Потому-то многие читают Священное Писание, но ничего не понимают. «Отче наш» каждый день читают, а не видят, что там есть такие слова: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Не видят, что надо всех за все прощать, а иначе тебе Господь не простит твои грехи. Чем мы можем оправдаться на Страшном суде перед Богом, чем можем загладить миллиарды грехов, которые совершаем? Да ничем, мы можем надеяться только на прощение. А прощение наше зависит только от качества нашей души. Сам умеешь прощать? сам умеешь терпеть? сам умеешь отрекаться от своего? желаешь душу свою погубить ради Евангелия? Если есть это в тебе, тогда достигнешь; если нет, то не достигнешь. Господь скажет: а помнишь, ты вот тому-то не простил? Все, Царствие Небесное для тебя закрыто, иди в муку вечную, потому что ты злодей, тебе Господь прощал миллиарды грехов, ты жил и всем пользовался на земле, ел, пил, хохотал, телевизор смотрел и еще всяческими радостями наслаждался – а сам не мог простить человеку даже малость. Вот почему мы читаем и не понимаем. Нам мешает понимать грех . Это наш единственный враг. Поэтому для чего мы исповедуемся постоянно? какая цель? Не просто назвать грехи – надо увидеть весь ужас этого греха, в котором мы каемся. А некоторые даже имеют дерзость оправдывать себя на исповеди, вместо того чтобы каяться. Это совершенно полная бессмыслица: стоим на суде Божием, перед крестом и Евангелием и начинаем вместо покаяния сами себя оправдывать, как будто Спаситель нам не нужен. Вместо того чтобы сказать: да, Господи, я вот это натворил, прости, прости, больше не буду, постараюсь, лучше мне умереть, – нет, начинает человек свою волю искать, оправдывать себя, какие-то обстоятельства придумывать, как будто Бог не знает всех обстоятельств, не знает всех наших оправданий. Поэтому нам нужно стараться учиться покаянию, для того чтобы душу постоянно очищать. Вот увидел в себе грех, осознал: я вот в этом грешен. Ну и положи труд – год, два, двадцать лет, чтобы этот грех в себе изжить, истребить. Самому человеку это невозможно, но только постоянной молитвой, постоянным себя окаиванием, постоянным вопрошением помощи Божией. Вот знаю, такой-то грех есть на душе. Утром встал – первый помысл об этом: Господи, сохрани меня в этот день от этого греха, помоги мне, не дай мне забыться, дай мне внимание, чтоб не было у меня забвения, чтоб грех мой всегда передо мной стоял. Вот как в псалме сказано: «Грех мой предо мною есть выну» – всегда передо мной, чтобы я на секунду даже не отвлекся, потому что я могу согрешить. Но мы немощны, иногда отвлекаемся и опять согрешаем. Тогда опять покаяться: прости, Господи, вот снова мое окаянство. Осудить себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

За трапезою следует кратковременный отдых, а в 4 ч. пополудни вечерня, за которою, кроме обшеположенных песнопений и молитв, совершаются особые молитвословия устава и правила монашеского, состояния из канонов Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю, с земными поклонами, на которых должны быть все монахи, не обязанные особыми послушаниями 319 . Пустынная жизнь обители и порядки ее сохраняются доселе, не смотря на некоторые, привзошедшие впоследствии, не вполне благоприятные строгому уединению условия, как напр. заселение близлежащих местностей крестьянами, стечение богомольцев и людей пришлых, в числе коих бывают, конечно, люди и далеко не расположенные уважать строгие иноческие уставы и порядки, и под. Но все это, по милости Божией, не нарушало и не нарушает общего строя жизни обители. Эту-то обитель и избрал местом покоя своего святитель Феофан. Быв уволен от управления Владимирской епархией 17 июня 1866 года, он назначен был управляющим Вышенской пустыней в качестве настоятеля ее. Но его душа жаждала возможно полного уединения, к которому он стремился, если мы припомним, с юных лет, а между тем настоятельство сопряжено было со многими заботами, несродными с этим его стремлением, каковы: хозяйственная часть, наблюдение за внешним течением и порядками жизни обители и т.п. Поэтому в сентябре того же 1866 года преосв. Феофан просил Св. Синод уволить его от управления обителью и исходатайствовать ему пенсию, но вместе с тем «предоставить ему право служить, когда пожелает, оставить за ним какое-либо влияние на монастырские власти, без вмешательства в дела монастырского управления и занимаемый им флигель оставить за ним с тем, чтобы обитель как приспособила этот флигель к помещению его, поправляла что каждогодно потребуется и отопляла, так и помогала ему, преосвященному, в добывании нужного к трапезе или даже и доставляла всю трапезу». Св. Синод, определением от 19–28 сентября 1866 года, согласно этому прошению, постановил: 1) уволить преосвященного епископа Феофана от управления Вышенской пустынею; 2) предоставить ему право служения, когда пожелает, 3) подчинить ему по церковно-служебной части братию Вышенской пустыни так, чтобы они совершали с ним церковные службы по его назначению; 4) представить в его распоряжение занимаемый им флигель, обязав пустынь приспособить, ремонтировать, отоплять оный и исполнять желание епископа относительно трапезы и 5) назначить ему пенсию в 1000 рублей со дня увольнения на покой от управления Владимирской епархией (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Старец опять остановил болтливую старушку увещаниями не говорить лишнего. Наконец, прощаясь с отцом Филиппом, старушка спросила его: «Что же прикажешь батюшка, передать-то помещице?» Старец уже рассердился, начал доказывать, что ему не до покупок, что нет никакого смысла в этом, что она рассказывает, ибо он не имеет понятия о Зосимовой часовне, никогда там не был и ничего не знает. Изумилась старушка и пошла в Лавру. Встревожился и сам отец Филипп. Вернувшись домой, он рассказал об этом своим сыновьям. Особенно внимательно его слушал сын Прокопий. Как нам уже известно у Зосимовой часовни, между двух елей, часто сиживал местный помещик Вл. Вас. Головин, почитавший батюшку Зосиму и старавшийся насколько возможно сохранить в целости могилу старца и следы прежней обители. В один прекрасный день сторож часовни рассказал В. В. Головину, как приходили сюда два монаха от имени отца Филиппа Киновейского за справкой не продаст ли ему помещица Неттель три десятины леса с Зосимовой могилой. Головин, конечно, знал всем известного Филиппушку, понравилась ему эта мысль и видя, таким образом, возможность возрождения Зосимовой пустыни, он даже послал от себя крестьянина в киновию спросить отца Филиппа: правда ли что он желает приобрести эту землю и справедлив ли столь радостный для него слух? Старец принял посланного от Головина при своих сыновьях и подивились они опять все случившейся истории , о которой они ничего не знали до сих пор. В сердце своем блаженный Филипп, однако, чувствовал, что тут совершилось чудесное проявление воли Божией. Средний сын Филиппушки, отец Прокопий, выслушав вторичный рассказ о таинственных монахах, решился наконец просить благословения отца съездить в Зосимову пустынь, осмотреть ее и расспросить подробно о случившейся истории. Старец находил это лишним, бесцельным, но благословил сына и согласился на его поездку в Ульянову пустошь. Тем временем и старушка-крестьянка вернулась к своей помещице Г. И. Неттель. Сперва обрадовалась барыня возможности получить верные сведения и ответ Филиппушки, но затем страшно рассердилась, когда старушка сообщила ей свой разговор со старцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

II, 21). Итак, со смертью блаженного старца Зосимы, пустыня его сохранила прежнюю святость, если не сделалась еще более благодатной, ибо нетленное тело его стало источать силу непобедимую, оживотворяющую благодать св. Духа. Так бедная крестьянка одного из соседних селений имела больного сына; скорбя о немощи своего единственного чада и моля Всевышнего об облегчении недуга сына, она видела однажды во сне , явившегося ей старца, указывавшего ей идти в село Никульское, и около него в лесу отслужить панихиду над могилой погребенного пустынника. Восстав поутру, она отправилась в это село и, расспросив об указанной могиле , явилась к тогдашнему приходскому священнику о. Петру ( впоследствии иеромонах Паисий в Сергиевой лавре), прося его отслужить на ней панихиду; все было исполнено по ее желанию; придя домой, она встречена была уже исцелевшим сыном (Рассказ Симеона Ермолаева и П. Паисия). Божественная благодать коснулась и сердца, которое казалось много лет неприступным – помещицы Генриеты Ивановны Неттель. Об этом важном событии для Зосимовой пустыни, имеются несомненные сведения от самих действующих лиц, живущих еще милостью Божией. Вот, что рассказывают свидетели совершившихся чудес: В мае месяце 1860 года, в Зосимову пустыньку пришли два монаха и обратились к сторожу часовни с просьбой указать им где живет помещица, владеющая Ульяновой пустошью. «Дома ли помещица?» – спросили они и объяснили, что пришли по поручению блаженного Филиппушки Киновийского (или Филарета в монашеском пострижении) узнать не продаст ли барыня ему три десятка земли с могилой схимонаха Зосимы. Сторож, удивленный таким предложением и вопросом, о котором до сих пор никто не думал и никому не приходило в голову, посоветовал им обратиться к самой барыне. «Не знаю, не знаю, – ответил он, – станет ли она продавать тут лес, с могилкой и часовней, ничего не могу сказать, а вот сами обратитесь к немке нашей!» Сторож вывел монахов на дорогу в усадьбу г-жи Неттель, расположенную в деревне Каравайково, указал направление куда идти и странники распростились с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В первое время молодой человек, будучи отцом ребенка, приходил каждый день, затем посещения его стали все реже и реже и, наконец, совсем прекратились. Мать и дочь были в неописуемом горе. В довершение своего ужаса и беспредельного несчастья, мать и дочь узнали, что юноша женится на другой. Его соблазнило чуть ли не миллионное приданое второй невесты. Думая составить себе земное счастье с богатой женой, он забыл самое главное: счастье не в деньгах, а в благословении и помощи Божией, которых он лишился через свое клятвопреступление и вероломство. В чаду своего призрачного, безумного счастья он мечтал, что жизнь его будет обеспечена до смерти. Но суд Божий стерег его. В день свадьбы молодой человек почувствовал себя нехорошо. У него появилась слабость, которая не покидала его. Он стал худеть не по дням, а по часам и постепенно сделался живым скелетом, слег в постель и буквально иссох. Ничто не могло его утешить. Душа его была полна неописуемой скорби и тоски. Находясь в такой беспредельной печали, однажды среди бела дня он видит, как в комнату входит величественная дивная Жена, исполненная великой славы. Вид Ее был строгим. Она подошла к нему и сказала: “Клятвопреступник, ты за свое безумие достоин этого наказания. Покайся и принеси плоды покаяния.” Своей рукой Она прикоснулась к его волосам, и они выпали на подушку, а Сама Жена стала невидимой. После того больной тотчас же пригласил к себе своего духовного отца, с великим плачем во всем покаялся ему, а затем к смертному одру позвал своих родителей. В их присутствии он подробно рассказал духовнику всю историю своего увлечения бедной девицей, о своей клятве перед Владимирской иконой Божией Матери и о явлении ему в этот день дивной и величественной Жены, в Которой он признал Царицу Небесную. В заключение он со слезами просил отца и мать, чтобы они проявили великое милосердие к обманутой им девушке, младенцу, рожденному от него, и вдове, обеспечили их на всю их жизнь. На другой день, утром, меня снова пригласили к нему. Больной был напутствован Таинствами Причащения и Елеосвящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Были мы дружны и счастливы, дети соединяли нас, но невидимая черта разделяла Киру и меня. Через два года после приезда я потерял над собой контроль. Было Рождество , устроена елка, розданы детям подарки. Передаю Кире свой подарок, радостно поздравляю и вдруг схватываю ее за плечи, целую лицо, губы, глаза, шею. Теплые руки Киры охватили меня, прижавшись ко мне и целуя, произнесла несколько раз: “Юра! Юра!” – крепче охватывая мою голову. Сняв руки с шеи, почти оттолкнув ее, отошел и смог только сказать: “Прости! Я забылся!” Сказав эти слова, понял свою неискренность, ложь, ведь я до самозабвения любил Киру и должен был помнить: она моя жена и благословил от имени Господа нас о. Арсений, а я свою гордость поставил выше любви и всепрощения. Боже мой, как же она рыдала, повторяя: “Юра! Юра! Прости!” Ужас охватил меня, мне было жалко, больно, что я обидел Киру, но невысказанное, не до конца осознанное чувство не давало возможности разорвать невидимую разделявшую нас преграду. Я взял Киру за локоть и стал вслух читать молитвы перед иконой Владимирской Божией Матери, а Кира рыдала и никак не могла остановиться. Закончив молиться, положил ей руки на плечи, усадил рядом с собой на диван, обнял, прижал к себе и стал молча и тихо проводить рукой по ее голове, плечам и рукам, осознав всю свою неправоту, жестокость, безудержное зазнайство и гордость, опустился перед ней на колени и, обняв, сказал: “Бога ради, прости меня, я не прав, надуманной отстраненности больше не будет – ты знаешь, я люблю тебя. Все мое поведение было результатом ложной гордости, и не этому учил нас с тобой о. Арсений”. Поднял, поставил перед собой и много раз расцеловал. Все прошло, рухнуло, осталась вера в Господа, соединяющая нас, дети – центр земной жизни, и любовь, скрепляемая верой и милостью Божией. Я был неправ и виноват перед Кирой, забыв благословение духовного отца, забыв, что она – моя жена, доставлял мучение Кире и самому себе, сейчас это исчезло. Никогда я не говорил, не спрашивал Киру, что толкнуло ее в годы войны совершить ложный шаг и родить ребенка. Однажды, через несколько лет она внезапно сказала: “Юрий! Все, чему учил о. Арсений, все, чему посвятила жизнь: вере, Богу, тебе, мужу, – пало в одно мгновение бездумно, подло. Это случилось единожды, гнусно, противно, безвольно; поняла – будет ребенок, уничтожить его нельзя, это убийство, огромный смертный грех перед Господом. Даже если бы не было ребенка – все равно призналась бы тебе в неверности; хотя это тоже смертный грех, но не убийство ребенка, Ангел Хранитель дается ему еще до рождения”. Больше об этом никогда не говорили.

http://pravmir.ru/yurij-i-kira-kak-prosh...

Слова Христа вроде не имеют отношения к действительности на первый взгляд. Люди очень много чего творят и большого масштабного, грандиозного, как кажется, а совершено не вспоминая о Христе. Тем не менее, Господь говорит эти слова. Говорит потому, что все что имеет отношение к Царству Небесному, все что остается в памяти Божией, все что может быть соотнесено и без стыда показано на Страшном Суде - все это без Христа  не делается. А если делается, то имеет совершенно другие характеристики. В духовной жизни каждого - то же. Даже добродетели настоящие без испорченности, тщеславия, гордости не может творить, пока этого не сделает с ним Христос. Мы это хорошо по себе знаем. Год за годом, десятилетние за десятилетием приносим Господу исповедь в Таинстве покаяния, каемся, иногда в одних и тех же грехах, и не можем их преодолеть, пока, наконец, в каком-то внутреннем плаче или крике не скажем: Господи, ничего у меня без Тебя не получается, я без Тебя ничего не могу, только Ты можешь чудом освободить меня от этого греха. И вдруг он заканчивается. Человек вдруг понимает, что его больше не тянет к этому греху. Страсть, болезнь сердца, которая руководила актом этого греха, исцелена. Но до тех пор, пока человек считает, что он может сам это сделать, до конца ни одну страсть исцелить нельзя, хотя без человеческого усилия Господь этого тоже не делает. Слова апостола как раз о том, что человек может многократно больше, нежели кажется по его силам, сделать, если он готов противостоять тщеславию, не приписывать это себе, но смирено молиться, помоги Господи, я не знаю. Допустим, учитель перед тем, как войти в трудный класс молится Господу, что вот не знаю я, как справиться с детьми, они становятся все сложнее и сложнее, не уважают начальство, ни во что ставят учащих, что мне делать, благослови их, Господи, дай им разум, помоги мне. И вдруг входит, что получается значительно лучше, чем если бы она прочитала множество книг по педагогической психологии, хотя и это нужно. И так во всем: в молитве, проповеди, в обращении других ко Христу, человек не может ничего сделать, пока он приписывает это себе, и много может, если он обращается за помощью ко Господу. Этот удивительный праздник Владимирской иконы Божией Матери в память о победе без битвы, без ратного труда, а только по молитвам перед образом Пречистой, он нас учит этому явлению в национальном масштабе.

http://radonezh.ru/2021/07/26/prospala-n...

Сигизмунд III, ради укрепления своего трона, не мог рисковать слишком раздражать общественное мнение православных и, в полном противоречии со своими сердечными вожделениями, должен был по-прежнему утверждать, ради популярности среди православных, различные православные братские учреждения. Так, по ходатайству Киевского воеводы К.К. Острожского и Новогрудского воеводы Федора Скумина-Тышкевича, король 15.X.1592 г. издал два акта в пользу Львовского братства: утвердил все привилегии, данные раньше духовными авторитетами (патриархами) на школьное и типографское дело; утвердил за Львовским братством владение Онуфриевским монастырем. В том же году были утверждены королем и уставы братств: Минского, Кричевского, Оршанского. И еще пред тем, в 1591 г. – братства Брестского с его школой и больницей. Виленское Троицкое братство король в 1592 г. освободил от повинности военного постоя и других городских повинностей, а также разрешил братству постройку каменной церкви. Кн. К.К. Острожский, от которого удалось сохранить в тайне заговор четырех епископов, в этом же 1592 г. имел разговор с королем об унии в ее идеалистическом широком плане, унии всевосточной. И король по-иезуитски спешил привлечь сердце князя милостями по адресу православных, чтобы использовать это для унии в иезуитском понимании. Острожский в 1593 г., по смерти епископа Мелетия Хрептовича, сам просил за Адама Потея, и тот стал епископом Владимирским. Зная об униатских настроениях Потея и отожествляя их со своей ревностью о достоинстве православной церкви, кн. Острожский написал Потею интересное интимное письмо, не предвидя, конечно, что тот впоследствии опубликует его в подрыв авторитета князя. Вот это письмо, написанное за несколько дней пред Брестским собором в 1593 г.: «С древнего времени, видя крайний упадок и оскудение матери нашей, св. Восточной церкви, всех церквей начальнейшей, я размышлял и заботился о том, каким бы способом возвратить ее в прежнее благоустроенное состояние. Сетуя об ее падении и поругании, какому она подвергается от еретиков и от самих оторвавшихся от нее римлян, бывших некогда нашими братьями, я осмелился через своих старших духовных советоваться с папским легатом Антонием Поссевином, когда он был здесь, но ничего не вышло. Ныне все занятый той же мыслью и заботой о церкви Божией и отправляясь, для поправления моего здоровья, в края, соседние с местопребыванием папы, я мог бы кое-что сделать, если бы на то была воля Божия и дозволение наших архипастырей. Если бы вы все одинаково на предстоящем вашем духовном соборе порадели и порассудили, как бы положить начало к примирению церквей, тогда и я, находясь в тех краях, употребил бы, с Божией помощью и при инициативе и благословении Вашем, все мои усилия, чтобы повести дело к вожделенному соединению.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Рубрики Коллекции Фото Владимира Ештокина Как построить урок на примере темы «Чудо в жизни христианина» 8 мин., 01.10.2014 Поделиться Каждому учителю ОПК приходится самостоятельно составлять планы уроков по той или иной теме программы. Конечно, приходится учитывать текущую ситуацию, уровень знаний учеников, отношения в классе и так далее. Тем не менее методические разработки вполне могут пригодиться, главное не воспринимать их некритически. В качестве примера такой разработки мы публикуем (в отредактированном под журнальный формат варианте) конспект урока на тему «Чудо в жизни христианина». Это часть разработанного группой православных педагогов Москвы и Санкт-Петербурга методического обеспечения к учебнику протодиакона Андрея Кураева (исполняет функции иностранного агента). (Этот методический комплекс можно найти на сайте — Ред.) Ключевые понятия:  чудо, доброделание, добродетель. Задачи урока: Обучающая: познакомиться с христианским пониманием чуда как изменения Богом установленных законов природы; понять, что причиной доброделания христиан может быть вера в чудо как проявление всемогущества Божьего. Развивающая: уяснить, в чем состоит внутренняя связь трех христианских добродетелей — веры, надежды и любви. Воспитывающая: осознать, что для верующего в Бога человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя человека. Что потребуется для урока: мультимедиа-проектор, бумага для письма, бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры. Что должно быть заранее написано на доске: Бог — чудесная помощь. Человек — доброделание. Иллюстративный материал: Репродукции икон Владимирской Божией Матери и Божией Матери «Живоносный источник». Ход урока I. Подготовка учащихся к восприятию материала урока Возможны два варианта начала урока: Вариант 1 Учитель должен донести до детей: учащимся 5-го класса из уроков литературы уже известно и понятно, что всё, что происходит в произведении, происходит по воле его автора. Именно на этой основе происходит осмысление замысла автора, идеи художественного произведения, и пятиклассник уже приближается к пониманию того, что изменение одного хода в сюжете ведет к изменению замысла в целом.

http://foma.ru/kak-postroit-urok-na-prim...

Сняв руки с шеи, почти оттолкнув ее, отошел и смог только сказать: “Прости! Я забылся!” Сказав эти слова, понял свою неискренность, ложь, ведь я до самозабвения любил Киру и должен был помнить: она моя жена и благословил от имени Господа нас о. Арсений, а я свою гордость поставил выше любви и всепрощения. Боже мой, как же она рыдала, повторяя: “Юра! Юра! Прости!” Ужас охватил меня, мне было жалко, больно, что я обидел Киру, но невысказанное, не до конца осознанное чувство не давало возможности разорвать невидимую разделявшую нас преграду. Я взял Киру за локоть и стал вслух читать молитвы перед иконой Владимирской Божией Матери, а Кира рыдала и никак не могла остановиться. Закончив молиться, положил ей руки на плечи, усадил рядом с собой на диван, обнял, прижал к себе и стал молча и тихо проводить рукой по ее голове, плечам и рукам, осознав всю свою неправоту, жестокость, безудержное зазнайство и гордость, опустился перед ней на колени и, обняв, сказал: “Бога ради, прости меня, я не прав, надуманной отстраненности больше не будет – ты знаешь, я люблю тебя. Все мое поведение было результатом ложной гордости, и не этому учил нас с тобой о. Арсений”. Поднял, поставил перед собой и много раз расцеловал. Все прошло, рухнуло, осталась вера в Господа, соединяющая нас, дети – центр земной жизни, и любовь, скрепляемая верой и милостью Божией. Я был неправ и виноват перед Кирой, забыв благословение духовного отца, забыв, что она – моя жена, доставлял мучение Кире и самому себе, сейчас это исчезло. Никогда я не говорил, не спрашивал Киру, что толкнуло ее в годы войны совершить ложный шаг и родить ребенка. Однажды, через несколько лет она внезапно сказала: “Юрий! Все, чему учил о. Арсений, все, чему посвятила жизнь: вере, Богу, тебе, мужу, – пало в одно мгновение бездумно, подло. Это случилось единожды, гнусно, противно, безвольно; поняла – будет ребенок, уничтожить его нельзя, это убийство, огромный смертный грех перед Господом. Даже если бы не было ребенка – все равно призналась бы тебе в неверности; хотя это тоже смертный грех, но не убийство ребенка, Ангел Хранитель дается ему еще до рождения”.

http://azbyka.ru/fiction/otec-arsenij/8/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010