179 Напечатана под заглавием; «О начале торговых и государственных сношений России с Китаем и о духовной миссии в Пекине. (Сообщено)» – «Сибирский Вестник» 1822 г., ч. 18 стр. 99–164 и ч. 19, стр. 165–196. Сведения оканчиваются 1821 годом. 180 Об источниках истории Пекинской миссии в первый и второй период ее деятельности. (Православный Собеседник, 1888 г., январь стр. 152). 181 «Памяти преосвященного Евгения, бывшего ст. 1808–1813 г. епископа Вологодского, впоследствии м. Киевского» (Вологодск. епархиальн. вед., 1867 г., 22». Статьею этою, не цитуя ее (как небольшую), но лишь называя ее автора, мы будем пользоваться и далее. – Перечень всех 88 монастырей, составленный сам им пр. Евгением, напечатан в Волог. еп. изд. на 1864 г., 3–6 (ср. рук. сб. Киево-Софийской библ. 167). 182 В нем не было, напр., указаны на события 1811 г., появившихся теперь впервые и вставленных сам им уже Евгением. 183 Напр., преосв. автор в первый раз исчисляет здесь количество крестьянских душ, коими владел тот или иной монастырь до 1764 г. Источником для этого послужила ему «Краткая ведомость, учиненная о положенных в штат Вологодской епархии трех классов монастырях, сколько за каждым монастырем до положения их в штат имелось крестьян и служителей; и сколько в каждом монастыре находилось братии монашествующей, кроме настоятелей, также и в оставленных на своем содержании в 1764 г.» На «ведомости» преосв. Евгений карандашем заметил: «Списав, возвратить» (должно быть в консисторский архив). Она, однако, не была возвращена и помещается теперь в конце того же рукой, сб. К.-С. с. б. 167. 187 Две копии с этого летописца сохранились в библ. Киево-Соф. собора за 138 и 167 (л. 1–13 in qu.). 188 Его тяжесть увеличивалась еще от необходимости знакомиться с данными печатных источников – летописей, прологом, некоторых монографий (напр. монографиею Засецкого – «Исторические и топографические известия о г. Вологде», 1777 г.) и т. п. 189 Сообщаются биографические сведения об основателях. Полнее сведения эти переданы (о 13 святителях) в книге М. Кудрявцева – «История православного монашества в северо-восточной России со времен преподобного Сергия Радонежского» (Москва. 1881 г., ч. II, стр.157–182) и – о всех – в труде Верюжского – «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковию и местно чтимых» (Вологда 1880 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

6.      Св. Апостола Фомы. 7.      Мч. Сергия и Вакха, Иулиана и Кесария, Полихрония; мч. Пелагии тарсийской, преп. Сергия вологодск. и Сергия печерск.; обр. мощ. прп. Мартиниана белозерск. 8.      Прп. Пелагии и Таисии; свят. Пелагии девы; прп. Досифея верхнеостровского и Трифона вятского. 9.      Ап. Иакова Алфеева; прав.: Авраама и Лота; мч.: Еввентия и Максима; прп. Андроника и Петра; прп. Афанасии и Лоплии; св. Стефана сербск. 10. Мч. Евлампия и Феотекна; мц. Евлампии, преп. Феофила и Вассиана, блаж. Андрея тотемского; св. Амфилохия владимиро-волынского. Муч. Евлампий во время своих мучений окрестил 200 воинов, уверовавших во Христа, покропив их водой из котла, в который был ввержен. Еще новое свидетельство, что окропительное или поливательное крещение, в случае крайней нужды, дозволительно. 11. Ап. Филиппа, единого от седьми диакон; п. Феофана исповедник .; мц. Зинаиды и Филониллы; прп. Феофана печерск. Воспом. 7-го Всел. собора. Ап. Филипп, будучи только диаконом, крестил евнуха царицы Каппадокийской, но потому, что получил на это власть от Бога (2 прав. свв. апп. Петра и Павла в Кормч. л. 30); а раскольники-безпоповцы такой власти не имеют, значит, напрасно и ссылаются на пример св. ап. Филиппа. Пример евнуха царицы Каппадокийской ясно показывает, что никто сам собой не разрешает Писания, ибо в нем, как говорить св. Петр, много неудобовразумнтельного, что невежды и не утвержденные превращают, а потому мирянину нужно обращаться за разъяснением св. Писания к закононопоставленным учителям, каковы пастыри Церкви, а не толковать его по своему разумению, как, делают штундисты, пашковцы и др. сектанты. В 19 пр. 9 всел. Соб. прямо сказано, что нужно толковать свящ. Писание, «яко же божественнии отцы достигоша», а в толковании прибавлено: «яко же церковнии светильницы и учители своими писании истолковаша» (Кормч. 1650 г. л. 183). 12. Перенесение из Мальты в Гатчину св. креста, иконы Б. М. (Филермской) и десницы Иоанна Крестителя; свт. Космы маиумск., Мартина; муч.: Тараха, Прова и Андроника; Домники; прп. Амфилохия глушицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Соч.: Основы христианской православной веры. Сан-Франциско, 1965 Апологетика. Сан-Франциско, 1973. Архив: АГЗ. Глотов (имя не установлено) см. Феодосий, иеродиакон. Глубоковский Николай Никанорович (6.12.1863, с. Кичменгский Городок Вологодск. губ. – 19.3.1937, София, Болгария), историк Церкви и богослов. Из семьи духовенства, сын сельского священника. Окончил Вологодскую Духовную семинарию (1884) и Московскую Духовную академию (1889), оставлен профессорским стипендиатом по кафедре общей церковной истории, магистр богословия (1890), преподаватель Воронежской Духовной семинарии (18901891), доцент С.-Петербургской Духовной академии (18911894), экстраординарный профессор по кафедре Священного Писания Нового Завета (1894), член-корреспондент Российской Императорской Академии наук (1909), член Предсоборного присутствия при Святейшем Синоде (19061907), эмигрировал в Болгарию (1920), профессор богословского факультета Софийского университета (19231937), приглашенный профессор Парижского Св.-Сергиевского богословского института (19251931), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), почетный член Московской, Киевской и Казанской духовных академий и Парижского Св.-Сергиевского богословского института. Соч.: Блаженный Феодорит , епископ Киррский: В 2 т. М., 1890 Греческий рукописный евангелистарий. СПб., 1897 Благовестие христианской свободы в послании св. ап. Павла к Галатам. СПб., 1902 Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу: В 3 т. СПб., 19051912 Православие по его существу. СПб., 1914 О втором послании св. ап. Павла к Фессалоникийцам. Петроград, 1915 Христос и ангелы. Петроград, 1915 Дидаскалия и апостольские послания по их происхождению, взаимоотношению и назначению. Петроград, 1916 Искупление и искупитель. Петроград, 1917 Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1922 Послание к Евреям и исторические предания о нем. София, 1937 Благовестие Христовой Славы в Апокалипсисе св. ап. Иоанна Богослова. Дж., 1966.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

741 В чине освящения антиминсов. Также в ответах Иоанна еп. китрского, кормч. част. 2, гл. 58. прав. 2. 748 О таком покрове между прочим упоминается в соборном приговоре, бывшем в Москве в 1551 году: «а инде на престоле покрова нет, но никакоже бы св. престол без покрова небыл». См. акт. арх. экспедип. том. 1, 232. 756 Этот крестный ход, установленный для перенесения св. Мощей из иного преждеосвященного храма в новый, по греческому требнику положено совершать прежде всех действий освящения храма. Но если мощи Святых приготовляются в новоосввщаемом храме без крестного хода, то он бывает в конце освящения храма, кругом его, как показано ныне в чине храмоосвящения. 758 Евсев. истор. kh.VII, гл. II, IX, 2. Сократ, kh.VI, гл. 6, 13. Блажен. Августина слова 38, 80, 94, 237. 761 Иногда после освящения храма служили в нем 12 литургий в продолжение празднования храмоосвящення. См. летопис. Густынск. монастыря 1600 г. в чтениях им. общества истории и древностей при моск. универ, 1848 г. 8. 774 См. послание пресвитеров и диаконов Ахаии – учеников Ап. Андрея и очевидцев его мученичества в Христ. Чтен. ч. XVI, 1824 г. ст. 275–276. 788 Православные предки наши так благоговели пред честным Крестом и св. иконами, что целование их окончательно решало между ними сомнения и поселяло взаимное согласие и доверенность в важных делах гражданских. См. напр. первую новгородскую летопись в полном собрании русских летописей, издан. Археограф. Комм. 1841 г. том третий. 798 Кресты, жертвованные для привешивания к св. иконам, древле назывались привесными. См. указатель для обозрения патриаршей, ныне синодальной ризницы и библиотеки. 805 Евссв. Истор. Цер. kh.VI, гл. 20. Из этого книгохранилища Евсевий заимствовал многие материалы для своей истории. 812 Феофила александр. прав. XI. Евсев. кн. VI, 42. Григория Богослова надгробное слово Василию Великому . В 1678 году 30 сент. патр. иИоаким писал к арх. вологодск. Симону: «в прошлом в 1677 году изволением В. Государя Феодора Алексеевича моск. богаделен стариц и нищих, мужеска пола и женска 412 человекам велено ведать в нашем св. патриарха дому, и тем нищим мы указали на вспоможение и прокормление митрополичьих и архиепископлих и епископлих епархей всех сданных церквей и новопостроенных по 3 алтына, по две деньги с церкви присылать по вся годы». Акт. Импер. Акад. Наук. том. IV, 228.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Здесь он составил и издал Начертание логики (Спб. 1808 г.) и перевел на русский язык Начальный курс философии, Снелля (Казань, 1813–1814). Лев Далматов, из здешних воспитанников, учитель истории и географии, с 1793 г. В следующем году пострижен в монашество и рекомендован: жизни честной и успехов прекрасных. Дамаскин (Дмитрий) Травинский из воспитанников здешней семинарии определен в 1794 г. учителем истории и географии, потом переведен на класс синтаксимы и грамматики. В 1799 г. определен законоучителем кадетов Инженерного корпуса и произведен в архимандрита Спасокаменского монастыря (Вологодск. губ.). Петр Андр. Словцов, обучался в Тобольской и здешней семинариях и по окончании курса в 1792 г. определен в Тобольскую семинарию учителем философии, красноречия и математики; в июне 1795 г. снова вызван в С.-Петербургскую семинарию на класс красноречия: но вскоре перешел на гражданскую службу в Сибирь, где в чине статского советника был директором Иркутской гимназии и визитатором трех Сибирских губерний. Современники, знавшие Словцова, отзываются о нем, как о человеке с необыкновенными способностями 94 . В литературе он известен Историческим обозрением Сибири, двумя Похвальными словами – Царю Иоанну IV Васильевичу (Спб. 1807) и Пожарскому и несколькими стихотворениями, помещенными в периодических изданиях И. И. Мартынова: «К Сибири», «Китайцам в Петербурге», «Материя» и проч. Тимофей Ал. Вещезеров, из воспитанников здешней семинарии, с 1795 г. учитель немецкого языка, потом французского и риторики; с 1800 г. священник; в 1811 г. по поручению Комиссии дух. училищ обозревал уездные и приходские училища по С.-Петербургской и Псковской епархиям; в 1827 г. избран в члены Конференции здешней академии. Скончался протоиереем кафедрального Петропавловского собора в С.-Петербурге и ректором Петропавловского духовного училища. Алексей Прок. Парвов, обучался в Новгородской и здешней семинариях и по окончании курса в 1795 г. определен учителем низших классов. Скончался священником Успенской церкви, что на Сенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

чеканными посеребоенными листами; на раке положен образ преподобного в серебряной ризе. При раке хранятся железные вериги, железная полумантия и железная кольчатая рубашка преподобного, в которых он совершал свои всенощные бдения. Церковное празднество пр. Григорию установлено соборным определением 1549 г. (Макарий «Ист. Р. Церкви», VIII). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сед, брада аки Иоанна Богослова, власы главные густы с ушей, на плечах схима, ризы преподобническия, рука благословенна, в другой свиток» (Филимонов, стр. 37). Редкие списки жития преподобного Григория представляют две редакции, резко различающиеся между собою. Первая из них представляет если не первоначальный, то более близкий к нему текст жития. Вторая редакция есть позднейшая переделка первой (Ключевский, стр. 196–198). 251. Преподобный князь Иоасаф, иже бысть на Кубенском озере на острову Спаса Каменскаго монастыря, преставися в лето 6000 месяца сентября в 10 день Сын благотворителей Куштской обители (см. ниже 252) князь Андрей Дмитриевич Заозерский, воспитанный с детства в страхе Божием, оставшись сиротою и лишившись отцовского наследия, которое было отнято великим князем Василием Темным в 1447 году у сыновей князя Димитрия за родство их с Шемякою, рано почувствовал суетность мирской жизни. Он пришел к Спасу на Каменный остров и там принял иночество. Только пять лет подвизался он в обители. В последний год своей жизни он вкушал пищу один раз в неделю, в день воскресный, по приобщении св. Таин. Не долгая, но богоугодная жизнь князя-инока прекратилась 10 сентября 1453 года. Девственное тело его положено было в храме Спасокаменной обители. Память празднуется в день преставления. После пожара 1472 года останки мощей преп. князя Иоасафа собраны в ковчег. КОгда Спасокаменный монастырь в 1773 году был разрушен вторичным пожаром и перемещен в Вологодский Духов монастырь, ковчег с мощами, спасенный от пламени, перенес туда же. (Рассказы из Ист. Р. Церкви, изд. 3-е, стр. 299 и 300). Житие написано в конце XV века (Савваитов, «Описание Вологодск. Спасо-Камен. монастыря». Спб. 1860). 252. Преподобный Александр игумен иже на Куште реце, преставися в лето 6947 месяца июня в 10 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

55 . Свящ. Твердислов Константин, студ. Владим. с. (1902), Свящ. Тимонов Владимир, студ. Курск, с. (1910), Свящ. Тюрнин Клавдий, студ. Вологодск. с. (1911), Диак. Фелицын Николай, студ. Вифан. с. (1913), Свящ. Фелицын Сергий, студ. Московск. с. (1916), 60 . Свящ. Хитровский Михаил, студ. Уфимск. с. (1904), Свящ. Чалый Иоанн, студ. Одесск. с. (1911), Свящ. Чепик Филипп, студ. Витебск, с. (1902), Свящ. Шишин Иоанн, студ. Рязанск. с. (1902), 64 . Свящ. Щеколдин Михаил, студ. Арханг. с. (1903), Всего – 84 человека, из коих 20 воспитанников, рекомендованных семинарскими Правлениями, – с зачислением на казенные стипендии, а лица, имеющие священный сан, – своекоштными. в) Сданный Его Преосвященством с надписью: «29/VII 1916. В Совет Московской Академии» – указ на имя Его Преосвященства из Святейшего Синода, от 27 июля за 9405: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представленный Преосвященным Председателем Учебного Комитета, от 14 июня 1916 г. за 1617, журнал Комитета, 269, о допущении к поверочным испытаниям для поступления в Императорскую Московскую духовную академию священника Донской епархии Константина Дробова. Приказали: Рассмотрев настоящий журнал, Святейший Синод, согласно заключению Учебного Комитета, определяет: разрешит Совету Императорской —73— Московской духовной академии допустить к поверочным испытаниям для поступления в число студентов I курса окончившего 7-класное Усть-Медведицкое реальное училище и прослушавшего курс богословских наук в Донской духовной семинарии священника Константина Дробова, с освобождением его от испытания по греческому языку, но с обязательством сдать по названному предмету экзамен в течение второго года обучения в академии; о чем Ваше Преосвященство уведомить указом, послав таковой же Преосвященному Донскому, для объявления священнику Дробову». г) Сданный Его Преосвященством с надписью: «3/VIII 1916. В Совет Московской Академии» – указ на имя Его Преосвященства из Святейшего Синода, от 1 августа за 9507:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

154 См. свид. Епифания, Памятн, стр. 149. В Иртовской церкви есть деревянное паникадило, резной работы, принадлежащей, по уверению Зырян, местному мастеру; древность паникадила возводится на 150 лет. 158 П. Д. Шестакову (бывш. попечит. Казан, учебн. окр.), первому, после долгих попыток, удалось, наконец, прочесть зырянскую надпись на этой иконе. Оказалось, на ней помещен дословный перевод славян. текста из XVШ гл. кн. Бытия, ст. 1–8. (См. Ж. М. Нар. пр. за 1871 г. Янв. ст.: «Чтение древнейшей зырянской надписи, единственного (?) сохранившегося до сего времени памятника св. Стефана Пермского»). 159 О Вологод. Епископе Арсение см. Вологод. епарх. ведом, за 1867 г. ст. Н. Суворова : «Об иерархах древне-Пермской и Вологодской епархий», стр. 152–3. Другая копия с иконы Св. Троицы, тоже с зырянскою подписью, находится в г. Великом Устюге, в церкви св. Симеона Столпника. 160 Истор. Росс. иерарх. ч. VI, стр. 570 в ст. «Устьвым. Архан. пустыня». Кратк. церк. истор. Платона, ч. I, стр. 243–244 изд. 1805 г. 161 Зырянскую надпись на этой иконе первый прочел также г. Шестаков. Зырян. текст взят из кн. Деяний Св. Апост. гл. 2, ст. 1–4. (См. «Св. Стефан, Первосвятитель Зырян» П. Шестакова. Казань 1868 г. (г. Лыткин относит и эту икону ко времени св. Стефана. См. «Зыр. край» стр. 28). 162 Свящ. И. Верюжский «Вологод. Святые». Вологда 1883 г. «Русск. Св.» под 26 Апреля, Митр. Филарета. 169 В Сольвычегодской Благовещенской Соборной церкви хранится холстинный саккос, поверхность которого покрыта иконописными изображениями из событий священной истории. По преданию, этот саккос принадлежит к облачению св. Стефана, Епископа Пермского (см. Вологодск. губ. вед. за 1845 г. 23, ст. Пушкарева: «Описание Вологодских древностей»). 171 Это же мнение находится в Географ. словаре Щекотова т. стр. 951; под словом: Остяки и Зыряне. 172 Вот несколько разных названий для обозначения одного и того же предмета у Вычегодских и Удорских Зырян: дверь по вычегодски «эдчес», по удорски «ыбэс»; затворять «пэдлалны», «сиптыны»; дитя по вычегодски «кага», по удорски «тятей»; чаша «тасьты», «бекар»; питье, «сур», «сюкэс», и мн. других.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сын удельного князя Андрея Углицкого и внук Василия Темного. Ему было не более 13 лет, когда державный великий князь Иоанн, подозревая брата своего Андрея в измене, заключил его в оковы с малолетними сыновьями Иоанном и Димитрием. Когда Андрей умер в оковах, детей его перевезли в Вологду и по-прежнему держали в тюрьме. Младший из них Иоанн провел здесь целую жизнь. С юных дней кроткий и богобоязненный, он находил утешение только в изучении закона Божия и в непрестанной молитве; не только не роптал он на суровую участь свою, но благодарил за нее Господа, по примеру мучеников Божиих, и укреплял брата Димитрия. После 32-летнего заточения страдалец Божий сильно заболел и пред кончиною облечен в схиму с именем Игнатия. Ум. 29 маия 1523 года и погребен в Прилуцкой обители, близ преп. Димитрия, где и теперь стоит надгробная его рака. Житие его, по указанию преосвященного Филарета, написано при митроп. Макарии, иноком Прилуцким Логгином. (Обзор, стр. 211). 244. Преподобный отец Герасим начальник Троицкаго монастыря у Кайсарова ручья преставися в лето 6686 месяца марта в 4 день Постригся юношею в Гнилецой пустыни под Киевом, пришел в 1147 году на реку Вологду и у ручья Кайсарова основал обитель с храмом св. Троицы. Это было еще до «начала города Вологды». Тогда был здесь глухой лес и в лесу посад с храмом Воскресения, а на «Ленивой площади» малой торжок. Пр. Герасим жил сначала одиноким, затем основал первый на севере Троицкий монастырь, ум. 4 марта 1178 года. Мощи почивают под спудом в Троицкой церкви, ныне приходской (Мои «Письма с Севера», стр. 36 и 37). В древней описи Вологодского архиерейского дома упоминается «грамота Андреяна патриарха о свидетельстве мощей преп. Галактиона и Герасима», написанная в 1691 году (Верюжский, «Вологодск. Святые», стр. 43). 245. Преподобный Галактион затворник Знаменскаго монастыря иже на Содиме речке, убиен бысть от Поляков и Литвы в лето 7121 месяца сентября в 24 день Сын знаменитого боярина князя Ивана Феодоровича Бельского, происходившего от рода Ольгерда, великого князя Литовского, и состоявшего в родстве с Русским великокняжеским домом, родился в Москве в 1535 году; в первый год малолетнего царя Uoahha IV , и наречен был, во св. крещении, Гавриилом. Когда отец его был зарезан в тюрьме князьями Шуйскими, семилетний Гавриил был укрыт родственниками и друзьями отца, которые отправили ребенка в город Старицу, чтобы спасти его от преследований. Там юный князь скрывался в неизвестности и вскоре перешел в Вологду, и кормился сапожным мастерством; женился, но овдовев, постригся с именем Галактиона, затворился в построенной им тесной келье на берегу ручья Содимки и наложил на себя тяжкий подвиг

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Семнадцатого курса (1850) 31 . Игнатий Рождественский, магистр. Пострижен в монашество 21 мая 1850 года. Определен на должность инспектора московской Семинарии. В 1855 г. возведен в сан архимандрита. В октябре 1857 г. назначен ректором вифанской Семинарии. В январе 1861 переведен на ту же должность в московскую Семинарию. В 1866 г. 7 августа в Троицкой лавре хиротонисан во епископа можайского, викария московской митрополии. В 1878 году 11 февраля назначен епископом костромским. 38 . Савва Тихомиров, магистр. Из вдовых священников Владимирской епархии. Пострижен в монашество в бытность студентом Академии, 1-го октября 1848 года. По окончании курса определен на должность ризничего в московской синодальной ризнице. В 1855 году возведен в сан архимандрита. В 1859 году определен ректором московской Семинарии. В январе 1861 г. назначен ректором московской духовной Академии, и вслед затем получил в управление моск. Петровский монастырь. В 1862 г. ноября 4-го хиротонисан во епископа можайского, викария московской митрополии. В июне 1866 назначен епископом полоцким. В декабре 1874 перемещен на архиерейскую кафедру в Харьков. Из сочинений его известны: Указатель для обозрения московской патриаршей ризницы и библиотеки. М. 1855. Изд. 2-е, М. 1858. О принесении части св. мощей преп. Ефросинии, княжны полоцкой, из Киева в полоцкий Евфросиниевский монастырь. Витебск. 1871. Воспоминания о высокоп. Леониде, архиепископе ярославском. Харьков. 1877. Вновь открытые памятники XI века. Извест.Акад. наук. 1858. Т. VII. По поводу передовой статьи газеты: Церковно-общественный Вестник 45. 1877). Харьк.епарх. ведом. 1877. 39 . Павел Попов, магистр. По окончании курса определен в вологодскую Семинарию профессором по классу словесности и св. Писания. В 1855 году рукоположен во священника. В 1857 назначен ректором вологодских духовных училищ. В том же году овдовел. В 1867 г. января 10 пострижен в монашество и вскоре после сего в том же году определен ректором вологодской Семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1868 году 13 окт. хиротонисан во епископа тотемского, викария вологод. епархии. Скончался 4 нояб. 1874 г. Несколько проповедей его напечатаны в Вологодск. епарх. ведомостях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010