольку языческие божества в ней обильно присутствуют), а тут сразу: «Игореви князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую, къ отню злату столу». Почему это стало возможным? Ведь Господь вначале противился этому походу (завоевательному походу!), а теперь помогает Игорю вернуться из плена?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Продумаем до конца эту картину мировой бессмыслицы, представим себе, что она одна выражает подлинную сущность вселенной. Тогда весь праздник света нашего солнечного круга разом, меркнет, а с ним вместе исчезают и все живые, радужные краски. Если нет смысла в жизни, если Бог умер и не воскреснет, то все в мире — подделка и обман. Фальшиво наше солнце, ибо его свет и тепло — источник призрачной, мнимой жизни; фальшива всякая наша радость и песнь; фальшива и любовь, потому что, под кровом мнимой радости, она увековечивает дурную и недостойную жизнь; фальшива и самая мысль, увлекающая нас обманчивым подобием смысла. И оттого, что все фальшиво, колеблется у нас и самая почва под ногами. Вот непреходящий смысл евангельского рассказа о тьме, окутавшей распятие, о сотрясении земли и о распавшихся камнях. Одно из двух, — или всемирный распад, или всемирный смысл, — вот о чем говорит явившаяся в грозе и в буре, ниспавшая из темной тучи книга голубиная. Есть у нас точка опоры над небесами. Есть неодолимая, чудесная животворящая сила, которая укрощает бурю, вновь собирает распавшиеся части в одно живое тело. Есть та сила духа, о которой вещает книга голубиная; она возвращает миру смысл, а с ним вместе — утраченный строй и лад. И в радости всеобщего воскресения на небе вновь возгораются потухшие светила. Вопрошали цари царя Давида Евсеевича, что написано в той книге голубиной: От чего зачинался белый свет, От чего зачиналися зори ясные, От чего зачинался млад–светел месяц. От чего зачиналися звезды частые. От чего зачинался дробен дождик? Отвечал на то премудрый царь Давид Евсеевич: Я скажу вам, братцы, не по грамоте, Не по грамоте, все по памяти. Зачинался у нас белый свет От самого Христа Царя Небесного Солнце красное — от лица Божия, Зори ясные — от риз Божиих, Млад–светел месяц — от грудей Божиих, Ночи темные — от дум Божиих, Дробен дождик — от слез Его, Буен ветер — от воздохов. Вдуматься в эту песнь народную — значит понять, что наивное граничит с гениальным. Ибо тот смысл жизни, который скрыт от премудрых и разумных, здесь и в самом деле открывается детям. Мы сомневаемся, ищем, мучимся нашим незнанием, и вечно мечемся между страхом и надеждой. А кристально ясный и детски чистый взгляд книги голубиной доподлинно знает, зачем светит солнце и месяц, отчего горят на небе бесчисленные звезды, о чем вздыхает ветер и о чем промышляют глубокие, ночные думы Божии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=784...

К неутешным вдовам покойный муж летал в виде огненного змия. «Прилетит и рассыплется искрами над трубой». Говорили также, что это летает нечистая сила, сладострастные наклонности которой известны. Присутствие явившихся из-за гроба покойников чуяли животные. Со слов старичка-священника Галичского у. с. Троицы Олешь передавали такой рассказ. Одну женщину мучил покойный муж, неотступно являясь ей. Приходит она к священнику, просит отчитать Евангелие. А в это время собака так и лает, так и заливается. «Да неужто, батюшка, не видишь покойника-то, вон он стоит, вон на него собака лает», – говорит баба, указывая в сторону собаки. Можно было избавиться от таких посещений. «Нужно идти на «кресты» (к часовне), скинуть там рубаху, в которой бес маял, и протащить рубаху всей деревней, или повесить холст на крест или колокол, холст потом поступает в церковь ». Чтобы не тосковать по покойнику, рекомендовалось ходить по 3 зори на кресты (на перекресток дорог) прощаться с ним, а также следовало посмотреть через левое плечо в печь – или ходили по 3 зори на дорогу, куда увезли покойного, и там кланялись, прося прощения. Милостыня и молитва также умилостивляли покойника. От злых покойников читали молитву Иисусову или «Да воскреснет Бог», отчитывали вдов священники, совершая над ними молитву перед царскими дверьми или служа какой-то «отчетный молебен». Особенно часто являлись мертвые во сне. «Однажды явился мне покойный муж во сне, – рассказывала одна вдова священнику, – и говорит: поди к духовному отцу и скажи ему, чтобы он разрешил мой грех, который я забыл сказать ему», – и рассказал свой грех; грех этот я знала за ним. – «Да ты смотри, непременно скажи», подтвердил муж. Через несколько времени муж в другой раз явился мне во сне и еще подтвердил свою просьбу, «чтобы я непременно сходила к тебе, батюшка, и открыла этот грех». «В 1806 в Нерехте упали своды перестраиваемой церкви и задавили некоего И. В. Трескина. В течение недели каменщики искали его тело среди церкви в большой куче камней на том месте, где видели его в последнее время за работой. Убитый привиделся через неделю одной соседке, сказав: «Не тут меня ищут, я сижу у дверей с правой стороны». Поутру овдовевшая жена, писал об этом происшествии М. Диев , просит каменщиков поискать его тело у дверей. Что же! Вынесли мусора одни носилки, стали накладывать другие, как нашли тело. Покойный, бежав из церкви, запнулся, упал и в эту минуту был завален кирпичами. Происшествие – достойное внимания физиологов!» – закончил ученый протоиерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010