Преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии иерей Евгений Игнатов представил доклад «Наставник святителя Феофана Затворника в Орловской семинарии Городецкий Николай Иванович, будущий митрополит Киевский и Галицкий Платон». Член Историко-родословного общества и Русского генеалогического общества А.Е. Лукьянова выступила с докладом «К портрету Преосвященного Иеремии Соловьева», преподаватель Российской академии живописи и ваяния Ильи Глазунова, доктор филологических наук В.В. Каширина — с докладом «Монахиня Серафима (Поливанова) — духовное чадо преподобного Амвросия Оптинского и святителя Феофана Затворника». После перерыва работа чтений продолжилась научными сообщениями молодых исследователей: студентов первого курса магистратуры Калужской духовной семинарии Виктора Ремезова («Анализ духовно-нравственного состояния русского общества второй половины ΧIΧ века по письмам святителя Феофана Затворника»), Олега Исакова («Таинство покаяния в понимании святителя Феофана Затворника»), Яна Есина («Компаративистика антропологических концепций в трудах святителя Феофана и П.С. Авсенева»), Михаила Киреева («Глинская Рождество-Богородицкая пустынь и святитель Феофан Затворник»). Также в ходе чтений были представлены: совместный обзор четвертого тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского» заведующего кафедрой богословия и библеистики Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, кандидата философских наук А.В. Абрамова и студента семинарии Артема Доценко, доклад студента Российского православного университета св. Иоанна Богослова Михаила Чеснокова «Учение святителя Феофана Затворника о ценности духовной жизни как вызов времени российскому обществу ΧIΧ века». Темой сообщения студента Калужской духовной семинарии Владислава Балога стала «Жизнь в монастыре: актуализация взглядов святителя Феофана в современном мире», студента Екатеринодарской духовной семинарии Сергея Старостенко — «Описание архивных рукописей и источника перевода «Митерикона» святителя Феофана Затворника».

http://patriarchia.ru/db/text/5852220.ht...

Митрополит Тихон в своем выступлении выразил благодарность всем, кто работал над изданием, и отметил, что во Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии постоянно изучается наследие святителя Феофана. Епископ Можайский Иосиф рассказал о своей работе над справочным аппаратом издания. Настоятель Пронского Спасо-Преображенского монастыря Рязанской епархии кандидат исторических наук игумен Лука (Степанов) в своем выступлении говорил о важности миссионерских трудов святителя Феофана на Владимирской кафедре. Член Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана доктор филологических наук В.В. Каширина подчеркнула, что летопись — один из самых фундаментальных и трудоемких жанров. По ее мнению, собранные в «Летописи…» материалы будут способствовать появлению и разработке новых тем для изучения. Член архивной группы Научно-редакционного совета А.Н. Свирин рассказал о своей работе в архивах и об особом волнении, которое охватывает исследователя, держащего в руках документ, который до этого не изучался и не был известен. Заведующая редакцией духовно-просветительской литературы Издательства Московской Патриархии Т.А. Тарасова отметила, что благодаря этому изданию читатели смогут больше узнать не только о святителе Феофане, но и о его современниках, о реалиях российской глубинки тех лет, об изменениях в общественной жизни. Она также уточнила объем издания, который составляет 80 авторских листов. Руководитель сектора научно-исследовательских проектов и специальных программ Издательского Совета иерей Стефан Даниленко отметил значимость собранной источниковедческой базы, а также напомнил собравшимся о трех ежегодных конференциях по изучению наследия святителя Феофана. В дистанционном формате во встрече приняли участие преподаватели и студенты духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Завершая мероприятие, митрополит Климент поблагодарил всех, кто работал над книгой, и пожелал помощи Божией в дальнейших трудах. Издательский Совет /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/5899455.ht...

На богослужении присутствовали губернатор Владимирской области С.Ю. Орлова и другие официальные лица. Пели архиерейский хор Владимирской митрополии (регент — Татьяна Оганян) и православный солдатский хор Инженерных войск РФ «За веру и Отечество» под управлением Виталия Чувилова. На телеканале «Союз» и в Интернете на сайте администрации Владимирской области шла прямая трансляция Патриаршего богослужения, за которой можно было наблюдать на больших на экранах, установленных на соборной площади. В числе молившихся за богослужением были настоятельницы женских монастырей, духовенство и монашествующие, юноши и девушки из православных молодежных организаций, многочисленные жители города и области. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Предстоятель рукоположил в сан священника диакона Сергия Сиротина, клирика московского храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебино. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Георгий Горбачук, ректор Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, настоятель Преображенского храма г. Владимира. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл и сослужившие иерархи вышли на помост, установленный на ступенях колокольни  на соборной площади. Митрополит Евлогий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству трехчастную икону Успения Божией Матери с Владимирскими святыми. С юбилеем епархии Святейшего Патриарха поздравила губернатор Владимирской области С.Ю. Орлова. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом . В дар Владимирской митрополии Святейший Владыка передал старинный образ Христа Спасителя, Успенскому собору — напрестольный крест. Поблагодарив митрополита Евлогия за труды, Святейший Патриарх Кирилл вручил ему панагию и крест, изготовленные к 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Во внимание к помощи Русской Православной Церкви Предстоятель наградил губернатора С.Ю. Орлову орденом преподобного Сергия Радонежского II степени.

http://patriarchia.ru/db/text/3728235.ht...

     На богослужении присутствовали губернатор Владимирской области С.Ю. Орлова и другие официальные лица. В числе молившихся за богослужением были настоятельницы женских монастырей, духовенство и монашествующие, юноши и девушки из православных молодежных организаций, многочисленные жители города и области.      По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл и сослужившие иерархи вышли на помост, установленный на ступенях колокольни на соборной площади. Митрополит Евлогий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству трехчастную икону Успения Божией Матери с Владимирскими святыми. С юбилеем епархии Святейшего Патриарха поздравила губернатор Владимирской области С.Ю. Орлова.      Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом. В дар Владимирской митрополии Святейший Владыка передал старинный образ Христа Спасителя, Успенскому собору — напрестольный крест. Поблагодарив митрополита Евлогия за труды, Святейший Патриарх Кирилл вручил ему панагию и крест, изготовленные к 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Верующим были розданы иконки с изображением святителя Симона, первого епископа Владимирского, и святого благоверного князя Георгия Владимирского с Патриаршим благослвоением. Также в этот день Святейший Патриарх Кирилл посетил храм Рождества Богородицы в Богородице-Рождественском мужском монастыре г. Владимира — место первоначального погребения святого благоверного князя Александра Невского. Древний собор Рождества Пресвятой Богородицы XII века был разрушен в 1930 году. В 1993-2004 гг. на его месте был построен новый храм. Святейшего Патриарха сопровождали губернатор Владимирской области С.Ю. Орлова, глава администрации г. Владимира А.С. Шохин, митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий. У дверей храма Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали исполняющий обязанности наместника Богородице-Рождественского монастыря игумен Кирилл (Сурков) с насельниками обители, учащиеся Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии и воспитанницы женского епархиального училища. Святейший Патриарх благословил учащихся духовных школ.

http://pravoslavie.ru/73438.html

9 декабря в рамках выставки-форума «Радость Слова» в Центре культуры и искусства на Соборной открылась фотовыставка «Светопись Тайны», посвященная теме «Святитель Патриарх Тихон. К 100-летию восстановления Патриаршества в России». Первыми посетителями выставки стали губернатор Владимирской области С.Ю. Орлова, заместитель губернатора Владимирской области по социальной политике М.Ю. Колков и митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий. Экскурсии по выставке провели иеромонах Макарий (Комогоров) и А.С. Головин. В ходе экскурсии председатель Издательского Совета митрополит Климент поделился интересными фактами о жизни и служении святителя Тихона. Выставка открыта ежедневно с 10.00 до 20.00 в Центре культуры и искусства на Соборной по адресу: г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 33/35. Также 9 декабря состоялась конференция «100-летие возобновление Патриаршества в России», участниками которой стали священнослужители и монашествующие Владимирской митрополии, воспитанники Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии и Муромского духовного училища, преподаватели вузов и сотрудники библиотек города Владимира. С первым докладом  на конференции, посвященным теме участия Владимирской епархии в деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., выступил митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий. Владыка рассказал об участниках Поместного собора от Владимирской епархии, об активной деятельности преподавателя Владимирской духовной семинарии иеромонаха Афанасия (Сахарова), который впоследствии стал епископом Ковровским, и о праве, вынуть жребий об избрании Патриарха иеромонахом Алексием (Соловьевым). Оба они были прославлены в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года. В продолжение конференции выступил митрополит Калужский и Боровский Климент, который рассказал о Патриаршем служении святителя Тихона не как «об исполнении должности, но как о несении самоотверженного служения». Митрополит Климент указал на значение личности Патриарха Тихона и трудов, осуществленных под его руководством на Поместном Соборе 1917-1918 гг., для современной Церкви. Рассказав об основных направлениях работы Архиерейского Собора, прошедшего с 29 ноября по 2 декабря сего года, владыка Климент пожелал, чтобы, опираясь на решения Собора, «каждый из нас — священник или мирянин стали добрыми примерами для сограждан». С докладом выступил также лауреат Патриаршей литературной премии писатель В.Н. Крупин.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5082976...

Только совсем недавно в библиотеке Русского Свято- Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон была выявлена официально заверенная копия свидетельства о рождении Георгия Васильевича Говорова. Этот документ в числе прочих был приобретен монастырем у наследников святителя и хранился все эти годы за пределами нашей страны. Ввиду значимости документа, приведем его полностью. «Свидетельство о рождении Георгия Васильевича Говорова копия от 8 сентября 1861 года Мы нижеподписавшиеся, Орловской Епархии, Елецкаго уезда, села Чернавска Владимирской церкви священнослужители, сим свидетельствуем, что в Метрической книге нашей церкви за 1815 год, в первой части – о родившихся, под 3-м записано: «Генваря десятаго дня у местнаго священника Василия Тимофеева сына Говорова [родился] сын Георгий. Восприемники были Села Пониковца Священник Иван Саввич Паниковский, села Чернавска Покровскаго Священника Аврамия Попова дочь девица Анна». Священник Александр Крутиков. Диакон Алексей Вавилов. Уездный Дьячек Гавриил Виноградов. Пономарь Феодор Вал ав. 8 Сент 1861 г.» 18 . Крещение новорожденного Георгия Говорова состоялось 11 января 1815 г. 19 , то есть на следующий день после его рождения, по обычаю того времени. Указанный в свидетельстве о рождении крестный отец Георгия Говорова священник Иоанн Саввич Попов из села Паниковец приходился ему дедом со стороны матери. Крестная мать, по данным исследователей, также была родственницей святителя по материнской линии. Но если прежде считалось, что его восприемницей была дочь брата матери, то теперь установлено, что упомянутая девица Анна – дочь ее сестры Устиньи и священника Авраамия Иоанникиевича 20 . Восприемники святителя скончались, когда он был еще семинаристом 21 . Братья и сестры Георгий Говоров был пятым ребенком в семье. Всего у священника Василия и матушки Татьяны Говоровых было семеро детей: четыре сына (Иван, Семен, Георгий и Гавриил) и три дочери (Любовь, Евдокия и Анна). Один из их детей, брат святителя Семен, умер в юных летах, во время обучения в старших классах Севской духовной семинарии 22 . Остальные его братья и сестры прожили типичную для семейств сельского духовенства XIX столетия жизнь, полную трудов и лишений. Их семьи проживали преимущественно в родном Чернавске и в селе Вышнее Ольшаное Ливенского уезда, а также в других селах Елецкого и Ливенского уездов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Церковное и народное почитание святителя Феодора Суздальского начинается сразу после его праведной кончины. Честные мощи святого были обретены еще до нашествия Батыя 1237 года. В 1754 году епископ Суздальский Порфирий (Крайский; † 1768) предлагал Святейшему Синоду освидетельствовать мощи епископа Феодора. Указом от 27 августа 1755 года Святейший Синод постановил: «Нет никакого сумнительства, вновь освидетельствовать несть потребы, а оставить в таком же, как доныне были, состоянии и почитании». В 1794 году стараниями епископа Владимирского и Суздальского Виктора (Онисимова; † 1817) нетленные мощи святителя Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех пор по левую сторону от иконостаса в суздальском соборном храме в честь Рождества Богородицы. Служба святителю Феодору, а также его житие написаны иноком Григорием, подвизавшимся в Суздальском Евфимиевом монастыре, основанном b XIV веке. Епископ Феодор Суздальский почитается в лике святителей. Память его совершается 23 мая (5 июня н. ст.)   и 21 июня (8 июля н. ст.) в Соборе Ростово Ярославских святых и 23 июня ( 6 июля н. ст.) в Соборе Владимирских святых.   В 1998 году в связи с аварийным состоянием Рождественского собора в Суздале раку первого суздальского епископа перенесли в Казанскую соборную церковь Суздаля, расположенную на Торговой площади.   Именно с владыки Феодора идет счет суздальским и владимирским архиереям, который вместе с викариями уже приближается к полутора сотням. Но современник князя Владимира Святого и духовный отец святого Бориса навсегда останется самым первым архипастырем Владимирского края. И не случайно на возведенном в 2007 году в центре города Владимира памятнике рядом с крестителем Руси стоит епископ Феодор Суздальский. СПРАВКА ОБ АВТОРЕ  Иеромонах Варфоломей (Сергей Николаевич Минин) родился в 1957 г. Окончил исторический факультет Пермского государственного университета (1980), Владимирскую Свято-Феофановскую духовную семинарию (2002) и аспирантуру Владимирского государственного педагогического университета (2003). Кандидат исторических наук (2003), доктор теологии (2016). Преподает на кафедре философии и религиоведения Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Автор свыше сотни научных работ, в том числе девяти монографий и 19 учебников и учебно-методических пособий.

http://e-vestnik.ru/church/svjatitel_feo...

Автор резюмирует мысль об актуальности педагогических идей святителя для современной православной педагогики, при этом приводится строго очерченная история развития исследований педагогического творчества святи теля, от самого начала XX в. до настоящего времени, по следовательно рассматривается цель Свято Феофановской педагогической системы, как созревание и последующее укрепление христианской жизни в православном человеке. При этом работа написана студентом не только хорошим литературным языком, но отличается и научной новизной в работе, через изучение частных мнений наших современников учёных по вопросу влияния педагогического наследия святителя Феофана на современную православную педагогику ясно обозначено православное психологическое учение святителя как теоретическая основа его педагогической системы, очерчено предназначение человека и пути реализации этого предназначения в педагогическом аспекте, поскольку учение о человеке православных подвижников, таких как святитель Феофан Затворник , несомненно, является высшим творческим актом всего человечества. Также несомненно удачным является не столько компилятивный, сколько творческий труд иного студента выпускника семинарии чтеца Дмитрия Ивановича Григорьева, посвящённый проблеме воспитания детей в семье. Именно сегодня во Владимирской семинарии (увы, в моё отсутствие) происходит защита этой работы. Автор обращается к наследию святителя Феофана Затворника с целью актуализировать и, по возможности, приблизить к современным педагогам и родителям его учение о воспитании в целом, и о воспитании детей в семье – в частности. Он справедливо указывает, что актуальность выбранной им темы связана с кризисным состоянием социального института семьи в современном обществе. Обращение же к святителю Феофану автор работы столь же справедливо связывает с национально культурной и исторической близостью его наследия, с общностью многих проблем семейного воспитания времён святителя Феофана и современных православных христиан. В работе достаточно глубоко проанализированы основные источники («Путь ко спасению», а также эпистолярное наследие святителя Феофана, его проповеди, в том числе на владимирской земле), убедительно показана необходимость опоры на все эти источники и свидетель ства. Большое внимание автор уделяет возрастной периодизации святого владыки, обращая результаты своего исследования этой периодизации к проблемам семейного воспитания. Заслугой автора является созданная им модель возрастной периодизации по святителю Феофану, позволяющая наглядно и сжато представить духовный путь право славного христианина от младенчества до юношества.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Пересказывая воспоминания своего дедушки, участника Второй мировой войны, о русских солдатах, с которыми тот воевал на Сербском фронте, отец Михаил рассказал, как бесстрашно шли на смерть русские и как умирали с обращенными к небу лицами. На многих солдатах были кресты, на некоторых — черные ризы. «Главным качеством человека является готовность жертвовать собой ради Бога и ближнего, — заключил архимандрит Михаил. — Когда я слышу песню " Священная война " , я понимаю, что жертвенным является служение как солдат, так и монахов». По окончании выступлений докладчиков пленарного заседания игумен Петр (Еремеев) , член Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря , ректор Российского православного университета  святого Иоанна Богослова, сообщил, что в минувшем 2019 году 12 епархий и два ставропигиальных монастыря получили право реализации программы подготовки в области богословия для монашествующих (за два года 23 епархии и 6 ставропигиальных монастырей). В настоящее время программой получения монашествующими Русской Православной Церкви базового богословского образования охвачено 13 митрополий, Московская и Пятигорская епархии, шесть ставропигиальных обителей. Всего по указанной программе занимается 1075 монашествующих. Представления на право реализации программ были вручены мужскому монастырю Нило-Столобенская пустынь Тверской епархии , Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, Костромской духовной семинарии, Екатерининскому женскому монастырю Тверской епархии, Покровскому ставропигиальному женскому монастырю Москвы, Свято-Троицкому Стефано-Махрищскому ставропигиальному женскому монастырю , Успенскому Псково-Печерскому мужскому монастырю Псковской епархии , Ярославской, Коломенской и Самарской духовным семинариям. В 2020 году для участия в образовательной программе на заседании Межведемственной комиссии 7 октября 2019 года на утверждение Высшего Церковного Совета и Священного Синода были предложены для участия в образовательной программе для монашествующих Санкт-Петербургская , Рязанская , Липецкая , Пермская , Брянская , Орловская , Смоленская , Пензенская , Кубанская , Тульская митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/5583486.ht...

Церковь Покрова на Нерли. М., «Северный паломник». 2003. 4 октября 2015 года историческое событие состоялось на Владимирской земле – были освящены всемирно известный храм Покрова на Нерли и возрождённый Трёхсвятительский храм, ставший основой учреждённого архиерейского подворья Богородице-Рождественского монастыря города Владимира. За богослужением молились игуменьи владимирских монастырей, учащиеся Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, Владимирского Епархиального женского духовного училища, участники православных молодёжных объединений города Владимира, многочисленные прихожане и паломники. В чине освящения престолов храмов и в Божественной литургии митрополиту Владимирскому и Суздальскому Евлогию сослужили митрополит Вятский и Слободской Марк и митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх. Информация с сайта: http://www.eparh33.ru/ Церковь Покрова на Нерли (город Владимир, исторический облик) Церковь Покрова на Нерли (1165) — прекраснейшее явление в русской архитектуре. Исключительное художественное совершенство ее форм и необыкновенное гармоническое сочетание с окружающей природой сделали этот небольшой храм известным всему миру. Обласканная самыми высокими эпитетами и сравнениями, церковь Покрова неизменно остается неисчерпаемым источником вдохновения для художника и интереснейшим объектом для исследователя. Построенная мастерами князя Андрея Боголюбского, она явилась вершиной бурного расцвета древнерусского зодчества середины XII века. Время скрыло от нас её достоверный первоначальный облик, но археологические раскопки, проведенные около церкви, дают основание догадываться об утраченных элементах здания. Вариант реконструкции разработан Н. Н. Ворониным. Источник: Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой. Верхне-Волжское книжное издательство, г. Ярославль, 1973. Церковь Покрова Богородицы на Нерли, единственная из всех церквей эпохи Андрея Боголюбского, сохранила почти полностью свой скульптурный декор. Главными элементами этого вполне скромного декора (по сравнению, например, с декором Димитриевского собора во Владимире или Георгиевского в Юрьеве-Польском) являются три одинаковых рельефа на северном, южном и западном фасадах храма, изображающие царя Давида на троне в окружении парных скульптур голубей и львов.

http://sobory.ru/article/?object=00185

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010