25 лет назад, 27–28 мая 1992 года, в Харькове, в епархиальном управлении на территории Покровского монастыря, состоялся Архиерейский Собор епископов Украинской Православной Церкви, положивший начало новой истории православной веры украинского народа, сохранившего каноническое единство с Русской Православной Церковью и мировым Православием. На Соборе была дана оценка антицерковной деятельности бывшего предстоятеля УПЦ митрополита Филарета (Денисенко), который за клятвопреступление и ряд других антицерковных деяний решением Собора был низложен с должности и запрещен в священнослужении. Новым предстоятелем Украинской Православной Церкви был избран митрополит Ростовский и Новочеркасский, Патриарший экзарх Западной Европы Владимир (Сабодан; † 5.07.2014). Открывалась непростая, но благодатная страница в новейшей истории украинского Православия. Предыстория Автору этих строк довелось начинать работать в церковной журналистике еще до раскола, на Пушкинской, 36, где находился Экзархат митрополита Киевского и Галицкого Филарета. Молодой викарий, наместник открывшейся в 1988 году Киево-Печерской Лавры, епископ Переяслав-Хмельницкий Ионафан (Елецких), ныне – митрополит Тульчинский и Брацславский, был инициатором создания первой на Украине православной газеты – официального органа Украинского Экзархата РПЦ, затем – УПЦ. Как ответственному редактору, мне было поручено подобрать штат и выпускать новую газету «Украинский православный вестник» на двух языках – русском и украинском. После собеседования Филарет предоставил в здании Митрополии помещение для редакции и пожелал видеть новое издание в киосках «Союзпечати». Поэтому наблюдать весь процесс грядущего раскола и борьбу Церкви за его преодоление пришлось «изнутри». А события развивались так. Выступление митрополита Владимира (Сабодана) на соборе УПЦ 26 июня 1992 года в Киево-Печерской лавре В 1989 году в УССР была реанимирована раскольническая Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), сбежавшее руководство которой восседало за океаном после победы над фашизмом в 1945 году.

http://pravoslavie.ru/103919.html

     Православное богослужение – это не набор случайных, стихийно собранных молитвенных сочинений, написанных на протяжении нескольких тысяч лет. Православное богослужение, мне кажется, напоминает сшитую рубашечку, в которой все увязано-соединено: «петелька-крючочек». Все здесь гармонично сплетено в одно целое и призвано настроить человеческую душу, словно музыкальный инструмент, на общение с Богом. В неделю перед первой седмицей Великого поста мы совершаем две жизненно важные вещи – испрашиваем у всех прощения и вспоминаем изгнание святых праотцев Адама и Евы из рая. Эти два богослужебных события являются тем верным трамплином, который вводит в нас в спасительную и святую землю Четыредесятницы. Испрашивая прощения у всех людей, мы с Божьей помощью словно бы исторгаем из сердца всякое зло, всякую нечистоту и ненависть и пытаемся постичь великую науку любви, стараемся подключиться к току Божественной любви, стать ее проводниками в мире. И еще один момент есть в испрашивании прощения… Я должен осознать, что я виноват. Я должен осознать, в чем я виноват. Я должен осознать, перед кем я виноват, проанализировать свою жизнь с точки зрения себя не как прекрасного «светлого Ангела», но как больного тяжелой инфекционной болезнью греха существа, которое своей болезнью заразило и этот мир, других людей, а теперь пытается все исправить и вопиет к Богу об исправлении причиненного зла. Оно понимает (ведь так научил Господь наш Иисус Христос!), что болезнь гордости, болезнь зла исцеляется «таблеточкой» любви и добра. И если я сам в себе «переключу тумблер» воли в сторону этих добродетелей, то исправлюсь не только я, но и окружающий меня мир, потому что стану генератором-проводником Божественной любви. Вот откуда высказывание преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи». Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан) когда то написал о том, что конец света придет, когда чаша людских грехов переполнится. И ее может переполнить в любую секунду сделанный мною или тобою, дорогой брат или сестра, грех.

http://pravoslavie.ru/101366.html

Владыка Антоний — о выборах Киевского митрополита в условиях войны О предстоящем Соборе епископов Украинской Церкви 9 августа, 2014 О предстоящем Соборе епископов Украинской Церкви Все меньше времени остается до начала работы Собора епископов, который изберет нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви вместо почившего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана). Как идет подготовка к Собору? Как на нее влияют военные действия и политическая ситуация в Украине? Рассказывает об этом Управляющий делами УПЦ митрополит АНТОНИЙ (ПАКАНИЧ). — Владыка, до проведения Собора епископов, на котором ожидается избрание нового Киевского митрополита, осталось несколько дней. Как идет подготовка к Собору? — По распоряжению Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры митрополита Онуфрия создана комиссия по подготовке и проведению Собора. Сейчас члены комиссии активно трудятся. Идет подготовка помещений, обсуждаются различные технические вопросы, разрабатывается проект регламента Собора. Как говорится, работа кипит. — Где будет проходить Собор? — Соборные заседания состоятся в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры. — Будут ли допущены на Собор представители СМИ? — По сложившейся практике, в начале Собора будет вестись протокольная съемка представителями наших церковных средств массовой информации. Затем Собор будет работать в закрытом режиме. По окончании Собора в Успенском соборе Лавры состоится молебен, на котором уже будут присутствовать представители аккредитованных СМИ. После молебна запланирован подход к прессе новоизбранного Предстоятеля. — Сейчас, когда, как Вы сказали, «кипит работа», у многих возникает вопрос: оказывают ли влияние на подготовку Собора государственные органы? Или какие-нибудь политические силы? — Нет. Никакого влияния на работу подготовительной комиссии государство не оказывает. Да и вообще, я могу сказать, что какого-то давления на Церковь со стороны государственных чиновников или политических сил мы сегодня не ощущаем. Понятно, что проведение Собора в Киеве в нынешней ситуации требует взаимодействия, например, с органами внутренних дел. Нам необходимо обеспечить безопасность участников Собора, создать условия для спокойной и конструктивной работы. Поэтому мы обращались с соответствующими просьбами в Министерство внутренних дел.

http://pravmir.ru/vladyika-antoniy-o-vyi...

Драма и торжество Харьковского Собора: воспоминания участников Собор Украинской Православной Церкви, 1992 г. 27 мая исполнилось 10 лет со дня исторического Собора Украинской Православной Церкви, состоявшегося в Харькове. На нем за клятвопреступление и раскольническую деятельность был низложен митрополит Филарет (Денисенко), впоследствии преданный анафеме, а предстоятелем Украинской Церкви избран митрополит Владимир (Сабодан). О драматических событиях вокруг этого Собора рассказывают его непосредственные участники-архиереи. НИКОДИМ, митрополит Харьковский и Богодуховский: - Если бы в 1992 году в сугубо церковные дела не вмешались светские силы, депутаты и политики, то, я уверен, сегодня бы Православие имело иной образ, объединяло бы всех. Но кому-то это невыгодно, и было сделано все, чтобы каноническую Православную Церковь Украины, неотделимую от Полноты Православия, бесконечно третировали. И, напротив, всячески поддерживали нечестивое сборище Филарета, которое не содержит в себе ничего, кроме скандалов, мести и разжигания страстей. Харьковский Собор длился двое суток. После его окончания официальная пресса от лица правительства заявила, что Никодим созвал Собор, но никто об этом якобы не знал. Так началась фальсификация событий, ибо на протяжении всей работы Собора через каждые два часа меня вызывали на телефонный разговор с канцелярией Президента Л. Кравчука. Он относился ко мне с большим уважением, и потому мне постоянно передавали: " Никодим Степанович, Леонид Макарович надеется на добрую дружбу и просит не трогать Филарета " . Когда приступили к голосованию, помощник Президента по телефону от лица Леонида Макаровича предупредил: " Если Филарет будет снят, то правительство вашу Церковь поддерживать не будет " . Украинские епископы в списки для тайного голосования вносили и мою кандидатуру, но я ее снял. Ведь Филарет поднял бы шум, что Никодим давно хотел стать руководителем Церкви в Украине и, дабы доказать противоположное, что Церковь находится не на политической, а на чисто духовной основе, я отказался претендовать на пост Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Так что власти в Украине прекрасно знали о Харьковском Соборе и преднамеренно пытались его дискредитировать.

http://pravoslavie.ru/5203.html

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ На Украине прошли торжества по случаю 10-летия исторического Харьковского Собора 03.06.2002, Православие в Украине Харьковский Собор архиереев Украинской Православной Церкви проходил 27 мая 1992 года. Его значение состоит в том, что впервые после десятилетий атеистических гонений и административных притеснений, несмотря на шантаж тогдашнего руководства страны, Собор православных епископов во весь голос заявил о праве Церкви быть свободной в свободном государстве, о недопустимости сохранения системы диктата и тотального контроля над жизнедеятельностью Церкви со стороны атеистических чиновников и спецслужб. Собор избрал митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) предстоятелем Украинской Православной Церкви. 1 июня на юбилейные торжества прибыли архиереи Украинской Православной Церкви, духовенство Харьковской епархии, гости со всей Украины. Празднование началось тожественной встречей Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Харьковском вокзале, продолжились в Благовещенском кафедральном соборе, где предстоятель Украинской Церкви совершил Божественную литургию в сослужении архиереев УПЦ и священников харьковской епархии. После литургии митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим произнес слово, в котором дал высокую оценку событиям десятилетней давности, как промыслительным и ведущим к единству Вселенского Православия. Владыка Никодим поздравил Блаженнейшего Владимира с десятилетием его избрания на кафедру Киевских митрополитов. Затем участники торжеств во главе с Митрополитом Владимиром отправились в Свято-Покровский монастырь, где расположено Харьковское епархиальное управления. Здесь их торжественно встретили братия монастыря, руководители города во главе с мэром Харькова Владимиром Шумилкиным. Блаженнейший Владимир освятил памятную доску в честь Харьковского собора, открытую на здании епархиального управления, где 27-28 мая 1992 года и проходило это историческое событие.

http://zavet.ru/news/0206/n03.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Американский проект «неортодоксального Православия» как главная причина разгрома Церкви на Украине Доклад на конференции Института стран СНГ «Уничтожение Православия в Укрорейхе. Кто виноват и что делать?» 25.04.2023 746 Время на чтение 10 минут amp.topwar.ru Источник: Материк УПЦ – наследие развала СССР То, что происходит сегодня с Православием в Киевской Руси – закономерный итог существования структуры под названием «Украинская Православная Церковь» — наследия развала Советского Союза и «проклятых 90-х». Эта структура возникла в результате компромисса Московской Патриархии во главе с Патриархом Алексием Вторым, и украинским «самостийничеством», одурманившим значительную часть общества бывшей Украинской ССР, включая и Украинский экзархат Русской Православной Церкви. В результате была создана громоздкая церковная структура с непонятным статусом. С одной стороны, независимая, с другой — под омофором Московского Патриархата, который ограничился исключительно мироварением и участием в Священном Синоде. И именно под сенью митрополита Киевского Владимира (Сабодана) начался губительный курс «квази-автокефализации», который привел к Феофанийскому позору и к нынешнему разгрому Православия на Украине. Доктрина Запада в отношении Православия Самуэль Хантингтон в своей книге «Столкновение цивилизаций» спутал карты провозвестникам «конца истории». Он высказал мнение о множестве цивилизаций, каждая из которых готова бросить вызов универсализму Запада. Особо неприемлемым было постулировании тезиса о самобытной славяно-православной, или евразийской цивилизации, стержневым государством которой является Россия. В «Доктрине Вулфовица» говорится о недопустимости нового объединения государств на пространстве бывшего Советского Союза вокруг Москвы. Именно это стало причиной поиска западного «ответа» на «вызов» русского Православия как доктрины, способной превратить Москву в центр нового геополитического проекта. Этот ответ был найден. Центром противостояния Москве как православному Третьему Риму был назначен стамбульский квартал Фанар – остаток Второго Рима, поверженного, оскоплённого и обращённого в рабство. Во времена масона и еретика, патриарха Мелетия (Метаксакиса) Фанар стал центром ересей экуменизма, восточного папизма, отступничества от святоотеческого наследия. Президент США Гарри Трумэн настоял на отправлении на покой русофильского патриарха Максима V и на своём самолёте доставил в Стамбул нового патриарха Афинагора (Спиру), настроенного резко антисоветски и русофобски. Эта позиция Фанара ещё более усилилась при патриархе Варфоломее (Арходонисе), выпускнике Восточного папского университета в Риме и Экуменического университета в Боссэ (Швейцария).

http://ruskline.ru/opp/2023/04/25/amerik...

Закрыть itemscope itemtype="" > [Видео] Из Почаева начался Крестный ход в честь святого благоверного князя Андрея Боголюбского Игорь Друзь о молитвенном шествии по территории Украины и России 26.06.2012 1005 Время на чтение 3 минуты С 23 июня на Украине начался Крестный ход в честь святого благоверного князя Андрея Боголюбского (XII в.), который, как известно, княжил в Вышгороде и во Владимире, ныне, увы, находящихся на территории разных государств, основав десятки храмов, сокрушив врагов Руси булгар и других агрессоров. Крестный ход идет по Украине из Почаевской Лавры к далекому Свято-Боголюбскому монастырю Владимирской области России. По России проведение Крестного хода благословила Московская Патриархия. Его организаторами с российской стороны являются благотворительный Фонд им. Князя Андрея Боголюбского, международное движение «За веру православную». Со стороны Украины - общественная организация «Народный Собор» Украины. Также организации хода по украинской территории содействует известная юридическая структура «Православная правозащита», созданная по личному благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира. Паломники несут благодатные святыни, в т.ч. - большие и красивые Владимирскую и Боголюбскую иконы Богоматери, которые прошли десятки тысяч километров по Украине, России и Белоруссии, воцерковляя народ, исцеляя, «сшивая» разорванную Русь. Около ста человек самых разных социальных слоев, образовательного уровня, возраста, посетят десятки храмов, святых икон, источников. На сегодня Крестный ход прошел вокруг Почаевской Лавры, затем доехал до Киева на автобусах, прошел возле Киево-Печерской лавры и Вышгорода, потом, уехав оттуда, обошел вокруг центральных храмов г.Чернигова. По сравнению с прошлым годом масштаб проведения Крестного хода св. бл. князя Андрея Боголюбского стал значительно больше. В том числе увеличился и масштаб его проведения по Украине. Поэтому на этот раз его было решено провести из Почаевской Свято-Успенской Лавры. В прошлом году организаторы попросили о содействии Митрополита Вышгородского Павла, который и благословил «старт» Хода из Вышгорода. Тогда этого было достаточно. Но в этом году было решено обратиться за содействием лично к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру (Сабодану). Обращение написала участвующая в мероприятии с украинской стороны общественная организация «Православная правозащита», созданная по благословению Предстоятеля. Он не имел никаких возражений против такого масштабного, миссионерского Крестного хода, и поэтому крестоходцы встретили горячий прием духовенства в Почаеве, Киеве, Чернигове.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/26/vi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возрождение русской православной идентичности – ключ к рерусификации Украины Выступление на Круглом столе Института стран СНГ «575-летие русской автокефалии и годовщина собрания УПЦ в Феофании» 29.05.2023 512 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором 26 мая в Институте стран СНГ прошел Круглый стол по случаю первой годовщины Собора УПЦ в Феофании, где было объявлено о разрыве с Московским патриархатом, и также по случаю 575-летия Русской Православной Церкви, на котором выступил А.С. Селиванов. 25 лет назад я купил книгу «Последние юнкера» Виктора Ларионова в книжной лавке Киево-Печерской лавры. Почему я говорю об этой книге? Потому что воспоминания белогвардейцев являются составной частью русской идентичности и помогают эту идентичность формировать. Позже я уже, конечно, никаких белогвардейских книг в лавре не видел, хотя еще несколько лет кряду там можно было купить журнал «Русский Дом». Который тоже прекратили продавать в лавре, когда покойному митрополиту Владимиру (Сабодану) и секретарю его Драбинке кто-то обратил на этот журнал внимание. Конечно, изучая святоотеческое наследие и жития русских святых, невозможно не заметить, что все эти святые действовали в духовном пространстве Святой Руси и считали себя именно русскими святыми. Но украинские священники умудрились как-то «обходить» и этот неопровержимый факт. Преобразование Киевского экзархата Русской Православной Церкви в Украинскую Православную Церковь в 1990 году и тем более публичное отречение УПЦ от Московского патриарха на собрании в Феофании в мае 2022 года явилось следствием того, что украинская идентичность в массовом сознании жителей Украины оказалась сильнее и русской, и даже православной идентичности. Это, в общем, неудивительно. Кризис русской идентичности поразил и российское государство, задачей которого является воспроизводство этой идентичности. В Российской Федерации русскую идентичность пытаются заменить то советчиной, то многонациональностью, поэтому на порубежных территориях за русскость не особенно держатся даже русские по происхождению люди.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/29/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Долгожданное решение Протоиерей Георгий Коваленко снят с должности официального спикера Украинской Православной Церкви Московского Патриархата 18.09.2014 1980 Время на чтение 4 минуты 16 сентября в Синодальном зале Успенской Киево-Печерской лавры под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. В связи с избранием митрополита Онуфрия митрополитом Киевским и всея Украины на занимаемую им прежде должность главы Церковного суда Украинской Православной Церкви назначен митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор, который также введен в состав постоянных членов Священного Синода Украинской Православной Церкви. Правящим архиереем Черновицкой и Буковинской епархии назначен архиепископ Хотинский Мелетий; вместо него викарием Черновицкой епархии назначен архимандрит Евсевий (Дудка). Назначены новые викарии: епископ Алипий (Погребняк) — в Горловскую епархию с титулом «Краснолиманский»; епископ Антоний (Боровик) — в Хустскую епархию с титулом «Угольский»; архимандрит Виктор (Быков), по совершении архиерейской хиротонии, — в Одесскую епархию с титулом «Арцызский». Ликвидированы Комитет по биоэтике и этическим вопросам при Синоде Украинской Православной Церкви, а также — Синодальный отдел по делам пастырской опеки воинов-интернационалистов: их функции переданы другим синодальным учреждениям. Учрежден Синодальный отдел по социально-гуманитарным вопросам, его главой назначен протоиерей Владислав Диханов. Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению реорганизован путем присоединения к Синодальному отделу по социально-гуманитарным вопросам. Учреждена стипендия имени Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) для лучших студентов Киевской духовной академии и семинарии. Утверждено богослужебное почитание нескольких местночтимых святых и святынь епархий Украинской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/09/18/do...

Закрыть itemscope itemtype="" > За отстраненного Синодом УПЦ МП архиепископа Александра (Драбинко) вступились только униаты и раскольники Украины 08.02.2012 1776 Время на чтение 17 минут Православные верующие Украины продолжают молитвы о выздоровлении Блаженнейшего Митрополита Владимира. К сожалению, пока они не приносят результата. А в это время продолжается борьба группы сторонников национал-либеральной политической идеологии во главе с архиепископом Александром (Драбинко) со Священным Синодом, постепенно отстраняющим их от власти. Сначала архиепископ Александр (Драбинко) выступил с осуждением этого синодального решения на весьма антицерковном телеканале ТСН, затем и написал об этом, как утверждает ряд журналистов, весьма «своеобразные» стихи . Потом он не нашел ничего лучшего, как начать безуспешно доказывать «дееспособность» Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана), дабы обосновать «неправильность» совершенного без совсем больного Предстоятеля УПЦ МП заседания Синода. На редактируемом им официальном церковном сайте 4 февраля внезапно появилась победная реляция о совершении Блаженнейшим литургии в больничной палате, и это сообщение затем с радостью перепечатали союзные ему СМИ раскольников, униатов и просто сидящих на европейских грантах либералов. На видеозаписи видно, как тяжелобольной человек, сидящий в инвалидной коляске, еле-еле шепчет малоонятные слова и пытается креститься. Над ним маячит фигура архиепископа Александра. А ведь литургию вообще нельзя совершать сидя... Причем в своем кратком видео, его авторы, очевидно, взяли самый, как они думали, убедительный момент службы, когда Митрополит Владимир выглядел несколько лучше, чем в остальное время. Так как же тогда выглядели остальные моменты этого богослужения?! Служба похожа на какое-то странное действо, имеющее целью убедить паству в дееспособности Предстоятеля. Но убеждающая всех в совершенно обратном. (см. здесь ). Видеозапись полностью подтвердила мудрость архипастырей Священного Синода УПЦ МП, которые взяли в свои руки правление Церковью в условиях полной невозможности управлять ею Блаженнейшим.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/09/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010