Четвертая секция проходила под руководством Заведующей Отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН, профессора, доктора филологических наук Марины Ивановны Щербаковой. В ее рамках были представлены доклады главного архивиста Научно-исследовательского отдела рукописей Российской Государственной Библиотеки, члена Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана Затворника Дмитрия Александровича Чудинова («Методика работы в архиве по выявлению материалов, связанных со святителем Феофаном Затворником (на примере НИОР РГБ)»); студента 4-го курса богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Артема Малышева (“Святитель Иннокентий (Борисов) как академический наставник святителя Феофана Затворника”); сотрудника Издательства во имя святителя Игнатия Ставропольского Анатолия Ивановича Плево («Противостояние веры и общественного зла в “Девяти словах по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской” святителя Феофана Затворника»); преподавателя Российской академии образования Анатолия Николаевича Свирина («О церковных наказаниях во 2-й половине XIX века (по материалам Российского государственного исторического архива и Государственного архива Тамбовской области, связанным со служением святителя Феофана на Тамбовской архиерейской кафедре)»), студента 1-го курса бакалавриата Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии Алексея Ширикова «Миссионерская и образовательная деятельность святителя Феофана Затворника на Владимирской кафедре (по материалам Государственного архива Владимирской области)». На секции были проведены консультации студентов, а также задан ряд вопросам ее участникам, связанных с источниковедческими проблемами подготовки «Летописи жизни и творений святителя Феофана Затворника». Затем состоялось общее заседание участников семинара, на котором были подведены его итоги. Всего в рамках состоявшейся сессии семинара был сделан 31 доклад, проведены консультации, состоялась оживленная дискуссия по многим вопросам, связанным с изучением жизни и творчества святителя Феофана. Общее количество гостей и участников семинара — более 40 человек.

http://izdatsovet.ru/news/detail.php?ID=...

Автор резюмирует мысль об актуальности педагогических идей святителя для современной православной педагогики, при этом приводится строго очерченная история развития исследований педагогического творчества святи теля, от самого начала XX в. до настоящего времени, по следовательно рассматривается цель Свято Феофановской педагогической системы, как созревание и последующее укрепление христианской жизни в православном человеке. При этом работа написана студентом не только хорошим литературным языком, но отличается и научной новизной в работе, через изучение частных мнений наших современников учёных по вопросу влияния педагогического наследия святителя Феофана на современную православную педагогику ясно обозначено православное психологическое учение святителя как теоретическая основа его педагогической системы, очерчено предназначение человека и пути реализации этого предназначения в педагогическом аспекте, поскольку учение о человеке православных подвижников, таких как святитель Феофан Затворник , несомненно, является высшим творческим актом всего человечества. Также несомненно удачным является не столько компилятивный, сколько творческий труд иного студента выпускника семинарии чтеца Дмитрия Ивановича Григорьева, посвящённый проблеме воспитания детей в семье. Именно сегодня во Владимирской семинарии (увы, в моё отсутствие) происходит защита этой работы. Автор обращается к наследию святителя Феофана Затворника с целью актуализировать и, по возможности, приблизить к современным педагогам и родителям его учение о воспитании в целом, и о воспитании детей в семье – в частности. Он справедливо указывает, что актуальность выбранной им темы связана с кризисным состоянием социального института семьи в современном обществе. Обращение же к святителю Феофану автор работы столь же справедливо связывает с национально культурной и исторической близостью его наследия, с общностью многих проблем семейного воспитания времён святителя Феофана и современных православных христиан. В работе достаточно глубоко проанализированы основные источники («Путь ко спасению», а также эпистолярное наследие святителя Феофана, его проповеди, в том числе на владимирской земле), убедительно показана необходимость опоры на все эти источники и свидетель ства. Большое внимание автор уделяет возрастной периодизации святого владыки, обращая результаты своего исследования этой периодизации к проблемам семейного воспитания. Заслугой автора является созданная им модель возрастной периодизации по святителю Феофану, позволяющая наглядно и сжато представить духовный путь право славного христианина от младенчества до юношества.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Свято-Феофановскую семинарию сохраним! — Новый семинарский спорткомплекс — замечательно. Но еще несколько лет назад это учебное заведение в ежегодном рейтинге духовных школ занимало далекие от лидерских позиции... — На Владимирской кафедре первым делом я озаботился именно этим вопросом. Выяснилось, что самые острые недостатки касались бытовых проблем семинаристов: питания, проживания, оздоровления. Понятно ведь, что, допустим, в монастырях полезно в целях приобщения к аскезе пробовать практиковать не слишком обильное питание. Но уж в семинарии-то экономить на еде никак не допустимо! А средств свободных нет... Договорились, чтобы семинарии помогли с продуктами монастыри, у многих из которых успешно действуют подсобные хозяйства. Это хотя бы собственные молоко, яйцо, мясо, рыба! А что касается качества обучения, по уровню образования в тот год Свято-Феофановская Владимирская семинария взлетела в рейтинге... на четвертое место — не снизу, а сверху!!! Конечно, в общем зачете прогресс не столь стремителен: материальную базу невозможно обновить быстро. Но признанием серьезного выправления ситуации стало разрешение Учебного комитета возобновить прием на заочное отделение, которое у нас несколько лет не действовало. — Каким был конкурс среди поступающих во время приемной кампании — 2021? — На бакалавриат приняли семерых первокурсников из девяти подавших заявления. Всего же на очном отделении у нас три десятка студентов. Семинария, конечно, маленькая, особенно если сравнивать с эпохой ее расцвета в синодальный период, когда тут на одном курсе учились сотни студентов. Но епархии она очень нужна, по крайней мере на современном этапе. Хотя бы потому, что большинство учащихся — владимирцы. — Остался ли в Новосибирске какой-то незавершенный проект, о котором вы вспоминаете с сожалением? — Я уезжал оттуда со спокойным сердцем (особенно с учетом того, с чем столкнулся, впервые прибыв туда): что мог, сделал. Помню, приехав впервые, увидел четырех священников, служивших в единственном на три миллиона человек храме (это при 150 служителях других исповеданий и религий и трех десятках приходов у одних только баптистов). Что делать будем, спрашиваю, отцы, с чего начнем? Поднимают на меня глаза: «Трудно тебе здесь придется... первые десять лет, а потом привыкнешь!» Пришлось на своей земле стать миссионерами. Поставили задачу на первое время создать приход хотя бы в каждом из 35 районов Новосибирской области. Запустили рейсы миссионерских поезда, храма-корабля и автобуса (там, где есть проезжие автодороги). Помню, прибыли в райцентр Чистоозерное с населением 5 тысяч человек, куда машиной добираться 16 часов. Выходит глава администрации: «Зачем приехали?! У нас и верующих-то нет...» А покрестилось в тот день сразу три тысячи человек!

http://patriarchia.ru/db/text/5893566.ht...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Считать необходимым наличие данного издания в приходских, епархиальных библиотеках, а также в библиотеках духовных учебных заведений и воскресных школ. 3. Церковно-научному центру «Православная энциклопедия» установить единую льготную цену на полный комплект издания в 9 книгах (11 томах) для церковных организаций в 350 рублей. 4. Все средства от распространения издания направить на финансирование работ по созданию 25-томной «Православной энциклопедии», издаваемой в ознаменование 2000-летия Рождества Господа нашего Иисуса Христа. 5. Данное решение довести до сведения всех епархиальных архиереев. СЛУШАЛИ: 1. Ходатайство Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия о преобразовании Владимирского Свято-Феофановского духовного училища в духовную семинарию с заочной формой обучения. 2. Доклад исполняющего обязанности председателя Учебного Комитета при Священном Синоде Преосвященного епископа Верейского Евгения о возможности преобразования Владимирского Свято-Феофановского духовного училища в духовную семинарию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преобразовать Владимирское Свято-Феофановского духовное училище во Владимирскую духовную семинарию с заочной формой обучения. 2. Ректором Владимирской духовной семинарии назначить протоиерея Георгия (Горбачука). СЛУШАЛИ: 1. Ходатайство Преосвященного архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира о преобразовании Ташкенского духовного училища в духовную семинарию. 2. Доклад исполняющего обязанности председателя Учебного Комитета при Священном Синоде Преосвященного епископа Верейского Евгения о возможности преобразования Ташкентского духовного училища в духовную семинарию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преобразовать Ташкентское духовное училище в Ташкентскую духовную семинарию. 2. Ректором Ташкентской духовной семинарии назначить Преосвященного архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Михея об освобождении Преосвященного епископа Переславль-Залесского Анатолия, викария Ярославской епархии, от должности наместника Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря в городе Переславле-Залесском Ярославской области и о назначении на эту должность иеромонаха Иоанна (Коваленко).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971742...

4. Священник Михаил Легеев, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии. «Некоторые аспекты полемики святителя Феофана Затворника и святителя Игнатия Брянчанинова». 5. Чериан (Захария) Ипен (Индия). «Творения святителя Феофана в Индии: переводы, публикации, распространение». 12.10–12.40 — Полдник. 12.40–14.20. Тематическое заседание II. Святитель Феофан Затворник – богослов, подвижник, пастырь и педагог. Актовый зал. Ведущий: Настоятель Свято-Георгиевского храма города Владимира, ответственный за духовное окормление молодежи города Владимира Отдела по делам молодежи Владимирской епархии, преподаватель Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, доцент Шуйского государственного педагогического университета архимандрит Зосима (Шевчук). 1. Архимандрит Зосима (Шевчук), настоятель Свято-Георгиевского храма города Владимира, ответственный за духовное окормление молодежи города Владимира Отдела по делам молодежи Владимирской епархии, преподаватель Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, доцент Шуйского государственного педагогического университета. «Определяющая роль святителя Феофана в становлении педагогической концепции в России в конце XIX века». 2. Игумения Вера (Ровчан), член Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, настоятельница Свято-Успенского Вышенского монастыря Скопинской епархии. «Крест иноческой жизни. (По книге святителя Феофана “Напоминание всечестным инокиням о том, что требует от них иночество)”». 3. Протоиерей Димитрий (Предеин), преподаватель Одесской духовной семинарии, кандидат богословия. «Учение святителя Феофана о мытарствах: его особенности и влияние на православных катехизаторов XX века». 4. Иерей Павел (Нейгум), руководитель информационного отдела Рязанской митрополии. «Размышления о молитвенном делании по трудам святителя Феофана Затворника». 5. Хохлова Анна Борисовна, преподаватель кафедры теологии Курского государственного университета. «В поисках идеала учителя… На материале трудов святителя Феофана Затворника».

http://new.izdatsovet.ru/news/press-reli...

9 декабря в рамках выставки-форума «Радость Слова» в Центре культуры и искусства на Соборной открылась фотовыставка «Светопись Тайны», посвященная теме «Святитель Патриарх Тихон. К 100-летию восстановления Патриаршества в России». Первыми посетителями выставки стали губернатор Владимирской области С.Ю. Орлова, заместитель губернатора Владимирской области по социальной политике М.Ю. Колков и митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий. Экскурсии по выставке провели иеромонах Макарий (Комогоров) и А.С. Головин. В ходе экскурсии председатель Издательского Совета митрополит Климент поделился интересными фактами о жизни и служении святителя Тихона. Выставка открыта ежедневно с 10.00 до 20.00 в Центре культуры и искусства на Соборной по адресу: г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 33/35. Также 9 декабря состоялась конференция «100-летие возобновление Патриаршества в России», участниками которой стали священнослужители и монашествующие Владимирской митрополии, воспитанники Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии и Муромского духовного училища, преподаватели вузов и сотрудники библиотек города Владимира. С первым докладом  на конференции, посвященным теме участия Владимирской епархии в деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., выступил митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий. Владыка рассказал об участниках Поместного собора от Владимирской епархии, об активной деятельности преподавателя Владимирской духовной семинарии иеромонаха Афанасия (Сахарова), который впоследствии стал епископом Ковровским, и о праве, вынуть жребий об избрании Патриарха иеромонахом Алексием (Соловьевым). Оба они были прославлены в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года. В продолжение конференции выступил митрополит Калужский и Боровский Климент, который рассказал о Патриаршем служении святителя Тихона не как «об исполнении должности, но как о несении самоотверженного служения». Митрополит Климент указал на значение личности Патриарха Тихона и трудов, осуществленных под его руководством на Поместном Соборе 1917-1918 гг., для современной Церкви. Рассказав об основных направлениях работы Архиерейского Собора, прошедшего с 29 ноября по 2 декабря сего года, владыка Климент пожелал, чтобы, опираясь на решения Собора, «каждый из нас — священник или мирянин стали добрыми примерами для сограждан». С докладом выступил также лауреат Патриаршей литературной премии писатель В.Н. Крупин.

http://patriarchia.ru/db/text/5082903.ht...

Настоятель Свято-Георгиевского храма города Владимира,  преподаватель Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, доцент Шуйского государственного педагогического университета архимандрит Зосима (Шевчук) в своем докладе «Преемственность традиций исихазма от свт. Григория Паламы до свт. Феофана Затворника» обратил внимание на византийские традиции, которые нашли свое продолжение в русской культуре и богословии, рассказал о постепенном перенятии этих идей на Руси и путях их дальнейшего распространения. Преподаватель Киевской духовной академии, кандидат богословия архимандрит Маркелл (Павук) выступил с докладом «Учение о страстях и способах борьбы с ними в сочинениях протоиерея Думитру Станилоае и русских подвижников благочестия XIX века: сравнительный анализ». Показана была связь между румынским богословом и русскими святыми, которых объединяло православие и разнили культурные традиции. «Аскетика и мистика православной церкви» - основной труд Думитру Станилоае, в котором описано очищение человека от страстей, созерцание и обожение. Сходные высказанным в этом произведении мысли о страстях как искажении человеческой природы были выражены свт. Игнатием Брянчаниновым и свт. Феофаном Затворником. Преподаватель кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина иерей Дмитрий Фетисов в докладе «Учение свт. Феофана Затворника о свободе воли человека в контексте европейской персонологии конца XIX – первой половины ХХ в.» осветил проблему антропологического кризиса нашего времени. Свт. Феофан Затворник в своих трудах осветил широкий спектр вопросов, связанных с человеческой природой, и его идеи актуальны были как для его современников, так и для нас, живущих в XXI веке. Преподаватель кафедры теологии и религиоведения Курского государственного университета., к.п.н. Анна Борисовна Хохлова в докладе «Проблема знания в духовном опыте преподобного Сергия Радонежского и обоснование духовного познания в трудах святителя Феофана Затворника» отметила, что духовное познание Бога, согласно учению свт. Григория Паламы, доступно человеку наравне с чувственным и разумным способами познания мира. Подлинное познание есть ведение духовное, как писал свт. Феофан Затворник. Совершенная ступень знания – созерцание. Как отметила А.Б. Хохлова, прп. Сергий Радонежский в своей жизни воплотил эти принципы познания мира, себя и Бога.

http://new.izdatsovet.ru/news/sostoyalas...

Только совсем недавно в библиотеке Русского Свято- Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон была выявлена официально заверенная копия свидетельства о рождении Георгия Васильевича Говорова. Этот документ в числе прочих был приобретен монастырем у наследников святителя и хранился все эти годы за пределами нашей страны. Ввиду значимости документа, приведем его полностью. «Свидетельство о рождении Георгия Васильевича Говорова копия от 8 сентября 1861 года Мы нижеподписавшиеся, Орловской Епархии, Елецкаго уезда, села Чернавска Владимирской церкви священнослужители, сим свидетельствуем, что в Метрической книге нашей церкви за 1815 год, в первой части – о родившихся, под 3-м записано: «Генваря десятаго дня у местнаго священника Василия Тимофеева сына Говорова [родился] сын Георгий. Восприемники были Села Пониковца Священник Иван Саввич Паниковский, села Чернавска Покровскаго Священника Аврамия Попова дочь девица Анна». Священник Александр Крутиков. Диакон Алексей Вавилов. Уездный Дьячек Гавриил Виноградов. Пономарь Феодор Вал ав. 8 Сент 1861 г.» 18 . Крещение новорожденного Георгия Говорова состоялось 11 января 1815 г. 19 , то есть на следующий день после его рождения, по обычаю того времени. Указанный в свидетельстве о рождении крестный отец Георгия Говорова священник Иоанн Саввич Попов из села Паниковец приходился ему дедом со стороны матери. Крестная мать, по данным исследователей, также была родственницей святителя по материнской линии. Но если прежде считалось, что его восприемницей была дочь брата матери, то теперь установлено, что упомянутая девица Анна – дочь ее сестры Устиньи и священника Авраамия Иоанникиевича 20 . Восприемники святителя скончались, когда он был еще семинаристом 21 . Братья и сестры Георгий Говоров был пятым ребенком в семье. Всего у священника Василия и матушки Татьяны Говоровых было семеро детей: четыре сына (Иван, Семен, Георгий и Гавриил) и три дочери (Любовь, Евдокия и Анна). Один из их детей, брат святителя Семен, умер в юных летах, во время обучения в старших классах Севской духовной семинарии 22 . Остальные его братья и сестры прожили типичную для семейств сельского духовенства XIX столетия жизнь, полную трудов и лишений. Их семьи проживали преимущественно в родном Чернавске и в селе Вышнее Ольшаное Ливенского уезда, а также в других селах Елецкого и Ливенского уездов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Церковное и народное почитание святителя Феодора Суздальского начинается сразу после его праведной кончины. Честные мощи святого были обретены еще до нашествия Батыя 1237 года. В 1754 году епископ Суздальский Порфирий (Крайский; † 1768) предлагал Святейшему Синоду освидетельствовать мощи епископа Феодора. Указом от 27 августа 1755 года Святейший Синод постановил: «Нет никакого сумнительства, вновь освидетельствовать несть потребы, а оставить в таком же, как доныне были, состоянии и почитании». В 1794 году стараниями епископа Владимирского и Суздальского Виктора (Онисимова; † 1817) нетленные мощи святителя Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех пор по левую сторону от иконостаса в суздальском соборном храме в честь Рождества Богородицы. Служба святителю Феодору, а также его житие написаны иноком Григорием, подвизавшимся в Суздальском Евфимиевом монастыре, основанном b XIV веке. Епископ Феодор Суздальский почитается в лике святителей. Память его совершается 23 мая (5 июня н. ст.)   и 21 июня (8 июля н. ст.) в Соборе Ростово Ярославских святых и 23 июня ( 6 июля н. ст.) в Соборе Владимирских святых.   В 1998 году в связи с аварийным состоянием Рождественского собора в Суздале раку первого суздальского епископа перенесли в Казанскую соборную церковь Суздаля, расположенную на Торговой площади.   Именно с владыки Феодора идет счет суздальским и владимирским архиереям, который вместе с викариями уже приближается к полутора сотням. Но современник князя Владимира Святого и духовный отец святого Бориса навсегда останется самым первым архипастырем Владимирского края. И не случайно на возведенном в 2007 году в центре города Владимира памятнике рядом с крестителем Руси стоит епископ Феодор Суздальский. СПРАВКА ОБ АВТОРЕ  Иеромонах Варфоломей (Сергей Николаевич Минин) родился в 1957 г. Окончил исторический факультет Пермского государственного университета (1980), Владимирскую Свято-Феофановскую духовную семинарию (2002) и аспирантуру Владимирского государственного педагогического университета (2003). Кандидат исторических наук (2003), доктор теологии (2016). Преподает на кафедре философии и религиоведения Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Автор свыше сотни научных работ, в том числе девяти монографий и 19 учебников и учебно-методических пособий.

http://e-vestnik.ru/church/svjatitel_feo...

На Святках и Светлой седмице старшеклассники, которые интересуются духовным образованием, могут провести некоторое время в семинарском общежитии, пообщаться со студентами и преподавателями и более реально оценить, насколько им подходит учеба в семинарии. Дистанционная подготовка В Екатеринбургской духовной семинарии заочные подготовительные курсы начинаются в декабре. В основном учащиеся — старшеклассники, причем из разных регионов России. В среднем в год обучение проходят до 10 человек. В процессе обучения они пишут контрольные работы по катехизису, библейской истории, литургике, общей истории Церкви и истории Русской Церкви и присылают ответы по почте. А за две-три недели до вступительных экзаменов проводятся занятия непосредственно по тем дисциплинам, которые необходимо сдать при поступлении. В этом году в Хабаровской духовной семинарии впервые организовали онлайн-консультирование для абитуриентов, которое проводилось летом. Любопытно, что за советом обращались не только будущие семинаристы Дальневосточного федерального округа, но и абитуриенты семинарий из других регионов. Другое При Санкт-Петербургских духовных школах никаких специальных курсов для абитуриентов нет. Однако в Санкт-Петербургской епархии действуют вечерние трехгодичные епархиальные богословские курсы. Многие слушатели курсов затем становятся абитуриентами и студентами СПбДА. Похожая ситуация во Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, где действует годичное подготовительное отделение, обучение на котором дает необходимую для поступления на бакалавриат подготовку. А на территории Владимирской митрополии есть Свято-Троицкое (г. Гусь-Хрустальный) и имени Патриарха Пимена (г. Муром) духовные училища, выпускники которых затем становятся студентами первого курса бакалавриата Владимирской семинарии. В Перервинской духовной семинарии также есть подготовительное отделение для тех, кто не смог поступить в семинарию. В течение года они посещают вечерние занятия вместе с первокурсниками Катехизаторского отделения. Эти учащиеся обязаны жить на территории Николо-Перервинской обители, где расположена семинария, и днем участвовать в послушаниях. Если обучение проходит успешно, на будущий год они могут быть зачислены на первый или второй курс семинарии. Каждый год на подготовительном отделении числится от трех до десяти человек.

http://patriarchia.ru/db/text/3316856.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010