Авторство Повести приписывается Пахомию Сербу (XV в.). Сюжет произведения является вымышленным. Савва, архиепископ Сербский, жил в 1169–1237 гг. В Житии Саввы Сербского рассказывается, что ему удалось обратить в христианство одного из венгерских королей, однако имя короля не названо (им был венгерский король Эмерих, который в 1202 г. вторгся в Сербию). Нашествие Батыя на Венгрию произошло в 1241 г., а победоносные сражения венгерских войск с монголо-татарами относятся к 1282 г. Батый же умер не в Венгрии от рук «угорского короля», а своей смертью в Орде (между 1252 и 1253 гг.). Исследователь Повести об убиении Батыя С. П. Розанов установил, что в XIII в. в Венгрии короля по имени Владислав не было. Во время нашествия Батыя Венгрией правил король Бела IV (1235–1270). По-видимому, автор Повести отождествил его с Владиславом I Святым (1077–1095), при котором Венгрия достигла могущества и процветания. См. подробнее: Розанов С. П. Повесть об убиении Батыя//ИОРЯС. 1916. Кн. 1. С. 109–142. Согласно другой версии, в XV в. с именем Владислава III, короля Польши (с 1434 г.) и Венгрии (с 1440 г.) был связан ряд побед над турками, что, возможно, послужило толчком для сближения двух разных исторических событий. Созданная в конце XV в. Повестъ об убиении Батыя вошла в состав русских летописей (под 1247 г.), хронографов и миней четий (под 20 сентября). 25 ...отца Иосифа надгробными словесы почтохомъ и мало объявихомъ о жительств его... – Надгробное слово Иосифу, по мнению большинства исследователей, было создано Досифеем Топорковым после 1546 г., так как Савва Крутицкий, автор Жития Иосифа Волоцкого , в предисловии к произведенню утверждал: «...никто же изъяви о нем, и 30 лет по преставлении его». Однако, как считал К. Невоструев , Надгробное слово Иосифу, богатое биографическими подробностями, могло быть создано Досифеем вскоре после кончины Иосифа (1515): Савва не упоминал об этом произведении, ибо оно не житие, но использовал как источник сведений о святом. Надгробное слово Иосифу оригинально по своей жанровой природе: высокий риторический стиль похвалы святому переплетается здесь с документальным стилем биографической справки о герое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Авторство Повести приписывается Пахомию Сербу (XV в.). Сюжет произведения является вымышленным. Савва, архиепископ Сербский, жил в 1169–1237 гг. В Житии Саввы Сербского рассказывается, что ему удалось обратить в христианство одного из венгерских королей, однако имя короля не названо (им был венгерский король Эмерих, который в 1202 г. вторгся в Сербию). Нашествие Батыя на Венгрию произошло в 1241 г., а победоносные сражения венгерских войск с монголо-татарами относятся к 1282 г. Батый же умер не в Венгрии от рук «угорского короля», а своей смертью в Орде (между 1252 и 1253 гг.). Исследователь Повести об убиении Батыя С.П. Розанов установил, что в XIII в. в Венгрии короля по имени Владислав не было. Во время нашествия Батыя Венгрией правил король Бела IV (1235–1270). По-видимому, автор Повести отождествил его с Владиславом I Святым (1077–1095), при котором Венгрия достигла могущества и процветания (см. Розанов С.П. Повесть об убиении Батыя//ИОРЯС. 1916. Кн. 1. С. 109–142). Созданная в конце XV в. Повесть об убиении Батыя вошла в состав русских летописей (под 1247 г.), хронографов и миней четьих (под 20 сентября). 331 Надгробное слово Иосифу, по мнению большинства исследователей, было создано Досифеем Топорковым после 1546 г., так как Савва Крутицкий, автор Жития Иосифа Волоцкого в предисловии к произведению утверждал: «никтоже изъяви о нем, и 30 лет по преставлении его». Однако, как считал К. Невоструев , Надгробное слово Иосифу, богатое биографическими подробностями, могло быть создано Досифеем вскоре после кончины Иосифа (1515): Савва не упоминал об этом произведении, ибо оно не житие, но использовал как источник сведений о святом (см. Житие преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, составленное Саввою, епископом Крутицким, с предисловием и примечаниями К. Невоструева //Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. М., 1865. Прилож. С. 2,9, примеч.). Надгробное слово Иосифу оригинально по своей жанровой природе: высокий риторический стиль похвалы святому переплетается здесь с документальным стилем биографической справки о герое.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возвышение Сербии было неприятно для соседнего короля Венгерского Владислава, который готов был выступить войною против первовенчанного короля сербского Стефана. Желая избежать кровопролития, Стефан просил брата своего, архиепископа Савву, отправиться к венгерскому королю для того, чтобы дело устроить миром. Савва отправился и принят был благосклонно; но король не хотел делать никаких уступок. Чудодейственная молитва Саввы, однако, содействовала благому концу. Совершилось следующее чудо. Переговоры с королем происходили в жаркий День, истомленный от жары и жажды, Савва попросил подать льду. Но лед оказался растаявшим в погребах. Тогда Святой Савва обратился с молитвою к Господу, и вдруг нашла туча, засверкала молния, ударил гром и посыпался обильный град, покрывший землю. Савва повелел набрать граду в сосуд, благословясь, испробовал сам и предложил королю, со словами: — Так как у вас лед истаял, то я с молитвою обратился к Господу Богу, и Он послал нам сей прохлаждающий дар! Все были удивлены сим чудом и с благоговением стали относиться к святому Савве. Король переменил свои отношения к Сербии; мысль о войне была оставлена. Сверх того, король возымел такое почтение и уважение к Савве, что пожелал исповедать ему свои грехи и получить разрешение от него. Савва тщательно исполнил сие и убеждал короля не без успеха отказаться от латинства и возвратиться к православию. Вернувшись в Сербию, Святой Савва все поведал брату своему, и оба они возблагодарили Бога за сии благодеяния. Король Стефан Первовенчанный достиг старости и нередко впадал в недуги. Он имел горячее желание принять пред смертью ангельский образ, постричься от своего брата Саввы. Но архиепископ отклонял эту просьбу, говоря, что не настало еще время. Однажды Стефан сильно заболел, а Святой Савва находился в дальней отлучке. Тотчас же послали за ним. Савва немедленно поспешил к больному брату; но на дороге встретил его новый посланец, сообщивший, что король скончался уже и незачем очень спешить — в живых его нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Удержись от своих предприятий, приди, увидимся друг с другом; прими второе место в кралевстве, как второй сын, а не восставай с иноплеменными на свое отечество; обширной земли нашей довольно для меня и для тебя. Я не Каин братоубийца, а друг братолюбивому Иосифу. Словами последнего говорю тебе: не бойся; я – Божий: вы совещали о мне злое, а Бог устроил доброе» 181 . Константин не захотел послушаться призыва любви. Произошла жаркая битва. Сражение проиграно Конотантином; он был убит вместе со многими; иные из сторонников рассеялись, другие покорились Стефану 182 . Являлся и другой претендент на Сербскую корону, и также без пользы для себя. Это – двоюродный брат Владислав, сын краля Сремского Драгутина. Другой сын чудного Драгутина Урошич, сохранявший целомудренную чистоту и в супружестве и скончавшийся молодым, «толико угоди Господеви, говорит древнее известие, яко от гроба его миро истекает» 183 . Владислав должен был покориться Стефану, когда увидал, что Сербия не за него, а против него 184 . Но вот открылась необходимость защищаться против неприятеля отважного, сильного и умного. Болгарский князь Михаил нанес тяжкое оскорбление Стефану, прогнав невинную жену свою Неду, сестру Стефана. Блаж. Стефан и после того старался отклонить войну, к которой готовились в Болгарии и Константинополе за умершего Константина: он посылал способного посла в Царьград, и к Михаилу – блаж. епископа Даниила. Михаил показался на тот раз удовлетворенным 190 , но зависть к успехам Сербского короля не дала ему покоя. Он собрал многолюдное войско, нанял Татар и Молдаван; вызвал войско императора на границу Сербии. Сербский краль увидал против себя грозных врагов, которые беспощадно опустошали пограничные места Сербии. Не желая проливать крови для пустой славы, Стефан писал князю Михаилу: «вспомни, дорогой и любезный брат мой, что никаким злом не платил я тебе за твои недобрые дела. Однако, как слышу, ты ведешь много иноплеменников и идешь против отечества моего. Пойми значение любви христианской, смири гнев; пусть любовь, какую имели между собою наши родители, будет и между нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Часть из наших разговоров была записана на диктофон и опубликована впоследствии порталом «ПравМир», а из того, что не вошло в запись, мне вспоминается один конфуз — я случайно нахамил Владиславу Петровичу. Он, как и многие представители интеллигенции советского времени, пытался совмещать элементы православного мировоззрения с «широтой взглядов», допускающую влияние оккультизма, иных религий и странных околонаучных теорий. И пытался в наших спорах «лечить» меня от излишнего, на его взгляд, православного консерватизма. «Владислав Петрович! — воскликнул я, — ну что вы для меня Америку открыть пытаетесь. Именно те взгляды, которые Вы мне сейчас излагаете, были у меня в пятнадцать лет». И тут же я смутился, и взялся просить прощения, осознав высокомерность необдуманной реплики. Владислав Петрович благодушно ответил: «Зря извиняетесь, я совершенно не обиделся. Видите, у меня на гербе написано “всегда 12”? Вполне вероятно, что я еще не дорос до уровня ваших пятнадцати лет». Разговор с Владиславом Петровичем об этом девизе у нас неожиданно продолжился через несколько лет. Как раз накануне дня памяти святого короля Владислава Сербского (за неделю до юбилея, 80-летия Владислава Петровича) прочитал высказывания Паисия Святогорца о душах, восходящих в небесные обители — что они не сохраняют особенности пожилого возраста, а молодеют до отрочества. «Ночью 1-го июня 1975 года, молясь, Старец увидел, как восходит на небо душа румынского монаха Старца Филарета из кельи святого Андрея на Капсале. Душа отца Филарета была в образе отрока лет двенадцати, со светлым лицом. Она восходила на небеса в небесном свете. На следующий день Старцу сказали, что в тот самый час ночи, когда ему было это видение, добродетельный старец Филарет почил о Господе». Позвонив Владиславу Петровичу с именинно-юбилейными поздравлениями, рассказал об этом свидетельстве старца Паисия, ведь в этом контексте девиз «всегда 12» обретает неожиданный смысл. Крапивину имя Паисия Святогорца оказалось знакомо, и это свидетельство его очень впечатлило.

http://foma.ru/on-skazal-zrja-izvinjaete...

231 Об отравлении Стефана в Зевгмине говорят также Nicetas et Tworoczius u omhocяm это событие к 1173 году, к 5 числу апреля. 232 Это был, вероятно, некоторый род колдовства – τεφραμαντεα или σποδομαντεα, о чем см. Delrii I. 4. Disquis. magicar. quaestion. 17 sect. 1; потому что женщина сопровождала это приговорами. 233 Тот Андроник Фервин, который некогда управлял Киликией и раздражил Тероза. См. выше стр. 133–136. 234 Приморская Далмация, которую называют также Белой Кроацией, имела своих правителей, или топархов, и столицей их была Салона – место рождения Диоклитиана Августа. Не говоря о прежних правителях этой страны, считаем нужным заметить, что в описываемый здесь период Далмациею управлял Золомир, или Зюльмир, о котором упоминает папа Григорий VII. Он женат был на дочери венгерского короля Белы I, сестре Гейзы II u Bлaдucлaba, и, не оставив детей, завещал Далмацию своей жене, а она передала ее в наследство брату Владиславу. На этом венгерские короли основывали свои права на Далмацию и Кроацию. По этой же причине гунны назначали сии области в наследство зятю Мануила Беле, или Алексею. 235 Небольшой остров у берегов Далмации, с городом того же имени. Славяне называют его Трогиром. Hoff. Lex. 237 Сильная крепость в Далмации на берегу Адриатического моря, недалеко от древней Салоны, или нынешней Тузлы, по-славянски Сплит. Hoff. Lex. 238 Народом какцикийским Киннам называет, по всей вероятности, одну из кроатских триб, которых Люций считает двенадцать. Hist. Dalmat. L. 4, с. 46. 239 Диоклеей называется целая область Далмации (Сербии). Бывший в ней главный город Диоклея, как говорит Константин Порфирородный, основан Диоклетианом; у Птоломея называется он Doclea, а сербы прозвали его Дуклей. Дукля оставалась городом знаменитым до самого вторжения турков; он лежит при впадении Зеты в Мораву. Из развалин его, по сию пору называемых Дуклян-град, образовалось нынешнее местечко Подгорица. Шафарик. Т. II. Кн. 1. стр. 450. 240 Кардон у Киннама есть то же, что Скидар, во время римлян Скодра, а ныне Скадр, город при слиянии Бояны и Дримца, столица сербского короля Вълкана (1089–1105. Шафарик. Т. II. Кн 1. стр. 452).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 нач., cfr Poдocлob стр. 117, а в северо-восточном углу области нишавской границу Сербии от Болгарии составлял городок Равный, находящийся на Тимоке, верстах в 70 на северо-восток от Ниша и верстах в 10–15 на север от Княжевца, см. написанное Стефаном первовенч. житие Немани в Памятн. Шафар. стр. 29). 19) Стефан Первовенчанный, старший сын Стефана Немани. Был посажен отцом на свое место в 1195 г. (см. житие Немани, написанное Саввой, в Памятн. Шафар. стр. 4sqq); спустя семь лет в 1202 г. был согнан с престола младшим братом Волканом, получившим помощь от короля венгерского (см. ниже в отделе о сношениях сербских государей с папами), но потом в 1206 или 1207 г. снова возвратил его (из письма Стефана к Савве, в котором он просит сего последнего принести с Афона в Сербию мощи отца, следует заключать, что он возвратил престол незадолго перед тем, но письмо писано в 1207 г., потому что мощи принесены Саввой через восемь лет после смерти Немани 19 Февраля 1208 г., см. житие Немани, написанное Саввой, в Памяти. Шафар. стр. 13); в 1220 г. был коронован от Св. Саввы принесенным из Рима королевским венцом (о сем ниже), почему как первый сербский король и назван первовенчанным. Когда умер, неизвестно точным образом; принимают, что в 1227 или 1228 г., а во всяком случае не ранее года 1224 или 1223 г. 20) Стефан Родослав 268 , старший сын Стефана Первовенчанного. Наследовав отцу, правил неизвестное, или довольно, или даже очень непродолжительное время; в 1230 или 1231 г. был согнан с престола своим братом Владиславом 269 . 21) Стефан Владислав, второй сын Стефана Первовенчанного. Отняв престол у старшего брата в 1240 – 42 году, был согнан с него младшим братом Стефаном Урошем; неизвестно когда после 1243 г. снова заняв его, в 1252 г. во второй раз и окончательно должен был уступить его тому же Урошу 270 . 22) Стефан Урош 1-й (Стефан Храпавый, Драгослав), младший сын Стефана Первовенчанного. Заняв престол под братом сначала в 1240–42, потом окончательно в 1252 г., правил до 1272 г., после чего согнан был с престола своим сыном (см. жития королей и архиепископов сербских, составленные архиепископом Даниилом, или так-называемый сербский Родословник, в издании Даничича под названием «Животи кральева и архиепископа српских», Загреб, 1866, стр. 7 sqq; что согнан был именно в 1272 г., см. Фeccлepa Geschichmevon Ungarn, изд. 2-го ч. 1, стр. 421). У сербских панигиристов называется «великим королем» (Poдocл. ibid. стр. 7), но не видно за что именно; о деятельности его, так же как и троих предшествующих, кроме нескольких бесплодных войн с греками, ничего неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

10)  Стефан Твартко, племянник предшествующего, сын его брата Владислава (Monum.Serb. Миклошича рр. 176 и 210 нач.). Наследовав дяде, правил с 1354 (ibid. р. 176) по 1391 г.; между 1875 и 1378 годами принял титул короля (ibid. р. 184 и 187 и Мавро Орбини или Мавро Урбин в русск. перевод, стр. 276), который продолжали после него носить и все его преемники. Присоединил к своим владениям от Сербии, распавшейся после смерти Стефана Душана на мелкие уделы, нынешний пашалык новопазарский (лежащий между нынешним княжеством сербским с севера и Черногорией с Албанией с юга, см. Мавро Орбини стр. 277). После 1382 г., пользуясь слабостью тогдашнего венгерского правительства, отложился было от вассального подчинения Венгрии и завоевал у нее значительную часть Далмации (см. Фeccлepa Geschichme von Ungarn 2-ro изд. т. 2, стрр. 230, 235, 248, 255); но то и другое было ненадолго. 11)  Стефан Дабиша, родной брат предшествующего; правил с 1391 по 1396 г. (Гласн. XII, 72 fin., Arkiv Cakцuhckaro кн. 4, стрр. 33 и 38, у Райнальда b Annai. Eccles. ап. 1369, n. 12, -послание папы Урбана V, Monum. Serb. р. 222 нач. и Мавро Орбини стр. 279). В 1393 г. принужден был возвратить Венгрии завоевания Стефана Твартки и снова подчинить свою страну ее верховной власти (у Фeccлepa ibid. т. 2, стр. 239). 12)  Елена, жена Дабиши; правила по смерти мужа в 1397 г. (Monum. Serb. р. 229 fin.). 13)  Стефан Остоя, другой родной брат Стефана Твартки (Monum. Serb. рр. 231 fin. и 236, makжe Arkiv Cakцuhckoro II, 38 и Гласн. XIV, 94, где сын Твартки двоюродный брат его сыну); вступил на престол в 1397 и согнан с него в 1404 г. (Arkiv Cakцuhckoro кн. 4, стрр. 33 и 38, Глася. XII, 73 нач.). 14)  Стефан Твартко Тварткович, незаконный сын Стефана Твартки; занял престол в 1404 г. и был согнан с него в 1405 или в начале 1406 года (Гласн. XII, 73, Arkiv Cakцuhck. кн. 2, стр. 20, Monum.Serb. р. 253, Мавро Орбини стр. 279). 15)  Стефан Остоя во второй раз, с 1406 по 1418 г. (см. грамоту его, писанную после возвращения на престол, от 15 мая 1406 г., в издании Бammuaha Leges ecclesiasmicae regniHungariae m. III, р. 387 u Monum. Serb. р. 282).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Скендербег Сын албанского князя был заложником при дворе султана. Там его воспитали, выучили и насильственно обратили в ислам. Так Георгий Кастриоти стал Искандер-беком (алб. Скендербей). В историю Скендербег вошёл как вождь восстания, которое шиптары до сих пор празднуют в качестве национального праздника. Речь идёт о 28 ноября 1443 года, когда албанские старшины провозгласили Скендербега главой княжества Кастриоти. К восстанию Скендербега побудило триумфальное шествие венгерского войска, выступившего в крестовый поход против Османов. К венгерским крестоносцам присоединились и сербские дружины - и к ноябрю этого года у турок был отбит город Ниш. Тогда-то Скендербег с тремя сотнями верных ему людей покинул турецкий лагерь, публично отрёкся от Ислама и возглавил восстание албанцев. Несмотря на то, что спустя год после этих событий, в ноябре 1444 года крестоносцы короля Владислава III потерпели поражение, Скендербег продолжил борьбу с турками, заключив союз с Венгрией и Венецией. После падения Константинополя турки попытались наладить отношения с правителями христианских княжеств Балканского полуострова. Однако, отважный князь продолжил борьбу с турками и на подавление очередного албанского восстания был отправлен выдающийся османский полководец Махмуд-паша Ангелович - обращённый в ислам серб. Стремительно перемещавшемуся по всему адриатическому побережью отряду Скандербега удавалось избежать разгрома и для турок подавление восстания стало просто вопросом принципа. Воины албанского князя то скрывались в горах, то погружались на галеры и исчезали в море. Так продолжалось до тех пор, пока не пришла весть о том, что отважный воин скончался от малярии. Узнав о смерти Скендербега, султан воскликнул: «Наконец-то Европа и Азия принадлежат мне! Несчастное христианство. Оно потеряло и свой меч, и свой щит». Отец героя похоронен в сербском монастыре, а сам легендарный албанский князь был и остается олицетворением сопротивления захватчику. Спустя несколько столетий соотечественники великого шиптаря вернутся на земли Косова, чтобы, приняв Ислам, выступить в роли верных охранителей турецкого государства, кровно заинтересованных в том, чтобы ничто не угрожало бы могуществу Османской империи.

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

Первые переселения сербов собственного царства сербского, бывшие еще до покорения сего последнего турками, относят к 1404, 1412, 1433 и 1439 годам, см. у барона Чёрнига в его Ethnographie der Oesterreichischen Monarchie B. 2, Wien, 1855, S. 152 sqq, и Раича по 2-му изд. т. 3, стр. 268 (cfr 158) и 167. Что переселения эти, т. е. бывшие еще до падения царства, действительно имели место, хотя вероятно были еще и немногочисленны, об этом положительным образом свидетельствуют некоторые официальные документы, напр. грамота венгерского короля Владислава от 1440 г., которая дана была им сербским колонистам, жившим в городе Keve (ныне Kubin, на левом берегу Дуная, против впадения в него Моравы), и которою дозволялось сим последним переселиться из Keve, угрожаемого турками, на остров Csepel (на Дунае, ниже Пешта), см. грамоту в Србском Летописе, издаваемом Матицей србской в Будиме, 1862 г. кн. I. стр. 57. О переселениях после падения царства, совершавшихся большими массами, большею частию под предводительством потомков бывшего деспотского дома или других знатных лиц, см. у Чёрнига ibid. и у Раича ibid стр. 269, 272, 279. Об Арсении Черноевиче у Раича т. IV, стр. 116 sqq. О переселениях босняков и герцоговинцев в продолжение XV-XVI века в Кроацию и Далмацию см. ниже; в конце XVII в. (в 1698 г.) до 40.000 босняков (неизвестно, православного или католического исповедания) выведены были из Боснии в Славонию (в Бродский регимент) австрийским полководцем принцем Евгением савойским, см. Тёммеля Beschreibung des Vilajet Bosnien, Wien, 1867, S. 30 fin. Перенесши свои завоевания за Саву и Дунай в 1521 г., турки непрерывно продолжали их в течение следующих 80 лет, и с таким успехом, что к началу XVII века (к Simvamorok’ckoмy миру 1606 г.) им принадлежали весь Темешварский банат, Срем и вся Славония и наибольшая часть самой Венгрии (в этой последней завоевания турок на западе и северо-западе простирались начиная от Дуная невключительно по г. Nagy Kanisa и включительно по rr. Körmönd, Veszprem, Palota, Dotis (Tata), Neuhäusel (Ersek Ujvar), Neograd u Erlau (Eger). Nobopom военного счастия на сторону австрийцев против турок относится к 1683 г.; после нескольких кампаний, начиная с сего года, по Карловицкому миру 1699 г. австрийцы приобрели от турок всю Венгрию, за исключением Темешварского баната, и всю Славонию с Сремом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010