Смерть одного из членов семьи – потеря для всей семьи. Смерть короля или народного героя – потеря для всего народа. Но смерть святого – это потеря для многих народов и даже для всего мира. Ибо истинный угодник Божий подобен небесному воздуху для нежных душ человеческих. Саввину смерть оплакивали всюду, где его знали или хотя бы слышали о нем, но нигде не плакали так, как в Сербии и Болгарии. Согласно распоряжению Асеня честное тело святителя было погребено на второй день в храме Святых сорока мучеников. Срочно изготовили саркофаг из цельного камня, над которым разместили золотую лампаду, а по сторонам – золотые подсвечники. Весть о кончине Саввы вызвала великое смятение и глубокую скорбь по всей сербской земле, от королевского дворца до пастушьих хижин. И поскольку печаль народная не утишалась, архиепископ Арсений попросил короля Владислава сделать все возможное, чтобы перенести честные останки Саввы на родину. Король Владислав обратился к царю Асеню, своему тестю, с просьбой о перенесении тела Саввы в Сербию. Глава 44. Из Тырново в Милешево Перенос святых мощей – важное событие в жизни христианской Церкви. Обычной причиной этого явления бывает желание всякой страны иметь святыню, а через нее – милость и благословение. На христианском Востоке и на Балканах были и особые обстоятельства: нападения мусульман. Потому мощи многих сербских святых много раз переносились из одного места в другое и даже из одной страны в другую. Так происходило с мощами князя Лазаря, царя Уроша, Стефана Щиляновича, святителя Арсения, преподобной Параскевы-Петки. Мощи святого короля Стефана Первовенчанного переносились около сорока раз. Святитель Савва не был исключением. Мощи его Болгария желала иметь точно так же, как и Сербия, и у обеих стран были на то свои доводы. Царь Асень отказался вернуть Саввины останки и в ответном письме обосновал это так: «Если бы тело святителя пребывало здесь без должного внимания и почтения, ты был бы совершенно прав, требуя его у нас, дабы вы у себя могли упокоить его с большею заботою и честью. Но святитель, по Промыслу Божию, почил в нашей стране, и его святое тело мы достойно упокоили в храме Божием – к чему же вы беспокоите его и нас вашим требованием?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Одна часть нынешней Герцеговины прежде называлась Рамою, другая Захлумьем, и каждая из них управлялась своими князьями. В начале X века ими завладела Византия, а в XII веке (около 1152 – 55 г.) боснийские байы. Это продолжалось до сербского государя Стефана Немани: Неманя соединил в одно целое все разрозненные сербския области, и тогда Захлумье и Рама вошли в состав сербского государства, и управлялись жупанами под верховною властию сербского государя. Стефан Неманя отдал Захлумье в удел младшему сыну своему Растько, который впоследствии постригся в монашество с именем Саввы ,и был первым сербским архиепископом. Оттого оно стало называться воеводством св. Саввы. По удалении же Стефана в монастырь и по вступлении на сербский престол старшего сына его Стефана Первовенчанного (1195– 1224), младший сын его Вулкан (или Бук) сделался независимым правителем Рамы и Захлумья. В ХП веке они переходили то к венграм, то к сербам. В XIV веке боснийский бан Стефан Котроманичь отнял (1333 г.) Захлумье от сербов, а спустя 20 лет после того венгерский король Людовик, женатый на дочери Котроманича, отнял Захлумье от преемника Котроманича, Стефана Твартько и отдал своей жене. Но по смерти его (1383 г.) Твартько, возвратил себе Захлумье и отдал, с именем воеводства, в удельное владение боснийским боярам из фамилии Храничей. Эти воеводы управляли Захлумьем в продолжение 100 лет (1383– 1483 г.), именно Влатко Храничь, сын Влатко, Сандал Храничь (+1433 г.), племянник Сандала, Стефан Косача или Козаричь (1434– 1466 г.), и наконец сыновья Косача– Владислав и Влатко. Из них Стефан Косача, отказавшись от подчинения боснийскому королю, признал ленную зависимость от немецкого короля Фридриха Ш, и за то получил (ок. 1448 г.) от него титул герцога. С тех пор он стал титуловаться: «Степань Херцег одь светого Саве господарь Хумски, и приморьски, велики воевода русага (области) босньского, князь Дриньски и више (т. е. и пр.)», а Захлумье стало называться Герцеговиною. Он построил близ Требинье крепость Клобук, и здесь основал свою столицу, которая потом перенесена была в город Благой, а наконец в Мостар. Когда султан завладел (1463 г.) Босниею, – Стефан также признал себя данником Турции. По смерти его, Два сына его Владислав и Влатко разделили между собою отцовския владения, и при их жизни Герцеговина обращена была (1483 г.) в турецкую провинцию. После покорения Герцеговины турками, ею управляли сперва герцеговинские аристократы, потом назначаемые Портою турецкие чиновники, или паши 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В 1233 году святитель Савва, стремясь к уединенному молитвенному подвигу, отказался от святительского престола, поставил себе преемником своего любимого ученика Арсения I #7# и удалился в Палестину. Затем он посетил монастыри Египта и обитель Синайскую. На обратном пути святитель Савва заехал в Царьград, откуда отбыл в Тырнов. Там после непродолжительной болезни святитель мирно почил в ночь с 13 на 14 января 1236 года (о дате и годе кончины святителя Саввы историки разногласят), завещав перед кончиной все свои вещи Сербской Церкви. Патриарх Тырновский Иоаким похоронил его в Тырновском храме в честь Сорока Мучеников. 6 мая 1237 года сербский король Владислав (1234 – 1243) перенес останки Святителя в новопостроенный им и Архиепископом Саввой Милешевский монастырь. Хотя официальная канонизация святителя Саввы состоялась лишь в 1775 году, благочестивый сербский народ почитал его как святого с самого дня кончины #8#. С тех пор и поныне православные сербы дважды в год – 14 января и 6 мая (по старому стилю) – торжественно празднуют память своего великого Первосвятителя и основателя Автокефальной Церкви #9#. 14 января считается днем сербского просвещения. Сербская Православная Архиепископия просуществовала до 1346 года, когда могущественный король Сербии Стефан Душан созвал в Скопье церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии. Отдельные епархии (Скопийская, Призренская, Рашская, Зетская) были тогда же переименованы в митрополии. Первым Сербским Патриархом был Иоанникий II (1338 –1346 –1354) #10#. Патриаршая резиденция помещалась в Печи («Печская Патриархия») #11#. Печскую Патриархию признал Тырновский Патриарх Симеон и Охридский Архиепископ (последний в то время был подданным сербского короля). Константинопольский же Патриарх Каллист не только не признал Сербскую Патриархию, но в 1352 году наложил на нее анафему. Причиной были выставлены те обстоятельства, что Стефан Душан будто бы являлся единомышленником Западной Церкви #12# и что, укрепляя национальную Церковь , изгнал в 1349 году греческих епископов. Вот как говорилось в тексте анафемы: «Божиею милостью, мы, Каллист, Архиепископ Вселенский Патриарх, извествуем со всем Синодом нашея великия Кафолический, Апостольския Церкви со дозволением царя нашего кир Андроника юного и со вес синклитом его, яко во наше Православие явися от западный Миссии неправедный и хищный царь сербского народа Душан, силный единомысленник Западный Церкви… Подстрека его злоба и гордость да пакости нам деет, наши бо епископы из Шессалии и всей Македонии до Иллирии изгна бесчетно, и явися супостат нашему царству… Повелеваем да будет «Маран ата и фри фри» со всем его народом сербский земли» #13#. Только в 1374 году, по настоянию афонского сербского монаха Исайи, Константинопольский Патриарх анафему снял «под одним условием, чтобы, в случае если сербы окрепнут и овладеют опять греческими областями, они не переменили митрополитов, как и повелевают соборные правила» #14#.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Отец Владислав был среди нас самое заинтересованное лицо — он ехал не просто в паломническое путешествие, он ехал к своему Небесному заступнику и покровителю — благоверному Владиславу, королю Сербскому , мощи которого покоятся в  монастыре Милешево . В этот монастырь мы приехали только на десятый день нашего паломничества, и все эти дни батюшка как мог скрывал свое нетерпение. Ничего, ничего, подбадривали мы его, уже скоро, только хребет перевалим. Чтобы попасть, например, к святой великомученице Екатерине, нужно пересечь весь Синайский полуостров, а тут совсем недалеко, рукой подать… И он терпел, то шуткой, то прибауткой маскируя свое волнение. — Мне не нужно показывать место, где покоятся мощи моего Небесного покровителя, — говорил отец Владислав. — Я почувствую его своим сердцем. Так оно и получилось. Едва мы вошли в древний гулкий прохладный храм, как священник повернул направо и преклонил колена перед высоким строгим надгробием, на котором не было написано не только ни одного слова, но даже ни одной буквы. Сердце не обмануло седовласого пастыря: именно здесь, в этом месте, под спудом и было погребено тело угодника Божия. Это произошло в тринадцатом веке. — На какой глубине покоятся мощи святого? — спросил отец Владислав монаха, который сопровождал нас. — Наверно, ниже фундамента храма? Монах покачал головой. — Выше? Монах снова покачал головой. — Они тут, в самой гробнице? — Нет, — сказал монах, — тут их тоже нет. — Где же они? — нетерпеливо спросил протоиерей. — Их… нет в нашем храме. — Как так? Волнение отразилась уже не только во взоре священника, но и в его жестах. — Пять веков назад, когда турки покорили Сербию, монахи монастыря, боясь, как бы варвары не осквернили нашу святыню, извлекли мощи святого короля из-под спуда и спрятали в потаенном месте. — Где же именно? — живо поинтересовался пастырь, в его глазах затеплилась надежда. — Увы, этого никто не знает. — Но… вы же не теряете надежды? Монах понял, о чем спрашивал собеседник. — Конечно, нет. Святыня, если есть на то воля Божия, явится, Но когда… этого мы не знаем… Итоги

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/belyj-an...

Народ сербский Св. Савву за его великие заслуги Церкви и отечеству достойно называет своим просветителем и почитает, как великого угодника Божия, не престающего и после смерти быть заступником и покровителем сербской земли. После Св. Саввы православие все более и более утверждалось в Сербии и политическое могущество ее возрастало. Преемники Стефана Первовенчанного, короли сербскиеВладислав, Урош Великий, Милутин, Стефан Дечанский (все они признаются святыми в сербской Церкви) отличались усердием к православной Церкви, строили храмы и монастыри, делали богатые пожертвования не только в Церкви сербские, но и в чужие православные страны – на Афон и в Палестину, старались поддерживать православие и в западных сербских странах, поддающихся влиянию латинства – в Далмации и Дубровнике (Рагузе). При последнем, сальном сербском государе из рода Неманичей – Стефане-Душане (в половине XIV века) Сербия достигла высшей степени политического могущества и полной церковной самостоятельности; в сербской Церкви явились свои патриархи. В это время папам трудно было рассчитывать на успех своего влияния в Сербии. Между тем, однако ж, они не оставляли своих притязаний на нее, и при всяком удобном случае предлагали сербским государям соединение с римскою Церковью. Так, в конце XIII века и в начале XIV века, после неудавшейся в греческой Церкви лионской Унии, папы старались завязать сношения с сербских королем Милутином, когда у него возникли несогласия со старшим братом Драгутином, и когда заметили, что эти сношения мало имеют успеха, стали возбуждать королей сицилийского и венгерского к крестовому походу на Сербию. Милутин, находясь в затруднительных обстоятельствах, поддерживал переписку с папою, но не придавал ей никакого значения, оставаясь до конца жизни преданным православной Церкви, и заботясь о поддержании православия даже во всех окрестных землях. В половине XIV века, когда турки стали вторгаться в Европу, – папы, при содействии венгерского короля Людовика, старались возбудить Стефана-Душана к крестовому походу на турок.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Обливаясь слезами, святой покаялся в своем малодушии и получил от Господа прощение и дар чудотворения. Преставился святитель Афанасий в возрасте 100 лет. 26 Прмч. Иоасаф Афонский, ученик свт. Нифонта II Kohcmahmuhonoльckoro († 1516, память 26 октября) Монах Дионисиевского монастыря на Святой Горе Афон, ученик святителя Нифонта Константинопольского. Принял мученическую кончину 26 октября 1516 года в Константинополе. Турки жестоко пытали его и затем обезглавили. 28 Свт. Арсений I Cepбckuй, архиеп. Сербский († 1266, память 28 октября) Тропарь святителя Арсения, архиепископа Сербского, глас 8 Милости наставниче и благоутробия сокровище,/еже всем отверзл еси,/правоверия учителю и архиереев Божественное удобрение,/отче наш, иерарше Арсение,/нищих был еси заступник:/тем моли Христа Бога,/просветити души наша, да не когда уснем в смерть. Краткое житие Святитель Арсений – ученики последователь святителя Саввы I Cepбckoro, который вручил Арсению настоятельство над Жичской обителью и опирался на него во многих церковных делах. Когда постоянные нападения вергров на северные области Сербии показали св. Савве, что Жича недостаточно защищена, чтобы играть роль столицы Сербской Церкви, он поручил Арсению найти местность, куда можно было бы перенести церковный центр. Св. Арсений нашел место в долине реки Быстрицы, огражденное двумя высокими хребтами, где и было его трудами положено начало Печской лавре, ставшей на долгие века средоточием Сербской Церкви. Когда св. Савва впервые отправился в Иерусалим, он оставил дела кафедры в руках св. Арсения, а перед своим вторым путешествием в Святую Землю в 1233 или 1234 году – посвятил св. Арсения в сан архиепископа и передал ему управление молодой Сербской Церковью. Возвращаясь из Иерусалима, святой Савва тяжко заболел и отдал душу Богу в городе Тырнове, Болгария. Святитель Арсений, как его преемник и продолжатель, убеждал Сербского короля Владислава, чтобы тот приложил все усилия для перенесения святых мощей в Сербию. Король Владислав, лично отправившись в Болгарию и упросив своего родича, Болгарского царя, вернул мощи Сербского святителя на родину, где св. Арсений собрал духовенство и знать на их торжественную встречу. Мощи были положены святым Арсением в монастыре Милешево.

http://azbyka.ru/molitvoslov/bolshoj-afo...

Получив отказ, сербский король весьма опечалился. Он написал болгарскому царю еще одно письмо и послал для переговоров нескольких высокопоставленных царедворцев. Во втором послании Владислав умолял своего тестя, говоря: «Отец мой, если ты имеешь ко мне хоть сколько-нибудь милости, не затворяй от меня своего сердца. Дай мне святое тело моего дяди и владыки». Это письмо и умилило, и смутило царя Асеня. Не зная, что предпринять, он созвал, во главе с патриархом Иоакимом, изложил дело и попросил принять решение. Все члены Государственного совета воспротивились желанию сербского короля. Асень написал Владиславу: «Если была воля Божия умереть святителю среди нас – а мы также ученики Христовы – то кто я, чтобы противиться воле Божией? И как дерзну я коснуться могилы святителя, тем паче, что он сам ни слова не говорил о перенесении его тела в Сербию? Посему, сын мой, проси у меня, чего хочешь, но не принуждай делать то, что мне сделать не так легко, – ибо и патриарх, и все мои советники, и весь мой народ возбраняют мне так поступить». Ответ Асеня привел Владислава в страх и отчаяние. Сербы, желавшие во что бы то ни стало вернуть мощи угодника Божия на родину, уже знали о переписке монархов. Если бы королю не удалось возвратить тело святителя, народ бы воспринял это как знак посмертного Саввиного недовольства племянником. И что тогда? Владислава могли бы свергнуть с престола. И сербский король решил лично отправиться в Тырново. Он поехал в сопровождении впечатляющей свиты, состоявшей из дворян и епископов, и с богатыми дарами. Тесть принял Владислава в болгарской столице с искренней отеческой любовью и всеми королевскими почестями. Но Владислав сразу же пошел в храм Святых сорока мучеников, пал у гробницы святителя и молился со слезами: «Знаю, что мой грех заставил тебя покинуть Сербию и привел к смерти на чужбине. Но прости меня ради любви к твоему брату, а моему отцу. Не забудь народа своего, ради коего ты столько страдал, и не покрывай меня позором и горем. Моли Бога и твоими молитвами обрати сердце царя Асеня, да дозволит он мне взять твое тело; ибо будет презирать меня народ мой, если я возвращусь без тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

— В этом месте и были сожжены мощи святого Саввы, — сказал серб-священник, сопровождавший нас во время осмотра. — Сначала этот клочок земли был просто помечен камнями. Но и без камней верующие сербы знали, где произошло святотатство, и приходили сюда, чтобы поклониться праху великого сербского святого. Уже после того, как выстроили малый храм, в котором вы только что были, возникла идея возвести большой собор. Почему именно большой? Почему нельзя было ограничиться храмом ну хотя бы средних размеров? На мой взгляд, дело здесь не только в благочестии: слишком велик духовный вклад святителя Саввы в становление Сербской Православной Церкви и самостоятельного Сербского государства. Святитель Савва — Небесный покровитель всей сербской земли! Но безбожные власти долго, в течение многих десятилетий, не позволяли строить собор, хотя Синод Сербской Православной Церкви и хлопотал об этом. Разрешение было получено только в 1985 году. Собор строится исключительно на пожертвования сербского народа, государство не вложило в это дело ни одного гроша. С 1991 года строительство пошло быстрыми темпами, и мы думали, что вскоре в соборе состоится первое богослужение. Однако… все круто переменилось: началась война в Боснии, возникли экономические трудности — и стройка замерла… — И как будут развиваться события дальше? — спросили мы. Серб-священник, немного помолчав, ответил: — Мы смотрим в будущее оптимистично. По молитвам святителя Саввы, его племянника, святого короля Владислава, и других сербских святых Господь все устроит премудро: собор будет благополучно завершен и в нем начнутся торжественные богослужения. Здесь смогут молиться одновременно пятнадцать тысяч человек. На четырех колокольнях будут установлены пятьдесят два колокола, и когда они все разом зазвучат… это будет для всех… это станет… А лучше всего — приезжайте к нам, и сами услышите, что это будет такое… Добавлю, что под храмом предполагается построить большой зал для церковных Поместных Соборов. На улице, за алтарем, выделено место для захоронения сербских Патриархов. Останки Патриарха Варнавы будут перенесены сюда же — согласно его последней воле.

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

Майков даже запутался в противоречия: то говорит (стр. 226), что Милютин вступил в брак с Елисаветой Венгерской, то называет (стр. 231) Дечанского, сына Елисаветы, незаконным сыном Милютина. Майков думает, что Милютин по политическим видам дозволял себе поступки оскорбительные для христианской нравственности. – Нет, искренний христианский король не мог быть так легкомыслен. Закон Христов для него выше всего. Да и политика, нравящаяся Майкову, самая ненадёжная политика, которой следуют только жалкие глупцы. Майков до того странен, что пишет: «Милютин вступил в брак с сестрой Драгутиновой супруги Екатерины». Да ведь даже ни один ксёндз не согласился бы венчать такого брака, не только православный священник! Сербскому священнику известен был закон первовенчанного, – читал он и Библию . По древнему житию св. краля, Екатерина, супруга Драгутина, была дочь Венгерского короля Владислава, а Елисавета, жена Милютина, была дочь короля Андрея Венацианца (Сербляк л. 55). Кроме Цамблака (Гласник X, 41) все летописи называют Дечанского сыном первого брака Милютинова, совершившегося в 1271 г. (у Раича II, 439. 440. Гласник X, 265; I, 165; V, 61. 68; XI, 147). В надписях над стенными изображениями первая супруга Милютина называется кралицей Еленой (Зап. Геогр. Общ. XIII, 139. 140. 148. 236); но и жена царя Душана, сестра Болгарского царя Александра, называлась то Рогозной (у Орбини и Луккари), то Еленой (в надписях и грамотах). Имя Елены было любимым именем королей Славянских. 405 Раич II. 487. Обручение кн. Милютина с Симонидой совершено было Охридским архиепископом Макарием в 1300 г., а брак отложен был до брачного возраста Симониды (Pachimer de Andronico 4, 4). 406 Цамблак в житии Дечанского: «да не кто възнить ме, сия слыше, Стефана похваляти и того достохвальнаго и светого нашими словесы безчестити. Да не будет таковаго безместья. Таковаго бо отьца яко благочьстыва и правиа веры поборника с светыми имамы и яко от Бога того мощемь нетленно соблюдаемым покланяемьсе тем и целуем, освещение приемлюще...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Со святой Афонской горы Савва направился в город Солунь, где независимо от Никейского царя держал власть также именовавший себя царем Феодор из фамилии Ангелов. И для сего властителя, и для Сербии было важно соблюдать мир в смутные времена, и потому Святой Савва был радушно принят Феодором и Сие посещение Саввою Солуня принесло немалую пользу Сербии. Оттуда Савва отправился в свое отечество. Весть о сем побудила сербского короля Радослава выйти навстречу Савве в сопровождении духовенства, вельмож и народа. Радостна была сия встреча и для святого Саввы, и для сербского народа, во главе с государем. Отдохнув от долгого странствования в Студеницком монастыре при гробе своего родителя, святого Симеона Мироточца, архиепископ Савва усердно принялся за дела веры и церкви. Прежде всего, он созвал духовный собор в Студенецкой лавре на память кончины своего брата, Стефана Первовенчанного, в иночестве Симеона. После богослужения и особенного молебствия святей Савва приказал открыть раку усопшего, в которой и были обретены нетленные мощи, наполнившие храм благоуханием. Велика была всеобщая радость о сей новой милости Божьей. Тогда же решили торжественно перенести святые мощи в общую задушбину Стефана Первовенчанного и святого Саввы в новосозданный ими кафедральный монастырь Жичу. После сего Святой Савва отправился обозревать епархии всей своей архиепископии сербской, творя владычный суд, исправляя недостатки, поучая вере и благочестию и щедро раздавая милостыню неимущим и убогим, и благотворя церквам и монастырям. Никто не оставлен был Саввою в сем странствии без поучения и наставления: и вельможи, и воины, и простые люди слышали от него мудрые уроки христианской жизни. Но святому Савве пришлось испытать и тяжелые огорчения. Произошла междоусобная распря между королем Радославом и его младшим братом Владиславом, который беззаконно восстал на старшего брата. Король Радослав сначала пользовался любовью народа, но потом некоторыми недобрыми поступками, особенно в своей семейной жизни, он вызвал к себе нерасположение: многие вельможи отложились от него и приняли сторону возмутившегося младшего брата. Радослав был свергнут с престола, изгнан и бежал в Драч на Адриатическое море, откуда, испытав насилие от одного франкского латинского властителя, должен был бежать. Прибежище и защиту он нашел у своего дяди, архиепископа Саввы, который убедил его после бурной мирской жизни искать успокоение в жизни иноческой: Радослав пострижен был Саввою в иночество под именем Иоанна и, подвизавшись недолгое время, скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010