В заключении помолимся, братия, да благословит Господь сие новое лето нашей жизни и да дарует нам во взаимном внимании друг к другу дружелюбно пройти уреченное нашему сожитию время во славу Божию и общее всех нас спасение, Покров Матери Божией, молитвы всех святых, зде почивающих, да осеняют нас, и непрестанно согревая да возбуждают на труды и укрепляют в них. Аминь.» 230 Так вступил в общение с паствой Владимирской ее новый архипастырь. Не напрасно он призывал Покров Матери Божией и молитвы святых, местночтимых и в епархии почивающих на предстоящие труды. Трудов предстояло не менее, как и на Тамбовской пастве и, как по единству задачи архипастырского служения, так и в виду требований того времени, во многом общих с трудами, подъятыми архипастырем на кафедре Тамбовской. Преосв. Феофан, как и всякий преосвященный епархиальный, долженствовал быть не только архипастырем, но и высшим администратором епархии. Поэтому он необходимо должен был пещись не только о спасении душ, ему вверенных, но и о правильном, законосообразном и целесообразном движении дел епархиального управления, которое, в свою очередь, приходило нередко в естественное и необходимое соприкосновение с управлением гражданским, с интересами мирскими и общегосударственными. Первым и главнейшим предметом попечения заботливого архипастыря Владимирской епархии было, как он и сам заявлял в слове при вступлении на паству Владимирскую, спасение вверенных ему душ и ближе всего, чрез назидание, посредством проповеди и слова Божия. Мы уже замечали и от себя и со слов Владимирского корреспондента, как ревностен был в этом отношении преосвященный Феофан. Действительно, почти не проходило ни одного его служения, – а служения его были часты, – чтобы он не говорил на нем проповедь. И предметы проповеди его были также весьма разнообразны, как и в бытность его архипастырем Тамбовской паствы, но все они вели неуклонно к одной дели, – спасению ближних. Случаи к произнесению проповедей также были различны. На некоторые из них мы еще будем иметь повод указать дальше Подобно некоторым Тамбовским, некоторые Владимирские проповеди развивают одну тему, быв произнесены за несколько приемов подряд, как например проповеди; на недели и дни триоди постной, и изданные потом Афонскими иноками, вместе с некоторыми Тамбовскими проповедями, отдельно, под заглавием: О покаянии, причащении святых Христовых таин и исправлении жизни. Слова преосвященного Феофана во святую четыредесятницу и приготовительные к ней недели (Изд. 3-е. Москва, 1890). В свою очередь, случаи, по которым произнесены были преосв. Феофаном те или другие проповеди, указывают на обширность его архипастырской деятельности, хотя, само собой разумеется, не обнимают и не могли обнимать всей этой деятельности; ибо не все же в этой деятельности представляло и удобство и возможность для произнесения слова с церковной кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

2) Ёрш – с водополья до Петрова дня. Впрочем, он ловится в течение всего года. В феврале и марте мясо его бывает особенно вкусно. «Если невод легко идёт на ходу, то ерша не поймаешь: живёт в грязи» – замечание рыбаков. 3) Окунь – после водополья, когда отертится вся рыба, до заговенья. 4) Уклея вместе с окунем, но оканчивает неделей раньше его. 5) Кразоха около Фёдора Стратилата 8-го июня. 6) Лещ с царя Константина с 21-го мая и до Владимирской Божией Матери, то есть около 23 июня. 7) Налим – в святки, или лучше с 6-го декабря по 18-е января; конец – день Афанасия и Кирилла. 8) Сельдь – с ноября месяца, особенно около праздника Введения Божией Матери (21 ноября), иногда до замерзания озера, иногда подо льдом. Отсюда выясняется выражение, попадающееся в старинных актах: «полёдная или подлёдная сельдь». С 23 июня сельдь, как говорят рыбаки, начнёт нагуливать икру, и с того же времени начинают ловить её. Лов тогда, впрочем, бывает очень незначителен; зато в другое время, например в апреле, мае и в начале июня, совсем нет сельди, и если попадает, то как-нибудь случайно. Равным образом и другою рыбою, например лещами, можно пользоваться только в известное время. О Переславле другие так и думают, что в нём можно всегда полакомиться сельдями: это неверно. Сами переславцы часто сидят без рыбы, если их желания не совпадут с известным сроком ловления известной породы рыбы. Каждая из означенных пород мечет икру в течение месяца или полтора, смотря по тому, как будет благоприятствовать погода. Чем теплее и тише в воздухе, тем скорее совершается этот период, и наоборот. Все рыбы метать икру выходят на мелкие места, одна сельдь не выходит на мель и мельче 2-х, иногда 9-ти сажен глубины не выходит. Пищу её, как замечали рыбаки, составляет красненький мотылёк, находящийся в озере. Икру свою рыбы прикрепляют к какой-нибудь траве, находящейся на мели вблизи берегов, а сельдь на глубоких местах прикрепляет её к каким-нибудь подводным камням или другим предметам. Окунь особенно замечательно кладёт свою икру (на языке рыбаков: нершится): он обвивает её около травы наподобие ниточной мотушки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Фрагмент Владимирской иконы Божией Матери т. н. письма Андрея Рублева. 2-я пол. XIX в. (частное собрание) Фрагмент Владимирской иконы Божией Матери т. н. письма Андрея Рублева. 2-я пол. XIX в. (частное собрание) В XVIII в. старообрядцы оказались чуть ли не единственными заинтересованными в приобретении и сохранении древних дониконовских «писем». Бережное отношение к старым иконам стимулировало их к выработке технико-технологических средств и приемов работы для поддержания старинных образов в хорошей сохранности. Именно иконники-староверы заложили основы реставрационной практики, отказавшись от обыкновенного поновления древних памятников, бытовавшего в средневековье. Со временем «добывать» старинные образа для моленных становилось все труднее, и старообрядцы столкнулись с необходимостью обращаться к иконам-новоделам. Московские старообрядческие общины постоянно пользовались услугами иконописцев М. ( Ерофеичев Ф. Ф. Иконография, или Руководство к изучению без посторонней помощи способов и рецептов до иконописцев (а более до их учеников) относящихся. СПб., 1912. С. 1). У мастеров из М. сложились прочные связи с московскими староверами уже к сер. XIX в. Так, напр., мстёрский старообрядец Я. В. Тюлин с братьями в 70-х гг. XIX в. «производили работы по иконописи в Московском Благовещенском соборе при его реставрации, на Преображенском и Рогожском Московских кладбищах, в домах староверов, любителей старины…» ( Голышев И. А. Слобода Мстёра: (Пасхальные яйца работы мстёрских старинщиков - иконописцев)//Владимирские ГВ. 1875. 16. С. 1). Позже Голышев сообщал, что мстёрских старинщиков «много проживает в Москве… они находятся в постоянных близких и тесных сношениях с старообрядцами и раскольниками…» ( Он же. Раскраска в слободе Мстёре литографированных снимков с картин из старинных рус. рукописей//Там же. 1882. 7. С. 4). Этими историческими обстоятельствами объясняется тот факт, что М. стала прародиной 2 уникальных видов профессиональной деятельности, связанных со старообрядческой иконописью,- реставрацией икон и их подделкой.

http://pravenc.ru/text/2564270.html

Между тем с театра военных действий начали прибывать в Москву массы раненых и умирающих воинов. Улицы Москвы оглашались стонами этих несчастных, вид которых невольно исторгал слезы у всех, встречавшихся с ними. И вот, чтобы несколько поднять дух Московского народонаселения, смущенного грустною, тяжелою картиною претерпеваемых воинами страданий и вместе с тем, чтобы возбудить надежду на высшую помощь, преосвященный Августин в самый день Бородинской битвы совершает крестный ход вокруг Кремля, Китая и Белого города. При громадном стечении молитвенно настроенного народа, в этом ходе были несены св. иконы Владимирской Божией Матери, Иверской, а также Смоленской, недавно принесенной в Москву из Смоленска, и во время шествия этой процессии не один раз можно было слышать среди богомольцев умиленные возгласы, исходившие из наболевших сердец: Матерь Божия, спаси нас! От Сретенских ворот до Арбатских крестный ход шел между двумя рядами обозов с ранеными и умирающими воинами. Они с умилением «крестились на отрадные для страдальцев знамения веры и благочестия и с жадностью принимали окропление св. водою» 29 . Указанные обозы с ранеными воинами направлялись в Лефортовский дворец, где был устроен военный госпиталь. Этот дворец, число обитателей которого еще более увеличилось после Бородинской битвы, был истинным домом скорби, плача, страданий, смерти. Многие, конечно, получали здесь более или менее удовлетворительную врачебную помощь и, хотя искалеченные, были сохраняемы для дальнейшей нерадостной жизни, но не мало было и таких, для которых Лефортовский дворец был последним этапом их земного странствования. Эти жертвы долга и любви к отечеству умирали здесь вдали от родины и родных, всеми как бы покинутые и забытые... Но о них помнил, им всей душой сострадал преосвященный Августин и в то время, когда врачебные пособия для их тела были уже совершенно не нужными, несчастные неожиданно получили высокое духовное утешение, наполнившее великою, неизъяснимою радостью их измученные сердца... 31 августа, по распоряжению преосвященного Августина, в Лефортовский дворец прибыл архимандрит с иконами Иверской и Смоленской Божией Матери. Был отслужен молебен с водоосвящением. И затем – вот умилительное зрелище! Раненые «с усилием оставляли свое скорбное ложе и, лишенные ног, ползли или тащились на костылях, чтобы приложиться к означенным иконам и получить окропление св. воды» 30 . Уже в полночь св. иконы возвратились в места своего постоянного пребывания. Страдальцы, казалось, не хотели расстаться с посетившею их святынею, принесшею им мир, радость и нравственное успокоение...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

II. Братия! Какой высокий идеал истинной христианки являет нам св. Наталия. а)  Не припоминаются ли вам, братия при этом противоположные образы женщин , о которых так много говорят и пишут в последнее время; – отбрасывается естественная стыдливость женского пола, усвояются мужские манеры, поднимается неугомонная гоньба за всевозможными учениями, без рассуждения, нужно ли это им, полезно ли, относятся ли эти учения к тем обязанностям, которые их ожидают, небрежение о родном доме, стремление к ранней самостоятельности, дерзкие слова матери, желание избавиться от власти отца, негодование пред мыслию о какой-либо власти, наконец, охлаждение к Церкви, к той Церкви Господней, которая и вызвала женщину из рабства и открыла ей высокое назначение… О таких женщинах и девицах, наверное, не будут плакать у гроба их, или будут плакать слезами горя, не имущего упования. б)  О подобных женщинах и девицах нужно сказать, что вообще вся их жизнь идет ненормальным путем. Подобные девицы в большинстве случаев и замуж выходят не по расположению, а по непростительному легкомыслию или по грубому расчету. Поэтому с самой первой поры сделается подобной девице ненавистной эта совместная жизнь, эта необходимая зависимость от мужа. Брачные узы ей кажутся тяжкими оковами. Дети для нее лишнее бремя, помеха в жизни, а если она, по-видимому, и любит их, то любит для себя, для своей суетности, и переливает в них свою пустоту, развращение своего сердца. Такая женщина, может быть, и схватит несколько преступных удовольствий, но жизнь же непременно даст ей почувствовать, что нельзя безнаказанно попирать ее уставы, и смерть ее не вызовет уже горячих слез ни у мужа, ни у детей. III. Жизнь же сердца в нравственной красоте и святыне целомудрия влияет на окружающих женщин так, что в виду ее они не позволяют сказать ни одного нескромного слова. Живое религиозное чувство, которому женское сердце может быть отличным проводником и дома, и в обществе, безраздельные чувства супруги и матери, полное посвящение себя воспитанию детей, чувства любви христианской с ее милосердием и состраданием к бедствующему человечеству – вот где истинное назначение и истинная доблесть жены христианки. (Составлено по Четьи Минеям и «Словам и речам» прот. П. Смирнова, ч. 2-я). Поучение 2-е. День Владимирской иконы Божией Матери

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Подобно Новгороду, здесь вечерня без литии совершалась в том случае, когда ночью полагалось всенощное бдение. В таком случае после вечерни, как и в Новгороде, служился молебен. Так, на праздник Успения Божией Матери чиновник говорит: «Ключари повелят звонити к вечерне. И, вшед государь во церков, прикладывается ко святым иконам, и приемлет от патриярха благословение, и ставится на своем царском месте. А вечерню протопоп с протодия-коном начинают, а псалмы дияконы глаголют, и власти ходят по два по два, государю поклоняются, таж патриярху. А певчие государевы поют на правом крылосе, а патриярховы поют на левом крылосе, а на выход власти облачаются, и протопопы, и священицы. Литея не бывает, а во время стиховны патриярх входит Царьскими Дверми в олтар и облачается со властьми. И по отпоусте вечернем патриярх пел молебен пред образом Пречистыя Богородицы, и по отпоусте молебна патриярх благословил государя, а государь пошел во своя царьския пола-ты. Ко всенощному благовестят за 6 часов. Как власти во цер-ков сошлися, и потом входит патриярх, ставится на своем месте и полагает начало. И потом входит государь царь во цер-ков, а ключари повелят звонити ко всенощному, и прикладывается государь ко святым иконам, и приемлет от патриярха благословение, и ставится на своем царском месте. Всенощное начинает протопоп с протодияконом, певчия поют по кры-лосом; на выход власти и на литею облачаются. По концы всенощнаго чтут статию зазвонную, ключари повелят звонити к заутрени, и по чтении глаголют псалмы, ектения великая; таж величание» 597 . Такой порядок чиновники указывают неоднократно 598 . В тех же случаях, когда всенощное бдение не отправлялось, а полагалась лишь утреня, предваряемая полунощницей, с вечера служили вечЬрню с литией и за ней – молебен. Так, в службе на принесение в Москву Владимирской иконы Божией Матери, 23 июня, чиновник говорит: «Празнество: вечер и оут-ро благовесть в новой болшей колокол, трезвон во вся, поют по уставу, а начинает вечерню недельной поп со дияконом; на выход и на литею власти и священицы соборные облачаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

g. 4 декабря 2010 года в Свято-Владимирской часовне на русском кладбище города Люйшунь (Порт-Артур) впервые за 60 лет был совершен молебен перед Порт-Артурским образом Божией Матери, написанный М.М.Осипенко специально для часовни в Порт-Артуре. Молебен совершил настоятель Петро-Павловского прихода в Гонконге протоиерей Дионисий Поздняев. По окончании молебного пения у поклонного креста была отслужена лития о воинах, павших во время военных кампаний на Лаодунском полуострове и погребенных на порт-артурском кладбище. За богослужениями молились генеральный консул России в Шэньяне С.Н.Подберезко и верующие, прибывшие из Даляня, Шэньяна, Ханчжоу и Гонконга. 17. РАЗМЫШЛЕНИЯ Далее, читатель, позволю себе отвлечься на анализ визита Д.А.Медведева (только личное мнение) в плане не только государственных интересов России, но и дальнейшей перспективы развития мира, как я её понимаю: цивилизационной матрицы. Речь, конечно, пойдет не о «сколковской» модернизации или нефте-газовых трубах, выкачивающих из России последние природные ресурсы, не про вороватые, мифические «чубайсовские» нанотехнологии и постройки грандиозных сооружений Олимпиады, Ч.М. по футболу (при наличии дефицита детских садов в стране и практической невозможности приобретения молодыми семьями жилья!). И даже не о политическом признании итогов Второй Мировой войны или о границах с Китаем. Все намного серьезнее. Совпадение первого в истории России визита главы государства Д.А.Медведева в Порт-Артур и восстановление через полвека там воинского мемориала депутатом Государственной Думы А.В.Скочем считаю промыслительно связаны с повторными за столетие современными явлениями Порт-Артурских и других образов в России. Это был знак свыше, который государственные деятели, возможно, не осознав духовно, тем не менее, образцово и трудолюбиво выполнили в пределах своих должностных обязанностей. Весь их многочисленный аппарат референтов, советников и политологов направлен на курирование выборной, политической, экономической, военной и других мирских вопросов, но не промыслительной, духовной, богопознавательной части человеческого Бытия. Хорошо бы знать чиновникам, что святые иконы являются для человека как бы окном в Горний Мир, «каналом общения» верующих с Богом - так обеспечивается двухсторонняя связь. Если сейчас возможно проконтролировать рукотворными средствами деятельность любого человека «засветившегося» в любой электронной базе данных, то что тогда подвластно Богу? Все. Впрочем это все изначально предсказывала Библия, например, о «знаке на челе» - современном вживляемым микрочипе.

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/28/...

Черный дым, пронизанный искрами, вылетающими из паровозной трубы, покрывает нас, лежащих на крыше. Искры жгут руки, лицо, прожигают одежду, мешки. Отмахиваемся от искр, словно от мух, тушим друг на друге, отряхиваемся. На сердце у меня спокойно, я даже на время перестаю молиться и с интересом смотрю на степь, дорогу, черные спины вагонов, усеянных людьми. Саша ушла в себя и беспрестанно молится, это видно по ее сосредоточенному лицу и легкому движению губ. Смотря на нее, мы с Катей тоже начинаем молиться. Молитва к Божией Матери еще больше успокаивает душу, вселяет уверенность. Саша тихо просит, чтобы мы все трое легли друг к другу головами. Осторожно перекладываемся, и Саша по памяти читает нам акафист Владимирской Божией Матери. Читает она его несколько раз. Соседи не слышат, вагоны скрипят, раскачиваются и поют на разные голоса. Саша после прочтения акафиста каждый раз читает молитву, где есть такие слова, обращенные к Богородице: “О Мати Божия, под покров Твой прибегаем, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся. Огради и спаси нас, беззащитных, от всяких бед, не остави нас и покрый нас милостью Твоею. В руки Твои вручаем себя, ибо Ты спасение и надежда наша”. И каждый раз после прочтения акафиста я чувствую, что мы не одни на крыше вагона, три девчонки, беззащитных и слабых, а Она, Матерь Божия, с нами и в трудную минуту придет к нам. Жарко, душно, трудно гасить искры и цепляться за гребни крыши. Вагоны, сильно раскачивает, руки устают, мешки съезжают в сторону, и их беспрерывно приходится поправлять. Поезд несколько раз останавливается на небольших станциях, солдаты грузят дрова, паровоз берет воду, и мы опять едем. Проходят разрозненные дорожные будки, деревни, постройки, но рядом с дорогой по-прежнему лежит сухая, сожженная солнцем степь. Едем, едем и едем, но вдруг поезд внезапно останавливается. С поезда соскакивают люди, бегут вдоль состава, что-то оживленно обсуждают. Поезд стоит, мы по-прежнему лежим. Солнце почти спустилось за горизонт, становится прохладнее. Искры больше не летят, кругом бескрайняя степь. Хочется пить. Двери вагонов открываются, солдаты выскакивают на полотно дороги, идут к редким придорожным кустам, беззлобно ругаются друг с другом, чему-то смеются. Мы сверху смотрим на них. Вдруг кто-то из солдат восклицает: “Братва, баб-то сколько на крышах!” И мгновенно происходит перемена в настроении. “Ребята! Айда к бабам”. Вагоны пустеют, все высыпают на насыпь. Многие лезут на крыши. Шум, смех, крики, визг.

http://pravmir.ru/o-arsenij-kniga-iii-ch...

Зачем нужны неудачи? Беседа с настоятелем церкви Владимирской иконы Божией Матери (в с. Быково) протоиереем Валентином Дроновым – Отец Валентин, прежде чем начать разговор о детских неудачах, хотелось бы понять, как верующий человек должен воспринимать те жизненные сложности и проблемы, которые не удалось разрешить? Уместно ли вообще говорить об удаче или неудаче применительно к событиям жизни церковного человека? – Действительно, если выйти за рамки чисто обывательского взгляда на жизнь, то понятия «удачи» или «неудачи» вызывают сомнения. Для христианина очевидно, что те или иные завоевания и «удачи» принадлежат вовсе не нам, а возможны лишь благодаря помощи Божией. Точно так же и неудачи не всегда свидетельствуют о нашей несостоятельности, бесталанности и никчемности, а посылаются нам во имя каких-то целей. В христианстве понятие удачи – в том смысле, который в него обычно вкладывают, – не существует. Когда говорят, что человеку сопутствует удача, то подразумевают какое-то необъяснимое везение, не связанное с затраченными трудами и заслугами. Удача в обыденном представлении – скорее действие слепой судьбы, чем результат приложенных усилий. Если же основываться на христианском мировосприятии, то говорить об удаче можно лишь в одном смысле: когда человеку нечто удается благодаря своим усилиям. Причем, достигнутый результат – это не только и не столько плод его личного труда, но и свидетельство Божиего присутствия и покровительства. То же и с неудачами: человек верующий отнесется к несбывшимся мечтам и несостоявшимся планам с точки зрения Промысла Божия. А значит, задумается о себе, попытается осмыслить свой путь, усомнится в правильности тех или иных решений. Для верующего человека неудачи – повод к переосмыслению своей жизни, а значит – прямой путь к созиданию и самосовершенствованию. – Как помочь ребенку в преодолении тех испытаний, которые кажутся ему неудачами? – Восприятию неудач ребенок учится в семье. Он будет относиться к сложностям и испытаниям так, как их воспринимают родители. Если в семье жизнь воспринимается с точки зрения действия Божиего Промысла, то и ребенок отнесется к своим проблемам по-христиански. Он будет знать, что трудности посылаются во благо, что неудачи существуют для их преодоления, а испытания – для взросления и закалки.

http://pravoslavie.ru/31855.html

Побежали от мира, где сообщество с мирскими непрестанно рассеивает мысль, порабощает желания, возмущает душу и совесть. Побежали в пустыню, где отстраняясь от тварей, могли ближе ощущать Бога, и, удаляясь, так сказать, на самую границу видимого и невидимого мира, перенесли туда добровольно и благовременно, и мысль, и сердце; и если принуждены были оставить бренное тело, то, по крайней мере, старались постом, бдением и другими подвигами, очищать и утончать его так, чтобы не столько оно отягощало душу ( Прем.9:15 ), сколько душа облегчала его и воскрыляла, чтобы оно, сколько можно, менее препятствовало им подражать жизни бесплотных и принимать благодатные посещения Святого Духа (П. 121–123). Таким был блаженный старец Зосима. Хотя нам неизвестно с каких лет был иноком блаженный старец схимонах Зосима, но мы не ошибемся, если скажем, что он был призван Господом с малолетства. В этом убеждают нас высокие добродетели схимонаха Зосимы. Чтобы достичь чистоты сердца, сделаться обителью Духа Святого и быть призванным к уединенному жительству в пустыне – надо трудиться на пути духовного делания, очень долго, много десятков лет, надо быть истинным монахом. А истинный монах только тот, говорит Лествичник, кто во всяком месте и деле, во всякое время руководствуется единственно Божиими заповедями и Божиим словом. Только исполнители правды Божией могут возобладать своим сердцем и своей плотью. Инок должен сперва обучаться деланию заповедей в обществе человеческом, в котором душевное делание сопряжено с деланием телесным, а потом уже, достигнув достаточного преуспеяния, заняться исключительно и душевным деланием в отшельничестве или безмолвии, если окажется способным к нему. Редкие способны к безмолвию и отшельничеству. Также надо много лет трудиться, терпеть искушения и скорби и бороться со страстями, чтобы сделаться истинным монахом, способным к пустынножительству. Св. Ефрем Сирин указывает на семь необходимых направлений в духовном делании монаха. Первое – молчание, т.е. жизнь, провождаемая без развлечений, в удалении от всякого житейского попечения, чтобы монаху, становясь выше человеческого ублажения, можно было прилепиться к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010