О времени войны с греками Пахимер у Раича II, 463. Грегорас и Пахимер (Stritteri Serbica § 83–91) бьются из всех сил закрыть то молчанием, то нарядными словами и клеветою униженную Милютиным империю. Клеветы их слишком пошлы. Впрочем, злость Пахимера и Грегоры на Милютина – понятны. Но странно, что не только Рейхель (Зап. археол. общ. Ï 352, 353), но и Майков (Ист. Серб. языка, М. 1857 г.) повторяют клеветы известных людей о многожёнстве Милютина. От чего это так? Бредут вслед за Дю-Канжем, тогда как в устаревшем Дю-Канжевом сочинении оказываются ныне ошибки едва не на каждой строке. Майков даже запутался в противоречия: то говорит (стр. 226), что Милютин вступал в брак с Елисаветою венгерскою, то называет (стр. 231) Дечанского, сына Елисаветы, незаконным сыном Милютина. Майков думает, что Милютин по политическим видам дозволял себе поступки оскорбительные для христианской нравственности.– Нет, искренний христианский король не мог быть так легкомыслен. Закон Христов для него выше всего. Да и политика, нравящаяся Майкову, самая ненадёжная политика, которой следуют только жалкие глупцы. Майков до того странен, что пишет: «Милютин вступил в брак с сестрою Драгутиновой супруги Екатерины». Да ведь даже ни один ксендз не согласился бы венчать такого брака, не только православный священник! Сербскому священнику известен был закон первовенчанного,– читал он и библию. По древнему житию св. краля, Екатерина, супруга Драгутина, была дочь венгерского короля Владислава, а Елисавета, жена Милютина, была дочь кор. Андрея Венецианца (Сербляк л. 55). Кроме Цамблака (Гласник X, 41) все летописи называют Дечанского сыном первого брака Милютинова, совершившегося в 1271 г. (у Раича IÏ 439, 440. Гласник X, 265; I, 165; V: 61, 68; XI, 147). В надписях над стенными изображениями первая супруга Милютина называется кралицею Еленою (Зап. геогр. общ. XIIÏ 139, 140, 148, 236); но и жена царя Душана, сестра болгарского царя Александра, называлась то Рагозною (у Орбини и Луккари), то Еленою (в надписях и грамотах). Имя Елены было любимым именем королев славянских.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мужской монастырь Доволя Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Доволя (серб. Манастир был построен в Средние века, являлся духовным центром северной Черногории. Относится к Милешевской епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Средневековый монастырь Доволя, вместе с другими монастырями этого региона, долгое время являлся духовным центром северной Черногории, и в XIX веке он был полностью разрушен в результате борьбы черногорского народа за независимость от власти Османской империи. Точных сведений о дате постройки монастыря Доволя не сохранилось. Некоторые народные сказания говорят о том, что он был возведен в Средние века для короля Милутина (1282-1321), есть и более ранняя версия, связанная с королем Владиславом (1234-1242). Однако, ученые придерживаются мнения, что монастырь был построен в XV веке. Первое письменное упоминание о монастыре датируется 1513 годом, когда митрополит Иоанн освободил обитель от податей и налогов. Наибольшее число исторических свидетельств о существовании монастыря приходится на XVII-XVIII века, в основном в них упоминаются ремонт церкви и странноприимного дома, а также расширение монастырских земель. Именно в этом монастыре принял монашеский постриг сербский патриарх Арсений III Черноевич . Впоследствии, в монастыре Доволя почти полтора века хранились святые мощи свт. Арсения Сремца , перенесенные сюда из Печской Патриархии , откуда позже были перенесены в монастырь Добриловина . Монастырская церковь посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Ризница монастыря ранее содержала в себе большое количество сокровищ: редкие книги, ценные рукописи, украшения из золота и серебра, церковные облачения и иконы. Были здесь и ценные подарки от Петра II Петровича Негоша. Монастырь за свою историю несколько раз разрушали и восстанавливали вновь. В 1804 году монастырь ограбили и сожгли турецкие войска, через 10 лет монастырь был восстановлен, но в 1857 году турки вновь разрушили его. В 70-х годах XIX века монастырь Доволя отстроили заново. Окончательно разорили монастырь в 1875 году, это произошло во время восстания Герцеговины, усилиями турков он был почти стерт с лица земли, а крупный пожар 1886 года довершил уничтожение монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Лица всех святых в храме в Милешеве наделены индивидуальными характеристиками. Особенно выразительны изображения апостолов, помещенные в чередующиеся (на арках) красные и синие медальоны. Многим композициям – таким, как «Сретение», «Снятие с креста», «Жены мироносицы у гроба», – свойственна особая гармоничность и стройность построения. Живопись Милешево вообще отличается монументальным и декоративным характером. В главных сценах фоны были покрыты тонкими золотыми листами с целью придать фрескам особый блеск и приблизить их по яркости к мозаикам. Фрески нартекса более аскетичны по своему характеру, их цвет сдержаннее и приглушеннее. Все фигуры помещены на синем фоне. Их, очевидно, выполнили художники другого, монастырского направления. Многофигурная фреска «Страшного суда» была создана, однако, еще позднее, после 1243 года, когда храм превратился в усыпальницу и когда здесь похоронили основателя сербской независимой церкви св. Савву, а затем и самого короля Владислава. Ангел у гроба. Деталь фрески XIII век. Церковь успения в Милешеве Росписи церкви св. Софии в Трапезунде, относящиеся к первой половине XIII века, отличаются тщательной манерой письма, звучностью колорита. Персонажи в широких одеяниях представлены в сильном движении. В повествовательных композициях отсутствуют сложные архитектурные или пейзажные фоны. В расположении евангельских сцен четко подчеркнуты регистры. Эти росписи представляют скорее консервативную линию в развитии византийского монументального искусства, так как в них продолжены художественные принципы живописи XII века. К первой половине XIII века можно отнести мозаичную икону «Распятие», находящуюся ныне в Государственных музеях в Берлине (ГДР). В иконе проявляется тот подчеркнутый интерес к передаче настроения, который наметился в XII веке и характеризует лучшие произведения византийской живописи XIII века. Вертикальному формату иконы соответствуют стройные пропорции фигур, в глубокой скорби стоящих перед крестом. Тонкие, с маленькими головами, с покатыми плечами персонажи отличают лучшие произведения этого периода от произведений более ранних столетий. Икона из собрания Берлина характеризуется совершенной по технике, очень тонкой манерой исполнения, серебристым, нежным колоритом.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Серб. народная традиция приписывает Н. Т. основание мон-рей близ Кладова - Вратны и Манастирицы (см. в ст. Тимокская епархия Сербской Православной Церкви). Иером. Стефан указывал на то, что в 1811 г. он видел на р. Шайна, в районе Кладова, маленькую каменную церковь без куполов во имя Трех святителей, к-рую освятил Н. Т. и в к-рой при входе, с левой стороны, сохранилась роспись с его ктиторским изображением с церковью в руках ( tefan de la Tismana. 1883. Р. 28-29). Приезд Н. Т. в Валашское княжество не позже весны 1370 г. можно связать с усилением здесь позиций католич. Церкви, к-рое произошло в период признания валашским господарем Владиславом I вассалитета Венгрии. Хотя в 1369 г. княжество освободилось от венг. зависимости, оно приняло обязательства соблюдать религ. права католиков (обращение Владислава I к валашским католикам: Hurmuzaki. 1890. Vol. 1. Pt. 2. P. 148-149). Меры по реорганизации католич. Церкви в этом регионе подготовили почву для буд. попыток короля Венгрии восстановить здесь патримонию своей короны. Для противодействия католич. пропаганде и в целях сохранения в стране приоритетного положения правосл. Церкви Владислав I основал в Северине (ныне Дробета-Турну-Северин, Румыния) 2-ю в Мунтении (после признанной в 1359 К-полем Унгро-Влахийской митрополии) правосл. митрополию, во главе к-рой в соответствии с указом К-польского патриарха (не сохр.) был поставлен Анфим (Критопулос; в 1381-1401 митрополит Унгро-Влахийский). Соперник митр. Анфима митр. Видинский Даниил, претендовавший на Унгро-Влахийский престол, также находился в это время в Мунтении. Могила прп. Никодима Тисманского в кафоликоне мон-ря Тисмана Могила прп. Никодима Тисманского в кафоликоне мон-ря Тисмана Другим важным политическим актом стало основание мон-ря Водица, к-рый получил статус центра защиты Православия, закрепленный назначением на должность настоятеля обители Н. Т.- героя межконфессиональных конфронтаций в Видине, где он, как и митр. Даниил, больше не мог оставаться из-за опасности, к-рой они подвергались после того, как город взяли венг.

http://pravenc.ru/text/2565606.html

Вообще сербские имена далеко не всегда связаны со святыми, но иногда с церковными праздниками (Вайо, Божко), иногда с пожеланием благополучия (Здравка, Радован, Живан), иногда с семейными традициями. Поэтому не всегда легко объяснить, почему русские порой называют своих детей в честь сербского святого короля Владислава… В Милешеве нас приняли замечательно: накормили, обласкали, надарили подарков. Это женский монастырь, где живут сейчас семь монахинь и один священник. Почти все они пришли из других монастырей: так, игуменью Магдалину вместе со всеми сестрами выгнали из монастыря в Словении, где больше не осталось ни одной православной обители. Теперь они спасаются в Милешеве… Дальше нас ждал долгий путь через горы, по необыкновенно красивым местам, где расположено немало как оставленных, так и действующих обителей, которые нам удалось увидеть только из окна автобуса, — в монастырь Студеница, получивший свое название от протекающей рядом речки. Наверное, он мог бы стать первым по значению монастырем в стране, своего рода сербской Лаврой — настолько древняя и великая история связана с этой обителью. Студеница была основана в XII веке святым Симеоном Неманей, объединителем сербских земель, основателем государственности. Монастырь изначально был задуман как одна из главных обителей в стране и как задушбина главы рода Неманичей. Теперь в монастыре находятся сразу трое мощей: преподобных Симеона Мироточивого, его супруги Анны (в монашестве Анастасии), их сына Стефана Первовенчанного (в монашестве Симона). Сохранились почти все древние монастырские постройки, а также удивительные фрески, которые, правда, несколько пострадали за долгие века. Но монастырь и сейчас ведет активное строительство; например, сооружена прекрасная гостиница для паломников, где созданы великолепные условия для жизни. В Студенице около тридцати человек братии, причем десять послушников пришли буквально в последний месяц перед нашим приездом — это вселяет надежду, что Господь особо благоволит к обители.

http://pravmir.ru/serbiya-monasheskaya/

2. Св. Арсений, архиепископ Печский . Великий иерарх Сербской Церкви и преемник святого Саввы, Арсений был родом из Срема. Еще в юности принял он монашество и искренне предал себя всеусердному подвигу ради спасения души. Однако, услышав о дивной личности и делах святого Саввы, Арсений пришел к нему в Жичу, где Савва любезно его принял и причислил к Жичскому братству. Замечая в Арсении редкие добродетели, святой Савва вскоре поставил его игуменом Жичской обители. Когда в сербские земли вторглись венгры, святой Савва послал Арсения на юг, чтобы поискал он для архиепископии место более укромное, чем Жича. Арсений избрал Печ и построил там монастырь и храм Святых Апостолов, который впоследствии стал называться церковью Вознесения Господня. Перед вторым своим паломничеством в Иерусалим святой Савва назначил Арсения себе преемником на архиепископском престоле. Когда же на обратном пути святой Савва скончался в Тырнове, Арсений упросил короля Владислава перенести мощи святителя Саввы в сербскую землю. Мудро управлял Арсений Церковью в течение 30 лет и упокоился в Господе 28 октября 1266 года. На алтарной стене Печской церкви имеется надпись: «Господи Боже наш, вонми, посети и благослови храм сей... Помяните же и мене, грешнаго Арсения» . В этой церкви сей святитель и был погребен. Мудрый архипастырь, Богу угодивший, В ревности и вере в этом живший, Сей святой Арсений и днесь нас ограждает И о Церкви Господу молитвы воссылает. Доступ он имеет ко престолу Вседержителя, Милости сподобившись от Господа Спасителя. Раз Шишман кичливый, всей Болгарии правитель, Вздумал разрушить Печскую обитель, Близ монастыря он решил заночевать, Чтобы злое дело поутру начать. Но в ту ночь суровую сон у них пропал – С неба огненосный столп ярко заблистал. Ужас объял воинов, ушла душа в пятки, Побежало войско прочь без оглядки. А обитель Печская, где телом почивает Святитель Арсений, – святостью сияет. Сей преемник Саввы продолжил его дело, Так в народе сербском семя доброе созрело. И доселе молим мы Арсения святого: Благодать всесильная да осенит нас снова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

и не припоминает Божественного изречения, воспеваемого устами каждого христианина: «честна перед Господом смерть преподобных Его» ( Пс.115:6 ). Прошло пятнадцать веков, и слова христианского проповедника сохраняют весь прежний смысл и всё то же значение... 391 По известию Гласника XI, 39 в Сербской ркп. «Житие Богоноснаго Стефана, правещаго скиптры кралевства въсее Сьрбскые земли» Милютина. Это житие, с заменой Сербских выражений Славянскими, напечатано в Сербляке. – Оно писано не раньше 1360 г. и потому не без ошибок. См. прим. 395. 399. И декаб. 20 прим. 392 Летопись (Гласн. V, 49–58) выставляет управление Драгутина в прекрасном виде. Об отношениях сына к отцу говорит так: Венгерский король Владислав выдавал дочь свою за Драгутина с тем, чтобы отец вслед за браком передал управление сыну Драгутину, и условие было принято Урошем. Когда же Урош не выполнял условия и думал передать престол Милютину, то Венгерский король начал войну, войско его вынудило Уроша удалиться на границу Сербии, а Сербское перешло к Драгутину. Время смерти Уроша в летописи – 1270 г. Гласник XI. 146. V, 59. На монетах Драгутин в таком виде: первом. Стефан передаёт Драгутину Стефану хоругвь с звездой на конце; король без венца, в мантии. Гласник III, 212–214. 394 Слова Даниила у Раича 2, 423–429. Троношская летопись (Гласник V, 55–58) говорит ещё, что Сремский король: а) устроил несколько каналов; б) построил монастырь Рачу над Дривою, монастырь Ловницу, украшенный зелёным мрамором, храм в Невесинском окружии; в) супруга его создала после него в Ядарском округе монастырь Тронощу; г) сыновьями его построен в Зворническом округе мои. Томна, – Другая летопись (у Шафарика памятн.2:52) о Драгутине: «на любовь Божию и на православие распаляе се, – пожить богоугодно житие, инокыих любе, старцы почитае, младых питее, въсяку правду и истину исполняе, к сим же постом и молитвою свое тело удручае». – Гильфердинг: «в церкви (Юрьевых столпов) на право от дверей находилась гробница с мощами короля Драгутина, в монашестве Феоктиста, обновителя обители Юрьевых столпов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Давая оценку «Кормчей книги» святого Саввы, С. В. Троицкий писал: «Когда святой Савва, архиепископ Сербский, в начале XIII века редактировал свой церковно-гражданский законник для Сербской Церкви и государства, он производил строгий выбор между византийскими источниками канонов и законов о Церкви. Как строго православный и хороший канонист, он отбросил все источники теории цезарепапизма, так как эта теория не отвечала ни догматическому, ни каноническому учению о епископате как единственном носителе церковной власти, ни политическим условиям Сербии, где царской власти в то время ещё не существовало… Святой Савва, в отличие от Болгарской и Русской Церквей, не включил в свой «Номоканон» ни один труд из канонических византийских источников, которые признавали унитарную идеологию цезарепапизма или теорию восточного папизма и решительно встал на почву диахрической теории симфонии… Хотя «Эклога» больше отвечала юридической и экономической жизни славянских народов, однако, по причине цезарепапистского характера её предисловия и происхождения от царей-иконоборцев, она не вошла в состав сербского «Номоканона». Между тем, она ещё с IX века действовала в Болгарии, сначала в своём греческом оригинале, а затем в болгарском переводе… Действовала она и на Руси» 146 . В Сербии «Кормчая» святого Саввы сразу после её составления была разослана по епархиям как «Законник святых отец» и служила главным источником не только церковного, но и государственного права, так что позднейший «Законник» короля Стефана, и «Синтагма» Властаря в сербском переводе считалась лишь дополнением к основному кодексу – «Кормчей» святого Саввы. В 1221 году «Кормчая» была послана в Болгарию, где также получила официальное признание. 13.3. Рукописная «Кормчая» на Руси В Болгарию, к полунезависимому деспоту (князю) Иакову Святославу (русского происхождения, вероятно, родом из Галиции) обратился Киевский митрополит Кирилл с просьбой прислать ему на Русь «Кормчую» святого Саввы. В 1262 году деспот Иаков Святослав выслал на Русь список «Кормчей», сопроводив его посланием к митрополиту. Эту книгу Иаков Святослав назвал «Зонарой», хотя на самом деле почти все толкования на каноны, помещённые в «Кормчей», принадлежат не Зонаре, а Аристину. Южные славяне назвали сборник именем, которое у них, вслед за греками, сделалось нарицательным для всякого толкователя канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

354 Жизнь св. Димитрия весьма подробно и отчётливо описана в сочинении В. Нечаева: св. Димитрий, митрополит Ростовский, Μ. 1849 г. 355 Игуменья Параскевия Тупталовна в 1710 г. завещала Кирилловскому монастырю «двор свой отечний, близ притисского Николы». Кирилловский игумен Иннокентий Монастырский в 1694 г. купил для обители дом с садом на Подоле, «близ пляцу некгдысь салтановского, на котором теперь (в 1684 г.) мешкает пан Савва Туптало, сотник казацкий Киевский». – При бесприходном Иорданском храме, отданном в 1605 г. в заведывание Кирилловского игумена Василия Красовского, Девичий монастырь в первый раз упоминается в завещании м. Гедеона 1689 г. и первые игуменьи его – Тупталовны. – См. Киев. епарх. вед. 1863 г. 22. 356 Сочинитель книжки: Руно орошенное, Новгор. 1678 г. Черниг. 1680, которую приписывали и Лазарю Барановичу и Лаврентию Крещановичу (словарь писат. 1, 126. 2, 25) виден в четырёх стихах предисловия: «иеромонах Димитрий Савич». 368 Прохорова древности 1864 г. Тетр. 8 окт. 28 «ризы кресты» – т. е. священническая риза с крестами, полиставрион, так сказано в надписи, а на рисунке в мантии. 369 Троношский поздний летописец (Гласник V, 40. 41) выставляет дела так, как будто нападение Венгерцев, по случаю которого Савва посылал искать новое место для архиепископии, было в отсутствии Саввы на Восток и однако при кр. первовенчанном. – Это – путаница. Св. Савва отправлялся на Восток по смерти первовенчанного. Между тем ни при Родославе, ни при Владиславе не видно нападений Венгрии на Сербию; напротив Владислав взял Срем у Венгрии. Раича 2, 374. 371 Ныне Печский храм в честь Вознесения Господня (зап. геогр. общ. XIII, 172); но начальный был в честь Апостолов. 373 В послесловии к шестодневу I. экзарха Феодор пишет: «в л. 6771 (1263) – при внуке св. Симеона и при сыне первовенчанного короля Сербского, Стефане Уроше, при архиепископе Арсении – написана книга повелением «Дометиана иеромонаха, будуща тогда духовника своего братства Хиландарскые лавры». Калайдовича экзарх, стр. 164.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иди со мною, говорил св. Георгий магометанину, я покажу тебе краля Милютина, лежащего в этом городе – Софии; он почивает как уснувший и как цветок издает благоухание70). Блаженный Милютин был младший сын короля Стефана Уроша I и внук первовенчанного71). Старший брат его Драгутин не долго управлял всею Сербиею (1270-1275 г.). Сломав себе ногу, он отяготился в душе тем, что для него отец удален был с престола и добровольно предоставил престол Сербии брату своему Милютину, а сам поселился в Среме72). Драгутин, мало виновный в печальной участи отца, действовал так не только по голосу нежной своей совести, но и по убеждениям сербского народа, весьма строгого чтителя заповеди Божией: чти отца твоего и матерь твою. Вот что пишет серб биограф блаж. Стефана деспота: «уважение сербов к родителям так велико, что   70) Страдание св. Георгия – в Летоп. археогр. коммисии. 71) По известию Гласника XI, 39 в сербской ркп. «Житие богоносного Стефана, правещаго скиптры кралевства въсее сьрбскые земли» Милютина. Это житие, с заменою сербских выражений славянскими, напечатано в Сербляке. – Оно писано не раньше 1360 г. и потому не без ошибок. См. прим. 58. 62. и декаб. 20 прим. 26. 72) Летопись (Гласн. V, 49-58) выставляет управление Драгутина в прекрасном виде. Об отношениях сына к отцу говорит так: венгерский король Владислав выдавал дочь свою за Драгутина с тем, чтобы отец вслед за братом передал управление сыну Драгутину и условие было принято Урошем. Когда же Урош не выполнял условия и думал передать престол Милютину, то венгерский король начал войну, войско его вынудило Уроша удалиться на границу Сербии, а сербское перешло к Драгутину. Время смерти Уроша в летописи – 1270 г. Гласник XI, 146. V, 59. На монетах Драгутин в таком виде: первом. Стефан передает Драгутину Стефану хоругвь с звездою на конце; король без венца, в мантии. Гласник III, 212-214. ни один сын, хотя бы и в своем доме, не смеет вкушать пищу вместе с отцем своим, а стоит у стола как слуга. Это можно видеть как у богатых, так и у бедных, не исключая крайней нищеты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010