Однако ни Асен с придворными, ни Патриарх Болгарский с верующим народом не хотели расстаться с великой святыней, которую они благоговейно хранили и почитали на своей родине. Второе послание короля Владислава также не изменило дела. Тогда святой Владислав сам отправился в Болгарию, где был торжественно встречен царем Асеном. Прежде чем проследовать во дворец, святой Владислав прибыл в храм во имя Сорока мучеников, чтобы поклониться мощам святителя Саввы. В горячей молитве он просил святителя не оставлять Сербию без своего покровительства, смягчить сердце царя Асена, чтобы он передал честные мощи сербскому народу. Его молитва была услышана. На следующую ночь царю Асену во сне явился святитель Савва и повелел отдать мощи сербам. У гробницы святителя была отслужена Божественная литургия. Когда открыли гроб святого, то увидели его нетленное тело как бы сияющим. От святых мощей и даже от гроба святителя разлилось по всему храму благоухание, многие тырновские жители получили исцеление от своих недугов. Святой мученик Варвар, бывший разбойник, жил в Греции и долгое время совершал разбои, грабежи и убийства. Но Господь, не хотящий смерти грешника, обратил и его к покаянию. Однажды, когда Варвар сидел в пещере и смотрел на множество награбленнаго имущества, благодать Божия коснулась сердца его. Он подумал о неминуемой смерти, о Страшном будущем Суде. Размышляя о множестве содеянных им злодеяний, он сокрушился сердцем и решил положить начало своему покаянию, говоря: «Господь не презрел молитвы висевшаго рядом с Ним разбойника и меня да пощадит по неизреченной милости Своей». Варвар оставил в пещере все свои сокровища и пришел в ближайшую церковь . Он не скрыл от священника свои злые дела и умолял принять от него покаяние. Священник предложил ему место в своем доме, и кающийся Варвар последовал за ним, передвигаясь на коленях и локтях, как четвероногое животное, ибо считал себя недостойным звания человека. В доме священника Варвар пожелал поселиться вместе со скотом и питался с животными, считая себя хуже всякой твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обитель была основана по благословению первого архиепископа сербского святого Саввы, в 1218-1219 гг., его племянником – сербским королевичем Владиславом. Он был сыном сербского князя Стефана Первовенчанного и строил монастырь как свою задушбину. Позднее, в период 1234-1243 гг., он станет править и Сербским королевством, впоследствии уступив престол своему старшему брату. Упокоится святой Владислав в 1267 г. и будет погребен в основанной им обители. Соборный храм монастыря был возведен во имя Вознесения Господня и принадлежит к местному архитектурному стилю Рашской школы. Он представляет собой простую однонефную постройку с трехчастной апсидой, к которому позднее были пристроены различные притворы и часовни. Первоначально он представлял собой однокупольное строение. Впервые в рашской архитектуре квадратное основание купольной части не опирается на боковые стены. В 1236 г. к церкви, с западной стороны, был пристроен внешний притвор с боковыми часовнями во имя Святого Георгия Победоносца и святого Димитрия Солунского, расписанных фресками в том же году. Они представляют собой равноугольные строения, с небольшими полукруглыми апсидами с восточной стороны. Храм когда-то украшал мраморный портал со скромным скульптурным декором, от которого сохранилось лишь одно изображение льва. Самые ранние фрески в храме были написаны в 1220-х гг., предположительно греческими мастерами из Солуни. Храм Вознесения Господня изначально строился как усыпальница короля Владислава. Поэтому значительная часть храмовой росписи посвящена правителям и святым из династии Неманичей. Ставшая самой известной фреска – «Белый Ангел на Гробе Господнем» из композиции «Жён-мироносиц» – находится на южной стене собора. Один из древнейших сербских монастырей – монастырь Милешево Прекрасный Ангел, облаченный в белое одеяние, с широко расставленными крыльями смиренно сидит на большом камне. На его одухотворенном лице удивительная кротость. Сидя у опустевшего Гроба Господня, Ангел возвещает нам вечную истину о Воскресении Христовом.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Короля Радослава, находившегося под греческим влиянием и матери, и жены, сербы считали больше греком, чем сербом. На его обручальном кольце была греческая надпись, его официальные бумаги и печать были на греческом, и подписывался он по-гречески. Считалось, что внешней политикой сербского государства руководит его тесть. Что еще тревожнее, была обнаружена тайная переписка Радослава с противником Саввы – Хоматианом Охридским. Все это вызывало у сербских вельмож сильное недовольство королем. Анну они ненавидели, а его самого презирали. В такую обстановку попал Савва, возвратившись с Востока. Близко зная своего племянника, святитель любил его и старался сделать все возможное, чтобы спасти королевство от развала. Вскоре, однако, расстановка сил на Балканах изменилась. Царь Феодор Ангел не внял предупреждению Саввы, и в 1230 году болгарский король Асень разбил его войско, а самого царя, взяв в плен, ослепил. После чего – таковы парадоксы эпохи – выдал за него свою дочь. В связи с этим пошатнулось и положение Радослава. Он вместе с Анной бежал в Албанию, но и там Радославу не повезло: его жена влюбилась во французского военачальника и ушла к нему. Несчастный король – всеми брошенный, беспомощный, без денег и друзей, на чужбине, в страхе за саму жизнь свою – не знал, что ему делать. Отец умер, брат стал врагом, тесть – слепым пленником в Болгарии, а жена – сбежала к другому. Вся его надежда была на дядю-святителя. Поэтому Радослав решил возвратиться в Сербию просить помощи у своего единственного друга. Савва сразу же постриг Радослава в монашество, тем самым выведя его из политической борьбы и защитив от врагов. Бывшая королева Анна, разочаровавшись в новом покровителе, удалилась в православный монастырь, где и прожила оставшуюся жизнь как монахиня. Тем временем политическая группировка, провозгласившая королем Владислава, младшего брата Радослава, ожидала согласия архиепископа. Эти люди прекрасно знали, что за Саввой стоит народ и что без благословения Саввы новый государь будет не сидеть на престоле, а висеть в воздухе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Венгерский король даровал старшему сыну Ангелины Георгию титул деспота и дал во владение некоторые Сремские земли . Георгий вместе с братом Иоанном получил те же права, что и остальные венгерские феодалы. Для венгерского короля первостепенной была задача защиты южных границ его державы от нападений турок, что и поручалось сербам. Для сербского же народа деспоты Бранковичи были продолжателями дела прежних сербских правителей. Они и сами хранили надежду на то, что когда-нибудь смогут восстановить державу своих предков. Святые Бранковичи: свт Максим, прп. Англина, св. Иоанн и св. Стефан Слепой. Икона 1753 г. Никола Нешкович      Со временем деспот Георгий отказался от власти в пользу своего младшего брата Иоанна и принял монашеский постриг с именем Максим. Относительно спокойный период в жизни Ангелины был прерван в 1502 году смертью ее младшего сына деспота Иоанна. К этому моменту у нее из близких остался только старший сын. Вместе с монахом Максимом Ангелина была вынуждена отправиться в Валахию к воеводе Иоанну Радулу, куда они повезли с собой мощи святых Стефана и Иоанна. В Валахии их ждал радушный прием. Максим трудился на благо Церкви и стал влиятельной личностью в духовной жизни страны, так что вскоре был избран митрополитом Влахозапланинским. Он сыграл ключевую роль в примирении воеводы Радула с молдавским воеводой Богданом. Когда дело чуть не дошло до кровопролития, святитель Максим убедил враждующих примириться. Вместе с матерью они сотворили в тех краях немало и других добрых дел. Свт. Максим Бранкович. Современная фреска. Монастырь Гргетег. Фото: иером.Игнаий (Шестаков)      После смены правителя в Валахии владыка Максим был направлен в качестве посланника в Будапешт к королю Владиславу, и поскольку он уже не пользовался прежней благосклонностью валашских владык, то около 1509 года вернулся в Срем, за ним последовала и его мать Ангелина. К этому времени она тоже приняла монашеский постриг, сохранив прежнее имя. Об этом свидетельствует письмо, посланное в 1509 году в Москву, где она подписалась как смиренная монахиня.

http://pravoslavie.ru/126609.html

Трижды был в Иерусалиме, был в Малой Азии, в Турции, в Армении, в Египте и в диком горном Курдистане… И никто не тронул его: ни дикие племена, ни пираты, только везде, где он появлялся — люди чувствовали, что перед ними праведник- человек Божий. И везде, где бы ни был он — он нёс весть о божьем народе- и по нём-Святителю Савве, судили люди о сербах. И получили они имя- народ небесный, святой народ. -И про Россию так говорят. -Правильно. Я же сказала, что мы очень с сербами похожи. У нас даже флаги одинаковые, перевернёшь русский флаг: белый, синий, красный, и получишь сербский: красный, синий, белый… -А долго жил Савва? -Долго.   И умереть он захотел на чужбине, чтобы не оскудевало в сербах духовного напряжения, чтобы была в них эта жажда духовного восполнения. Ведь сытость, в том числе и духовная не приводит к добру. И умер Савва в столице Болгарии — в Тырново, в 1235 году. И только спустя какое-то время, спасая его мощи от мусульман, и по усердным просьбам его племянника — короля СербииВладислава, перенесли его гробницу в Милешево – храм, выстроенный Владиславом, как молитва за свою душу.   В Сербии говорят — задушбина. Именно там мы видели с тобой уникальную фреску- прижизненное изображение Саввы: удивительно тонкое, проникновенное и грустное лицо с добрыми голубыми глазами. Более ста лет пролежали святые мощи на своей земле, и много исцелений и чудес было даровано. Но и тогда не успокоились кости праведника- турки овладели страной после Косовской битвы о которой я тебе отдельно подробно расскажу, и чтобы устрашить народ и лишить его духовного знамени – они захотели сжечь мощи Святителя Саввы. Но сколько ни старались они это сделать, не получалось у них, пока не взмолился турок-Синан-паша: «Прошу тебя, святой Савва, во   имя Бога своего- Иисуса Христа, дай сжечь тебя»- и вспыхнуло пламя до неба, освятив весь Белград. -Почему Савва сделал так? -Трудно сказать, Марк. Но только всегда хотел Святитель быть мучеником за Христа. Видимо, сбылось и это его пожелание.   Ну, всё, спокойной ночи тебе.

http://pravmir.ru/velikij-duxom-o-prepod...

у Райнальда an. 1366, n. 11 и an. 1368, n. 18, crf Фесслера Geschichte von Ungarn, 2-го изд. т. 2, стр. 152 fin. и 136 нач. Во время плена Срацимирова у короля венгерского, жена его, дочь бывшего валашского воеводы Александра и сестра тогдашнего воеводы Владислава, вероятно, удалялась на родину и вероятно в это время совращена была в католичество своей матерью ревностной католичкой, о чем см. в послании к сей последней папы Урбана V у Райнальда an. 1370, n. 5; совращенная называется в послании царицей болгарской, но Срацимир, будучи удельным владетелем, действительно навывал себя царем; что она была жена именно Срацимира, а не Шишмана, видно из того, что брат ее, воевода валашский, был родственником именно первому. Автор статьи: «Прежние отношения римских пан к болгарской церкви», помещенной в Правом. Собеседнике 1866 г., ч. 3, стр. 121 fin., говорит, что папа Бонифаций VIII отправлял в Болгарию, в правление Святослава, Францисканских миссионеров и что, рассеявшись по всей стране, они проповедовали не безуспешно. Но Бонифацием в 1299 г. были отправлены миссионеры вообще на восток (см. у Райнальда an. 1299, n. 39), и совершенно неизвестно – были ли они в частности в Болгарии. 96 Грамота в Acta Patriarchat. Constantinop. Миклошича 1, 436, а с старым болгарским переводом см. в Извест. Акад. Наук т. VII, стр; 156. «Ради снисхождения – говорит Каллист – дано вонскому терновскому право именоваться патриархом Болгария, но вовсе не дано ему права быть и единоравным ( συναρθμιον) остальным святейшем патриархам». О патр. Германе, давшем епископу термовскому титло патриарха, он пишет: «сам патриарх (Герман), оправдываясь относительно сего (учреждения терновской патриархии), в одном из своих описаний говорит: «наше же дело имеет себя не там, не так; помышляя о мирской общей пользе, мы почтили архиерея болгарского народа (титлом патриарха), но не написали ему ( οκτονογρφησεν) всецелого права автокефалии; напротив, он связан обязательствами, то есть должен давать дани оброки почтившему его патриарху в вместе с сим возносить его имя в церкви, а если бы кто-нибудь (из патриархов терновских) изобличен был в нарушении обязательств, то имеет быть приводим к отчетам и ответам, то есть на суде».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Святитель Савва — Небесный покровитель всей Сербской земли. Любовь не выражается частичками, она изливается сразу вся — как мощный горный поток. Так вот, этот собор и есть могучий свободный горный поток. Безбожные власти долго, в течение многих десятилетий, не позволяли строить собор, хотя Синод Сербской Православной Церкви и хлопотал об этом. Разрешение было получено только в 1985 году. Собор строится исключительно на пожертвования сербского народа, государство не вложило в это дело ни одного гроша. С 1991 года строительство пошло очень быстрыми темпами, и мы думали, что скоро в соборе состоится первое богослужение. Но… все круто переменилось: началась война в Боснии, возникли экономические трудности и стройка замерла. — Как будут развиваться события дальше? — скорее себе, чем нам, задал вопрос сербский священник и, немного помолчав, углубившись в себя, ответил: — Мы смотрим в будущее оптимистично: по молитвам святителя Саввы, его племянника, святого короля Владислава, и других сербских святых Господь все устроит премудро: собор будет благополучно завершен и в нем начнутся торжественные богослужения. Здесь могут молиться одновременно пятнадцать тысяч человек. На четырех колокольнях будут установлены пятьдесят два колокола, и когда они все разом зазвучат… это будет для всех… это станет… а лучше всего приезжайте к нам еще и тогда сами услышите, что это такое будет… Добавлю, что под храмом предполагается построить большой зал для Поместных Соборов и других важных церковных мероприятий. На улице, за алтарем, выделено место для захоронения Сербских Патриархов. Останки Патриарха Варнавы будут перенесены сюда же — согласно его последней воле. После завершения строительства собор святого Саввы станет одним из самых больших православных храмов в Европе. Русское кладбище Вторник 23 сентября был для нас днем особенным, он останется в нашей жизни как великое духовное событие. В этот день мы посетили Русское кладбище в Белграде. На этом кладбище находится частичка России, России ушедшей, давней, но навсегда оставшейся с нами — в нашей памяти, в наших мыслях, в наших сердцах. Под сенью высоких раскидистых лиственных деревьев, вдали от шума и суеты большого города стоит Иверская часовня, небольшая, светлая, с легкими изящными колоннами и с двумя высокими наружными иконами — на южной и северной сторонах. В крипте часовни похоронен выдающийся иерарх Русской Православной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий ; † 1936).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/belyj-an...

Надобно усердно молиться к Тому, для Кого все возможно и Кто по благости Своей готов помогать и любит дарить чистоту (см.: Флп. 4, 13 ; Иак. 1, 5 ). Надобно бояться гордости и самонадеянности: с этими расположениями легко попадают в нечистоту. Соблюдайте умеренность в пище и питье (см.: Рим. 13, 13 ). Охраняйте чувства, взор, слух, осязанье: очи – двери смерти (см.: Иер. 9, 21 ). Смотрите на святое, и святое будет в уме и сердце. Берегитесь обхождения с другим полом, чтения соблазнительных книг и сладострастных картин. Кто любит опасность, попадет в нее. Труд телесный много укрощает похотливость. Особенно же спасителен страх Божий, страх смерти и геенны (см.: Дан. 13, 22 ). Девственница Божия Мария, крепко подвизавшаяся для чистоты, богоугодно почила около 886 года 518 . Святых мучеников Андрея и Иоанна и детей Иоанновых, Петра и Антония При взятии Сиракуз в мае 868 года попали мусульманам в плен четыре христианина, Иоанн с несовершеннолетними сыновьями и Андрей. Они достались на часть самому эмиру Ибрагиму, повелителю северной Африки и Сицилии, который велел воспитывать детей в законе мусульманском и потом сделал Антония сборщиком податей, а Петра, казначеем. Но они втайне оставались христианами, пока случай или какой враг не обнаружили этого. Ибрагим, не успевши склонить их к перемене веры, осудил их на мучительную смерть: после немилосердного бичевания палачи деревянными орудиями сперва отняли им руки, потом ноги. После сего при бездыханных трупах был умерщвлен и отец. Андрей же и за сим содержался долго в тюрьме, и когда остался непреклонен в вере, то был также убит (891 г.). день двадцать четвертый Память святого Стефана Первовенчанного, племянника его Давида и сына короля Владислава «Свят Симон монах», так говорит надпись над древним изображением сына Стефана Немани. Изображение представляет первовенчанного краля Сербского с огромною бородою, в монашеской одежде, с черным платом, подвязанным под подбородком, и в черном клобуке с развалом наверху 519 . Когда престарелый жупан Неманя решился посвятить последние годы свои молитве и посту в иноческой обители, то пред собранием священных лиц и вельмож Сербии передал правление Сербией старшему сыну Стефану.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Давая оценку Кормчей книги святого Саввы, С. В. Троицкий писал: «Когда святой Савва, архиепископ Сербский, в начале 13 в. редактировал свой церковно-гражданский законник для Сербской Церкви и государства, он производил строгий выбор между византийскими источниками канонов и законов о Церкви. Как строго православный и хороший канонист, он отбросил все источники теории цезарепапизма, так как эта теория не отвечала ни догматическому, ни каноническому учению о епископате как о единственном носителе церковной власти, ни политическим условиям Сербии, где царской власти в то время еще не существовало… Святой Савва, в отличие от Болгарской и Русской Церквей, не включил в свой Номоканон ни один труд из канонических византийских источников, которые признавали унитарную идеологию цезарепапизма или теорию восточного папизма, и решительно встал на почву диархической теории симфонии… Хотя Эклога больше отвечала юридической и экономической жизни славянских народов, однако по причине цезарепапистического характера ее предисловия и своего происхождения от царей-иконоборцев она не вошла в состав сербского Номоканона. Между тем она еще с 9 в. действовала в Болгарии, сначала в своем греческом оригинале, а затем в болгарском переводе… Действовала она и на Руси» 169 . В Сербии Кормчая святого Саввы сразу после ее составления была разослана по епархиям как «Законник святых отец» и служила главным источником не только церковного, но и государственного права, так что позднейший Законник короля Стефана и Синтагма Властаря в сербском переводе считались лишь дополнениями к основному кодексу – Кормчей святого Саввы. В 1221 г. Кормчая была послана в Болгарию, где также получила официальное признание. 13.3.Рукописная Кормчая книга на Руси. В Болгарию к полунезависимому деспоту (князю) Иакову Святославу (русского происхождения, вероятно, родом из Галиции) обратился Киевский митрополит Кирилл с просьбой прислать ему на Русь Кормчую святого Саввы. В 1262 г. деспот Иаков Святослав выслал на Русь список Кормчей, сопроводив его посланием к митрополиту. Эту книгу Иаков Святослав назвал «Зонарой», хотя на самом деле почти все толкования на каноны, помещенные в Кормчей, принадлежат не Зонаре, а Аристину. Южные славяне назвали сборник именем, которое у них вслед за греками сделалось нарицательным для всякого толкователя канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

О времени войны с греками Пахимер у Раича (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Грегорас и Пахимер (Stritteri. Serbica. § 83–91) бьются из всех сил закрыть то молчанием, то нарядными словами и клеветою униженную Милютиным империю. Клеветы их слишком пошлы. Впрочем, злость Пахимера и Грегоры на Милютина понятны. Но странно, что не только Рейхель (Записки Императорского русского Археологического общества. Т. I), но и Майков (Майков А.А. История сербского языка) повторяет клеветы известных людей о многоженстве Милютина. Отчего это так? Бредут вслед за Дю-Канжем, тогда как в устаревшем Дю-Канжевом сочинении оказываются ныне ошибки едва не на каждой строке. Майков даже запутался в противоречиях: то говорит, что Милютин вступал в брак с Елисаветою венгерскою, то называет Дечанского, сына Елисаветы, незаконным сыном Милютина. Майков думает, что Милютин по политическим видам дозволял себе поступки оскорбительные для христианской нравственности. Нет, искренний христианский король не мог быть так легкомыслен. Закон Христов для него выше всего. Да и политика, нравящаяся Майкову, самая ненадежная политика, которой следуют только жалкие глупцы. Майков до того странен, что пишет: «Милютин вступил в брак с сестрою Драгутиновой супруги Екатерины». Да ведь даже ни один ксендз не согласился бы венчать такого брака, не только православный священник! Сербскому священнику известен был закон Первовенчанного, читал он и Библию . По древнему житию св. краля, Екатерина, супруга Драгутина, была дочь венгерского короля Владислава, а Елисавста, жена Милютина, была дочь кор. Андрея Венецианца. (Сербляк л. 55). Кроме Цамблака (Гласник. Кн. 10) все летописи называют Дечанского сыном от первого брака Милютинова, совершившегося в 1271 г. (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2; Гласник. Кн. 10; 1; 5; 11). В надписях над стенными изображениями первая супруга Милютина называется кралицею Еленою (Записки географического общества. Т. XIII), но и жена царя Душана, сестра болгарского царя Александра, называлась то Рагозною (см.: Мавро Орбини. Книга историография початия имене, славы, и разширения народа славянского и их Царей и Владетелей под многими имянами и со многими Царствиями, Королевствами, и Провинциами. СПб., 1722), то Еленою (в надписях и грамотах). Имя Елены было любимым именем королей славянских.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010