По выздоровлении купец шесть недель прожил в Троекурове и постоянно ходил к службам церковным. Сила молитв отца Илариона проявлялась также и в исцелении им разного рода болезней телесных, иногда через самые простые назначаемые им средства, из коих чаще всего употреблялось масло из лампады, теплившейся пред его келейной иконой Владимирской Божией Матери. У лебедянской мещанки Пелагеи Макаровны Полозовой, о которой мы уже говорили, была дочь, отданная в замужество в городе Ефремов. После родов у нее заболела нога и отнялась рука. Два года несчастная лечилась и пролечила 300 рублей, но пользы никакой не получила. Доктора нашли, наконец, нужным отправить ее в Москву, чтобы отпилить больную ногу. Но страдалица решилась лучше страдать и умереть, нежели согласиться на операцию. Мать ее, Пелагея Макаровна, опять отправилась к отцу Илариону за советом – что делать с дочерью. «Даром ногу-то пилить,– сказал ей старец,– Царица Небесная исцелит твою дочь. Иди, служи Ей опять молебен с акафистом и воду освяти и моему Ангелу молебен отслужи. Молись только усерднее. Святую воду возьми с собой и давай больной пить. А вот тебе еще маслица, помазывай им больную руку и ногу твоей дочери. Придешь в Ефремов, освяти еще воду пред иконой Царицы Небесной «Живоносный Источник». Только веруй! Господь силен исцелить больную». Приехав в дом дочери, Полозова нашла ее в предсмертных мучениях. Казалось, уже не было никакой надежды на выздоровление. Поспешили освятить воду и исполнить все, что было приказано отцом Иларионом. На другой день страдалица попросила чаю и, подозвавши мать свою, показала ей, что больной палец на ноге стал шевелиться. Через неделю начала она понемногу ступать на ногу, а месяца через два в состоянии была и ехать в Троекурово. Хотя она еще хромала, но по приезде в Троекурово во время молебна пред Владимирской иконой Божией Матери стояла на ногах и поддерживала святую икону. С тех пор она совершенно выздоровела. Данковский помещик Иван Феодорович Летошнев, о котором мы уже говорили, однажды отчаянно заболел и уже приготовился было к смерти христианским напутствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15-го числа вечером ездил я в Лавру поклониться, может быть в последний раз, тамошней святыне и проститься с Первосвятителем. Беседа наша с старцем длилась часа два с половиною. Преподав мне наставления и советы владыка с искренним чувством простился со мною, благословив меня своею десницею и святою иконою Владимирской Божией Матери». Днем выезда из Москвы назначено, 24-е число. Накануне этого дня отправлен был мой багаж в Витебск чрез Смоленск под присмотром племянника моего П. И. Успенского 485 . В тот же день писал я в Лавру к высокопр. митрополиту: «Высокопреосвященнейший владыко! Милостивейший архипастырь и отец! Наконец после шестнадцатилетнего служения моего, под покровительством и руководством вашего высокопреосвященства, в древлепрестольном граде, я должен, по воле Божией и по распоряжению высшей власти, оставить этот священный град и лишиться вашего отеческого руководства. Прискорбная разлука тяжкое лишение! Из всех благ, какие дарованы мне Всеблагим провидением до сих пор испытать в жизни, без сомнения, наилучшим благом я должен признать мое служение в Москве, под ближайшим руководством и покровительством вашего высокопреосвященства. Незабвенны будут для меня те уроки и наставления, какие имел я счастье получить от мудрой опытности вашей. Надеюсь, что сии уроки и наставления не будут бесплодны для меня на дальнейшем поприще моего служения. Еще раз приношу вашему высокопреосвященству глубокую сыновнюю благодарность за все ваши ко мне милости и благодеяния. Предприемля завтра путь к месту моего нового назначения, прошу вас, милостивейший архипастырь, еще раз напутствовать меня вашим отеческим благословением и вашею святительскою молитвою». Тогда же писал я в Витебск архим. Нииканору: «Благодаря вашему благовременному извещению о нуждах и недостатках Витебского кафедрального собора по части ризничных принадлежностей, я успел не мало приобресть ризничных на других вещей от благочестивого усердия Московских хритстолюбцев. Пожертвования эти, вместе с моими собственными вещами отправлены по транспорту шоссейным путем чрез Смоленск. При них находятся один вдовый священник из Владимирской епархии, которые мною принимается в полоцкую епархию, племянник мой – чиновник, кучер и повар с семействами. Транспорт, который двинулся в путь сегодня может придти в Витебск не ранее как дней чрез десять. Пусть к этому времени казначей архиерейского дома приготовить помещения для означенных лиц и, когда они явятся в Витебск, даст им все, потребное к содержанию: а привезенные вещи поместить в удобном и безопасном месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Но какое слово может выразить неутешную скорбь и горькие слезы еще неустроенных учениц отца Илариона в то время, когда их души и сердца были проникнуты одним общим скорбным чувством с часу на час ожидаемой потери своего отца-наставника? Беззащитные и бесприютные, в нем одном, после Бога и Богоматери, они имели опору и покровителя, и потому скорбь их теперь была невыразима! Почувствовав приближение кончины, угодник Божий окружавшим его одр боголюбивым сестрам указывал на свою келейную Владимирскую икону Божией Матери, поручая их заступлению Царицы Небесной. Видя же их общую глубокую скорбь, он то утешал их пророчественным обещанием, что «будет на этом месте обитель, как лавра цветущая», быв вполне уверен, что Господь согреет сердце преданных ему троекуровских помещиков, которые и участок земли отведут для общины; то обращался к ним с кротким, исполненным отеческой любви увещанием: «Что вы скорбите? – говорил он.– Ведь телом только разлучаюсь с вами, а молитвенный дух мой пребудет вечно в этом благословенном месте». «Не плачьте и не скорбите, ведь кто любит меня, будет и вас любить». Всем же дал такое общее завещание: «Во время скорби, болезни или каких недоумений отслужите молебен пред Владимирской иконой Царицы Небесной с акафистом – я и сам пред Ее иконой молился. Потом и меня, грешного, помяните, отправивши панихиду». Действительно, отец Иларион особенно чествовал Владимирскую икону Божией Матери. В келье его пред Ее священным ликом горела неугасимая лампада. Живой он предстоял в неустанной молитве к Владычице и заповедал своему келейнику и по исходе души своей из тела отслужить Ей молебен. С каждым днем, даже с каждым часом заметно ослабевал святой старец. Уже и вовсе перестал принимать посетителей, никто не входил к нему, кроме духовника и близких учениц, да и с теми говорил он более знаками. Последнюю исповедь перед кончиной по желанию самого старца принял от него губинский священник отец Никандр Андреев, пользовавшийся особенным его расположением. За три дня до кончины угодник Божий пожелал святой воды из Тюшевского колодца, от чудотворной иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Село Тюшевка 73 от Троекурова находится в 40 верстах, но это неблизкое расстояние не воспрепятствовало окружавшим старца преданным ему особам исполнить последнее его желание. Соседняя помещица А.В. Шил-ская, пользовавшаяся расположением и духовными советами отца Илариона, поспешила послать за водой, которая и была принесена. Старец в это время лежал на диванчике, лицом к стене. Обернувшись, он перекрестился, проглотил две ложки святой воды, третью отстранил своей рукой и поблагодарил Шил-скую за любовь, после того он уже ничего не вкушал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Группа женщин, в том числе и мы трое, решаем влезть на крышу, так как другого способа ехать нет. С трудом взбираемся по лесенке между вагонов, втаскиваем мешки, помогая друг другу. Солнце печет. Распластываемся на самой середине ребристой крыши, вжимаемся в горячее железо. Я молюсь, призывая помощь Божией Матери, и пытаюсь незаметно креститься. Саша и Катюша также, вжавшись в крышу, молятся. На крышах почти все заполнено, в основном одними женщинами. Паровоз нестерпимо дымит, топят дровами. Наконец поезд дергается несколько раз, останавливается, потом, как бы раскачиваясь то вперед, то назад, медленно сдвигается с места и, постепенно набирая скорость, идет вперед. Проплывает станция, заполненная шумящей толпой людей, некоторые пытаются вскочить на буфера, подножки. Срываются, падают и опять делают попытки уехать, но это удается немногим. Поезд уже вышел в степь – глухую, безлюдную. Однопутное полотно дороги сиротливо рассекает сухие травы, безмолвие умирающей степи. Черный дым, пронизанный искрами, вылетающими из паровозной трубы, покрывает нас, лежащих на крыше. Искры жгут руки, лицо, прожигают одежду, мешки. Отмахиваемся от искр, словно от мух, тушим друг на друге, отряхиваемся. На сердце у меня спокойно, я даже на время перестаю молиться и с интересом смотрю на степь, дорогу, черные спины вагонов, усеянных людьми. Саша ушла в себя и беспрестанно молится, это видно по ее сосредоточенному лицу и легкому движению губ. Смотря на нее, мы с Катей тоже начинаем молиться. Молитва к Божией Матери еще больше успокаивает душу, вселяет уверенность. Саша тихо просит, чтобы мы все трое легли друг к другу головами. Осторожно перекладываемся, и Саша по памяти читает нам акафист Владимирской Божией Матери. Читает она его несколько раз. Соседи не слышат, вагоны скрипят, раскачиваются и поют на разные голоса. Саша после прочтения акафиста каждый раз читает молитву, где есть такие слова, обращенные к Богородице: “О Мати Божия, под покров Твой прибегаем, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся. Огради и спаси нас, беззащитных, от всяких бед, не остави нас и покрый нас милостью Твоею. В руки Твои вручаем себя, ибо Ты спасение и надежда наша”.

http://azbyka.ru/fiction/otec-arsenij/6/

Церковно-общественная конференция по проблемам образования прошла в Новопавловске 7 декабря 2005 г. 16:07 Ставрополь. В городе Новопавловске Ставропольского края прошла научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание молодежи на основе отечественной культуры», организованная Миссионерским отделом храма Владимирской иконы Божией Матери и отделом образования Кировского муниципального района. Участниками дискуссии стали более 250 человек — священнослужители Георгиевского благочиния и представители образовательных учреждений района, работники культуры, здравоохранения, правоохранительных органов, военного комиссариата, средств массовой информации. С приветствием к участникам конференции обратился глава Кировского муниципального района С. Винников. Глава подчеркнул, что между Церковью и государством существует единство подходов в сфере воспитания и образования молодежи и уже давно настало время приступать к реализации конкретных программ сотрудничества, основанных на взаимопонимании. Настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери  протоиерей Игорь Бобылев отметил, что государственное становление и развитие нашей страны неразрывно связаны с Церковью, с Православной верой. «Великие достижения нашей национальной культуры невозможно адекватно воспринять и вполне оценить вне православного религиозного контекста, — сказал протоиерей И. Бобылев. — И потому совершенно очевидно, что с Православием должен быть знаком не только всякий более или менее образованный человек, но и любой, кто является гражданином нашего Отечества». С докладом «Современность и духовно-нравственное развитие личности школьника» обратилась к собравшимся начальник районного отдела образования Н. Бессонова. Она пригласила всех к серьезному диалогу, ибо «воспитание детей и молодежи на основе духовно-нравственных традиций, в духе традиций русской православной культуры – одно из важнейших направлений образовательной деятельности». «Преподавание таких учебных дисциплин, как мировая художественная культура, литература, история, краеведение, экология, изобразительное искусство несет элементы истории православия воспитания любви, патриотизма, толерантности. Наша задача — поддержать интерес наших детей к истории своей страны, края, своей малой Родины, своей культуры, неразрывно связанной с ней традициями христианства», — подчеркнула Нина Сергеевна.

http://patriarchia.ru/db/text/66789.html

Прежде всего он предложил обратить внимание на украшение трех икон в нижнем ярусе иконостаса, в виду их важного исторического значения, а именно: храмового образа и рядом с ним – Феодоровской Божией Матери – по правую сторону царских дверей, а по левую – Владимирской Божией Матери. Для сей цели он указывал употребить хранившиеся в оружейной палате без всякого назначения драгоценные каменья и оброны, состоявшие из золотых и серебреных частиц, причем, кроме того, находил необходимым икону Феодоровской Божией Матери, стоявшую до того времени по правую сторону царских дверей, поместить, согласно церковному уставу, по левую сторону, а на место её поставить список с иконы Нерукотворенного Спасова образа, что в Верхоспасском соборе, каковой список уже был сделан художником Петенкиным за 50 руб. 60 От 16 декабря 1852 г. последовало Высочайшее согласие на приведение означенных предположений в исполнение и повелено произвести торги сначала на столярные и живописные работы и на прочие исправления в Рождественской церкви и, только уже по окончании сих работ, войти с новым представлением об утверждении подрядов на устройство самого иконостаса и обложении его серебром, с показанием, сколько потребуется к имеющемуся уже налицо серебру и золоту ассигновать по сим подрядам сумм. Во исполнение сего повеления, архитектор Чичегов на первую очередь представил переделку бывшего иконостаса с клиросами и во всех частях заново, с добавлением недостающего материала, с подделкой снизу царских врат, устройством новых боковых дверей, в иконостасе, клиросов и досок для семи икон и с исправлением и подкладкой старых досок, окраской на задней стороне иконостаса, а также и клиросов и позолотою в последних частях, согласно рисунку, по Гольдфарбе. Смета на все столярные работы была составлена в сумме 14000 р. Что же касается до чеканной работы, то она имела состоять в устройстве на приготовленном деревянном основании серебреного, золоченого иконостаса со всеми украшениями и ризами для икон. Для сей последней цели требовалось серебра 84 пробы до 30 пудов по 840 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

15-го числа вечером ездил я в Лавру поклониться, может быть в последний раз, тамошней святыне и проститься с Первосвятителем. Беседа наша с старцем длилась часа два с половиною. Преподав мне отеческие наставления и советы, владыка с искренним чувством простился со мною, благословив меня своею десницею и святою иконою Владимирской Божией Матери.» Днем выезда из Москвы назначено 24-е число. Накануне этого дня отправлен был мой багаж в Витебск через Смоленск под присмотром племянника моего П.И. Успенского 1443 . В тот же день писал я в Лавру к высокопр. митрополиту: «Высокопреосвященнейший владыко! Милостивейший архипастырь и отец! Наконец после шестнадцатилетнего служения моего, под покровительством и руководством вашего высокопреосвященства, в древлепрестольном граде, я должен, по воле Божией и по распоряжению высшей власти, оставить этот священный град и лишиться вашего отеческого руководства. Прискорбная разлука, тяжкое лишение! Из всех благ, какие дарованы мне Всеблагим провидением до сих пор испытать в жизни, без сомнения, наилучшим благом я должен признать мое служение в Москве, под ближайшим руководством и покровительством вашего высокопреосвященства. Незабвенны будут для меня те уроки и наставления, какие имел я счастье получить от мудрой опытности вашей. Надеюсь, что сии уроки и наставления не будут бесплодны для меня на дальнейшем поприще моего служения. Еще раз приношу вашему высокопреосвященству глубокую сыновнюю благодарность за все ваши ко мне милости и благодеяния. —396— 1866 г. Предприемля завтра путь к месту моего нового назначения, прошу вас, милостивейший архипастырь, еще раз напутствовать меня вашим отеческим благословением и вашею святительскою молитвою». Тогда же писал я в Витебск архим. Никанору: «Благодаря вашему благовременному извещению о нуждах и недостатках Витебского кафедрального собора по части ризничных принадлежностей, я успел немало приобрести ризничных и других вещей от благочестивого усердия Московских христолюбцев. Пожертвования эти, вместе с моими собственными вещами, отправлены по транспорту шоссейным путем через Смоленск. При них находятся один вдовый священник из Владимирской епархии, который мною принимается в полоцкую епархию, племянник мой – чиновник, кучер и повар с семействами. Транспорт, который двинулся в путь сегодня, может придти в Витебск не ранее как дней через десять. Пусть к этому времени казначей архиерейского дома приготовит помещения для означенных лиц и, когда они явятся в Витебск, даст им всё, потребное к содержанию; а привезенные вещи поместит в удобном и безопасном месте.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сергей во время крестного хода к памятнику равноапостольному князю Владимиру и молебна на Владимирской горе нес одну из самых тяжелых и величественных хоругвей с изображением Владимирской иконы Божией Матери. Хотя солнце выглядывало лишь изредка, часто моросил дождь и многие прятались под зонтами, но Сережа вернулся домой счастливый, правда, весь промокший, сухой ниточки на нем не было... Так прошли последние годы учебы в родном Киеве. Как-то один батюшка сказал маме, глядя на ее сына: «Не знаю, Варвара, что будет дальше, но сейчас он у тебя святой...» Семинария Сережа был рослым и сильным мальчиком, но часто болело горло, беспокоило сердце. На медкомиссии допризывников знакомый верующий лор-врач предложил освободить его от армии. Вышли с мамой из больницы в смущении: – Сынок, наверное, не стоит нам это делать... – Не надо, мама. Как-нибудь Господь управит, пусть оформляют. Решились на этот шаг не без труда. Ведь все годы жили практически не разлучаясь. До призыва в конце 1988 года Сережа мог поступить в семинарию. Рассуждали с мамой: «Если возьмут в армию из семинарии, крест можно будет не снимать. Семинаристу что прятаться?» Тогда в армии запрещали носить крест. Вскоре после празднования Тысячелетия Крещения Сережа поехал сдавать экзамены в Московскую Духовную семинарию, что в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Впервые они с мамой расстались на долгое время, и впервые сын стал писать домой письма. В них он рассказывает о своей новой жизни. В письмах раскрылись его необычайно нежное сердце, его исключительно благоговейное и глубокое почитание матери, внутренний мир его души. Сергей внешне был сильным и мужественным человеком, но при этом, судя по письмам, сумел сохранить в себе евангельскую детскую непосредственность. Может быть, иной скажет, что все это «душевное», что это излишние «нежности». Но, скорее всего, такой взгляд есть следствие утраты нами любви Христовой не только между посторонними людьми, но даже в семейном кругу. Те, кто не читал писем Сережи к маме, а только видел, как они общаются, поражались их взаимной любви, признавались, что встречают такое впервые в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поздравляю вас с торжеством победы над неблаговолившими к проявлениям внимания Божией Матери к задонцам чрез икону ея Владимирскую. И владыка ваш хорошо сделал, назначив расследование, которое, – слава Богу! – привело к желанному концу. Теперь торжествуйте опять с задонцами. Покров Божией Матери да установится над вами навсегда! Что выгнали N, приятно слышать. Еретичка?!! Куда ей быть еретичкою. Она просто пустомеля, и на кого влияние имела, те ротозеи. Что вам пришлось по этому поводу потщеславиться и пофонфаронить, конечно, неодобрительно, но хорошо, что увидели то, осудили и каетесь. Видит сие Господь и прощает. Что попали в бесчувствие и охлаждение, – это прямое следствие самовозношения и самодовольства. Следствие сие есть как наказание, как у пьяного головная боль по утру. Теперь поправляетесь. Дай Господи поправиться. – И сделать по пословице: Кнут не мука, а вперед наука. Поговеть верно поговели (ваше письмо получено 30 июня). Да будет сие во благо вам! Во время разъездов следует вам из своих дел благочестия делать все возможное, без поблажки себе, и хоть жалеть, но не смущаться, когда исполнить всего не найдете возможности. Можно ходя и сидя творить молитвы, какие знаете на память, а иное исполнять, или заменять Иисусовою молитвою. О нравственно-религиозном деле в семействе N. очень жалею, и вместе с вами готов кричать: o tempora! o mores! Гибнет Русь православная! Враг нашел вход в стадо наше, и все пошло к верху дном. Относительно вашего сына Рафаила – нечего более сделать, кроме того, что сделали, потолковали ему и добре, приложите теперь молитву. Кроме отца и матери кто усерднее может помолиться о детях. И постарайтесь делом поиметь сие преимущество пред другими. Хорошо, что и за собою смотрите, и встречая неладности, скорбите о том и ревность имеете устранить то. Что больше и сказать об этом? – Ищете и ищите; ибо ища усердно, непременно и обрящете. Не оставляйте себя никогда на произвол течения дел, на авось! Нет! Добре смотрите за собою, и дйствуйте на себя по усмотренному в себе; доброе утверждайте, недоброе подавляйте и искореняйте. Имеем Спасителя, у Которого только и попечения, что о спасении нашем. Взывайте, услышит! И скажет: хощу, очистися.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   Виноват! Прошу извинить и простить. Все собирался писать, — и не собрался до второго вашего письма. Благодарствую, что, несмотря на мою неисправность, написали.    Поздравляю вас с торжеством победы над неблаговолившими к проявлениям внимания Божией Матери к задонцам чрез икону ея Владимирскую. И владыка ваш хорошо сделал, назначив расследование, которое, — слава Богу! — привело к желанному концу.    Теперь торжествуйте опять с задонцами. Покров Божией Матери да установится над вами навсегда!    Что выгнали N, приятно слышать. Еретичка?!! Куда ей быть еретичкою. Она просто пустомеля, и на кого влияние имела, те ротозеи. Что вам пришлось по этому поводу потщеславиться и пофонфаронить, конечно, неодобрительно, но хорошо, что увидели то, осудили и каетесь. Видит сие Господь и прощает.    Что попали в бесчувствие и охлаждение, — это прямое следствие самовозношения и самодовольства. Следствие сие есть как наказание, как у пьяного головная боль по утру. Теперь поправляетесь. Дай Господи поправиться. — И сделать по пословице: Кнут не мука, а вперед наука.    Поговеть верно поговели (ваше письмо получено 30 июня).    Да будет сие во благо вам!    Во время разъездов следует вам из своих дел благочестия делать все возможное, без поблажки себе, и хоть жалеть, но не смущаться, когда исполнить всего не найдете возможности. Можно ходя и сидя творить молитвы, какие знаете на память, а иное исполнять, или заменять Иисусовою молитвою.    О нравственно-религиозном деле в семействе N. очень жалею, и вместе с вами готов кричать: o tempora! o mores!    Гибнет Русь православная! Враг нашел вход в стадо наше, и все пошло к верху дном.    Относительно вашего сына Рафаила — нечего более сделать, кроме того, что сделали, потолковали ему и добре, приложите теперь молитву. Кроме отца и матери кто усерднее может помолиться о детях. И постарайтесь делом поиметь сие преимущество пред другими.    Хорошо, что и за собою смотрите, и встречая неладности, скорбите о том и ревность имеете устранить то. Что больше и сказать об этом? — Ищете и ищите; ибо ища усердно, непременно и обрящете. Не оставляйте себя никогда на произвол течения дел, на авось! Нет! Добре смотрите за собою, и действуйте на себя по усмотренному в себе; доброе утверждайте, недоброе подавляйте и искореняйте. Имеем Спасителя, у Которого только и попечения, что о спасении нашем. Взывайте, услышит! И скажет: кошу, очистися.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010