756 Следственное дело о том см. в: Описание Ростовского ставропигиального перво- класного Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря и приписанного к нему Спасского, что на Песках. СПб., 1849. 757 Du Саще. Familiae Byzantinae//Historia Byzantina duplici commentario illustrata. Venetia, 1729. 758 Иоанн Постник. Послание к деве, преданной Богу. О покаянии, воздержании и девстве/Пер. Д.С. Вершинского//Христианское чтение. 1826. Ч. 24. 759 Никифор, патр. Константинопольский. Краткая история со времени после царствования Маврикия//PG 100. 760 Menologium ех ed. Basnagii ad 28 Octob. Minaea graeca Octob.; в «Месяцеслове» Вершинского она опущена. 762 Христианские древности и археология. Тетр. 8. «Ризы кресты», т. е. священническая риза с крестами, полиставрион, так сказано в надписи; а на рисунке Арсений в мантии. 763 Троношский поздний летописец (Гласник. Кн. 5) выставляет дела так, как будто нападение венгерцев, по случаю которого Савва посылал искать новое место для архиепископии, было в отсутствие Саввы на Восток и однако при крале Перво- венчанном. Это путаница. Святой Савва отправлялся на Восток по смерти Перво- венчанного. Между тем ни при Родославе, ни при Владиславе не видно нападений Венгрии на Сербию; напротив, Владислав взял Срем у Венгрии (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). 765 Ныне Печский храм в честь Вознесения Господня (Записки географического общества. Т. XIII), но начальный был в честь апостолов. 767 В послесловии к шестодневу и. экзарха Феодор пишет: «в лето 6771 (1263) – при внуке св. Симеона и при сыне Первовенчанного короля сербского, Стефане Уроше, при архиепископе Арсении – написана книга повелением “Дометиана иеромонаха, будуща тогда духовника своего братства хиландарскые лавры”» (Калайдович К.Ф. Иоанн, экзарх Болгарский. М., 1824). 770 Раич. История разных славенских народов. Ч. 2. Об этом говорит и краль Милютин в своей грамоте. 773 По известию Гласника (Кн. 11) в сербской ркп. «Житие богоноснаго Стефана, правещаго скиптры кралевства всее сьрбскые земли» Милютина. Это житие, с заменою сербских выражений славянскими, напечатано в Сербляке. Оно писано не раньше 1360 г. и потому не без ошибок.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

774 Летопись (Гласник. Кн. 5) выставляет управление Драгутина в прекрасном виде. Об отношениях сына к отцу говорит так: венгерский король Владислав выдавал дочь свою за Драгутина с тем, чтобы отец вслед за браком передал управление сыну Драгутину, и условие было принято Урошем. Когда же Урош не выполнял условия и думал передать престол Милютину: то венгерский король начал войну, войско его вынудило Уроша удалиться на границу Сербии, а сербское перешло к Драгутину. Время смерти Уроша в летописи – 1270 г. (Гласник. Кн. 11, 5). На монетах Драгутин в таком виде: первовенчанный Стефан передает Драгутину Стефану хоругвь с звездою на конце; король без венца, в мантии (Гласник. Кн. 3). 776 Слова Даниила см. в: Раич. История разных славенских народов. Ч. 2. Тро- ношская летопись (Гласник. Кн. 5) говорит еще, что сремский король: а) устроил несколько каналов; б) построил монастырь Рачу над Дриною, монастырь Ловницу, украшенный зеленым мрамором, храм в невесинском окружии; в) супруга его создала после него в ядарском округе монастырь Троношу; г) сыновьями его построен в зворническом округе монастырь Тамна. Другая летопись (Safarik. Pamatky drevniho pisemnictvi) о Драгутине: «на любовь Божию и на Православие распаляе се, – пожить богоугодно житие, инокыих любе, старцы почитае, младых питее, всяку правду и истину исполняе, к сим же постом и молитвою свое тело удручае». Гильфердинг: «в церкви (Юрьевых столпов) направо от дверей находилась гробница с мощами короля Драгутина, в монашестве Феоктиста, обновителя обители Юрьевых столпов. Они лежали невредимы долго после запустения монастыря, пока святотатственная рука каких-то новопазарских христиан Знобичей не похитила их для распродажи по частям» (Записки географического общества. Т. XIII). «Житие благочестивого краля Стефана сремского, монаха Феоктиста» писанное Георгием Грамматиком, в серб. ркп. Здесь сказано: «бысть же преставление сего блаженнаго мес. мартиа в 22 день» (Гласник. Кн. 11). Служба св. Милютину в Сербляке воспевает обоих братьев королей и матерь их Елену.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Совершенное ими беззаконие и насилие весьма огорчило святителя. Однако его целью было сохранить страну от распада. Спасая жизнь Радославу, Савва не пытался исправлять то, что уже произошло и что нельзя было исправить. Он мудро устроил брак Владислава с Белославой, дочерью болгарского короля Асеня. Владислав стал последним королем, которого святитель лично короновал, благословил и наставил. Утомленный этими скорбями и тяготами, Савва удалился в свою испосницу в Студенице. У него было предчувствие, что он делает это в последний раз. Там, в уединении, святитель обратился к Богу с удивительною мольбою: он просил сподобить его смерти в чужой стране. Почему – мы не знаем. Возможно, он был убежден, что его смерть вне Сербии будет самым сильным протестом против нестроений в любимой отчизне. Так это или не так – неведомо, одно точно: просветленный ум святителя Саввы всегда знал, что нужнее всего отечеству. Глава 37. Арсений Одна из характерных добродетелей истинно великого человека заключается в его постоянной заботе о подготовке достойного преемника. Величайшие люди стремятся к тому, чтобы их наследники были еще более велики. Тот, Кто превыше всякого величия и достоинства, желал, дабы Его апостолы творили дела и большие тех, что творил Он Сам ( Ин.14:12 ). Люди мелкие, внешние, с материалистическим взглядом на жизнь, не заботятся о тех, кто придет после них, живя по принципу: «После нас – хоть потоп!» Савва годами был занят попечением о том, чтобы среди своих учеников найти самого достойного, который мог бы стать его наследником и продолжить его труды. Конечно, святитель молился Богу, прося помощи и знамения. Однажды в Жиче появился молодой незнакомец. Юноша пришел из Срема, узнав о святом Савве и о его обители. Его воодушевили рассказы о неземной красоте сего монастыря и о многочисленных иноках, проводивших жизнь в чистоте, трудах и непрестанном прославлении Бога. Молодой человек захотел вступить в число братии. Своим прозорливым духом Савва узрел в этом юноше великую духовную силу, хотя еще и не развитую, и принял его в число послушников. В дальнейшем святитель наблюдал за ним и весьма утешался, видя его быстрый духовный рост, проявлявшийся в исполнении всех многотрудных монастырских послушаний и в освоении наук. Савва постриг его в монашество с именем Арсений. Через некоторое время рукоположил в иеродиакона, а затем в иеромонаха и назначил настоятелем Большого храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Кто не удивится, кто не ублажит,/кто не прославит пречистаго твоего жития, святе?/На безсмертную бо жизнь смертию преложися,/светом освещаяй всех,/призывающих тя и славящих святое твое пренесение,/от скорби, и бед, и напастей нас спасай/и освящай стадо свое присно молитвами своими. Киими похвальными венцы/венчаем Савву святителя?/Апостольски подсолнечную прошедшаго/и дошедшаго до султана, царствующаго Вавилоном,/и той, неверен сый, страхом неким одержим,/потребным тебе, Савво, послужив,/даше ти проводителя до султана, царствующаго Египтом,/и той, неверен сый,/потребным тебе, святителю, послужив,/даше тебе проводителя до Горы Синайския,/и тамо, Савво, с преподобными водворися,/слезныя источники источая/и Христа Пречистей Матери моляся/даровати мирови велию милость. Слава, глас 4: Истины исповедника,/и благочестия рачителя,/и темным просветителя,/приидите, празднолюбцы, Савву да ублажим,/во святых святителя и постником сожителя,/иноком наставника, и мирстим учителя,/и мучеником ревнителя,/апостольски трудившася,/еже бо по местом, и по градом, и по землям, Павлу подобяся,/труды и пути твоя кто исповесть?/Того венец нося, предстоиши Троице,/от Христа Мздовоздаятеля проси молитвами своими, святе,/мир мирови даровати/и душам нашим велию милость. И ныне, праздника. Славословие великое. И отпуст. На Литургии служба святителю обща. Перенесение мощей святителя Саввы, первого архиепископа Сербского Перенесение мощей святителя Саввы, первого архиепископа Сербского, совершилось через год после его блаженной кончины († 1237; память 12 января) в царствование святого короля Владислава († 1239; память 24 сентября). Святитель Савва скончался в Тырнове (Болгария) и был погребен в Тырновском храме во имя Сорока мучеников Севастийских. По просьбе преемника святителя Саввы архиепископа Сербского Арсения благочестивый король Владислав обратился к своему тестю – болгарскому царю Асену с просьбой передать сербам мощи равноапостольного просветителя сербского народа святителя Саввы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Неделю 18-ю по Пятидесятнице глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в старейшем храме столицы Казахстана 11 октября 2020 г. 16:17 11 октября 2020 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобного Харитона Исповедника, преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Вячеслава Чешского, м итрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в старейшем храме города Нур-Султана — Константино-Еленинском соборе. Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: благочинный приходов казахстанской столицы архимандрит Сергий (Карамышев), духовник женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» иеромонах Модест (Дроздов), ключарь Константино-Еленинского собора протоиерей Сергий Калиев, иерей Сергий Лубневский, иерей Николай Коваль, иерей Максим Маджитов, диакон Илия Давыдов, диакон Михаил Чумаков и диакон Илия Саляхов. Песнопения Литургии исполнял хор Константино-Еленинского собора под управлением Н. Мазуриной. За богослужением молились настоятельница женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» игумения Рафаила (Василенко) с насельницами, прихожане храма и паломники обители. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Ее от разделений и расколов; совершена молитва об избавлении Казахстана от губительной язвы. По окончании Литургии митрополит Александр поздравил молящихся с воскресным днем и произнес поучение. Предстоятель Православной Церкви Казахстана поздравил клирика Константино-Еленинского храма иерея Владислава Коваленко с 30-летием со дня рождения и прошедшим праздником небесного покровителя — благоверного короля Сербского Владислава, подарил святую просфору и пожелал помощи Божией в пастырском служении Церкви Христовой. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Календарь Материалы 20 февраля 2004 г. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Священник Афанасий Гумеров Владыка Аввакум родился в губернском городе Уфе. В Метрической книге Спасской церкви града Уфы за 1892 г. имеется запись: “имя младенца — Григорий; родился 20 мая 1892 г., крещен 30 мая того же года. Родители: проживающий в г. Уфе Елабужский мещанин Антон Ианнуариевич Боровков и законная жена его Мария Филипповна, оба православного вероисповедания. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Иеромонах Игнатий (Шестаков) Предислав, будущий архиепископ Савва II, родился около 1200 года и был четвертым по счету сыном святого сербского короля Стефана Первовенчанного. В то время, как его старшие братья Радослав, Владислав и Урош по очереди владели Сербией, Предислав, пренебрегая мирской властью и величием, от юности последовал по стопам своего дяди – святителя Саввы, первого Сербского архиепископа. Новости 20 февраля 2004 г.

http://pravoslavie.ru/archive/040220

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Cabba II Сербский, свт. Описания иконы Савва II Сербский, свт. - житие Предислав, будущий архиепископ Савва II, родился около 1200 года и был четвертым сыном святого сербского короля Стефана Первовенчанного. В то время как его старшие братья Радослав, Владислав и Урош по очереди владели Сербией, Предислав, пренебрегая мирской властью и величием, от юности последовал по стопам своего дяди – святителя Саввы. Как и его предшественники на первосвятительском престоле Сербской Церкви, он сначала подвизался в монастыре Хиландар на Афоне, откуда совершил паломничество на Святую землю. «В Иерусалим бо шествовав поклонитися Гробу Господню и видетель быти всем страстем Его. Тамо бо много време препроводив и паки возвратися», – говорится в его житии. Со временем хиландарский монах Савва был избран епископом Холмским с кафедрой в Стоне. Отсюда он впоследствии перенес епископскую резиденцию в церковь Святого Петра на Лиме. Известно, что после вторжения болгар и разорения церкви Святого Петра состоялся собор, на котором вместе с королем Урошем и архиепископом Арсением[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-2807

Сербский Патриарх освятит 9-тонный колокол из России Белград, 2011 г. По приглашению епископа Милешевского Филарета Патриарх Сербский Ириней посетит Милешевскую епархию и Рашскую область. В программе поездки Предстоятеля Сербской Церкви посещение нескольких новых и древних храмов. Вечером 28 мая он должен прибыть в монастырь Милешева, где поклонится месту упокоения свт.Саввы и десницу святого, а также мощам ктитора монастыря короля Владислава Сербского и святых мучеников Милешевских. Затем Патриарх должен освятить новый монастырский корпус и колокол весом 9 тонн, отлитый к 800-летию монастыря в России. На следующий день он планируется освящение нового храма св. вмч. Георгия под Плевлями, где будет совершена Божественная литургия. Патриарх посетить монастырь Святой Троицы в Плевлях. Во время визита он должен встретиться с представителями общественности Рашской области, сообщает официальный сайт Сербской Церкви . Милешевская епархия расположена на юге современной Сербии и севере Черногории. 11 мая 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/46430.html

Савва Владиславич происходил из древнего средневекового дворянского рода Владиславичей, проживавшего в окрестностях г. Гацак, а башня, которую воздвигли его предки находится на отрезке между селами Ясенка и Берушница Во время турецкого владычества представители рода не приняли ислам. В исторических записях упоминается отец Саввы Лука как человек близкий Василию Острожскому, чьим современником он и был Год рождения Саввы точно не установлен. Душан Синдик ссылается на один русский источник, в котором говорится о том, что Савва родился 16/27 января 1668 года В Большой советской энциклопедии, где статья о нем приводится под названием " Рагузинский Владиславич Савва " , год рождения обозначен как 1670 Однако Йован Дучич предполагает, что Владиславич вполне мог был быть рожден в 1664 году Также нет точных сведений относительно места его рождения. Дучич приводит несколько различных мнений, согласно которым это могло произойти в Херцег-Новом, Гацаке или Дубровнике Ссылаясь на одно письмо консула Дубровницкой республики в Константинополе Луки Барки, Глигор Станоевич считает, что Савва рожден в г. Фоча, где жил и его брат Живко В свои неполные двадцать лет он оказался в Дубровнике, где, кроме навыков торговли, получил и кое-какое образование. Произошло это после землятрясения, которому повергся этот город " во время процветания дубровницкой литературы и науки " Еще в молодые годы торговые пути привели Владиславича в Константинополь в 1698 году, где он, благодаря своему авторитету, стал выполнять для жителей Дубровника особо важные поручения. Серьезная же его карьера, как утверждает Дучич, начинается в 1699 году, когда в Константинополе познакомился с иерусалимским патриархом Доситеем весьма влиятельной личностью в православном мире в то время, а также большого друга России Как доверенное лицо иерусалимский патриарх рекомендовал его российскому послу в Константинополе Емельяну Ивановичу Украинцеву которому, в свою очередь, Владиславич сообщил важные сведения Услуги серба весьма пригодились и новому российскому послу в Порте Дмитрию Михайловичу Голицину, который слыл одним из самых умных людей России того времени Также помощь Владиславича была на руку и приемнику Галицына Петру Андреевичу Толстому, которому тот сообщал важдые сведения о ситуации при дворе султана в Константинополе и Османской империи Связи купца Саввы Владиславича с русскими были извесны турецким властям, посредством которых это дошло до высшего уровня Порты. По этой причине российский посол Толстой в 1702 году принял решение на время скрыть Савву в России В Москве он был представлен как купец, вскоре отправился на север к Балтийскому морю, где в военном лагере Шлисебург встретился с российским царем Петром Первом, на которого он произвел сильное впечатление Владиславич недолго оставался в России – в 1704 году царь Петр Первый с письмом графу Толстому шлет его в Константинополь

http://pravoslavie.ru/37603.html

III Использовав свое приближенное положение к царю Петру Первому, граф Савва Владиславич всячески старался любовь к сербскому народу, выходцем из которого он сам и был, продемонстрировать и в области культуры, посредством книг пытаясь русским приблизить жизнь сербов и других балканских христиан. Во время великой реформы российской образовательной системы и просвещения в целом, инициатором которой в 20-е гг. XVIII века также выступил Петр Первый, были переведены на русский язык философские, научные и исторические труды самых известных в тот период европейских мыслителей, писателей и историков Данные обстоятельства использовал и Савва Владиславич, добившись перед этим расположения Петра Первого, и внеся предложение о переводе на русский язык книги " Королевство славян " Мавро Орбини. Насколько Петр Первый заинтересовался данным произведением показывает письмо, которое он из Астрахани в июле 1722 года отправил Синоду, в обязанности которого входило проведение реформы просвещения, где он уточнял, издана ли уже книга Мавро Орбини, требуя также, чтобы ему ее обязательно отправили после публикации С содержанием данной книги он ознакомился еще в то время, когда жил в Дубровнике. Как приводит Йован Дучич, еще более ста лет до перевода на русский язык это " была книга, по которой не только Владиславич, но и Гундулич, а также многие поколения изучали прошлое нашего народа " Книга содержит наиболее полное описание истории не только сербов, но и других балканских народов, " и уже только одним своим размером и объемом более пятисот страниц, книга внушала чувство уважения и приравнивалась по значимости к другим произведениям историографии своего времени, серьезным, достойным и создававшимся с большими амбициями " Посредством данной книги, в которой описана сербская история, в переводе на русский язык Петр Первый, российское дворянство, церковные круги и прочая интеллектуалная элита могли познакомится с славным прошлым православных сербов, с денастией Неманичей, а также остальными народами, которые жили с ними и рядом на Балканах. Владиславич, прежде всего, был купцом, поэтому переводом занимался сколько ему позволяли время и возможности. Однако интерес Петра Первого к сербам и их прошлому очевидно и навел Владиславича на мысль, самому взяться за перевод; во время своего пребывания в Дубровнике он выучил итальянский язык, на котором и было написано произведение Орбини.

http://pravoslavie.ru/37603.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010